Забытые герои войн - гв. подполковник Даркович Александр Васильевич

История первых гвардейских частей в российской армии берет свое начало еще при существовании имперского строя. Достоверно известно, что первыми такими частями стали два и Преображенский, которые были основаны во время правления Петра I. Уже тогда эти полки проявляли в бою немалую выдержку и героизм. Существовали такие подразделения вплоть до прихода к власти в России большевизма. Тогда велась активная борьба с пережитками царского режима, и гвардейские части были расформированы, а само понятие забыли. Однако во время Великой Отечественной остро встал вопрос поощрения отличившихся воинов, так как многие солдаты или целые подразделения дрались храбро даже против превосходящих сил врага. Именно в это непростое время и был учрежден знак «Гвардия СССР».

Учреждение в гвардейского звания

В 1941 году Красная Армия потерпела ряд поражений от Вермахта и отступала. Решение возродить былую традицию у советского правительства возникло во время одного из самых тяжелых оборонных боев - Смоленского сражения. В этом бою особенно отличились четыре дивизии: 100-я, 127-я, 153-я и 161-я. И уже в сентябре 1941 года они приказом Верховного главнокомандования были переименованы в 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю гвардейские дивизии с присвоением соответствующего звания. При этом всему личному составу вручался знак «Гвардия», а также полагались особые оклады: для рядовых - двойные, для офицеров - полуторные. Позднее этот знак стал украшать также и знамена отличившихся подразделений (с 1943 года).

За годы войны гвардейского звания было удостоено много частей, проявивших в боях с захватчиками мужество и героизм. Но на этом история элитных соединений в Красной Армии не заканчивается. Награждения гвардейским званием проводились и во время других вооруженных конфликтов. Они продолжались вплоть до распада СССР. Вручался знак «Гвардия» любому новобранцу, который попал в часть, но только после того, как он пройдет боевое крещение, а в таких как авиация или флот, эти требования были еще более строгими. Причем в этом плане не было различия между офицерами и рядовыми солдатами.

Нагрудный знак «Гвардия»: описание

Всего существует несколько разновидностей этой награды: времен ВОВ, послевоенные, а также современные знаки. Каждый из них имеет свои отличия, так как со временем менялись дизайн и Да и выпускались они на разных заводах. Ниже будет описан образец 1942 года выпуска.

Итак, эта почетная награда представляет собой знак, выполненный в форме лаврового венка, покрытого золотой эмалью. Верхняя часть закрыта развевающимся цвета, на котором золотыми буквами написано «Гвардия». Все пространство внутри венка покрыто белой эмалью. В центре выступает советской армии красного цвета с золотой окантовкой. Левые лучи звезды пересекает древко знамени, которое перевито лентой. От нее отходят два шнура, которые свисают на левую ветку венка. Внизу располагается картуш, на котором выгравирована надпись «СССР».

При присвоении какой-либо части гвардейского звания эмблема, изображающая награду, наносилась также на боевую технику - танки или самолеты.

Размеры знака - 46 х 34 мм. Он изготавливался из томпака - сплава латуни, меди и цинка. Его свойства не позволяли награде ржаветь. Для крепления к одежде прилагались специальный штифт и гайка. Носилась награда на правой стороне одежды на уровне груди.

Проект разработал С. И. Дмитриев. Одним из вариантов исполнения был почти аналогичный знак, но на знамени размещался профиль Ленина. Впрочем, идея Сталину не понравилась, и он распорядился заменить профиль надписью «Гвардия». Так награда получила свой окончательный вид.

Привилегии и особенности

Для тех, кто имел знак «Гвардия СССР», полагались особые привилегии. Награда сохранялась за получившим ее человеком даже в том случае, если он покидал гвардейскую службу. То же самое касалось и перевода солдата в другую часть. Награда также носилась и в послевоенное время. В 1951 году правительством СССР был издан закон, постановивший временно прекратить вручать знак «Гвардия», делая это только в исключительных случаях. Такой порядок соблюдался вплоть до 1961 года, когда министр обороны Р. Я. Малиновский утвердил приказ, согласно которому, право ношения знака вступало в силу при прохождении службы в гвардейском подразделении. На участников ВОВ он не распространялся.

Отдельно стоит упомянуть о вручении. Оно проводилось торжественно, при общем построении всего подразделения, с развернутыми знаменами. Помимо самой награды, бойцу также вручался документ, содержащий соответствующую информацию о награждении и подтверждающий его. Но со временем само вручение превратилось в рутину и утратило свое «ритуальное» значение.

