Чертеж отвала для снега. Как сделать отвал для уборки снега на мтз и прочую технику своими руками

Ручная уборка снега на большом участке при современном уровне техники становится редким явлением.

Действительно, зачем тратить долгие часы и силы на очистку от сугробов своей усадьбы, двора или улицы, когда в гараже стоит мощный внедорожник, квадроцикл или мотоблок?

Отвал для снега, который легко навешивается на данные виды техники, существенно ускоряет и облегчает процесс уборки.

Кроме десятков готовых конструкций, которые можно купить на рынке навесного оборудования, такой «грейдер» можно изготовить и своими руками с минимальными затратами материалов.

Все снегоуборочные отвалы в зависимости от вида техники, с которыми они агрегатируются, делятся на несколько групп. Рассмотрим подробнее эти устройства для того, чтобы лучше понять особенности конструкции и грамотно оценить их рабочие и ценовые параметры.

Конструктивные особенности

Любой отвал состоит из трех основных частей – снегоуборочной лопаты, механизма регулировки угла ее поворота и крепежного узла, фиксируемого на раме тягача.

Для уменьшения вибрации, предохранения лопаты и подвески от деформирования при столкновении с препятствием на продвинутые модели ставят пружинно-возвратный механизм. С целью защиты покрытия площадок от повреждения ножом отвала, на него устанавливают толстую резиновую ленту на многослойной кордовой основе.

Отвал для внедорожника

Если вы являетесь владельцем внедорожника, то нет необходимости покупать самоходный снегоуборщик для поддержания участка в идеальном порядке. На отечественную «Ниву», «УАЗ» или полноприводную иномарку устройства для отвальной снегоочистки устанавливаются без особых проблем и силами одного человека.

Источник фото уникар.рф

Особенно удобно то, что они имеют разборную конструкцию, поэтому легко демонтируются и размещаются в багажном отделении автомобиля.

Отвал для чистки снега управляется прямо из кабины внедорожника при помощи специальной электролебедки, которая поставляется в комплекте с ним. Угол поворота лопаты выставляется в трех разных положениях, что позволяет точно настроить ее под уборку снега разной толщины и плотности.

Цены на простые снегоуборочные отвалы для внедорожников находятся в диапазоне от 25 до 35 тысяч рублей. Ширина лопаты у них составляет от 1,25 до 1,8 метра. Импортные агрегаты, предназначенные для мощных джипов рамной конструкции, существенно дороже (от 60 000 до 250 000 руб.)

Отвалы для квадроциклов

Высокая маневренность, соединенная с большим тяговым усилием и мощными грунтозацепами делают обычный квадроцикл отличной базой для установки снегоуборочной лопаты.

Источник фото уникар.рф

Процесс подбора отвала включает четыре этапа . Сначала нужно определиться с установочным комплектом – конструкцией, которая крепится к раме и зависит от модели квадроцикла. Затем выбирают подрамник, после чего остается подобрать под него подходящий отвал и механизм его подъема.

Различают два вида установочных комплектов – фронтальные и центральные. Первые рассчитаны на соединение с фронтальной базой квадроцикла и предназначены для машин с небольшим дорожным просветом. Преимуществом второго вида является повышение жесткости рамы тягача и улучшение стабильности его хода при уборке снега.

Крепление отвала спроектировано таким образом, что не уменьшает дорожный просвет и не снижает проходимость машины.

Ширина снегоуборочной лопаты для квадроцикла зависит от мощности двигателя, веса машины и находится в диапазоне от 125 до 150 см.

Недорогие снегоуборочные лопаты, не имеющие подъемного механизма, оборудуются «лыжами» — специальным устройством для скольжения, которое выдерживает безопасный зазор между ножом лопаты и поверхностью покрытия.

Наиболее качественные, но при этом и самые дорогие системы отвалов для монтажа на квадроциклы выпускает американская фирма Warn. Набор, состоящий из прямой лопаты, установочного комплекта и фронтальной базы вместе с подъемным и поворотным механизмами обойдется покупателю в 59 000 рублей. Для сравнения цены на аналогичное оборудование российской компании Atvstar, но не оснащенное приводом для лопаты, находятся в диапазоне от 15 до 20 тыс. рублей.

Эффективно работать квадроциклом с навесной лопатой можно только по рыхлому снегу высотой не более 50 см и не слежавшемуся в плотные пласты.

