Школьные лиаз. Низкопольные автобусы ЛиАЗ: легким шагом Лиаз нового поколения

Полный модельный ряд Ликинского автобусного завода

История возникновения завода уходит в 1933 год, когда было принято решение о строительстве Лесохимического опытного завода облагораживания древесины "ЛОЗОД". В 1935 завод выпускал: изоляционные плиты, бруски лигностона, прессованную древесину и изделия из нее. С 1945 года завод стал именоваться Ликинским машиностроительным заводом (ЛиМЗ) и производил: электропилы, шпалорезные станки, мотовозы, лебедки, передвижные электростанции. В 1946 году на заводе работало более 1100 человек.

ЛиАЗ-158
С 1959 года завод начинает сборку пассажирских автобусов ЗиЛ 158 и становится Ликинским автобусным заводом (ЛиАЗ). Годовой выпуск составлял в 1959 году- 213 автобусов, в 1963 году- 5419 шт, 1969 год-7045 штук. Одновременно велась разработка и испытание нового, улучшенного большого городского автобуса.

ЛиАЗ-677

Им стал ЛиАЗ-677. Опытная партия, которых изготовлена в 1967 году. За 25 лет изготовлено более 200 000 автобусов ЛиАЗ-677 и его модификации: городской, северный, экскурсионный, пригородный, газобаллонный, передвижная телевизионная станция. Осенью 1972 года автобус ЛиАЗ-677 получил Золотую медаль и Диплом Первой степени на международной ярмарке в Лейпциге. В 1975 году производство было выведено на проектную мощность 10 000 автобусов в год. В 1976 году Указом Президиума Верховного Совета СССР завод был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

ЛиАЗ-677М

В 1978 году ЛиАЗ-677 был модифицирован и получил обозначение ЛиАЗ-677М. Изменения коснулись, главным образом, внешней отделки кузова и оборудования салона. В частности, световые приборы панели задка стали собираться в комбинацию и приобрели прямоугольную форму, появились бамперы, ветиляционные люки на крыше. Позже - в конце 1980-х годов - ЛиАЗ-677М получит верхние габаритные огни и боковые указатели поворота прямоугольной формы.

ЛиАЗ-5256
1982 год начало разработки проекта технического перевооружения завода ЛиАЗ на выпуск автобусов ЛиАЗ-5256. В 1985 году начало технического перевооружения; одновременно начат выпуск автобусов малыми партиями в цехе мелких серий. Серийное производство больших городских автобусов ЛиАЗ-5256 начато с 1990 года.

"ЛиАЗ-5256 - автобус с трудной судьбой. Машина, созданная в львовском экспериментальном институте, вначале никак не могла выйти из разряда мелкосерийных. Потом сгорел завод двигателей КамАЗа, и автобус остался без «сердца». Тогда на ЛиАЗ стали ставить моторы различных марок и продавать машины городам, не обеспечивая сервисом. Без того подорванная репутация автобуса окончательно рухнула после страшной аварии в Красноярском крае. Расследование показало, что катастрофа произошла из-за ошибок в конструкции... Словом, новому руководству ЛиАЗа, которое пришло в 1998 году, достался не только полностью разваленный завод, но и машина, от которой заказчики бежали, как черт от ладана... С тех пор изменилось многое. «Нынешние автобусы отличаются даже от тех, что выпускались два года назад, как небо и земля», - говорят на ЛиАЗе" (http://www.autoreview.ru).


После рестайлинга автобус ЛиАЗ-5256 претерпел весьма заметные внешние и внутренние изменения. Внешне - это вполне европейский автобус. Внутренне содержание вполне соответствует мировым стандартам. Агрегатная база автобуса - от мировых лидеров в производстве комплектующих. Салон теперь также выглядит гораздо современнее. Специальные антивандальные сидения, высококачественный пластик в оформлении элементов салона, новое освещение и ряд других улучшений - такой автобус действительно украсит улицы наших городов.

ЛиАЗ-5256 (пригородный)
Автобус большого класса (11400х2500х3007 мм) предназначен для эксплуатации на маршрутах "ближнего" и "дальнего" пригорода, оборудован мягкими регулируемыми/нерегулируемыми или стандартными городскими сидениями.

