Износостойкие шины с крепкой боковиной. Маркировка автомобильных шин

Специализированные журналы, форумы, автоклубы, международные ассоциации часто формируют рейтинг летних легковых шин, особенно в феврале-марте, когда по закону надо сменить зимнюю резину на более подходящую по сезону. Предварительно проводятся независимые тест-драйвы, конкурсы, контроли над линией товаров, чтобы определить имеющиеся проблемы в сфере изготовления, сбыта продукции, а также наметить перечень предпринимателей, способных найти наиболее выгодное решение в сложившейся ситуации. Весь зарубежный и отечественный автопром нацелен на создание безопасной и комфортной резины, на это и направлены все инновационные технологии, эксперименты со шкалой производства новой шины. Конкуренция на рынке стимулирует руководство крупных компаний беспрерывно развиваться, модернизировать шины. Успешные компании у всех на слуху, ведь авторитет новатора уже заслужен, а к тому же над всеми нависает такое страшное слово, как «рейтинг». Список лидеров основывается на разных параметрах, чаще всего шины распределяют на отечественные и зарубежные модели, а еще формируют по классам качества и новаций, учитывается и ценовая политика, тем более идет большой разброс стоимости на товар, цена на резину варьируются от 2 000 до 15 000 рублей.

Летние шины

Существуют такие бренды, которые чаще всего занимают лидирующие позиции в рейтингах, в основном, — это шины от крупных корпораций, которые имеют свои научно-исследовательские лаборатории, регулярно внедряют инновации и проводят тест-драйвы, но еще специальные ресурсы информируют потребителей о изделиях класса В, С, которым приписывают универсальность и доступность по цене.

Рейтинг летних шин Премиум-класса

Рейтинг универсальной резины класса В


Рейтинг летних легковых шин эконом-класса

Российские автомобилисты при покупке резины все чаще и чаще задают вопрос: «как долго эти шины смогут выдерживать отечественные дороги?». Данный материал даст ответ на тему, «какую резину приобретать на лето для плохих дорог?» и вообще, «какие критические повреждения шине наносит некачественное дорожное покрытие и как их избежать?».

Основные причины подобной ситуации в том, что российские дороги далеки от идеала, особенно, когда речь касается не мегаполисов и крупных трасс. Большинство региональных дорог мягко скажем «не самого лучшего качества»”. Каждый автовладелец желает защитить шины своего авто от внешних повреждений, особенно когда речь идет о новой дорогой резине.

Виды повреждений

Все повреждения шин можно условно разделить на две категории:

  • «шишка» (она же «валбука», «грыжа»);
  • боковой порез.

Шишка

Шишка же является расслоением боковой части покрышки с разрывом самого каркаса шины либо же без него. Происходит это от того, что боковая часть шины перегревается в результате высокой скорости деформации конкретного участка протектора в момент удара. Как же избежать подобной неприятности?

Как выглядит шишка на резине

Прежде всего, необходимо держать рекомендованное производителем давление в колесах. Эта информация указана либо в инструкции по эксплуатации вашего транспортного средства, либо в проеме водительской двери, либо на внутренней стороне лючка бензобака. Именно там будет указано давление для определенной степени загрузки машины.

Температура окружающей среды может изменять давление в шине. Так, с ее понижением понижается и давление в колесе. Происходит это в результате увеличения плотности воздуха внутри шины. Соответственно, при увеличении температуры воздуха увеличивается и давление. Рекомендуется изначально завышать на 10-15% давление в шине, что увеличит ее выносливость.

Теоретически, это замедлит скорость деформации боковины при ударе. На практике, конечно, стопроцентной гарантии нет, но шансы у колеса уцелеть на плохой дороге существенно возрастут. Правда, пострадает комфорт — подвеска станет более жесткой, и чуть быстрее начнет изнашиваться центральная часть протектора. Каждый выбирает для себя сам, готов ли он на такой компромисс.

Не стоит думать, что шины с маркировкой Extra Load (XL) помогают не только выдержать большую массу, но, и защищены от образования шишек. Это не так! Кроме повышенного индекса нагрузки по массе это колесо не отличается от обычного ничем.

Так что же покупать? Шины с высоким профилем! Соотношение ширины к высоте должно быть больше 55. Например, 195/65/R15 — шина с высоким профилем, а вот если вместо цифры 65 будет написано 55 и менее — это низкопрофильная шина. Шансы получить вышеуказанное повреждение у высокопрофильной покрышки ниже. Происходит это из-за того, что при боковом ударе его энергия рассеивается по большей площади, чем у низкопрофильной шины, при этом скорость деформации боковины снижается. Стоит учитывать это при выборе шин.

Про низко и высокопрофильные шины подробно рассказывали.

Есть и негативные последствия такого выбора — будет страдать управляемость. Машина на высоких колесах становится мягче, как бы расплывается по асфальту, ее «ведет».

