Моторное транспортное средство определение. Механическое транспортное средство

- транспортное средство , предназначенное для передвижения по суше.

Правила дорожного движения Беларуси относят к механическим транспортным средствам все транспортные средства, исключая велосипед без подвесного двигателя, инвалидную коляску , прицеп .

В большинстве государств правами на управление механическими транспортными средствами обладают лица, имеющие водительское удостоверение соответствующей категории, полученное в установленном законом порядке.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "" в других словарях:

    механическое транспортное средство - Любое самоходное транспортное средство категорий M u N в соответствии с классификацией, установленной ГОСТ Р 52051. [ГОСТ Р 41.13 2007] механическое транспортное средство Любое самоходное транспортное средство. [ГОСТ Р 52389 2005] Тематики… …

    - – транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем (из ПДД). EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь

    Механическое транспортное средство - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины... Источник: Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 12.11.2012) О Правилах дорожного… … Официальная терминология

    механическое транспортное средство - 2.1.1 механическое транспортное средство (mechanical vehicle, power driven vehicle): Любое самоходное транспортное средство категорий M u N в соответствии с классификацией, установленной ГОСТ Р 52051. Источник …

    механическое транспортное средство - ▲ машина являющийся (чем), транспорт механическое транспортное средство транспортное средство, приводимое в движение двигателем …

    Механическое транспортное средство - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. Правила, утвержденные постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.10.93 N… … Словарь юридических понятий

    Основная статья: Транспорт Автомобили сейчас являются самыми распространенным транспортными средствами, использующими двигатель внутреннего сгорания … Википедия

    транспортное средство - Наземное механическое устройство на колесном ходу категорий L, M, N, O, предназначенное для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования. [Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств] Тематики автотранспортная… … Справочник технического переводчика

    транспортное средство - 2.1 транспортное средство: Одноэтажное транспортное средство, сконструированное и оборудованное для перевозки более 22 пассажиров. Существуют транспортные средства трех классов. Допускается использование транспортного средства более чем в одном… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    стационарное транспортное средство - ▲ механическое транспортное средство стационарный стационарное транспортное средство перемещает груз на небольшое расстояние, осуществляет перегрузку … Идеографический словарь русского языка

Механическое транспортное средство является техникой, кроме мопедов. Оно приводится в движении при помощи достаточно мощного двигателя. Представленный термин распространяется также на самоходные автомобили, а также многофункциональные тракторы.

Категории ТС

1. Рельсовые

Эти механизмы предназначены для быстрого и комфортного передвижения по специально оборудованным дорогам. Они оснащены особенными направляющими, поэтому в целом образуют собой особенную транспортную систему. Рельсовые автомобили бывают обычного типа, узкоколейные, универсальные, комбинированные и монорельсовые. Все они специально приспосабливаются для передвижения по железнодорожным путям.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

К этому виду транспорта можно отнести высокоскоростные поезда, оборудованные магнитной подушкой. Некоторые производители занимаются изготовлением техники на воздушной подушке. Трамвай является видом уличного и частично рельсового транспорта, который предназначен для общественного использования. Он перевозит пассажиров по предварительно заданному маршруту. Чаще всего представленные конструкции работают при помощи электрической тяги.

2. Безрельсовые

К этой группе механизмов можно отнести автобусы, автомобили, вездеходы, велосипеды, моноциклы, мотовездеходы, снегоходы, тракторы, троллейбусы, а также хлопкоуборочные машины. Безрельсовый транспорт является общим названием абсолютно всех сухопутных разновидностей транспорта, которые не используют рельсовые пути. Для передвижения такой техники достаточно наличия ровной твердой поверхности.

Важное свойство безрельсового транспортного средства – это отличная проходимость по неровным или мягким грунтовым поверхностям. Отлично справляются с поставленной задачей гусеничные автомобили.

3. Самоходные

Эти машины предназначены для осуществления конкретных операций, которые напрямую связаны с трудовой или другой деятельностью. Представленные механизмы оборудованы мощным двигателем. К управлению самоходными машинами допускаются граждане, которые получили специальное удостоверение.

Этот документ можно получить в уполномоченных органах государственного надзора по текущему техническому состоянию автомобиля, а также другой техники Российской Федерации. Удостоверение включает в себя несколько категорий допуска.

4. Несамоходные

Это агрегаты, которые необходимо приводить в движение при помощи рук.

Основные виды ТС

Чтобы доставить товары на склад принято использовать следующие разновидности автомобилей – это железнодорожный, воздушный, автомобильный, водный и трубопроводный. Во время выбора необходимо учитывать следующие факторы – скорость доставки, честность, надежность, географическая доступность, маневренность, стоимость, а также возможность быстрого контроля.

  1. Механические. Это самоходные машины, которые проектируются и изготавливаются для использования на дорогах общего назначения. Они должны оснащаться минимум двумя колесами. Для представленной техники предусмотрены правила дорожного движения, которые утверждены действующим законодательством.
  2. ТС которые не относятся к механическим. Этой техникой необходимо управлять при помощи собственной силы, а также используя другие автомобили. К представленной категории можно отнести мопеды и мокики, даже несмотря на то, что они оборудованы двигателем. Немеханическим транспортом принято считать велосипеды, гужевые повозки, прицепы, вьючных животных.

Что представляет собой механическое ТС?

Транспортное средство помогает перевозить пассажиров и разнообразные товары. Если брать в сравнении грузоподъемные или подъемные устройства, то механический транспорт применяется для перевозки на достаточно далекие расстояния.

Наземные автомобили можно классифицировать по типу используемого двигателя, а также способу движения поверхности. Сюда относится колесный, гусеничный, лыжный, а также рельсовый транспорт. Чтобы привести транспортное средство в движении используется энергия, которая берется энергия из определенного источника.

Она потребляется из одного или нескольких основных источников. Большое количество транспортных средств во время производства оснащаются двигателями внутреннего сгорания. Они стоят недорого и их просто обслуживать. Двигатели внутреннего сгорания отличаются надежностью, безопасностью, а также имеют небольшие габариты.