ЛиАЗ-5256 "Школьный"
Специально под заказ Московского правительства ОАО "Ликинский автобус" изготовил модификацию автобуса для перевозки детей. Благодаря быстрому началу конвейерной сборки, эта модель доступна для всех регионов нашей страны.

ЛиАЗ-5256 "Инвалидный"
Модификация автобуса ЛиАЗ-5256для перевозки людей с нарушением опорно-двигательной системы. Данная машина - первый автобус большого класса, который предлагает решение проблемы автобусно-пассажирских перевозок для инвалидов в нашей стране.

ЛиАЗ-5292
Новый низкопольный автобус (12000х2500х2800 мм) предназначен для крупных городов с интенсивным пассажиропотоком. Внешний вид автобуса соответствует тенденциям современного автодизайна. Низкий уровень пола (высота пола над уровнем дороги составляет 340 мм), широкие пассажирские двери (3/1282 м) обеспечивают удобную посадку и высадку пассажиров, что значительно сокращает время нахождения на маршруте.

ЛиАЗ-6212
Городской автобус особо большого класса (17640х2500х3007 мм) создан на базе ЛиАЗ-5256. Автобус предназначен для городских перевозок в крупных мегаполисах с интенсивным пассажиропотоком.

ЛиАЗ-6213
Первая отечественная низкопольная сочлененная машина. ЛиАЗ-6213 - принципиально новый автобус для крупных городов России. Автобус обладает оптимальным сочетанием цена/качество. Стоимость ЛиАЗ-6213 в 2,5 раза ниже западных аналогов.

ЛиАЗ-62xx
(опытно-промышленный образец)
Разработка Ликинского автобусного завода - 3-х осный городской автобус (15 метровый). Автобус может использоваться как на городских, так и на пригородных маршрутах. Высокое качество агрегатной базы и ресурс кузова в 12 лет обеспечивают общий ресурс в 1 млн. км. По итогам выставки MIMS-2004 автобус ЛиАЗ-62ХХ получил приз жюри в номинации "Лучший городской автобус".

Использованы фотографии

Ликинский автобусный завод

Когда в 1933 году в подмосковном посёлке Ликино-Дулёво был построен Лесохимический Опытный Завод Облагораживания Древесины (ЛОЗОД), мало кто мог догадываться, что здесь закладывается основа одного из флагманов будущей российской автопромышленности. Тем не менее, первоначально выпускавший изоляционные плиты и прессованную древесину, завод с 1945 года начал изготавливать электропилы, шпалорезные станки и передвижные электростанции. Переход на «машиностроительные рельсы» окончательно оформился в 1958 году, когда на заводе, именовавшемся тогда ЛиМЗ (Ликинский машиностроительный) был выпущен первый автобус – ЗиЛ-158. Уже в следующем году завод был переименован и получил известное всем наименование ЛиAЗ.

В девяностые годы ЛиАЗ , как и большинство российских предприятий, пережил очень тяжелые времена. Разрыв традиционных экономических связей внутри СССР, большие кадровые потери поставили завод ЛиAЗ на грань катастрофы. Тем не менее, пройдя через громадные трудности с производством и реализацией продукции, банкротство и конкурсное управление, завод ЛиAЗ всё-таки встал на ноги и смог вновь начать выпуск пассажирского автотранспорта. Это оказалось не случайностью, а настоящим возрождением предприятия, и в начале нового XXI века ЛиAЗ смог модернизировать производственное оборудование и начать выпуск автобусов, способных на равных конкурировать с продукцией других предприятий.

Продукция ЛиАЗ занимает одно из лидирующих мест на рынке автобусов большого класса. Достаточно вспомнить модель автобуса ЛиАЗ-5256, который уже выпущен в количестве более 20 000 штук, и выпуск до сих пор продолжается. Кроме него, завод ЛиАЗ производит ряд других моделей автобусов. Не все из них пока что получили широкое распространение, однако нет оснований сомневаться, что со временем транспортные организации по достоинству оценят новые ЛиAЗ.

