Масла турбинные. Турбинное масло, основные характеристики

Данная марка масла вырабатывается из нефтей с высоким содержанием сернистых остатков парафинистого типа. В процессе выработки масла используется специальный процесс очистки специальными селективными растворителями, которые повышают вязкость масла и обеспечивают ему лучшие свойства, удаляя примеси, которые могут повлиять на качество исходного продукта в процессе выработки. Кроме этого данное масло проходит обязательную обработку специальными присадками, которые позволяют улучшить антиокислительные свойства масла. Таким образом, исходный продукт получает отличные защитные свойства, обеспечивая надежную защиту от возникновения окислов железа в механизмах и агрегатах. Именно это позволяет маслам подобного типа значительно продлить срок службы деталей с повышенной нагрузкой. Также в состав масла входят специальные присадки, которые позволяют усилить антикоррозийные и деэмульгирующие свойства масла. Таким образом, исходный продукт - масло турбинное ТП 22 С - обеспечивает надежную защиту всем составным узлам механизмов и продлевает срок их работы. Кроме этого, данное масло позволяет значительно снизить нагрузку на агрегаты, благодаря высоким показателям вязкости.

Область применения масла ТП-22С

Данное масло используется, как правило, в паровых турбинах с высокими показателями количества оборотов, а также в турбинах центробежных компрессоров и компрессоров трубного типа. Использование масла предпочтительно в тех случаях, когда требуется вязкое масло для обеспечения высоких противоизносных свойств. Масло турбинное подобного типа является самым распространенным турбинным маслом.

Фасовка масла ТП 22 Б

Масло ТП-22С может быть расфасовано по заказу клиента в:

— металлическая бочка 216,5 литров

— полиэтиленовая бочка 227 литров

— евроканистра 5, 10, 20, 50 литров

Технические характеристики ТП-22С

Наименование показателя Норма по ГОСТ ( ТУ)
Плотность при 15°С, г/куб. см, не более 0,900
Вязкость кинематическая, кв. мм/с:

при 50°С, в пределах
20,0-23,0
при 40°С, в пределах 28,8-35,2
Индекс вязкости, не менее 95
Массовая доля, %, не более:

механических примесей 0,005

воды отсутствие
серы 0,5
фенола в базовом масле 0,05
Температура, °С:

вспышки в открытом тигле, не ниже 186

застывания, не выше -15
Коррозия на стальном стержне
отсутствие
Время деэмульсации, с, не более 180
Кислотное число масла, мг КОН/г, в пределах 0,04-0,07
Cтабильность против окисления, 150°С, 16 ч и расходе кислорода 3 куб. дм/ч, не более:
массовая доля осадка, % 0,01
кислотное число масла, мг КОН/г 0,15
летучие низкомолекулярные кислоты, мг КОН/г 0,15
Цвет на колориметре ЦНТ, единицы ЦНТ, не более 1,5

География поставок

Свердловская область: Екатеринбург, Арамиль, Среднеуральск, Дегтярск, Ниж. Серги, Михайловск, Арти, Ачит, Красноуфимск, Шаля, Верх. Тагил, Невьянск, Ниж. Тагил, Верх. Салда, Верх. Тура, Верхотурье, Новая Ляля, Серов, Волчанск, Реж, Алапаевск, Гари, Артемовский, Ирбит, Туринск, Таборы, Тавда, Сысерть, Каменск-Уральский, Сухой Лог, Богданович, Камышлов, Пышма, Талица, Тугулым, Байкалово, Туринская Слобода, Асбест, Ревда, Первоуральск, Березовский, Лесной, Новоуральск, Полевской.

фасовка: 205 л.

Смазочная техническая жидкость, или масло марки Тп-22с применяется для осуществления длительной эксплуатации различных типов турбин, турбинных компрессоров и других механизмов аналогичного назначения.


Масло Тп-22с, характеристики:

Вязкость кинематическая при 50 градусах Цельсия - 20,3, а при 40 градусах – 30,4 квадратных миллиметров в секунду;
- плотность масла Тп-22с при температуре 20 градусов Цельсия равна 875 килограмм на кубический метр смазочной жидкости;
- минимальная температура вспышки в открытом состоянии тигля – 198 градусов Цельсия;
- максимальная температура застывания масла - «минус» 17 градусов Цельсия;
- процент серы в составе масла – не более 0, 06 процента.

