Расчетная норма нажатия тормозных колодок на ручник. Расчет суммарного нажатия тормозных колодок


Примечание:

  1. Время наполнения главных резервуаров проверять: на электровозах и электропоездах при нормальном напряжении; на тепловозах и дизель-поездах – при работе дизеля при нулевой позиции контроллера; на паровозах при давлении пара 10-11 кгс/см 2 . На МВПС и локомотивах со схемой тормоза, обеспечивающего автоматическое торможение секций при их саморасцепе – после полной зарядки питательной сети.

  2. Время наполнения главных резервуаров на локомотивах указано для одного компрессора.

  3. Объем питательной сети (общий объем главных и питательных резервуаров) электропоездов ЭР указан для составов из десяти вагонов, для дизель-поездов ДР – из шести вагонов.

  4. При изменении количества секций или количества локомотивов, работающих по системе многих единиц, когда главные резервуары соединены в общий объем, указанное время увеличить или уменьшить пропорционально изменению объема главных резервуаров.
Приложение 2

Нормативы по тормозам

1. Для максимальных скоростей движения поездов устанавливается единое наименьшее тормозное нажатие в перерасчете на чугунные тормозные колодки на каждые 100 тс веса:

1.1. состава груженого грузового, порожнего грузового поезда с числом осей от 400 до 520 (включительно) и рефрижераторного поезда для скоростей движения до 90 км/ч включительно (пневматические тормоза, чугунные и композиционные тормозные колодки) – 33 тс.

1.2. состава соединенного грузового поезда весом до 12 тыс. тс с объединенной тормозной магистралью и локомотивами в голове и середине поезда для скоростей движения до 65 км/ч включительно (пневматические тормоза чугунные и композиционные колодки) – 33 тс.

1.3. состава соединенного грузового поезда весом до 12 тыс. тс с необъединенными тормозными магистралями (при ликвидации последствий катастроф, аварий и стихийных бедствий) для скоростей движения до 60 км/ч включительно (пневматические тормоза, чугунные и композиционные тормозные колодки) – 33 тс;

1.4. состава грузового поезда весом до 12 тыс. тс с локомотивами в голове и хвосте поезда (хвостовой локомотив включен в тормозную магистраль для управления тормозами) для скоростей движения до 75 км/ч включительно (пневматические тормозы и чугунные, композиционные тормозные колодки) – 33 тс;

1.5. состава из порожних грузовых вагонов до 400 осей (включительно) для скоростей движения до 70 км/ч включительно (пневматические тормоза, чугунные и композиционные тормозные колодки) – 33 тс;

1.6. состава из порожних грузовых вагонов до 400 осей (включительно) для скоростей движения до 100 км/ч включительно (пневматические тормоза, чугунные и композиционные тормозные колодки) – 55 тс;

1.7. пассажирского поезда для скоростей движения до 120 км/ч включительно (электропневматические тормоза и чугунные, композиционные тормозные колодки) – 60 тс;

1.8. пассажирского поезда для скоростей движения свыше 120 км/ч до 130 км/ч включительно (электропневматические тормоза, чугунные и композиционные тормозные колодки или накладки) – 68 тс;

1.9. пассажирского поезда для скоростей движения свыше 130 до 140 км/ч включительно (электропневматические тормоза и композиционные тормозные колодки или накладки) – 78 тс;

1.10. пассажирского поезда для скоростей движения свыше 140 до 160 км/ч включительно (электропневматические тормоза и композиционные тормозные колодки или накладки) – 80 тс;

1.11. пассажирского поезда, в составе которого есть вагоны габарита РИЦ и вагоны других стран с включенным пневматическим тормозом, но не оборудованные электропневматическими тормозами и композиционными колодками, на пневматических тормозах:

Для скоростей движения свыше 120 до 140 км/ч включительно 70 тс на каждые 100 тс при ограждении мест препятствий не менее чем 1600 м на спусках до 0,010 включительно;

Для скоростей движения свыше 140 до 160 км/ч включительно 80 тс на каждые 100 тс веса при ограждении мест препятствий не менее чем 1800 м на спусках до 0,010 включительно.

Пассажирские поезда при наличии в составе одного вагона габарита РИЦ с отключенным тормозом, оборудованного пролетной магистралью электропневматического тормоза, разрешается эксплуатировать с скоростями, установленными п.п. 1.7 и 1.9 при условии обеспечения необходимым тормозным нажатием;

1.12. рефрижераторного поезда для скоростей движения свыше 90 до 100 км/ч включительно (пневматические тормоза и композиционные тормозные колодки) – 55 тс;

1.13. рефрижераторного поезда для скоростей движения свыше 100 до 120 км/ч включительно (пневматические тормоза и композиционные тормозные колодки) – 60 тс;

1.14. грузопассажирского поезда, состава из порожних грузовых вагонов с числом осей от 350 до 400 включительно для скоростей движения до 90 км/ч включительно (пневматические тормоза, чугунные и композиционные тормозные колодки) – 44 тс.