Новые автобусы «старого» завода

Спектр производимых заводом ЛиАЗ машин исключительно широк. Разумеется, наиболее известны городские автобусы ЛиAЗ, однако предприятие постоянно разрабатывает и готовит к выпуску новые модели и даже новые типы транспорта. К примеру, не так давно ЛиАЗ в дополнение к модельному ряду автобусов начал производство и троллейбусов. Кроме того, завод ЛиAЗ первым в России освоил выпуск современных низкопольных сочлененных автобусов, без которых уже немыслимо дальнейшее развитие городского пассажирского транспорта.

В настоящее время ЛиАЗ производит множество видов транспорта. К нему относятся:

Конечно, эта классификация условна. Модельный ряд продукции завода ЛиAЗ постоянно расширяется, и в любой момент можно ожидать появления новых видов автобусов и троллейбусов ЛиАЗ . Тем не менее, приведённый перечень даёт общее представление о том море пассажирского транспорта, который выпускается на ЛиAЗе.

Некоторые из автобусов, выпускаемых на заводе ЛиАЗ , для России уникальны. Таковы, например, сочлененные автобусы ЛиАЗ, производимые с 2002 года. Никто в нашей стране, кроме ЛиAЗа, пока что не изготавливает низкопольные автобусы особо большого класса, и среди отечественного транспорта у сочлененного автобуса ЛиАЗ-62132 пока что нет аналогов. Нет у ЛиАЗа конкурентов и по вместимости: даже сочлененный автобус ГоЛАЗ, модель АКА-6226, отстаёт от «гармошек» ЛиАЗа. Его вместимость составляет 170 пассажиров, в то время как модели сочлененных автобусов ЛиAЗ рассчитаны на перевозку 178 человек.

Высокое качество продукции ЛиАЗ

Уникальны не только автобусы ЛиАЗ – уникальны ещё и технологии, используемые заводом. В настоящее время на заводе ЛиAЗ установлено оборудование из Японии, Италии, Швеции, Швейцарии, Австрии и Германии. Благодаря модернизации производства ЛиАЗ может теперь выпускать продукцию мирового класса, и автобусы ЛиAЗ не уступают по качеству своим зарубежным аналогам.

Новые технологии на ЛиАЗе применяются в самых широких масштабах. В своё время завод стал первым предприятием в России, применившим полную антикоррозионную обработку кузовов методом катафореза. Суть этого метода электролитического окрашивания состоит в том, что изделие, помещённое в катафорезную ванну, подвергается воздействию электрического поля. В результате этого специальная краска на водной основе осаждается на всё изделие целиком, не пропуская даже труднодоступных уголков. Сцепление эпоксидного слоя с металлом чрезвычайно прочно, а получившееся покрытие устойчиво к самым агрессивным погодным условиям.

Метод катафорезного грунтования применяется в автопромышленности достаточно широко, но только ЛиAЗ среди российских автозаводов начал делать полную катафорезную обработку кузовов. На заводе ЛиАЗ установлена уникальная линия антикоррозионной обработки и окраски «Джейко», не имеющая аналогов в России. Эта линия включает в себя особую катафорезную ванну, которая позволяет поместить в неё и обработать кузов целиком, благодаря чему не нужно опасаться, что коррозия начнётся в местах соединений. В настоящий момент такой способ нанесения электролитической грунтовки кроме ЛиAЗа используется лишь на отдельных предприятиях Западной Европы.

Кроме катафореза, коррозионную стойкость кузовов ЛиАЗа обеспечивают и другие методы. Если раньше внешние части автобусов ЛиAЗ изготавливались из обычного «чёрного» металла, то сейчас все элементы кузовов, которые в обычных условиях ржавеют быстрее всего, изготовляются из оцинкованной стали. Внедрение других современных технологий, в частности, сборки на объёмном стапеле и точной сварки, позволило снизить затраты на изготовление кузовов с одновременным повышением их качества. Теперь завод ЛиАЗ уверенно гарантирует, что кузова его автобусов прослужат не менее 12 лет до сквозной коррозии.