Уборка снега мотоблоком

Этот неказистый с виду «конек-горбунок» умеет делать очень много разной работы, в том числе и чистить снеговые завалы. Тихоходность, достаточно большая мощность и высокая маневренность позволяют ему легко справляться с рыхлым снегом высотой до 40 см.

Производители не ставят на скребки мотоблоков пружинные демпфирующие механизмы, поскольку низкая скорость движения не требует специальной защиты от контакта с неровностями покрытия. Не нужны мотоблоку и подъмно-поворотные устройства, что положительно сказывается на общей стоимости комплекта для снегоуборки.

Отвал мотоблока перед началом работы вручную поворачивают вправо или влево на угол до 30 градусов. Ширина стандартной лопаты для этих машин составляет не более 1 метра при толщине металла полотна от 2 до 3 мм.

При оснащении своего мотоблока снегоуборочными аксессуарами есть резон купить специальные стальные грунтозацепы. Поменяв пневматические колеса на такую «обувь», вы заметно повысите качество уборки.

Цены на навесные лопаты для этих машин невысоки и находятся в пределах 4000-6000 рублей.

Мастерим отвал сами

Сделать отвал для уборки снега своими руками несложно, если у вас в хозяйстве есть сварочный аппарат, дрель, рулетка и болгарка.

Вот один несложный вариант такой конструкции для владельцев квадроциклов. Долго искать подходящий металл вам не придется, поскольку для этого вполне подойдет обычная 200-литровая стальная бочка. Аккуратно разрезав ее на 3 части, мы получим криволинейные сегменты для лопаты. Сварите по контуру два из них, и полученной 3-х миллиметровой толщины металла будет вполне достаточно для жесткости.

Нижнюю часть отвала нужно усилить ножом. Для этого потребуется стальная полоса толщиной 5 мм и длиной, равной ширине скребка. В ноже нужно заранее просверлить отверстия диаметром 5-6 мм и шагом 10-12 см для крепления предохранительной резиновой полосы.

Самые сложные и ответственные части всей конструкции – крепежная рама и подрамник, которые соединяют отвал с квадроциклом. Поэтому их лучше купить, чтобы не заниматься кропотливой съемкой установочных размеров под машиной. Самодельный снегоотвал приспособить к заводскому крепежу намного проще и работу эту можно сделать «по месту».

Для мотоблока конструкция крепежа намного проще и вполне может быть изготовлена в домашней мастерской. Для этого к отвалу, сваренному из двух половинок бочки нужно приварить квадратную трубу 40х40 мм для усиления. Затем к трубе приваривается полукруг из толстой стали с тремя отверстиями, которые необходимы для фиксирования угла поворота лопаты.

После этого из той же трубы сваривают Г-образный держатель, одна сторона которого вставляется в крепление на отвале, а другая с помощью болтов крепится к раме мотоблока. Для регулирования высоты подъема лопаты служат два болта А и Б. Они вкручиваются в отверстия, просверленные в отрезке квадратной трубы, приваренной к сцепному устройству и одеваемой на Г-образный держатель.

Вопрос о том, как сделать отвал для мотоблока своими руками, встает практически перед всеми владельцами земельных наделов с наступлением зимы. В специализированных и интернет-магазинах представлено множество приспособлений для уборки снега. Однако далеко не у каждого есть возможность купить мотоблок с отвалом заводского изготовления. Хороший и качественный снегоотвал заводского изготовления имеет внушительную стоимость. Сэкономить на дорогостоящей покупке можно, если проявить творчество и сделать отвал на мотоблок своими руками. Для такой работы нет необходимости приобретать специальное оборудование. Сделать самодельный отвал для мотоблока можно из того, что есть под руками.

Инструменты и материалы

Установить нож для уборки снега можно на раме любого мотокультиватора, который имеет мощность более 4 л.с. и вес не менее 50 кг. Чем тяжелее будет агрегат, тем лучше он будет справляться с последствиями снежной бури. Лучше всего оборудовать лопатой отечественный мотоблок Нева. Эта техника обладает высокими эксплуатационными характеристиками, приспособлена для работы в самых тяжелых погодных условиях с максимальной нагрузкой.


Лопата для мотоблока своими руками делается с помощью таких приспособлений:

  • рулетка;
  • сварочный аппарат;
  • болгарка с дисками для резки и шлифовки металла;
  • электрическая дрель;
  • набор гаечных ключей;
  • отвертка;
  • краска, малярная кисть.

После подготовки инструмента к работе необходимо определиться с материалом, из которого будет изготовлена лопата-отвал для мотоблока Нева. Сделать лопату можно из различных металлических изделий, которые имеют достаточный запас прочности.

