Оплата ГСМ: оформление договора, порядок расчета, правила и особенности оформления, начисления и выплаты. Горюче-смазочные материалы и эсплуатационные жидкости: виды, основные свойства и применение, хранение и транспортирование Тормозная жидкость относитс

Что такое ГСМ – расшифровка и описание

ГСМ – это «горюче-смазочные материалы», различная продукция, изготовленная из нефти. Эти товары относятся к разновидности промышленных, поэтому их реализация выполняется исключительно специализированными компаниями.

Изготовление всего, что относится к ГСМ, происходит в строгом соответствии принятым нормами и требованиям. Поэтому каждая партия должна обязательно сопровождаться документацией с результатами лабораторных исследований, подтверждающей ее качество.

Купить ГСМ сегодня довольно просто. В целом, в понятие горюче-смазочных материаловвходит обширный список продуктов нефтепереработки, использующихся в качестве:

  • Горючего – бензин, дизель, керосин, попутный нефтяной газ.
  • Смазочных материалов – масла для моторов и трансмиссий, а также пластичные вещества.
  • Технических жидкостей – тосол, антифриз, тормозная жидкость и так далее.

Горюче-смазочные материалы – продукты, получаемые в результате перегонки нефти



Виды топлива, относящиеся к ГСМ

Так, как из всего, что относится к горюче-смазочным материалам, большая часть является топливом, остановимся на его видах подробнее:

  • Бензин . Обеспечивает работу двигателей внутреннего сгорания. Отличается быстрой воспламеняемостью, которая в механизмах совершается в принудительном порядке. При выборе нужного горючего следует руководствоваться такими характеристиками, как состав, октановое число (влияющее на детонационную стабильность), давление паров и пр.
  • Керосин . Изначально выполнял осветительную функцию. Но наличие особенных характеристик сделали его основным компонентом ракетного топлива. Это высокий показатель испаряемости и теплоты сгорания керосина ТС 1, хорошая переносимость низких температур, уменьшение трения между деталями. Учитывая последнее свойство, его часто используют также как смазку.
  • Дизтопливо . Главными его разновидностями являются маловязкое и высоковязкое топливо. Первое применяется для грузового транспорта и другой быстроходной техники. Второе – для низкооборотистых двигателей, например, промышленного оборудования, тракторов и т.д. Доступная цена топлива, низкая взрывоопасность и высокий КПД делают его одним из самых востребованных.

Природный газ в жидком состоянии, также используемый для заправки автомобилей, не является продуктом переработки нефти. Поэтому, согласно принятым стандартам, он не относится к ГСМ.

Три основных вида топлива, относящиеся к ГСМ



Смазочные масла как разновидность ГСМ

Что означает ГСМ, когда речь заходит о маслах? Этот нефтепродукт является неотъемлемым элементом любого механизма, поскольку его основная задача – уменьшение трения между частями машин и их защита от износа. По консистенции смазки делятся на:

  • Полужидкие.
  • Пластичные.
  • Твердые.

Их качество зависит от наличия в составе присадок – дополнительных веществ, улучшающих эксплуатационные характеристики. Добавки могут улучшить как один, так и несколько показателей сразу. Различают, например, противоизносные или же моющие, оберегающие запчасти от наслоения отложений.

Особенности состава добавок к моторному маслу



По способу изготовления масла делятся на:

  • Синтетические.
  • Минеральные.
  • Полусинтетические.

Последние являются симбиозом веществ, полученных искусственным путем с натуральными результатами нефтепереработки.

Чтобы сразу становилось понятно при взгляде на любую упаковку ГСМ, что это такое, каждый продукт имеет свою маркировку. По ней определяют, для каких целей он предназначен. В эти показатели входит качество, вязкость, наличие присадок, соответствие определенному времени года.

Разновидности ГСМ от тюбиков со смазкой до бочек с топливом



В этой статье мы осветили, что такое ГСМ, расшифровали аббревиатуру и рассказали, для чего применяются те или иные продукты.

Что такое антифриз

Предоставленной информации будет достаточно в качестве ознакомительного материала.