Современность

Сейчас, когда слава прошедших событий увядает, можно приобрести у различных частных торговцев Поскольку одной из самых массовых наград является как раз знак «Гвардия», цена его, как правило, невысока. Это зависит от нескольких особенностей: времени и способа изготовления, истории награды, а также от того, кто продает. Стоимость начинается в среднем с 2000 рублей.

Итог

Знак «Гвардия» свидетельствовал о героизме, воинской выучке и доблести носящего его человека. Во время существования СССР части, удостоенные звания гвардейских, считались элитными, а к солдатам, которые проходили службу в таких подразделениях, относились с большим уважением.



Командиры эскадрилий: С. Амосова, Д. Никулина (в центре) и штурманы эскадрилий: Л. Розанова, Е. Руднева. 1942г.


Штурман эскадрильи Екатерина Рябова. 1945г.


Начальник штаба полка Ирина Ракобольская и начальник оперативного отдела полка Анна Еленина. 1943г.


Командир эскадрилии 47-го ШАП ВВС ЧФ М.Е.Ефимов и зам. командира полка С.Амосова обсуждают задачу поддержки десанта. Под Новороссийском


Командир полка Евдокия Давыдовна Бершанская и штурман полка Герой Советского Союза Лариса Розанова. 1945г.


Экипаж Н.Ульяненко и Е.Носаль получает боевое задание от командира полка Бершанской


Небесный тихоход


Самолеты выруливают со стоянок


Вечерний перелет По-2 на аэродром «подскока»


«Мстим за Дусю Носаль»


Герои Советского Союза Надежда Попова и Лариса Розанова. 1945г.


Командир звена Таня Макарова и штурман Вера Белик. 1942г.


Дина Никулина и Женя Руднева. 1943г.


Экипаж у боевого самолета


Летчик Рая Аронова у своего самолета


Смирнова Маша - первая слева. Командир эскадрилии 46-го гвардейского авиаполка


Штурманы: С. Водяник, С. Акимова, Л. Лошманова (с права налево). 1944 год, весна


Полина Гульман и Ирина Дрягина 1942 год


Хиваз Доспанова и Дуся Носаль. 1942г.


Три штурмана со своими приборами. Сидит Соня Бурзаева — штурман полка, стоят Лора Розанова и Женя Руднева — штурманы эскадрилий, а позднее тоже штурманы полка. Ассиновская, 1942 г.


По воду. Ивановская, 1943г.


Ольга Фетисова и Ирина Дрягина


Штурман полка Евгения Руднева (слева) и командир эскадрильи Евдокия Никулина. 1943г.


Анна Дудина и Соня Водяник. Восточная Пруссия. 1945г.


Нина Худякова (слева) и Лиза Тимченко


Славные девчата! Марина Чечнева и Екатерина Рябова


Командир 3-ей эскадрильи М. Смирнова и штурман 4-ой эскадрильи Т.Сумарокова. 1945г.


Слева Марина Чечнева, справа - Глафира Каширина. 12.06.1943г.



Зам. комполка по летной части гвардии майор Серафима Амосова и штурман эскадрильи Герой Советского Союза Руфина Гашева. 1945г.


Командиры эскадрилий Н. Попова и М. Чечнева. 1945г.


Командир полка Евдокия Бершанская (слева), Герои Советского Союза Мария Смирнова (стоит) и Полина Гельман. 1945г.


Штурманы Е. Никитина и Л. Шевченко


Павлова Женя - крайняя справа. Штурман 46-го гвардейского бомбардировочного авиаполка


Слева направо Герои Советского Союза: Евгения Жигуленко, Ирина Себрова, Лариса Розанова. 1945г.


Могила Евгении Рудневой, 1944г.


Женя Руднева с родителями. Последняя встреча, 1943г.

Звание Героя Советского Союза получили следующие девушки из 46 гв.нбап:

* Гвардии ст. лейтенант Аронова Раиса Ермолаевна — 960 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 г.

* Гв. ст. лейтенант Белик Вера Лукьяновна — 813 боевых вылета. Награждена посмертно 23 февраля 1945 г.

* Гв. ст. лейтенант Гашева Руфина Сергеевна — 848 боевых вылетов. Награждена 23 февраля 1945 г.

* Гв. ст. лейтенант Гельман Полина Владимировна — 860 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 г.