Третьей рекомендацией будет выбор шин с жесткой боковиной . Параметр субъективен, но бесспорным является тот факт, что в более жесткой боковине содержится больше слоев резины либо больше самой резиносмеси, что хорошо противостоит повреждению.

В противовес этому выступает увеличение веса колеса, а значит — комфорт ухудшится, а расход топлива — вырастет. Производители шин давно пытаются решить данную проблему — уменьшить вес шин с жестким боком либо усилить прочность мягких шин. Есть даже определенные успехи.

Автошины отвечают за качество сцепления с дорогой, за увеличение комфорта при движении. Часто водители используют усиленные шины. Разберемся что они из себя представляют, какие имеют особенности эксплуатации.

В чем особенность усиленных шин

Все шины с усиленной боковиной имеют примерно одинаковую конструкцию, позволяющую переносить большие нагрузки. Технически конструкция снижает риск повреждения покрышки при наезде на препятствия.

Для большего понимания ситуации стоит рассмотреть, почему покрышка повреждается. Если колесо наезжает на препятствие или яму, диск продавливает боковину. Происходит ситуация быстро и с большим усилием, в результате обод фактически перерубает корд идущий по боковине.

Для защиты от такой проблемы XL шины имеют усиленный каркас. Способ усиления зависит от технических особенностей автошины, и ее предназначения. В самом простом варианте резина имеет на боковых сторонах два слоя корда. Другой более надежный метод – использование диагональной конструкции на боковинах. Такой способ наиболее эффективен, даже при повреждении боковой части автопокрышки ее можно отремонтировать и использовать.

Для большей надежности корд делают из усиленных полимерных нитей. Они лучше переносят нагрузки. Перерубить их достаточно сложно. Полимеры обеспечивают достаточную эластичность.

Помимо всего перечисленного при производстве применяется другая, более жесткая резиновая смесь. Она также позволяет усилить надежность шины. Иногда видоизменяют протектор, но этот фактор не является главным и обязательным.

Эксплуатационные особенности усиленной резины

Усиленная боковина должна выдерживать нагрузку, которую создает автомобиль, за это приходится платить повышенной жесткостью. В результате ехать на машине оборудованной такой авторезиной менее комфортно, она хуже гасит мелкие удары от проезда по неровностям.

Использование покрышек с усиленным бортом не гарантирует полное отсутствие повреждений. Не стоит считать такую шину неуязвимой, при проезде ям соблюдайте меры предосторожности.

Помимо всего прочего все автошины имеющие усиленные элементы, всегда весят больше обычных покрышек. Причина в дополнительном корде и более плотной резине. Это создает повышенную нагрузку на подвеску.

Перечислим основные преимущества, которые имеет подобная авторезина.

  • Повышенная безопасность. Риск повредить покрышку меньше.
  • Шина устойчива к деформации, снижается вероятность повреждения колесного диска.
  • В поворотах машина более устойчива. Это говорит об улучшении курсовой устойчивости и управляемости.
  • Обычно такая резина имеет увеличенный индекс скорости.
  • Снижается расход топлива. У шин меньше сопротивляемость качению.

Для каких автомобилей подходят

Необходимо понимать, резина с усиленными боковинами предназначена для определенных автомобилей. Устанавливать ее, к примеру, на Daewoo Matiz бесполезно. Перечислим транспортные средства, наиболее подходящие для подобных шин.

  • Автомобили, предназначенные для больших скоростей. Спортивная машина может разгонятся до 270 км/ч. Обычная резина на таких скоростях с большей долей вероятности быстро порвется, а усиленная боковина защищает от повреждений.
  • Внедорожники. Надежная резина является важным элементом поездок по бездорожью. Во время таких поездок часто приходится наезжать на различные препятствия, боковина должна быть нормально защищена от повреждений.
  • Если вы просто часто выезжаете в места с некачественной дорогой. Тогда проблем с резиной у вас будет немного, служить она будет дольше.

Как узнать, что шина имеет усиленную боковину

Важно знать, как отличить такую покрышку. Для этого существует специальная маркировка. Она дополняет типоразмер и указывается сразу после индекса скорости. В редких случаях маркировка может указываться отдельно, обычно по окружности борта.

При маркировке в типоразмере, там добавляются две латинские буквы XL. На борту может указываться надпись «extra load». Она полностью идентична маркировке в типоразмере.

Отдельно стоит упомянуть, что значит XL. Фактически это указание, что индекс нагрузки увеличивается на 3 единицы. То есть, если на шине указан индекс – 97, при наличии дополнительной маркировки, допустимая нагрузка будет равна индексу 100.

Шины с усиленной боковиной надежны и устойчивы в сложных условиях. Но, они имеют свои особенности эксплуатации. Это нужно учитывать, не стоит приобретать их для поездок по городу.