Преимущественные особенности масло ТП

Масло линии смазочных жидкостей Тп и в том числе Тп-22 с имеет в своем составе комплекс специальных присадок, способные обеспечить надежные рабочие характеристики оборудования. В частности, оно допущено и применяется на электрогенерирующих станциях РАО ЕЭС. При этом оно имеет такие конкурентные преимущества в процессе применения:
- проявляет высокие параметры стойкости к процессам окисления;
- обладает устойчивостью к сохранению антикоррозионных свойств;
- не подвержено пенообразованию, находясь среди вращающихся деталей оборудования;
- имеет хорошую деэмульгирующую способность;
- надежно и качественно защищает валы турбин и их подшипники от износа.

масло ТП расшифровка

Турбинные масла маркируются буквенными индексами «Тп» или «Т» и комбинацией цифр и букв, которые классифицируют их целевое применение, в частности ТП-22с означает, что это турбинное масло, предназначенное для скоростных турбин и компрессоров центробежного типа. Оно имеет широкий спектр применения и поэтому наиболее распространено.

аналоги масла ТП 22

Аналогом Тп-22с по сферам применения смазочной жидкости является масло Т30.

эксплуатация турбинного масла тп 22с

Турбинные масла работают в тяжелых эксплуатационных условиях, однако нельзя доводить до того, чтобы случился перегрев смазочной жидкости, применяя различные системы ее охлаждения.

перегрев масла тп 22с последствия

Перегрев турбинного масла приводит к таким негативным последствиям, как «старение масла», которое проявляется:
- в повышении окисления смазочной жидкости;
- в увеличении параметров вязкости;
- приводит к уменьшению температуры вспышки;
- и снижению деэмульсионных свойств.

"

6. Ограничение срока действия снято по протоколу N 4-93 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94)

7. ИЗДАНИЕ (июнь 2011 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, утвержденными в апреле 1977 г., марте 1979 г., ноябре 1979 г., марте 1981 г., мае 1982 г., марте 1983 г., марте 1987 г., феврале 1989 г., июле 1992 г. (ИУС 6-77, 5-79, 1-80, 6-81, 9-82, 9-83, 5-87, 5-89, 10-92)

Настоящий стандарт распространяется на нефтяные масла, содержащие антиокислительные, антикоррозионные и другие присадки, обеспечивающие эксплуатационные свойства масел, и применяемые для смазки подшипников и вспомогательных механизмов турбоагрегатов (паровых газовых турбин, турбокомпрессорных машин, гидротурбин, судовых паротурбинных установок и других аналогичных видов оборудования), а также для работы в системах регулирования этих машин в качестве гидравлической жидкости.

Стандарт соответствует требованиям ИСО 8068 в части марки Тп-30.

1. МАРКИ

1.1. В зависимости от вязкости и применения устанавливают следующие марки турбинных масел: Тп-22 (ОКП 02 5371 0201), Тп-30 (ОКП 02 5371 0202), Тп-46 (ОКП 02 5371 0203).

Турбинные масла марок Тп-22, Тп-30 и Тп-46 содержат присадки, улучшающие антиокислительные, деэмульгирующие, противокоррозионные и антипенные свойства. Турбинное масло марки Тп-30 содержит противоизносную присадку.

(Измененная редакция, Изм. N 3, 8).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Турбинные масла с присадками должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.

(Измененная редакция, Изм. N 5).

2.2. По физико-химическим показателям турбинные масла с присадками должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице.

Наименование показателя

Норма для марки

Метод испытания

1. Вязкость кинематическая, мм/с, при 40 °С

3. Кислотное число, мг KОН на 1 г масла, не более

4. Стабильность против окисления:

осадок после окисления, %, не более

6. Натровая проба подкисленной щелочной вытяжки базового масла, оптическая плотность в кювете 20 мм, не более

7. Число деэмульсации, мин, не более

8. Коррозия на стальных стержнях

Отсутствие

9. Цвет на колориметре ЦНТ, единицы ЦНТ, не более

10. Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °С, не ниже

11. Температура застывания, °С, не выше

15. (Исключен, Изм. N 9).

16. Массовая доля серы в базовом масле, %, не более

Отсутствие

18. Стабильность против окисления в универсальном приборе:

22. Плотность при 20 °С, г/см, не более

Примечания:

1. При изготовлении масел марок Тп-30 и Тп-46 из сернистых нефтей массовая доля серы в базовом масле допускается не более 0,8 и 1,1% соответственно.

2. Допускается по соглашению с потребителем поставка масел марок Тп-22 и Тп-30 без антипенной присадки.

3. (Исключен, Изм. N 6).

4. Испытание по подпункту 8 таблицы для масел марок Тп-22 и Тп-30 проводится с дистиллированной водой, для масла марки Тп-46 - с раствором неорганических солей.