Отвал на мотоблок Нева может собираться из таких материалов:


Что делать, если снег, слежавшийся и его много, настолько что проехать не может даже Нива? Ну, или нужно провести по нечищеной дороге отряд недоприводных автомобилей? Снег нужно расчистить. Идеально было бы соорудить снегошинкователь с приводом от шкива коленвала, но это достаточно сложная конструкция, а для начала простой снежный отвал.

За основу я решил взять 4-миллиметровый алюминиевый лист, ведь надо чтобы им могла оперировать одна мужская особь среднего размера. В смысле установить на Ниву - снять с Нивы. Лист был погнут примерно таким радиусом как на снегоочистительных ЗИЛах, снизу уголком привинчены плотные резинки, а сам лист укреплён гнутым уголком по радиусу. Конструкция крепежа тоже выполнена из уголковых растяжек, обеспечивающих необходимый наклон отвала и угол по отношению к оси автомобиля. Эта конструкция крепится болтами к буксировочным проушинам. Верхним креплением является специальный кронштейн, привинченный к бамперу. В нём имеются отверстия для верхней головки амортизатора, отвечающего за положение отвала по высоте. При наезде на кочку амортизатор сжимается и позволяет отвалу подняться. При сдвигании снега жесткости амортизатора хватает для фиксации отвала в нижнем положении. Кронштейн амортизатора имеет 3 пары отверстий для регулировки нижнего положения отвала.

Честно говоря, я не был уверен что 4-миллиметровый алюминий может выдержать нагрузки при сдвигании снега. Однако испытания отвала как раз попали на оттепель, и снег был мокрый и тяжёлый, отвал прекрасно с ним справлялся.

Предлагаю вашему вниманию свою конструкцию снежного отвала, используемого мной уже более 10 лет. Нож отвала изготовлен из стального уголка 40, первоначально зашитый доской дюймовкой. Нож соединяется с автомобилем посредством рамы, изготовленной из трубы 1" (первоначально была меньше) - в общем, какая есть, с перемычками и растяжками из того же уголка. Проушины крепления изготовлены из старых буксирных проушин от НИВЫ.

Нож закреплен на раме с наклоном в сторону автомобиля, с тем, чтобы выгребаемый снег увеличивал прижимное усилие. Первоначально на ноже снизу была закреплена доска в виде лыжи, но с ней снег сильнее утрамбовывается и хуже выгребается, так что через некоторое время при чистом дворе встала проблема закрыть ворота.

Отвал крепится за буксирные проушины автомобиля при помощи одного длинного стального прутка Ф18 с резьбовыми концами для гаек. Для закрепления отвала в поднятом положении используется крюк (или два) из куска арматуры. На одном крюке - движение назад, маневры, на двух - поездка в гараж (~2км в одну сторону по дороге). Для подъема отвала в транспортное положение были приварены ручки, но как показала практика, не совсем удачно. Поднимать отвал за верхний край ножа оказалось значительно удобнее.

При эксплуатации совершенно необходимое условие - изготовление новых буксирных проушин автомобиля! В первый год использования отвала я смял передние лонжероны стандартными проушинами. Усиление проушин уголком 40 эффекта не дало. В настоящее время установлены проушины, изготовленные из уголка 75 длинной 200-220 мм (длина свободной части лонжерона). В трубы бампера вварены проставки для предотвращения их деформации болтами крепления и обрыва закладной гайки лонжерона.

Основным условием успешной работы является отсутствие "подснежников" - бордюров, вмерзших кирпичей, бутылок и т.п. . (Не могу сказать, как у МОНСТРОХОДА, но мой отвал на таких препятствиях подниматься не желает!) При ударе о такое препятствие происходит деформация (изгиб) труб рамы, и количество и сила ударов определяют периодичность ремонта отвала

ПОДЧЕРКИВАЮ: именно отвала, а не автомобиля!

Кстати, слежавшийся сугроб вполне можно сдвинуть с удара. Обычно я двигаю его частями ~ 15 - 20см с одного из краев. При этом отвал и автомобиль чувствуют себя вполне удовлетворительно. За весь срок эксплуатации отвал ремонтировал серьезно - 1 раз, и по мелочи - раза 4, автомобиль - 1 раз! (Помял лонжероны и оборвал закладную гайку лонжерона - до изготовления самодельных проушин и установки проставок в трубы бампера). При этом 90% повреждений произошли из за ударов о бордюры при очистке дорожки от дома до проезжей части.