На сегодняшний день производители автомобильных шин, предлагают гигантский ассортимент своей продукции рассчитанные на разные погодные условия, и разные условия эксплуатации. И если взять к примеру любой автомобиль и посмотреть что написано на боковине шины данного авто, то можно заметить большое количество разных надписей и обозначений, которые несут в себе много важной и полезной информации. Давайте, попробуем рассмотреть на примере:

Например: Michelin Energy Saver 215/60 R16 97Т , где

Michelin - марка шины

Energy Saver - модель шины

215 - ширина шины, мм; (ширина шины измеряется в миллиметрах)

60 - высота профиля шины, (высота шины измеряется в процентах).Это процентное соотношение высоты шины к ее ширине. В данном случае 60% от ширины 215 мм., составляет 129 мм, (т.е.высота шины получилась 129 миллиметров). В некоторых типоразмерах шин такой показатель отсутствует, например, 215 R16 C 105Q. Такие шины называют полнопрофильными, а отношение высоты шины к ее ширине в таком случае составляет 80% или 82%. Как правило предназначены для легкого грузового транспорта.

R - обозначает, что конструкция шины радиальная.

16 - обозначает диаметр диска, на который можно установить шину данного размера

97 - индекс допустимой нагрузки на шину в кг. Ниже таблица индексов нагрузки.

Т - индекс скорости. Данный показатель показывает максимально допустимую скорость, при которой шина сохраняет свои эксплуатационные характеристики. Ниже таблица индексов скорости.

XL - (Extra load) . Данная маркировка обозначает, что у шины увеличенный запас прочности.

Таблица индексов нагрузки

Индекс нагрузки Индекс нагрузки Индекс нагрузки
70 335 90 600 110 1060
71 345 91 615 111 1090
72 355 92 630 112 1120
73 365 93 650 113 1150
74 375 94 670 114 1180
75 387 95 690 115 1215
76 400 96 710 116 1250
77 412 97 730 117 1285
78 425 98 750 118 1320
79 437 99 775 119 1360
80 450 100 800 120 1400
81 462 101 825 121 1450
82 475 102 850 122 1500
83 487 103 875 123 1550
84 500 104 900 124 1600
85 515 105 925 125 1650
86 530 106 950 126 1700
87 545 107 975 127 1750
88 560 108 1000 128 1800
89 580 109 1030 129 1850

Таблица индексов скорости

N 140
P 150
Q 160
R 170
S 180
T 190
U 200
H 210
V 240
W 270
Y 300
Z свыше 240

Американская маркировка шин

Например : BF Goodrich All Terrain 31X10.5R15 , г де


BF Goodrich - Марка шины

31 - внешний диаметр шины в дюймах (1дюйм =2.54см)

10.5 - ширина шины в дюймах;

R - обозначает, что конструкция шины радиальная ;

15 - внутренний диаметр шины в дюймах.

Дополнительная информация, которая наносится на боковину шины.

Обозначение Описание фото
M+S (Mud + Snow переводится как « грязь плюс снег»). Шины с таким обозначением могут быть использованы как зимние или всесезонные

AS (All Season )

всесезонная шина для любой погоды .

AW (Any weather )

всесезонная шина для любой погоды .
"Снежинка" предполагает использование шины в суровых зимних условиях. Отсутствие такой пиктограммы показывает, что шины могут эксплуатироваться только в летних условиях
"Зонтик" данные шины предназначены для дождливой погоды и не подвержены эффекту аквапланирования.
RAIN, WATER, AQUA данные шины предназначены для дождливой погоды и не подвержены эффекту аквапланирования
Rotation направленная шина. Направление вращения шины показывает стрелка нанесенная на ее боковину.
Outside и Inside наружная сторона шины. Сама надпись Outside должна находиться с наружной стороны автомобиля. Данное обозначение используется на ассиметричных шинах. Inside или Side Facing Inwards - внутренняя сторона шины.Сама надпись Inside должна находиться с внутренней стороны автомобиля. Данное обозначение используется на ассиметричных шинах.
Left или Right шины с таким обозначением бывают левые и правые. Соответственно шины с надписью Left устанавливают на левую сторону автомобиля, а с надписью Right на правую.
Tubeless (TL) бескамерная шина.
Tube Type ( TT) шина с камерой
Max Pressure максимально допустимое давление в шине, в кПа.
Max Load
XL - (Extra Load) усиленная шина.
" LT" (Light Trucks) шины для легких грузовиков,малых коммерческих автомобилей, микроавтобусов и тяжелых внедорожников.
Reinforced или Reinf усиленная шина (состоит из 6 слоев)
"C" усиленная шина (состоит из 8 слоев)
"Р" (Passenger) шины для легковых автомобилей
Steel Radial или Steel belted радиальная шина с металлическим кордом
MFS (Maximum Flange Sheild). Система Максимальной защиты обода борта защищает дорогие колеса от повреждений об бордюры и тротуары - резиновый профиль по окружности покрышки, расположенный на нижней части стенки над фланцем обода, образует буферную зону.
RunFlat (езда на спущенной шине) - технология, позволяющая вашему автомобилю продолжать движение после прокола или спуска шины. Даже если давление в шине потеряно полностью, эта технология позволяет автомобилю проехать еще минимум 80 км, на скорости до 80 км/ч. Усиленные покрышки, как правило, имеют в боковых частях несколько слоев резины с жаропрочным кордом, которые, при полной потере давления, не дают боковинам шины складываться или сминаться. У каждого производителя шин маркировка технологии RUNFLAT своя

