Журнал за рулем статьи про уаз патриот. Лишь бы не сыпался: тест-драйв обновленного УАЗ Патриот

Равно как и место проведения теста УАЗ старался не афишировать до последнего. С одной стороны, конкуренты не дремлют. С другой, «страна камней», как еще иногда называют Армению, действительно приятный сюрприз, да и как не засветить обновленный Патриот на рынке, где ежегодно продается 250-300 УАЗов, что по местным меркам не так и мало? Продукцию с берегов Волги там когда-то любили, да и ладить с ней научились так, что даже некогда знаменитые обувщики переквалифицировались в автомехаников…

С нынешним уровнем доработок и непреодолимым желанием УАЗа расширить аудиторию Патриот всячески прочат на звание семейного. Что ж, ради эксперимента я готов представить себя в качестве многодетного главы армянского семейства, присматривающегося к российской новинке.

Снаружи

Внешне Патриот почти не изменился: в арсенале разве что новая мелкоячеистая решетка радиатора и укрупненная эмблема. Допускаю, что жене агрессивный «лук» понравится, только вот садиться в машину ей будет не очень удобно. Дверные ручки, не выдержавшие ранее генеральский хват, сейчас даже излишне прочны. Они с трудом поддаются лишь миллиметров на пять, после чего замок наконец открывается. Кажется, остается пустяк: поставить ногу на подножку и забросить тело в кресло. Но ухватиться рукой не за что! Ручки на передних стойках пока не предусмотрены, но вроде обещаны.



Внутри

С детьми куда проще. Забраться назад, ухватившись за обтянутое натуральной (да-да!) кожей кресло, семилетнему мальчишке не составит большого труда, да и тинейджеры тоже справятся. Даже установленное детское кресло не нарушит простор: места сзади с избытком, вне зависимости от возраста пассажиров и их комплекции.




Впрочем, и прежний Патриот отличался простором, но в новом есть особенности. Спинки раскладываются в ровный пол, образуя вместе с 650-литровым багажником хоть место для двухкамерного холодильника, хоть подобие резервной кровати Kingsize для водителя, единолично принявшего решение о покупке машины. По зиме, и обогрев задних сидений в этом случае его не спасет, но можно задействовать производительную, совершенно новую климатику.


Много времени для прогрева не требуется. УАЗ отказался от тяговитого, но «холодного» турбодизеля, и хорошо знакомый бензиновый ЗМЗ-40906 стандарта Евро-4 и мощностью 135 л. с. элементарно справляется с задачей. Естественно, посредством корейской климатической установки Erae. В более простых версиях с кондиционером ситуация не меняется. К печке претензий никаких, по крайней мере, при наших +5.



Теплая атмосфера маленькой семейной гостиной показывает, что к «евроремонту» интерьера на УАЗ отнеслись со всей серьезностью. Если не считать знакомого профиля кресел с весьма скромной боковой поддержкой, изменилось практически все. От передней панели, утратившей мягкость, но приобретшей более плавные формы, до кожаного трехспицевого руля с обогревом и опять же с корейскими подрулевыми переключателями: компактными и предельно удобными.

До таких не докопается даже привередливый сосед по ереванскому потоку Гарик, щеголяющий на перекрашенном, наверное, во второй раз 25-летнем «японце». Кстати, окрашен Патриот на первый взгляд недурно, даже «металликом». Если полировать аккуратно, не до железа – оцинковки кузова, увы, не предусмотрено – будет сиять в любое время года.

А еще Гарик обзавидуется круиз-контролю, кнопки которого появились на многофункциональном руле, естественно, не на базовой версии. Он регулируется по углу наклона и вылету, чего никогда не было, а в случае аварии колонка сложится аж на 26,5 см. С учетом корректировки водительского кресла даже по высоте, имеющейся в старших версиях, посадка не вызывает проблем при любом росте.


Не меньший шик для УАЗа и мультимедийная система с навигацией и умением читать множество форматов, которая раньше располагалась чуть ниже, что отвлекало внимание водителя. Сейчас же логику расположения приборов привели в полный порядок. Сверху мультимедийка, ниже пять клавиш, включая «аварийку» с троекратным режимом мигания «спасибо, дорогой», еще ниже – блок климата. Все это в большей степени для водителя, а вот хозяйку дома и маму больше интересует безопасность.




Объяснять женщине, что при рамной конструкции кузова двух подушек спереди, по мнению конструкторов УАЗа, вполне достаточно на весь автомобиль, не имеет смысла. Да и ответить на вопрос про «звезды безопасности» в данном случае можно лишь расхожей фразой: «Там, где начинаются звезды, заканчивается коньяк».

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

А в качестве доказательства надежности конструкции привести пример про две дополнительные точки крепления кузова к раме, появившиеся в задней части, и пол с дополнительными выштампованными ребрами жесткости и поперечинами, способный выдержать чуть ли ни любой боковой, да и фронтальный удар. Признаюсь, позже я нашел эстакаду и убедился в том, что все это не фейк, а вполне реальные изменения.

1 / 2

2 / 2

И все же устраивать даже минимальный краш-тест на федеральной трассе М4 Ереван-Севан у меня не было никакого желания. Каждому из виртуальных мальчишек досталось по ремню – они уже прошли тот пятилетний возраст, в пределах которого армянским детям можно все, и безоговорочно пристегнулись.

УАЗ Патриот 2,7 МТ

Краткие технические характеристики

Габариты, мм (Д / Ш / В) 4 750 / 1 900 / 1 910 Колесная база, мм 2 760 Двигатель 2,7 л 135 л.с. Максимальная скорость, км/ч 150 Трансмиссия 5-ступенчатая, механическая Привод Подключаемый, полный




В городе и на трассе

Дело не только в правилах, но еще и в жесткой подвеске Патриота, жесткость которой сзади ощущается особо. Хорошая кочка – и любой из незакрепленных пассажиров новоиспеченного «семьянина» рискует опробовать прочность потолка собственной головой. Я же набираю дозволенные правилами «90», активирую «круиз» и надеюсь на упоение от вождения.


По правде сказать, мне не очень понятно, так ли он нужен с механической коробкой передач. Длинные прямики, при которых Патриот может идти на «пятой», без переключения, можно перечесть по пальцам. Мощность 135 л. с. и 217 Нм крутящего момента при постоянном подъеме в горы, мягко говоря, маловаты для машины снаряженной массой 2 125 кг. К тому же эти пиковые характеристики теоретически достигаются при 4 600–3 900 об/мин соответственно. Но реально все иначе. Набрать такие обороты под нагрузкой весьма проблематично.


УАЗ Патриот
Расход топлива на 100 км

Вот, пожалуйста, на спидометре, оживившемся в сумерках новой белой подсветкой, сейчас около «сотни». А стрелка тахометра стоит уже около отметки в 3 000 об/мин даже при включенной «пятой». Чтобы увеличить обороты и хоть как-то разогнаться, нужно опускаться на «минус два» и давать газ в пол. Хотя особого эффекта, кроме рева, все равно не получится.

Нет, не стоит проделывать такие эксперименты в женском присутствии. И себя скомпрометируешь, и машину. В общем, 80-90 км/ч на «пятой» – самый оптимум для Патриота, при котором и разговаривать можно без надрыва, и управлять без опаски. В таком режиме я мысленно убеждаю воображаемую супругу, что автомобиль стал реально тише благодаря доработкам по шумоизоляции моторного отсека. Только современную женщину на мякине не проведешь. Она с тоской поглядывает на обходящие нас кроссоверы.

