О порядке охранной зоны земель транспорта воздушного. Правовой режим земель промышленности, транспорта и иного специального назначения

Правовой режим земель автомобильного транспорта

Для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, согласно п. 3 ст. 90 ЗК, могут предоставляться земельные участки для:

размещения автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений;

размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств;

установления полос отвода автомобильных дорог.

Земельные участки на полосах отвода автомобильных дорог в пределах земель автомобильного транспорта могут передаваться в установленном ЗК порядке в аренду гражданам и юридическим лицам, размещения объектов дорожного сервиса и наружной рекламы.

На полосах отвода автомобильных дорог, за исключением предусмотренных законодательством случаев, запрещаются: строительство жилых и общественных зданий, складов; проведение строительных, геологоразведочных, топографических, горных и изыскательских работ, а также устройство наземных сооружений; распашка земельных участков покос травы, порубка и повреждение многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта; установка наружной рекламы, информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к безопасности дорожного движения. Шейнин Л.Б. Земельное право России. - М., 2007.

Полоса отвода железных дорог -- земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

Для создания нормальных условий эксплуатации федеральных автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и требований безопасности населения создаются придорожные полосы в виде прилегающих с обеих сторон к полосам отвода федеральных автомобильных дорог земельных участков сустановлением особого режима их использования, включая строительство зданий, строений и сооружений, ограничение хозяйственной деятельности в пределах придорожных полос, установку рекламных щитов и плакатов, не имеющих отношения к безопасности движения.

Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, находящихся в пределах таких придорожных полос, должны быть уведомлены соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации об особом режиме использования этих земельных участков.

Положение о землях транспорта включает в состав земель автомобильного транспорта дорожное хозяйство, земли, занятые автомобильными дорогами и непосредственно примыкающими к ним строениями и сооружениями, а также сооружениями и устройствами энергетического, гаражного, бензораздаточного хозяйства, автостанциями и автовокзалами и другими сооружениями. Основная часть земель автомобильных дорог -- полосы отвода.

В придорожных полосах автомобильных дорог устанавливается особый режим использования земель. Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. № 1420 были утверждены Правила установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования СЗ РФ. 1998. № 49. Ст. 6059; 2000. № 6. Ст. 776. .

Особый режим использования земель в пределах придорожных полос предусматривает ряд ограничений при осуществлении хозяйственной деятельности в пределах этих полос для создания нормальных условий эксплуатации автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и безопасности населения.

Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, должны быть уведомлены соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ об особом режиме использования этих земель. Земельные участки в пределах придорожных полос у их собственников, владельцев, пользователей и арендаторов не изымаются.

Контроль за размещением в пределах придорожных полос объектов и соблюдением требований указанных Правил осуществляют специально уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, органы, на которые возложено управление федеральными автомобильными дорогами общего пользования, а также органы ГИБДД МВД России.

Ширина каждой придорожной полосы дифференцирована в зависимости от категории федеральной автомобильной дороги и с учетом перспективы ее развития. В границах поселений размер придорожной полосы для существующих федеральных автомобильных дорог устанавливается до границы существующей застройки, но не более 50 м. Обозначают границы придорожных полос органы управления федеральными автомобильными дорогами.

Основное ограничение прав собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков заключается в том, что в пределах придорожных полос запрещается строительство капитальных сооружений (сооружений со сроком службы 10 и более лет), за исключением объектов дорожной службы, объектов ГИБДД МВД России и объектов дорожного сервиса.

Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, имеют право осуществлять хозяйственную деятельность на указанных земельных участках с учетом ограничений, установленных Правилами; возводить на предоставленных им земельных участках объекты, разрешенные Правилами; получать информацию о ремонте или реконструкции федеральной автомобильной дороги. Жариков Ю.Г., Шейнин Л.Б., Сиваков О.В. Земельное право: Учебное пособие. -- М., 1995

На собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, возлагаются следующие обязанности: соблюдать правила использования земель в пределах придорожных полос, а также нормы экологической безопасности; не наносить вред федеральной автомобильной дороге, соблюдать условия эксплуатации автомобильной дороги и безопасности дорожного движения; обеспечивать допуск на принадлежащие им земельные участки представителей органа управления федеральной автомобильной дорогой, а также своевременно исполнять выданные ими предписания; согласовывать с органом управления федеральной автомобильной дорогой и ГИБДД предоставление земельных участков в пределах придорожных полос, а также строительство на принадлежащих им таких земельных участках зданий и сооружений; в случаях, предусмотренных Правилами, сносить и переносить возведенные на земельных участках некапитальные здания и сооружения.

