Тема наземный транспорт средней группе. Конспект занятия «Разные виды транспорта

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение

« Детский сад № 8».

Проект « Такой разный транспорт».

Для детей среднего возраста.

Воспитатель Ширинкина О.Б.

январь 2016 г.

« Такой разный транспорт ».

Тип проекта – познавательно- игровой- творческий.

Участники: педагоги, дети средней группы, родители.

Руководители проекта: Ширинкина О.Б.

Срок реализации: с 18.01.16 по 22.01.16.

Актуальность проекта :

Тема «Транспорт» интересна детям, так как вся наша жизнь связана с транспортом, разными видами машин. При изучении этой темы дети не только закрепят знания о транспорте, узнают новое, познакомятся со специальными видами транспорта, узнают об их назначении, запомнят номера специальных служб. Так же дети узнают о правилах безопасного поведения в транспорте.

Цель:

Расширять представления детей о видах транспорта, как о средствах передвижения.

Задачи:

1.Познакомить с разными видами транспорта, уточнить и расширить представления об основных видах (автомобиль, автобус, поезд, самолёт, корабль).

2.Расширять знания детей о профессии «водитель»: пилот, машинист, тракторист.

3.Учить сравнивать виды транспорта между собой (грузовая машина и легковая, самолёт и вертолёт).

4.Продолжать учить отгадывать загадки, составлять свои.

5.Формировать умение получать информацию из разных источников.

6. Развивать творческое воображение, умение ориентироваться в пространстве.

7.Учить конструировать с помощью схемы.

Продукт проектной деятельности :

    Создание наглядного пособия «Летаем, плаваем, ездим».

    Оформление макета проезжей части.

    Создание выставки «Транспорт своими руками».

    Создание папки «История водного транспорта».

Работа с родителями:

    Оформить совместно с родителями макета проезжей части.

    Оформить папку- передвижку « В стране дорожных знаков».

    Выставка « Транспорт своими руками».

    Помощь в создании атрибутов к сюжетно- ролевым играм.

Этапы проекта :

1 этап: подготовительный .

    Подобрать методическую литературу.

    Подобрать художественную литературу, дидактический материал, игры.

    Определить цели и задачи проекта.

    Составить план.

2 этап: Выполнение работы:

Беседы с детьми :

    «Для чего человеку транспорт».

    « Кто чем управляет».

    « Правила поведения на дороге».

    « Как вести себя в транспорте».

    « Какие транспортные средства есть у ваших родителей».

Чтение художественной литературы :

    Л. Берг « Рассказ о маленьком автомобильчике».

    Н. Калинина « Как ребята переходили улицы».

    Н.Павлова « На машине».

    Э.Мошковская « Автобус».

    М. Ильин « Машины на нашей улице».

    И.Муравейка « Самосвал».

    К. Чалиев « Шуршат по дорогам весёлые шины».

    « 1000 загадок».

Тематические альбомы : « Водный транспорт», « Воздушный транспорт», « Наземный транспорт».

Папки:

    «Стихи про транспорт».

    « Загадки про транспорт».

    « Дорожные знаки».

    « Дорожная безопасность».

    « История транспорта».

Дидактические и настольно-печатные игры :

    « Разрезные картинки».

    « Какой бывает транспорт».

    «Собери дорожный знак».

    «Что лишнее».

    «Собери машину».

    «Кто чем управляет».

    Пазлы « Транспорт».

    Лото «Транспорт».

    Домино «Транспорт».

    Кубики «Самолёты».

Сюжетно-ролевые игры :

«Поезд», «Пароход», «Автобус», «Шофёры».

Подвижные игры:

    «Поезд».

    «Воробушки и автомобиль».

    «Цветные автомобили».

    «Самолёты».

    «Грузовики».

Слушание и пение песен о транспорте:

«Катерок», «Голубой вагон», «Машина», «В порту».

Выставка книг про транспорт, энциклопедии «Почемучка», «От А до Я».

Рисование : «Грузовики едут по дороге», «Пароход».

Лепка « Грузовик», «Поезд».

Аппликация «Автобус».

Конструирование «Гаражи для машин».

Инсценирование сказки Н.Павловой «На машине».

Решение проблемных ситуаций:«Ушастик переходит через дорогу», « Научим Хрюшу где можно играть».

Ремонт и мытьё машин.

Презентация «Транспорт нашего города».

3 этап: Заключительный

Выставка совместных работ родителей и детей «Транспорт своими руками».

Макет проезжей части.

Наглядное пособие «Летаем, плаваем, ездим».

План реализации проекта:

1 день:

1.Рассматривание папки «История транспорта».

2.Чтение Л.Берг «Рассказ о маленьком автомобильчике».

3.Дид. игра «Разрезные картинки».

