Про филиалы на территории иностранного гос-ва, про отчетность. Консультационные и инжиниринговые услуги, оказанные для нужд филиалов российских организаций на территории иностранного государства, не облагаются ндс на территории российской федерации Террит

НК РФ в ряде случаев местом реализации работ (услуг) не признается территория РФ, если покупатель не осуществляет деятельность на территории РФ. Данная норма применяется при выполнении тех видов работ и услуг, которые перечислены в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. Как правильно определить место реализации услуг в случаях, если покупатель - иностранная компания имеет (не имеет) представительства в России? Если услуги оказаны филиалом одной российской организации другой российской организации на территории иностранного государства? Возникает ли объект обложения, если иностранная компания выполняет работы (оказывает услуги) российской организации? Зарубежному представительству российской организации? Согласно пп. 4 п.

2. допуск иностранных лиц к осуществлению инвестиционной деятельности

2. допуск иностранных лиц к осуществлению инвестиционной деятельностиО месте осуществления деятельности покупателя (ермошина е.л.)Деятельность иностранных юридических лицКак работают иностранные юридические лица в россии в 2018 годуСтатья 13. трудовая деятельность иностранных граждан в российской федерации

2. допуск иностранных лиц к осуществлению инвестиционной деятельности Так, в отношении иностранных инвесторов действуют изъятия ограничительного характера при участии таких лиц в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и (или) совершении ими сделок, влекущих за собой установление контроля над указанными хозяйственными обществами.

Статья 2. основные понятия

Согласно Федеральному закону от 29 апреля 2008 г. О месте осуществления деятельности покупателя (ермошина е.л.) Арбитражный суд первой инстанции признал отказ в регистрации общества не соответствующим статье 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” и обязал налоговый орган произвести государственную регистрацию ООО “Дальневосточная международная торговая ярмарка”.
Деятельность иностранных юридических лиц N 510 “О Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации” // Там же. 2008. N 28. Ст. 3382. <367 СЗ РФ. 2008. N 44. Ст. 5097.Сделки, совершенные с нарушением требований Федерального закона от 29 апреля 2008 г.

О месте осуществления деятельности покупателя (ермошина е.л.)

Внимание

Предположим, одна российская организация (исполнитель) заключила с другой российской организацией (заказчиком) договор на выполнение работ (оказание услуг) из списка пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. При этом у заказчика имеется филиал, зарегистрированный на территории иностранного государства, а получателем работ (услуг) является непосредственно этот филиал.

Важно

Выходит, что местом реализации территория РФ не признается. Но налоговые органы с этим подходом не всегда соглашаются.Например, ФАС ПО в Постановлении от 17.09.2013 N А06-8981/2012 рассматривал следующий налоговый спор.

Российская организация (исполнитель) заключила с другой российской организацией (заказчиком) договор на предоставление персонала, обеспечивающего столовое обслуживание работников заказчика.
Об аннулировании регистрации адвоката иностранного государства в реестре Министерство юстиции Российской Федерации издает мотивированное распоряжение. 14. Решение об аннулировании регистрации в реестре может быть обжаловано в суд в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
15. Адвокат иностранного государства, регистрация которого в реестре аннулирована, возвращает свидетельство о регистрации в Министерство юстиции Российской Федерации. 16. Информация, содержащаяся в реестре, предоставляется за плату в размере 300 рублей, которая подлежит зачислению в федеральный бюджет.
Органам государственной власти и органам местного самоуправления указанная информация предоставляется бесплатно. Информация предоставляется в виде выписок о конкретных адвокатах.


Форма выписки, а также порядок ее предоставления устанавливаются Министерством юстиции Российской Федерации.
Заявление адвоката иностранного государства о регистрации его в реестре, распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации о регистрации адвоката иностранного государства в реестре и иные документы, имеющие отношение к адвокату иностранного государства, формируются в реестровое дело. 11. Аннулирование регистрации адвоката иностранного государства в реестре производится по заявлению адвоката или по инициативе Министерства юстиции Российской Федерации. 12. Министерство юстиции Российской Федерации аннулирует регистрацию адвоката иностранного государства в реестре в случае: а) установления недостоверности представленных для регистрации документов; б) выдворения адвоката из Российской Федерации в установленном порядке; в) вступления в законную силу приговора суда о признании адвоката виновным в совершении преступления. 13.

Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа; (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации; (в ред.

Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ) (см.

    О месте осуществления деятельности покупателя (ермошина е.л.)Деятельность иностранных юридических лицКак работают иностранные юридические лица в россии в 2018 годуСтатья 13. трудовая деятельность иностранных граждан в российской федерации

2. допуск иностранных лиц к осуществлению инвестиционной деятельности N 1545-1 “Об иностранных инвестициях в РСФСР”, заключил, что иностранные инвестиции на территории Российской Федерации могут вкладываться в любые объекты, не запрещенные законодательством; внесение в имущество предприятия 40930,5 немецких марок не является валютной операцией, и потому основания для применения административной ответственности в данном деле отсутствовали <364. Внимание См.: Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 сентября 2000 г.
В данном Постановлении судьи отметили, что их правовая позиция подтверждается разъяснениями, предоставленными по запросу организации-исполнителя в Письмах Минфина России от 07.07.2011 N 03-07-08/209, от 10.10.2012 N 03-07-08/284.В первом из них говорится, что если покупателем инжиниринговых услуг, оказываемых российской организацией, является филиал российской организации, зарегистрированный и осуществляющий деятельность на территории иностранного государства в соответствии с законодательством этого государства, то местом реализации указанных услуг территория РФ не признается и, соответственно, такие услуги НДС в РФ не облагаются при условии документального подтверждения использования указанных услуг при строительстве объектов на территории иностранного государства.
См. текст приложения в предыдущей редакции Приложение N 1к Положению о ведении реестра адвокатовиностранных государств, осуществляющихадвокатскую деятельность на территорииРоссийской Федерации Реестр адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации С изменениями и дополнениями от: 30 декабря 2005 г., 8 декабря 2008 г. Регистрационный номер Фамилия, имя, отчество и гражданство адвоката Адрес и телефон постоянного места жительства или места пребывания в Российской Федерации Дата поступления заявления о регистрации Реквизиты документа, подтверждающего статус адвокатав иностранном государстве Реквизиты документа, удостоверяющего личность адвоката Дата и номер распоряжения о регистрации адвоката Дата выдачи свидетельства о регистрации и его дубликата Информация об изменениях: Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2008 г.