В случаях возведения объектов с нарушением Правил в пределах придорожных полос здания и сооружения признаются в установленном порядке самовольной постройкой, и в отношении построивших их лиц принимаются меры, предусмотренные законодательством РФ.

За нарушение Правил собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, могут быть привлечены к ответственности в порядке, установленном законодательством.

Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в действующем порядке нормативных документов.

На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Жариков Ю.Г. Земельное право России: Учебник. - М., 2006

Не разрешается препятствовать организации собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф (п. 6 ст. 90 ЗК).

На земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков.

Государственное регулирование в области автомобильного транспорта

Государственное регулирование в области автомобильного транспорта общего пользования осуществляется в целях: обеспечения баланса интересов государства...

Земельное право

Правовой режим земель населенных пунктов представляет собой установленный нормами земельного, градостроительного и другого законодательства порядок использования и охраны земельных участков в пределах границы населенного пункта...

Земельные правоотношения

Одна из категорий земель, устанавливаемых Земельным кодексом РФ - земли сельскохозяйственного назначения. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (ред. от 27.12.2009) // Собрание законодательства РФ, - 29.10.2001. - № 44...

Земли транспорта

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: размещения железнодорожных путей; размещения, эксплуатации...

Земли транспорта по законодательству Республики Беларусь

К землям транспорта относятся участки, предоставленные предприятиям и организациям транспорта для выполнения возложенных на них задач по эксплуатации, содержанию, строительству, реконструкции, ремонту...

Международное сотрудничество в области использования и охраны земель. Правовой режим земель водного фонда

В соответствии с Кодексом о земле к землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, а также земельные участки, предоставленные для ведения водного хозяйства, в том числе для размещения водохозяйственных сооружений и устройств...

Методология ведения кадастра земель, занятых автомобильными дорогами с применением земельно-информационных систем

Объектами транспортных систем Российской Федерации, регионов и муниципальных образований заняты значительные земельные площади, около 700 тыс. га. Их правовой режим зависит от вида и назначения транспортных коммуникаций...

Порядок расследований аварий и происшествий на транспорте

Автомобильный транспорт сейчас самый распространённый вид транспорта. Автомобильный транспорт моложе железнодорожного и водного, первые автомобили появились в самом конце XIX века...

Право собственности на землю и право лесопользования

Правовой режим земель водного фонда

Порядок использования и охраны земель водного фонда регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и водным законодательством...

Правовой режим земель населенных пунктов

Правовой режим земель поселений - это совокупность содержащихся в земельном, экологическом, градостроительном и ином законодательстве РФ и ее субъектов...

Земли сельскохозяйственного назначения имеют важнейшее значение в развитии российской экономики, они - основная сфера производства продуктов для населения и сырья для промышленности. Действующее законодательство, как правило...

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Статья 78 Земельного кодекса РФ конкретизирует цели использования земель сельскохозяйственного назначения и перечисляет субъектов, которые вправе использовать земли данной категории...

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством...

Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

В рамках данной субкатегории земель специального назначения выделяют особенности правового режима земель железнодорожного транспорта; автомобильного транспорта; водного транспорта; трубопроводного транспорта; воздушного транспорта.

Земли железнодорожного транспорта - земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах (ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации").

Данные земли включают в себя земельные участки для размещения железнодорожных путей; земельные участки для размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции зданий, строений, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; полосы отвода и охранные зоны железных дорог.

Как отмечалось в одном из обобщений судебной практики, до завершения инвентаризации земель железнодорожного транспорта и получения государственного акта на постоянное пользование земельных участков, находящихся в пользовании железных дорог, они считаются закрепленными за ними в пределах фактически сложившихся границ1.

По делу № Ф08-3620/01 предприниматель обратился в арбитражный суд с иском к главе администрации города о признании недействительными пунктов постановления, предусматривавших изъятие соответствующих лицензий и паспортов объектов, расположенных на привокзальной площади, и предписывающих владельцам павильонов освободить привокзальную площадь. Арбитражный суд в иске отказал в полном объеме.

Кассационная инстанция решение и постановление апелляционной инстанции отменила в части отказа в признании недействительным пункта постановления, предписывающего истцу освободить занимаемый им в соответствии с договором аренды земельный участок на привокзальной площади, и удовлетворила исковые требования в этой части. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 25.08.1995 № 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" земли железнодорожного транспорта относятся к землям федерального значения, порядок использования этих земель определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства РФ. Порядок использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог утвержден приказом Министерства путей сообщения РФ от 15.05.1999 Х° 26-Ц.