В настоящее время обдумываю установку в раму предохранителя в виде пластины с петлей и шпонкой, чтобы при сильном ударе происходил обрыв шпонки, а не изгиб труб рамы.

Далеко таскать такую конструкцию конечно лучше вдвоем, но протащить 5 - 10 м и прицепить к автомобилю - без проблем.

Внедорожник в хозяйстве владельца загородного участка с учётом качества дорог — отличное подспорье, а иногда даже необходимость. Под капотом такого агрегата почти сотня, а порою и больше рабочих «лошадок», что вкупе с внушительной массой и ходовыми характеристиками становится серьёзным аргументом в борьбе с бездорожьем.

Почему бы не использовать эту мощность для улучшения дорожной ситуации в локальной придомовой территории в зимний период? Производители уже давно озаботились подходящим навесным оборудованием, выпуская снегоуборочный отвал для УАЗ и других популярных в нашей стране моделей внедорожников. Почему бы не сэкономить деньги и не изготовить собственную модель отвала, учитывая, что кустарные варианты получаются не хуже, а порою даже лучше заводских?

Заводской вариант

Не стоит изобретать велосипед заново, гораздо проще подглядеть, как сделать отвал на УАЗ, у производителей. Полностью скопировать заводские подвесные отвалы, скорее всего, не получится, но взять некоторые модели за основу вполне возможно. К тому же детальное исследование проверенных вариантов позволит избежать множества ошибок при проектировании и изготовлении собственной снежной лопаты.

  1. Размеры отвала. Минимальная ширина отвала в продаже — 1900 мм, это и понятно, колёса расположены на расстоянии до 1.8 м по внешней стороне у разных моделей. Отвал должен с запасом перекрывать это расстояние даже в наклонном положении, идеальной будет ширина в 2-2.1 м.
  2. Поворотный механизм. В разных моделях предусмотрена пальцевая фиксация в центре или использование дополнительных тяг. При таких размерах отвала лучше использовать дополнительное усиление.
  3. Крепление к автомобилю. В этом узле предусмотрены возможности подъёма лопаты вертикально и иногда защита рулевых тяг.
  4. Подъёмный механизм. От простейшей ножки для подъёма отвала при движении назад до лебёдочных механизмов с ручным или электрическим управлением.
  5. Чтобы амортизировать отвалы на УАЗ при столкновении с серьёзными препятствиями, можно сделать его подвижным и оборудовать пружинами.

Проектирование

Многое зависит от наличия материалов и технических навыков. Надёжнее и проще изготовить отвал без поворотного механизма, таким образом сэкономить немного на материалах и значительно сократить срок изготовления, однако это уменьшит область его применения. С другой стороны, поворотный механизм может стать наиболее уязвимым местом конструкции, его исполнение требует предусмотреть определённый запас прочности на узлах фиксации. Рабочая поверхность отвала также требует усиления, важно следить за весом отдельных деталей. Желательно, чтобы отвал можно было монтировать и размонтировать силами одного человека.

Для защиты очищаемой поверхности следует применять резиновую полосу, крепление которой должно быть разъёмным, чтобы можно было заменить резину по мере её износа. В месте крепления отвала к автомобилю стоит предусмотреть возможное резкое столкновение отвала с препятствием. Узлы крепления не должны находиться напротив важных частей автомобиля.

Выбор материала

На этом этапе выбор всегда остаётся за исполнителем, можно лишь посоветовать или подсказать, где легче всего найти подходящие детали. Двухсотлитровые бочки хорошо зарекомендовали себя как материал для отвальной лопаты, но, учитывая планируемые размеры, потребуется 2 бочки или дополнительное усиление конструкции. В качестве направляющих и усиливающих рёбер можно использовать трубы квадратного или прямоугольного сечения, также возможно использование прокатного уголка, тонкого швеллера или двутавровых перемычек.

Для регулирующих угол наклона отвала перемычек можно использовать талрепы или трубы разного диаметра с отверстиями для фиксирующих пальцев. При использовании лебёдки для управления подъёмом отвала потребуется дополнительный материал, чтобы обустроить площадку под саму лебёдку и систему блоков при необходимости.

Самодельные отвалы на УАЗ в сети

В сети можно обнаружить множество примеров, где кустарные мастера демонстрируют собранный отвал на УАЗ своими руками. Чертежи талантливых умельцев очень разнообразны, некоторые предлагают упрощённые варианты, другие используют различные модификации, выполненные порой удачнее заводских изделий.