* Гв. ст. лейтенант Жигуленко Евгения Андреевна — 968 боевых вылетов.

* Гв. ст. лейтенант Макарова Татьяна Петровна — 628 боевых вылетов. Награждена посмертно.

* Гв. ст. лейтенант Меклин Наталья Фёдоровна — 980 боевых вылетов. Награждена 23 февраля 1945 г.

* Гв. капитан Никулина Евдокия Андреевна — 760 боевых вылетов.

* Гв. лейтенант Носаль Евдокия Ивановна — 354 боевых вылета. Награждена посмертно. Первая женщина-лётчик, удостоенная звания Героя в ходе Великой Отечественной войны.

* Гв. ст. лейтенант Парфёнова Зоя Ивановна — 680 боевых вылетов. Награждена 18 августа 1945 года. Участница Парада Победы.

* Гв. ст. лейтенант Пасько Евдокия Борисовна — 790 боевых вылетов.

* Гв. капитан Попова Надежда Васильевна — 852 боевых вылета.

* Гв. ст. лейтенант Распопова Нина Максимовна — 805 боевых вылетов.

* Гв. капитан Розанова Лариса Николаевна — 793 боевых вылета.

* Гв. ст. лейтенант Руднева Евгения Максимовна — 645 боевых вылетов. Награждена посмертно.

* Гв. ст. лейтенант Рябова Екатерина Васильевна — 890 боевых вылетов.

* Гв. капитан Санфирова Ольга Александровна — 630 боевых вылетов. Награждена посмертно.

* Гв. ст. лейтенант Себрова Ирина Фёдоровна — 1004 боевых вылета.

* Гв. капитан Смирнова Мария Васильевна — 950 боевых вылетов.

* Гв. ст. лейтенант Сыртланова Магуба Гусейновна — 780 боевых вылета. Награждена 15 мая 1946 г.

* Гв. ст. лейтенант Ульяненко Нина Захаровна — 915 боевых вылетов. Награждена 18 августа 1945 года.

* Гв. ст. лейтенант Худякова Антонина Фёдоровна — 926 боевых вылетов

В 1995 году звание Героя России получили ещё два штурмана полка:

* Гвардии старший лейтенант Акимова Александра Фёдоровна — 680 боевых вылетов.

* Гв. ст. лейтенант Сумарокова Татьяна Николаевна — 725 боевых вылетов.

Звания Герой Республики Казахстан удостоилась одна лётчица:

* Гв. ст. лейтенант Доспанова Хиуаз

Источник информации.

Во исполнение Постановления ГКО СССР от 4 октября 1944 г. на аэродроме Манзовка Приморского края началось формирование 52-го гвардейского дальнебомбардировочного авиационного полка.

Полк изначально формировался как гвардейский, поскольку должен был войти в состав гвардейского авиакорпуса отдельной гвардейской воздушно-десантной армии.

Основу полка составили 15 летных экипажей из 251-го ДБАП и пять экипажей из 53-го ДБАП 10-й воздушной армии Дальневосточного фронта. Формирование продолжилось уже в Европейской части Союза после перебазирования на расположенный на окраине Калинина (ныне Тверь) аэродром Мигалово . В Мигалово полк базировался с октября 1944 г. по июнь 1946 г.

Здесь полк вошел в состав 21-й гвардейской тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии . Гвардейское Боевое Знамя вручено 23 февраля 1945 г., годовой праздник установлен 12 декабря. В июне 1945 г. полк был передан в 45-ю Гомельскую тяжелую бомбардировочную авиационную дивизию . Экипажи полка готовились принять участие в августовском воздушном параде над Москвой – последний раз в истории должны были проплыть над столицей воздушные корабли ТБ-3.

Летом 1948 г. начался процесс перевооружения части бомбардировщиками Ту-4. Личный состав, что называется, сходу начал осваивать Ту-4. Наибольший налет за 1949 г. пришелся именно на Ту-4 – 1253 ч.

В 1955 г. началось переучивания на Ту-16. Первые летные экипажи проходили переподготовку в Энгельсе под руководством инструкторов из 203-го гвардейского ТБАП.

Вышестоящее командование неоднократно поднимало вопрос о переводе 52-го гв. ТБАП , на авиабазу Шайковка в Калужской обл. Это способствовало процветанию среди личного состава и семей военнослужащих, всевозможных домыслов и слухов. У командования полка появилось своеобразное идеальное средство воздействия на личный состав.