2. Указанное в п. 1 единое наименьшее тормозное нажатие на 100 тс веса установлен для максимальных скоростей движения поездов в соответствии с требованиями п. 15.38 Правил технической эксплуатации железных дорог Украины. На линиях, оборудованных автоблокировкой с трехзначной сигнализацией, при движении грузовых груженых поездов, а также порожних грузовых поездов с числом осей от 400 до 520 и рефрижераторных поездов с максимальной скоростью 90 км/ч, машинист обязан руководствоваться зеленым огнем локомотивного светофора локомотивной сигнализации, который разрешает прохождение поезда с установленной максимальной скоростью.

При соблюдении условий, предусмотренных для максимальной скорости 90 км/ч грузовых груженых поездов, и соответствующим ограждением мест выполнения работ и внезапно возникших препятствий, скорости движения соединенных грузовых поездов весом до 12 тыс. тс с объединенной тормозной магистралью, грузовых поездов весом до 12,0 тыс. тс с локомотивами в голове и хвосте состава и грузовых поездов весом до 16 тыс. тс с объединенной тормозной магистралью и локомотивами в голове и последней трети состава, увеличивается на 10 км/ч на спусках до 0,010 включительно.

На линиях, оборудованных автоблокировкой с четырехзначной сигнализацией, на участках с полуавтоматической блокировкой, а также в случаях неисправности автоматической локомотивной сигнализации максимальная скорость грузового груженого поезда, а также порожних грузовых поездов с числом осей от 400 до 520 должна быть не больше 80 км/ч.

3. Пассажирским поездам по п. 1.7 этих нормативов в исключительных случаях при отказе электропневматического управления тормозами в пути следования и переходе на пневматическое торможение, а также при ведении их локомотивами грузовых серий, не оборудованных электропневматическими тормозами, разрешается следовать без уменьшения максимально допустимой скорости на 10 км/ч, если тормозное нажатие отвечает требованиям соответствующих пунктов.

4. Наибольший определяющий спуск, на котором допускается движение поездов с указанным выше единым наименьшим тормозным нажатием при ограждении мест выполнения работ и внезапно возникших препятствий на расстояниях, указанных в п. 4 табл. 3.1, размещенной в Инструкции по сигнализации на железных дорогах Украины составляет:

4.1. для грузовых и рефрижераторных поездов, которые обращаются со скоростью до 80 км/ч включительно – 0,010. При этом на спусках круче – 0,010 до 0,015 включительно со скоростью не больше 70 км/ч, исходя из ограждения мест препятствий не меньше, чем на 1200 м.

4.2. для груженых грузовых и рефрижераторных поездов, а также порожних грузовых поездов от 400 до 520 осей включительно, обращающихся со скоростью 80 км/ч включительно – 0,010. При этом на спусках круче 0,010, исходя из ограждения мест препятствий не меньше, чем на 1500 м. При этом для груженых грузовых и рефрижераторных поездов, а также порожних грузовых поездов от 400 до 520 осей включительно на спусках круче 0,010 до 0,015 включительно со скоростью не больше 70 км/ч, исходя из ограждения мест препятствий не меньше, чем на 1200 м;

4.3. для соединенных грузовых поездов весом до 12 тыс. тс с объединенной тормозной магистралью и локомотивами в голове и середине поезда, которые обращаются со скоростью до 65 км/ч включительно – 0.010. При этом на спусках круче 0,010 до 0,012 включительно со скоростью не больше 60 км/ч исходя из ограждения мест препятствий не меньше чем на 1200 м;

4.4. для соединенных грузовых поездов с необъединенными тормозными магистралями, которые обращаются со скоростью до 60 км/ч включительно – 0,012;

4.5. для грузовых поездов весом до 12 тыс. тс с локомотивами в голове и хвосте поезда (хвостовой локомотив включен в тормозную магистраль для управления тормозами), которые обращаются со скоростью до 75 км/ч включительно – 0,010. При этом на спусках круче 0,010 до 0,012 включительно со скоростью не больше 65 км/ч, исходя из ограждения мест препятствий не меньше 1200 м;

4.6. для грузовых поездов весом до 16 тыс. тс с объединенной тормозной магистралью и локомотивами в голове и последней трети поезда, которые обращаются со скоростью до 70 км/ч включительно – 0,010. При этом на спусках круче 0,010 до 0,012 включительно со скоростью не больше 65 км/ч, исходя из ограждения мест препятствий не меньше чем на 1200 м.

4.7. для грузовых поездов из порожних вагонов до 350 осей, которые обращаются со скоростью до 100 км/ч включительно – 0,010. При этом на спусках круче 0,010 до 0,015 включительно со скоростью не больше 90 км/ч, исходя из ограждения мест препятствий не меньше, чем на 1200 м;

4.8. для пассажирских поездов, которые обращаются с скоростью до 100 км/ч включительно – 0,015. При этом на спусках круче 0,010 до 0,015 включительно, исходя из ограждения мест препятствий не меньше, чем на 1200 м;

4.9. для грузовых поездов, которые обращаются со скоростью до 120 км/ч включительно – 0,010. При этом на спусках круче 0,010 до 0,015 включительно не больше 110 км/ч, исходя из ограждения мест препятствий не меньше, чем на 1300 м;

4.10. для пассажирских поездов, которые обращаются со скоростью, больше 120 до 140 км/ч включительно – 0,010:

4.11. для пассажирских поездов, которые обращаются со скоростью больше 140 до 160 км/ч включительно – 0,010:

4.12. для рефрижераторных поездов, которые обращаются со скоростью больше 90 до 100 км/ч включительно – 0,010. При этом на спусках круче 0,010 до 0,015 включительно со скоростью 90 км/ч, исходя из ограждения мест препятствий не меньше, чем на 1200 м;

4.13. для рефрижераторных поездов, которые обращаются со скоростью движения больше 100 до 120 км/ч включительно – 0,010. При этом на спусках круче 0,010 до 0,015 включительно со скоростью 100 км/ч, исходя из ограждения мест препятствий не меньше, чем на 1300 м;

4.14. для грузопассажирских поездов, грузовых поездов из порожних вагонов с числом осей от 350 до 400 включительно, которые обращаются со скоростью больше 90 км/ч включительно – 0,010. При этом на спусках круче 0,010 до 0.015 включительно со скоростью не больше 80 км/ч, исходя из ограждения мест препятствий не меньше, чем на 1200 м:

5. Грузовые поезда, в составе которых есть 4-х осные вагоны с осевой нагрузкой больше 21 тс и автотормоза всех вагонов включены, могут двигаться с скоростями, указанными в пункте 4.2:

С тормозным нажатием меньше 33 тс, но не меньше 32 тс на 100 тс состава – при наличии в поезде не меньше 50% вагонов, оборудованных композиционными тормозными колодками с воздухораспределителями, включенными на средний режим;

С тормозным нажатием меньше 32 тс, но не меньше 31 тс на 100 тс веса поезда – при наличии в составе не меньше 75% вагонов, оборудованных композиционными тормозными колодками с воздухораспределителями, включенными на средний режим.

С тормозным нажатием меньше 31 тс, но не меньше 30 тс на 100 тс веса поезда – при наличии в составе 100% вагонов, оборудованных композиционными тормозными колодками с воздухораспределителями, включенными на средний режим.

Процент наличия вагонов, оборудованных композиционными колодками, указывать в справке о тормозах формы ВУ-45 по образцу: К-50%, К-75%, К-100%.

6. Поезда с локомотивами и вагонами, которые имеют тормозное нажатие на 100 тс веса меньше предусмотренного п. 1, пассажирские поезда при включении в них пассажирских вагоны длиной меньше 20,2 г и грузовых вагонов, грузопассажирские поезда при наличии в них грузовых груженых вагонов и (автотормоза всех вагонов включенные), грузовые поезда при наличии в них вагонов с разрядными грузами или специального подвижного состава с пролетной магистралью, порожние грузовые поезда длиной до 350 осей в составе которых есть вагоны с тарой больше 25 тс и величиной нажатия тормозных колодок на ось по п. 7 табл. 1 этих нормативов при включенных автотормозах всех вагонов, составы из вагонов хоппер-дозаторов, сборных, вывозные и передающие поезда разрешается пропускать, а при появлении на пути следования неисправных автотормозов у отдельных вагонов разрешается отправлять, когда указанное в п. 1 единое наименьшее тормозное нажатие не может быть обеспечено:

6.1. грузовые и рефрижераторные поезда, которые обращаются со скоростями до 80 км/ч, с нажатием не меньше 28 тс на 100 тс веса поезда;

6.2. грузовые и поезда с составом из порожних вагонов до 350 осей, которые обращаются со скоростями от 90 до 100 км/ч, с нажатием не меньше 50 тс на 100 тс веса;

6.3. пассажирские поезда, которые обращаются со скоростью до 120 км/ч, с нажатием не меньше 55 тс на 100 тс веса;

6.4. пассажирские поезда, которые обращаются со скоростью от 120 до 160 км/ч, с нажатием не меньше 68 тс на 100 тс веса;

6.5. грузопассажирские поезда, которые обращаются со скоростью до 90 км/ч, с нажатием не меньше 38 тс на 100 тс веса поезда;

6.6. рефрижераторные поезда, которые обращаются со скоростью от 90 до 120 км/ч, с нажатием не меньше 68 тс на 100 тс веса;

6.7. При этом указанные п. п. 1, 2, 3, 4 скорости должны быть уменьшены на 2 км/ч на каждую тонну недостающего тормозного нажатия на 100 тс веса. Определенную таким образом некратную 5 км/ч скорость округлить до кратного 5 ближайшего меньшего значения.

На такую же величину уменьшается скорость прохождения светофоров с одним желтым (немигающим) светом, сравнимое с установленной УЗ для поездов, имеющих тормозное нажатие, указанное в п. 1.

6.8. Грузовые груженые поезда, которые имеют максимальную скорость 90 км/ч, должны быть обеспечены тормозным нажатием не меньше 33 тс на 100 тс веса состава.

При меньшем нажатии скорость движения грузовых груженых поездов устанавливается порядком, предусмотренным для грузовых и рефрижераторных поездов, которые обращаются со скоростями до 80 км/ч.

7. При определяющих спусках, круче указанных в п. 4 этих нормативов, допустимые скорости движения поездов устанавливаются начальником железной дороги, руководствуясь номограммами, приведенными в Правилах тяговых расчетов для поездной работы, и исходя из местных условий, а для спусков круче 0,020 допустимые скорости определяют исследовательским путем.