Даже моя твердая уверенность в том, что этот УАЗ при всей его рамности и двух неразрезных мостах прилично управляется (слухи о постоянном подруливании на трассе все же сильно преувеличены), уже не вызывала улыбок. Конечно же, я не сказал благоверной о почти полном отсутствии реактивного усилия на баранке, которое не так уж и важно, зато проинформировал о датчике положения руля, связанного с системами активной безопасности.

ESP от Bosch версии 9.1 – еще один плюсик к карме нового Патриота. Немецкая электроника «понимает», что такое пробуксовка колес, скользкая трасса, на которой вы перекрутили руль и передавили газ или тормоз даже в повороте, наконец, она может отработать в режиме бездорожья, о чем чуть позже. Только вот бороться со старой и несовершенной конструкцией УАЗа ей очень тяжело.


Серая асфальтовая трасса неожиданно выбеливается переметом, перед которым я пытаюсь быстро переключиться с «четвертой» на «третью». И… зависаю на «нейтралке», на ней же вкатываясь в снег в заднеприводном режиме. Педаль сцепления неожиданно просела на две трети хода, и шток 5-ступенчатой МКП просто отказывается втыкаться в нужный «слот»… ESP, говорите, умная? Куда ей против нашего железа…


Затык вылечился русским народным способом. Педаль была поддета носком кроссовка снизу и вытянута назад. Позже неисправность повторилась еще пару раз, но потом неожиданно пропала, равно как и мое виртуальное семейство. Ссылаться на расположение звезд или магнитные бури, навредившие приводу сцепления, было уже бессмысленно. «Патриотичное» семейство наотрез отказалось перемещаться в дальнейшую реальность.

На бездорожье

Может и зря! Ведь красоты в Армении – неимоверные. Конечно, по асфальту доехать от Еревана до пляжей Севана, памятника «Мимино» в Дилижане или до горной деревушки Дсех с лучшими в стране отбивными можно на чем угодно. А вот забраться на заснеженное Армянское нагорье или (что еще труднее) спуститься с него без хорошего джипа не выйдет. Так что продолжаем испытания!


Поутру асфальт сменяется припорошенной грунтовкой, а электронный селектор раздатки занимает положение 4H, переводя автомобиль на полный привод. Кнопочка Off-road перестраивает ESP во внедорожный режим. От основных функций остается лишь помощь при торможении и при старте в гору, а вот ABS теперь выполняет несвойственные ей функции. При торможении передние колеса блокируются с такой частотой, чтобы нагрести перед собой валик снега. Хм, может это и выход... Хотя замедлять движение передачей в глубоком снегу как-то привычнее.


Пара километров вверх – и без «понижайки» уже не обойтись. Снег рыхлый, наметенный сутки назад. Блокировка заднего дифференциала тоже не лишняя. При этой комбинации ESP со всей электроникой отключилась полностью, как и задумано. Ничего плохого об инженерах, старавшихся улучшить Патриот, я не скажу. Но не поверите, с выключенными «помощниками» мне стало куда легче.


В условиях, где никакой иной тип автомобиля не проедет, Патриот оказался в «своей тарелке» и, наконец, зажил полноценной жизнью. Лучшие свои качества Заволжский мотор показал при оборотах от 1 500 до 2 700 и включенном режиме 4L. Без особого рева, спокойно и уверенно, внедорожник «раскусывал» такие подъемы и вылезал из таких сугробов, что трудно себе представить. Только выставляй руль правильно, только держи мотор в тонусе, только не тормози «в пол», а все остальное автомобиль сделает сам.

Какие дорожные тесты на скорость и управляемость легкового автомобиля? Какая приспособленность к городу, кому вообще взбрело в голову, что этот, по сути своей, уникальный продукт должен уметь ездить по дорогам с твердым покрытием не хуже кроссовера?

Тыкаю кнопочку «Офф-роуда», переводящую упомянутую уже ESP во внедорожный режим. Вот, активировалась система помощи при подъеме. Автомобиль и не думает катиться назад, можно спокойно включить передачу и без спешки отпустить сцепление. Лучше сразу перейти на «понижайку» – дорога примерзшая и припорошенная снежком. Блокировать «итоновский» опциональный задний межколесный дифференциал сейчас смысла нет. Горка для Патриота – не испытание, хотя тем, кто не за рулем, наверняка страшновато.

Прошлой зимой представители УАЗа обмолвились, что конкурент «ГАЗели» - грузовой УАЗ «Профи» - поделится своими агрегатами с «Патриотом». И вот мы уже отправляемся на обновлённом внедорожнике по популярному маршруту от Мурманска к полуострову Рыбачий

Дизельный двигатель нужен «Патриоту» как воздух, но от собственного мотора на тяжёлом топливе УАЗ давно отказался – слишком плох. Даже не очень требовательные российские клиенты его не брали, ну а подгонять дизель под экспортные нормы «Евро-5» было бы вовсе накладно. Ставить чужой тоже недёшево, а дорогой «Патриот» никто не купит. Вырваться из замкнутого круга помогла конкуренция с ГАЗом в малотоннажном коммерческом секторе. Чтобы коммерсанты, от бедности покупающие «ГАЗель» с базовым 107-сильным мотором Evotech, обратили свои взоры на УАЗ «Профи», старика ЗМЗ 409 пришлось хорошенько взбодрить. Обновлённый мотор с индексом ЗМЗ-409051.10 и звучным именем ZMZ Pro получил привод ГРМ двухрядной цепью, усиленную головку блока цилиндров, новые распредвалы, поршни и жаропрочные клапаны, изменённые фазы газораспределения и систему выпуска с двухканальным коллектором. Степень сжатия повысили с 9,1 до 9,8, мощность подняли со 134,6 до 149,6 л.с., а крутящий момент вырос с 217 Нм при 3 900 об/мин до 235,4 Нм при 2 650 об/мин. Вы спросите, зачем так много цифр? А потому что по ним хорошо видно, что самая важная характеристика тягового мотора – крутящий момент ощутимо прибавился на низах. В результате получился «эрзац-дизель» – бензиновый атмосферник с уверенной тягой в нижнем диапазоне, который, кстати, по-прежнему можно заправлять 92-м бензином. В теории УАЗ «Патриот» с ZMZ Pro выглядит не так уж плохо даже на фоне ближайшего японского конкурента – у Toyota Fortuner с бензиновым мотором такого же объёма 2.7 л мощность 166 л.с. и крутящий момент 245 Нм при 4 000 об/мин. А что на практике?

Разница по сравнению с дорестайлом чувствуется сразу. Едва сев за руль обновлённого «Патриота», я заметил, что с новым мотором в городе намного удобнее. Передаточные числа пятиступенчатой КПП не изменились, но трогаться можно хоть со второй и сразу втыкать четвёртую – тяги хватает, не нужно постоянно работать ручкой в плотном потоке. Да и сам процесс переключения не так напрягает: кулису доработали, ходы стали заметно короче, новый составной рычаг с демпфером больше не зудит! Чтобы подсластить уазоводам жизнь без автомата, завод даже поменял поставщика сцепления. Производитель утверждает, что с комплектом от LUK усилие выжима снизилось на 20 %, правда, мне педаль показалась такой же тугой, как и прежде. В общем, УАЗ как был, так и остаётся большим набором компромиссов, хотя и более удачным, чем его предшественники.