Несмотря на то, что кузова являются предметом законной гордости завода ЛиАЗ , остальные части автобусов им не уступают. При изготовлении автобусов применяются детали, выпущенные только теми производителями, которые успели доказать высокое качество своих изделий. Так, например, силовые агрегаты ЛиAЗ всё чаще включают в себя дизельные двигатели CAT производства американской фирмы Caterpillar. Эта фирма производит промышленное оборудование и двигатели для судов и автомобилей на протяжении уже более чем шестидесяти лет, и за это время успела завоевать уважение потребителей.

Однако завод ЛиАЗ не отказывается от сотрудничества и с отечественными предприятиями, оснащая свои автобусы также двигателями производства ЯМЗ и КАМАЗ. Их качество пока что уступает импортным, однако оба производителя прилагают все усилия, чтобы исправить это положение. Ярославский моторный завод, поставляющий двигатели ЯМЗ для автобусов ЛиAЗ, с 2007 года выпускает двигатели, соответствующие международному экологическому стандарту Euro-3. Не отстаёт от ЯМЗ и КАМАЗ, чьи двигатели пока ещё несколько отстают по сроку службы от ярославских, однако легче, экономичнее и удобнее в обслуживании.

Кроме дизельных, на автобусы ЛиАЗ устанавливаются также газовые двигатели. Как известно, использование природного газа в качестве моторного топлива обходится дешевле, чем бензина или дизтоплива, но при этом газовые двигатели экологически намного чище других типов двигателей внутреннего сгорания. Завод ЛиАЗ не мог остаться в стороне и разработал ряд модификаций автобусов, работающих на газе. На этих ЛиAЗ используются двигатели Cummins, разработанные независимым американским концерном Cummins Inc., который в течение восьмидесяти лет является лидером двигателестроения США, и использование её продукции делает газовые ЛиAЗ высококачественными и надёжными машинами.

Помимо двигателей, высоким качеством отличаются и другие детали автобусов. Нет никаких нареканий и к мостам Raba, которыми также оснащаются ЛиAЗы. Эти мосты известны у нас с тех времён, когда СССР массово закупал автобусы «Ikarus», и уже тогда продукция этого венгерского предприятия зарекомендовала себя с самой лучшей стороны. Стоящие на автобусах ЛиАЗ мосты Raba отличаются потрясающим сроком эксплуатации: в тяжёлые 90-е, когда отечественное автопроизводство практически остановилось, мосты со списанных автобусов часто ставили на вновь изготавливаемые машины – и потребители не имели нареканий. Никогда не было проблем с этими мостами и у ЛиАЗа. Кроме Raba, на автобусах ЛиAЗ используются и мосты КААЗ, не уступающие по качеству венгерским.

Пассажирский транспорт XXI века

Какой бы высококачественной не была «начинка» автобуса, но пассажиры в первую очередь оценивают удобство автобуса. Надо отметить, что у продукции ЛиАЗ с этим проблем нет. При модернизации классической модели городского автобуса ЛиАЗ-5256 и разработке новых ЛиAЗов удобству и комфортабельности уделялось очень большое внимание.

Это внимание проявляется во многом. Пассажиры городских автобусов ЛиАЗ наверняка оценят удобство и практичность новых сидений. Теперь не нужно бояться того, что из-за износа или неизвестного хулигана сидячее место придёт в негодность: благодаря высокой прочности сиденья в салоне ЛиAЗа прослужат долго, а хулиганам придётся очень постараться, чтобы повредить специальную антивандальную конструкцию. Вообще следует отметить, что хулиганам в автобусах ЛиАЗ наверняка будет скучно: высокое качество изготовления и прочные элементы отделки не позволяют разгуляться разрушительным «талантам». При этом можно с уверенностью утверждать, что обычным законопослушным гражданам понравится комфортабельный и вместительный пассажирский транспорт производства ЛиAЗ.