Основные этапы и узлы

С чего же начать работу, чтобы воплотить задуманный отвал на УАЗ своими руками? Чертежи должны быть выполнены с учётом модели внедорожника, и всегда должен быть некоторый запас в размерах, чтобы можно было на месте нивелировать возможные недочёты. Первым делом лучше всего оборудовать место крепления конструкции к автомобилю. Это могут быть как простые неподвижные кронштейны, так и целая площадка вроде «кенгурятника» для размещения не только отвала, но и лебёдки с блочной системой. Площадку можно выполнить как в постоянном исполнении, так и в качестве съёмной конструкции, что предпочтительнее, так как не портит внешний вид автомобиля.

Далее можно заняться изготовлением самой массивной части отвала — рабочей лопаты. Размеры из написанного выше лучше всего выбрать 2 х 0.6-0.8 м. Слишком большой отвал лучше чистит снег, но будет неудобен при монтаже и транспортировке. На следующем этапе лучше зафиксировать отвал в рабочем вертикальном положении и так присоединять к нему остальные элементы. Нужно помнить, что даже простые отвалы на УАЗ без поворотного механизма должны быть подвижны по вертикали, иначе можно сильно повредить автомобиль при работе. Последним этапом нужно изготовить управляющие и поворотные элементы и присоединить их к конструкции.

Механизмы подъёма

Можно увидеть варианты, где в качестве механизма подъёма используется ручная барабанная лебёдка, а управляет ею человек, расположенный на передней площадке. Это не очень безопасно, лучше будет поднимать и опускать такие отвалы на УАЗ после полной остановки автомобиля.

Использование электрических лебёдок гораздо удобнее и безопаснее, но не все готовы потратиться на подобное оборудование. Самым бюджетным вариантом будет специальная подставка, срабатывающая при заднем ходе авто, а для постоянного удержания отвала в верхнем положении в режиме транспортировки можно воспользоваться талрепом.

Заключение

Дело мастера боится, говорят. Отвал для УАЗ, своими руками выполненный, или заводской сборки поможет использовать ваш внедорожник не только как средство передвижения, но и как верного помощника в хозяйстве.


Проезд к участку после недели снегопада... Кто сталкивался, тот поймет, о чем я. Попав в такую ситуацию, я нашел неожиданный выход.

Стоял у меня на участке старый , сделанный из того что было, а было несколько металлических уголков и листы фанеры 12 мм. И после недолгих расчетов и обмеров на свет появилась первая версия снегоотвала (фото 1) .


Его конструкция крайне проста, главное в ней - клиновидная форма и вес. Клин нужен для того, чтобы машину не сносило из стороны в сторону на узкой дороге, а вес - чтобы не городить дополнительных креплений и конструкций. Принцип работы прост: крепишь к машине - и вперед, установка на авто занимает не больше 5 мин.

В идеале для такого скребка необходим внедорожник с рамой, но и для обычной легковушки, я думаю, можно применить данную конструкцию, главное найти, куда безопасно сделать крепление. Я крепил на две проушины для буксировки (фото 2) , но как вариант рассматривал и крепление к защите двигателя, тем более у большинства автомобилей она есть.


Вверху под капотом проходит цепь, которая крепится к замку капота. Это подъемный механизм для конструкции задействуется при развороте или если нужно отъехать назад. Конечно, систему можно дополнить , но технически это сложнее; правда, и управлять снегоотвалом удастся прямо из салона авто.

В процессе эксплуатации конструкцию несколько раз дорабатывал (занижал для большей устойчивости). Также дополнительно установил вертикальные стойки с распорами для увеличения жесткости.

Однако после нескольких чисток по краям дороги появляются навалы снега, мешающие уборке. Пришлось конструкцию дополнить «ушками» из остатков ламината, прикрепив их под небольшим углом. Эффективность очистки сразу возросла, дорогу получается чистить гораздо шире и чище.

Наверно, многие подумают: зачем это все? Ответ прост. Затратив около 2 ч на изготовление конструкции, теперь на очистку полностью заваленной снегом дороги (а это примерно 800 м) я трачу 30 мин. Каждый выбирает сам - регулярно оплачивать услуги тракториста по очистке дороги, выкладывая по 3-4 тыс. руб., покупать снегоотвал, сделанный на заводе, за 80-100 тыс. руб. или, затратив на примерно 5-6 тыс. руб., получать удовольствие от проделанной работы!

Так же, в продолжении темы, читаем, как оборудовать свою легковушку специальным навесным приспособлением