Служебные автомобили – престиж или ловушка? Служебные автомобили Служебные машины.

В современной компании служебные автомобили – это не просто «рабочий инструмент». Зачастую они являются не только способом облегчения трудового процесса, но и показателем определенного карьерного статуса. Ведь, с одной стороны, служебный автомобиль обязателен для ряда профессий, таких как водители, торговые агенты, аварийные комиссары и т. д., для которых выполнение трудовой функции без него просто невозможно. А с другой стороны, для топ-менеджеров служебный автомобиль предоставляется зачастую как дополнительный бонус. При этом не секрет, что не всегда служебный автомобиль используется исключительно в рабочих целях. Внутренние политики многих международных компаний, которые работают и на украинском рынке, позволяют использование данных автомобилей и в личных целях сотрудников.

Использование служебных автомобилей условно можно разделить на использование в служебных и в личных целях. Использование служебного автомобиля в рабочих целях означает, что работник эксплуатирует его в рамках и с целью выполнения трудовых обязанностей. Как правило, функции персонала регулируются трудовыми договорами, должностными инструкциями, внутренними политиками компании. Что же касается использования служебного автомобиля в не служебных целях, подразумевается, что сотрудник ездит на служебном автомобиле по личным делам, которые никоим образом не связаны с его трудовыми функциями. К примеру, после завершения рабочего дня, во время отпуска или в период пребывания на больничном. В свою очередь цели использования служебных автомобилей влекут за собой соответствующие правовые и налоговые последствия для персонала и работодателей.

Ответственность сотрудника за перерасход горюче-смазочных материалов

При использовании служебных автомобилей сотрудники не должны превышать установленные нормы расхода горюче-смазочных материалов. Именно для этого приказом Министерства транспорта Украины № 43 от 10.02.98 и утверждены Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте. Несмотря на это, довольно часто работники допускают превышение лимитов расхода горюче-смазочных материалов при использовании служебных автомобилей. Поэтому необходимо знать, что в случае перерасхода топлива по вине сотрудника (к примеру, человек отклонился от установленного маршрута, превысил допустимый километраж и т. д.) в соответствии с законодательством он всегда будет нести полную материальную ответственность за такой перерасход – т. е. в размере полной стоимости перерасходованного топлива.

При этом стоимость такого перерасхода может быть компенсирована сотрудником как добровольно через кассу предприятия, так и быть взыскана работодателем принудительно, если он отказывается возместить причиненный предприятию ущерб добровольно. Если человек желает компенсировать нанесенные убытки добровольно, он также может вернуть предприятию перерасходованное топливо в натуре.

В противном случае, если сотрудник отказывается возмещать стоимость перерасходованного топлива добровольно, но при этом размер такого перерасхода не превышает среднюю зарплату данного специалиста, то стоимость перерасхода отчисляется из его заработной платы по письменному распоряжению руководителя компании. Однако провести такое отчисление в полном размере за один раз вряд ли удастся, поскольку при каждой выплате заработной платы общий размер всех отчислений не может превышать 20 % зарплаты. Исключение составляют случаи, когда из заработной платы сотрудника взыскиваются алименты, тогда размер отчислений не может превышать 70 %. Если же стоимость перерасходованного топлива превышает среднюю зарплату сотрудника, предприятие не вправе самостоятельно удерживать сумму такого перерасхода из зарплаты. В этом случае работодатель вынужден будет обратиться в суд с иском к работнику о возмещении стоимости перерасходованного топлива. И такое взыскание будет проводиться органами государственной исполнительной службы на основании решения суда.

Ответственность сотрудника за повреждение служебного автомобиля

В ряде случаев трудовое законодательство ориентировано на интересы работника, а не работодателя. В частности, при повреждении служебного автомобиля при выполнении трудовых обязанностей по общему правилу сотрудник несет не полную, а ограниченную материальную ответственность в размере своей средней зарплаты. Это означает, что он обязан возместить стоимость причиненных по его вине повреждений служебного автомобиля, но в любом случае не больше своего среднемесячного заработка.

Наиболее распространенная причина повреждения служебных автомобилей – это дорожно-транспортное происшествие. В таком случае вина сотрудника должна быть подтверждена постановлением суда о признании его виновным в нарушении правил дорожного движения и привлечении его к административной ответственности.

По согласованию с работодателем работник может возместить стоимость причиненных по его вине повреждений служебного автомобиля в кассу предприятия или устранить повреждения за свой счет.