Обычные городские автобусы достаточно высоки, и старикам, инвалидам и детям подниматься в них не всегда легко. Заботясь о пассажирах, ЛиАЗ разработал и уже начал выпуск нескольких моделей низкопольных автобусов. Их пол находится всего в 35 см от уровня дороги, и поэтому пассажирам нет необходимости подниматься в эти ЛиАЗы по обычным ступенькам. Низкопольные автобусы производятся в двух вариантах – в виде обычного городского автобуса большого класса и сочлененного гиганта вместимостью 178 человек. Надо отметить, что низкопольные сочлененные ЛиAЗ – это абсолютная новинка отечественной автопромышленности. Ни одно предприятие в России, кроме завода ЛиАЗ, их пока не выпускает.

Кроме высокопольных и низкопольных моделей, ЛиАЗ изготавливает и полунизкопольные автобусы. Многие считают эту модель ЛиAЗа не слишком удачным компромиссом, однако нельзя не отметить, что такой автобус всё-таки удобнее для пассажиров, чем традиционный высокопольный ЛиАЗ. К тому же пока что низкопольные модели автобусов обходятся в производстве дороже высокопольных, и полунизкопольный ЛиAЗ позволяет совместить интересы покупателей автобусов и их пассажиров.

Как уже было сказано, не так давно ЛиАЗ начал производство не только автобусов, но и троллейбусов. Как известно, российский троллейбусный парк значительно изношен, а многие выпускаемые сейчас машины были разработаны ещё в советские времена и успели морально устареть. Мысль о том, что хорошо бы оснастить качественные и современные автобусы ЛиАЗ электродвигателями, зрела уже давно. Какое-то время ЛиAЗ даже сотрудничал с другими предприятиями, выпуская сначала экспериментальные модели, а затем полуготовые машинокомплекты, на которых другие заводы уже сами устанавливали электрооборудование. Однако такое «распределение» производства влекло за собой удорожание и снижение качества машин, и потому в декабре 2007 года на заводе ЛиАЗ была запущена линия по производству троллейбусов. Теперь троллейбусы ЛиAЗ являются уже не «гибридным» транспортом, по сути – переделанным автобусом, а полноценным городским электротранспортом на уровне всех современных требований.

Приобретение продукции Ликинского автобусного завода

Если вы решили купить ЛиАЗ , вам нужно перейти в раздел «Контакты» этого сайта – и вы сможете обратиться в нашу организацию по телефону, или отправить заявку по электронной почте. Мы осуществляем продажу ЛиАЗ по ценам завода-производителя. Компетентные сотрудники нашей компании предоставят вам всю интересующую информацию относительно особенностей, технических характеристик, комплектации, помогут определиться с выбором модели.

Пригородные модели ЛиАЗ рассчитаны на перевозку пассажиров между городом и ближайшими к нему населёнными пунктами. Сравнительно длинные маршруты, большое число пассажиров и нечастые остановки – именно для таких условий работы сконструированы эти автобусы. Широкие проходы позволят перевезти всех желающих и позволят избежать толчеи, а удобные сиденья сделают поездку приятной для пассажиров. Как и вся продукция ЛиАЗ, пригородные модели автобусов отличаются высоким качеством и надёжностью.

ЛиАЗ
С середины 2000‑х годов ЛиАЗ, входящий в «Группу ГАЗ», поэтапно модернизировали. Сейчас в Ликине производят пятнадцать базовых моделей и около шестидесяти их модификаций. Самая свежая разработка - городские низкопольные автобусы, полностью соответствующие европейским требованиям. Кроме традиционного 12‑метрового ЛиАЗ‑5292 выпускают машины длиной от 9,5 м (ЛиАЗ‑4292) до 18,75 м (сочлененный ЛиАЗ‑6213).

Урбан-эстетика

Красивый городской автобус - это фактически те же самые «малые архитектурные формы», которые украшают наши улицы. Были времена, когда ЛиАЗы не особо радовали глаз. И дело не в дизайнерских изысках - облезала краска, появлялись дырки в кузовных панелях, на ступенях и даже в полу. Теперь всё иначе. Сваренный кузов каждого автобуса проходит катафорезное грунтование в восьми ваннах с полным погружением. Боковины кузова - из стальных листов с двухсторонней оцинковкой; они натянуты с предварительным нагревом, а затем приварены. Получается очень ровно, без вмятин и пузырей, красиво и долговечно. Кроме того, на современных ЛиАЗах арки колес изготавливают из нержавеющей стали, поэтому завод гарантирует отсутствие сквозной коррозии кузова в течение двенадцати лет.