Поскольку спорный участок находился в постоянном (бессрочном) пользовании железной дороги, администрация города не вправе принимать постановления в отношении земельных участков привокзальной площади, расположенной в полосе отвода железной дороги, поскольку распоряжение федеральными землями и осуществление контроля за их использованием принадлежит железной дороге. Аналогичный вывод сделан в постановлении ФАС Волго-Вятского округа по делу № А31-1480/143. В научной литературе выделяют следующие особенности использования земель железнодорожного транспорта: 1) земли федерального железнодорожного транспорта служат пространственным базисом для размещения объектов и сооружений, имеющих специальное назначение по обслуживанию железнодорожного транспорта; 2) правовой режим данных земель может распространяться не только па земельные участки, предоставляемые организациям железнодорожного транспорта, но и на соседние, смежные участки; 3) в целях создания условий для строительства и реконструкции объектов железнодорожного транспорта осуществляется резервирование земель; 4) земли железнодорожного транспорта ограничены в обороте; 5) определенная специфика правового режима использования земель устанавливается в зависимости от хозяйственного назначения этих земель, т.е. земель полосы отвода железных дорог; охранных зон; земель, занятых защитными лесными насаждениями; служебных земельных наделов.

Земли железнодорожного транспорта классифицируются по следующим основаниям: "а) по собственности; б) в зависимости от хозяйственного назначения земель, предоставляемых железнодорожному транспорту; в) в зависимости от категорий земель, из которых предоставляются земельные участки организациям железнодорожного транспорта".

По вопросу собственности следует отметить, что в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создано ОАО "Российские железные дороги", учредителем которого является Российская Федерация. Земельные участки, за исключением земельных участков, предоставленных для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте, а также земельных участков, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, вносятся в уставный капитал данного ОАО и переходят, таким образом, в частную собственность.

Полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

Ширину земельных участков полосы отвода определяют следующие условия и факторы: конфигурация земляного полотна; размеры искусственных сооружений; рельеф местности; особые природные условия (участки пути, расположенные на болотах, с подтоплением от временных водотоков и водохранилищ, на оползнях и т.д.), необходимость создания защиты путей от снежных или песчаных заносов; заселенность местности, зона риска (дальность "отлета" с насыпи подвижного состава и груза при аварии).

Для обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, безопасности населения, нормальной эксплуатации инженерных сооружений и других объектов федерального железнодорожного транспорта их владельцы обязаны: соблюдать установленный порядок использования полосы отвода; содержать земельные участки в пределах полосы отвода способами, которые не должны наносить ущерб земле как природному объекту; не допускать загрязнения окружающей среды производственными стоками и другими отходами; принимать меры по защите земли от эрозии, осуществлять агро-лесо-мелиоративные, противопожарные и иные необходимые мероприятия по охране земель от неблагоприятных природных явлений и т.д.

В полосе отвода в местах прилегания к сельскохозяйственным угодьям не допускается разрастание сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительности. В полосе отвода в местах прилегания к лесным массивам не допускается скопления сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов. Выполнение работ по удалению сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительности в пределах полосы отвода производится соответствующими подразделениями железных дорог.

В пределах полосы отвода разрешается на условиях договора размещать в порядке, установленном законодательством РФ, на откосах выемок, постоянных заборах, строениях, устройствах и других объектах федерального железнодорожного транспорта наружную рекламу юридических и физических лиц, которая не должна служить препятствием для нормального функционирования железнодорожного транспорта, ухудшать видимость, снижать уровень безопасности движения и экологическую чистоту объектов железнодорожного транспорта.

Охранные зоны - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, в том числе находящихся на территориях с подвижной почвой и на территориях, подверженных снежным, песчаным заносам и другим вредным воздействиям.

В пределах охранных зон запрещается: строительство капитальных зданий и сооружений, устройство временных дорог, вырубка леса и кустарника, удаление дернового покрова, вспашка целины, закладка огородов, выпас скота, земляные работы, которые могут ухудшить устойчивость склонов, и выпуск поверхностных и хозяйственно-бытовых вод.

Защитные полосы лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования (равно как и автомобильных дорог общего пользования), входят в состав лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, т.е. к категории защитных лесов (ст. 102 ЛК РФ).

Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 90 ЗК РФ).

Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;

Соответственно, земли автомобильного транспорта - это земельные участки из состава субкатегории земель транспорта, которые используются либо предназначены для эксплуатации объектов автомобильного транспорта. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства могут предоставляться земельные участки: а) для размещения автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений; б) размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств; в) установления полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог.

Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются: на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются па автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.

Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления (ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Следует различать полосы отвода и придорожные полосы. Полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса; придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

Размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. Минимально необходимые для обслуживания участников дорожного движения требования к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода автомобильных дорог (с указанием количества и вида объектов дорожного сервиса), а также требования к перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на таких объектах дорожного сервиса, устанавливаются Правительством РФ. Обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов.

Границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством РФ норм отвода земель для размещения указанных объектов.

В границах полосы отвода автомобильной дороги, по общему правилу, запрещается: выполнение работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса; размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, нс предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса; распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полосы отвода автомобильной дороги или ремонту автомобильной дороги, ее участков; выпас животных, а также их прогон через автомобильные дороги вне специально установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог и т.д.

Земельные участки для размещения объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения предоставляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или Государственной компанией "Российские автомобильные дороги" в случае, если автомобильные дороги переданы ей в доверительное управление.

Для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы. В зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается в размере: 75 м - для автомобильных дорог первой и второй категорий; 50 м - для автомобильных дорог третьей и четвертой категорий; 25 м - для автомобильных дорог пятой категории; 100 м - для подъездных дорог, соединяющих административные центры (столицы) субъектов РФ, города федерального значения Москву и Санкт-Петербург с другими населенными пунктами, а также для участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, построенных для объездов городов с численностью населения до 250 тыс. человек; 150 м - для участков автомобильных дорог, построенных для объездов городов с численностью населения свыше 250 тыс. человек.

Решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или муниципального, местного значения или об изменении границ таких придорожных полос принимается соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

Земли воздушного транспорта - это земельные участки в составе субкатегории земель транспорта, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта. В составе земель воздушного транспорта различают земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.

В целях обеспечения бесперебойной работы объектов воздушного транспорта Воздушным кодексом РФ от 19.03.1997 Л1> 60-ФЗ установлены следующие ограничения. Во-первых, проектирование, строительство и развитие городских и сельских населенных пунктов, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.

Во-вторых, размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с собственником аэродрома и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством РФ.

Земли водного транспорта- это земельные участки в составе субкатегории земель транспорта, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского и внутреннего водного транспорта. Эти земельные участки могут предоставляться для размещения искусственно созданных внутренних водных путей; размещения морских и речных портов, причалов, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта; выделения береговой полосы.

Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий населенных пунктов. Порядок выделения береговой полосы и пользования ею определяется Кодексом внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ. Согласно ст. 10 данного Кодекса в пределах внутренних водных путей, расположенных за пределами территорий городских населенных пунктов, организации внутреннего водного транспорта вправе использовать безвозмездно для работ, связанных с судоходством, береговую полосу - полосу земли шириной 20 м от края воды в глубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях.

Бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте и другие организации внутреннего водного транспорта освобождаются от платы за занимаемые ими земельные участки, в том числе за земельные участки, покрытые водой, и искусственно созданные земельные участки при строительстве гидротехнических сооружений и создании охранных зон линий связи. Право пользования береговой полосой не распространяется на особо охраняемые природные территории, территории гидротехнических сооружений, земельные участки, на которых размещены мелиоративные сооружения, полосы отвода автомобильных и железных дорог, земельные участки, укрепленные специальными сооружениями, и на другие земли, предусмотренные земельным и иным федеральным законодательством.

Особые условия пользования береговой полосой установлены постановлением Правительства РФ от 06.02.2003 № 71 "Об утверждении Положения об особых условиях пользования береговой полосой внутренних водных путей Российской Федерации". Согласно п. 6 постановления юридическим или физическим липам участок береговой полосы может быть предоставлен во временное пользование в целях проведения связанных с обеспечением транспортного процесса следующих работ: устройство временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и иных плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров; сооружение временных строений и проведение других необходимых работ в случае непредвиденных зимовок судов или транспортных происшествий с судами, а также в сельскохозяйственных и иных целях.

Юридическое или физическое лицо, которому предоставлен во временное пользование участок береговой полосы, обязано им пользоваться в соответствии с целями и условиями его предоставления, указанными в разрешении, не допуская нанесения вреда объектам внутреннего водного транспорта и водным объектам, влияющим на обеспечение безопасности судоходства, а также очистить участок береговой полосы посте выполнения соответствующих работ и обустроить его.

