Как заменить рулевой наконечник тяги своими руками — устройство и технология замены. Наконечники рулевой тяги – важный элемент рулевого механизма Принцип работы наконечника рулевой тяги

Одной из самых главных составляющих безопасного движения, является исправность рулевого механизма . Этот механизм автомобиля состоит из различных элементов, работоспособность и износ которых влияют на комфорт и безопасность, как водителя, так и его пассажиров.

Следовательно, сильный износ деталей не только нежелателен, а совершенно недопустим. Одной из составляющих механизма рулевого управления является наконечник рулевой тяги , которому посвящена данная статья. Ниже разберемся в причинах и признаках износа, произведем осмотр детали и последовательность действий при ее замене.

Диагностика позволяет определить когда необходимо менять наконечники.

Причины износа рулевых наконечников

Самой главной причиной износа являются неровное полотно отечественных дорог. Именно из-за ям детали подвергаются большой нагрузке, что уменьшает их срок службы. Столь же явной причиной может быть стиль вождения автомобиля.

К примеру, резкая смена направления движения аналогично становится причиной неполадок рулевого управления. Все это не только касается наконечников, но также распространяется и непосредственно на тяги и рулевую рейку .

Самостоятельная диагностика рулевых тяг и наконечников

Самый простой способ определения дефектов рулевых механизмов – это проверка на люфт рулевого колеса, или на его свободный ход.

Для этого необходимо на пустом участке дороге разогнать транспортное средство до 60 км/ч и начать поворачивать руль в стороны. Перед этим обязательно стоит убедиться в безопасности маневров.

В идеале автомобиль должен моментально отзываться на положение руля, когда это происходят с запозданием, пора задуматься над ремонтом и заменой запчастей.

Еще один достаточно простой способ диагностики - это на небольшой скорости отпустить руль, при этом авто должно держать курс строго прямо. Если машину ведет в сторону, это может служить признаком износа рулевых наконечников, но такой способ проверки не является точным, поскольку даже плохая балансировка колес, или разное давление в шинах может стать причиной отклонения от курса.

Об изношенных деталях могут говорить и посторонние звуки, идущие от передней подвески.

Также помочь может визуальный осмотр. Для этого необходимо максимально выкрутить руль в противоположную сторону от наблюдаемого колеса, для доступа к наконечникам. Затем осмотреть деталь на отсутствие трещин и разрыва пыльника.

Для более глубокого анализа, придется воспользоваться подъемником либо ямой, если такой возможности нет, достаточно будет поднять авто при помощи домкрата.

На уже вывешенном автомобиле нужно проверить передние колеса на горизонтальный люфт, когда он присутствует это говорит об износе деталей рулевого управления. У рулевых наконечников также будет и вертикальный люфт, который можно проверить рукой или монтировкой.

В случае выявления дефекта, детали придется менять.

Замена наконечников рулевых тяг

Для примера процесс замены рассмотрим на автомобиле ВАЗ. В целом замена рулевых наконечников ВАЗ 2114 ничем не отличается от других моделей этого производителя, и для ВАЗ 2110, 2112 и прочих легковых автомобилях будет похожа.

Что понабиться в процессе работы

  • домкрат;
  • набор ключей;
  • съемник для выпрессовки пальца наконечника из рычага, если такого нет, сгодится и молоток с монтировкой, но поменять будет куда сложнее;
  • штангенциркуль;
  • медная смазка и WD-40.


Процедура замены наконечников

Сначала поднимаем автомобиль, если есть подъемник отлично, если нет, то пользуемся домкратом . Снимаем колесо. Для удобства желательно вывернуть до упора рулевое колесо в обратную сторону от обслуживаемой стороны.

Далее очищаем все от грязи пыли и достаем шплинт. Ключом на 19 откручиваем гайку крепления самого наконечника к поворотному рычагу. Если гайка не поддается откручиванию - пользуемся WD-40.

Теперь нужен съемник для извлечения пальца из рычага, если такого приспособления нет, то можно воспользоваться молотком и монтировкой. Правда придется попотеть, и не факт, что все получится. Часто приходится использовать большой рычаг, например лом.