Чтобы более подробно узнать о том, что такое горюче-смазочные материалы и какие из них лучше всего подойдут для поставленных целей, обращайтесь к специалистам компании «Аммокс».

Возникли вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!

Задать вопрос

Операции с техническими жидкостями

Документ: ГСМ = нефтепродукты? Или чем еще нельзя торговать единщику-физлицу

Комментарий к письму Государственного комитета
регуляторной политики и предпринимательства
от 21.06.2004 г. № 4123

ГСМ = нефтепродукты?
Или чем еще нельзя торговать единщику-физлицу

Единщику-физлицу запрещено продавать горюче-смазочные материалы (далее — ГСМ). Все коротко и предельно ясно. Дело за малым: определиться, что входит в это понятие. Однако, как указал в комментируемом письме Госкомпредпринимательства Украины, на сегодня понятие "ГСМ" не стандартизировано. Проще говоря, четко в нормативке не указано, какая продукция — ГСМ, а какая — нет.

Что касается "Литол-24", то здесь логика железная: по ГОСТу 21150-87 это антифрикционная многоцелевая водостойкая смазка. Да и по технологии изготовления-типичная консистентная смазка. К тому же она горюча. Ну чем не горюче-смазочный материал!

А вот с "Тосолом" все не столь однозначно. "Тосол" — охлаждающая жидкость, которой посвящен ГОСТ 28084-89. Основной компонент таких жидкостей — этиленгликоль (двухосновный спирт).

Service Temporarily Unavailable

Но если концентрированная охлаждающая жидкость, представляющая собой этиленгликоль с содержанием воды не более 5%, относится к группе горючих веществ (то есть с натяжкой можно говорить о горюче-смазочном материале), то ее производные, используемые в быту (в частности, Тосол-40, Тосол-65), — пожаровзрывобезопасны. Да и не смазывают ими ничего. Правда, они действительно имеют код 38.20 по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров. Только вот неясными остались аргументы, почему продукцию с этим кодом надо считать ГСМ.

Более того, следуя письму, единщикам-физлицам нельзя продавать и:

— антидетонаторы, антиоксиданты, ингибиторы смолообразования, загустители, антикоррозионные вещества и присадки готовые прочие к нефтепродуктам (включая бензин) ил и другим жидкостям, используемым в тех же целях, что и нефтепродукты (код 3811);

— алкилбензолы смешанные и алкилнафталины смешанные, кроме веществ товарной позиции 2707 или 2902 (код 3817);

— жидкости тормозные гидравлические и жидкости готовые прочие для гидравлических передач, не содержащие или содержащие менее 70 мас.% нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных минералов (код 3819).

Подведем итог: с одной стороны, единщикам-физлицам, которые торгуют различными нефтепродуктами и автохимией, дабы избежать конфликтных ситуаций, придется внимательно пересмотреть свой ассортимент. С другой — пока в нормативно-правовых актах не установлено, что надо понимать под ГСМ, сильны и позиции тех, кто этим заниматься не намерен. Ведь если товар не горюч и ничего не смазывает, то почему он должен считаться ГСМ?

Вопросы, так или иначе относящиеся к возмещению затрат на использование автомашины сотрудника организации, могут быть рассмотрены только при условии четкого их разделения по признакам регулирования тем или иным законодательным актом. Дело в том, что компенсации за аренду либо ссуду автомобиля регламентируются ГК РФ, а вопросы возмещения расходов за использование машины – Трудовым кодексом РФ и большим количеством подзаконных актов. Компенсация ГСМ

Как и любая другая личная вещь работника, автомобиль, предоставленный им для нужд предприятия, также подпадает под правила возмещения расходов.

Логичным было бы предположить, что работодатель буквально будет исполнять требования закона. И компенсация будет соответствовать реальным затратам работника. Однако реальность, как это всегда бывает, очень далека от идеала.

Часто работодатель устанавливает условием найма сотрудника наличие у претендента на рабочее место личного автомобиля. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно заглянуть в объявления о приеме на работу.

