Начальный этап сборки рамы самодельного гусеничного вездехода. Самодельный гусеничный вездеход «парма

Изобретением и созданием различных транспортных средств 67-летний житель города Топки Иван Сардаев занялся почти 20 лет назад.
В 1993 году он вместе с женой, дочерью и сыном вернулся из Воркуты в город своего детства и за четыре месяца построил дом. Он получился большой, просторный, площадью 150 квадратов.

Ну вот, годика через четыре после того, как мы переехали и обустроились, надоело мне зимой после пурги снег убирать: лопатой поработаешь, руки-то и устают. Хочешь не хочешь, поневоле начинаешь соображать головой, - смеется пенсионер.

Снегоуборочная техника Ивана Сардаева.


Вначале были самокаты

Иван Васильевич признается: техникой был увлечен с детства. Еще будучи ребенком, он собирал самокаты то на подшипниках, то с колесиками от детской коляски. Но именно в далеком 1997 году снегоуборочная машина-трицикл стала его первым полноценным изобретением. Она была необычной - два колеса у нее находились спереди, а одно - управляемое - позади. Как сейчас вспоминает изобретатель, машина была слабенькой - ей только и можно было снег на дорожках разгребать. Ее он решил усовершенствовать и собрал модель чуть посложнее, потом другую. А затем так втянулся в процесс, что начал создавать уже снегоуборщики с ковшами и шнекороторные машины. И не только их.

Самый первый снегоуборщик топкинца был трехколесным.



В 2007 году в журнале «Моделист-конструктор» Иван Сардаев даже опубликовал статью о трех своих моделях, а спустя еще два года - об охранной системе. Ее он придумал и смонтировал в своем доме, при необходимости она передает ему сигнал на мобильный телефон.

Несколько ковшовых снегоуборщиков, пара шнекороторных машин и пара снегоходов на пневматике - вот неполный список передвижной техники, которую собрал Иван Васильевич до 2013 года. И все это в свободное от работы время - несмотря на возраст, он по-прежнему чинит людям телевизоры. А четыре года назад сын подарил ему компьютер, и когда пенсионер освоил интернет - появились и новые идеи. Одной из последних и стала мысль сделать своими руками вездеход на гусеничном ходе.

А крыша - от «Москвича»

К воплощению замысла он приступил в 2015 году, и на создание необычной машины у Ивана Сардаева ушло полтора года. Большая часть деталей в вездеходе С-10, такое название дал своему детищу изобретатель - от «Жигулей» различной модели. Задний мост, мотор и коробка передач - от «классики», катки в гусеницах - колеса от одиннадцатой модели ВАЗа. Многие детали собирались по соседям, которые, к слову, восхищаются золотыми руками мастера, или подбирались на авторазборах и пунктах приема металла. Крыша вездехода - от «Москвича», а вот гусеницы полностью до последней детали пришлось продумывать и собирать самому. Для них изобретатель даже был вынужден купить транспортерную ленту в магазине.
Снегоход на пневматике - еще одна машина, собранная руками телемастера из Топок.


В общей сложности на те или иные покупки для своего детища Иван Васильевич потратил более 30 тысяч рублей.

Больше всего пришлось повозиться с гусеницами, - признается пенсионер. - Это была очень кропотливая работа, которая потребовала особой тщательности. Ведь там что не так согнешь, чуть промахнешься и все, либо зубья будут цепляться, либо лента съезжать, и в обоих случаях машина не поедет.

Так вездеход выглядел летом 2016 года.



В настоящее время топкинец проводит испытания своего вездехода. По ровной дороге он может двигаться со скоростью 35 - 40 километров в час, а по снежной целине скорость снижается примерно в два раза. К слову, вместо руля у него - два рычага управления, как у трактора, а еще водителю и пассажиру - вездеход двухместный - всегда тепло, салон отапливается двумя печками.