Цены на обновлённый «Патриот» стартуют с 746 500 рублей
за версию КЛАССИК FLEET. Комплектация «Максимум» стоит 1 049 000 рублей
без доплаты за цвет «металлик», блокировку заднего моста
и легкосплавные диски «Кару»

С новым мотором появилась уверенная тяга на низах

Главное и почти единственное обновление в салоне, это составной
рычаг КПП с демпфером - исчез навязчивый зуд,
а ходы стали короче

А вот новый передний мост безоговорочно пошёл «Патриоту» на пользу. Он комбинированный – со ступицами на пять шпилек, но с рулевой трапецией, открытыми поворотными кулаками и ШРУСами от «Профи», к тому же для внедорожника его оснастили рулевым демпфером. Изменив угол наклона шкворней, радиус поворота уменьшили на 0,8 м, но главное – «Патриот» перестал плавать на трассе. Баранку можно отпустить даже в неглубокой асфальтовой колее – курсовая устойчивость отменная. Я специально для сравнения пересел за руль дорестайлинга – прошлогодний «Патриот» шатается по всей географии словно пьяный, да ещё и подпевает дурным голосом 134-сильный движок, который постоянно приходится крутить. В щелях воет ветер, громко шумят покрышки… После обновления внедорожник стал на порядок тише, хотя по части звукоизоляции сделано не так много – в листе шумки на моторном щите законопатили большую дыру со стороны водителя, остались лишь маленькие прорехи технологических отверстий. В колёсных арках появились ворсовые подкрылки, на верхнюю треть двери багажника приклеили дополнительный уплотнитель, теперь и пыль в салон не просачивается. Зато на тихом фоне стало слышно, как раздражающе басит глушитель при непривычно низких оборотах. На скорости за 90 км/ч этот гул доходит до водителя, а задние пассажиры ощущают нагрузку на барабанные перепонки ещё раньше.

Жаль, что на спортивный выхлоп этот звук совсем не похож, а было бы кстати, ведь уазовцы старались придать управляемости внедорожника спортивный характер без потерь в комфорте. Изменили настройки амортизаторов, убрали по одному листу из рессор, уменьшили диаметр заднего поперечного стабилизатора. Передняя подвеска получилась более собранной, а задняя – чуть мягче прежней. В результате поворачивать «Патриот» стал очень хорошо, даже избыточно. Люфт выбирается мгновенно, связь на руле отличная, но тонкий стабилизатор создаёт такой вау-эффект, что после первых динамичных виражей хотелось перекреститься – корма ощутимо заваливается, причём с опозданием, будто до задней оси команда на поворот доходит не сразу. Впрочем, к этому быстро привыкаешь, да и проблема-то копеечная, дорестайловый стаб в сборе стоит около трёх тысяч рублей – мелочь для бывалого уазовода. К тому же заводчане по результатам нашего теста тоже призадумались, не вернуть ли на место прежний стабилизатор.

ДЕТАЛИ МОДЕЛИ 2019 ГОДА

Обновлённый «Патриот» не изменился внешне, но получил тёмно-синий цвет, ранее доступный только в специальной версии «Футбол», и 18-дюймовые легкосплавные диски нового дизайна «Кару». С сентября 2018 года «Патриот» выпускается в пяти комплектациях: «Классик», «Оптимум», «Престиж», «Максимум» и «Классик Fleet». Первые четыре оснащены 150-сильным двигателем ZMZ Pro и передним мостом от грузовика УАЗ «Профи». Изменены характеристики амортизаторов СААЗ, новые двухлистовые рессоры мягче на 6 %, диаметр заднего стабилизатора уменьшен с 21 до 18 мм. Улучшена шумоизоляция, модернизированы дверные уплотнители. Вытяжную вентиляцию переместили с внутренней части потолка в багажном отсеке в зону заднего бампера. Заменой втулок в механизме переключения передач добились уменьшения ходов рычага КПП, сам рычаг - составной, с демпфером. Бывшая экспедиционная версия - два оригинальных цвета кузова на выбор, лебёдка, экспедиционный багажник, лестница, силовые пороги и внедорожные шины - превратилась в опциональный комплект «Экспедиция», доступный для всех комплектаций, кроме удешевлённой «Классик Fleet». В ней УАЗ «Патриот» оснащается прежним мостом с закрытыми поворотными кулаками и 134-сильным мотором ЗМЗ-40906, у которого с начала 2018 года двухрядная цепь ГРМ. «Классик Fleet» на 15 000 рублей дороже базового «Патриота» до рестайлинга, остальные версии подорожали на 35 000 рублей.

Хотя основной вектор нынешнего обновления направлен в сторону асфальта, по гладкой трассе мы проехали всего сто километров – от Мурманска до Старой Титовки, за которой и начались серьёзные испытания. Говорят, грейдер на полуострове Средний ещё лет пять назад был вполне приличным, но сейчас он претендует на звание худшего в мире. Военная техника измочалила его вдоль и поперёк, бугры и ямы не обманешь, комфортного темпа не подобрать – либо тащись в час по чайной ложке, либо вали не жалея подвески. К тому же наши «Патриоты» в комплектациях «Престиж» и «Максимум» оснастили модными 18-дюймовыми легкосплавными дисками нового дизайна с калужскими покрышками Continental Cross Contact 245/60 R18 – не самый удачный выбор для такой поездки. Даже с новой подвеской при стандартном давлении 2,2 атм. трясёт немилосердно. Думаю, на базовых 16-дюймовых дисках с высокопрофильной резиной было бы мягче. Пассажиры не летают по салону только потому, что есть за что ухватиться – наконец-то на передних и средних стойках появились прочные дополнительные рукоятки. Водителю легче – руль с демпфером не рвётся из рук, пальцы не вышибает, мотор тянет на совесть. Передаточные отношения в корейской КПП не меняли, но провал между первой и второй передачами исчез, на подъёмах не надо перекручивать двигатель или ломиться с разгона, боясь отпустить газ. Можно спокойно забраться вверх на низах, почти на оборотах холостого хода. Хребет Муста-Тунтури мы одолели незаметно, но за ним поджидала очередная напасть – острые камни на грунтовках. Штатная резина плохо сопротивляется порезам. Пока добирались до самой северной точки европейской России – мыса Немецкий, петляя по памятным местам, мы раз пять меняли порванные покрышки. А вот за низко расположенный рулевой демпфер опасались напрасно, самой нижней точкой всё равно остался центральный редуктор моста – им мы и скребли по валунам. Но уазовцы обещали в скором времени новую защиту рулевых тяг, она прикроет и демпфер.

В салон «Патриота» теперь легче забраться - на стойках
появились дополнительные рукоятки

Бывалые уазоводы опасаются, что пыльники ШРУСов будут
рваться на бездорожье. Да и рулевой демпфер расположен
слишком низко

Жаль, до настоящего бездорожья мы так и не добрались, всю дорогу ковыляя по камням, шлёпая по глубоким лужам да взбираясь на сопки. Однако и так ясно – главные дыры завод прикрыл, затея с ZMZ Pro удалась, у «Патриота» появился тяговитый мотор, улучшены управляемость, курсовая устойчивость и шумоизоляция. Выросло качество сборки – за три дня зубодробительного теста не было ни одной поломки. Хочется верить, что ульяновцы не остановятся на достигнутом и всерьёз займутся трансмиссией – к обновлённому мотору нужна шестискоростная механика или современный автомат. Ну а дизель… В перспективе «Профи» без мотора на тяжёлом топливе будет непросто конкурировать с «ГАЗелью», а значит, и «Патриоту» он когда-нибудь достанется. Надо только подождать.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОДРОБНОСТИ

УАЗ «Патриот» - единственный большой отечественный внедорожник с двумя неразрезными мостами. Передняя подвеска - пружинная, задняя - на рессорах. Двигатель - бензиновый четырёхцилиндровый. Коробка передач - механическая пятиступенчатая. Трансмиссия классического типа Part-Time с жёстко подключаемым передним мостом и двухступенчатой раздаточной коробкой с понижающим редуктором.