При этом к автомобилю обычно предъявляются определенные требования, например сниженный расход топлива, малолитражность, нужная работодателю грузоподъемность, вид топлива (газ, бензин, солярка), пассажировместимость и т.д. Компенсация ГСМ сотрудникам использующих личный транспорт

Никто не будет препятствовать гражданину с автомобилем «Роллс-Ройс» занять вакансию водителя-экспедитора, если на то есть его желание. Но дело в том, что в бюджет предприятия могут быть заложены траты на ГСМ и износ автомобиля с объемом двигателя 1,2 и расходом топлива 5 литров бензина АИ-92 на 100 км при необходимости перевозить сельхозпродукцию. Поэтому владельца «Роллс-Ройс» предупредят, что оплата ГСМ будет производиться из расчета только в рамках бюджета предприятия, а не реального расхода «Роллс-Ройса» в 15 литров бензина EURO-5 на 100 км.

Разумеется, данный пример утрирован, но он отображает общую тенденцию. Поэтому претенденту на трудоустройство следует внимательно оценить, в каком объеме работодатель предлагает компенсацию, какую именно работу ему придется исполнять, и уж тем более не подписывать бездумно договор. Просто нужно помнить, что работодатель в первую очередь заботится о своей выгоде, а не о выгоде работника, а потому любыми способами попытается снизить размеры компенсаций за использование машины, ее износ и ГСМ.

Видео – Компенсации ГСМ за использование личных авто

Ссуда и аренда

ГК РФ предусматривает три возможности использования личного транспорта работника: ссуду, аренду и компенсационное пользование, то есть совмещенное с исполнением работником трудовых обязанностей на предприятии.

  1. Ссуда, или бесплатная эксплуатация т/с с его переводом на баланс работодателя. При этом все затраты по содержанию автомобиля ложатся на само предприятие.
  2. Аренда, или получение во временное пользование как с экипажем, так и без него. В случае аренды транспортного средства без экипажа договор будет иметь чисто имущественный характер и в рамках договора будет установлена стоимость ежемесячной аренды. При аренде автомобиля с водителем договор приобретет смешанный характер, поскольку в его основу будут положены как имущественные, так и связанные с оплатой предоставляемых услуг отношения.
Пример приказа для выплаты компенсации за пользование личным имуществом сотрудника
Тип договора. Регламентация Условия договора Обязательства арендатора
Фрахтование транспортного средства с водителем (632 ГК) В договоре устанавливаются:
1. Предмет договора.
2. Срок договора.
3. Ответственность сторон за выполнение условий аренды.
4. Размер оплаты за аренду а/м.
5. Размер оплаты услуг водителя
1. Расчет и удержание у источника выплат налогов на доходы физического лица.
2. Расчет и перечисление страховых и социальных взносов
Фрахтование без водителя В договоре, помимо стандартных условий, устанавливается ежемесячный размер оплаты за аренду Стандартные для налогового агента

Важно! Арендная плата является налогооблагаемым доходом, получаемым работником (НДФЛ). Однако поскольку выплаты по аренде носят гражданско-правовой характер, связанный с передачей внаем имущественных объектов, никакие обязательные платежи по пенсионному, медицинскому и социальному страхованию из арендной платы не удерживаются. Выплаты за оказываемые услуги при аренде транспортного средства с экипажем подлежат и налогообложению. А также начислению взносов по всем обязательным видам страхования.

Компенсации за автомобиль и ГСМ

Традиционно при рассмотрении вопросов о компенсациях работнику за горюче-смазочные материалы возникает стойкая ассоциация с использованием личного автомобиля работника в служебных целях. На самом деле ни в Трудовом кодексе, ни в другом нормативном акте речи об автомобиле не идет.

Трудовой кодекс говорит о любом виде личного имущества работника, используемого в производственных целях. Статья 188. Возмещение расходов при использовании личного имущества работника

То есть работнику положена компенсация во всех случаях применения личного имущества для исполнения своих рабочих обязанностей. При этом имущество может быть любым, включая машины, мотоциклы, моторные и весельные лодки, бензопилы, швейные машинки, лопаты и т.д.

Соответственно, и возмещение трат на ГСМ полагается не только в отношении автомобиля, но и при использовании любой личной вещи, требующей заправки горючим, смазывания и т.д.