Такие агрегаты потребляют топливо постепенно и поэтому предоставляют все возможности для преодоления больших расстояний. Но они способны в значительной степени загрязнять окружающую среду.

Категории механических ТС

  1. К представленной категории относятся мотоциклы. Это двухколесное или трехколесное транспортное средство, которое оснащено функциональным механическим двигателем. Он бывает пневматический, электрический и внутреннего сгорания. Основные отличительные черты – это вертикальная посадка водителя, оборудование боковыми ножными упорами, прямое управление передними поворотными колесами.
  2. К этой категории относятся автомобили, с разрешенной максимальной массой не больше 3500 килограммов. Исключение составляют механические транспортные средства группы А. Во внимание берется также тот фактор, что количество сидячих мест, кроме водителя не должно превышать восьми. К представленной категории можно отнести также автомобили, которые имеют прицеп. Но их общая масса не должна превышать больше 750 килограммов.
  3. Сюда относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет больше 3500 килограммов. Но общий вес не может превышать отметки в 7500 кг.
  4. К представленной категории можно отнести транспортные средства, максимальная масса которых не превышает 750 килограмм.
  5. Это составы транспортных средств, которые имеют тягач. Также к этой категории можно отнести грузовые автомобили с прицепом.

Условия эксплуатации

Абсолютно каждый водитель механического транспортного средства должен иметь при себе следующий перечень документов:

  1. Удостоверение водителя, которое разрешает управлять транспортным средством надлежащей категории.
  2. Регистрационный документ, который выдается на каждый автомобиль. Если речь идет о транспорте, находящееся в распоряжении Вооруженных Сил Российской Федерации, то стоит оформить технический талон.
  3. Если на транспортное средство были установлены специальные проблесковые маячки или прочие звуковые сигнальные устройства, то необходимо позаботиться о разрешение. Оно оформляется в Государственной автомобильной инспекции.
  4. Маршрутные такси в салоне должны иметь схему маршрута и точное расписание движения.
  5. Действующий договор об обязательном страховании гражданской ответственности собственника транспортного средства. В этот список не ходят водители, которые работают на автомобиле Вооруженных Сил Российской Федерации.

Владельцы транспортного средства, а также лица, которые его эксплуатируют на законных основаниям, имеют полное право передавать управление своим автомобилем другим лицам.

Они должны в обязательном порядке иметь при себе водительские права соответствующей категории.

Чтобы максимально обеспечить безопасность во время дорожного движения водители полностью обязуются:

  1. Регулярно проверять и обеспечивать технически исправное состояние транспортного средства. Также необходимо проверять комплектность и точное размещение перевозимого груза;
  2. Быть внимательным, следить за всеми ситуациями на дороге, быстро и правильно реагировать на все происходящие изменения, а также обращать внимание на целостность и крепление груза.
  3. Во время движения на двухколесном мотоцикле или мопеде нужно одевать мотошлем. Действующим законодательством Российской Федерации запрещается переводить пассажиров, которые не застегнуты мотошлемом
  4. Не сорить на проезжей части и не делать преград на разделительной полосе автомобильной дороги.
  5. Водителям не разрешается создавать собственными действиями угрозу безопасности для дорожного движения.
  6. В Государственную автомобильную инспекцию и другие дорожно-эксплуатационные организации необходимо своевременно сообщать факты создания помех дорожному движению.
  7. Не разрешается осуществлять действия, которые влекут за собой повреждение автомобильной дороги, а также других ее составляющих. Также водителям категорически нельзя причинять вред пользователям.

Если работник милиции остановил автомобиль, то водитель должен выполнить следующие правила:

  1. Показать для проверки документы, которые перечислены выше.
  2. Не препятствовать проверке номерных знаков и комплектности транспортного средства.
  3. Сотрудник милиции должен осмотреть механическое транспортное средство в соответствии с действующим законодательством. Это действие выполняется при условии, что имеются необходимые законные основания.
  4. Милиционеры в обязательном порядке проверяют техническое состояние транспортного средства, которые согласно действующему законодательству подлежат проверке.

Водители должны своевременно и в установленные сроки проходить медосмотр, а также приезжать на станцию технического осмотра для проверки.

(в целях подпункта 5 пункта 2 статьи 346.26 настоящего Кодекса) - автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски. В автотранспортном средстве, предназначенном для перевозки пассажиров, посадочных мест в целях настоящей главы определяется как количество мест для сидения (за исключением места водителя и места кондуктора) на основании данных технического паспорта завода - изготовителя автотранспортного средства. Если в техническом паспорте завода - изготовителя автотранспортного средства отсутствует о количестве посадочных мест, то это количество определяется органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации на основании заявления организации (индивидуального предпринимателя), являющейся (являющегося) собственником автотранспортного средства, предназначенного для перевозки пассажиров при осуществлении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению в соответствии с настоящей главой;..."

Источник:

"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.12.2012)

"...транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем;..."

Источник:

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (с изм. и доп., вступающими в силу с 10.08.2012)


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Транспортное средство" в других словарях:

    транспортное средство - – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (из ПДД). EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь

    транспортное средство - Наземное механическое устройство на колесном ходу категорий L, M, N, O, предназначенное для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования. [Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств] Тематики автотранспортная… … Справочник технического переводчика

    транспортное средство - 2.1 транспортное средство: Одноэтажное транспортное средство, сконструированное и оборудованное для перевозки более 22 пассажиров. Существуют транспортные средства трех классов. Допускается использование транспортного средства более чем в одном… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Транспортное средство - Основная статья: Транспорт Автомобили сейчас являются самыми распространенным транспортными средствами, использующими двигатель внутреннего сгорания … Википедия

    Транспортное средство - Любой вид воздушного судна, корабля, поезда, автомобиля или другое транспортное средство, которое может быть использовано для транспортировки человека в страну или из страны. см. также перевозчик … Международное миграционное право: глоссарий терминов

    ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО - в таможенном праве любые средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование … Энциклопедический словарь экономики и права

    ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО - в соответствии с п. 4 ст. 18 ТмК транспортным средством признаются любые средства, предназначенные для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование. См. также Договор аренды транспортного… … Юридический словарь современного гражданского права - в судебной автотехнике под Т. е. понимаются механические Т. е., в к рых тягловая сила создается за счет двигателя (автомобиль и т. п.) … Криминалистическая энциклопедия

– это распределение различных автомобилей на группы, классы и категории. В зависимости от типа конструкции, параметров силовой части, назначения или особенностей, которые имеют те или иные транспортные средства, классификация предусматривает несколько таких категорий.