Пока дальше двора и улицы, где находится его дом, Иван Сардаев на своем изобретении не ездит. Но в будущем, после того как машина пройдет испытания и в другое время года, надеется его зарегистрировать, как и положено. А вот продавать создатель его не хочет, даже за 350 тысяч рублей, в которые оценили подобную технику на одном из сайтов. Такой вездеход нужен самому.
Гусеничный вездеход С-10 кузбасского пенсионера. Над вездеходом Иван Сардаев трудился полтора года Двигатель ВАЗ-2103, кабина - верх кабины Москвич-2140.

Пермское тюнинг-ателье REMIX задумало создать гусеничный вездеход на базе Оковского или ВАЗовского двигателя и испытать на нем некоторые спорные идеи относительно подобной техники. Первоначальным замыслом коллектива было построить гусеничный вездеход с двигателем от автомобиля (ОКА или ВАЗ 2108), мостами от ВАЗ 2101 и Нивовской РК.
Корпус должен выглядеть наподобие лодки и быть изготовлен из металла. Катками послужат колеса от ВАЗа на восьмерошных ступицах.
Гусеничный вездеход , как и все ему подобные, будет обладать дифференциальный поворотом. Привод- гусеницы без звезды и покрышки.

Для того, чтобы вездеход получил возможность передвигаться на колесах было решено использовать следующий вид привода:

Также существовало альтернативное решение относительно колесно-гусеничной базы:

Конструкция рамы:





Балки мостов должны быть вварены в корпус так называемой «лодки», а средние ступицы будут съемными.
После проведения всех расчетов было начато строительство:








С такой трансмиссией минимальная скорость получается 1,137 км/час, а максимальная в свою очередь 30,09 км/час. Чисто теоретически тридцати лошадиным силам Оковского двигателя в таком диапазоне скоростей будет под силу буксировать УАЗик за бок по асфальту. Как на это «посмотрит» трансмиссия неизвестно, но чисто теоретически сил должно хватить))

Сварка «лодки».
Передний и задний откосы
Днище 2мм.
Борта- 1мм.
Остальное оцинковка 0,55мм.









При ширине средней части вездехода 800мм и ширине гусениц в 450мм дорожный просвет составляет 200мм. Этого вполне достаточно- можно посмотреть на видео.

Видео первых испытаний:

С тех пор, когда из-под пера Гоголя вышла фраза о состоянии российских дорог, проблема не стала менее актуальной. Как и раньше в некоторых Богом забытых уголках страны люди вообще забыли мечтать об асфальтном покрытии. Единственный выход – пересесть на вездеходы. Увы, предлагаемые автозаводами модели не способны удовлетворить потребности автолюбителей из глубинки. Простой народ нуждается в малогабаритном, экономичном, ну и, конечно, дешевом транспортном средстве повышенной проходимости. Только в домашней мастерской из подручных материалов можно реализовать такую мечту.

Материалы и комплектующие для вездехода на гусеницах

Было бы справедливым заранее предупредить, что силовые агрегаты, снятыми с автомобилей, являются причиной повышенного расхода топлива. Зато они по сравнению с мотоциклетными двигателями обладают ощутимым запасом мощности. Изготовление гусениц тоже влечет дополнительные затраты.

Кузов самодельного вездехода лучше всего сконструировать из алюминиевого или дюралевого листа. Надо будет приобрести триплексное стекло, жидкую резину (можно заменить силиконовой смазкой). Основным материалом для гусениц послужит лист (или полоса) резины. Одна пара мостов, позаимствованных у советских авто – «Запорожца» или «Жигулей».

Можно выделить важные моменты, которые следует учесть в процессе создания вездехода на гусеницах.

К самодельному кузову предъявляются такие требования, как прочность, герметичность и обтекаемость встречным потоком воздуха во время езды. Что касается геометрии, то наилучшим решением будет кузов, напоминающий плоскодонную лодку.