Если зарплаты сотрудника будет недостаточно для устранения повреждений служебного автомобиля, то остальные расходы предприятие будет вынуждено нести за свой счет. Если же автомобиль застрахован, то эти расходы будут покрыты страховкой.

В случае отказа от добровольного возмещения повреждений автомобиля, по распоряжению руководителя предприятия сума такой компенсации может быть удержана из заработной платы сотрудника. Здесь также действуют ограничения на общую сумму отчислений из ежемесячной зарплаты – не более 20 % заработной платы по общему правилу и не более 70 % заработной платы в случае уплаты алиментов.

Вместе с тем ответственность сотрудника за повреждение служебного автомобиля не всегда ограничена размером его зарплаты. И это логично, иначе такие ограничения привели бы к неоправданным злоупотреблениям. К примеру, работник будет нести полную материальную ответственность за повреждение служебного автомобиля по его вине, если он:

Повредил служебный автомобиль не при выполнении своих трудовых обязанностей – например, при его использовании в личных целях (после завершения рабочего времени, в отпуске, на больничном);

Повредил служебный автомобиль, находясь в нетрезвом состоянии – при этом не имеет никакого значения, произошло это при исполнении трудовых обязанностей или нет. Обращаем внимание на то, что факт алкогольного или наркотического опьянения должен быть установлен либо специальными техническими средствами сотрудниками милиции, либо заключением медицинского учреждения. Интересно, что заключение не каждого медицинского учреждения имеет юридическую силу. На самом деле право проводить осмотры и устанавливать факт пребывания в нетрезвом состоянии имеют только те медучреждения, которые включены в соответствующий перечень управлениями здравоохранения в каждом регионе. Проведение таких осмотров другими учреждениями, которые не входят в указанный перечень, запрещено;

Повредил служебный автомобиль вследствие действий, которые имеют признаки преступления – т. е. к повреждению служебного автомобиля привели уголовно наказуемые действия сотрудника (например, когда работник без разрешения руководства взял служебный автомобиль – незаконно завладел им – и совершил ДТП).

Таким образом, от обстоятельств, при которых произошло повреждение служебного автомобиля, и зависит степень материальной ответственности сотрудника – полная или ограниченная.

Пример из судебной практики

Предприятие обратилось в суд с иском к своему сотруднику о взыскании стоимости повреждений служебного автомобиля вследствие дорожно-транспортного происшествия и ссылалось на то, что во время аварии работник находился в нетрезвом состоянии. Несмотря на это, суд отказал в удовлетворении иска, поскольку для доказательства факта пребывания сотрудника в состоянии алкогольного опьянения предприятие предъявило медицинское заключение медпункта предприятия. Суд принял такое решение именно по той причине, что медпункт предприятия не входил в перечень уполномоченных медицинских учреждений, которые вправе давать такие заключения.

Ответственность сотрудника за вред, причиненный третьим лицам

Обстоятельства и цели использования служебного автомобиля также определяют условия возмещения вреда, причиненного работником третьим лицам. К примеру, если он причинил вред третьим лицам при исполнении трудовых обязанностей, его должно возместить предприятие. Так, если он, находясь при исполнении трудовых обязанностей на служебном автомобиле, совершил по своей вине ДТП, то работодатель обязан возместить потерпевшим причиненный вред в полном размере. В дальнейшем предприятие имеет право через суд в порядке регресса взыскать с сотрудника выплаченную сумму в полном объеме.

Если гражданская ответственность сотрудника застрахована и этот случай покрывается страховкой, то причиненный им вред будет выплачен за счет страховки. При недостаточности страхового возмещения предприятие выплачивает только разницу между фактическим размером вреда и суммой страховой выплаты. В свою очередь, предприятие в дальнейшем может взыскать эту разницу с сотрудника.

Совершенно иные правовые последствия будут наступать, если работник причинил вред третьим лицам при использовании служебного автомобиля в своих личных целях. В этом случае он возмещает причиненный вред в полном объеме и за свой счет. При этом работодатель не будет нести никакой ответственности за вред, причиненный его сотрудником не при исполнении служебных обязанностей.

Пример из судебной практики

Потерпевший после ДТП обратился в суд с иском к предприятию и требовал возмещения вреда, причиненного сотрудником этого предприятия на служебном автомобиле. Однако суд отказал потерпевшему в удовлетворении таких требований, потому что в день, когда произошло ДТП, у работника был выходной и он использовал служебный автомобиль в своих личных целях, а не для выполнения трудовых обязанностей.