В 1958г. было принято окончательное решение о перебазировании на авиабазу ШАЙКОВКА именно 52-й гв. ТБАП.

Подтверждением этого существует следующая, заслуживающая внимания версия.

В 1957 году командиром 52-го ТБАП был назначен выпускник Военно-воздушной академии молодой амбициозный майор Кротов Анатолий Сергеевич . В народе его прозвали «Глобус» за абсолютно лысый череп. Вышестоящее командование дало понять, что для дальнейшего роста в должностях и званиях необходимо вывести полк в ряды отличных. В ответ, не лишенный чувства карьеризма, молодой командир попросил выделить для его полка отдельный гарнизон, каковым и оказалась пустующая Шайковка . Последовал приказ, и в мае — июле 1959г. 52 гв. ТБАП полностью перебазировался на свободный и капитально отремонтированный аэродром Шайковка в Калужской области, получив при этом, неофициальное название «Гауптвахта Дальней Авиации» . Просьба, не путать с названием «Могильник Дальней Авиации», принадлежавшей по праву бывшему авиагарнизону Сольцы в Новгородской области.

В марте 1961 г. полк из 22-й дивизии передали в 326-ю ТБАД . В феврале 1964 г. – очередное переподчинение, теперь полк включили в состав 56-й ТБАД .

Август 1962 г. был отмечен трагедией. 15 августа на выполнение воздушной стрельбы на полигоне ушла пара Ту-16. Ведущим был определен самолет командира отряда гвардии майора В.Т. Максимова , ведомым – Ту- 16 гвардии капитана М.Г. Каримова . Оба командира корабля – военные летчики 1-го класса, но Каримов не имел опыта полетов в плотном строю. Вопреки указаниям, майор Максимов перед полетом отдал указание подчиненному при возвращении с полигона идти ведущим. На обратном пути ведомый самолет (Максимова) «наехал» на самолет ведущего (Каримова). По словам очевидцев, самолеты сложились в воздухе. Оба экипажа погибли.

Необычные учения прошли в 1966 г. Проверялась возможность поддержки ядерным и обычным оружием высадившегося в глубоком тылу противника воздушного десанта. Полк принимал участие в маневрах в полном составе: 29 экипажей, 26 самолетов.

Полк долгое время был вооружен самолетами Ту-16 в варианте классического бомбардировщика. Теоретическое освоение системы К-16-11 началось в 1967 г. Первый практический пуск ракеты КСР-2 в истории полка выполнил в 1969 г. экипаж командира 52-го гв. ТБАП гвардии полковника Сабурова (штурман гвардии подполковник В.Ф. Рожков ). На вооружении 1-й эскадрильи состояли Ту-16 с ракетами КСР-1 1, 2-й эскадрильи – Ту-1 6 с ракетами КСР-2, на вооружении 3-й – постановщики помех.

Помимо охоты за надводными целями, в 1970 г. полк начал осваивать поиск и уничтожение субмарин, используя целеуказание и наведение от самолетов ПЛО морской авиации. Продолжались полеты в Арктике. В 1971 г. 12 экипажей летало с тундровых аэродромов в Воркуте и Чекуровке . В 1972-1973 г. на вооружение двух первых эскадрилий поступил единый ракетный комплекс К-26 с ракетами КСР-5. На вооружении состояло 30 самолетов Ту-16 – 21 ракетоносец и девять постановщиков помех.

В феврале 1975 г. полк передали в 13-ю гвардейскую ТБАД 2-го отдельного бомбардировочного корпуса .

В конце 1981 г. началось теоретическое освоение самолетов Ту-22М2 . На 1982 г. была поставлена задача переучить на Ту-22М2 1-ю эскадрилью, но к концу года на «Бэкфайрах» летал весь полк, причем 1 -я эскадрилья – днем и ночью. Первый полет на Ту-22М2 экипажем полка был выполнен 12 марта 1982 г., а в июне 1983 г. экипаж гвардии майора B.C. Румянцева произвел первый практический пуск ракеты Х-22.

Принято считать, что перебои с топливом в отечественных ВВС начались в 90-е годы, а до этого ВВС так «гудели»! В принципе – это так. Только в 90-е годы с топливом происходили вовсе не перебои, его просто не было. Перебои же начались еще в 1984 г. «Катастройка» началась все-таки не на ровном месте. Весь сентябрь и половину октября 1984 г. полк не летал по причине отсутствия керосина.