Поэтому российские налогоплательщики, приобретающие указанные работы (услуги) у иностранных лиц, обязаны уплачивать НДС в отношении тех работ (услуг), которые в соответствии с нормами НК РФ подлежат обложению этим налогом на территории РФ.Например, будет признаваться налоговым агентом российская организация, приобретающая у иностранной организации инжиниринговые услуги, услуги по предоставлению персонала для работы на территории РФ, работы по разработке программ для ЭВМ (см. Письма Минфина России от 19.10.2011 N 03-07-08/291, от 02.11.2010 N 03-07-08/304, от 09.04.2010 N 03-03-06/2/70 соответственно).

Вывод. При выполнении работ (оказании услуг), поименованных в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, иностранной компанией для российской организации местом реализации признается территория РФ и возникает объект обложения НДС. Российская организация становится налоговым агентом.

Адвокат (фамилия, инициалы) Подпись Дата Приложение N 3к Положению о ведении реестра адвокатовиностранных государств, осуществляющихадвокатскую деятельность на территорииРоссийской Федерации Анкета Место для фотографии 1. Фамилия имя отчество (если изменял (а) фамилию, имя или отчество, то указать их) 2.

Инфо

Пол 3. Число, месяц и год рождения 4. Место рождения 5. Гражданство 6. Сведения о высшем юридическом образовании (когда и какие учебные заведения окончил (а), номер диплома, специальность и квалификация по диплому) 7.

Реквизиты документа, подтверждающегостатусадвокатавиностранном государстве Наименование документа N Кем выдан Дата выдачи 8. Адрес постоянного места жительства Телефон 9. Адрес места пребывания в Российской Федерации Телефон 10.


В связи с этим арбитры вынесли вердикт: спорные услуги не являются объектом обложения НДС, следовательно, у организации в данном случае не возникает обязанность по выставлению счетов-фактур и исчислению соответствующей суммы налога при получении предоплаты в счет предстоящего выполнения работ. Вывод. При выполнении работ (оказании услуг), поименованных в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, российской организацией для иностранной компании, не имеющей постоянного представительства на территории РФ, местом реализации территория РФ не признается, объект обложения НДС не возникает. …для иностранной компании, имеющей постоянное представительство на территории РФ Некоторые сложности возникают при решении вопроса о начислении НДС в отношении работ (услуг), перечисленных в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, которые оказывает российская организация иностранной организации, имеющей представительство на территории РФ.

2. допуск иностранных лиц к осуществлению инвестиционной деятельности

Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства, въехавшим в Российскую Федерацию по визе, выданной на основании такого приглашения, либо непосредственно по указанному приглашению в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации; (абзац введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 315-ФЗ) миграционная карта — документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; (в ред.

Статья 2. основные понятия

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства; приглашение на въезд в Российскую Федерацию — документ, в том числе электронный документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ) (см.

О месте осуществления деятельности покупателя (ермошина е.л.)

Реквизиты документа, удостоверяющего личность Наименование документа N Кем выдан Дата выдачи » » 200 г. (дата заполнения анкеты)(подпись) Информация об изменениях: Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2008 г. N 930 в настоящее приложение внесены изменения См. текст приложения в предыдущей редакции Приложение N 4к Положению о ведении реестра адвокатовиностранных государств, осуществляющихадвокатскую деятельность на территорииРоссийской Федерации(с изменениями от 30 декабря 2005 г., 8 декабря 2008 г.) Свидетельство о регистрации в реестре адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации » » 200 г. Настоящимсвидетельствомподтверждаетсярегистрация (фамилия, имя, отчество адвоката) в реестре адвокатов иностранныхгосударств,осуществляющихадвокатскую деятельностьнатерриторииРоссийскойФедерации,» » 200 г.

Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг); иностранный работник — иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность; иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, — иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица; разрешение на работу — документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности; (в ред.

Внимание

Поэтому российские налогоплательщики, приобретающие указанные работы (услуги) у иностранных лиц, обязаны уплачивать НДС в отношении тех работ (услуг), которые в соответствии с нормами НК РФ подлежат обложению этим налогом на территории РФ.Например, будет признаваться налоговым агентом российская организация, приобретающая у иностранной организации инжиниринговые услуги, услуги по предоставлению персонала для работы на территории РФ, работы по разработке программ для ЭВМ (см. Письма Минфина России от 19.10.2011 N 03-07-08/291, от 02.11.2010 N 03-07-08/304, от 09.04.2010 N 03-03-06/2/70 соответственно). Вывод. При выполнении работ (оказании услуг), поименованных в пп.


4 п. 1 ст. 148 НК РФ, иностранной компанией для российской организации местом реализации признается территория РФ и возникает объект обложения НДС. Российская организация становится налоговым агентом.

Инфо

При определении национального режима за основу берется режим деятельности, которым пользуются национальные юридические лица. Национальный режим может быть сформулирован как общий принцип недискриминации или в конкретной формулировке, сходной с формулировкой режима наиболее благоприятствуемой нации. Как режим недискриминации национальный режим сформулирован в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ) (30 октября 1947 г.) применительно к торговле товарами (п.