Налоговые последствия использования служебного автомобиля

С точки зрения Налогового кодекса Украины, использование работниками служебных автомобилей в личных целях считается дополнительным благом, которое должно облагаться налогом на доходы физических лиц по ставке 15 %. И поскольку работодатель является налоговым агентом своих сотрудников, именно он обязан начислять, удерживать за счет работника и перечислять в бюджет налог на доходы физических лиц. Помимо этого, на работодателя (а не на сотрудника) возлагается также ответственность за неуплату налога. Так, за неначисление, неудержание и/или за неуплату (неперечисление) налога работодателю грозит штраф в размере 25 % от суммы налога, который подлежал уплате. Кроме того, за несвоевременную уплату налогового обязательства работодателю будет начисляться пеня в размере 120 % годовых учетной ставки Национального банка Украины.

Итак, служебный автомобиль – это не только престиж, но и ответственность, и налоговые обязательства в определенных случаях. При этом стоит обратить внимание на то, что если бесплатное использование персоналом автомобилей в личных целях предусмотрено коллективным договором, то это не будет считаться дополнительным благом и облагаться налогом на доходы физических лиц. С помощью коллективного договора можно абсолютно законно устранить налоговые риски в связи с использованием сотрудниками служебных автомобилей в нерабочих целях.

Как видим, знание законодательных нюансов позволяет определить оптимальную политику использования служебных автомобилей, сбалансировать интересы компании и работников и минимизировать налоговые риски.

Юлия ЧЕРКАШИНА,

старший юрист, адвокат

АО «Адвокатская фирма «ПАРИТЕТ»

Объектами производства машиностроительной промышленности являются различные машины. Понятие о «машине» формировалось на протяжении многих веков. Неоднократно оно уточнялось, меняло содержание. Однако с давних времен под машиной понимали устройство, предназначенное для действия в нем сил природы сообразно потребностям человека.

В настоящее время понятие «машина» трактуется с разных позиций и в различном смысле. Например, с точки зрения механики: машина – это система, созданная трудом человека для преобразования одного вида энергии в другой с целью получения полезного эффекта или производства полезной работы .

В зависимости от основного назначения различают два класса машин (рис. 1.1):

1) машины-двигатели , с помощью которых один вид энергии преобразуется в другой, удобный для использования;

2) машины-орудия (рабочие машины), с помощью которых производится изменение формы, свойств и положения объекта труда.

Исходным продуктом процесса, осуществляемого машиной, могут быть предметы природы, сырье или полуфабрикаты.

Продукция это результат производства в виде сырья, полуфабрикатов, созданных материальных благ или выполненных работ производственного характера.

Под служебным назначением машины понимают четко сформулированную конкретную задачу, для решения которой предназначена машина.

Формулировка служебного назначения машины должна содержать подробные сведения, конкретизирующие общую задачу и уточняющие условия, при которых эта задача может быть решена. Так, формулируя служебное назначение автомобиля, недостаточно сказать, что автомобиль предназначен для перевозки грузов. Необходимо конкретизировать характер грузов, их массу и объем, условия, расстояние и скорость перевозки, состояние дорог, климат, требования к внешнему виду автомобиля и многое другое, для того чтобы исчерпывающе определить именно ту задачу, которую должен выполнять создаваемый автомобиль.

Служебное назначение машины описывают не только словесно, но и системой количественных показателей, определяющих ее конкретные функции, условия работы и ряд дополнительных моментов в соответствии с задачей, которую предстоит решать с помощью создаваемой машины. Формулировка служебного назначения машины является важнейшим документом в задании на ее проектирование.

Машины и все ее составляющие в процессе производства их на машиностроительном предприятии являются изделиями.

Изделие – это предмет или набор предметов производства, подлежащих изготовлению на предприятии .

Изделия в зависимости от их назначения делят на изделия основного и вспомогательного производства. Изделия основного производства , предназначены для поставки (реализации) потребителем. Изделия вспомогательного производства – используются только для собственных нужд изготавливающего их предприятия.

ГОСТ 2.101 – 68 устанавливает следующие виды изделий:

ü деталь это изделие (составная часть изделия), изготовленное из однородного по наименованию и марке материала без применения сборочных операций. Характерный признак детали – отсутствие в ней разъемных и неразъемных соединений. Например, валик из одного металла, литой корпус и т.п.;

ü сборочная единица это изделие, составные части которого подлежат соединению между собой на предприятии – изготовителе путем сборочных операций (свинчивания, сочленения, клепки, сварки, пайки, склеивания т.п.).