Классификация по назначению

Транспортные средства различаются по своему назначению. Можно выделить пассажирские и грузовые автомобили, а также ТС специального назначения.

Если с пассажирским и грузовым авто все предельно ясно, то специальный транспорт не предназначен для перевозки людей и грузов. Подобные автомобили транспортируют оборудование, которое на них закреплено. Так, к таким средствам можно отнести пожарные машины, автовышки, автокраны, автолавки и другие авто, комплектующиеся тем или иным оборудованием.

Если пассажирское авто может вместить в себя до 8 человек без водителя, то оно классифицируется как легковое. Если вместимость ТС более 8 человек, тогда такой тип транспортного средства – автобус.

Транспортировщик может служить для общего назначения или для перевозки специальных грузов. Авто общего назначения имеют в своей конструкции кузов с бортами без опрокидывающего устройства. Также они могут быть укомплектованы тентом и дугами для монтажа.

Грузовые автомобили специального назначения имеют в своей конструкции различные технические возможности для перевозки определенных грузов. Например, панелевоз оптимизирован для удобной транспортировки панелей и строительных плит. Самосвал применяют для преимущественно сыпучих грузов. Бензовоз предназначен для светлых нефтепродуктов.

Прицепы, полуприцепы, прицепы-роспуски

Любое ТС может использоваться с дополнительным оборудованием. Это могут быть прицепы, полуприцепы или роспуски.

Прицеп – это один из видов транспортных средств, использующихся без водителя. Движение его осуществляется посредством автомобиля при помощи буксировки.

Полуприцеп представляет собой буксируемое ТС без участия водителя. Часть массы его отдается буксирующему автомобилю.

Прицеп-роспуск предназначен для перевозки длинных грузов. Конструкция предусматривает дышло, длина которого в ходе эксплуатации может меняться.

Транспортное средство, выполняющее буксировку, называют тягачом. Такое авто комплектуется специальным устройством, которое позволяет сцеплять автомобиль и любой из прицепов. По-другому такая конструкция называется седлом, а тягач называют седельным тягачом. Однако седельный тягач находится в отдельной категории транспортных средств.

Индексации и виды

Раньше в СССР каждая модель ТС имела свой индекс. Он обозначал завод, на котором было произведено авто.

В 1966 году приняли так называемую отраслевую нормаль ОН 025270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов». Этот документ не только позволял классифицировать виды транспортных средств. На основании этого положения стали классифицировать также прицепы и другое оборудование.

По этой системе все транспортные средства, классификация которых была описана в этом документе, имели в своем индексе четыре, пять или шесть цифр. По ним можно было определить категории ТС.

Расшифровка цифровых индексов

По второй цифре можно было узнать тип транспортного средства. 1 – легковое ТС, 2 – автобус, 3 – грузовик общего предназначения, 4 – седельный тягач, 5 – самосвал, 6 - цистерна, 7 – фургон, 9 – ТС специального назначения.

Что касалось первой цифры, то она обозначала класс ТС. Например, легковые транспортные средства, классификация которых проводилась по объему двигателя. Грузовые машины делятся на классы по массе. Автобусы различали по длине.

Классификация легковых ТС

По отраслевой нормали легковые колесные транспортные средства классифицировались следующим образом.

  • 1 – особо малый класс, объем двигателя составлял до 1,2 л;
  • 2 – малый класс, объем от 1,3 до 1,8 л;
  • 3 – автомобили среднего класса, объем двигателя от 1,9 до 3,5 л;
  • 4 – большой класс с объемом выше 3,5 л;
  • 5 – высший класс легковых транспортных средств.

На сегодняшний день отраслевая нормаль уже не обязательна, и многие заводы не придерживаются ее. Однако отечественные производители авто все еще используют эту индексацию.

Иногда можно встретить транспортные средства, классификация которых не подходит под первую цифру в модели. Это значит, что индекс присвоили модели на этапе разработки, а затем в конструкции что-то изменилось, а цифра осталась.

Автомобили иностранного производства и их система классификации

Индексы иномарок, которые ввозили на территорию нашей страны, не входили в перечень транспортных средств по принятой нормали. Поэтому в 1992 году была внедрена Система сертификации по механическим транспортным средствам, а с 1 октября 1998 года действует ее измененный вариант.

Для всех видов средств передвижения, которые попадали в оборот в нашей стране, необходимо было оформлять специальный документ, который назывался «Одобрение типа транспортного средства». Из документа следовало, что каждое ТС должно иметь свою отдельную марку.

Чтобы упростить порядок прохождения сертификации в РФ используют так называемую Международную систему классификации. В соответствии с ней любое дорожное транспортное средство можно отнести к одной из групп – L, M, N, O. Других обозначений не существует.

Категории транспортных средств по международной системе

В группу L входят любые ТС, количество колес которых менее четырех, а также квадроциклы:

  • L1 - это мопед или ТС с двумя колесами, которое может развивать максимальную скорость до 50 км/ч. Если в конструкции транспортного средства имеется ДВС, то объем его не должен превышать 50 см³. Если в качестве силового агрегата используется электрический двигатель, то номинальные показатели мощности должны быть менее 4 кВт;
  • L2 – трехколесный мопед, а также любое ТС с тремя колесами, скорость которого не превышает 50 км/ч, а объем двигателя 50 см³;
  • L3 – мотоцикл с объемом более 50 см³. Его максимальная скорость выше, чем 50 км/ч;
  • L4 – мотоцикл, укомплектованный коляской для перевозки пассажира;
  • L5 – трициклы, скорость которых превышает 50 км/ч;
  • L6 – это легкий квадрацикл. Масса снаряженного ТС не должна превышать 350 кг; Максимальная скорость не более 50 км/ч;
  • L7 – полноценный квадрацикл с массой до 400 кг.