Технические характериcтики УАЗ «Патриот»

Длина/ширина/высота: 4 785/1 900/1 910 мм
Максимальная скорость: 150 км/ч
Колёсная база: 2 760 мм
Колея пер./задн.: 1 600/1 610 мм
Дорожный просвет: 210 мм
Диаметр разворота: 12,8 м
Объём багажника: 650 л
Снаряжённая масса: 2 125 кг
Полная масса: 2 860 кг
Трансмиссия: 5МТ
Тип привода: Подключаемый
Тип двигателя: Бензиновый R4
Объём двигателя: 2 693 см 3
Мощность: 149,6@5000 л.с.@об/мин
Крут. момент: 235,4@2650 Нм@об/мин
Передняя подвеска: Зависимая пружинная
Задняя подвеска: Зависимая рессорная
Тормоза, пер./задн.: Дисковые/барабанные
Шины: 245/70R16

Текст Алексей Григорьев
Фотографии Автора и компании-производителя

Вот - настоящий автомобиль 2017 года. Получив в рамках очередной модернизации единый топливный бак, подушки безопасности и ESP (после каждой позиции хочется ставить три, или даже восемь восклицательных знаков, ибо в масштабах УАЗа это революционные изменения), «Патриот» вступает в новый год в звании «автомобиля для всей семьи». Лучший способ проверить его - наш . Уже предвкушаю зубцы и пики итоговой диаграммы!

Первым делом подберем «Патриоту» конкурентов, чтобы определить средний уровень такого класса машин. И сразу убедимся, что это будет непросто! Технически соперниками УАЗа могли бы стать «Ленд Крузер» , или «Паджеро» , или «Дискавери» , или «Патруль», но у них, как сказал бы Копытин, мотор втрое. А цена - вчетверо-впятеро. Чтобы их уравнять, пришлось бы рассматривать иномарки 8-12-летнего возраста и соответствующего состояния: «кот в мешке».

Нет, для корректного сравнения давайте все-таки примем приоритет цены и поищем соперников среди новых машин! Посмотрим, что еще можно выбрать полноприводного и относительного доступного. Поиски приводят к конкурентам, портреты которых я еще несколько лет назад видел в Ульяновске: да, у них не столь высокая степень утилитарности и проходимости, но именно на них смотрят и инженеры, и маркетологи, и покупатели. Это максимально оборудованный «Дастер» , чьи внедорожные качества не надо недооценивать, и сменивший «Грейт Уолл» китайский «Хавейл» . Клиренс у обоих поменьше, бока понежнее, но тяговооруженность, размер и оборудование близких по цене версий позволяют составить некий «фоторобот» машин 4WD за миллион. Точнее, за 1,1 млн - именно столько стоит самый дорогой УАЗ «Патриот» 2017 года в исполнении «Стиль», предложенный нам для тест-драйва в горах Армении.

К базовой цене УАЗа добавлю плату за металлик, блокировку дифференциала, предпусковой подогреватель и второй отопитель. Для московского «француза» добавим ESP, мультимедиа и тоже металлик. «Китайца» берем с начальным ценником, у него и так все есть.

ВЕЖЛИВЫЙ ПАТРИОТ

Руль с кнопками, новая климат-система, новый мультимедиа-центр, новые европейские подрулевые переключатели - да он стал настоящим интеллигентом, этот парень из Ульяновска. Более того, задает тон другим: именно на УАЗе придумали функцию «вежливая аварийка», когда короткое нажатие кнопки приводит к троекратному морганию всех поворотников, этакому негласному «спасибо» всех автомобилистов.

Теплый по всему ободу руль можно регулировать в двух направлениях, панель стала тоньше и легче, а большее пространство позволяет лучше расположить ремень безопасности - за плечом, а не на его уровне. Много плюсов у обновленного автомобиля, и я уже собрался поставить один из них в качестве оценки. Закрыл дверь и попробовал отрегулировать сиденье… Тщетно! Зазор столь мал, что рука не помещается, и регулировать кресло лучше с открытой дверью. Трогая ручки, нажимая кнопки, вспоминая старый алгоритм включения задней печки, упираясь рычагом коробки в ручник, понимаешь: автомобиль обтесали, но не отшлифовали. Значит, инженерам будет к чему приложить руки при очередной модернизации!

Я же пока фиксирую, что «Патриот», хотя и не избавился от части недостатков, достиг хорошего уровня: плюс на минус дает средний показатель.

ОН ЗДЕСЬ НЕ ЧУЖОЙ!

Искренне и честно считаю, что главная новая черта «Патриота» не только 2017-го, но и всех последующих лет - это система стабилизации ESP. Прежде я почти серьезно утверждал, что любой УАЗ может оказаться на скоростной трассе только в положении поперек, по дороге из одних грязей в другие. Теперь, проехав по дорогам прекрасной Армении в сильнейший снегопад и гололед, я говорю: на «Патриоте» можно путешествовать и по бездорожью, и по автобанам. Я бы, пожалуй, попробовал еще увеличить угол наклона шкворня - эксперименты с кастером во время скоростного марафона «60 часов за рулем» приводили к прекрасным результатам, а при наличии ESP…

Вспомнив, как на одном из первых «Патриотов» я попал в занос, перебрав с газом на перекрестке (под задними колесами оказалась мокрая «зебра»), пробую повторить опыт сейчас — на обледеневшей дороге. Все получается! То есть - не получается, машина уверенно идет как по ниточке. Конечно, на трассе «Патриот» остался массивным заднеприводным автомобилем со своими особенностями, но в целом управлять им стало спокойнее.

Как вы понимаете, оценить работу систем пассивной безопасности - ремней с преднатяжителями и подушек - мне не довелось. Знаю лишь, что «эйрбеги» у «Патриота» розовые (нет, не в цветочек). И знаю, что краш-тест коллег он прошел не на «отлично»; впрочем, покажите мне машину той же цены, но с пятью звездами!

Едем дальше. Когда-то мне казалось, что мощность 2,7-литрового мотора надо ограничивать, что его слишком много для тяжело управляемого «Патриота»! Теперь же двигателя отчаянно не хватает - не вполне обкатанные машины на 10-процентном подъеме севанской трассы просят сначала четвертую, и почти сразу третью передачу. Недостаток мотора? Достоинство шасси?

НАМ ЗДЕСЬ ТЕСНО

Часть картинки с камеры заднего вида перекрывает висящая на задней двери запаска. По-другому объектив никак не расположить, вздыхают инженеры. И я вздыхаю вслед за ними: большая машина, но места нет. Также вздохнем на парковке. И в переулке. И во дворе. И в пробке.

Для динамичного движения «Патриоту» не хватает мотора, и в данном случае - это к лучшему. Длина его и ширина слишком велики, маневры даются с трудом, а втиснувшись на местечко где-нибудь на стоянке, рискуешь смахнуть дверью некстати притулившуюся рядом машину. Его единственное достоинство в городе - хороший обзор, сверху вниз на все легковушки (только чтобы стекла не так потели в снегопад!). В остальном он должен смотреть на них снизу вверх, понимая, что город - не его стихия. В полной мере это относится и ко всем остальным 5-метровым внедорожникам… и жаль, что не все их водители это понимают.

В общем, вполне логичный городской минус. Посмотрим, что будет дальше.

ВСЕ НИПОЧЕМ!