В тонкостях технологии изготовления беспрокольных шин разбирались журналисты АвтоПортала.

Прокол колеса на большой скорости может привести к ДТП, а на малой - к непредвиденной и неприятной задержке в пути. Избежать этого позволяют так называемые «беспрокольные» шины, иное название которых - RunFlat («движение на спущенной шине»).

«Беспрокольные» шины есть в линейке шин многих производителей:

  • BF Goodrich - серия SSS (Self-Supporting Structure),
  • Bridgestone - серия RFT (RunFlatTire),
  • Continental - SSR (Self Supporting Runflat), CSR (Conti Support Ring),
  • Dunlop - DSST (Dunlop Self-Supporting Technology),
  • Firestone - RFT (Run Flat Tire),
  • Goodyear - ROF,
  • Kumho - XRP,
  • Michelin - ZP (Zero Pressure),
  • Nokian - RF (Run Flat),
  • Pirelli - RFT (Run Flat Technology),
  • Yokohama - RF (Run Flat).

«Беспрокольные» шины позволят вам добраться до ближайшего шиномонтажа (если он находится не далее 80 км) на скорости до 80 км/ч. На сегодняшний день существует три типа технологий, позволяющих автомобилю двигаться после прокола покрышки:

  • самогерметизирующиеся шины,
  • шины с усиленными боковинами,
  • системы дополнительной поддержки.

Самогерметизирующиеся шины

Наиболее простая защита от прокола. В таких шинах внутри протектора помещен дополнительный слой герметика, который «затягивает» образовавшееся при проколе отверстие.

Концерн Continental предлагает системы самогерметизации NailGard и GenSeal. При этом стоимость покрышки с герметиком может быть только на 100-150 грн. дороже аналогичной шины без системы герметизации.

Плюсы самогерметизирующихся шин

  • Низкая стоимость (на 10-20% дороже «обычной» покрышки).
  • Ремонтопригодность.

Минусы самогерметизирующихся шин

  • Самогерметизация невозможна при повреждении боковины или при больших порезах.
  • На мокрой дороге или в мороз герметизация менее эффективна.

Шины с усиленными боковинами

Возможный пробег на «пробитой» покрышке составляет 80-250 км в зависимости от производителя резины и загрузки автомобиля. Наличие прокола в таких шинах может пройти незаметно, поэтому обязательным является наличие системы контроля давления в шинах.

Впервые такие шины появились в 1992 г. (серия Run-Flat от Goodyear). Сегодня шины с усиленными боковинами предлагают большинство известных производителей: BF Goodrich, Bridgestone, Dunlop, Michelin, Pirelli.

Шины с усиленными боковинами устанавливают на автомобили премиум-класса и на бронированные модели. Стоимость таких шин на 30-100% выше стоимости «обычных» покрышек. К примеру, Goodyear F1 GS-D3 run flat обойдется в 2200 грн. Шина BRIDGESTONE DUELER HL 400 обойдется в 1624 грн., а с беспрокольная BRIDGESTONE DUELER HL 400 Run Flat будет стоить уже 2860 грн.

Плюсы шин с усиленными боковинами

  • Не боятся серьезных повреждений (в том числе и повреждений боковины).
  • Монтируются на обычный колесный диск.

Минусы шин с усиленными боковинами

  • Требуется наличие системы контроля давления воздуха в шине и адаптированной подвески.
  • Неремонтопригодны. Ремонт протекторной части таких шин допускают только Goodyear (серии шин ROF и EMT) и Dunlop (серия DSST).
  • Более тяжелые и менее комфортны.

Системы дополнительной поддержки

Принцип функционирования таких систем заключается в установке внутри самих шин элемента жесткости, который принимает на себя нагрузку при падении давления в шине. В качестве элемента жесткости применяется металлический или пластиковый обруч. Кроме того, для монтажа таких шин требуются специфические колесные диски.

На сегодняшний день шины с кольцом-вставкой производят Michelin (серия PAX) и Continental (серия CSR). Такие шины устанавливают в основном на бронированные автомобили.