В виду того, что придется колесить (точнее – «гусенить») заболоченную местность или даже преодолевать неглубокие водоемы кузов должен содержать минимум швов. Иными словами, вместо сварки цельный лист надо выгнуть, придав нужную форму. Металлический лист идет на изготовление не только кабины, но и всех отделений, в том числе и того, что предназначен для двигателя. Чтобы исключить пагубное действие воды влагозащитным материалом (например, резиной) надежно укрывают места стыков и креплений узлов. Особенно следует позаботиться о максимальной защите аккумулятора и электропроводки от влаги. Лучше, если для них будут выделены специальные шахты.

Жесткость конструкции машины повышенной проходимости должен обеспечить каркас из стальных труб. Мосты и двигатель будут установлены и закреплены на станине, изготовленной из медных труб.

В кузове сделать отверстия, предназначенные для вывода наружу мостов. Места стыков полуосей и кузова (в отверстиях) основательно уплотнить с помощью резиновых муфт.

Изюминка данного вездехода – наличие гусеничного хода, без которого трудно представить передвижение по любому бездорожью и даже вплавь. Беговую дорожку вырезают из листовой резины и закольцовывают. При расчете размеров гусеницы измеряют расстояние между валами, которые являются ведущими. Важным элементом, предоставляющим возможность легко преодолевать любую грязь, являются грунтозацепы, прикрепленные с внешней стороны гусеничного полотна заклепками. А если их сделать в виде маленьких лопаток, то грунтозацепы при погружении гусеницы в воду будут играть роль лопастей. Такую идею нетрудно реализовать, имея под рукой толстый алюминиевый лист. Далее надо измерить ширину колес. Это значение понадобится при расчете расстояния между соседними элементами ограничителей, которые крепятся с внутренней стороны гусеницы. Центр каждого колеса как здесь http://modelist-konstruktor.com/ должен в точности совпадать со средней линией гусеничной ленты и, тем самым, колесо будет расположено между ограничителями.

Обеспечить гусеничным лентам натянутое состояние можно следующим способом: пространство между мостовыми колесами заполнить ведомыми колесами.

Заключительный этап – комплектация кабины многослойным стеклом (триплекс или дуплекс) с резиновыми креплениями. Вездеходы - самоделки на гусеницах, чертежи которых есть в этой статье, пользуются популярностью у творческих людей.

На основе мотоблока часто делают самодельные вездеходы и другие транспортные средства высокой проходимости. Причин для этого несколько:

  • имеется энергонасыщенный транспортный блок, обладающий высокими тяговыми характеристиками, собранный на раме;
  • управление двигателем и трансмиссией перенесено на удобные ручки;
  • масса мотоблоков невысока, их можно перевозить к нужному месту в багажнике, кузове или на автомобильном прицепе.

Для охоты и рыбалки легкий мини вездеход достаточно востребован. Но промышленность пока не увидела коммерческих перспектив в создании комплектов навесного оборудования, преобразующего серийный мотоблок в транспорт повышенной проходимости. Имеются довольно интересные примеры создания подобных машин. Самодельщики своими руками создали образцы для подражания. Есть простор для идей при разработке новых интересных устройств.

Особенности вездеходов из мотоблока

Основные узлы, которые следует приобрести или изготовить самостоятельно для транспортного средства на базе мотоблока:

  • рама, она служит для организации мобильного транспортного средства;
  • задний мост нужен для установки задних колес;
  • посадочное место для водителя, его желательно защитить от попадания влаги и грязи из-под колес;
  • система освещения нужна, чтобы безопасно двигаться в любое время суток.

Вездеход на базе мотоблока создается, как одноместное транспортное средство. Его грузоподъемность должна быть около 200 кг. Ширина рассчитывается из условий устойчивости к опрокидыванию, обычно она составляет от 1100 мм и более.

Современные мотоблоки Нева, Угра, МТЗ и другие оснащены двигателями мощностью более 10 л.с. Этой мощности достаточно, чтобы двигаться со скоростью более 10 км/ч. По бездорожью, при прохождении жижи или топких мест скорость может снизиться до 1-2 км/ч.