Одно из замечательных свойств ESP - умение прихватывать тормозами буксующие колеса, имитирую блокировку дифференциалов. Кстати, задний можно заблокировать и принудительно, теперь такая функция есть! Остается свободным только передний, но учитывая ту же ESP, дорожный просвет под бульбами мостов 210 мм, пониженную передачу и общую предрасположенность к внедорожным подвигам, на фоне соперников ставлю ему максимальную оценку: два плюса, первый случай в практике тестов 7D!

Отвлечемся на минутку от прямых конкурентов и посмотрим на технические аналоги. Я понимаю, что в теории столь же замечательной (но не уникальной) проходимостью обладают и другие машины, но в отличие от них «Патриот» не жалко! Это не двусмысленность, это комплимент: УАЗ стоически перенесет (и вы вместе с ним) царапины от веток, сколы от камней, ошметки глины… Нельзя, чтобы каждая былинка оставляла шрам и на краске, и на сердце хозяина.

Единственное замечание: по-моему, ульяновцы несколько перемудрили с «внедорожными» кнопками, которые отключают ESP и перестраивают работу электроники. Достаточно одной, а функции второй проще переложить на ручку управления трансмиссией: задействовать ею и полный привод, и пониженную передачу, и весь внедорожный арсенал системы стабилизации.

А РАНЬШЕ БЫЛО 9 МЕСТ

Да-да, первые модели УАЗ-3162 имели пять основных мест и еще две двухместные банкетки в багажнике. Стоит ли удивляться, что потенциально 9-местный автомобиль столь просторен? Он вместит все и всех.

Впрочем, сидящим впереди, возможно, захочется отодвинуться от дверей, а задние предпочли бы подножку пониже… И в багажнике хотелось бы полку, а не шторку. И ручку, обязательно ручку изнутри на пятую дверь, а то захлопывать ее неудобно и грязно. Учесть все эти мелочи - и впору просить дополнительный плюс. А сейчас он «всего» один. Общий счет, напомню - уже три плюса и один минус.

БАК ПРЕТКНОВЕНИЯ

Пока их было два, это не нравилось тем, кто с такими баками ездил. Меня в свое время раздражала малая емкость каждого бака (менее 40 литров), нечеткая работа перекачивающего насоса, уязвимость тонких жестяных баков (на моем счету несколько вмятин).

Стоило заводчанам решить все эти проблемы установкой единого пластикового бака, как это не понравилось тем, кто автомобиль еще даже не опробовал: и емкость мала, и прочность недостаточна, и клиренс теперь меньше. С последним не поспоришь, просвет под баком теперь меньше 300 мм… только под главными парами мостов он все равно был и есть (на штатной резине) 210 мм, так что на проходимости новый бак не сказался. Стенки его толстые, 6 слоев, а стойкость по современным нормам пришлось сделать даже выше, чем у металлических емкостей. Наконец, меньший объем (68 литров) искупается удобством заправки. Но это так, аргументы от лица конкретного пользователя… не очень понявшего, с чего весь этот пластмассовый сыр-бор.

А что касается расхода - он может быть и 9, и 11, и 15 литров Аи-92 (!) на сотню. Я по шоссе легко уложусь в первое число. Чего и вам желаю. Счет пока прежний.

МАЛОВАТО БУДЕТ!

Это подзаголовок в полной мере иллюстрирует и сильные, и слабые стороны «Патриота». Начнем с последних: гамма из четырех комплектаций - это мало. Нужен еще один мотор, а лучше два. Дизель - обязателен. Увы, российский ЗМЗ-514 снят с производства, но, намекают маркетологи, при появлении спроса мы предложим импортный мотор, который пока планируем только на экспорт.

Раз уж «Патриот» стал таким универсалом, пора подумать и об автомате. Благо, предпринятые усовершенствования вроде нового бака уже позволяют его встроить. Всё будет, уверяют заводчане, подождите года два — до следующей модернизации.

Наконец, пора бы сделать заводскую версию для тех, кому важнее всего проходимость: на больших зубастых колесах, с лебедкой, защитой и всем прочим. Такую обещают в ближайшем будущем, и это радует.

Теперь о сильных сторонах. Столько метров и кубометров автомобиля на один миллион рублей вам не предоставит больше никто. И это сильнейшая черта «Патриота»: взгляните, насколько он крупнее равных по цене кроссоверов! Это я еще не повторяю насчет проходимости…

И это, конечно, дает ему еще один плюс.

« УАЗ-Патриот », как и обещал, показал очень неровную диаграмму, в каждой категории есть и достоинства, и недостатки. Общий итог уникален: четыре плюса и один минус. И знаете, помимо победного счета, это первый УАЗ, про который я говорю: если вам нужно возить много и всюду - рекомендую.

Вся фотосессия

По-моему, нельзя придумать лучшего основания для покупки настоящего мужского автомобиля. В нашем случае - обновленного UAZ Patriot . Несколько лет назад моя вторая половина, лишь забравшись в салон этого автомобиля, тут же попросилась наружу

Но теперь иные времена. Ульяновский автомобильный завод активно «вписывается» в рынок, и за прошедшие год-полтора его «гражданская» модель претерпела уже два существенных обновления. «Гражданскими» я называю «Патриоты» для отличия их от коммерческих УАЗов - «Фермера», «буханки», «санитарки», «головастика». Думаю, и их обновление если и за горами, то все же планируется. Пора бы уже…

Впрочем, «вписывание» УАЗа в рынок началось, конечно же, раньше. Не все предпринятые шаги были коммерчески удачными. Так, модель «УАЗ Патриот Спорт» с укороченной колесной базой не снискала успеха у покупателей, а вот модификация с кузовом пикап, напротив, «пошла в народ». Но о ней мы подробно расскажем в другом обзоре, а пока поближе познакомимся с дважды обновленным внедорожником.

Обновления и опасения

Признаюсь, я сел за его руль впервые, если не считать короткой поездки во время одной из презентаций. Сел не без волнения и, что называется, в предвкушении… худшего: пробная поездка всего лишь вокруг здания дилерского центра оставила, мягко говоря, не радужные впечатления. Тогда я подумал, что вряд ли выдержу на этом автомобиле длительную поездку по трассе. Во внедорожных качествах «Патриота» я не сомневался, но до интересного бездорожья надо еще доехать. Пожалуй, на этом «танке» я буду добираться до заветных мест рыбалки целую вечность, поскольку даже скорость 100 км/ч наверняка будет для него запредельной. Гудящие агрегаты, нечеткое переключение передач, низкая курсовая устойчивость, запоздалые реакции автомобиля на управляющие действия рулевым колесом, необходимость постоянно подруливать…

На тогдашнем моем среднеразмерном корейском внедорожнике я не испытывал и десятой доли этих трудностей. На нем мне доводилось пролетать по 700 километров в день и не особенно уставать. Что касается бездорожья, то и на «Патриоте» я вряд ли полез бы глубже в дебри. Преодоление «грязи» для нас никогда не было самоцелью, а всего лишь частью программы проведения досуга, главным пунктом в которой чаще всего остается рыбалка. «Патриот» как потенциальная замена моему не новому уже внедорожнику привлекал, прежде всего, огромным багажником, а также ценой. Но попытка представить российскую модель жене обернулась полным фиаско. Ей абсолютно не понравилось «кустарное» (по ее словам) оформление интерьера и жесткий пластик, «звенящий» при закрывании дверей. Даже от короткой поездки для знакомства с ходовыми качествами она наотрез отказалась.

После пуска холодным утром 2,7-литровый 128-сильный бензиновый мотор «Патриота» начинает реветь на всю улицу. Собственно говоря, ревет не он, а дополнительное устройство в системе отопления с моторчиком, который стремится побыстрее накачать «горячую» жидкость в «печку».