Например: автомобиль, станок, редуктор, сварной корпус, маховичок из пластмассы с металлической арматурой;

ü комплекс два и более специфицированных изделия, не соединенных на предприятии-изготовителе сборочными операциями, но предназначенных для выполнения взаимосвязанных эксплуатационных функций. Например: цех-автомат, бурильная установка;

ü комплект – два и более изделия, не соединенных на предприятии-изгото­ви­теле сборочными операциями и представляющих набор изделий, которые имеют общее эксплуатационное назначение вспомогательного характера. Например: комплект запасных частей, комплект инструмента и принадлежностей и т.п.;

ü комплектующее изделие – это изделие предприятия-поставщика, применяемое как составная часть изделия, выпускаемого предприятием-изготовителем. Составными частями изделия могут быть детали и сборочные единицы.

Для построения эффективного технологического процесса сборки необходимо расчленить изделие на ряд сборочных единиц и деталей. Каждая сборочная единица включает в себя определенные виды соединений (рис. 1.2).

По возможности относительного перемещения составных частей соединения подразделяются на подвижные и неподвижные .

По сохранению целостности при сборке соединения подразделяются на разъемные и неразъемные. Соединение считается разъемным , если при его разборке сохраняется целостность его составных частей, и неразъемным , если при разборке его составные части повреждаются и их целостность нарушается.

При этом соединения могут быть: неподвижными разъемными (резьбовые, пазовые, конические), неподвижными неразъемными (соединения запрессовкой, развальцовкой, клепкой); подвижными разъемными (подшипники скольжения, плунжеры-втулки, зубья зубчатых колес, каретки-станины), подвижными неразъемными (рдшипники качения, запорные клапаны).

Количество разъемных соединений в современных машинах и механизмах составляет 65 – 85 % от всех соединений.

Неразъемные соединения в процессе эксплуатации и ремонта нередко подвергаются разборке, вызывающей большие затруднения и часто приводящей к порче сопряженных поверхностей (одной или обеих деталей соединения), а также дополнительной пригонке, доработке или замене.

По форме сопрягаемых поверхностей соединения подразделяются на:

ü цилиндрические (до 35 – 40 % всех соединений);

ü плоские (15 – 25 %);

ü конические (6 –7 %);

ü сферические (2 – 3 %);

ü винтовые;

ü профильные.


По методу образования соединений они разделяются на;

ü резьбовые;

ü клепанные;

ü клиновые;

ü клееные;

ü штифтовые;

ü фланцевые;

ü шпоночные;

ü прессовые;

ü шлицевые;

ü фальцованные;

ü сварные;

ü развальцованные;

ü паяные;

ü комбинированные и др.

«Престиж страны определяется наличием ракет, числом золотых олимпийских медалей и лимузином президента» - эти слова принадлежат младшему брату Джона Кеннеди - Роберту Кеннеди, занимавшему пост генерального прокурора США. Американские президенты пересели на четырехколесный транспорт в начале XX века. Первым использовать машину в служебных целях начал Уильям Тафт (27-й президент США), который передвигался на автомобиле марки Model M компании White Motor, а затем на Cadillac model G. Сегодня служебный транспорт есть у лидеров даже самых бедных стран, причем именно президентский или премьерский кортеж является одним из самых заметных атрибутов власти. В ряде стран первые лица государства передвигаются на специально созданных для них лимузинах, а в других, наоборот, используют модели серийного производства.

Президент России Владимир Путин - Mercedes S-600 Guard Pullman производство Германии

Российский президент Владимир Путин ездит на бронированном лимузине Mercedes-Benz S-600 Guard Pullman производства Германии. Длина автомобиля составляет 6,2 м, а вес около 3 тонн. На машине установлен 6-литровый двигатель V12 мощностью 400 л.с. Его бронирование защищает от стрелкового оружия и гранат, он оснащен системами тушения огня и защиты от газовой атаки, а оборудованный по последнему слову техники салон представляет собой комфортный офис на колесах. Наблюдать за происходящим сзади лимузина помогает встроенная в багажнике видеокамера. Системы связи и безопасности автомобиля держатся в строжайшем секрете. По самым скромным подсчетам, стоимость такого авто - свыше 900 000 евро.