1 ст. 3). Иностранные юридические и физические лица осуществляют хозяйственную деятельность на территории другого государства путем создания самостоятельных предприятий, открытия филиалов и представительств.
Например, Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 13.12.2013 N 09АП-37165/2013-АК также поддержал налогоплательщика, выполнявшего опытно-конструкторские работы для китайского партнера. Речь шла об исчислении НДС при получении аванса в счет этих работ, на чем настаивали налоговые органы. Арбитры отметили, что исходя из буквального толкования пп.
4 п. 1.1 ст. 148

Важно

НК РФ порядок обложения НДС зависит от того, кто непосредственно заказчик (пользователь) работ или услуг. Из представленных организацией документов следует, что договоры заключены с иностранной организацией. Иные подтверждающие сделку документы подписаны также от лица управляющих органов иностранного контрагента.


Сведений о том, что работы выполнялись для организации, имеющей официальное представительство или обособленный филиал на территории РФ, нет.
Теперь представим такую ситуацию. Российская организация имеет представительство, зарегистрированное на территории иностранного государства, и приобретает работы (услуги) у местных компаний. Будут ли работы (услуги) облагаться НДС на территории РФ, если они содержатся в перечне, указанном в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ? Нет, не будут, поскольку представительство российской организации зарегистрировано на территории иностранного государства, местом фактического присутствия покупателя услуг в этом случае является территория иностранного государства. Такова официальная позиция контролирующих органов (см., например, Письма Минфина России от 29.11.2006 N 03-04-08/243, ФНС России от 26.10.2005 N 03-4-03/1827/28).
Вывод. При выполнении работ (оказании услуг), поименованных в пп. 4 п. 1 ст. Содержание: 2.

Дата размещения статьи: 09.04.2014 Согласно пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ в ряде случаев местом реализации работ (услуг) не признается территория РФ, если покупатель не осуществляет деятельность на территории РФ. Данная норма применяется при выполнении тех видов работ и услуг, которые перечислены в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. Как правильно определить место реализации услуг в случаях, если покупатель — иностранная компания имеет (не имеет) представительства в России? Если услуги оказаны филиалом одной российской организации другой российской организации на территории иностранного государства? Возникает ли объект обложения, если иностранная компания выполняет работы (оказывает услуги) российской организации? Зарубежному представительству российской организации? Согласно пп.
4 п. 1 ст.
Судьи установили, что иностранные компании зарегистрированы по законодательству своего государства, ни одна из них не управляется с территории РФ и не имеет на территории РФ постоянно действующего исполнительного органа и аккредитованного постоянного представительства, соответственно, они не осуществляют деятельность на территории РФ для целей исчисления НДС. Арбитры пришли к выводу, что местом реализации спорных услуг не признается территория РФ, а значит, такие услуги НДС не облагаются.Обращаем ваше внимание на то, что НДС не следует начислять при получении предоплаты в счет предстоящего выполнения работ, если эти работы указаны в пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ и выполняются для иностранного партнера, не имеющего постоянного представительства на территории РФ.

Но налоговые органы с этим подходом не всегда соглашаются.Например, ФАС ПО в Постановлении от 17.09.2013 N А06-8981/2012 рассматривал следующий налоговый спор. Российская организация (исполнитель) заключила с другой российской организацией (заказчиком) договор на предоставление персонала, обеспечивающего столовое обслуживание работников заказчика. О месте осуществления деятельности покупателя (ермошина е.л.) N 1545-1 “Об иностранных инвестициях в РСФСР”, заключил, что иностранные инвестиции на территории Российской Федерации могут вкладываться в любые объекты, не запрещенные законодательством; внесение в имущество предприятия 40930,5 немецких марок не является валютной операцией, и потому основания для применения административной ответственности в данном деле отсутствовали <364.

----------– <364 См.: Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 сентября 2000 г.

Положения о правовой помощи по делам об административных правонарушениях в КоАП РФ (глава 29.1) были введены сравнительно недавно Федеральным законом от 04.05.2011 N 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».

Статья 29.1.1 КоАП РФ регламентирует общий порядок направления запроса о правовой помощи:

1. при необходимости производства на территории иностранного государства процессуальных действий, предусмотренных КоАП РФ, должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, направляет запрос о правовой помощи соответствующему должностному лицу или в орган иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации или на началах взаимности, которая предполагается, пока не доказано иное;

1) Верховный Суд Российской Федерации - по вопросам судебной деятельности Верховного Суда Российской Федерации;

2) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации - по вопросам судебной деятельности арбитражных судов Российской Федерации;

3) Министерство юстиции Российской Федерации - по вопросам, связанным с судебной деятельностью судов, за исключением случаев, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части;

4) Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков - в отношении процессуальных действий по вопросам их административной деятельности;

5) орган, уполномоченный в соответствии с международным договором Российской Федерации об оказании правовой помощи на направление и получение запросов, связанных с реализацией соответствующего международного договора;

6) Генеральную прокуратуру Российской Федерации - в остальных случаях;

3. Запрос о правовой помощи по делам об административных правонарушениях и прилагаемые к нему документы сопровождаются заверенным переводом на официальный язык запрашиваемого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Запрос о правовой помощи по делам об административных правонарушениях составляется в письменной форме, подписывается должностным лицом, его направляющим, удостоверяется гербовой печатью соответствующего органа и должен содержать:

Наименование органа, от которого исходит запрос о правовой помощи;

Наименование и местонахождение органа, в который направляется запрос о правовой помощи;

Наименование дела об административном правонарушении и характер запроса о правовой помощи;

Данные о лицах, в отношении которых направляется запрос о правовой помощи, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц - их наименование и местонахождение;

Изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств;

Сведения о фактических обстоятельствах совершенного административного правонарушения, его квалификации, текст соответствующей статьи КоАП РФ, а при необходимости также сведения о размере вреда, причиненного данным правонарушением.