  • М1 – это ТС для перевозки пассажиров, которые имеют не более 8 мест;
  • M2 – ТС с количеством мест для пассажиров более восьми;
  • M3 – ТС с количеством мест более 8 и весом до 5 тонн;
  • M4 – транспортное средство с количеством мест более восьми и весом свыше 5 тонн.
  • N1 – грузовики с весом до 3,5 тонн;
  • N2 – ТС с массой от 3,5 до 12 тонн;
  • N3 – ТС с массой более 12 тонн.

Классификация ТС по Европейской Конвенции

В 1968 году в Австрии была принята Конвенция о дорожном движении. Классификация, которая предусмотрена в этом документе, используется для обозначения различных категорий транспорта.

Виды ТС по Конвенции

Она включает в себя несколько категорий:

  • А – это мотоциклы и другая двухколесная моторизованная техника;
  • B – автомобили с массой до 3500 кг и количеством мест не более восьми;
  • С – все ТС, кроме тех, что относятся к категории D. Масса должна составлять больше 3500 кг;
  • D – пассажирский транспорт, имеющий более 8 мест;
  • Е - грузовой транспорт, тягачи.

Категория Е позволяет водителям управлять автопоездами, которые состоят из тягача. Также сюда можно включить любые транспортные средства классификации В, С, D. Эти ТС могут работать в составе автопоезда. Эту категорию водителям присваивают вместе с остальными категориями, а ставится она при регистрации машины в свидетельство транспортного средства.

Неофициальная европейская классификация

Кроме официальной классификации, есть еще и неофициальная, которая применяется достаточно широко. Она достаточно популярна среди владельцев ТС. Здесь можно выделить категории в зависимости от конструкции транспортных средств: A, B, C, D, E, F. В основном такую классификацию применяют в обзорах автомобильные журналисты для сравнения и оценки.

Класс А содержит малолитражные ТС невысокой стоимости. F – это самые дорогие, очень мощные и престижные марки авто. В промежутках находятся классы других видов машин. Четких рамок здесь нет. Это множество самых разнообразных легковых авто.

С развитием автоиндустрии постоянно производят новые машины, которые впоследствии занимают свои ниши. С новыми разработками классификация постоянно расширяется. Часто бывает так, что различные модели могут занимать границы нескольких классов, тем самым образуя новый класс.

Яркий пример такого явления – это паркетный внедорожник. Он предназначен для дорог с твердым покрытием.

VIN-коды

По сути это уникальный номер ТС. В таком коде зашифрована вся информация о происхождении, производителе и технических характеристиках той или иной модели. Номера можно найти на многих неразъемных узлах и агрегатах машин. В основном они находятся на кузове, элементах шасси или специальных шильдиках.

Те, кто разработал и внедрил эти номера, ввели наиболее простой и надежный метод, который существенно облегчает процесс классификации автомобилей. Такой номер позволяет хоть немного защитить автомобили от угона.

Сам код – это не беспорядок букв и цифр. Каждый знак несет в себе определенную информацию. Набор шифров не очень большой, каждый код имеет 17 символов. В основном это буквы латинского алфавита и цифры. В этом шифре предусмотрена позиция для специального контрольного числа, которое вычисляется исходя из самого кода.

Процесс вычисления контрольного номера – это достаточно мощное средство защиты от перебитых номеров. Цифры уничтожить не составляет особого труда. А вот сделать такой номер, чтобы он подпадал под контрольное число, – это уже отдельная и достаточно сложная задача.

В заключение хотелось бы добавить, что все уважающие себя автопроизводители используют общие правила для вычисления контрольной цифры. Однако производители из России, Японии и Кореи не придерживаются таких методов защиты. Кстати, по этому коду легко находить оригинальные запчасти к той или иной модели.

Итак, мы выяснили, какие бывают виды транспортных средств, и рассмотрели их подробную классификацию.

В этой статье расскажу про такое понятие как .

Почему я выбрал именно эту тему для сегодняшней статьи?

Дело в том, что транспортное средство — это как раз такое понятие, которое не получило однозначной трактовки в гражданском законодательстве.

В Гражданском кодексе РФ во многих его главах, разделах, статьях действительно можно найти упоминания о транспортном средстве.

Но только вот самого определения транспортного средства в гражданском законодательстве (я имею в виду ГК РФ) не содержится.

Это, в свою очередь, стало поводом для всяких дискуссий в научном юридическом сообществе.

Упоминание о транспортном средстве вы можете найти, например, в следующих статьях, главах и разделах Гражданского кодекса РФ:

1. Пункт 1 ст. 227 Гражданского кодекса РФ.

Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта. В этом случае лицо, которому сдана находка, приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь.

2. Пункт 2 ст. 257 Гражданского кодекса РФ, которая раскрывает понятие имущество, относящееся к имущественному комплексу крестьянского (фермерского) хозяйства. В ней указано, что

в совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов.

3. Ст. 426 Гражданского кодекса РФ упоминает о перевозке транспортом общего пользования в рамках понятия публичного договора.

4. В ст. 510 Гражданского кодекса РФ понятие транспорта используется в связи с обязанностью доставки продавцом товаров, которая может быть реализована путем отгрузки их (товаров) транспортом, предусмотренным договором поставки.

5. В ст. 607 Гражданского кодекса РФ к объектам договора аренды отнесены, в том числе и транспортные средства, которые являются непотребляемыми вещами.

6. В ст. 625 Гражданского кодекса РФ в качестве отдельного вида договора аренды назван договор аренды транспортных средств.