И вот я в салоне новейшей версии «Патриота». Пластик здесь теперь по-настоящему мягкий, однако… оформление того «звенящего» интерьера нравилось мне больше. Стильно выстроившиеся в ряд дефлекторы системы отопления и вентиляции соседствовали с мощной рукояткой-скобой на торпедо, с помощью которой так удобно было забираться в салон, расположенный на приличной высоте над землей. Сейчас рукоятка исчезла. Рукоятки на передней стойке тоже нет, а та, что расположена над дверью, не помогает посадке. Водителю в этом плане удобнее: он может втащить свое тело в салон, ухватившись за мощное рулевое колесо.

Тело приходится действительно втаскивать, процесс посадки выглядит своеобразно. Новые подножки расположены теперь очень высоко, на уровне порогов кузова, то есть, на высоте аж 44 см! Чтобы сесть за руль, следует сначала задрать ногу, поставить ее на подножку, затем приподняться над землей, сложиться, как перочинный нож, и «задним ходом» задвинуть себя на сиденье. Человеку средней комплекции это упражнение не доставляет особого труда, а вот упитанному, да еще в зимней одежде, не слишком удобно. Людям в возрасте - тоже.

Сиденья в салоне изменены, прежние, повторявшие контур «саньенговских» кресел, уступили место новым, более плоским, практически лишенным боковой поддержки. Набивка у них плотная, есть регулировка поясничного подпора, но все же многие жалуются, что спина в дальней дороге устает. Подтверждаю это. На сиденьях SsangYong я преодолел уже более 200 тысяч километров, и на усталость спины жаловаться не приходилось ни разу. Неудобно расположены у передних «патриотовских» сидений и рукоятки регулировки наклона спинки - до них проще дотянуться с заднего ряда. Водительское кресло имеет «микролифт», и, честно говоря, поднять его повыше приятно. Но при этом ноги на педалях будут располагаться не оптимально (как бы сверху), поэтому лучше с подъемом кресла не перебарщивать. Большое полиуретановое рулевое колесо регулируется только по высоте.

Перед водителем теперь новая комбинация приборов, отдаленно напоминающая «приборку» BMW. Шкалы четкие, с приятной глазу зеленой подсветкой, яркость которой можно регулировать. Между основными шкалами - экран бортового компьютера, на который выводится множество полезных показателей. Только вот выводить их неудобно: приходится просовывать правую руку за рулевое колесо и вращать маленькую рукояточку, служащую обычно для обнуления суточного пробега. На ходу заниматься этим не с руки.

Верх торпедо мягкий, но выглядит черный интерьер немного уныло. «Глыба» торпедо огромная и… пустая. Семидюймовый монитор мультимедиасистемы просто теряется на ней. К тому же и символы на этом экране мелкие, особенно названия музыкальных композиций. Но сама система многофункциональна, этого у нее не отнимешь. Здесь есть и возможность воспроизводить аудиофайлы с USB-носителя (проводок с соответствующим разъемом находится в бардачке), и система навигации с картами Navitel, и отображение картинки с камеры заднего вида. Особенно впечатляет яркий и красивый компас , показывающий, впрочем, весьма произвольные стороны света, когда автомобиль стоит. На ходу он начинает ориентироваться правильно.

Интересно, что передние сиденья «Патриота» можно сложить вровень с задним диваном и получить пару удобных спальных мест. Только подголовники необходимо предварительно снять. Давно мне не встречалось такого. Задний диван сдвинут на 80 мм назад, поэтому места для ног у сидящих здесь, не много, а ОЧЕНЬ много. Между подушкой заднего «дивана» и водительским креслом, установленным в «моем» положении, - 36 см. Правда, подушка расположена низковато, поэтому сидеть здесь, прямо скажем, не очень удобно. Но места в ширину за глаза хватит и троим рыболовам, экипировавшимся для рыбалки на льду. Если на улице мороз и даже специальная одежда их не согревает, они могут воспользоваться дополнительным отопителем и задействовать подогрев задних сидений. Вот какими опциями теперь богат наш «Патриот»! Правда, доступны они только в максимальной комплектации Limited.

Сиденья второго ряда можно сложить по частям, в соотношении 1:2. Для этого сначала надо установить вертикально подушку, затем на ее место уложить спинку. Складывается все это хозяйство туго, с усилиями, при этом по отношению к полу багажника образуется заметная ступенька. В импортном автомобиле такое решение выглядело бы неряшливо (и такие автомобили действительно есть), но «Патриоту» это почему-то прощаешь. Багажник в «номинале» поистине огромен. Длина его от спинки задних сидений до двери-«калитки» - 99 см, высота под шторкой 64 см. Шторка - рулонная, самосматывающаяся. К сожалению, она имеет странную склонность «самосматываться» на ходу.

Дверь багажного отделения огромная, но открывается легко. На ней удобно расположено запасное колесо под фирменным колпаком с надписью PATRIOT .

Танки в городе!

После пуска холодным утром 2,7-литровый 128-сильный бензиновый мотор «Патриота» начинает реветь на всю улицу. Собственно говоря, ревет не он, а дополнительное устройство в системе отопления с моторчиком, который стремится побыстрее накачать «горячую» жидкость в «печку». Вот это звук!!! Первоначально я даже подумал, что у всех агрегатов под капотом разом «кончились» подшипники… Причем, «умолк» этот моторчик нескоро, только через несколько километров. Двигатель также прогревался долго. А вот подогрев сидений заработал быстро, как и подогрев ветрового стекла - это плюсы.

Все педали в «Патриоте» тугие, требующие мужского, силового нажима. К этому надо привыкнуть. Заглушить автомобиль при трогании с места, слишком резко бросив сцепление, проблематично, а вот заставить его рьяно прыгнуть вперед - легко. Двигатель отзывается на увеличение подачи топлива практически мгновенно. Несмотря на скромное количество «лошадок» под капотом, стартует наш внедорожный монстр уверенно и даже почти легко. Пусть и не без рева.

На первых же метрах городского пути ощущаешь, насколько высоко ты сидишь относительно других водителей. Теперь твои «братья по уровню» - «газелисты», а водители легковушек и даже кроссоверов оказываются где-то далеко внизу. Поначалу это немного пугает: кажется, что вот-вот кого-то не заметишь и заденешь. Однако огромные наружные зеркала помогают отлично. Вот салонное зеркало здесь маленькое, в нем едва-едва «помещается» стекло двери багажника, к тому же частично загороженное футляром запасного колеса. Но при движении задним ходом помогают парктроник и камера заднего вида. Правда, в объектив камеры также попадает кусочек футляра «запаски».

Обзор вперед тоже хорош, ветровое стекло необычайно широкое и высокое. Как-то в яркий солнечный день я опустил солнцезащитный козырек - и забыл о нем до самого позднего вечера. Передние стойки тонкие и обзору совершенно не мешают. Стекла дверей также широкие и высокие.

А вот динамика, кажущаяся достойной на первых метрах пути, для интенсивного городского трафика не так уж и хороша. Пик внушительного крутящего момента в 210 Нм достигается при 2500 об/мин, но на самом деле мотор лучше немного «подкрутить» - до 3000-3200 об/мин. Тогда можно ускориться с 60 до 80 км/ч на четвертой передаче за 8 с, а на третьей - за 6. Согласитесь, это не выдающиеся показатели. Выше 3500 об/мин двигатель начинает оглушительно реветь, при этом будто бы не прибавляя в тяге (хотя пик мощности должен достигаться при 4600 об/мин). Примечательно, что шкалы тахометра одинаковы на «Патриотах» с бензиновыми и дизельными моторами.