Теперь осталось снять сам наконечник с тяги. Сначала стоит замерить штангенциркулем расстояние от контргайки до края наконечника. Необходимо это для того, чтобы после замены сохранились приблизительные настройки сход-развала.

После этого приступаем к демонтажу, для начала фиксируем саму тягу ключом на 24, и откручиваем контргайку по часовой стрелке при помощи ключа на 27. Осталось только открутить сам наконечник от рулевой тяги против часовой стрелки.

Очень важно! Если вначале вы не пользовались штангенциркулем, то лучше посчитайте количество оборотов при снятии детали, потому что в дальнейшем это поможет сохранить приблизительно правильный угол регулировки колес .

Замена пыльника рулевого наконечника

Часто случается так, что сами рулевые наконечники находятся в исправном состоянии, но при визуальном осмотре выявлен разрыв пыльника. Если оставить его в таком состоянии, то в скором времени он придет в негодность и его придется менять.

Последовательность работ при замене пыльника рулевого наконечника такая же, как и при полной, с той лишь разницей, что после его выпрессовки из поворотного кулака стойки, нужно снять кольцо фиксирующее пыльник и поменять поврежденный на новый.

Вывод

Как видим, сам процесс достаточно прост, при наличии нужных инструментов и внимания можно запросто поменять все самостоятельно. Так же рекомендуем после такого ремонта, отправится на регулировку угла развала/схождения.

Безопасность дорожного движения напрямую зависит от исправности основных систем автомобиля – двигателя, тормозной, топливной системы, подвески, рулевого управления. Управляемость автомобиля, усилия, прикладываемые для поворота руля, своевременный отклик колес на руль – за всё это отвечает система рулевого управления, состоящая из рулевого механизма и привода. Именно привод (тяги, рычаги, цапфы) выступает связующим звеном между вращением руля и поворотом колес.

Нередко в процессе эксплуатации автомобиля о рулевых тягах вспоминают только при обнаружении очевидных признаков неисправностей. Более того, проблемы с тягами в некоторых случаях схожи с нарушением развала-схождения или неполадками в подвеске, поэтому про систему управления машины автовладельцы вспоминают в последнюю очередь.

Необходимо помнить о том, что неисправная рулевая тяга с изношенными наконечниками может стать причиной аварийной ситуации на дороге. Поэтому автолюбителям следует знать, как проверяется и выполняется замена наконечника рулевой тяги и других элементов привода.

Для чего нужны рулевая тяга и рулевой наконечник

В системе управления автомобиля рулевая тяга необходима для передачи усилия (вращения) руля на поворотные кулаки колес. Шарниры наконечников рулевых тяг обеспечивают свободное вращение всех подвижных деталей привода. Усилие на колеса, соответствующее заданному углу поворота передает непосредственно привод.

Сложный механизм конструкции системы рулевого управления объясняется тем, что при поворотах каждому колесу необходимо задать разный угол. Если бы угол поворота был бы одинаковым, то при маневрах возникало бы скольжение внутреннего колеса, приводящее к износу самой резины и снижению управляемости машины.

Разный угол поворота достигается благодаря особой конструкции части рулевого управления автомобиля, включающей в себя тяги, шарниры и поворотные рычаги. Угол поворота напрямую зависит от угла наклона рычагов.

Почему изнашиваются рулевые наконечники?

К основным причинам неисправностей и износа рулевых тяг относятся:

  • Деформации тяг и рычагов, возникающие при сильных ударах (наезд на большой скорости на препятствие, попадание в яму).
  • Износ шарниров и их несвоевременная замена.
  • Разрушение пыльника рулевой тяги из-за пыли, грязи.

В основном неисправности рулевых тяг возникают из-за механических повреждений, дефектов защитного чехла, приводящих к попаданию пыли, грязи, влаги. Срок службы наконечников, как правило, составляет порядка 30-40 тыс. км пробега. Диагностика рулевых тяг может потребоваться гораздо раньше указанного пробега – периодичность проверки и замены напрямую зависит от качества дорог, стиля вождения авто.