Для текущих анализов продукции разрешается применять готовую медицинскую соль (соль для ванн, морскую соль и др.), 2,5%-ный раствор.

После промывки стержней по ГОСТ 19199 разрешается протирать их фильтровальной бумагой для удаления эмульсии.

5. При применении присадки В 15/41 кислотное число масла марки Тп-46 устанавливается не более 0,05 мг на 1 г масла.

6. (Исключен, Изм. N 7).

7, 8. (Исключены, Изм. N 9).

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9).

3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

3.1. Турбинные масла принимают партиями. Партией считают любое количество масла, изготовленного в ходе технологического процесса, однородного по показателям качества, сопровождаемого одним документом о качестве.

(Измененная редакция, Изм. N 8).

3.2. Объем выборок - по ГОСТ 2517 .

3.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей проводят повторные испытания вновь отобранной пробы из удвоенной выборки. Результаты повторных испытаний являются окончательными и распространяются на всю партию.

3.4. (Исключен, Изм. N 6, 8).

3.5. (Исключен, Изм. N 8).

4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

4.1. Пробы турбинных масел с присадками отбирают по ГОСТ 2517 . Объем объединенной пробы масла для каждой марки - 2,5 дм.

4.2а. Окисление масла Тп-30 по ГОСТ 981 проводят при следующих условиях:

температура испытания, °С

время испытания, ч


4.2. Окисление по ГОСТ 18136 проводят в универсальном приборе при следующих условиях:

температура испытания, °С

время испытания, ч, для:

масел Тп-22 и Тп-30

масел Тп-46

скорость подачи кислорода, дм/ч

катализатор

медная проволока диаметром 1,5-1,6 мм марки ПБ-1,56, длиной 3 м.

Перед началом испытаний проволоку протирают ватой, смоченной нефрасом, затем зачищают шлифовальной шкуркой по ГОСТ 5009 или ГОСТ 6456 до получения чистой блестящей поверхности. Вновь протирают сначала сухой, а затем смоченной бензином ватой.

Все последующие операции с проволокой производят, во избежание контакта с кожей рук, в хлопчатобумажных перчатках (или с помощью фильтровальной бумаги, ваты и др.).

Подготовленную таким образом проволоку перед погружением в реакционный сосуд плотно наматывают, виток к витку, на цилиндр диаметром 35 мм. Высота полученной спирали должна быть равна, примерно, 50 мм.

Допускается использовать одну и ту же проволоку, подготовленную указанным способом, не более 10 раз.

Массовую долю осадка после окисления определяют по ГОСТ 981 . Кислотное число после окисления определяют по ГОСТ 11362 .

(Измененная редакция, Изм. N 3).

4.3. (Исключен, Изм. N 9).

4.4. Испытание проводят на пластинках из меди марки М2 (ГОСТ 859) в течение 3 ч при температуре 100 °С.

(Введен дополнительно, Изм. N 8).

5. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

5.1. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение - по ГОСТ 1510 .

5.2. При изготовлении турбинного масла марки Тп-46 с присадкой - олеиновая кислота в документе, удостоверяющем его качество, указывается "Изготовлено с присадкой - олеиновая кислота". Смешение масел, содержащих присадки олеиновую кислоту или В15/41, допускается в любых соотношениях.

6. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

6.1. Изготовитель гарантирует соответствие качества турбинных масел с присадками требованиям настоящего стандарта при условии соблюдения условий транспортирования и хранения.

(Измененная редакция, Изм. N 6).

6.2. Гарантийный срок хранения турбинных масел с присадками - пять лет со дня изготовления.

6.3. (Исключен, Изм. N 5).

7. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

7.1. Турбинные нефтяные масла с присадками являются малоопасными продуктами, по степени воздействия на организм человека относятся к 4-му классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007 .

7.2. Предельно допустимая концентрация паров углеводородов масел в воздухе рабочей зоны 300 мг/м.

Предельно допустимая концентрация масляного тумана в воздухе 5 мг/м.

7.3. При разливе масла его необходимо собрать в отдельную тару, место разлива протереть сухой тканью, при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.

7.4. Нефтяные турбинные масла с присадками представляют собой в соответствии с ГОСТ 12.1.044 горючие жидкости средневоспламеняемые с температурой вспышки 186-220 °С.

7.5. Помещение, в котором производятся работы с маслами, должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией.

При попадании масла на кожу и слизистую оболочку глаз необходимо обильно промыть кожу теплой мыльной водой, слизистую оболочку глаз - теплой водой.

7.6. При работе с нефтяными турбинными маслами с присадками применяются индивидуальные средства защиты, утвержденные в установленном порядке.