Помимо компенсации расходов, связанных с использованием личной вещи работника, Трудовой кодекс обязывает работодателя производить также амортизационные выплаты, то есть компенсации, связанные с износом личной вещи работника. Компенсации по выплате сотрудникам за использование личных автомобилей в служебных целях без путевого листа

Разумеется, для осуществления компенсационных выплат имеются свои строгие правила. Так, выплаты осуществляются в соответствии с:

  1. Договором между работодателем и работником, в котором изъявляются согласие работника использовать свою личную вещь в служебных целях и обязательство работодателя компенсировать работнику понесенные им расходы на компоненты, необходимые для работы вещи.
  2. Учетом времени использования вещи в связи со служебными нуждами.
  3. Нормативами амортизации и затрат на ГСМ, установленными исходя из технических характеристик вещи либо экспериментальным путем, либо по договоренности между работником и работодателем. Следует знать, что законодательство не устанавливает норм расчета амортизации, оставляя эти на вопросы на усмотрение сторон трудового договора.

Компенсации и налогообложение прибыли предприятия

При использовании автомобиля, находящегося в собственности работника, работодатель не переводит машину на свой баланс и, соответственно, не может отнести ее к основным средствам предприятия. Именно в силу этого предприятие не может списывать расходы на компенсации, как валовый расход предприятия. Поэтому производятся они из чистой прибыли предприятия.

При этом Постановлением Правительства РФ за номером 92 от 8.02.2002 года установлены пределы затрат предприятия на компенсацию, которые будут вычтены из налогооблагаемой прибыли. Постановление Правительства РФ от 08.02.2002 N 92

Так, пределом не облагаемой налогом суммы прибыли, которая будет направлена на компенсирование, в соответствии со , станут:

Таким образом, налогооблагаемую прибыль предприятия можно снизить только на приведенные в таблице суммы. Затраты сверх этих лимитов не снижают налогооблагаемую прибыль предприятия. При выплате компенсации сверх лимита возмещение за ГСМ также относится к расходам на производство и реализацию, которые не снижают налоговую базу. Как учитывать выплаты компенсации

Оформление компенсационных сумм, как расходов, возможно только после фактической выплаты компенсации работнику.

Исходя из вышеизложенного, следует, что назначение компенсационных выплат выгодно предприятию. Только, если сумма компенсаций не превышает или ненамного превышает установленные лимиты. Если компенсации существенно выше лимитов, то с целью экономии на налогах стоит рассмотреть возможности взятия автомобиля в аренду.

Расчет компенсации за использование личного автомобиля. Пошаговая инструкция

При исчислении размеров компенсационных выплат учитывается множество факторов. Рассмотреть их будет легче на примере.

Иванов Г. откликнулся на вакансию экспедитора с личным автомобилем. В собственности Иванова имеется автомашина «Мицубиси Лансер» 1,6.

При составлении договора с обоюдного согласия сторон были установлены следующие выплаты:

  1. Компенсация в размере 5000 р/месяц.
  2. Покрытие расходов на ГСМ, в соответствии с Распоряжением Минтранса от 14 марта 2008 года, из расчета 7,7 литров /100 км.
Порядок оформления и выплаты компенсации за использование в работе личного имущества

За первый месяц работы Иванов Г. проехал по служебным делам полторы тысячи км. О чем им был сделан отчет установленной формы и приложены чеки заправочных станций.

Расчет компенсации будет выглядеть следующим образом:

  1. 5000 рублей компенсация за использование автомобиля.
  2. 1500 км×7,7/100×40 рублей (средняя цена за литр) = 4620 рублей компенсации на топливо.
  3. 5000+4620=9620 рублей за месяц.

Итак, алгоритм получения компенсации за использование личного автомобиля складывается из следующих шагов:

  1. Заключение договора с работодателем. В договоре должны быть оговорены сумма компенсации за автомобиль, расход топлива автомобилем, марка автомобиля, марка потребляемого бензина, периодичность выплаты за использование автомобиля.
  2. Ежедневный учет проделанного километража и ежемесячный отчет по затратам на ГСМ на основании чеков АЗС.