7. § 3 гл. 34 Гражданского кодекса РФ, который специально призван урегулировать отношения, связанные с арендой транспортных средств, при этом выделяются два вида договора аренды транспортного средства: с экипажем и без такового.

8. Гл. 40 Гражданского кодекса РФ, представляющая основной массив норм, регулирующих отношения, связанные с использованием транспорта.

9. Гл. 41 Гражданского кодекса РФ – транспортная экспедиция. Также как и предыдущая глава регулирует отношения, связанные с транспортом, точнее организацией перевозки.

10. В нормах о деликтной ответственности также встречается упоминание о транспортных средствах. Так, ст. 1079 Гражданского кодекса РФ в п. 1 указывает, что

деятельностью, которая связана с повышенной опасностью для окружающих, является использование транспортных средств, механизмов.

11. В разделе V ГК (Наследственное право) также можно найти упоминание о транспортных средствах. Так, в ст. 1184 ГК говорится о том, что

средства транспорта и другое имущество, предоставленное государственным или муниципальным образованием на льготных условиях наследодателю в связи с его инвалидностью или другими подобными обстоятельствами, входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях.

Сейчас в литературе и из сайта в сайт копируются следующие признаки транспортного средства:

— его использование возможно только при квалифицированном управлении и при надлежащей технической эксплуатации (ст. 645 ГК РФ);

— оно предназначено для перевозки грузов, пассажиров, багажа, буксировки объектов и способно к перемещению в пространстве вместе с ними (ст. 647 ГК РФ);

— оно обладает признаками источника повышенной опасности (ст. 1079 ГК РФ).

Причём на многих сайтах почему-то забывают указать автора, который вывел эти признаки. Так вот, мои дорогие, эти признаки вывел профессор Е.А. Суханов.

Не знаю почему, но вот каким-то чудным образом точка зрения этого автора почему-то абсолютному большинству теоретиков от права и авторам юридических сайтов залегла в душу и сейчас клонируется на многих юридических сайтах, в частности, где описывается договор аренды транспортного средства.

Проблема в том, что профессор Суханов Е.А., по моему скромному мнению, указал явно не все признаки транспортных средств. Это во-первых.

Во-вторых, поменьше слушаем теоретиков права. Теория — это для студентов юридических вузов, пусть забивают себе мозг правовыми материями.

Моя же цель, как практика, показать вам реальное положение дел. Давайте выведем определение транспортного средства в гражданском законодательстве, например, для договора аренды транспортного средства.

Вот, смотрите сюда. Если следовать признакам, которые выделил вышеобозначенный профессор в какой-то своей монографии, то чем тогда будет являться тот же экскаватор?

Экскаватор ведь не перевозит грузы, пассажиров, багаж, не буксирует объекты, так? Он предназначен для выполнения определенных строительных, ремонтных работ.

Получается, что экскаватор не является транспортным средством, так как не подпадает под один из вышеназванных признаков.

Вместе с тем, договоры о предоставлении экскаваторов в аренду, равно как и , встречаются сплошь и рядом на практике.

Это вам яркий пример того, что всякие эти правовые теории — не более чем размышления конкретного ученого.

Раз нет понятия транспортного средства в гражданском законодательстве, значит надо, вывести какие-то признаки транспортных средств.

Как по мне, лучше бы практические вопросы разрешали. Вот как я, например, недавно решил вопрос о том, как переоформить договорные отношения, если ваш контрагент провел реорганизацию в форме .

Реальная практическая ситуация между прочем, где нет места теоретическим измышлениям и изыскам.

Но вернемся к теме статьи. Некоторые полагают, что единое определение транспортного средства в гражданском законодательстве невозможно вывести лишь из-за того, что с каждым годом техника так или иначе развивается, появляются новые её виды.

Если гражданское законодательство не даёт четкого определения тому, что считать транспортным средством, значит нужно покопаться в судебной практике и найти ответ на этот вопрос.

Я нашел следующие судебные решения. Уточню, судебную практику я анализировал применительно к . Итак,

1. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.09.2004 N Ф04-6774/2004(А75-4786-15).

Правомерно не принят довод суда первой инстанции о том, что спорная гусеничная техника не относится к числу транспортных средств, предназначенных для движения по дорогам, как противоречащий определенным в статье 2 Федерального закона от 10.12.95 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» понятиям транспортного средства и дороги, из анализа которых судом апелляционной инстанции сделан правильный вывод, что спорная гусеничная техника относится к транспортным средствам, предназначенным для перевозки людей, грузов по дорогам, в том числе в виде необустроенной, но приспособленной для движения полосы земли, к которым относятся просеки и профиля.

2. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010 по делу N А75-7300/2009.

Из текста договора аренды от 02.04.2008 N Т-Н следует, что арендодатель предоставил арендатору в аренду кран ДЭК-251 для производства СМР на объекте арендатора.

Постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, от 29.06.1995 N 647, от 07.05.2003 N 263, Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяют транспортное средство как устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359) аналогичным образом устанавливает понятие «транспортного средства» как средства передвижения, предназначенного для перемещения людей и грузов.

По Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 краны общего назначения на гусеничном ходу относятся к машинам и оборудованию (оборудование подъемно-транспортное — 142915000).

Согласно паспорту крана, приобщенному к материалам дела судом апелляционной инстанции, он по своему назначению предназначен для производства монтажных и погрузочно-разгрузочных работ.

Для перевозки (перемещения, передвижения) людей и грузов кран не предназначен. К использованию крана не подлежат применению Правила дорожного движения, Правила государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники.

Государственная регистрация крана как транспортного средства в органах ГИБДД не проводилась.

Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что кран не является транспортным средством, в том смысле, который ему придается параграфом 3 главы 34 ГК РФ и Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в силу чего договор от 02.04.2008 N Т-Н не является договором аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации.

3. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2009 по делу N А56-5884/2009.

Из текста договора, заключенного между сторонами, следует, что ответчику предоставлен монтажный кран марки МКГ-25БР для производства строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ.

В соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» транспортное средство — это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Согласно описанию крана, приобщенному к материалам дела судом апелляционной инстанции, он по своему назначению не является транспортным средством, предназначен для производства монтажных и погрузочно-разгрузочных работ, основным рабочим оборудованием является башенно-стреловое.

Таким образом, заключенный сторонами договор является договором оказания услуги.

То есть, судебная практика, давая определение понятию транспортного средства руководствуется, во-первых, положениями ст. 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ст. 1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и п. 1.2 Правил дорожного движения о том, что

Транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

и во-вторых, Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359.

Транспортное средство — средство передвижения, предназначенное для перемещения людей и грузов.

Соответственно, если вы хотите узнать, относится то или иное устройство или средство передвижения к транспортному средству, вам нужно открыть Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94.

Раз судьи им пользуются, определяя является то или иное средство передвижения транспортным средством, то и мы должны им руководствоваться определяя какой вид договора аренды нужно заключать — обычный договор аренды (если ваше устройство или средство передвижения не отнесено Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 к транспортному средству) или же договор аренды транспортного средства.

Открываем группировку 15 0000000 «Средства транспортные» Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94 и находим там все устройства и средства передвижения, которые в настоящее время считаются транспортными средствами.

15 3410000 Автомобили

15 3410010 Автомобили легковые
15 3410020 2 Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы)
15 3410030 Автобусы и троллейбусы
15 3410031 Автобусы
15 3410032 Троллейбусы
15 3410040 Автомобили специальные, кроме включенных в группировку 14 3410040

15 3420000 Прицепы и полуприцепы

15 3420020 Прицепы и полуприцепы для автомобилей и тракторов

15 3510000 Суда

15 3511000 Суда торговые и пассажирские

15 3511010 Суда самоходные морские
15 3511011 Суда сухогрузные самоходные морские
15 3511012 Суда наливные и комбинированные самоходные морские
15 3511013 Суда пассажирские и грузопассажирские морские
15 3511014 Суда буксирные, технические, вспомогательные самоходные морские
15 3511020 Суда несамоходные морские
15 3511021 Суда сухогрузные и наливные несамоходные морские
15 3511022 Суда технические и вспомогательные несамоходные морские
15 3511030 Суда самоходные речные и озерные
15 3511031 Суда сухогрузные и наливные самоходные речные и озерные
15 3511032 Суда пассажирские и грузопассажирские речные и озерные
15 3511033 Суда буксирные, технические и вспомогательные самоходные речные и озерные
15 3511040 Суда несамоходные речные и озерные
15 3511041 Суда сухогрузные несамоходные речные
15 3511042 Суда наливные несамоходные речные и озерные
15 3511043 Суда технические и вспомогательные несамоходные речные и озерные
15 3511050 Суда промысловые (добывающие, обрабатывающие и приемно-транспортные)

15 3512000 Суда спортивные, туристские и прогулочные

15 3512010 Суда моторные спортивные, туристские и прогулочные
15 3512020 Суда парусные спортивные, туристские и прогулочные
15 3512030 Суда гребные спортивные, туристские и прогулочные
15 3512040 Катера судовые
15 3512050 Шлюпки, плоты и лодки спасательные и рабочие
15 3512090 Плавсредства прогулочные и спортивные прочие

15 3520000 Средства транспортные железнодорожные

15 3520010 Локомотивы и рельсовый подвижной состав (электровозы, тепловозы, газотурбовозы, паровозы; вагоны грузовые, полувагоны, платформы, вагоны-цистерны, вагоны-рефрижераторы, вагоны-самосвалы, вагоны пассажирские, вагоны трамвайные, вагоны метрополитена)

15 3531000 Аппараты летательные воздушные

15 3531010 Аппараты летательные воздушные без механической тяги (аэростаты, дирижабли, шары воздушные, планеры, дельтапланы и прочие)
15 3531020 Самолеты и вертолеты (самолеты пассажирские, самолеты специализированные гражданские, самолеты учебно-тренировочные и спортивные, самолеты транспортно-грузовые, вертолеты пассажирские, вертолеты транспортно-грузовые)

15 3532000 Аппараты летательные космические

15 3532010 Корабли, станции и аппараты космические, включая спутники

15 3591000 Мотоциклы, мотороллеры, мопеды и прицепы к ним

15 3591010 Мотоциклы, мотороллеры и мопеды
15 3591020 Прицепы к мотоциклам, мотороллерам и мопедам

15 3592000 Велосипеды и коляски инвалидные

15 3592010 Велосипеды
15 3592020 Коляски инвалидные

15 3599000 Средства транспортные прочие, не включенные в другие группировки

15 3599010 Средства транспортные, приводимые в движение вручную (тачки, багажные тележки, ручные тележки, вагонетки, колесные платформы различного вида и прочие)
15 3599020 Средства транспортные, приводимые в движение на животной тяге (двуколки, повозки, катафалки и прочие)
15 3599030 Средства транспортные внутриобъектовые на электрической тяге (электрокары, электропогрузчики, электротележки и прочие)

Вместе с тем, если вы внимательно посмотрели на типы транспортных средств, то, наверное, смогли заметить, что там указаны явно не все типы привычных нам транспортных средств.

Вот вам на закуску три специальных транспортных средства, которые лично я не обнаружил в группировке транспортных средств в Общероссийском классификаторе: автоэвакуатор, автокран, пожарная машина .

Как вы сами, наверное, догадываетесь, указанные средства не предназначены для перевозки людей и грузов и именно поэтому не включены в подраздел «Средства транспортные» Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94.

Однако, если мы более пристально поизучаем Общероссийский классификатор, то обнаружим, что указанные средства включены в подраздел указанного Классификатора «Машины и оборудование», код 14 3410000

Машины пожарные и автомобили специальные для коммунального хозяйства (машины уборочные, машины для жилищного, газового, энергетического хозяйства города и машины специальные прочие)

И что? Получается, если указанные три спецмашины не включены в перечень транспортных средств в Общероссийском классификаторе, то они не считаются транспортными средствами.