Среди признаков неисправностей следует отметить:

  • Сторонние шумы, стуки подвески.
  • Люфт рулевого колеса.
  • Тугое вращение руля.

Как проверить наконечник рулевой тяги

Самостоятельная проверка рулевых тяг заключается в осмотре деталей системы управления на подъемнике или в яме. Предварительно узнать о проблемах с рулевыми наконечниками можно по стуку, возникающему при поворотах руля в стороны на ровном участке дороги.

Осмотр рулевых наконечников и проверка тяги включает в себя:

  • Визуальный осмотр деталей на предмет отсутствия деформаций.
  • Проверка защитных чехлов шарового шарнира наконечника (отсутствие трещин, через которые может попадать пыль, вода, грязь).
  • Определение люфта наконечников – движение по оси пальцев не должно превышать 1.5 мм.

Если вы не знаете, как проверить рулевые наконечники на вашем автомобиле, у вас отсутствует возможность надлежащей диагностики, то лучше обратиться в специализированный автосервис.

Как поменять рулевой наконечник?

Заменить наконечник рулевой тяги на автомобиле можно самостоятельно, воспользовавшись руководством по обслуживанию вашей машины или рекомендациями ниже. Предварительно потребуется подготовить инструмент, новый наконечник.

Необходимые инструменты

Для того чтобы снять и заменить рулевую тягу потребуются следующие инструменты:

  • Ключ-баллоник для снятия болтов креплений колес.
  • Домкрат для подъема части автомобиля.
  • Ключи на 17 и 19 для откручивания механизма тяги
  • Плоскогубцы универсальные при отворачивании болтов, извлечении шплинта.
  • Съемник либо молоток для извлечения болта наконечника.
  • Динамометрический ключ для обеспечения точного усилия при установке новой детали.

Как снять рулевой наконечник?

Снятие детали выполняется в несколько этапов:

  1. С помощью ключа-баллоника ослабляются болты колеса машины.
  2. Домкратом автомобиль частично приподнимается, болты выворачиваются полностью и колесо снимается.
  3. Если замена и обслуживание системы рулевого механизма и подвески в целом выполнялась давно, то место установки наконечника можно смазать средством WD-40.
  4. Руль выворачивается до упора в сторону.
  5. Механизм тяги откручивается и извлекается вместе с наконечником.
  6. Из гайки пальца извлекается шплинт, откручивается фиксирующая гайка.
  7. За счет воздействия на поворотную тягу съемником или молотком извлекается болт наконечника.
  8. Сам шарнир выворачивается из старой тяги по часовой стрелке.

Обратите внимание, что после снятия и установки нового наконечника необходимо выполнить развал-схождение колес. Если вы осуществляете работы самостоятельно, то при извлечении шарнира из тяги необходимо точно посчитать количество оборотов и при установке новой детали учитывать это. Можно сделать пометки для каждого колеса, указав количество оборотов.

Как установить новый наконечник

Новый рулевой наконечник устанавливается на тягу и закручивается против часовой стрелки на то количество оборотов, на которое выкручивалась старая деталь. При этом гайка затягивается не «на глаз», а строго с усилием, указанным в руководстве по обслуживанию вашего автомобиля. Точно рассчитать прикладываемые усилия поможет динамометрический ключ. После этого устанавливается шплинт, и остальные работы проводятся аналогично снятию, но в обратном порядке.

Работы по самостоятельной замене наконечников при наличии некоторых навыков, знании устройства автомобиля, соответствующих инструментов не представляют особой сложности. Главное, что нужно помнить при обслуживании системы рулевого управления – это необходимость регулировки развал-схождения после установки новой тяги или наконечника. Поэтому для обеспечения надлежащей управляемости машины после самостоятельного ремонта следует обратиться в автосервис или на СТО для регулировки колес.