8. В исключительных случаях при тормозном нажатии меньше указанного в п. 6 этих нормативов допустимые скорости движения поездов устанавливаются начальником железной дороги, руководствуясь номограммами, приведенными в Правилах тяговых расчетов для поездной работы, и исходя из местных условий. При этом устанавливаемые скорости движения поездов должны быть на 20% меньше скоростей, которые определяются по номограммам.

При обеспечении тормозного нажатия меньше указанного в номограммах, скорости движения поездов устанавливается исследовательским путем.

9. При определении расчетных сил нажатий тормозных колодок пассажирских и грузовых вагонов руководствоваться табл. 1, а локомотивов табл. 2 этих нормативов. При 100% включенных и исправно действующих тормозах допускается принимать расчетное нажатие без подсчетов:

60 тс на 100 тс веса поезда при скорости движения до 120 км/ч для электропоездов всех серий, дизель-поездов ДР1 в/и, Д, пассажирских поездов с локомотивами серий ЧС всех индексов, ВЛ80 всех индексов, ВЛ65, ВЛ60, ТЭП10, ТЭ7, ТЭП60, ВЛ82, ВЛ82М, ВЛ10, ВЛ10У, ВЛ11, ВЛ11М, ТЭП70, ТЭП75, ТЭП80 и составами, имеющими в своем составе ЦМВ для перевозки пассажиров, в том числе вагоны габарита РИЦ (кроме межобластных), а также для пассажирских поездов, которые имеют в своем составе не меньше 12 ЦМВ. в том числе вагонов габарита РИЦ (кроме межобластных);

33 тс на 100 тс веса состава при скорости движения до 75 км/ч для сплоток из вагонов метрополитена, пересылаемых по путям Укрзализныци.

В этих случаях в справке формы ВУ-45 таблица тормозного нажатия не заполняется, а в строке “Всего” указывается величина нужного нажатия колодок.

10. Расчетные силы нажатия композиционных тормозных колодок на оси пассажирских поездов, которые обращаются со скоростями до 120 км/ч, принимать в переводе на чугунные колодки одинаковыми с чугунными, а при более высоких скоростях в следующем соотношении:

Со скоростями свыше 120 до 140 км/ч - на 25% больше, а со скоростями свыше 140 до 160 км/ч – на 30% больше, чем для чугунных колодок. При определении расчетной силы нажатия композиционных тормозных колодок на ось пассажирских вагонов с тормозами “КЕ” руководствоваться пунктом 3 таблицы 1.

11. При подсчете обеспечения поездов тормозами учетный вес локомотива и число осей определяются по табл. 3 этих нормативов. При подсчете обеспечения тормозами грузовых поездов вес локомотива и его тормозное нажатие не учитывается.

12. Необходимое количество ручных тормозов вагонов или ручных тормозных башмаков для удержания состава грузового, грузопассажирского и почтово-багажного поезда на месте в случае порчи или невозможности приведения в действие автоматических тормозов определяется на каждые 100 тс веса состава в зависимости от уклона спуска по табл. 4 этих нормативов. Единое наименьшее количество ручных тормозов на каждые 100 тс веса состава грузового, грузопассажирского и почтово-багажного поезда, который следует в пределах двух или более железных дорог, принимается 0,6 тормозной оси. При потребности ручных тормозов больше установленного по УЗ единого наименьшего количества 0,6 оси на каждые 100 тс веса поезда, а также, если в исключительных случаях, предусмотренных Укрзализныцей, в составе грузового поезда не может быть обеспечено единое наименьшее количество ручных тормозов, недостающее их количество может заменяться ручными тормозными башмаками

Для поездов, которые следуют в пределах своей железной дороги, а также при руководящих спусках круче 0,012 потребность в ручных тормозах и тормозных башмаков на каждые 100 тс веса состава устанавливается начальником железной дороги согласно указанных в табл. 4 нормативов.

Таблица Д.2.1

Величины расчетных нажатий тормозных колодок в перерасчете на чугунные на ось пассажирских и грузовых вагонов


п/п

Тип вагона



1

2

3

1.

Цельнометаллические пассажирские вагоны с тарой

53 тс и больше

10,0

48 тс и больше, но меньше 53 тс

9,0

42 тс и больше, но меньше 48 тс

8,0

2.

Цельнометаллические пассажирские вагоны габарита РИЦ с тормозом “КЕ” и чугунными тормозными колодками

на пассажирском режиме

10,0

на скоростном режиме

15,0

3.

Цельнометаллические пассажирские вагоны габарита ВЛ-РИЦ с тормозом “КЕ” и композиционными колодками (в перерасчете на чугунные колодки)

на пассажирском режиме

10,0

на скоростном режиме

13,0

4.

Пассажирские вагоны длиной 20,2 м и больше

9,0

5.

Другие вагоны пассажирского парка

6,5

6.

Грузовые вагоны с чугунными тормозными колодками

на груженом режиме

7,0

на среднем режиме

5,0

на порожнем режиме

3,5

7.

Грузовые вагоны, оборудованные композиционными тормозными колодками (в перерасчете на чугунные колодки), при включении

на груженом режиме

8,5

на среднем режиме

7,0

на порожнем режиме

3,5

8.