Земли трубопроводного транспорта - это земельные участки в составе субкатегории земель транспорта, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки: для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов; размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта; установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков.

Охранная зона объектов системы газоснабжения - территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством РФ, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.

Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

Согласно постановлению Правительства РФ от 20.11.2000 № 878 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей" устанавливаются следующие охранные зоны: вдоль трасс наружных газопроводов - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 м с каждой стороны газопровода; вдоль трасс подземных газопроводов из полиэтиленовых труб при использовании медного провода для обозначения трассы газопровода - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 3 м от газопровода со стороны провода и 2 м - с противоположной стороны; вдоль трасс наружных газопроводов на вечномерзлых грунтах независимо от материала труб - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 10 м с каждой стороны газопровода, и т.д.

На земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения; разрушать берегоукрепительные сооружения, водопропускные устройства, земляные и иные сооружения, предохраняющие газораспределительные сети от разрушений; перемещать, повреждать, засыпать и уничтожать опознавательные знаки, контрольно-измерительные пункты и другие устройства газораспределительных сетей; устраивать свалки и склады, разливать растворы кислот, солей, щелочей и других химически активных веществ; разводить огонь и размещать источники огня; рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 м и т.д.

Для магистральных трубопроводов углеводородного сырья, компрессорных установок создаются санитарные разрывы (санитарные полосы отчуждения). Минимальные расстояния учитывают степень взрыво- и пожароопасности при авариях и дифференцированы в зависимости от вида поселений, типа зданий, назначения объектов с учетом диаметра трубопроводов.

Земли транспорта - земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ст. 90 ЗК РФ).

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта

    1. размещения железнодорожных путей;
    2. размещения, эксплуатации и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
    3. установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.

См. Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденное приказом МПС РФ от 15 мая 1999 г. N 26Ц

В целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для:

    1. размещения автомобильных дорог;
    2. размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел;
    3. установления полос отвода автомобильных дорог.

Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса . Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

См. Административный регламент Росавтодора предоставления государственной услуги по предоставлению гражданам или юридическим лицам земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения для размещения объектов дорожного сервиса, утвержденный приказом Минтранса России от 5 мая 2012 г. N 137

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

    1. размещения искусственно созданных внутренних водных путей;
    2. размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;
    3. выделения береговой полосы.

Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий населенных пунктов. Порядок выделения береговой полосы и пользования ею определяется Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

См. Положение об особых условиях пользования береговой полосой внутренних водных путей РФ, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2003 г. N 71

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

    1. размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;
    2. размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта .

Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения . Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

Земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. После ввода в эксплуатацию объектов трубопроводного транспорта земельные участки, предоставленные на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов, возвращаются собственникам земельных участков. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта не требуется.

У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов .

3.5

Это земельные участки (ЗУ), которые предназначены для организации и эксплуатации земельных объектов и которые могут использоваться с целью формирования транспортных коммуникаций следующих видов:

Относятся к таковым, если права на них возникли у законных участников земельных отношений на основаниях, предусмотренных Земельным Кодексом, в частности – статьями и , федеральными и муниципальными законами и распоряжениями.

Понятие и общая характеристика

Земли транспорта – это особый состав земель, который вправе использоваться только для развития транспортной инфраструктуры муниципального и федерального значения. В этом качестве они внесены в Государственный земельный кадастр (ГКН), под соответствующим шифром. Это специфический земельный объект, на основании его целевого использования возникают земельные и гражданские отношения правовых субъектов.

На транспортных массивах могут прокладываться только непосредственно пути транспортного сообщения . Строительство капитальных объектов и сооружений допускается только в контексте тех задач, которые соответствуют целям их использования.

Использование этих участков под нужды, не связанные с транспортом считается нарушением и влечёт административную ответственность.

Какие участки относятся к этой категории?

Землям транспорта признаются территории, выделенные из состава категории , в том числе:

  • иного специального назначения.

Земли могут располагаться только за пределом массивов населенных пунктов и использоваться согласно целевому назначению на основании норм статьи 87 ЗК РФ . В классификаторе видов разрешённого использования, вступившем в силу 01.09.14 г. и утверждённым приказом Минэкономразвития под № 540 , они закодированы под шифром 7.1-7.5. Являются видом целевого назначения.

К ним относятся следующий состав земель:

  • автомобильного транспорта;
  • железнодорожного транспорта;
  • водного транспорта;
  • аэровоздушного транспорта;
  • трубопроводов.