Оформление правоотношений, связанных с эксплуатацией личного транспорта

Вопросы выплат компенсаций за эксплуатацию и амортизацию автомобилей регламентируются несколькими подзаконными актами, в частности, разъяснительными письмами Министерства финансов РФ от 16.05.1995 года и Министерства РФ по налогам и сборам от 02.06.2004 года. Письмо Министерства РФ по налогам и сборам от 02.06.2004 года Часть письма Министерства Финансов РФ от 16.05.2005

Исходя из смысла данных документов, вопросы компенсационных выплат решаются в двустороннем порядке между нанимателем и работником.

При этом:

  1. От предприятия требуется либо издание соответствующего приказа, либо заключение индивидуального договора с работником с указанием размера компенсационных выплат.
  2. Выплата компенсаций осуществляется лишь на основании полной занятости а/м в производственной деятельности, а должностные обязанности сотрудника подразумевают постоянное пользование автомобилем. Таким образом, разовые компенсации не допускаются.
  3. Сумма компенсаций подлежит выплате работнику ежемесячно.
  4. За время простоя автомобиля по причине отпуска или болезни работника выплата компенсации не производится.
Информация об отражении компенсации за использование личного автомобиля в служебных целях

Таким образом, условия и размеры компенсаций должны быть нотифицированы. Либо в коллективном трудовом договоре, либо в индивидуальном трудовом договоре. Или в дополнительном соглашении к трудовому договору. Где бы ни были прописаны условия соглашения сторон, они должны включать в себя следующие номинации:

  1. Реквизиты договаривающихся сторон.
  2. Обязательные реквизиты договора – дату, место, номер и т.д.
  3. Реквизиты автомобиля. Они включают в себя номер государственной регистрации, марку машины, год производства, VIN автомобиля, технические характеристики.
  4. Сумму ежемесячных компенсационных выплат.
  5. Способы компенсирования затрат на ТО и ремонт.
  6. Способы учета километража.

Обычно договором предусматривается, что работник ежемесячно, не позднее установленного числа, будет представлять работодателю отчеты о километраже и затраченных ГСМ. Траты на ГСМ подтверждаются чеками автозаправочных станций.

Как подтвердить использование автомобиля

Использование автомобиля в служебных целях подтверждается путевыми листами установленной формы и отчетами о поездках. Пример путевого листа

Важно! Сколько бы ни потратил водитель на топливо, оплата будет производиться в лимитах, определенных распоряжением . Либо по предварительной договоренности между работником и работодателем.

Отчеты нужны для бухгалтерии и для того, чтобы работодатель не заплатил больше положенного.

Оспаривание размера начисленных компенсационных выплат

Компенсационные выплаты за эксплуатацию личного автомобиля носят гражданско-договорной характер и регламентируются Гражданским кодексом РФ. Поэтому оспаривание начисленной компенсации возможно лишь в случаях, когда сумма противоречит договору между работодателем и работником. Обычно все спорные вопросы можно легко выяснить в бухгалтерии предприятия. Если же работодатель нарушает условия договора умышленно. То по правилам гражданского права оспорить сумму начисленной компенсации можно только в судебном порядке.

Использование любого вида транспорта на предприятии неразрывно связано с учетом ГСМ. В статье разберемся с особенностями учета горюче-смазочных материалов. Что такое нормы расхода ГСМ, как их рассчитать, как списать ГСМ в расходы предприятия, как происходит бухгалтерский учет списания топлива и какие проводки выполняются? На все эти вопросы постараемся ответить в статье ниже.

Учет ГСМ на предприятии и расчет нормы его расхода обычно вызывает массу вопросов у бухгалтеров. Правильное списание расходов на эксплуатацию и обслуживание транспортных средств очень важно, ведь эти расходы уменьшают базу для исчисления . Прежде всего, нужно помнить, что расходы на горюче-смазочные материалы должны быть правильно рассчитаны, документально подтверждены и экономически обоснованны. Это очень важный момент, ведь только при соблюдении трех вышеуказанных условий затраты на ГСМ можно списать в расходы организации. Вы должны быть готовы к тому, что при любой проверке налогового органа вы сможете обосновать необходимость таких затрат, сможете предъявить все подтверждающие документы.