Четырехосные изотермические и багажные ЦМВ с односторонним торможением

6.0

9.

Вагоны рефрижераторного подвижного состава с чугунными тормозными колодками при включении

на груженом режиме

9,0

на среднем режиме

6,0

на порожнем режиме

3,5

10.

Вагоны рефрижераторного подвижного состава с композиционными тормозными колодками при включении:

на среднем режиме

7,0

на порожнем режиме

4,5

11.

Хоппер-дозаторы ЦНИИ-2 и ЦНИИ-3 (колодки композиционные) при включении:

на груженом режиме

7,0

на порожнем режиме

3,5

12.

Хоппер-дозаторы ЦНІІ-2 и ЦНІІ-3 (колодки чугунные) при включении:

на груженом режиме

3,5

на порожнем режиме

1,25

13.

Хоппер-дозаторы ЦНИИ-ДВЗ и хоппер-цементовозы выпуска до 1973 года (колодки чугунные) при включении

на груженом режиме

6,0

на порожнем режиме

2,5

14.

Хоппер-дозаторы ЦНИИ-ДВЗ (колодки композиционные) при включении:

на среднем режиме

7,0

на порожнем режиме

3,0

15.

Хоппер-дозаторы ЦНИИ-ДВЗМ (колодки чугунные) при включении:

на груженом режиме

7,0

на порожнем режиме

3,0

16.

Думпкары ЗВС50, 4ВС50, 5ВС60 (колодки чугунные) при включении

на груженом режиме

6,0

на среднем режиме

4,5

на порожнем режиме

3,0

17.

Думпкары ВС60, ВС95, ВС100, Д50 (колодки чугунные) при включении:

на груженом режиме

7,0

на среднем режиме

4,5

на порожнем режиме

3,5

18.

Хоппер-дозаторы ЦНИИ-ДВЗМ и думпкары ВС60, ВС95, ВС100, Д50, ТВС165, ТВС180, 5ВС105, ЗВС50, 4ВС50, 5ВС60 2ВС105 (колодки композиционные) при включении:

на среднем режиме

7,0

на порожнем режиме

3,5

Примечание:

2. Для рефрижераторных вагонов, которые удовлетворяют специальным техническим условиям для скорости движения до 120 км/ч, тормозное нажатие на ось композиционных тормозных колодок в перерасчете на чугунные принимать: на средний режим 14 тс, на порожний 8,5 тс.

3. Для грузовых вагонов с весом тары больше 26 тс, оборудованных композиционными тормозными колодками, при наличии трафарета нажатия колодок на ось пустого вагону принимать в соответствии с указанной на трафарете величиной.

Таблица Д.2. 2

Величины расчетных сил нажатия чугунных тормозных колодок на ось локомотивов, моторвагонного подвижного состава и тендеров


Тип и серия локомотивов

Величина нажатия тормозных колодок на ось, тс

грузовой режим

порожний режим

ЭЛЕКТРОВОЗЫ СЕРИЙ

ЧС1, ЧСЗ

14,0

-

ЧС2, ЧС2Т, ЧС4, ЧС4Т, ЧС6,ЧС7,ЧС8, ЧС200 на скоростном режиме

16,0

-

ЧС2, ЧС2Т, ЧС4, ЧС4Т, ЧС6, ЧС7, ЧС8, ЧС200 на скоростном режиме при скорости меньше 60 км/ч и на пассажирском режиме

12,0

-

ВЛ80, ВЛ80К, ВЛ80Т, ВЛ80С, ВЛ80Р, ВЛ82. ВЛ82М, ВЛ85, ВЛ65, ВЛ10, ВЛ10у, ВЛ11, ВЛ11М, ВЛ15

14,0

6,0

ВЛ23, ВЛ60 всех индексов

11,0

5,0 *

Другие серии электровозов

10,0

5,0 *

ТЕПЛОВОЗЫ СЕРИЙ

ТЭП60, ТЭ1, 2ТЭ116, 2ТЭП60, 2ТЭ10В, ТЭП70 ТЭП75, ТЭП80, ЗТЭ10М, 2ТЭ10М. 4ТЭ10С, 2ТЭ121, 2М62У, 3М62У, 2ТЭ10У, ЗТЕ10У, 2ТЭ10УТ

12,0

5,0 *

ТЭП10, ТЭ7

11,5

-

ТЭМ7, ТЭМ7А

13,0

5,5

ТЭ2, ТГ102

9,0

4,0

ЧМЭЗ, ЧМЭЗТ, ЧМЭЗЭ, ТЭМ2УМ,

ТЭМ16, ТЭМ17, ТЭМ18


11,0

5,0

ТГМЗА

8,0

4,0

Другие серии тепловозов

10,0

5,0 *

ПАРОВОЗЫ СЕРИЙ

ФД п, Су, П36

8,0

-

Е, Э, СО (для всех индексов указанных серий), Л, ЛВ

6,0

3,0

ФД

7,0

3,0

ТЭ

9,0

-

Другие серии паровозов

5,0

2,0 *

ТЕНДЕРЫ ПАРОВОЗОВ СЕРИЙ

ФД П

11,0

-

П36

10,0

-

ЛВ, ФД, ТЭ

8,0

4,0

Л, СУ

7,0

3,0*

Тендеры других серий паровозов

5,0

3,0

ЭЛЕКТРОПОЕЗДА

Моторный вагон (кроме ЭД9Т)