Вопрос достаточно интересный, и ответ на него, как всегда, мы попытаемся найти в судебной практике.

Лично я откопал вот такие судебные акты:

1. Определение ВАС РФ от 28.11.2008 N 15282/08

Как установлено судами, между обществом с ограниченной ответственностью «Трансокеаник» и обществом с ограниченной ответственностью «Дорстройпроектзаключен договор от 25.05.2005 N 01/05, по условиям которого предприятие обязалось предоставить клиенту автомобильный кран КАТО NK-750YS-S г/п 50 тонн за плату во временное пользование с оказанием услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

Названный договор прекратил свое действие 15.06.2005, то есть по окончании срока действия договора, установленного сторонами.

В связи с неоплатой ответчиком услуг, оказанных в январе 2006 года, истец обратился в суд с настоящими требованиями.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в части процентов, пришел к выводу о том, что по своей правовой природе заключенный сторонами договор является договором аренды транспортного средства с экипажем, взаимоотношения по которому регулируются положениями параграфа 3 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, поэтому правила о возобновлении договора на неопределенный срок в данном случае не подлежат применению, а выполненные в спорный период работы не имеют отношения к договору от 25.05.2005 N 01/05.

2. Определение ВАС РФ от 07.07.2008 N 4458/06

При рассмотрении спора суды установили, что между сторонами были заключены договоры от 27.05.2002 б/н и от 20.05.2002 N 81, по условиям которых войсковая часть обязалась передать обществу во временное пользование автокран «Като-75».

Согласно пункту 2.1.1 договоров при передаче автокрана стороны составляют акт технического состояния.

Оценивая названные договоры, суды пришли к выводу, что по своей правовой природе они являются договорами аренды транспортного средства без экипажа.

Кроме того, суды признали, что предметом обоих договоров является один и тот же автокран.
Довод заявителя о том, что предмет договоров не согласован сторонами, был рассмотрен судом апелляционной инстанции.

Суд указал, что названные договоры отвечают требованиям статей 642-643 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержат все существенные условия, необходимые для данного вида договоров, в том числе и предмет.

3. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.06.2009 по делу N А61-1277/2008-13)

Как видно из материалов дела, ЗАО «Союз-3» (арендодатель) и ООО «Стройпрогресс» (арендатор) заключили договор аренды имущества от 01.02.2006, по условиям которого арендодатель обязался передать арендатору во временное владение и пользование автокран МАЗ-500 в исправном состоянии.

За пользование имуществом арендатор уплачивает арендную плату в размере 1725 рублей в день (пункт 2 договора). Согласно пунктам 5.1 и 5.2 договора арендодатель обязан производить капитальный ремонт имущества, поддерживать его в исправном состоянии, производить за свой счет ремонт.

Арендатор обязан использовать имущество в соответствии с его назначением и условиями договора, а также выделять горюче-смазочные материалы (дизтопливо, масло).

Во исполнение условий договора арендодатель передал арендатору автомобильный кран МАЗ 5334 на базе автомобиля МАЗ, государственный регистрационный номер Н 072 АС 15 rus.

Суды, исследовав обстоятельства дела, оценив условия договора аренды имущества от 01.02.2006, объяснения водителя автокрана Кузнецова В.И. от 18.05.2006, являющегося работником истца, пришли к выводу о том, что заключенный сторонами договор по правовой природе является договором аренды транспортного средства с экипажем.

В силу статьи 632 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Доводы заявителя о том, что заключенный договор не является договором аренды транспортного средства с экипажем и в аренду передан не автомобиль, а кран автомобильный, установленный на шасси МАЗ-5334, в связи с чем нормы параграфа 3 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат применению, несостоятелен.

В материалы дела представлен паспорт транспортного средства 15 МК 435427 от 18.07.2008 и свидетельство о государственной регистрации ТС.

Суды установили, что в аренду передан автомобильный кран МАЗ 5334 на базе грузового автомобиля МАЗ.

Кроме того, передача в аренду только крана без транспортного средства влечет за собой невозможность использовать кран по назначению, что не отвечает содержанию договора аренды и интересам сторон.

Какие отсюда следуют выводы?

К транспортным средствам судебная практика относит не только те устройства и средства передвижения, которые обозначены в группировке «Транспортные средства» Общероссийского классификатора, но и специальный транспорт, который обозначен в разделе «Машины и оборудование» названного классификатора.

Ну вот, мы вроде бы и разобрались с тем, что понимается под транспортным средством, но это еще не всё.

С арендой какого-нибудь автобуса, корабля или вертолета — всё теперь предельно ясно — это транспортные средства, и если вы планируете сдавать/брать в аренду их, то будете заключать именно договор аренды транспортного средства, а не обычный договор аренды.

Проблемы с определением вида необходимого к заключению договора аренды у вас могут у вас появиться, когда вы захотите сдавать/брать в аренду какую-нибудь спецтехнику.

Помните, в начале статьи я приводил пример с экскаватором? Так вот, сейчас совершенно понятно, что это не транспортное средство по Общероссийскому классификатору.

Что вообще такое спецтехника?

Если говорить по-бытовому, то вся существующая спецтехника довольно разнообразна, но при этом её условно можно поделить на следующие виды:

Автомобильная спецтехника — это грузовые автомобили для перевозки особых грузов (автоцистерны, лесовозы, бензовозы, ломовозы и т.п.), многие из которых снабжены дополнительными механизмами (для перемешивания или выгрузки), и специальными креплениями (для особых грузов).

Коммунальная спецтехника — это техника, используемая для уборки и расчистки территорий: поливомоечные, снегоуборочные, пескоразбрасывающие, илососные, подметально-уборочные, мусоровозы, каналопромывочные машины и др.

Подъемная спецтехника — это гидроманипуляторы, краны-манипуляторы, гидролифты, гидроборта и автовышки, основная задача которых погрузка и транспортировка грузов.