Начнем с того, что разберем само понятие «ГСМ», что оно в себя включает.

Расшифровка ГСМ – «горюче-смазочные материалы». Из названия понятно, что сюда входит не только топливо, но и сопутствующие материалы, необходимые для нормального функционирования транспортного средства.

К ГСМ относится:

  • Все виды топлива (газ, дизель, бензин);
  • Смазочные материалы (масла, смазки, применяемые в процессе ремонта, обслуживания и эксплуатации транспорта);
  • Тормозные, охлаждающие жидкости.

Порядок списания горюче-смазочных материалов

Горюче-смазочные материалы списываются в расходы на основании, так называемых, нормативов. Что это за нормативы и откуда их брать?

Прежде всего, нужно отметить, что существуют нормативы списания ГСМ, установленные Минтрансом России. Но использование этих норм не обязательно, Налоговый кодекс РФ допускает разработать собственные нормы расходования ГСМ и использовать их для списания.

С утвержденными Минтрансом нормами все понятно, берете установленный норматив на списание топлива и прочих сопутствующих материалов для вашего вида транспорта и списываете.

Если же вы хотите разработать свои нормы, то читайте ниже.

Расчет нормы расхода топлива

Расчет нормы списания ГСМ можно провести двумя способами:

  1. Воспользоваться имеющейся к транспортному средству технической документации, на основании которой разработать нормы использования топлива и смазочных материалов в зависимости от сезонности, времени года (так зимний расход топлива значительно превышает летний), также важно учесть и загруженность дорог.
  2. Установить нормы на основании анализа фактического использования транспорта и проведения замеров. Этот способ используется значительного чаще первого, поэтому разберем его более подробно.

Как правильно произвести замеры расхода топлива?

Первым шагом будет создание комиссии для контроля правильных замеров.

Замеры использования топлива проводятся следующим образом: пустой бак транспорта по максимуму заполняется топливом, отмечается количество залитого топлива, записываются данные спидометра. После этого транспорт используется в обычном режиме до тех пор, пока топливный бак не опустеет, после чего опять записываются данные спидометра. Путем вычитания из последнего показания спидометра начального получается пробег автомобиля – количество километров, которые транспорту удалось проехать на полном баке топлива. Теперь рассчитывается расход топлива на 1 км, для чего делится объем залитого топлива на расстояние, которое проехал автомобиль на этом топливе. Это и будет нормой расхода топлива.

Так как условия использования транспортного средства могут значительно отличаться, то необходимо провести замеры в различных условиях. При проведении замеров расхода ГСМ нужно учесть:

  • время года (провести замеры в холодное и теплое время года);
  • загруженность транспорта;
  • насколько затруднено движение по дорогам (наличие дорожных пробок);
  • простои автомобиля с включенным двигателем.

Проведя замеры в различных условиях, получаются несколько нормативов, которыми и следует руководствоваться в процессе списания топлива в расходы.

Кроме этого, предприятие может пойти и несколько иным путем: провести замеры для стандартной ситуации, а для различных отклонений условий эксплуатации от нормы разработать поправочные коэффициенты.

Полученные результаты нужно утвердить актом, который подписывают члены созданной ранее комиссии.

Определяя и устанавливая для себя нормы и лимита использования ГСМ, нужно помнить, что полученные величины должны быть обоснованны экономически, не завышены. Не стоит искусственно завышать нормативы потребления, ведь у Налоговой инспекции могут возникнуть не очень приятные для вас вопросы.

Расчет нормы расхода ГСМ разобрали, теперь рассмотрим, как происходит бухгалтерский учет ГСМ на предприятии, какие проводки необходимо выполнять в процессе эксплуатации.

Бухучет ГСМ и проводки

Горюче-смазочные материалы в бухгалтерии списываются либо в расходы на продажу (для торговых организаций), либо на себестоимость продукции (для производственных организаций).