Особенности и разновидности их использования следующие:

Главной спецификой использования этих земель является не только извлечение пользы, но и соблюдения безопасности их эксплуатации. Все обозначенные массивы отводятся по определённым стандартам, которые предусмотрены для безопасного функционирования транспортных линий. К ним относятся расстояния от водной границы, размеры отводов под железнодорожное полотно и взлётные полосы.

Железнодорожное сообщение предусматривает также наличие складов, предназначенных для хранения предметов повышенной ценности и объектов с особым статусом правового регулирования.

Правовой режим и положение

Правовой режим земель транспорта опирается на положения законодательства . В соответствии со статьёй 25 Федерального закона от 8.11.07 г. № 257-ФЗ границы отвода полосы автотрассы устанавливаются документацией планировки территории – проектом планировки. Он подготавливается с учетом установленного нормирования по отводу земель. Нормы планировки размещения автодорог и объектов их эксплуатации утверждены ПП РФ от 2.09.09 г. под № 717 .

Что касается железнодорожных путей, то размеры выделяемого массива включают в себя полосы отвода, которые устанавливаются проектно-сметной документацией. В целях безопасности путей и иных объектов и сооружений, также – для безопасности граждан и железнодорожных работников устанавливаются охранные зоны. В частности при опасности:

  • схода лавин, оползней и селей;
  • обвалов и размывов при паводке;
  • других опасностей природных факторов;
  • движения скоростных поездов.

Правовой режим эксплуатации полос отвода и охранных зон утверждён ПП РФ от 12.10.06 г. под №611 . Правовой режим земель водного транспорта установлен ФЗ РФ от 7.03.01 г. под № 24-ФЗ, известного как КВВТ, а так же Законом «о морских портах РФ» . В них указаны границы береговой территории, которые могут использоваться под земли транспорта, а так же основные правила их эксплуатации.

Воздушный транспорт требует выделения территории только для взлёта и посадки, а так же – для эксплуатационных зданий и сооружений. Но в силу повышенной ответственности за безопасность жизнедеятельности, здесь применяются многочисленные законодательные акты, нормативы и СНИП. Главные регулирующие правовой режим положения, определены в следующих актах :

  1. Воздушный Кодекс РФ.
  2. Правила использования воздушного пространства РФ, утвержденные ПП РФ от 11.03.10 г. № 138 .

На их основании для каждого аэродрома выделяется при аэродромная территория. Её размеры – 30 км в радиусе от установленной контрольной точки. Так же предусматриваются иные положения режима безопасности.

Кто является собственником?

Главным собственником земель транспорта является государство , то есть они считаются федеральной земельной недвижимостью. В соответствии с региональными нормативами управления, передаются Субъектам Федерации, о чём в информационный банк ГКН внесена соответствующая информация. Несмотря на передачу земель в ответственное владение муниципалитетов, они не могут распоряжаться ими без согласия государственных органов, то есть все распоряжения должны утверждаться на Федеральном уровне.

Исключение составляет определённая часть земель, которая получена в собственность учредителей РЖД в процессе приватизации или путём её выкупа у государства внесением уставного капитала. Такие территории принадлежат РЖД.

Разрешённое и запрещённое использование

Обозначенный вид земель может использоваться только в целях, служащих развитию транспортной инфраструктуры. В число разрешённых объектов могут входить :


Кроме этого здесь разрешено возведение объектов для обслуживания пассажиров на время пути:

  1. придорожные и привокзальные кафе;
  2. отели и мини гостиницы;
  3. аптечные пункты и т.п.

На данных землях запрещены любые виды работ, которые не соответствуют целевому назначению и не имеют отношения к тому виду транспорта, для которого осуществлён отвод участка. Здесь также недопустимо:

  • вырубать насаждения;
  • перекрывать русло искусственного водоёма;
  • проводить работы в приближении к железнодорожной насыпи;
  • выпасать и прогонять скот;
  • проводить любые работы, которые могут повредить железнодорожное полотно;
  • проводить любые работы ближе, чем за 30 км от аэропорта.

Транспортные магистрали – территория повышенной опасности, их использование требует соблюдения установленных норм.

Управление и мониторинг

Управление земельной собственностью принадлежащей государству – обязательное условие, включённое в государственную программу эффективного использования земельного ресурса. Проводится посредством мониторинга и принятия на основании выявленных данных – решений о дальнейшем проведении существующей земельной политики.

Мониторинг земель является частью госпрограммы по определению влияния использования земель под транспортные нужды на экологическое состояние окружающей среды. Проводится органом ГКН в силу положений статьи 67 ЗК РФ .