Современный облик ликинским автобусам придают вклеенные стекла. Такая технология к тому же повышает жесткость кузова. За микроклимат отвечают кондиционер и независимые отопители. Кресла - антивандальные, импортные или отечественные. Повредить пластиковые панели красивого интерьера сложно, а чистить и мыть - просто. Благодаря низкому полу шагнуть в салон нетрудно даже пожилым пассажирам. Кочки скрадывает пневмоподвеска.

Наши силы

Двигатели для автобусов, выпускаемых в Ликине-Дулёве, производит ЯМЗ. Эти моторы - плод совместной работы яро­славцев и австрийской компании AVL. Шестицилиндровый ЯМЗ‑536 рабочим объемом 6,65 л развивает мощность 240–312 л.с., четырехцилиндровый ЯМЗ‑534 объемом 4,3 л выдает 190–210 л.с.

В ноябре 2016 года в Ярославле поставили на конвейер двигатели (от 150 до 312 л.с.). Аббревиатура CNG обозначает сжатый природный газ (англ. compressed natural gas). Оба мотора не склонны к перегреву и найдут применение на грузовиках и автобусах, предназначенных именно для эксплуатации в городе.

Топливная система - бошевский common rail, давление впрыска составляет 1800 бар (с возможностью увеличения до 2000 бар). Для соответствия требованиям экостандартов Евро‑4 и Евро‑5 моторы оснастили системой рециркуляции отработавших газов (EGR) с жидкостным охлаждением. По экономичности двигатели семейства ЯМЗ‑530 способны конкурировать с зарубежными, при этом на 20–30% дешевле. Заявленный ресурс дизельных «четверок» - не менее 700 тысяч километров, «шестерок» - 900 тысяч.

Новые моторы существенно снизили уровень шума и вибраций в задней части автобуса по сравнению с прежними моторами Cummins и Caterpillar.

ЛиАЗ

Не переключайтесь

Автоматические коробки передач на новых ЛиАЗах импортные - ZF EcoLife с электронным управлением либо Allison Transmission Т2100 или Т270. Обе 6-ступенчатые, с блокировкой гидротрансформатора на каждой передаче. Гидротрансформатор используется и как тормоз-замедлитель, причем его интегрируют в рабочую тормозную систему, что позволяет беречь колодки. Еще один автомат - 4-ступенчатый Voith Diwa D 864. Импортные коробки заметно поднимают цену автобуса, но «Группа ГАЗ» уже работает над собственным семейством автоматов с гидротрансформатором.

На ликинских низкопольниках установлены ведущие портальные мосты ZF с хитрыми бортовыми редукторами. Схематически они схожи с армейскими мостами «уазиков» и вседорожников Benz Unimog. Такие мосты позволяют опустить пол с высоты 405 мм от земли до 205 мм - конечно, при использовании соответствующих шин.

Появятся ли отечественные портальные мосты? Есть надежда, что их выпуск освоят в Чувашии, на Канашском автоагрегатном заводе, входящем в «Группу ГАЗ».

ЛиАЗ-429260-60 4×2

ЛиАЗ-529265 4×2

ЛиАЗ-621365 6×2

Длина/ширина/высота

9500/2500/2938 мм

12 400/2500/2880 мм

18 750/2500/2880 мм

Радиус разворота

Снаряженная/полная масса

н.д./13 150 кг

10 500/18 000 кг

15 730/28 000 кг

7100/9700/11 200 кг

Пассажировместимость/количество сидячих мест

75 чел./18 + 1

108 чел./28 + 1

193 чел./33 + 1

Двигатель

ЯМЗ-534030 (Евро-5), 4,43 л; 210 л.с. при 2300 об/мин;
730 Н·м при 1300–1600 об/мин