Таким образом, счет бухгалтерского учета, на которые следует относить затраты на ГСМ – это 44 или 20 (23, 26). Дебет этих счетов корреспондирует с кредитом счета учета материалов (счет 10), на котором для учета топлива и смазочных материалов открыт отдельный субсчет.

Проводка по списанию ГСМ:

Д20, 23, 26 (44) К10.3 – списана стоимость использованных ГСМ в расходы предприятия.

20-й счет используется в том случае, если транспорт эксплуатируется на рабочие нужды, например, доставка товара клиентам.

23-й счет, как правило, применяется крупными предприятиями, имеющими большее количество транспортных средств.

На 26-й счет списываются ГСМ по транспорту, используемому в служебных целях.

Логично было бы выполнить проводку по списанию ГСМ на величину истраченного фактически топлива, но, как правило, очень сложно определить точное количество используемого топлива, поэтому и списываются горюче-смазочные материалы по установленным нормам.

Принимаются ГСМ к учету в бухгалтерском учете на 10-й счет.

Приобретаются материалы, как правило, за наличные или безналичный расчет. В первом случае даются водителю под отчет, после закупа необходимых ГСМ водитель отчитывается по истраченной сумме с помощью авансового отчета. Оставшиеся у водителя деньги сдаются в кассу предприятия. При покупке материалов за безналичный расчет, происходит списание с расчетного счета предприятия.

Проводки при этом выглядят следующим образом:

  • Д71 К50 – выданы наличные деньги под отчет.
  • Д10.3 К71 – приняты к учету материалы, купленные за наличный расчет.
  • Д60 К51 – перечислена оплата поставщику.
  • Д10.3 К60 – приняты к учету материалы, купленные за безналичный расчет.
  • Д19 К60 – выделен НДС по приобретенным материалам (если выделяется).

Любая проводка выполняется только на основании оправдательного документа.

Проводка по списанию ГСМ выполняется на основании путевого листа и акта на списания ГСМ. Путевой лист можно использовать для списания топлива в расходы, а акт – для списания прочих смазочных материалов.

Проводка по принятию ГСМ к учету выполняется на основании авансового отчета и документа, подтверждающего факт оплаты, например, чек (при наличном расчете) или накладная, счет-фактура и документы, подтверждающие оплату (при безналичном расчете).

Помимо вышеуказанного, учет ГСМ на предприятии включает в себя также проведения периодической инвентаризации (ежедневно, еженедельно, ежемесячно – по усмотрению самой организации).

ГСМ – это обширное семейство нефтепродуктов, используемых в автомобильной и другой технике. К данной категории относят получаемое из нефти горючее, вещества узлов и агрегатов машин, а также жидкости специального назначения. Основным видом ГСМ считается топливо. На его долю приходится чуть ли не три четверти всех веществ, входящих в группу горючих и смазочных материалов.

Топливная составляющая ГСМ – керосин, авиационное топливо, дизельное топливо, бензин, и природный газ. В качестве смазочных материалов выступают пластичные смазки, трансмиссионные и моторные масла. В отдельную группу ГСМ часто выделяют охлаждающие и тормозные жидкости. Нужно отметить, что не все виды смазок, относящихся к ГСМ, имеют нефтяную природу: некоторые из них приготовляют из кремниевых соединений.

Топливо как вид ГСМ

Когда появились и стали широко использоваться двигатели внутреннего сгорания и дизельные установки, они потребовали для себя особых видов топлива. Исходным сырьем для него стала нефть и ее производные. Как дизельное топливо, так и бензин представляют собой сложную смесь из углеводородов и особых присадок, которые улучшают рабочие свойства ГСМ. Производство топливных смесей – сложный технологический процесс, включающий многоступенчатую переработку нефти и нефтепродуктов.

Чаще всего в быту и на производстве, где задействована автомобильная техника, приходится иметь дело с разными видами бензина. При его производстве стремятся найти баланс между способностью сгорать и устойчивостью к детонации. Изменяя состав компонентов топлива, его изготовители получают бензины, отличающиеся по детонационной стойкости, что находит внешнее отражение в маркировке конечного продукта и так называемым октановым числом.