Рулевой наконечник - это элемент рулевого управления в автомобиле обеспечивающий подвижность и поворот колес на нужный угол. В его принцип заложено шаровое соединение. На одной стороне наконечник прикреплен к рулевой тяге, а на другой соединен с поворотным кулаком. Основные «враги» рулевого наконечника является влага, грязь и плохие дороги.

Предназначение и конструктивные особенности

Данная деталь выполняет важнейшую функцию – передачу двигательного усилия в цепочке « -управляемые колеса» между деталями с изменяемым углом соприкосновения. Поэтому наконечник рулевой тяги выполняется в виде шарнирного элемента, имея в конструкции подвижные части. Зависимо от типа и особенностей автомобильной системы управления, в одной машине встречается от четырех до шести наконечников.

Рулевые наконечники в подавляющем большинстве автомобилей отличаются предельной простотой, что обеспечивает высокий уровень их надежности. В целом, данная деталь состоит из восьми основных частей, это:

  • корпус, в который встроена полуось;
  • шаровый палец, на котором нарезана резьба;
  • вкладыш, чаще всего из тефлона, предназначенный для фиксации и ограничения перемещения шарового пальца;
  • крышка, которой закрывается корпус устройства, что предотвращает попадание внутрь мусора, способного повредить наконечник;
  • чехол из неопрена, который защищает механизм от посторонних предметов со стороны пальца;
  • кольцо, с помощью которого чехол фиксируется на пальце;
  • пружина, которой чехол крепится к корпусу;
  • гайка для пальца.

Устройство рулевого наконечника

Практически все рулевые наконечники имеют одинаковую конструкцию, различаясь преимущественно размерами и материалами, из которых изготавливаются их детали.

Неисправность рулевого наконечника

Неисправности рулевых наконечников случаются крайне редко, если в машине смонтированы новые детали. Еще не изношенный наконечник совершенно лишен люфта, поскольку выполненный из тефлона вкладыш фиксирует в корпусе шаровый палец предельно плотно. Но в процессе эксплуатации вкладыш постепенно изнашивается, из-за чего палец начинает перемещаться все более свободно, что и приводит к появлению люфта, крайне негативно влияющего на качество управления автомобилем.

Несвоевременная замена вышедшего из строя рулевого наконечника приводи к поломкам рулевой тяги.

Обнаружение малейших признаков износа наконечников должно сразу же послужить причиной их замены, поскольку в противном случае можно дождаться отказа рулевого управления и аварии на дороге в итоге.

Признаки о выходе из строя

Проверка рулевых наконечников должна быть выполнена сразу после того, как появилось ухудшение качества управления автомобилем. Если вам стало тяжелее управлять своей машиной, это может быть признаком износа или поломки наконечников или одного из них. Также о проблемах свидетельствует глухой звук при каждом повороте, ощутимая отдача в руль малейших дорожных неровностей.

Пыльник рулевого наконечника предназначен для защиты шарового соединения от внешней среды, по этому, его повреждение способствует выходу из строя данной детали.

Следует отметить, что первичный осмотр можно выполнить и самостоятельно, что поможет хотя бы определить, где проблема. Для этого следует знать, как проверить рулевые наконечники самому. Эта операция выполняется двумя людьми. Автомобиль нужно загнать на смотровую яму, установить на стояночный тормоз и выключить зажигание. Одному человеку нужно сесть в салон и покрутить руль в разные стороны, а другой в это время должен находиться под машиной и следить за ходом наконечника. Наличие люфта очень просто обнаруживается визуально (покачивая колеса). Кроме люфта также нужно проверять целостность защитных пыльников и надежность крепления к поворотным рычагам.

Диагностика рулевой части автомобиля – залог безопасной езды не только для водителя и его пассажиров, а также для участников движения. Безопасность и комфорт во время движения зависят от исправности всех элементов этого узла, в том числе и от рулевой тяги с наконечниками. В этой статье я расскажу вам об этих важных элементах, а также рассмотрим, как правильно выполняется замена рулевых наконечников и замена рулевой тяги.