Одинаковы у этих автомобилей и коробки передач. Собственно, трансмиссия тут единственная: пятиступенчатая «механика». Передачи выбираются четко, хотя рычаг имеет длинные ходы, и к нему приходится прилагать немалое усилие. «Промахов» мимо нужной ступени у меня не случалось. Понравилось, что отлично включается задний ход. Рычага «раздатки» в салоне больше нет, он уступил место шайбе выбора внедорожных режимов.

Но если со скромной динамикой еще можно смириться, то привыкнуть к работе рулевого привода проблематично. Автомобиль рьяно откликается на поворот рулевого колеса и охотно бросается в нужную сторону, но при этом оказывается крайне инерционным: если уж пошел вбок, то пошел, «перерулить» что в одну, что в другую сторону очень легко. Приходится приноравливаться и приспосабливаться, совершая упреждающие действия рулевым колесом. Руль здесь очень «длинный» (без малого четыре оборота от упора до упора), а его информативность, скажем честно, равна нулю. Пожалуй, если вы впервые стали владельцем «Патриота», вам имеет смысл потренироваться управлять им на закрытой площадке или во дворе, прежде чем выезжать на улицы с плотным трафиком. Лучше на площадке - во дворах этому громоздкому автомобилю тесновато. Диаметр разворота у него весьма значительный - 13,6 м. Вспоминаю, как нелегко дался мне разворот на выезде из мойки в подземном паркинге торгового центра.

Хорошим «тренажером» может оказаться и трасса. Три седока в салоне плюс собака и полный багажник не показались «Патриоту» значительной нагрузкой, и на пустом утреннем шоссе он порадовал динамикой… какой? Удивительно, но фирма-производитель не приводит данные о разгоне этого автомобиля с места до 100 км/ч. Чего стесняться-то? Да, не 10 и даже, пожалуй, не 20 секунд - но для тяжелого рамного внедорожника с большим «балластом» и не нужно большего! Это не легковая «зажигалка», а солидный взрослый автомобиль, «заточенный» под свои цели и задачи. Он не способен на быстрый обгон? Так на нем и спешить не следует. Тише едешь - дальше будешь: экономичность у «Патриота» очень сильно зависит от степени нажатия педали «газа»!

Городской расход топлива во время теста составил около 16 л на 100 км. На трассе при скоростях 120-130 км/ч бортовой компьютер в режиме мгновенного расхода откровенно пугал меня, выдавая то 14-15, то 17-19 л «на сотню». Однако в среднем вышло менее 13 л. Попробовал другой, более спокойный режим движения: 90-100 км/ч. И получил примерно 9,3-литровый расход, даже меньше паспортного!

Заправка «Патриота» - целая история. В нем до сих пор применены два топливных бака емкостью по 36 л. При этом двигатель забирает топливо из правого бака, и по мере его опустошения в него начинает самостоятельно перекачиваться бензин из левого. Водитель не управляет этим процессом, он лишь может контролировать уровни в том или другом баке. Для этого ему нужно нажать кнопку на центральном туннеле. А можно и не нажимать: если в правом баке уровень топлива близится к нулю, значит, и в левом баке тоже ничего нет, и пора подзаправиться.

«Свободное плавание»

Перед тестом я больше всего опасался не за неуклюжесть громоздкого внедорожника в городе. И не за динамику, и не за тормоза, которые, кстати, продемонстрировали неплохую эффективность. Даже ABS порадовала, причем, как на равномерно скользких, так и на смешанных покрытиях. Автомобиль замедлялся, как говорится, строго по курсу.

Больше всего меня смущала курсовая устойчивость этого автомобиля на трассе. Пожалуй, опасения были не напрасными, но… не стоило опасаться настолько сильно. Действительно, этот автомобиль не слишком любит ездить по прямой. Его курс надо постоянно корректировать, даже на гладком шоссе, так как он постоянно норовит куда-то «уплыть». Причем, корректировать следует с осторожностью, так как инерция у тяжелого автомобиля невероятная. Вроде бы, вы вознамерились всего лишь перестроиться на соседнюю полосу, но «Патриот» почему-то считает, что маневр необходимо продолжить, словно, хочет сделать поворот на все 90 градусов… Естественно, приходится «рулить» в обратную сторону, но делать это следует крайне осторожно, так как внедорожник отреагирует с чрезмерным усердием, и опять потребуется коррекция. Немалых трудов и времени стоит привыкнуть к такому поведению.

В чем его причина? В неразрезном переднем мосте? Пожалуй, нет - скорее, в архаичном рулевом механизме типа «винт - шариковая гайка». Похожие ощущения я испытывал на автомобиле «Соболь» с похожим рулевым механизмом. Но у него наблюдался люфт, значительно превышавший допустимый показатель. После замены механизма люфт уменьшился, а ощущения остались. У тестового «Патриота» люфт в рулевом механизме если и был, то очень незначительный, определить его по движению рулевого колеса было невозможно. Значит, дело в конструкции. Эх, сюда бы реечный механизм, какой применяется на многих и многих тяжелых внедорожниках! В конце концов, ГАЗовские машины поколения NEXT уже перешли на такой - и ощущения от управления гораздо приятнее!

Но пока такого механизма нет, и приходится привыкать к «свободному плаванию». Постепенно «чувство равновесия» приходит, и вы приучаетесь действовать рулем с ювелирной точностью. Кстати, на месте покупателя нового (да и подержанного) «Патриота» я бы обязательно проверил углы установки передних колес. Ничего, что здесь применен цельный передний мост, регулировку схождения никто не отменял, и штанга с резьбовой муфтой находится на самом видном месте.

А при движении по трассе я посоветовал бы двигаться, как в танке. Увидели впереди выбоину в асфальте? Смело проскакивайте ее на полном ходу, руководствуясь принципом «больше газа - меньше ям». Да, автомобиль с грубоватыми подвесками (спереди зависимая пружинная, сзади - зависимая же рессорная) хорошенько встряхнет пассажиров и поклажу. Зато не понадобится «ловить» его после резкого маневра, иногда даже на грани заноса, а также пугать седоков значительными кренами кузова.

Я здорово опасался всего этого, когда получал автомобиль на тест и готовился отправиться в 800-километровый вояж по трассе. Но опасался, как выяснилось, практически напрасно. Мне знакома эта своеобразная управляемость по ГАЗовским машинам, на «Патриоте» она гораздо менее «проблемная», поэтому я привык к ней всего за пару часов. У тех, кому работа таких рулевых механизмов не знакома, на это может уйти пара дней. Вряд ли больше.

Добавим здесь, что в ходе обновления «Патриот» обзавелся стабилизатором поперечной устойчивости в задней подвеске. Стала ли управляемость от этого лучше, я сказать не могу, так как не ездил на версиях без этого стабилизатора. Но знаю, что опытные владельцы этих автомобилей предпочитают… сразу демонтировать эту штангу, и я их понимаю. Дело в том, что она огибает картер заднего моста, образуя «петлю», готовую зацепиться за что-нибудь на бездорожье. Взглянув под автомобиль, немедленно понимаешь, что это вполне реальная ситуация. Впрочем, создатели обновленной версии считают такое решение прогрессивным, так как оно оправдывает рекламный лозунг обновленного UAZ Patriot: «Создан для бездорожья, обновлен для города».