Доказательства, полученные на территории иностранного государства его должностными лицами в ходе исполнения ими запроса о правовой помощи по делам об административных правонарушениях или направленные в Российскую Федерацию в приложении к поручению об осуществлении административного преследования в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на началах взаимности, заверенные и переданные в установленном порядке, пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями КоАП РФ.

Исполнение запроса о правовой помощи в Российской Федерации предусмотрено статьей 29.1.5 КоАП РФ, согласно которой:

1. cуд, должностные лица федеральных органов исполнительной власти исполняют переданные им в установленном порядке запросы о правовой помощи по делам об административных правонарушениях, поступившие от соответствующих компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на началах взаимности, которая предполагается, пока не доказано иное;

2. При исполнении запроса о правовой помощи применяются нормы КоАП РФ. В случае, если в запросе содержится просьба о применении процессуальных норм законодательства иностранного государства, должностное лицо, исполняющее запрос, применяет законодательство этого иностранного государства при условии, что его применение не противоречит законодательству Российской Федерации и практически осуществимо;

3. При исполнении запроса о правовой помощи могут присутствовать представители иностранного государства, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации или письменными обязательствами о взаимодействии на началах взаимности;

4. Если запрос о правовой помощи не может быть исполнен полностью или в какой-либо части, полученные документы возвращаются с указанием причин, воспрепятствовавших его исполнению, через орган, его получивший, либо по дипломатическим каналам в тот компетентный орган иностранного государства, от которого исходил запрос;

1) он полностью или в какой-либо части противоречит законодательству Российской Федерации или международному договору Российской Федерации, в соответствии с которым он направлялся;

2) исполнение запроса полностью или в какой-либо части может нанести ущерб суверенитету или безопасности Российской Федерации;

3) аналогичные запросы государственных органов Российской Федерации не исполняются в иностранном государстве на началах взаимности.

В случае совершения административного правонарушения на территории Российской Федерации иностранным юридическим лицом или иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся за ее пределами, и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории Российской Федерации все материалы возбужденного и расследуемого дела об административном правонарушении передаются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, которая решает вопрос об их направлении в компетентные органы иностранного государства для осуществления административного преследования.

Запрос компетентного органа иностранного государства об осуществлении административного преследования в отношении гражданина Российской Федерации, совершившего административное правонарушение на территории иностранного государства и возвратившегося в Российскую Федерацию, или российского юридического лица, совершившего административное правонарушение за пределами территории Российской Федерации, рассматривается Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Производство по делу об административном правонарушении и его рассмотрение в таких случаях осуществляются в порядке, установленном КоАП РФ.

Таможенные органы Российской Федерации при направлении международных запросов кроме КоАП РФ также руководствуются:

Соглашением о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств-членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях от 05.07.2010 (ратифицировано Федеральным законом от 07.02.2011 №13-ФЗ);

Межправительственными соглашениями о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах;

Решением Комитета глав правоохранительных подразделений Совета руководителей таможенных служб Содружества Независимых Государств от 14.05.2009 №10/2 «Об утверждении Единого порядка обмена информацией по запросам правоохранительных подразделений таможенных служб государств - участников СНГ в связи с проведением проверок и обменом упреждающей информацией по выявленным или предполагаемым правонарушениям и производством по делам о нарушении таможенных правил»;

Приказом ФТС России от 27.07.2006 №703 «Об утверждении инструкции о порядке подготовки международных запросов по делам об административных правонарушениях и в связи с проведением оперативных проверок»;

Письмом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 13.12.2001 №17-12/49359 (в ред. приказа ГТК РФ от 28.06.2002 №675) «О методических рекомендациях по подготовке международных запросов по делам о нарушении таможенных правил»;

Иными актами нормативного и ненормативного характера.

При этом, следует обратить внимание, что порядки обмена информацией по делам об административных правонарушениях между таможенными органами государств-членов Таможенного союза (1), таможенными органами государств-участников Содружества Независимых Государств(2) , таможенными органами Российской Федерации и таможенными органами иных государств в рамках межправительственных соглашений (3) имеют существенные различия.

К примеру, международные запросы по делам об административных правонарушениях в таможенные службы иностранных государств (не государств-участников Содружества Независимых Государств и государств-членов Таможенного союза) или международные правоохранительные организации таможенные органы Российской Федерации направляют через Главное управление таможенных расследований и дознания ФТС России, которое принимает решение о целесообразности направления каждого запроса и, в случае положительного решения, передает запрос в Главное управление по борьбе с контрабандой ФТС России для приведения в соответствие правовым актам о международном таможенном сотрудничестве, перевода на иностранный язык и направления в таможенную службу соответствующего иностранного государства либо в международную правоохранительную организацию. Данные запросы могут направляться по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 16.1, 16.2, 16.3, 16.9, 16.17, 16.18, 16.19, 16.21 КоАП РФ, и должны содержать просьбу предоставить документы или информацию (наиболее важную и существенную), а не являться поручением на совершение отдельных процессуальных действий на территории иностранного государства. Сроки исполнения таких международных запросов межправительственными соглашениями о взаимной помощи и сотрудничестве в таможенных делах не оговариваются.

Таможенные органы государств-участников Содружества Независимых Государств (региональные таможенные управления, таможни) имеют право запрашивать напрямую друг у друга информацию или документы по делам об административных правонарушениях. Срок исполнения запроса не более 2 месяцев, с пометкой «срочно» - не более 2 недель.

Возможности таможенных органов государств-членов Таможенного союза в рамках правовой помощи по делам об административных правонарушениях более широки – кроме обмена информацией об административных правонарушениях и лицах, их совершивших, направления запросов, они также имеют право поручать друг другу проведение отдельных процессуальных действий. Запрос о предоставлении информации и документов, поручение о проведении отдельный процессуальных действий исполняется в течение одного месяца со дня их получения, с пометкой «срочно» - не более 2 недель.

И ДОЧЕРНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Соблюдение антимонопольных правил в сфере банковских услуг контролируется Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур совместно с Банком России.

Статья 33. Обеспечение возвратности кредитов

Кредиты, предоставляемые банком, могут обеспечиваться залогом недвижимого и движимого имущества, в том числе государственных и иных ценных бумаг, банковскими гарантиями и иными способами, предусмотренными федеральными законами или договором.

При нарушении заемщиком обязательств по договору банк вправе досрочно взыскивать предоставленные кредиты и начисленные по ним проценты, если это предусмотрено договором, а также обращать взыскание на заложенное имущество в порядке, установленном федеральным законом.

Статья 34. Объявление должников несостоятельными (банкротами) и погашение задолженности

Кредитная организация обязана предпринять все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для взыскания задолженности.

Кредитная организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении должников, не исполняющих свои обязательства по погашению задолженности, в установленном федеральными законами порядке.

Глава V. ФИЛИАЛЫ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

Статья 35. Филиалы, представительства и дочерние организации кредитной организации на территории иностранного государства

Кредитная организация, имеющая генеральную лицензию, может с разрешения Банка России создавать на территории иностранного государства филиалы и после уведомления Банка России - представительства.

Кредитная организация, имеющая генеральную лицензию, может с разрешения и в соответствии с требованиями Банка России иметь на территории иностранного государства дочерние организации.

(в ред. Федеральных законов от 03.05.2006 N 60-ФЗ, от 28.02.2009 N 28-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Банк России не позднее трехмесячного срока с момента получения соответствующего ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении - согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. В случае, если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, соответствующее разрешение Банка России считается полученным.



Глава VI. СБЕРЕГАТЕЛЬНОЕ ДЕЛО

Статья 36. Банковские вклады физических лиц

Вклад - денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором.

Вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России, участвующими в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках и состоящими на учете в организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов. Банки обеспечивают сохранность вкладов и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками. Привлечение средств во вклады оформляется договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику.

(см. текст в предыдущей редакции)

Действие части третьей статьи 36 не распространяется на деятельность банков, осуществляющих привлечение во вклады средств граждан на день вступления в силу Федерального закона от 03.02.1996 N 17-ФЗ (статья 6 Федерального закона от 03.02.1996 N 17-ФЗ).

Право привлечения во вклады денежных средств физических лиц может быть предоставлено банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет. При слиянии банков указанный срок рассчитывается по банку, имеющему более раннюю дату государственной регистрации. При преобразовании банка указанный срок не прерывается.

(в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Часть четвертая утратила силу. - Федеральный закон от 23.12.2003 N 181-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Право на привлечение во вклады денежных средств физических лиц может быть предоставлено вновь регистрируемому банку либо банку, с даты государственной регистрации которого прошло менее двух лет, если:

1) размер уставного капитала вновь регистрируемого банка либо размер собственных средств (капитала) действующего банка составляет величину не менее 3 миллиардов 600 миллионов рублей;

(в ред. Федерального закона от 28.02.2009 N 28-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) банк соблюдает установленную нормативным актом Банка России обязанность раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка.

(честь пятая введена Федеральным законом от 04.12.2007 N 325-ФЗ)

Статья 37. Вкладчики банка

Вкладчиками банка могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Вкладчики свободны в выборе банка для размещения во вклады принадлежащих им денежных средств и могут иметь вклады в одном или нескольких банках.

Вкладчики могут распоряжаться вкладами, получать по вкладам доход, совершать безналичные расчеты в соответствии с договором.

Статья 38. Система обязательного страхования вкладов физических лиц в банках

(в ред. Федерального закона от 23.12.2003 N 181-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств граждан и компенсации потери дохода по вложенным средствам создается система обязательного страхования вкладов физических лиц в банках.

(в ред. Федерального закона от 23.12.2003 N 181-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Участниками системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках являются организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, и банки, привлекающие средства граждан.

(в ред. Федерального закона от 23.12.2003 N 181-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок создания, формирования и использования средств системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках определяется федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 23.12.2003 N 181-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 39. Фонды добровольного страхования вкладов

Банки имеют право создавать фонды добровольного страхования вкладов для обеспечения возврата вкладов и выплаты доходов по ним. Фонды добровольного страхования вкладов создаются как некоммерческие организации.

Число банков - учредителей фонда добровольного страхования вкладов должно быть не менее пяти с совокупным уставным капиталом не менее 20-кратного минимального размера уставного капитала, установленного в соответствии с настоящим Федеральным законом для банков на дату создания фонда.

(в ред. Федерального закона от 03.05.2006 N 60-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок создания, управления и деятельности фондов добровольного страхования вкладов определяется их уставами и федеральными законами.

Банк обязан поставить клиентов в известность о своем участии или неучастии в фондах добровольного страхования вкладов. В случае участия в фонде добровольного страхования вкладов банк информирует клиента об условиях страхования.

Глава VII. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Библиографический список

Бутенко Т., Петров М., Татауров О. Принудительные работы: самостоятельный вид уголовного наказания или альтернатива лишению свободы? // Уголовное право. 2012. № 4.

Иногамова-Хегай Л. В. Пределы уголовной ответственности за экономические преступления // Предпринимательство. Пределы государственно-правового вмешательства. М., 2001.

Кругликов Л. Л. Изменение уголовного закона (декабрь 2011 г.): свидетельство его дальнейшего развития или стагнации? // Актуальные проблемы уголовного права и криминологии на современном этапе. Вып. 1. Ярославль, 2012.

Обзор судебной статистики о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2011 году // Российская юстиция. 2012. № 10.