10,0

-

Моторный вагон ЭД9Т

12,0

Прицепной и головной вагон

9,0

Моторный и головной вагон ЭР200

15,0

ДИЗЕЛЬ-ПОЕЗДА СЕРИИ Д

Моторный вагон

12,0

Прицепной и головной вагон

9,0

ДИЗЕЛЬ-ПОЕЗДА СЕРИЙ Д1, ДР1, ДР1П, ДР1А

Моторный вагон

10,0

-

Прицепной и головной вагон

8,0

-


Примечание:


  1. Расчетные силы нажатия чугунных тормозных колодок с повышенным содержимым фосфора на ось моторвагонного подвижного состава принимать на 10% больше.

  2. При переключении воздухораспределителя грузового типа на средний режим торможения расчетное нажатие колодок на ось локомотивов принимать равным 70% расчетного нажатия при груженом режиме.

  3. Для тепловозов ТЭП70 и ТЭП80 при применении гребневых высокофосфористых чугунных тормозных колодок расчетную силу нажатия на ось принимать 16 тс при скоростях до 120 км/ч и 18 тс - от 120 до 160 км/ч включительно (без включения скоростного режима).

  4. Для электровоза ВЛ65 при воздухораспределителях пассажирского типа расчетную силу нажатия на ось принимать 14 тс.
Таблица Д.2.3