Первой войной для 52-го полка стал Афган . В составе 185-го ТБАП боевые вылеты по целям, расположенным в Афганистане , выполняли четыре гвардейских экипажа из Шайковки, экипажи капитана Примака , майора Червинского , старших лейтенантов Кулеша и Имальдинова .

В 1989-1994 гг. полк организационно входил в состав 43-го Центра боевой подготовки и переучивания летного состава Дальней Авиации. На базе полка проходили летную подготовку на должности командиров кораблей и эскадрилий слушатели ЦБП и ПЛС. В 1991 г. началось теоретическое переучивание личного состава на Ту-22МЗ . В 1992 г. полк освоил новый тип. Тогда же в Шайковке переучивались на «тройку» экипажи из 303-го ТБАП и 219-го ОДРАП . Последние Ту- 22М2 были сняты с вооружения полка в 1993 г.

В истории полка катастроф было не так много, по сравнению с другими полками. Тем не менее каждая катастрофа – трагедия. 14 февраля 1989 г. проводились учения эскадрильи, в которых принимал участие экипаж гвардии капитана Г.В. Карпенко . Ту-22М2 поднялся в воздух в 18 ч 14 мин в составе группы из шести самолетов. Полет по маршруту до полигона прошел нормально. На обратном пути в 20 ч 50 мин находившийся на борту летчик-инструктор полковник В.И. Логунов по радио доложил об отказе бортового электропитания и запросил посадку на ближайшем аэродроме, а в 20 ч 55 мин самолет по данным РЛС ПВО перешел в резкое снижение по крутой траектории. В 20 ч 57 мин Ту-22М2 пропал с экранов радаров. Ту-22М2 упал в 36 км от г. Мариуполя.

О нехватке топлива речь уже шла выше. Перебои с керосином, имевшие место в 1984 г., показались через десять лет недоразумением, не более: в 1994 г. полк получил ГСМ 11% от потребного количества! Все-таки, не взирая на все организационно-бытовые сложности и минимальный налет на экипажи, в полку по-прежнему выполнялось 1-2 практических пуска ракет в год.

Реорганизация Дальней Авиации привела к переподчинению полка в сентябре 1994 г. штабу 326-й Тарнопольской ордена Кутузова тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии , а с мая 1998 г. – штабу 22-й гвардейской Краснознаменной Донбасской ТБАД .

К концу трагического для ВВС нашей страны десятилетия ситуация с боевой подготовкой если не улучшилась, то хотя бы стабилизировалась. Стали выполняться достаточно сложные задания, к числу которых, несомненно, относится полет на разведку кораблей НАТО в акватории Черного моря (8 апреля 1997 г., экипаж гвардии подполковника Душевина ).

В 1999 г. впервые после семилетнего перерыва были выполнены боевые стрельбы из бортовых пушек ракетоносцев снарядами с ИК ловушками и уголковыми отражателями, а в рамках учений «Запад-99» – три практических пуска ракет. Тогда же экипаж заместителя командира полка по летной подготовке гвардии подполковника Н.А. Бибикова произвел полет вдоль границ стран Балтии, Польши и Украины, вскрыв несколько десятков ранее не зафиксированных радиоизлучающих объектов. Два пуска ракет было произведено в 2000 г., в том числе один – по морской цели. С 3 по 18 февраля 2003 г. Военная инспекция МО РФ проводила проверку 22-й тяжелой бомбардировочной авиадивизии. В ходе проверки экипажи 52-го ТБАП на «отлично» выполнили два практических пуска ракет и полигонное бомбометание.

По итогам 2003 г. 52-й гвардейский тяжелый бомбардировочный авиаполк назван лучшим в 37-й ВА ВГК (СН), став обладателем переходящего приза в виде выполненного из хрусталя шлема древнерусского богатыря.