Материалы для смазки

Смазочные вещества могут иметь самый разный состав, но предназначение их одно – устранять вредное трение между подвижными частями машин и механизмов, которые вынужденно соприкасаются во время работы. Современные стандарты предъявляют высокие требования к этой категории ГСМ. Выбирая смазку, обычно ориентируются на рекомендации производителей машин и учитывают научно выработанные спецификации. Масло для автомобиля подбирают с учетом типа двигателя и его мощности.

Особые требования предъявляются к смазочным составам, которым предстоит работать в системах с повышенным давлением. Там, где зазоры между соприкасающимися деталями составляют лишь сотые доли миллиметра, могут применяться только очищенные и исключительно однородные смазки, которые не имеют посторонних примесей и включений. Если пренебречь этим требованием, то агрегаты быстро выйдут из строя.

Эта аббревиатура встречается повсеместно: в технических документах, периодике, СМИ и даже в художественной литературе. Она в общем виде обозначает любые «горюче-смазочные материалы», используемые для обслуживания всех видов машин и механизмов, в том числе и автотранспортных средств. Приобрести ГСМ можно в зависимости от их конкретного предназначения, на АЗС, в специализированных магазинах или/и компаниях. Например, можно купить разные смазочно-охлаждающие жидкости в компании Техно-М .

Что это такое

В категорию ГСМ входит солидный набор различных продуктов нефтепереработки, применяемых в качестве топлива или смазки в самых разных машинах и механизмах. Сюда относится горючее (бензин, дизтопливо, керосин и т.д.), машинные масла и разные специальные жидкости. Примерно 75% от всей существующей номенклатуры ГСМ приходится либо на топливо, либо на разные виды машинных масел.

Кроме продуктов нефтепереработки (от бензина до мазута) в перечень горючих ГСМ входит также газ, природный или сжиженный. Смазочные материалы делятся на три основные группы: моторных и трансмиссионных масел, а также пластиной смазки. Кроме того, к ГСМ относятся тормозные и/или охлаждающие жидкости, которые обычно выделяются в отдельно. Кстати, не все смазочные (да и горючие тоже) вещества, входящие в перечень ГСМ получают из нефти. Существуют (и пользуются все большей популярностью) смазки на кремниевой основе, а топливо нередко получают из сырья биологического происхождения.

Горючее

Самые первые двигатели внутреннего сгорания (далее ДВС) работали на разном, иногда, весьма экзотическом горючем вроде смеси эфира с касторовым маслом. Но позже, двигатели стали делать под горючее, получаемое из нефти путем разделения её на фракции. Современное горючее (все марки бензина), дизтоплива и авиационного керосина представляют собой продукты достаточно сложных технологий, включающих сложную переработку нефти, очистку, добавление различных присадок и т.д.

Большинство двигателей легковых автомобилей сейчас работает на бензине, который применяется и в других бытовых целях. Его производители непрерывно стараются улучшить баланс между энергоотдачей при горении и устойчивости к детонации. Именно детонационная стойкость бензина отражается в его маркировке, как «октановое» число (а в обывательском понимании, просто номер, например 92-й или 95-й). Разные марки бензина получают путем внесения изменений в его состав, в частности добавления разных присадок, в разных количествах.

Смазка

Машинные масла и другие смазки очень сильно различаются между собой по составу. И хотя основное их предназначение одинаково и заключается в ослаблении трения между соприкасающимися деталями различных механизмов, существует несколько групп смазочных материалов, в каждую из которых входит большое количество смазок различных марок. При выборе смазки для какой-либо машины (механизма), прежде всего, учитываются рекомендации её изготовителя, а также, научно обоснованные спецификации и наработанный опыт. Моторное масло также подбирают, учитывая тип силовой установки, её мощность и рекомендацию производителя.

Наиболее строгие требования предъявляют к смазкам, предназначенным для работы в системах с высоким давлением, где ширина зазоров между контактирующими элементами измеряется в сотых долях миллиметра. Здесь от смазочного состава требуется высокая степень однородности и очистки, полное отсутствие примесей. Если данные требования не выполняются и в систему заливают менее дорогое и качественное масло, механизм очень быстро изнашивается (или даже ломается).