Рулевая тяга – элемент, относящийся к рулевому управлению, основной задачей которого является препятствие скольжению автомобиля при выполнении поворотов. Правильная работа этого элемента способствует правильному повороту ведущих колес. Состоит из средней, правой и левой тяг и рычагов для левого и правого колес. В зависимости от модели автомобиля и вида конструкции существует много видов тяги.

Наконечниками являются конечные элементы, идущие от рулевой тяги к колесу автомобиля. Они имеют еще одно название – шарниры. Эти детали являются частью рулевого управления авто и неотъемлемой частью в работе рулевых тяг. Шарниры имеют вид полусферических пальцев. Основная причина поломки – это их хрупкость. Они не подлежат частичной починке, так как замена выполняется целиком. Наконечник состоит из следующих деталей: корпус с осью, штырь имеющий резьбу, прокладка из тефлона, по которой происходит перемещение пальца, защитный картер (предназначен для защиты наконечника от деформаций и ударов), пластмассовый чехол для защиты рулевого наконечника и корпус, кольцо из силикона для крепления защитного чехла, пружина и гайка.

Одним из главных залогов нормальной работы и долгой эксплуатации всех узлов и деталей автомобиля является своевременная и правильная диагностика.

Чтобы замена рулевой тяги происходила не так часто, нужно следить за некоторыми параметрами. Наконечники должны перемещаться вдоль оси пальцев не более чем на полтора миллиметра. Если показатели немного другие, то наконечник надо заменить вместе с шарниром.
Хомут муфты должен держаться на муфте достаточно крепко. Иногда нужно проверять, насколько сильно он затянут. Очень важно чтобы чехлы защиты наконечника были не повреждены. В противном случае шарниры могут прийти в негодность из-за попадания на них пыли. Если на защитных чехлах существуют некоторые дефекты и трещины, то необходимо принять решение о их срочной замене.

Своевременная диагностика позволяет выявить существующие неполадки до того, как они заявят о себе. Чтобы выполнить ее, вам не обязательно приобретать специальный инструмент. Все что нужно, это сесть за руль и покрутить его в разные стороны.

При этом нужно внимательно слушать звуки (при наличии намеков на поломку могут появиться новые звуки). Наличие звуков или заметное плохое реагирование колес на повороты руля – явный сигнал к замене деталей в рулевом управлении, в полнее возможно, что этими деталями являются тяга и наконечники. Если уж такое произошло, то вам нужно заняться срочной их заменой.

Одной из основных поломок рулевого управления считается преждевременный износ или частичное повреждение шарнира наконечника.

Как снять и заменить

Замена рулевой тяги и замена наконечников рулевых тяг – довольно не простое задание, но это не повод паниковать и обращаться за помощью к специалистам из ближайшей станции технического обслуживания. Замена наконечников рулевых тяг и самих тяг возможна и собственными силами.

Все, что для этого нужно – желание отремонтировать свой автомобиль собственными силами и приобретение запасных деталей и необходимого инструмента. Единственное, на что нужно обратить внимание – для каждой модели автомобиля предусмотрены соответственные элементы, поэтому покупайте только такие.
Замена рулевой тяги может производиться вместе с наконечниками. То есть, если ваши наконечники еще не испортились, но вы их используете уже давно, то лучше заменить и их. Это, конечно, не сэкономит вам денег сегодня, но и не заставит через некоторое время опять лезть под машину, только теперь менять их.

Итак, приготовим необходимый инструмент:

  • Домкрат – главный элемент при ремонте авто;
  • Козлики для дополнительной подстраховки;
  • Ключи гаечные;
  • Плоскогубцы;
  • Устройство для съема тяг (это устройство вам придется купить, так как без него замена неудобна и трудоемка);
  • Отвертка плоская и крестовая (на всякий случай);
  • Жидкость для ослабления крепежей ВД-40 (иногда без нее никак не обойтись)

После того, как все приготовили, пора заняться заменой рулевых тяг. Выполним ее поэтапно, это позволит более детально разобраться в этом вопросе.