Командиры год вступления полка в должность:

  • гв. подполковник А.А. Франков 1944 гв.
  • подполковник В.А. Климов 1947
  • гв. подполковник В.А. Трехин 1948
  • гв. подполковник А.В. Иванов
  • гв. подполковник К.И. Марусиченко 1951 (Герои Советского Союза)
  • гв. подполковник И.П. Ивенин 1956
  • гв. подполковник А. С Кротов 1957
  • гв. подполковник В.П. Казанцев 1960
  • гв. подполковник А.Ф. Жихарев 1962
  • гв. подполковник Л. В. Гумников 1966
  • гв. подполковник Б.В. Сабуров 1967
  • гв. подполковник А.В. Туманов 1972
  • гв. подполковник Е.Ф. Кузнецов 1975
  • гв. подполковник В.Е. Капцевич 1977
  • гв. подполковник С.И. Ананьев 1980
  • гв. подполковник А.А. Волковинский 1986
  • гв. подполковник С.В. Кольцов
  • гв. полковник И.Ф. Коновалов 1994
  • гв. полковник А.П. Кореньков 1998
  • гв. полковник А.В. Блаженко 2000
  • гв. полковник Б.В. Середкин 2003

Морские пехотинцы в первой чеченской воевали самоотверженно, выполняя задания на самых опасных участках боев. И немалая заслуга в том, что в сводных частях было не так уж и много потерь, лежит на их командире - гвардии подполковнике Дарковиче Александре Васильевиче. О нем сегодня и поговорим.


Даркович Александр Васильевич - командир 879-го отдельного десантно-штурмового батальона морской пехоты 336-й отдельной гвардейской Белостокской орденов Суворова и Александра Невского бригады морской пехоты Балтийского флота, гвардии подполковник.

Родился 7 ноября 1961 года в городе Давид-Городок Сталинского района Брестской области Белорусской ССР. Белорус. В Вооруженных Силах с 1978 года. Окончил Ленинградское военное общевойсковое командное училище в 1982 году.

Служил в частях морской пехоты Балтийского флота, командовал взводом и ротой. С 1989 года - командир батальона в 336-й отдельной гвардейской бригаде морской пехоты Балтийского флота.

В должности командира сводного батальона морской пехоты Балтийского флота в первые дни января 1995 года переброшен в Чеченскую республику, где полыхала первая чеченская война.

Батальон принимал участие в самых ожесточенных боях в Грозном в январе - феврале 1995 года. Морские пехотинцы Балтики обороняли позиции в центре города после неудачного новогоднего штурма, захватывали важнейшие здания - основные узлы обороны врага ("Зеленый квартал", Президентский дворец, площадь "Минутка"), форсировали Сунжу и расширяли занятые плацдармы, наступали в горной части Чечни. Из личного состава батальона 412 человек награждены орденами и медалями. Батальон подполковника Дарковича понес минимальные потери среди частей морской пехоты, в то же время нанеся значительный урон дудаевским формированиям. Героями Российской Федерации стали офицеры батальона С.Шейко, Д.Полковников, Е.Колесников.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 1995 года гвардии подполковнику Дарковичу Александру Васильевичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

Продолжал службу в Вооруженных Силах РФ. С 1999 года - командир 336-й отдельной гвардейской Белостокской орденов Суворова и Александра Невского бригады морской пехоты Балтийского флота (дислоцирована в городе Балтийске Калининградской области). В 2002 году уволен в запас в звании полковника. Живет в Калиниграде, занимается предпринимательством. Исполнительный директор строящегося завода строительных концентратов.

Награжден медалями.

Вот что о нем вспоминает его сослуживец, гвардии майор Плющаков Александр Николаевич, заместитель командира батальона по воспитательной работе: "Не могу не сказать о человеке, с именем которого каждый шел в бой - это комбат, гв. подполковник Даркович Александр Васильевич. От его рассудительности, большого человеческого сердца и души зависело очень много. И ни одна мать впоследствии очно или заочно склонила голову перед его командирским талантом за сохраненные жизни их сыновей. Комбат - он действительно на войне был батяней, скоропалительных, необдуманных решений не принимал, даже если за это его грозили снять с должности."

Балотировался в в Калининградскую областную Думу в округе №4 (г. Балтийск) (самовыдвиженец).


Список источников:
1.
2.
3.
Остальные очерки о забытых Героях:











Чтобы точно знать, как по уставу положено обращаться к военнослужащему, необходимо разбираться в званиях. Звания в армии России и погоны обеспечивают ясность во взаимоотношениях и позволяют разобраться в субординации. В Российской Федерации есть как горизонтальная структура — войсковые и корабельные звания, так и вертикальная иерархия — от рядового состава — до высшего офицерского.

Рядовой состав

Рядовой — это низшее воинское звание Российской армии. Причем, получили солдаты это звание в 1946 году, до этого к ним обращались исключительно, как к бойцам, либо – красноармейцам.