Учетный вес локомотивов и фактическое число тормозных осей


Серия локомотива

Число автотормозных осей

Число осей ручного тормоза

Учетный вес локомотива (для паровозов вместе с тендером), тс

локомотива

тендера

локомотива

тендера

расчетная

в пустом состоянии

1

2

3

4

5

6

7

ЭЛЕКТРОВОЗЫ

ВЛ22, ВЛ22М

6

6

-

132

130

ВЛ23, ВЛ60 в/и

6

-

6

-

138

136

ВЛ8, ВЛ10, ВЛ11, ВЛ11М, ВЛ80, ВЛ80к

8

-

4

-

184

180

ВЛ82, ВЛ80т, ВЛ80с, ВЛ80р

8

-

4

-

192

183

ВЛ82г, ВЛ10в

8

4

200

196

ВЛ85, ВЛ15

12

-

4

-

288

282

ВЛ65

6

-

2

-

141

138

ЧС1, ЧСЗ

4



4



84

83

ЧС2

6

-

2



120

119

ЧС2т

6

-

2



128

127

ЧС4, ЧС4т

6

-

2

126

125

ВЛ41

4

-

4



92

90

ЧС6

8

-

2



164

162

ЧС7

8

-

2

-

172

168

ЧС8

8

-

2



175

173

ЧС200

8

-

2

-

156

154

ТЕПЛОВОЗЫ

ТЭ1, ТЭМ1, ТЭМ2

6

-

2

121

118

ТЭ2

8



4

170

166

ТЭП75

6



6

138

134

ТЭП70

6

-

2



131

127

ТЭП80

8



2

180

176

ТЭ3, ТЭ7

12



4



254

250

ЗТЭЗ,2ТЭЗУ

18

-

6



381

375

2ТЭ10Л, 2ТЭ10,

12

-

4

-

260

254

2ТЭ10В,2ТЭ10М, 2ТЭ116, 2ТЭ10У, 2ТЭ10УТ

12

-

4

-

276

264

ЗТЭ10М, ЗТЭ10В, ЗТЭ10У

18

-

6

-

414

395

4ТЭ10С

24

-

8

-

552

528

2ТЭ121

12

-

4

-

300

292

2М62У

12

-

4

-

252

240

ЗМ62У

18

-

6

-

378

360

ТЭП10, ТЭ10

6

-

4

-

129

125

ТЭП60

6

-

2

128

126

ТЭП10Л

6

2

-

129

126

2ТЭП60

12

-

4

-

258

252

ТГ102

8

-

2

-

168

164

ВМЭ1

4

-

2

-

74

68

ЧМЭЗ, ЧМЭЗТ, ЧМЭЗЭ, ТЭМ2А, ТЭМ2У, ТЭМЗМ, ТЭМ16

6

-

2

-

123

121

ТГМЗА

4

-

2

-

68

65

2М62

12

-

4

-

240

232

М62

6

-

2

-

120

116

ЧМЭ2

4

-

1

-

72

68

ТЭМ7, ТЭМ7А

8

-

2

-

180

173

ТЭМ2УМ, ТЭМ17, ТЭМ18

6

-

2

-

126

124

ЭЛЕКТРОПОЕЗДА

Головной вагон

ЭР1, ЭР9П, ЭР9М, ЭР9Е, ЭР9Т

4

-

4

-

48

38

ЭР2, ЭР9, ЭР12

4

-

4

-

50

41

ЭР2Р, ЭР2Т

4

-

2

-

51,5

42,5

ЭР29

4

-

4

-

58

49

ЭР200

4

-

1

-

51,5

49

ЭТ2

4

-

2

-

51,0

43,5

ЭД2Т

4

-

2

-

54,0

45,0

ЭД9Т

4

-

2

-

50,0

41,0

ЭД4, ЭД4М

4

-

2

-

54,0

44,5

Моторный вагон

ЭР1, ЭР2

4

-

4

-

64

52,5

ЭР9, ЭР9П, ЭР12

4

-

4



71

60

ЭР9М, ЭР9Е

4

-

2

-

71

60

С р, С р з, С М 3

4

-

4

-

73

62

ЭР22

4

-

2

-

76,5

64,5

ЭР22В

4

-

1

-

77

65

ЭР2р, ЭР2т

4

2

-

70

58,5

ЭР29

4

-

2

-

74

61,5

ЭР200

4

-

1

-

65

58,5

ЭТ2

4

-

2

-

68,8

57,5

ЭД2т

4

-

2

-

70,5

58,5

ЭД9т

4

-

2

-

75,5

63,5

ЭД4, ЭД4М

4

-

2

-

70,0

58,0

Прицепной вагон

ЭРЕ, ЭР9п, ЭР9м, ЭР9е

4

-

4

-

48

37

ЭР2, С р з, С м з, ЭР9, ЭР12

4

-

4

-

50

39

ЭР22

4

-

4

-

54,5

41

ЭР22В

4

-

4

-

56

42,5

ЭР2М

4

-

2

-

51, 5

40,5

ЭР29

4

-

4

-

57,5

46,5

ЭТ2

4

-

2

-

51,0

40,5

ЭД2т

4

-

2

-

54,5

41,5

ЭД9т

4

-

2

-

50,5

38,0

ЭД4, ЭД4г

4

-

2

-

53,5

41,0

ДИЗЕЛЬ ПОЕЗДА

Моторный вагон

Д1

4

-

4

-

81

70,5

Д

4

-

4

-

76

65

ДР1, ДР1П, ДР1А

4

-

1

-

68

56

Прицепной вагон

Д1

4

-

4

-

56

37

Д

4

-

4

-

50

37

ДРІ

4

-

1

52

34

ДРІП ДР1А

4



1



54

36

АВТОМОРИСА АЧ2

Моторный вагон

4

-

2

-

67

46

Прицепной вагон

4

-

1

-

46

37

ПАРОВОЗЫ

ФД

5

6

6

235

174

ФД п

4

6

3

235

174

П36

4

6

3

230

174

ЛВ

5

6

-

3

190

133

Л

5

4

-

4

170

124

Е а, Е м

5

4

-

4

170

111

СО всех индексов

5

4

-

4

165

119

Эр

5

4

-

4

150

109

Су

3

4

-

4

130

109

Э всех индексов, кроме ЭР

5

4

-

4

130

105

Е ф, Е к, Е о, Е л

5

4

4

140

105

ТЭ

5

4

-

4

136

96

Ш а

5

4

-

4

127

85

Другие паровозы маленькой мощности

3

-

-

-

45

45

ТЕНДЕРЫ

шестиосные

-

6

-

6

100

54

четырехосные

-

4

-

4

65

23

Таблица Д.2.4

Необходимое количество ручных тормозов и тормозных башмаков для удержания на месте после остановки на перегоне в случае порчи автотормозов на каждые 100 тс веса составу грузового, грузопассажирского и почтово-багажного поездов (без локомотива и тендера) в зависимости от крутизны спуска


Крутизна спуска

0

0,002

0,004

0,006

0,008

0,010

0,012

Число тормозных башмаков

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,3

0,4

Количество тормозных осей

0,4

0,4

0.4

0,4

0,6

0,8

1.0

Крутизна спуска

0,014

0,016

0,018

0,020

0,022

0,024

0,026

Число тормозных башмаков

0,4

0,5

0,6

0,6

0,7

0,8

0,8

Количество тормозных осей

1,2

1,4

1,6

1,8

-

-

-

Крутизна спуска

0,028

0,030

0,032

0,034

0,036

0,038

0,040

Число тормозных башмаков

0,9

1,0

1,0

1,1

1,2

1,2

1,3

Примечание:

В числителе - при нагрузке на ось 10 тс и больше; в знаменателе - при нагрузке на ось меньше 10 тс. При подсчете числа осей ручного торможения учитывать ручные тормозы грузовых и специальных вагонов, которые имеют боковой привод без проходной тормозной площадки.

Для обеспечения безопасности движения необходимо создать суммарно силу нажатия тормозных колодок, достаточную для остановки поезда на установленной длине тормозного пути.

Обеспеченность поезда тормозными средствами характеризуется величиной расчетного тормозного коэффициента, представляющего собой отношение суммарной расчетной силы нажатия тормозных колодок поезда к его массе (масса вагонов и локомотива).

Суммарная расчетная сила нажатия тормозных колодок определятся умножением установленного нормами расчетного нажатия тормозных колодок на одну ось на количество осей поезда.

Установлены следующие величины расчетных нажатий на одну ось чугунных тормозных колодок:

8, 9 и 10 т для пассажирских вагонов с массой тары соответственно
42–47, 48–52, 53 т и более;

3,5; 7,0 и 5,0 т для грузовых вагонов соответственно на порожнем, груженом и среднем режимах работы воздухораспределителя;

9 и 6 т для рефрижераторных вагонов соответственно на груженом и среднем режимах торможения.