Президент США Барак Обама - Cadillac One производство США

Служебный автомобиль президента США Барака Обамы Cadillac One производства США по прозвищу «Зверь» (The Beast) - не просто лимузин люкс-класса, его можно назвать самым бронированным и защищенным в мире. «Зверь», изготовленный концерном General Motors на платформе грузового пикапа GMC TopKick, весит более восьми тонн, его длинна - 5,5 м. 20-сантиметровая броня дверей и 12-сантиметровая броня окон способны выдерживать прямые выстрелы из крупнокалиберного оружия. На случай химической атаки имеются баллоны с кислородом. Здесь также можно найти пушки со слезоточивым газом, ружья для охраны, а также емкости с кровью президента для переливания. Бензобак автомобиля защищен и изолирован от внешнего мира. Расход топлива огромен - 3 литра дизеля на 10 км. Вероятно, президентский лимузин является самым бронированным и самым защищенным автомобилем на нашей планете. Чего стоит 20-сантиметровая, и толщиной в 12 сантиметров бронированные стекла. Не забудем и про усиленные кевларом шины Goodyear, которые даже после попытки расстрела и попадания в них снаряда, смогут довезти президента до пункта назначения. Салон автомобиля практически отрезан от окружающего мира, имеет несколько систем фильтрации воздуха, что сводит к нулю вероятность химической атаки на автомобиль. Бензобак Зверя защищен и изолирован от внешнего мира на случай направленного удара или повреждения при езде по пересеченной местности

Королева Великобритании Елизавета II – Bentley State Limousine производство Великобритании

Королева Великобритании пользуется выпущенным в 2002 году в честь 50-летия со дня её восхождения на трон эксклюзивным седаном State Limousine от компании Bentley производства Великобритании. Сдвоенная турбина на двигателе (6.75 литров) V8 выдает 400 лошадок. Максимальная скорость 210 км/ч. Также Елизавете II принадлежит автопарк седанов Rolls-Royce, включая изготовленный в 1978 году в единственном экземпляре Phantom VI со складной крышей. Однако у королевы есть и более новый и не менее редкий автомобиль. Уникальный Bentley Arnage Red Label, сделан специально для Елизаветы II. Этот автомобиль оборудован кондиционером и баром. Он также защищает Ее Величество от отравляющих газов при помощи специального воздушного фильтра. Стоимость эксклюзивного «королевского» Bentley Arnage Red Label - около 475 000 евро.

Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон- Jaguar XJ Sentinel V8 производство Великобритании

Премьер Соединённого королевства Дэвид Кэмерон, как и его предшественники Тони Блэр и Гордон Браун, предпочитает седан марки Jaguar XJ Sentinel V8 производства Великобритании. Бронированный XJ Sentinel V8 окрашен в темно-синий цвет. Под капотом такого «монстра» стоит двигатель мощностью 395 л.с., позволяющей машине разгоняться до 240 км/ч и набирать «сотню» всего за 5,2 секунды. Безопасность обоих автомобилей на высоте. Бензобак, крыша и багажник защищены от взрывов, а двери закрыты пуленепробиваемыми стальными панелями толщиной 3,7 мм. Также высокопоставленным пассажирам не страшен отравляющий газ, который не пропустит в салон специальный воздушный фильтр. Предшественники предпочитали, соответственно, серебристый и зеленый. Традиционный черный цвет представительских автомобилей у британских лидеров не в почете.

Канцлер Германии Ангела Меркель - Audi A8 производство Германии

Ангела Меркель передвигается не на специально созданном для нее лимузине, а на седане AUDI A-8 D3/4E Security производства Германии. Известно, что бронированная версия Audi A8L способна уберечь высокопоставленную пассажирку от выстрелов из огнестрельного оружия и взрыва гранаты под днищем. Кроме этого, благодаря 6-литровому двигателю мощностью 450 л.с. машина может уйти от практически любой погони. Что касается внутреннего оснащения служебного Audi A8 канцлера, то оно вполне стандартно для автомобиля класса люкс и состоит из мобильного офиса и мини-бара с холодильником. В состав кортежа входят два автомобиля полиции, автомобиль канцлера и охраны, два мотоциклиста и автомобиль медицинской службы. Цена: от €160 500 (серийная версия Audi A8L W12); стоимость бронированной версии - по запросу