Если служба несется в гвардейской воинской части или на гвардейском корабле, тогда при обращении к рядовому, стоит добавить так же слово «гвардии» . Если, Вы хотите обратиться к военнослужащему, находящемуся в запасе и имеющего диплом о высшем юридическом, либо медицинском образовании, тогда Вам следует обращаться — «рядовой юстиции» , либо«рядовой медицинской службы» . Соответственно, к тому, кто находится в запасе или отставке стоит добавить соответствующие слова.

В корабельном составе, званию рядового соответствует матрос .

Только старшие солдаты, которые лучше всего несут военную службу, получают звание Ефрейтор . Такие солдаты могут исполнять обязанности командиров, во время отсутствия последних.

Все добавочные слова, которые были применимы для рядового, остаются актуальными и для ефрейтора. Только в Военно-морском флоте, этому званию соответствует Старший матрос .

Тот, кто командует отделением, либо боевой машиной, получает звание Младший сержант . В некоторых случаях, это звание присваивается наиболее дисциплинированным ефрейторам при увольнении в запас, если во время службы не было предусмотрено такой штатной единицы. В корабельном составе – это «старшина второй статьи»

С ноября 1940 года в советской армии появилось звание для младшего командного состава – сержант . Оно присваивается курсантам, которые успешно прошли обучение по программе подготовки сержантов и закончили его с отличием.
Так же рядовой может получить звание — младший сержант , который показал себя достойным для присвоения очередного звания, либо при увольнении в запас.

В ВМФ сержанту сухопутных войск соответствует звание старшина .

Следующим идет Старший сержант, а на флоте – главный старшина .



После этого звания, идут некоторые пересечения сухопутных и морских сил. Потому что после старшего сержанта, в рядах российской армии появляется Старшина . В обиход это звание вошло в 1935 году. Его заслуживают только лучшие военнослужащие, которые отлично служили на сержантских должностях в течение полугода, либо при увольнении в запас, звание старшины присваивается старшим сержантам, аттестованным на отлично. На корабле это — главный корабельный старшина .

Следом идут прапорщики и мичманы . Это особая категория военнослужащих, приближенная к младшим офицерам. Завершают рядовой состав, старший прапорщик и мичман .

Младший офицерский состав

Ряд званий младшего офицерского состава армии России начинается со звания младший лейтенант . Звание это присваивается учащимся последних курсов и выпускникам высших военных учебных заведений. Однако, в случае нехватки офицеров, звание младшего лейтенанта может так же получить выпускник гражданского ВУЗа.

Лейтенантом может стать только младший лейтенант, отслуживший определенное количество времени и получивший положительный документ об образовании. Далее – старший лейтенант .

И замыкает группу младшего офицерского состава – Капитан . Это звание звучит одинаково, как для сухопутных, так и для корабельный войск.

Кстати, новая полевая форма от Юдашкина обязала наших военнослужащих дублировать знаки отличия на груди. Бытует мнение, что «недомерки» из руководства, не видят званий у наших офицеров на плечах и это сделано для их удобства.

Старший офицерский состав

Старший офицерский состав начинается со звания Майор . На флоте, этому званию соответствует Капитан 3 ранга . Следующие звания ВМФ будут только повышать ранг капитана, то есть званию сухопутного Подполковника будет соответствовать Капитан 2 ранга , а званию Полковника Капитан 1 ранга .


Высший офицерский состав

И завершает иерархию воинских званий в армии России высший офицерский состав.

Генерал майор или Контр-адмирал (на флоте) – такое гордое звание носят военнослужащие, которые командуют дивизией — до 10 тысяч человек.

Выше Генерал–майора стоит Генерал-лейтенант . (Генерал-лейтенант выше Генерала-майора потому, что у генерала-лейтенанта на погонах две звезды а у Генерала-майора одна).

Изначально в советской армии, это было скорее не звание, а должность, ибо Генерал-лейтенант являлся помощником генерала и брал на себя часть его функций в отличии, от Генерала-полковника , который может лично замещать старшие должности, как в Генеральном штабе, так и в министерстве обороны. К тому же, в вооруженных силах России, Генерал-полковник может являться заместителем командующего военным округом.

И, наконец, самый главные военнослужащий, имеющий высшее воинское звание в армии России – это Генерал армии . Все предыдущие звенья обязаны подчиняться именно ему.

О воинских званиях в видео формате:

Ну что салага, теперь разобрался?)