При композиционных тормозных колодках грузовых вагонов установлены величины нажатия колодок на ось 7,0 т на среднем режиме и 3,5 т на порожнем режиме торможения.

Наряду с расчетным тормозным коэффициентом на практике используют величину нажатия тормозных колодок, приходящуюся на каждые 100 т массы поезда.

Для груженых грузовых поездов нажатие тормозных колодок на каждые 100 т массы поезда должно быть не менее 33 т, а для порожних грузовых поездов – не менее 58 т.

Для пассажирских поездов нажатие тормозных колодок на каждые 100 т массы поезда должно быть не менее 60, 78 и 80 т при скоростях движения соответственно до 120, 120–140, 140–160 км/ч. При этом при скоростях движения 120–160 км/ч обязательно применение электропневматического тормоза
и композиционных колодок.

Расчет суммарного нажатия тормозных колодок на все оси поезда производит осмотрщик вагонов. Результаты расчета записываются им в справку формы ВУ-45, которая передается машинисту локомотива. В этой справке также указываются: номер поезда и локомотива, масса поезда и количество осей поезда; количество ручных тормозов; плотность тормозной магистрали поезда.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные требования Правил технической эксплуатации железных дорог к тормозам подвижного состава.

2. Почему тормоза называются автоматическими?

3. Назовите основные детали и узлы автоматического пневматического тормоза.

4. Назначение воздухораспределителя пневматического тормоза.

5. Опишите процессы зарядки, торможения и отпуска тормозов.

6. Назовите основные детали и узлы автоматического электропневматического тормоза.

7. Какие устройства обеспечивают автоматичность действия электропневматического тормоза при разрыве поезда?

8. Как проводится опробование тормозов?

9. Назовите основные детали и узлы тормозной рычажной передачи грузового вагона.

10. Какие части тормозной рычажной передачи должны иметь предохранительные устройства?

7.6.1 Кузов

7.6.1.1 Кузов очищают, осматривают коррозионные износы обшивки кузова измеряют ультразвуковым толщиномером. На основании проведенного комплексного контроля определяют объем ремонта. При износе обшивы более 0,5 толщины листа на площади более половины листа лист заменяют новым.

7.6.1.2 Погнутые и поврежденные стойки вагона выправляют, а имеющие трещины, изломы ремонтируют с последующим усилением стыка накладкой или заменяют новыми, аналогичной конструкции.

7.6.1.3 Прогибы верхней и нижней обвязок кузова более 15 мм внутрь вагона и 15 мм наружу выправляют. Изгибы верхней и нижней обвязок в вертикальной плоскости между стойками более 15мм - выправляют. Допускается оставлять без ремонта местные плавные вмятины на обвязках глубиной 10мм на длине до 200мм. Общий прогиб обвязок по всей длине более 25мм не допускается.

7.6.1.4 Поврежденную металлическую обшивку кузова ремонтируют сваркой. Трещины длиной до 100мм заваривают без постановки усиливающих накладок, при большей длине - с постановкой усиливающих накладок. На одной части обшивки не разрешается устанавливать более двух накладок площадью 0,3м 2 . При коррозионном повреждении или выгорании металла по толщине более 2мм на площади более половины листа, лист обшивки заменяют новым.

7.6.1.5 При постановке обшивки на боковую стену листы, прижимные планки и накладки крепят болтами к стойкам, зазор между обшивкой и каркасом боковой и торцовой стен не должен превышать 2 мм.

Детали крепления обшивки к каркасу кузова (несущие планки, накладки, прижимные планки)проверяют, отсутствующие ставят вновь. Отсутствующие или неисправные накладки и болты с потайными головками для крепления обшивки торцовых стен заменяют новыми.

7.6.1.6 Бункера на раме вагона, отремонтированные или новые, устанавливают под углом наклона к горизонту согласно требованиям, указанным в чертежах завода - изготовителя.

7.6.1.7 Крепление горбыля к хребтовой балке внутри кузова должно быть выполнено в соответствии с чертежами завода-изготовителя. Стенки горбыля, защищающие хребтовую балку от действия высоких температур и обеспечивающие необходимый угол наклона плоскости разгрузки, должны иметь толщину не менее 8 мм. При износе толщины листа горбыля более чем на 1/3 заменять новым.

7.6.1.8 Крепление обшивки бункеров и горбыля, подвергающихся в процессе эксплуатации наибольшему износу, должно быть выполнено в соответствии с чертежами завода-изготовителя.

7.6.1.9 Крышки люков снимают с вагона для проверки технического состояния и ремонта. Погнутые крышки выправляют, имеющие трещины или местные выработки ремонтируют. Разрешается ремонтировать крышки люков постановкой с внутренней стороны не более двух накладок на площади не более 1/3 площади люка сваркой. Толщина накладок должна быть от 6 до 8 мм. Постановка усиливающих накладок в местах прилегания крышек люков к бункеру не допускается. Заварку отверстия в крышке люка следует производить постановкой накладки в соответствии с рисунком 12.