7.7. При загорании масла используют следующие средства пожаротушения: пену; при объемном тушении - углекислый газ, состав, СЖБ, 3,5, пар.

(Измененная редакция, Изм. N 7).

ПРИЛОЖЕНИЕ (справочное). Информационные данные о соответствии марок турбинных масел по ГОСТ 9972-74 СТ СЭВ 2880-81

ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочное

ГОСТ 9972-74

СТ СЭВ 2880-81

Масло марки

Масла марок

ТА-32; ТБ-32

ТА-46; ТБ-46

ТА-68; ТБ-68


(Введено дополнительно, Изм. N 6).



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
Нефть и нефтепродукты. Масла.
Технические условия. Сборник ГОСТов. -
М.: Стандартинформ, 2011

Турбинное масло ТП 22С — это смазка, которая предназначена для использования преимущественно в паровых турбинах. Об этом говорит и само обозначение ТП, которое значит «турбины паровые».

Применение масла ТП 22С

Кроме того, турбинное масло ТП 22С получило широкое употребление в центробежных компрессорах и турбокомпрессорах. Основной причиной применения турбинного масла ТП 22С есть потребность в повышении противоизносных свойств турбин, а также компрессоров.

Благодаря своему составу это моторное масло получило самое широкое распространение в России и странах СНГ, благодаря чему его начали производить самые большие нефтеперерабатывающие компании в стране, такие как Лукойл и другие. Стоит отметить, что произведенные компанией Лукойл масла ТП 22С имеют две разновидности — марки 1 и 2.

Благодаря свойствам это турбинное масло отлично подходит для использования в газовых турбинах, паровых, а также на гидроэлектрических установках. Также оно получило широкое применение при эксплуатации морских турбин, и часто обслуживает работу передающих механизмов.

Состав турбинного масла

Машинное турбинное масло ТП 22С, спецификации которого предусмотрены техническими условиями ТУ 38.101821-83, имеет особый состав, причиной чему служит сырье для производства этого масла.

Как правило, его вырабатывают из нефти-сырца с довольно большой вместимостью серы и парафинистых соединений. Сырье для производства этой турбинной смазки очищают специальным методом, используя для очистки селективные растворители. Важен факт, что масла ТП 22С не имеют в составе присадок с противозадирными свойствами.

Как и любое другое машинное масло, ТП 22С имеет в своем составе некоторый пакет присадок, который повышает его основные свойства.

Главными свойствами данного масла стоит считать следующие:

  • высокая антиокислительная стойкость к формированию осадков;
  • противокоррозионный состав;
  • высокий показатель деэмульсации.

Теххарактеристики турбинного масла ТП 22С

Данное масла владеет следующими характеристиками, определяющими его сферу применения:

  • Кинематическая вязкость его составляет при разных температурах (50 и 40 градусов по Цельсию) значения от 20 до 23 и от 28,8 до 35,2 мм²/с соответственно. При этом индекс вязкости масла составляет 90 единиц.
  • Щелочность ТП 22С имеет достаточно низкое значения — до 0,07 мг КОН/г, что позволяет в значительной мере избежать негативного влияния окислительных процессов.
  • Согласно техническим условиям, температура застывания и вспышки в открытом тигле формирует диапазон от минус 15 до плюс 186 градусов по Цельсию, при которых возможна работа масла, что обеспечивает работу турбин при достаточно большом количестве избыточного тепла.
  • Кроме этого ТП 22С совсем не имеет в составе кислотных или щелочных соединений, механических добавок, а также фенола. Но при этом турбинная смазка содержит серные вещества на уровне до 0,5%.

Данные масла имеют довольно высокую стабильность против окисления. Как пример, массовая доля осадка составляет не более 0,05 промилле.

Этот и другие показатели — самые низкие среди аналогов, что позволяет этому турбинному маслу оставаться самым используемым среди остальных видов смазки для турбинных установок.

Масло турбинное ТП-22С получают путем очистки селективными растворителями сернистых парафинистых нефтей. Оно содержит специальные присадки, улучшающие антиокислительные, антикоррозийные и деэмульгирующие свойства.

Общим предназначением масла Тп-22С является смазывание подшипников и вспомогательных механизмов паровых турбин, использование в газовых турбинах и в качестве уплотняющей среды в системах регулирования, противоизносная защита центробежных и аксиальных турбокомпрессоров. Существует мнение, согласно которому Тп-22С является одним из самых распространенных турбинных масел.

Если использование марки ТП-22С разрешено производителем оборудования, то масло может применяться в паровых турбинах, центробежных и аксиальных турбокомпрессорах. Но стоит отметить, что такое использование возможно только тогда, когда смазывающие свойства и вязкость турбинного масла могут гарантировать защиту оборудования от износа.