4. Беседа с детьми «Зачем нужен транспорт».

5. Инсценирование по сказке «На машине» Н.Павловой.

6. Пазлы «Транспорт».

7. Заучивание стихотворения К. Чалиева «Шуршат по дорогам».

8. Рисование по трафаретам.

2 день:

    Беседа «Кто чем управляет».

    Чтение Т. Шорыгина «Безопасные сказки».

    Дидактическая игра «Какой бывает транспорт».

    Сюжетно/ролевая игра «Пароход».

    Прослушивание песни «Катерок».

    Счёт автомобилей.

    Дидактическая игра «Собери дорожный знак».

    Поэтапное рисование транспорта.

    Беседа с детьми: «Какие транспортные средства есть у ваших родителей».

10.Подвижная игра «Грузовик».

3 день:

1.НОД «Транспорт».

2.Чтение книг про транспорт.

3.Беседа «Правила дорожного движения».

4.Сравнивание самолёта и вертолёта.

5. Лото «Транспорт».

6. Физкультминутка «Грузовик».

7. Рисование «Грузовик едет по дороге».

8. Дидактическая игра «Собери машину».

9. Подвижная игра «Цветные автомобили».

10. Дидактическая игра «Кто чем управляет».

4 день:

    Ситуативный разговор «Зачем нужно знать правила дорожного движения».

    Чтение стихов про транспорт.

    Беседа «Как нужно вести себя в транспорте».

    Лепка «Грузовик».

    Домино «Транспорт».

    Подвижная игра «Поезд».

    Чтение Т.Шорыгина «Безопасные сказки».

    Раскраски о транспорте.

    Настольно-печатная игра «Умный светофор».

5 день:

    Игровая ситуация «Ушастик переходит через дорогу».

    Аппликация «Автобус».

    Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

    Чтение книг о ПДД.

    Сюжетно-ролевая игра «Автобус».

    Пение песни «Песенка друзей С.Михалкова.

    Загадывание загадок.

    Конструирование «Гаражи для машин».

    Кубики «Самолёты».

10.Подвижная игра «Машины».

11.Мытьё и ремонт машин.

12.Просмотр презентации.

Предполагаемый результат:

Обогащение знаний и представлений о транспорте.

Развитие диалогической и связной речи.

Получение информации из различных источников.

Совместная работа взрослых и детей в оформлении выставки.

Прошу пристегнуть ремни безопасности.

А вы знаете, как нужно себя вести в самолёте? Давайте вместе вспомним эти правила.

Во время полёта нельзя вставать со своих мест.

Нельзя расстёгивать ремни безопасности.

Сидеть спокойно.

На воздушном транспорте можно летать только с взрослыми.

Разговаривать спокойно, не мешая другим пассажирам.

Слушаться взрослых, соблюдать чистоту и порядок.

Вы готовы к полёту? Мы взлетаем (звук самолёта) В самолёте есть окна, как в автобусе. Они называются иллюминаторы. Посмотрите в иллюминаторы. Что мы видим? (Облака, птиц). Птицы летают ниже самолётов. Внешне самолёт напоминает большую птицу, только железную. У самолёта есть крылья, хвост, как у птицы. Есть ещё одно различие самолёта от птицы: в полёте он крыльями не машет и на хвосте у воздушного судна изображён флаг той страны, которой он принадлежит. А ещё у самолёта есть корпус и большие колёса – шасси.

Ребята, посмотрите, мимо нас летит ещё один самолёт. Если самолёт перевозит пассажиров – это пассажирский самолёт (он с иллюминаторами). А ещё существуют самолёты, которые перевозят груз. Такие самолёты называются грузовыми (без иллюминаторов). Существует множество специальных самолётов, которые используют для спасения людей и тушения пожаров.

Физическая минутка

Что за птицы в небе синем

Высоко, высоко.

Это мчатся самолёты

Далеко, далеко.

Звёзды красные сияют

Под крылом, под крылом

Это славные пилоты

За рулём, за рулём.

Посмотрите в иллюминаторы. Летит вертолёт. На крыше вертолёта расположен большой винт, который вращается и поднимает вертолёт в воздух. В отличие от самолёта скорость вертолёта невысока. Вертолёт может зависать в воздухе, и поэтому он незаменим при спасении людей в такой местности, куда невозможно приземлиться самолёту, например, в горах, на воде.

Ребята, посмотрите в иллюминаторы, что мы видим? Это же земля. Наше путешествие подходит к концу. Проверьте, у всех ли пристёгнуты ремни. Наш самолёт снижается и идёт на посадку.

Объявляет всем пилот:

Наш закончился полёт.

Приземляться нам пора –

Дружно крикнем все ура!

Пока мы с вами путешествовали, на земле случилась беда. Самолёты разломались на две половинки, давайте отремонтируем их.