Итак, на шоссе автомобиль можно вести вполне уверенно и не особо напрягаясь по поводу курсовой устойчивости. Тем более, что с набором скорости она, в общем-то, улучшается. Ну, точь-в-точь как на «Соболе»: даже при отчаянно люфтящем рулевом механизме стоило «поймать» нужное взаиморасположение его деталей - и автомобиль начинал двигаться по трассе с уверенностью океанского супертанкера. Но, разумеется, до первого же движения рулем… С какой же скоростью может идти по шоссе «Патриот»? Смело рассчитывайте и на 100, и на 120, и даже на 130 км/ч, он это действительно МОЖЕТ. Правда, шум в салоне уже при «сотне» начинает давить на уши, а при скоростях за 120 км/ч бензин в буквальном смысле вылетает в выхлопную трубу.

Что до пассажиров, то они не испытывают большого дискомфорта. Разумеется, этот автомобиль и жестковат, и шумноват, но пожалуются на это, разве что, откровенные неженки. Остальным его комфорт покажется хоть и относительным, но приемлемым. Подушка заднего сиденья низковата, в дальней дороге от не слишком удобной посадки можно устать. Зато потолок высоко, и при подскоке на неровностях нет риска пробить в нем дырку макушкой.

На разбитых местных дорогах, а также на грунтовках эта опасность возрастает. «Валить» здесь не получится, даже если ехать в одиночку. Автомобиль нещадно бросает в разные стороны на неровностях и в колеях, и спровоцировать занос задних колес - пустяковое дело! Особенно принимая во внимание «длиннющий» и крайне неинформативный руль. Чуть зазевался, и внедорожник оказался в буквальном смысле поперек дороги, а то и зацепил бруствер снега на обочине. Удержать его непросто. Подключение переднего моста улучшает ситуацию на раскисших грунтовках, однако не на сто процентов. На спусках надо стараться тормозить двигателем.

Описывать поведение «Патриота» на бездорожье несколько затруднительно. Дело в том, что одинаковых (или, если хотите, стандартизованных) условий для проверки полного привода просто не существует. Автомобиль уверенно движется по снежной целине глубиной в четверть метра? Где-то да, а где-то, может быть, и нет: смотря какова плотность снега, что под ним, какие шины. В условиях нашего теста «Патриот» уверенно «вспахивал целину» при околонулевой температуре воздуха. Снег был влажным, тяжелым, но перемежался участками прошлогодней высокой травы. Шины - «Кама-221», кстати, весьма относительно зимние: значок в виде снежинки присутствует, но шашки протектора не расчленены мелкими прорезями-ламелями. Для снега такого протектора хватает, на льду же и на раскатанных поверхностях он очевидно бессилен.

Полный привод на обновленном «Патриоте» включается не рычагом, а поворотом шайбы-селектора. Для включения режима 4Н достаточно просто повернуть шайбу до нужного положения, даже на ходу, но на небольшой скорости. Выходить из автомобиля и вручную включать колесные муфты-хабы специальным ключом теперь не требуется: они подключены постоянно. Как выяснилось, многие водители «Патриотов» с новыми муфтами задумываются об установке отключаемых устройств, и вот почему: при движении по трассе это дает литровую, а то и полуторалитровую экономию топлива (на каждую сотню километров). Прямо скажем, заманчивый эффект! Но, как выяснилось, у этой экономии есть и обратная сторона. При отключении хабов перестает вращаться передний карданный вал, и это ведет… к его преждевременному износу: не задействованный, он начинает вибрировать, на неровностях испытывать перемещения по вертикали, и всё это вместе сокращает срок его службы быстрее, чем постоянное вращение. Есть мнение, что именно поэтому на заводе и было принято решение применить неотключаемые хабы: чтобы не было слишком много обращений по гарантии, с просьбами заменить люфтящий передний кардан. Кстати, сообщим о еще одной «фишке» обновленного «Патриота»: на нем теперь применены необслуживаемые карданные валы, их соединения больше не требуется шприцевать после проезда любой лужи.

Городской расход топлива во время теста составил около 16 л на 100 км. На трассе при скоростях 120-130 км/ч бортовой компьютер в режиме мгновенного расхода выдает то 14-15, то 17-19 л «на сотню». Однако в среднем вышло менее 13 л. В более спокойном режиме движения (90-100 км/ч) расход составляет примерно 9,3 л на «сотню», даже меньше паспортного!

Алгоритм включения понижающей передачи таков. Следует полностью остановить автомобиль. Установить рычаг коробки передач в нейтральное положение и отпустить педаль сцепления. Повернуть селектор в положение 4L и «прожать» его по часовой стрелке до упора (нефиксируемое положение). Подержать так около пяти секунд, в течение которых на панели приборов должен загореться соответствующий символ. Всё, готово, можете чувствовать себя танкистом.

Впрочем, надо сказать, «понижение» не особенно-то и чувствуется, даже несмотря на то, что передаточное число «понижайки» увеличено до 2,542 (для сравнения, у Chevrolet TrailBlazer оно составляет 2,62, у SsangYong и Great Wall 2,48, у «Шевроле Нивы» 2,135). А вот что чувствуется, так это изменение реакции автомобиля на нажатие педали «газа». ТАКОГО «прыжка» вперед не ожидаешь, и лучше быть к нему готовым, особенно если в трудной ситуации требуется всего-лишь чуть-чуть «подвинуть» автомобиль.

В ходе наших внедорожных экспериментов мы ни разу не наблюдали ни случаев невключения полноприводных режимов, ни их самопроизвольного выключения. Равно как не возникло претензий к работе всего остального оборудования тестового «Патриота». Исключение - наружные ручки дверей, работающие по принципу «наоборот»: чем сильнее за них дергаешь, тем хуже они срабатывают. Все двери захлопывались плотно и без особых усилий (хотя по-прежнему с «жестяным» звуком). Интересно, что и на диагонально вывешенном автомобиле его пассажирские двери, а также огромная «калитка» багажного отделения открылись и закрылись легко. Значит, рама, на которой установлен кузов, стала жестче. Хотя, если посмотреть на нее снизу, большого количества поперечин не наблюдается, а те, что есть, не впечатляют фундаментальностью. Замеры дорожного просвета показали, что под картером заднего моста - целых 250 мм, под картером переднего - 220 мм. Это больше официальных цифр, хотя тестовый автомобиль не был «лифтован». Неточность замеров тоже вряд ли возможна: они проводились на асфальте.

Семья дает «добро»

Меньше чем за неделю мои домочадцы откровенно сроднились с «Париотом». Мы не смогли привыкнуть только к своеобразному «поведению» наружных дверных ручек (просто потому что не знали их секрета). В остальном, автомобиль устроил нас полностью. Конечно, комфорт в нем далеко не «корейский», но, с другой стороны, и не «грузовой», которого я опасался. Понравились оснащение версии Limited (подогрев всей площади ветрового стекла, кондиционер, дополнительный отопитель и подогрев заднего ряда сидений, мультимедиасистема), а также огромный объем багажника. Управляемость? Да, немного не «женская», хотя, надо сказать, жена тоже справилась с этим автомобилем на раскисшей грунтовой дороге, хотя до этого была знакома всего лишь с легковой моделью, на которой училась ездить в автошколе.

Так что на приобретение «Патриота» в качестве автомобиля для путешествий и рыбалки она теперь однозначно согласна. Впрочем, пока с этим можно не спешить и подождать год-другой, за которые, надеемся, популярный российский внедорожник обзаведется, наконец, СОВРЕМЕННЫМ рулевым механизмом. Честно говоря, я желал бы его установки больше, чем электронной системы стабилизации, которая точно должна появиться уже при следующем обновлении. А еще в 2017-м году «Патриот» планируется начать оснащать подушкой безопасности водителя и «автоматом». Интересно бы узнать, каким…