Как сделать самодельный колесный вездеход

Пример чертежа вездехода на шинах низкого давления

Есть смысл оснастить базовый агрегат . Причина в том, что лучшие показатели по крутящему моменту бензиновые и дизельные двигатели имеют при частоте вращения коленчатого вала примерно в 75-85% от максимальной.

Двигатель должен иметь систему принудительного охлаждения. При движении на малой скорости набегающего потока будет недостаточно, чтобы поддержать оптимальный тепловой режим.

Рама вездехода

Пример чертежа рамы-переломки

Между передним и задним мостами создается рама. В основу лучше использовать профильные трубы прямоугольного или квадратного сечения. Они обеспечивают большую жесткость, чем катаные уголки, швеллеры и двутавры той же массы.

Стыковка элементов рамы колесного вездехода может быть жесткой, тогда он будет сформирован в однообъемном формате. При использовании тяжелых мотоблоков «Нева» или МТЗ такой вариант станет предпочтительным.

Как вариант, изготавливают ломающуюся раму (переломка), вариант используется для местностей со сложным профилем. Здесь сочленение выполняется через шкворень. Передний и задний мосты имеют независимую друг от друга подвеску. Такие вездеходы мастера создают на базе мотоблоков «Нева» и «Угра».

Для охоты и рыбалки лучше иметь колесный вездеход с ломающейся рамой. Его проходимость выше, чем при использовании конструкции с жесткой рамой.

Задний мост и подвеска самодельного вездехода

Некоторые самодельщики для упрощения конструкции используют готовый задний мост от легкового автомобиля. Например, от автомобиля «Москвич-412»: его небольшая масса позволяет выполнить монтаж на легком вездеходе. Подвеска выполняется на амортизаторах для плавного хода и пониженной вибрации.

Другие мастера делают независимую подвеску на каждое заднее колесо. Такой подход реализован на мотороллере «Муравей». При движении ощущается небольшое раскачивание, в то же время колеса испытывают меньшее сопротивление на неровностях, заметно снижается расход топлива.

Соединяют задний мост с рамой длинными закаленными болтами. Для эластичного сочленения применяют резиновые вставки, например, сайлентблоки. Это улучшает эксплуатационные характеристики вездехода на базе мотоблока.

Задний мост на лыжах применяется в зимнее время. Сопротивление движению минимальное, конструкция значительно упрощается.

Колеса (камеры низкого давления)

Чтобы двигаться по влажному и зыбкому грунту можно применить грунтозацепы. Они обеспечивают высокое сцепление. Еще лучше ведут себя камеры низкого давления большого диаметра. Пневматики имеют минимальное давление на грунт, а наличие воздуха, заключенного в камерах вездехода, позволят создать плавающий вездеход.

Для установки на заднем мосту используют самодельные или специальные колеса для вездеходов, болотоходов и снегоходов. Приобретают их в сборе или отдельными элементами: покрышка, камера, диск. Собирается колесо просто.


Увеличить проходимость обычного колес на камерах низкого давления можно, создав дополнительный протектор. Например, дополнительно закрепить камеры цепями, транспортерной лентой, самодельными траками или другим способом.

Другой вариант – вырезать из покрышки накладной грунтозацеп. Глубина зацепа конструкции достигает более 20-25 мм. Сопротивление перекатыванию увеличивается, в то же время резко снижается коэффициент буксования.

Сборка самодельного вездехода из мотоблока

Когда все инструменты, запчасти и комплектующие будут подготовлены, можно приступать к сборке. Это примерный план, как собрать самодельный вездеход, все зависит от выбранной конструкции.

  1. На сваренную или готовую раму устанавливается мотоблок.
  2. Монтируется задний мост и, если нужно, передний.
  3. На раме размещается сидение.
  4. Если предусмотрено чертежом и схемой, выполняется монтаж рулевого управления.
  5. К раме крепится защита, ее изготавливают из пластика или металлического листа.
  6. Будущий водитель должен опробовать удобство посадки, при необходимости предусматривают вспомогательные приспособления для регулировки посадки.
  7. Проверяется работоспособность тормозов.
  8. Устанавливаются электрические цепи и осветительные приборы.