Глава КНР Си Цзиньпин - FAW Hong Qi HQE производство КНР

Представительский автомобиль главы КНР Си Цзиньпин такой же, как и у его предшественников - лимузин FAW Hong Qi HQE («Красное знамя») длиной 6,4 м. Чтобы повысить спрос на автомобили отечественного производства, правительство Китая в феврале 2012 года запретило местным чиновникам ездить на иномарках, цена которых превышает $28 500. Впрочем, лидеры КПК и без этого давно передвигаются на машинах, изготовленных на китайских заводах. Дебют машины состоялся в октябре 2009 года на торжествах в честь 60-летия образования КНР. Дизайн бронированного лимузина был навеян традиционными китайскими мотивами: так, решетка его радиатора напоминает старинный веер. Конструкция машины - государственная тайна. Всё, что известно о седане – это его масса: 4,5 т, а также мощность 12-цилиндрового двигателя - не менее 400 лошадиных сил. Цена: по разным данным, от $600 000 до $1,2 млн (точная стоимость не разглашается)

Лимузин Toyota Century Royal для императора Японии

Император Японии Акихито и его супруга Митико решили сменить старый добрый Nissan Prince Royal, прослуживший им более 30 лет, на более современное, но не менее надёжное и добротное авто. Соответствующего уровня машину согласилась построить компания Toyota. Модель Century, этакий японский «шестисотый», пользующаяся большой популярностью у очень больших начальников очень больших компаний, получила абсолютно новый кузов, созданный с применением целого вороха секретных технологий. Основные характеристики: 5-литровый V12 мощностью 350 лошадиных сил. Интересно, что в этом случае Toyota «нарушила» соглашение японских производителей, не позволяющее выпускать автомобили мощностью свыше 280 сил. «Корпоративная» же Century выпускается именно с 280-сильным V12. Цена: примерно $460000.

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ - Toyota Century производство Японии

Япония является одной из ведущих стран авто производителей в мире, поэтому нет ничего удивительного в том, что премьер-министр Страны восходящего солнца Синдзо Абэ отдает предпочтение отечественным машинам. В его гараже находятся два служебных автомобиля. Первый - Toyota Century. Высшее руководство Японии и императорская семья на протяжении многих лет пользуются седанами Toyota Century, которые собираются для них вручную. Выпуск Toyota Century начался в 1967 году и был приурочен в 100-летнему юбилею основателя компании Сакичи Тойоды. Дизайн автомобиля почти не меняется на протяжении уже 40 лет. Мощность пятилитрового V12 280 лошадиных сил (максимум, разрешенный японскими законами). Седан премьер-министра Синдзо Абэ более демократичен, чем авто императора Акихито. Императорская Toyota Century Royal обладает более внушительным габаритам, в автомобиле есть шторки из рисовой бумаги, потолочные ширмы и гранитная подножка с электроприводом – дань уважения монарху. Еще один служебный автомобиль в гараже Синдзо Абэ - гибридный Lexus LS 600h L (цена серийной версии - от €153 600), выбранный премьер-министром как возможность продемонстрировать достижения японского автопрома и заботу об окружающей среде.

Президент Франции Франсуа Олланд - Citroen DS5 производство Франции

Франсуа Олланд в качестве выбрал Citroen DS5 производство Франции. Именно на нем 15 мая он приехал в Елисейский дворец на свою инаугурацию. Глава государства отказался от лимузина в пользу хэтчбека с гибридной установкой, чем продемонстрировал заботу об окружающей среде. Кроме того, для Citroen DS5 Олланда, выполненного на заказ, был выбран тип кузова ландо с открывающимся верхом. Стоит отметить, что на смене служебной машины автомобильные метаморфозы первого лица Франции не завершились: Франсуа Олланд сократил до двух число своих водителей, а также велел им соблюдать правила дорожного движения и останавливаться на красный сигнал светофора. Цена: от €40 200 (серийная гибридная версия)

Президент Италии Серджо Маттарелла - Lancia Thema производство Италии

Президент страны Серджо Маттарелла остается верен итальянскому автопрому. Главное транспортное средство президента Италии – пятиметровый седан Lancia Thema оснащенный мощным мотором V8 6,4 л. Итальянские президенты отдают предпочтение машинам марки Lancia уже на протяжении нескольких десятилетий. На инаугурацию главы государства приезжали на Lancia Flaminia. Цена: от €39 900 (серийная версия)


Ситуация, когда компания предоставляет своим сотрудникам, которые не являются водителями, в пользование служебные машины, достаточно распространенная. Автомобиль может быть передан, например, руководителю или работникам, чья работа носит разъездной характер (торговому представителю, менеджеру по закупкам).