Иностранные государства как субъекты земельных правоотношений на территории России

УМЕРЕНКО Юрий Александрович,

научный сотрудник Управления организации научных исследований МГЮА им. О. Е. Кутафина, кандидат юридических наук

С момента принятия и вступления в законную силу Земельного кодекса РФ 2001 г. прошло уже более десяти лет, однако данный нормативный правовый акт до сих пор имеет ряд пробелов и проблем, которые приводят к появлению различных противоречивых позиций и различной правоприменительной практике. Одной из таких проблем является вопрос о возможности отнесения иностранных государств к субъектам земельных правоотношений на территории РФ. Сразу следует отметить, что Земельный кодекс РФ оперирует понятием «участники земельных отношений», хотя с точки зрения теории правоотношений представляется более правильным употребление понятия «субъект земельных отношений». Вместе с тем в настоящей статье данные понятия будут употребляться в одинаковом значении. В современной юридической литературе уделяется мало внимания вопросу субъектного состава участников земельных правоотношений, однако разработка данного вопроса имеет огромную теоретическую и практическую значимость.

В соответствии с п. 1 ст. 3 ЗК РФ земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). Данная норма базируется на ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, в силу которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно п. 1 ст. 5 ЗК РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

В пункте 2 ст. 5 ЗК РФ закреплено, что права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с ЗК РФ и федеральными законами. Иностранные государства не упоминаются в качестве участников, т. е. субъектов земельных отношений на территории РФ, при этом в ст. 5 ЗК РФ отсутствует бланкетная норма, предусматривающая возможность установления земельной правосубъектности иностранных государств иными федеральными зако-

нами. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

На первый взгляд из анализа вышеуказанных норм земельного и гражданского законодательства РФ можно сделать вывод о том, что иностранные государства не являются субъектами земельных правоотношений на территории РФ, т. е. они не могут быть собственниками земельных участков. Однако данный вывод не учитывает в полной мере правоприменительную практику в рассматриваемой сфере, поэтому этот вопрос требует более глубокого и всестороннего изучения.

Законодательство РФ также не содержит каких-либо норм, позволяющих сделать вывод относительно возможности обладания иностранными государствами земельными участками на территории РФ в рамках обязательственных правоотношений (аренда, безвозмездное срочное пользование и иные).

Учитывая, что обязательственные правоотношения по своей природе являются производными от вещных правоотношений, вопрос о возможности иностранного государства быть собственником земельных участков на территории РФ оказывает определяющее влияние на возможность иностранного государства обладать земельными участками в рамках обязательственных правоотношений.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Данной норме Конституции РФ корреспондирует п. 1 ст. 212 ГК РФ, согласно которому в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Законодательное закрепление юридической возможности сущест-

вования иных форм собственности позволяет сделать косвенный вывод об отнесении права собственности иностранных государств к иным формам собственности. Данной позиции, в частности, придерживаются А. П. Анисимов и Р. Г. Мельниченко1. Они отмечают, что на территории РФ располагаются десятки посольств и консульств иностранных государств, причем не только в Москве, но и по всей стране2, а значит, иностранные государства могут рассматриваться в качестве субъектов земельных правоотношений на территории РФ.

В соответствии со ст. 4 ЗК РФ, если международным договором РФ, ратифицированным в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены ЗК РФ, применяются правила международного договора. Эта норма в полной мере корреспондирует ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, которая гласит: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Таким образом, в случае если международным договором РФ, ратифицированным в установленном порядке, будет предусмотрено предоставление земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации в собственность, аренду, безвозмездное срочное пользование иным государствам, то соответствующие государства будут являться правообладателями земельных участков согласно условиям договора, однако в таких случаях объективно появляет-

1 См. об этом: Анисимов А. П., Мельниченко Р. Г. К вопросу о правах на земельные участки иностранных государств на территории Российской Федерации // Бюллетень нотариальной практики. 2007. № 5.

ся необходимость рассмотрения иностранного государства в сфере земельных правоотношений в двух качествах: как публично-правового и как частноправового субъекта.

Представляется, что если иностранное государство выступает в качестве публично-правового образования, то на земельный участок будет распространяться принцип экстерриториальности3 и,сле-довательно, правовое регулирование предоставления земельного участка будет относиться к предмету регулирования международного публичного права с одновременным наступлением соответствующих юридических последствий4. В подобных случаях предоставление земельных участков осуществляется на основании принципа взаимности в целях, связанных с реализацией государственных функций.

Так, согласно ч. 1 ст. 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия об условиях предоставления объектов недвижимого имущества в г. Франкфурте-на-Майне, Мюнхене и Москве для нужд генеральных консульств России в Германии и посольства ФРГ в России, заключенного в Берлине 11 октября 2006 г., Российская сторона предоставляет Германской стороне в аренду на 99 лет для использования посольством ФРГ в России следующие объекты недвижимого имущества: здания, г. Москва, ул. Поварская, д. 46, строения 1, 2, 3 общей площадью 1368,1 кв. м; земельный участок, занятый указанными выше зданиями, площадью 2405 кв. м. (п. 1 ст. 1).

В свою очередь, Германская сторона предоставляет Российской сторо-

3 См. об этом: Морозов Д. В. Экстерриториальные нормы и доктрина международного частного права // Журнал российского права. 2011. № 7.

4 См.: Венская конвенция о консульских

не в аренду на 99 лет для использования Генеральным консульством РФ аналогичное имущество в соответствующих городах Германии (п. 1 ст. 2 и п. 1 ст. 3 Соглашения).

При этом на основании ст. 5 данного Соглашения предоставленные в аренду объекты недвижимого имущества, указанные в ст. 1, 2, 3 Соглашения, в соответствии с п. 1 ст. 23 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. и п. 1 ст. 32 Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. освобождаются от налогообложения любого вида, устанавливаемого государством, региональными или местными властями, а также от уплаты других сборов, за исключением платы за определенные услуги.