Дидактическая игра «Составь целое»

Молодцы! Все справились с заданием.

Вам понравилось наше путешествие? Что мы с вами видели, когда путешествовали? Какие бывают самолёты? Пассажирские – перевозят пассажиров, грузовые – груз. А ещё существуют учебно-тренировочные самолёты, на которых тренируются парашютисты. Кто такой парашютист? (показ слайда). Парашютист – человек, который совершает прыжки с парашютом. Самолёт летит, а парашютист выпрыгивает из самолёта и опускается на землю.

Мы с вами сегодня проведём опыт, из которого попробуем узнать, как парашютист может приземляться.

Ребята, давайте попробуем запустить нашего человечка без парашюта. Ой, ребята, как он быстро упал. Это опасно для жизни. А теперь возьмём другого человечка с парашютом. Раскрытый парашют похож на раскрытый зонтик.

Парашют раскрывается, воздух наполняет падающий парашют и как будто держит, поэтому он опускается медленно и плавно. Наш человечек приземлился спокойно, безопасно. Вывод: что ему в этом помогло? (парашют) Правильно – это парашют ему помог плавно приземлиться. Теперь мы всем можем рассказать, что удерживает парашют (воздух)

А сейчас, подойдём к столам и посмотрим, что лежит под салфетками.

Цель : Ознакомление детей с видами транспорта.
Задачи :
Образовательные :
- Расширить знания детей о видах транспорта.
- Активизировать словарь: транспорт легковой, грузовой, пассажирский, наземный, водный, воздушный
Развивающие:
- Развивать умение классифицировать виды транспорта по месту его передвижения - наземный, воздушный, водный; - Умение рассуждать, делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к окружающим;
- дружеские взаимоотношения;
- желание поддерживать друзей, заботится о них.
Предварительная работа:
- наблюдения за проезжающим транспортом,
- подвижные игры «Такси», «Поезд», «Самолеты»,
- продуктивные виды деятельности по данной теме
- сюжетно-ролевые игры «Мы едем, едем, едем», «Ловкий шофер».
Оборудование:
- Телеграмма;
- Четыре конверта (1- большой; 3 - синий, красный, зеленый);
- Игрушки: машинки - грузовые, легковые; лодки, катера, корабли, самолёты, вертолёты;
- Картинки с различными видами транспорта.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я сегодня получила телеграмму от Незнайки. Он пишет, что ему приснился сон, что он плывет на машине по речке, а его друзья едут на самолёте по дороге и возят на велосипеде груз. Он совсем запутался. Какой транспорт летает по воздуху и плавает по рекам. Расскажите мне об этом, помогите разобраться - какой транспорт бывает и для чего он предназначен.
Воспитатель: Ребята, вы готовы помочь Незнайке. А разве можно на велосипедах перевозить грузы? А на чем можно перевезти? (на машине) А как называются машины для перевозки грузов? (грузовые) . Смотрите у меня две машины. Одна грузовая, другая легковая. Для чего они служат?
Ответы детей: Для перевозки людей.
Воспитатель: Как называют людей, которых перевозят в транспорте.
Ответы детей: пассажиры.
Воспитатель : Давайте посмотрим - чем похожи и чем отличаются машины: - у грузовой колеса больше, чем у легковой машины;
- в грузовой перевозят грузы - песок, строительные материалы, бревна, а в легковой - людей;
- назовите место передвижения этого транспорта? (по земле);
- на какой машине Незнайка и его друзья повезет грузы? (на грузовой).
Физкультминутка
Едем-едем мы домой (движения имитирующие поворот руля)
На машине легковой
Въехали на горку: хлоп, (руки вверх, хлопок над головой)
Колесо спустилось: стоп. (руки через стороны вниз, присесть).
Воспитатель: Ребята, скажите, а что такое транспорт? (это средства, которые служат для перевозки людей и грузов). Мы с вами уже сказали, что этот транспорт перемещается по земле, значит, он называется… наземный. А какой вид транспорта может помочь Незнайки и его друзьям переплыть реку или море.
Ответы детей : лодки, катера, корабли.
Воспитатель: Молодцы у меня есть водные виды транспорта. Все, что перемещается по воде - называется водными видами транспорта.А если встретятся высокие горы, что тогда ему делать? На каком виде транспорта, будет передвигаться на, Незнайка и его друзья?
Ответы детей : вертолёты, самолёты.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Это называется воздушным транспортом. А сейчас, давайте соберем всю информацию для Незнайки в одно письмо, договоритесь. На столе разложены картинки с разными видами транспорта,и есть три конверта красный конверт предназначен для наземного транспорта, синий конверт для водного транспорта, а зеленый для воздушного транспорта.
Дети складывают картинки по конвертам. Дети складывают все, что они приготовили для Незнайки в большой конверт и отправляют по почте.
Физкультминутка
Налили бензину, сели на машину, На машине ехали, до реки доехали. Стоп. Разворот. На реке пароход. Пароход не везет, надо сесть в самолет. Самолет летит, в нем мотор гудит: у-у-у.
Воспитатель: Дети, вы узнали много о транспорте. Скажите, а что мы называем транспортом?
Ответы детей: Это все, на чем можно перевозить грузы и людей на земле, по воде и по воздуху.
Воспитатель: Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Сегодня мы пойдем на почту и отправим письмо нашему Незнайки и его друзьям. Теперь он будет знать где ездить, где плыть, где летать.