  1. Конечно, желательно загнать автомобиль на смотровую яму, это создаст полноценный доступ к деталям и более комфортные условия работы. Поэтому узнаем, где можно воспользоваться ямой, и пригоняем машину.
  2. После удачного заезда на яму нужно зафиксировать стояночный тормоз, выполнить блокировку руля. Рекомендуется также отсоединить аккумулятор.
  3. Берем домкрат, устанавливаем его непосредственно в районе предполагаемой замены. После чего приподнимаем машину и устанавливаем дополнительные страховочные козлы. Так как замена рулевой тяги происходит парно, то это действие нужно продублировать и с другой стороны. После того, как машина поднята и зафиксирована, домкрат можно убрать.
  4. Желательно, перед тем как проводить работу, обработать все крепежные элементы, которые придется откручивать. Я советую для этих целей использовать ВД-40. Это позволит без особых усилий ослабить крепление и ускорит весь процесс.
  5. Теперь можно снимать колеса. Процедура знакомая для всех. Нужно открутить стопорные гайки на крепежных болтах и снять с них колеса.
  6. Первым делом нужно открутить гайку на шарнире тяги, которой тот крепиться к поворотному рычагу.
  7. Дальше выпрессовываем шаровой палец. Для этого пригодится специальный инструмент. С его помощью этот процесс происходит приятнее. Если же у вас его нет, то без молотка и монтировки тут не обойтись (я не шучу).
  8. После этого нужно отогнуть стопорную пластину и открутить крепление, которым рулевые тяги крепятся к рулевому механизму. Таким образом, мы сняли рулевую тягу.
  9. Чтобы отсоединить наконечник нужно рулевую тягу крепко зажать в тесках. После чего необходимо ослабить крепление наконечника и муфты.
  10. Чтобы выполнить правильную установку нового наконечника, при съеме старого нужно сделать пометку его места положения или посчитать и запомнить витки.
  11. Замена пыльника является необходимым мероприятием. Чтобы это сделать, нужно снять уплотнительное кольцо, которое его держит, и снять пыльник.
  12. Теперь можно приступать к установке новых деталей. Наконечник устанавливается в первую очередь. Надеть новый пыльник и наконечник накрутить на палец по сделанные отметки.
  13. Далее сборка происходит в обратном порядке.

На самом деле замена рулевой тяги и наконечников не должна вызвать у вас никаких сложностей. Теперь необходимо провести проверку выполненных работ. Если вы все правильно сделали, то должны иметь следующие результаты:

  • Не должен присутствовать люфт в новых тягах;
  • Руль должен иметь плавный и беспрерывный ход. Количество его оборотов вправо и влево должны быть равны. Также он должен самостоятельно возвращаться в первоначальное положение после выполнения маневра;
  • После пробега в 800 километров необходимо выполнить внеочередную регулировку.

После выполнения работы по замене желательно сделать развал-схождение. Это позволит избежать покупки новой резины.
Важные советы:

  1. Перед тем, как приступить к съему и установке нового оборудования, нужно подготовить весь необходимый инструмент.
  2. Приготовьте также чистую ветошь и емкость с чистой водой. Это, несомненно, пригодиться, как для очистки деталей так и для предварительного мытья рук после работы.
  3. Замену лучше производить над ремонтной ямой.
  4. Для создания повышенной безопасности используйте пеньки или козлики. Домкрат не желательно использовать долго. Он служит только для подъема машины.

Как заменить рулевой наконечник и как выполнить замену тяг, для вас больше не является загадкой. Теперь осталось приобрести новый комплект элементов. Если вы хотите поменять и надолго забыть о ремонте, необходимо покупать только качественные детали. В данном случае экономия не к месту. Желаю вам успехов в дополнительном изучении своего автомобиля в процессе замены деталей.

Видео “Как поменять рулевые наконечники на автомобиле”

Видео руководство по замене рулевых наконечников на автомобилях марок “ВАЗ-2110”, “ВАЗ-2112”, “Калине”, “Гранте” и “Приоре”. На записи также показано, какие инструменты вам необходимо подготовить.