Таким образом, здесь речь идет о предоставлении земельных участков на принципах взаимности в рамках норм международного публичного права, и фактически данным международно-правовым актом установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены земельным законодательством, т. е. рассматриваемое Соглашение выходит за предмет регулирования земельного права и создает отличительные нормы. Российской Федерацией также заключены и иные подобные соглашения с иностранными государствами5.

Если иностранному государству на основании международного договора будет предоставлен земельный участок не для целей, касающихся реализации функций иностранного государства, то в подобном случае можно говорить о том, что иностранное государство выступает в качестве частноправового субъекта, при этом данный вопрос относится к предмету регулирования международного частного

5 См., например, распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 2439-р «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об условиях предоставления объектов недвижимого имущества в г. Москве и г. Юрмале».

права, а объем прав соответствующего иностранного государства может определяться как международным договором, так и земельным законодательством РФ с учетом норм международного частного права.

А. П. Анисимов и Р. Г. Мельниченко, рассматривая проблему наличия на территории России земли, находящейся в собственности другого государства, отмечают, что к основным доводам, отрицающим такое положение, относятся6:

отсутствие в земельном законодательстве РФ такого субъекта, как иностранное государство;

исчерпывающий перечень субъектов права собственности в гражданском законодательстве, не включающий в себя иностранные государства;

отсутствие современной практики предоставления иностранным государствам земли в собственность на территории РФ.

О возможности возникновения права собственности иностранного государства на земельные участки говорят следующие обстоятельства:

Конституция РФ упоминает иные формы собственности, под которыми следует понимать именно право собственности на земельный участок другого государства;

предоставление права другому государству приобретать в собственность землю не может умалить суверенитет Российской Федерации на этой территории;

принцип взаимности обязывает Российское государство предоставлять право собственности на землю иностранному государству.

Первые два основания, отрицающих возможность рассмотрения иностранных государств в качестве субъектов земельных правоотношений на территории Российской Федерации, являются взаимосвязанными и могут быть объединены в одно основание - отсутствие предусмо-

6 См.: Анисимов А. П., Мельниченко Р. Г. Указ. соч.

тренной законодательством РФ возможности иностранных государств выступать участниками земельно-имущественных отношений.

Данный аргумент на первый взгляд является вполне очевидным, однако для поиска ответа на рассматриваемый вопрос необходимо обратиться к практике предоставления иностранным государствам земельных участков в собственность на территории РФ не для публично-правовых целей.

В г. Минске 28 мая 2009 г. было заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь (РБ) о взаимной передаче в собственность земельных участков и об аренде земельных участков. Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 231-Ф3 это Соглашение было ратифицировано.

В соответствии со ст. 1 Соглашения Российская сторона передает в собственность Республике Беларусь земельные участки, расположенные на территории РФ в поселке Красная Поляна Адлерского района Краснодарского края, суммарной площадью 16,32 га.

Согласно ст. 2 Соглашения Белорусская сторона передает в собственность Российской Федерации земельные участки, расположенные на территории РБ в г. Минске и Минской области, суммарной площадью 16,32 га.

Кроме того, Российская сторона передает в аренду государственным учреждениям Управления делами Президента РБ «Санаторий "Белая Русь"» и «Санаторий "Беларусь"» сроком на 49 лет земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании этих государственных учреждений и расположенные на территории РФ в поселке Майский Туапсинского района Краснодарского края и г. Сочи Краснодарского края соответственно (ст. 4 Соглашения).

Примечательно, что принцип взаимности в данном случае реализуется только в отношении передачи в собственность сторон соглашения зе-

мельных участков, а предоставление в аренду Республике Беларусь объектов недвижимого имущества и земельных участков, на которых они расположены, осуществляется без встречного предоставления.

Одновременно в рассматриваемых статьях Соглашения указано, что перечень земельных участков определяется в порядке, установленном ст. 7 Соглашения, согласно которой перечни передаваемых в соответствии со ст. 1, 2 и 4 Соглашения земельных участков определяются после вступления в силу Соглашения в подписываемом Сторонами Протоколе.

В силу ст. 3 Соглашения каждая из Сторон после вступления в силу Протокола, предусмотренного ст. 7 Соглашения, обеспечит юридическое оформление права собственности государства другой Стороны на земельные участки, передаваемые в соответствии со ст. 1 и 2 Соглашения, в порядке, установленном законодательством государства их нахождения.

Таким образом, исходя из анализа вышеуказанных норм следует, что Российская Федерация и Республика Беларусь выступают в качестве равноправных частноправовых субъектов. Данный вывод обусловлен, во-первых, неполной реализацией принципа взаимности, во-вторых, составом передаваемого Республике Беларусь имущества, использование которого не связано с реализацией государственных функций.

Правомерность данной позиции также подтверждает ст. 6 указанного Соглашения: оформление передачи в аренду земельных участков, указанных в ст. 4 Соглашения, осуществляется путем заключения уполномоченным органом Российской стороны с государственными учреждениями Управления делами Президента РБ «Санаторий "Белая Русь"» и «Санаторий "Беларусь"» договоров аренды. Эти договоры заключаются в соответствии с законодательством РФ в течение трех месяцев с даты вступ-

ления в силу Протокола, предусмотренного ст. 7 Соглашения.

Кроме того, согласно ст. 9 Соглашения земельные участки, являющиеся предметом Соглашения, могут быть использованы только в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, предусмотренными законодательством государства их нахождения. То есть на данные земельные участки фактически распространяется национальный правовой режим по месту их нахождения, при этом какие-либо исключения применительно к правовому режиму земельных участков Соглашением не устанавливаются, а значит, в отношении земельных участков, переданных в установленном порядке в собственность или на праве аренды Республики Беларусь, будет в полной мере распространяться земельное законодательство РФ. В этом случае принцип экстерриториальности не действует, что является существенным отличием договоров публично-правового характера от договоров частноправового характера.