Казалось бы, имея водительское удостоверение, свидетельство о госрегистрации транспортного средства, полис ОСАГО и приказ о передаче в пользование служебного автомобиля, работник может смело садиться за рул ьп. 2 ст. 209 ГК РФ ; п. 2.1.1 Правил дорожного движения, утв. Постановлением Правительства от 23.10.93 № 1090 . Однако не все так просто. Может, за управление автомобилем работнику необходима доплата? А как быть с предрейсовыми медосмотрами? Давайте разберемся.

Разбираемся с доплатой за совмещение

Необходимость доплаты работнику за управление служебным автомобилем зависит от того, действительно ли он выполняет работу водителя, то есть перевозит грузы или людей.

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Если работник на служебном автомобиле возит грузы или людей, при этом ни в трудовом договоре, ни в должностной инструкции про управление автомобилем ничего не сказано, то ему положена доплата за совмещение.

Это можно выяснить из содержания трудового договора работника и должностной инструкции, если она является частью этого договор аст. 57 , ч. 3 ст. 68 ТК РФ .

Если работник выполняет, помимо своих основных обязанностей, предусмотренных трудовым договором или должностной инструкцией, дополнительные обязанности водителя, которые в трудовом договоре не указаны, то имеет место совмещение профессий (должностей), за которое работнику положена доплат ач. 1, 2 ст. 60.2 , ст. 151 ТК РФ .

Когда доплата не положена

Если директор или другой работник, которому предоставлен служебный автомобиль, не возит грузы или людей, а катает только себя, это не может рассматриваться как совмещение должностей, ведь предоставление автомобиля:

  • не меняет его трудовую функцию (новая трудовая функция не возникает);
  • может рассматриваться как вид социальной гарантии для определенных работников.

А раз нет совмещения, значит, и доплата работнику за управление автомобилем не положена.

Однако даже если работник возит какие-то грузы (торговый представитель - образцы), но в трудовом договоре предусмотрено, что он исполняет свои обязанности с использованием автомобиля, тогда совмещение должностей отсутствует, а значит, требование о доплате неправомерно. В этом случае управление автомобилем выполняется в рамках заключенного трудового договора и предусмотренной им трудовой функции, что не подразумевает каких-либо доплат. Такой вывод косвенно подтверждают Минздравсоцразвития и Ростру дПисьма Минздравсоцразвития от 12.03.2012 № 22-2-897 ; Роструда от 24.05.2011 № 1412-6-1 .

Эту же точку зрения поддерживают и суды, отказывая в доплате за совмещение профессий (должностей), в частности, если:

  • <или> профессии инженера и водителя не совмещались, так как инженер не исполнял обязанностей по должности водителя, а в соответствии с должностной инструкцией был лишь допущен к управлению автомобилем для проезда к месту работ на удаленных объекта хОпределение Мосгорсуда от 12.10.2010 № 33-29136 ;
  • <или> работник был принят на должность водителя-охранника, оплата труда производилась по тарифной ставке, установленной штатным расписанием и трудовым договором для должности водителя-охранника, следовательно, он не совмещал должности водителя и охранника и доплата ему не положен аАпелляционное определение Хабаровского краевого суда от 08.02.2013 № 33-771/2013 .

Когда придется доплачивать

Суды признают факт совмещения профессий и право работника на доплату в случаях, когда:

  • <или> в должностные обязанности работника по основной должности не входили обязанности, которые он выполнял дополнительно по другой должности, для которой в организации была предусмотрена единица в штатном расписании, а также своя должностная инструкци яАпелляционное определение Омского облсуда от 06.11.2013 № 33-7293/13 ;
  • <или> работник выполнял работу, которая отсутствовала в его должностных обязанностях и не была предусмотрена трудовым договором, но при этом фактически было достигнуто соглашение об оплате за совмещение (работник обратился с заявлением, в котором отказался от исполнения ряда обязанностей, а директор письменно просил учредителя доплачивать работнику за совмещение)Апелляционное определение ВС Республики Хакасия от 21.05.2013 № 33-1251/2013 ;
  • <или> работник с должности водителя был переведен на должность водителя-экспедитора и выполнял, помимо обязанностей водителя, обязанности экспедитора без доплаты за совмещение. Суд решил, что профессии водителя и экспедитора, согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, являются двумя самостоятельными должностями с различными трудовыми функциями, а также самостоятельно аттестованы как рабочие места у работодател яОпределение Приморского краевого суда от 15.12.2010 № 33-10823 ;
  • <или> положения трудового договора свидетельствовали о том, что фактически выполнявшиеся работником действия, связанные с вождением автомобиля и поддержанием его в исправном состоянии, выходили за пределы обычных должностных обязанностей работника как начальника отдел аАпелляционное определение Калининградского облсуда от 11.07.2012 № 33-2925/2012 .