Задачи мониторинга следующие :

  • наблюдение за состоянием используемых почв;
  • получение достоверных сведений об их состоянии;
  • возможность дальнейшего их использования под нужды транспорта;
  • влияние качества земель на окружающую экологию;
  • степень эффективности их использования по назначению.

Все полученные сведения передаются в специальные федеральные комиссии, которые принимают ответственное решение по дальнейшему использованию ресурса или изменениям в его использовании. Федеральные решения передаются в регионы, а региональные органы самоуправления проводят ознакомление с ними уполномоченных должностных лиц, ответственных за использование данных земельных массивов.

Таким образом, система управления государственной земельной собственностью составляет единую сеть, и включается в комплексное использование под нужды транспортных коммуникаций.

Массивы, принадлежащие РЖД, подчиняются общим правилам эксплуатации, предусмотренным федеральными программами.

Методы государственной кадастровой оценки

Вся оценочная деятельность земель осуществляется органом ГКН путём проведения ревизии . Ревизионная переоценка в отдельных кадастровых кварталах должна проводиться не реже чем через 5 лет, но не чаще, чем один раз в 3,5 года. После проведения ревизии удельная кадастровая стоимость земли соответствующей категории может изменяться на основании проведённых расчётов.

На основании произошла отмена ранее используемых методик государственной кадастровой оценки. в настоящее время процедура регулируется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными ПП РФ от 08.04.2000 г. под № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» .

Ответственными исполнителями являются независимые оценщики , которые призываются для проведения работ на местах – по распоряжению муниципалитетов. Они могут использовать методы оценки, соответствующие закону «Об оценочной деятельности» .

Можно ли арендовать или перевести в собственность?

Некоторые ЗУ, относящиеся к данному виду, допускается получать в аренду путём выкупа арендных прав у муниципалитета на основании статьи 90 ЗК РФ . Это участки, на которых можно возвести капитальное нежилое строение, соответствующее целевому использованию – для услуг, предоставляемых пассажирам и сервисных центов.

Земли под автотрассами, железнодорожными путями, взлётными полосами и портами оформлять в аренду нельзя.

Оформление данных земель в собственность, недопустимо ни при каких условиях. Если на них возводятся строения, использующиеся под целевые нужды транспорта, допускается обременение сервитутом.

То же касается проведения трубопроводов – на время работы ЗУ допустимо арендовать или оформить сервитут. Выкуп или приватизация таких земель и иные формы собственности не допускаются.

Земли транспорта – целевое назначение категории . Могут использоваться только по целевому назначению с соблюдением установленных норм и правил эксплуатации. Принадлежат государству, могут передаваться в управление муниципалитетам. В определённых случаях допускают аренду или обременение сервитутом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Относятся угодья, которые могут использоваться либо предназначены для реализации задач, связанных с обеспечением:

  • деятельности компаний;
  • эксплуатации объектов, относящихся к воздушному, железнодорожному, водному (речному, морскому), автомобильному типам транспорта;

Определение земель транспорта и категорий участков, которые составляют эти земли, регулируется .

Правовой режим земель транспорта обладает несколькими особенностями:

  • он устанавливает зону, обладающую особым условием пользования территориями;
  • он распространяется на участки, которые относятся к транспортным территориям и смежным наделам .

Предоставление земель транспорта

Земли транспорта (на основании пунктов 2-8, 90-й статьи ЗК ) предназначены и могут использоваться с целью обеспечения эксплуатации сооружений и деятельности компаний, которых можно отнести к отрасли:

  1. Железнодорожного транспорта. Свободные участки, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут быть предоставлены в аренду физическим либо юридическим лицам под:
    • устройство разгрузочно-погрузочной площадки;
    • складирование и хранение различного груза (кроме взрывоопасных и химических веществ или ГСМ);
    • оказание различных услуг пассажирам;
    • строительство прирельсовых складских помещений;
    • сельскохозяйственную деятельность.
  2. Автомобильного транспорта . Участки земли, находящиеся в зоне полосы отвода автомагистралей, предоставляются физическим и юр. лицам для создания строений дорожного сервиса, предназначенного для воссоздания нужных условий сохранности и использования автодорог и безопасности движения автотранспорта.
  3. Водного (речного, морского) транспорта. Частным компаниям и лицам предоставляется часть береговой полосы внутренних водных трасс, которые расположены за чертой населённого пункта, для ведения работ в отрасли судоходства речными путями.
  4. Воздушного транспорта. Государственным и частным компаниям предоставляются территории для размещения подземных и наземных объектов, которые необходимы для ремонта, реконструкции и управления полётами воздушных лайнеров.
  5. Трубопроводного транспорта. На участках земель трубопроводной системы, предоставленных гражданам и компаниям для ведения хоздеятельности, находящихся вблизи магистрального трубопровода запрещается возведение различных строений и создание препятствий для ведения аварийно-ремонтных работ на линии трубопровода.