Основные технические характеристики турбинного масла ТП-22С

Название показателя

Значение

Вязкость кинематическая, мм 2 /с:
– при 50 o С
– при 40 o С
Индекс вязкости
Температура вспышки в открытом тигле, o С
Температура застывания, o С
Кислотное число, мг KOH/г
Массовая доля серы, %
Стабильность против окисления при 150 o С, 16 ч и расходе кислорода
3 дм 3 /ч:
– массовая доля осадка, %
– кислотное число, мг KOH/г
– летучие низкомолекулярные кислоты, мг KOH/г
Время деэмульсации, с
Цвет на колориметре ЦНТ, ед. ЦНТ

Гост

ГОСТ 9972-74 «Масла нефтяные турбинные с присадками» регламентирует технические требования, правила приемки, методы испытаний, гарантии изготовителя и требования безопасности таких марок турбинных масел, как Тп-22, Тп-30 и Тп-46.

Технические условия

Все сведения, касательно турбинного масла Тп-22С, приведены в технических условиях (ТУ 38.101821-83 «Масло турбинное Тп-22С. Технические условия»). Они определяют технические требования, требования безопасности, правила приемки, методы испытаний, упаковку, маркировку, хранение и транспортирование масла турбинного Тп-22С, а также гарантии изготовителя.

Плотность

Плотность турбинного масла ТП-22С – это его масса в единице объема. Данный показатель является физической характеристикой этого вещества. При температуре окружающей среды 15 ºС паспортное значение плотности для турбинного масла ТП-22С составляет 0,87 г/см 3 .

Расфасовка

ТП-22С может фасоваться в бочки (весом 175 кг) и кубы (весом 850 кг).

Промышленностью выпускаются турбинные масла ТП-22С в канистрах (1 л, 10 л, 20 л), бочках (50 л, 216, 5 л (180 кг)), пластиковых кубических емкостях и евробочках металлических. Также возможен отпуск автоналивом.

Марки масла ТП-22С

Турбинное масло ТП-22С может выпускаться двух марок – «1» и «2». Главное отличие – стабильность против окисления. У марки «1» она выше.

Применение и полезные свойства

ТП-22С является достаточно популярной маркой, поскольку применяется почти во всех типах турбин:

  • аксиальных и поршневых турбокомпрессоров (при условии оптимального значения показателя вязкости, обеспечивающего необходимые противоизносные свойства);
  • в гидравлических системах, служащих для производства электроэнергии на электростанциях высокой мощности. В данном конкретном случае турбинное масло ТП-22С исполняет роль гидравлической жидкости и среды уплотнения;
  • в некоторых газовых турбинах;
  • в паровых турбинах как смазка для подшипников и прочих механизмов.

Кроме вышеперечисленных применений данный тип турбинного масла используется вместо компрессорного (по рекомендации производителя).

Полезные свойства ТП-22С следующие:

  • высокий индекс вязкости;
  • минимальная склонность к кавитации;
  • тепловая стабильность.

Практическое использование турбинного масла ТП-22С позволяет защитить от коррозийных отложений и износа валы подшипников и турбин, а также улучшить их эксплуатационную безопасность.

Все сказанное выше в полной мере относится только к свежи турбинным маслам. Во время эксплуатации в них постепенно накапливаются разнообразные примеси, химический состав нарушается, свойства изменяются. Турбинное масло не может в полной мере выполнять возложенные на него функции. Появляется риск выхода из строя оборудования или даже его поломки. Такие последствия, конечно, крайне нежелательны. Поэтому нужно регулярно контролировать состояние турбинного масла ТП-22С и осуществлять своевременную его очистку.

Оборудование для очистки турбинного масла

GlobeCore предлагает решение данной проблемы, в полной мере отвечающее современным требованиям к чистоте турбинных масел.

Обеспечивает комплексную очистку турбинных масел, вязкость которых при температуре 50 ºС не превышает 280 сСт. Многократное прохождение очищаемого продукта через блок фильтров гарантирует его очистку до 9 класса чистоты при 13 исходном классе.

Станция масляная мобильная СММ-1,2Т

Установка может работать в трех режимах: фильтрации и нагрева, фильтрации, осушки и дегазации, а также вакуумирования.

Использование оборудования для очистки турбинных масел, поставляемого GlobeCore , позволяет производить комплексную их очистку термовакуумным способом за один цикл, существенно продлить срок службы и предотвратить возможные неполадки оборудования, вызванные загрязнениями масел.