Наличие вышеуказанных норм в Соглашении между Правительством РФ и Правительством РБ также обусловлено требованиями п. 2 ст. 1213 ГК РФ, согласно которому к договорам в отношении находящихся на территории РФ земельных участков, участков недр и иного недвижимого имущества применяется российское право.

В. С. Маленко справедливо отметил, что действующим законодательством к сделкам в отношении такого имущества не применяются принцип автономии воли сторон и закон наиболее тесной связи, а императивно должно применяться право Российской Федерации7.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в вышеуказанном случае Республика Беларусь вы-

7 См.: Маленко В. С. Земельные отношения с иностранным элементом // Право и политика. 2007. № 6.

ступает в качестве частноправового субъекта.

При этом необходимо иметь в виду норму ст. 5 Соглашения, в соответствии с которой ежегодная арендная плата за каждый земельный участок, передаваемый в аренду в соответствии со ст. 4 Соглашения, составит 0,3% кадастровой стоимости такого земельного участка, установленной в соответствии с законодательством РФ. Очевидно, что данная норма предусматривает иные правила определения и установления размера арендной платы, чем те, которые установлены земельным законодательством РФ, поэтому на основании ст. 4 ЗК РФ Республику Беларусь можно также рассматривать и в качестве публично-правового субъекта. Однако эта особенность является исключением, и на земельные участки, предоставленные Республике Беларусь на территории РФ, в полной мере распространяется правовой режим, установленный законодательством РФ, а следовательно, Республика Беларусь выступает как частноправовой субъект и несет все права и обязанности, предусмотренные законодательством РФ.

Косвенным подтверждением правомерности данного вывода также служит отсутствие в Соглашении между Правительством РФ и Правительством РБ норм, касающихся освобождения Республики Беларусь от налогообложения любого вида, устанавливаемого государством, региональными или местными властями, а также от уплаты других сборов (за исключением платы за определенные услуги в соответствии с п. 1 ст. 23 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и п. 1 ст. 32 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.), как это, например, предусмотрено ст. 5 Соглашения между Правительством РФ и Правительством ФРГ, которое носит публично-правовой характер.

Несмотря на то что предоставление земельных участков в собствен-

ность иностранных государств на территории РФ не является распространенной практикой, следует отметить, что такой аргумент А. П. Анисимова и Р. Г. Мельниченко против возможности наличия на территории Российского государства земли, находящейся в собственности другого государства, как отсутствие практики предоставления иностранным государствам земли в собственность на территории России, в настоящий момент утратил свою актуальность ввиду наличия соответствующей практики.

В связи с этим можно сделать вывод о возможности иностранных государств выступать в качестве арендаторов земельных участков на территории РФ и, соответственно, быть участниками иных обязательственных правоотношений, связанных с земельными участками.

Единственным доводом о невозможности иностранных государств иметь в собственности земельные участки на территории РФ, т. е. выступать в качестве участников земельных отношений на территории РФ, является отсутствие прямого указания закона на данную возможность.

Можно констатировать, что иностранные государства все же являются субъектами (участниками) земельных правоотношений на территории России, выступая как частноправовые субъекты со всеми вытекающими правовыми последствиями, и на них, как и на других участников земельных отношений, в равной степени распространяются права и обязанности, предусмотренные законодательством РФ.

Предоставление земельных участков в рамках международных договоров для публично-правовых целей имеет правовую природу, существенно отличающуюся от предоставления земельных участков иностранным государствам как частноправовым субъектам. В связи с этим представляется необходимым внести соответствующие изменения в гражданское и земельное законодательство РФ в части возможности отнесения ино-

странных государств к субъектам земельных правоотношений на территории РФ. Однако подобные коррективы должны быть всесторонне проработаны в целях недопущения подрыва суверенитета Российской Федерации, а также учитывать зарубежный опыт регулирования данных правоотношений.

Так, согласно ст. 4 Кодекса РБ о земле от 23 июля 2008 г. № 425-З8 иностранные государства отнесены к субъектам земельных отношений на территории Беларуси. В статье 13 названного Кодекса установлено, что не подлежат предоставлению в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций земельные участки, относящиеся к землям следующих категорий и видов: земли сельскохозяйственного назначения; земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли под дорогами и иными транспортными коммуникациями; земли общего пользования.

Кроме того, данная норма определяет, что не подлежат предоставлению в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций земельные участки:

на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся только в государственной собственности;

на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению (зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население);

на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых. Перечень населенных пунктов, садоводческих товариществ,

8 URL: http://www.tamby.info/kodeks/ zk.htm.

дачных кооперативов, расположенных на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых, утверждается Советом министров РБ;

которые в соответствии с утвержденными генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования, схемами землеустройства районов и землеустроительной документацией предусмотрены для целевого использования, исключающего их предоставление в собственность.

Наличие данных ограничений представляется логичным и в полной мере соответствующим суверенным интересам Республики Беларусь и позволяет обеспечить сохранение и использование земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Представляется, что необходимо учесть опыт правового регулирования Республики Беларусь в рассматриваемой сфере применительно к земельному и гражданскому законодательству РФ, в том числе установить аналогичные ограничения на предоставление в собственность соответствующих земельных участков. Внесение данных изменений позволит урегулировать вопрос о возможности иностранных государств выступать в качестве участников земельных отношений на территории РФ и обеспечит соответствие теории и практики земельного законодательства РФ.

Библиографический список

Анисимов А. П., Мельниченко Р. Г. К вопросу о правах на земельные участки иностранных государств на территории Российской Федерации // Бюллетень нотариальной практики. 2007. № 5.

Маленко В. С. Земельные отношения с иностранным элементом // Право и политика. 2007. № 6.

Морозов Д. В. Экстерриториальные нормы и доктрина международного частного права // Журнал российского права. 2011. № 7.