Как видим, доказать факт совмещения работникам удается только на основании документов. И если такие документы имеются, то работодателю проще доплатить работнику за совмещение, не доводя дело до суда.

Предрейсовые медосмотры только для водителей

За отсутствие предрейсовых медосмотров водителей (которые работодатель проводит за свой сче тп. 5 ст. 23 Закона от 10.12.95 № 196-ФЗ ) инспектор ДПС может оштрафовать организацию на 30 000 руб.ч. 2 ст. 12.31.1 , ч. 1 , п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ Также организацию может наказать и трудовая инспекция - привлечь к ответственности по ст. 5.27 КоАПабз. 12 ст. 212 ТК РФ ; Решение Мосгорсуда от 18.07.2012 № 7-1369/2012 .

Вместе с тем медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принятых на работу в качестве водител яст. 2 , п. 3 ст. 23 Закона от 10.12.95 № 196-ФЗ . Поэтому если сотрудник ездит на служебном авто, но при этом в качестве водителя не оформлен, то проходить обязательные медосмотры, в том числе предрейсовые, он не должен.

А вот каково мнение представителя Роструда по этим вопросам.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

“ Требование проводить медосмотры относится к транспортным компаниям, в штате которых есть водители. Если компания не ведет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, и должности водителей штатным расписанием не предусмотрены, то нет оснований и для медосмотров.

Что касается доплат работникам, которым предоставлен служебный транспорт, то ситуация такая. Если в трудовом договоре (должностной инструкции) сказано, что работник использует автомобиль для выполнения своей трудовой функции, то дополнительная оплата за это ему не положена. Ведь, подписав договор, работник тем самым подтвердил, что согласен с его условиями.

Если про использование автомобиля ни в трудовом договоре, ни в должностной инструкции ничего не сказано, то управление автомобилем следует расценивать как дополнительную работу, за которую полагается доплат а” .

Итак, если работнику положена доплата за совмещение, а ваша организация ее не платит, это может привести к весьма неблагоприятным последствиям. Это не только штраф от трудинспекции (для организации - от 30 000 до 50 000 руб., а для ее руководителя - от 1000 до 5000 руб.ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ ), но и претензии со стороны работников, что может оказаться гораздо хуже. Ведь тогда работодателю придется раскошелиться еще и на денежную компенсацию за задержку доплаты, а также на возмещение морального ущерба и судебных издерже кстатьи 236, 237 ТК РФ .

Скорая помощь (Ambulance)

Только сбей - они появятся! Скорая помощь! Красная бестия на страже и жителей Либерти Сити!
Характеристики: для того, чтобы попасть в самую глушь к больному, у скорой помощи есть полный привод, разгон до сотни за 15 секунд и 266 км/ч максимальной скорости.


Мотор (Enforcer)

С таким лучше не сталкиваться. По многим причинам.
Характеристики: задний привод, 6.5 тонн (броня), управляемость бревна и начинка из NOOSE - все это делает Мотор опасным автомобилем.


Буффало FIB (FIB Buffalo)

Используется исключительно FIB, похож на полицейскую версию Dodge Charger R/T.
Характеристики: правительство не жалеет средств для своих слуг. 300 км/ч - это максимальная скорость Буффало. Разгоняется до сотни за 12 секунд. Задний привод и крепкий кузов. За вами еще такая не каталась? Тогда мы спешим к вам!


Пожарная машина (Fire Truck)

Много колес, красная краска, проблесковые маячки - короче, все понты присутствуют.
Характеристики: весит 7.5 тонн, а до сотни разгоняется за 17 секунд.


Крузер NOOSE (NOOSE Cruiser)

Появляется когда вы зарабатываете 4 звезды и более. Похож на Police Cruiser.
Характеристики:


Патриот NOOSE (NOOSE Patriot)

Появляется когда вы зарабатываете 3 звезды и более. Используется при заграждении дороги, как самый крепкий автомобиль. От обычного Патриота отличается только покраской, сиреной и бортовым полицейским компьютером.
Характеристики: 300 км/ч, 12,6 секунд до сотни.


Полицейский крузер (Police Cruiser)

Один из двух автомобилей, используемых Полицейским Департаментов Либерти Сити. Базируется на Ford Crown Victoria.
Характеристики: 300 км/ч, 14 секунд до сотни.