На землях транспорта может размещаться несколько типов объектов:

  • железнодорожные пути, станции и вокзалы;
  • полосы отводы и охранные зоны для железнодорожных трасс;
  • автомобильные дороги, сервисы автодорожного обслуживания, стационарные посты МВД;
  • водные линии, появившиеся искусственным путём, речные и морские пристани, причалы, порты, маяки;
  • посадочно-взлётные полосы, аэровокзалы, аэродромы, аэропорты;
  • трубопроводные, газопроводные, нефтепроводные системы.

Размеры земель транспорта

Размеры земель транспорта определяются на основании действующих законодательных норм либо типовых проектов строительства транспортных строений. В ситуации, где нет действующих законодательных норм и нет возможности воспользоваться типовыми проектами (из-за специфики рельефа, климатических либо технико-инженерных особенностей, тонкостей строящегося объекта), размеры участков можно определить при помощи проектно-сметной документации.

Правом определения размеров транспортных земель наделены муниципальные или государственные структуры, которые осуществляют учет и контроль территорий, относящихся к соответствующим типам транспорта (воздушному, железнодорожному, водному, автомобильному).

Частный случай

Статьей 90 (пунктом 8) ЗК введено ограничение по переводу земельных участков в категорию земель транспорта. В частности, наделы, которые используются в целях проведения реконструкции, возведения, капремонта объектов трубопроводной системы, но принадлежат к иным категориям угодий, не переводятся в группу «Земли транспорта», а лишь предоставляются во временное пользование на период осуществления необходимых ремонтных мероприятий.

Заключение

Подводя итоги статьи, следует выделить несколько ключевых моментов:

  1. Земли транспорта предназначены для размещения строений, которые будут использованы по прямому назначению и в ремонтных целях в транспортной отрасли.
  2. Участки, принадлежащие иным категориям земель, но используемые для обслуживания трубопроводов не переводятся в категорию «Земли транспорта».
  3. Резервирование земель транспорта происходит в порядке, утверждённом постановлением №561 .

Список законов

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по землям транспорта

Вопрос : Меня зовут Святослав Захарович. Я руководитель городского совета в небольшом посёлке Свердловской области. На одной из окраин города проводится строительство нового микрорайона (который будет содержать порядка 10-15 многоэтажных домов ). На сессии горсовета было принято решение о возведении за чертой города вблизи нового микрорайона небольшой резервной электростанции, предназначенной для снабжения электричеством новых домов. Электростанция будет соединена с городом линией электропроводов, прикреплённых к металлическим опорам, которые будут установлены на участках огороднического кооператива. Однако, поскольку в местном бюджете на данный момент недостаточно средств на возведение электростанции, принято решение начать строительные работы в следующем году. У меня возникает вопрос: на каком основании и на какой период можно зарезервировать земли для размещения на них линии электропроводов?

Ответ: Святослав Захарович, в вашем случае земли огороднического кооператива могут быть зарезервированы сроком до двадцати лет , а основанием для резервирования служат и 90 (пункт 8) ЗК . Резервировать территорию следует в порядке, который утверждён в 2008 году . Этапы действий при этом будут следующими:

  1. Депутаты горсовета должны составить ходатайство о резервировании наделов и отправить его вам на рассмотрение. Вместе с ходатайством вам должны быть предоставлены ещё несколько документов, выданных Росреестром и содержащих информацию о планировке территории, которая будет зарезервирована.
  2. На основании полученных документов, вы выносите решение о резервировании территории. Решение должно быть составлено в письменном виде (в форме акта). В составленном акте, в обязательном порядке, должна быть прописана информация о:
    • длительности и цели резервирования наделов;
    • реквизитах документа, который послужил основанием для резервирования (в вашем случае это решение депутатов горсовета);
    • дате и месте, где будут ознакомлены с вынесенным решением руководители огороднического кооператива.
  3. В местных СМИ (газетах или телеканале) следует опубликовать либо озвучить принятое решение. После этого резервирование участков обретает силу.
  4. Группа депутатов, контролирующая процесс резервирования, должна направить схему резервируемых наделов и копию решения в Росреестр для регистрации ограничения прав, установленных принятым актом.