Современные краны-манипуляторы легко можно установить на грузовые автомобили, при этом они имеют компактные размеры и большой вылет стрелы, обеспечивая тем самым большую производительность труда.

Дорожная спецтехника — это техника для строительства, ремонта и обустройства дорог: асфальтовые катки, дорожные фрезы, асфальтоукладчики, бетоноукладчики, ресайклеры.

Строительная спецтехника — это экскаваторы, бетонная техника, некоторые краны-манипуляторы, гидроподъемники, погрузчики и т.д. Спектр данной спецтехники очень широк.

Сельскохозяйственная спецтехника — это, прежде всего, тракторы, косилки, комбайны, доильные машины и т.д. Почти все сельскохозяйственные операции автоматизированы.

Можно ли приравнивать вышеобозначенную спецтехнику к транспортному средству в гражданском законодательстве?

Опять же ответ на данный вопрос будем искать в судебной практике для целей заключения договора аренды транспортного средства.

Если посмотреть на Общероссийский классификатор, то можно заметить, что многие из видов спецтехники представлены в разделе «Машины и оборудование».

Так вот, в судебной практике, сколько я ее не анализировал, нет единого подхода к разрешению вопроса о возможности применения к спецтехнике норм Гражданского кодекса РФ об аренде транспортных средств.

В частности, разногласия возникают в отношении дорожно-строительных самоходных машин (строительной техники), таких как башенный кран, автогрейдер, бульдозер, экскаватор.

На данный момент в судебной практике господствуют две диаметрально противоположные правовые позиции.

Первая позиция.

1. имеет иное назначение по сравнению с предусмотренным в определении транспортного средства,приведенном в законе и иных нормативно-правовых актах об автотранспортных средствах.

См. например,

— Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2012 по делу N А57-3564/2012;
— Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2009 по делу N А56-5884/2009
— Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2010 по делу N А57-25771/2009).

При этом то, что п. 1.2 Правил дорожного движения распространяет термин «механическое транспортное средство» на самоходные машины, не означает, что эти машины в буквальном смысле являются транспортными средствами (см. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009 N 15АП-8473/2008).

2. не включена в раздел «Средства транспортные» Общероссийского классификатора основных фондов.

Об этом говорится в следующих судебных актах:

— Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2010 по делу N А57-25771/2009;
— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010 по делу N А75-7300/2009.

В соответствии с такой позицией судов к заключенному договору могут быть применены общие нормы § 1 гл. 34 ГК РФ об аренде имущества, а не правила § 3 гл. 34 ГК РФ об аренде транспортных средств.

Соответственно, арендодатель будет вправе требовать возврата имущества только по истечении месяца после того как предупредит арендатора об отказе от договора (п. 2 ст. 610 ГК РФ).

Если по истечении срока аренды арендодатель не потребует возврата самоходной машины, то заключенный им договор аренды будет продлен на неопределенный срок согласно ст. 621 ГК РФ, а не прекратит свое действие в соответствии со ст. 632 ГК РФ (см. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.03.2008 N А33-14008/2007-03АП-471/2008).

К договору также могут быть применены нормы гл. 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг.

В таком случае арендодатель будет вправе взыскать с арендатора не сумму арендной платы, установленную договором, а подтвержденную стоимость оказанных ему в рамках договора услуг (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 02.03.2009 по делу N А65-6054/2008).

Вторая позиция.

Строительная самоходная техника и такие машины, как комбайн и трактор, являются транспортными средствами.

См. например,

— Определение ВАС РФ от 16.10.2009 N ВАС-13577/09;
— Определение ВАС РФ от 30.04.2009 N ВАС-5269/09;
— Постановление ФАС Поволжского округа от 22.02.2008 по делу N А65-9278/2007-СГ2-6;
— Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2010 по делу N А56-44602/2009;
— Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.03.2010 по делу N А75-7935/2009;
— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2008 N 17АП-7281/2008-ГК;
— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2010 по делу N А81-5328/2009;
— Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2010 по делу N А56-32092/2009;
— Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.12.2010 по делу N А33-11693/2010;
— Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.06.2005 N Ф08-2398/2005.

Указанная позиция обосновывается судами тем, что данная техника:

1. зарегистрирована в органах гостехнадзора в качестве самоходной машины (см. Постановление ФАС Уральского округа от 15.09.2008 N Ф09-6311/08-С4, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.07.2008 по делу N А66-1490/2007);

2. способна перемещаться в пространстве под управлением специалиста, соответствует определению транспортного средства, данному в Федеральном законе от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

При этом то, что в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94 данная техника отнесена к машинам и оборудованию, не означает, что она не может быть объектом договора аренды транспортного средства

(см., например, Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2009 по делу N А58-129/07, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2008 N17АП-4273/2008-ГК.

Лично я придерживаюсь второй позиции о том, что спецтехнику можно считать транспортным средством для целей договора аренды .

Вместе с тем, учитывая неоднозначность судебной практики я вам советую при согласовании в качестве объекта аренды строительной и иной самоходной техники исходить из судебной практики непосредственно по вашему региону.

Если суды вашего региона не признают спецтехнику транспортным средством для целей договора аренды транспортного средства, то я рекомендую вам заключать не договор аренды транспортного средства без экипажа, а обычный договор аренды имущества.

Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, давайте с вами выведем всем теоретикам назло определение транспортного средства в гражданском законодательстве.

Моё определение транспортного средства в гражданском законодательстве будет следующим:

Транспортные средства — это средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов, а также спецтехника, предназначенная для выполнения определенных задач, включенные в Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359 и признаваемые таковыми судебной практикой в конкретном регионе России.

Вот теперь на этом вопросе можно поставить жирную точку.

А вы согласны с моим определением? Что вы вкладываете в понятие транспортное средство в гражданском законодательстве?

Внимание: я не даю консультаций по телефону по вопросам, изложенным в статье. В статье изложено моё видение ситуации, а если у вас остались какие-либо вопросы по теме статьи, то прошу задавать их в комментариях к статье, ниже. Спасибо!