По мере изготовления отдельных элементов и узлов проверяют их работоспособность. Здесь предусматривается пятикратный запас прочности.

После завершения стендовых испытаний приступают к полевым. Нужно знать, как ведет себя машина в сложных условиях.

Купить навеску и прицепное к мотоблоку в интернет-магазинах

Самодельные гусеничные вездеходы своими руками

Снизить удельное давление на грунт поможет использование гусениц. Вес распределяется по всей площади траков. Такой движитель вездехода на базе мотоблока способен преодолевать песок, заболоченные участки, крутой подъем и иные препятствия.

Некоторые самодельщики делают траки для гусениц металлическими из пластин толщиной более 5 мм. К пластинам приваривают кольца из водопроводных труб. Другой вариант исполнения траков – полностью из труб ПВХ, нарезанных вдоль. Траки крепятся между собой на транспортерной ленте или другой основе.

Проще изготовить траки из композитных материалов. Для этого применяют стеклоткань и эпоксидную смолу. В качестве каркаса используют стеклополимерную арматуру. В специальных формах изготавливают траки. После изготовления нужного количества их собирают в гусеницу. При изготовлении траков из композитных материалов используют элементы для сочленения из износостойких сталей.

Есть варианты применения траков из древесины. Потребуется их пропитка защитными смесями.

Самый простой способ изготовления гусеницы для вездехода на базе мотоблока – это использование транспортерной ленты. Для одной гусеницы нужны две полосы. Их соединяют в кольцо, а потом с помощью отрезков стальной трубы создают гусеницу.

На видео можете увидеть вариант изготовления водонепроницаемого корпуса, удерживаемого на плаву. В этом случае гусеничный движитель позволит перемещаться не только по земле, но и по воде. Получится вездеход-амфибия. Для охоты и рыбалки он будет незаменим.

Вездеходы – это уникальные транспортные средства, которые созданы для перемещения по практически любым дорогам. Исключением являются лишь водные преграды, глубина которых более 30 см. в таком случае вода просто затопит систему зажигания. Во всех остальных случаях вездеход пройдет. Но стоит это транспортное средство совсем не дешево. Поэтому все чаще возникают идеи, как .

Сборка гусеничного вездехода

В качестве рамы была использована деталь из мотоцикла «Восход». У него задняя часть удлинена, а кронштейны установлены под мотор «Муравья». Для облегчения процесса установки двигателя к раме прикрепили передний кронштейн двумя болтами.

Вилки полностью сделаны новые. Лишь от мотоцикла «Восход» были взяты мостики и рулевой вал. Небольшие куски трубы прямоугольной формы нужно приварить к мостикам. После их нужно соединить с перьями передней вилки с помощью варки. На концах перьев снизу расположены проушины, через которые привешивается переднее колесо на дугу из хромансилевой трубки с узкими стенками. Далее выбирается наиболее удобное направление работы дуги. Облегченное широкопрофильное колесо прекрасно справляется с ударами, что дает возможность практически беспрепятственно преодолевать любые преграды на пути. Самостоятельно нужно изготовить колесо с низким давлением внутри.

В качестве материала для изготовления обода используется 6-ая проволока. Диски выполняются из АМГ-5 с диаметром в 3 мм. Для раскосов понадобится пятимиллиметровая проволока. Цилиндрический корпус автомобильного насоса будет являться основанием для будущей оси. Ступица должна быть облегченной, трубчатой.

Берем один диск и вырезаем в нем люк, через который нужно провести штуцер камеры. Для крепления покрышек используются специальные болты.