Занятие по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста

Тема «Транспорт»

Цели:

  • Закрепление и обобщение знаний детей по теме «Транспорт».
  • Закреплять умения детей классифицировать разные виды транспорта (воздушный, наземный, водный, железнодорожный);
  • Закреплять знания детей о частях транспорта;
  • Развивать мышления, зрительное восприятие, внимание, память, связную речь; развивать умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос.

Материал: иллюстрации с изображением транспорта.

Ход занятия

Дети заходят в группу, рассаживаются на стульчиках. Роль ведущего выполняет воспитатель (В). Роль Незнайки (Н) – ребенок группы.

Раздается стук в дверь, появляется Незнайка.

I часть: Вводная

В: Ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Здравствуй, Незнайка!

Н: Здравствуйте ребята! Я сегодня ходил в школу и мне задали домашнее задание, а я не знаю, как его сделать помогите мне, пожалуйста!

В: Ну что, поможем Незнайке выполнить домашнее задание?

Дети: Конечно, поможем!

Н: (1 задание) А вот и первое задание, помогите мне отгадать загадки (загадывает):

«Что за чудо – длинный дом, «Смело в небе проплывает,

Пассажиров много в нем, Обгоняя птиц полет,

Носит обувь из резины, Человек им управляет,

А питается бензином» Что такое?»

(Автобус) (Самолет)

«Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок»

(Поезд)

II часть: Основная часть

В: Ребята, давайте расскажем Незнайке, о чем эти загадки?

В: Незнайка, а ты знаешь, что транспорт бывает разный?

Н: Нет, не знаю! Да какая разница, транспорт он и есть транспорт.

В: Сейчас дети тебе расскажут и покажут, что транспорт бывает разного вида. (Рассказы детей о воздушном, наземном, водном транспорте и почему он так называется).

Н: Спасибо, ребята, я все понял. Помогите мне выполнить второе задание.

(2 задание):

Четвёртый лишний»

В: Мы сейчас проверим, как Незнайка запомнил, какие бывают виды транспорта. Во втором задании нужно исключить лишний предмет и объяснить, почему он лишний.

(корабль – это водный транспорт, а весь остальной транспорт - воздушный).

  • мотоцикл, автобус, легковая машина, вертолет ;
  • самолет, вертолет, ракета, корабль ;
  • корабль, пароход, лодка, грузовая машина.

Н: Как здорово, вы и с этим заданием мне помогли справиться. А теперь задание немного сложнее.

(3 Задание) «Чего не хватает в ряду»

Н: Посмотрите внимательно и скажите, чего не хватает в ряду.

  • легковая машина, грузовая машина, легковая машина, грузовая машина ; легковая машина;
  • легковая машина, грузовая машина, паровоз, легковая машина , грузовая машина, паровоз;
  • корабль, корабль, паровоз, корабль , корабль, паровоз;

Н: Ой ребята, мне кажется, следующее задание самое сложное и перед этим трудным заданием нужно потренироваться.

Физкультминутка «Ракета».

В: Ребята, вам нужно обязательно помочь Незнайке справиться с этим сложным заданием.

(4 Задание) «Какой картинки не хватает»

В: Ребята, посмотрите внимательно, подумайте! Какая здесь спрятана картинка!

  • колесо от легковой машины – легковая машина ;
  • кабина грузовой машины – грузовая машина.

Н: Ну вот ребята, вы помогли мне справиться со всеми заданиями!

В: Ребята, давайте поможем Незнайке закрепить его знания о транспорте. Выберите картинку с транспортом, который вы больше нравится, и расскажите о нем.

III часть: Составление описательного рассказа о любом транспорте по плану:

1. Что это?

2. Какой вид транспорта?

3. Какие части?

4. Кто водит этот транспорт?

  1. Что необходимо для движения?

6. Где может ездить этот транспорт?

В: Незнайка, ты все запомнил?

Н: Я все запомнил, теперь я много знаю! Спасибо, ребята, что помогли мне выполнить домашнее задание. До свидания!

IV часть: Рефлексия

В: Что интересного сегодня произошло на занятии?

В: Что больше всего понравилось?