Амортизаторы от мопеда использовать не актуально. Но что делать, если нет возможности купить детали от снегохода или скутера? Поэтому и приходится искать наиболее бюджетный вариант замены. Закрытый каркас формируется одновременно с осью колеса и амортизаторами. Он хорошо справляется с изломом и кручением.

Поскольку должен быть одновременно легким по весу, но при этом прочным, то приходится справиться с данной задачей. Особое внимание нужно уделить тем нагрузкам, которым будет подвергаться самодельное транспортное средство. Если не учесть это, то самоход просто застрянет где-то в глуши, откуда вытащить его будет довольно проблематично.

Для создания нужного клиренса приходится применять промежуточную цепную передачу в трансмиссии. Для этого нужно установить кронштейны, в которых будут пазы, на раме. Это также способствует получению желаемых низких оборотов ведущего колеса.

Передача вращения делается из цепи от сельскохозяйственной машины. Она идет от гусеничного движения к ведущему колесу-катку. Не стоит недооценивать важности установки данной цепи. С ее помощью вездеход сможет хорошо передвигаться в условиях сильных загрязнений.

Данное транспортное средство будет передвигаться за счет гусениц и колес-катков – натяжного и ведущего. Можно использовать вспомогательные колеса, так называемые катки-ленивцы. Но после первой обкатки оказалось, что если не устанавливать их, то это существенно не влияет на движение вездехода: натянутая гусеница может обойтись и без них, выдерживая нагрузку.

Колеса должны быть одинаковыми. Натяжное и ведущее колесо можно позаимствовать у мотороллера. Поперечные канавки нужно обязательно сделать на покрышке ведущего. Это улучшит сцепление гусениц с грунтом.

В колесах подвески не зависят друг от друга, поэтому устанавливать их нужно в своих маятниковых вилках. У мотоцикла «Восход» можно снять сайленблоки, с помощью которых будут сочлены рама и маятниковая вилка.

При изготовлении вездехода также важно сделать его максимально устойчивым. Для этого нужно проверить, чтобы нагрузка на все колеса была абсолютно одинаковой. В противном случае возникнут проблемы.

Изготовление колес и дисков к ним

Диски можно использовать самые обычные, но нужно просверлить в них отверстия, чтобы облегчить их. В самом центре каждого устанавливается ступица. В качестве закрепления используется сварка спицами. Из ручного автомобильного насоса взят цилиндрический корпус для изготовления ступиц. Эта деталь идеальна по размерам.

Поскольку конструкция фланца имеет довольно тонкие стенки и плоскую форму, то для придания ей жесткости крепятся подкосы, выполненные из пятимиллиметровой проволоки. Таким образом, более равномерно распределится нагрузка по краям ступицы.

В нише, во внутренней части переднего колеса, управляющегося пневматикой, есть некоторые пустоты, которые обязательно нужно заполнить пенопластом. Подшипники нужно обязательно защитить, поскольку они работают в условиях довольно жестких. Для этого на них надевают покрышки или же изначально используют подшипники со специальными защитными шайбами.

Изготовление гусениц

Для применяется грунтозацеп, две полосы капроновой кардоленты, для изготовления которых были использованы катанки по 8 мм. При этом они были усилены проволокой приблизительно посередине. Для лучшего сцепления к грунтозацепам нужно приварить гнутые швеллеры из листа 4 мм. По форме грунтозацеп должен полностью повторять профиль крышки. Чтобы переднее колесо хорошо входило при надевании гусеницы, на концах катанки должен быть скос. При этом тщательно зачищаются сварные швы.

Однако у грунтозацепа, сделанного в форме овала, есть несколько недостатков, среди которых:
1. Скольжение на льду.
2. Пробуксовка по уплотненному снегу.

Но столь незначительные недостатки – ничто в сравнении с простотой в управлении вездехода на гусеницах. Если поверхность будет более ровной, то проблем с передвижением никогда не возникнет. На поворотах нужно быть внимательным, чтобы не переклонить транспортное средство. Поэтому при повороте нужно существенно снижать скорость движения.