ЯМЗ-53633 (Евро-5), 6,65 л; 276 л.с. при 2300 об/мин; 1250 Н·м при 1300–1600 об/мин

ЯМЗ-53613 (Евро-5), 6,65 л; 310 л.с. при 2300 об/мин; 1221 Н·м при 1300–1600 об/мин

Запас топлива

Трансмиссия

ведущий мост - ZF AV110, портальный, с центральным коническим редуктором; коробка передач - ZF 6AP-1000B, А6 с ГМП

ведущий мост - ZF AV133, портальный, с центральным коническим редуктором, с двухпоточными бортовыми редукторами; коробка передач - ZF 6AP-1400B, А6 с ГМП

Ходовая часть

передняя подвеска - независимая, пневматическая, с двумя пневмобаллонами, задняя подвеска - зависимая, с четырьмя пневмобаллонами; тормоза - пневматические, двухконтурные, дисковые, с ABS и с ASR; шины - 265/70 R19,5

передняя подвеска - зависимая, пневматическая, с двумя пневмобаллонами, задняя подвеска - зависимая, с четырьмя пневмобаллонами; тормоза - пневматические, двухконтурные, дисковые, с ABS и с ASR; шины - 275/70 R22,5

(ЛИАЗ) многие годы является лидером по производству автобусов особо большого и большого класса. В линейке предприятия более десятка моделей общественного транспорта, в том числе - троллейбусов. В 2005 году организация вошла в структуру ГК «ГАЗ», что позволило переоснастить производственную базу и наладить сборку техники мирового уровня.

Опытный Лесохимический

Начало 30-х годов для Советского Союза стало очень напряженным временем. Оправившись от последствий гражданской войны, СССР всеми силами устремился догонять западные страны. Первостепенными задачами стало наращивание промышленного потенциала, разработка и внедрение прогрессивных технологий.

В 1933 году под Москвой (в поселке Ликино-Дулево) на месте будущего завода ЛИАЗ было решено создать опытное предприятие - Лесохимический завод. На его площадке планировалось разрабатывать новые для СССР технологии обработки и использования древесины: ДВП, ДСП, бруски лигностона, изоляционные плиты и т. д. Однако строительство затянулось. Только к осени 1937 года были построены основные корпуса, установлено оборудование. Первой продукцией стали деревянные подкладки под рельсы для Московского метрополитена.

Война

Не успел завод набрать обороты, как началась Великая отечественная. За несколько месяцев фашистские войска дошли до Москвы. Встал вопрос об эвакуации предприятия. Оборудование было демонтировано и под бомбежками передислоцировано в Челябинскую область. Однако вскоре враг от столицы был отброшен, и эшелоны вернулись домой.

Героическими усилиями, главным образом, женщин и подростков (большинство мужчин воевали) работа завода была восстановлена. Уже в феврале 1942 года начат выпуск деревянных изделий для самолетов, шаров для получения пороха и прочей продукции. За самоотверженный труд работники коллектива не раз награждались медалями, орденами и памятными знаками.

От дерева к механизмам

Когда большая часть СССР была освобождена, перед правительством встала не менее серьезная задача, чем разгром врага - восстановление страны из руин. Первым делом необходимо было в разы увеличить выпуск стройматериалов, наиболее доступным из которых была древесина. А для повышения темпов лесозаготовок нужны были механизмы и оснастка.

В 1944 году Лесохимический опытный завод, учитывая его профиль и опыт работников, был реконструирован в Ликинский машиностроительный завод (ЛИМЗ). Его специализацией стал выпуск машин и агрегатов для лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности: станков шпалорезных, передвижных электростанций, лебедок трелевочных, мотовозов, электропил, запасных частей к тракторам КТ-12 и автомобилям ЗИС. Также на предприятии был организован ремонт сложных дизельных моторов.

Автобусам быть

50-е годы ознаменовались бурным ростом автомобильной промышленности. По мере расширения городов все острее сказывалась нехватка общественного транспорта. Особенно актуальной эта проблема была для самого крупного мегаполиса страны - Москвы. В конце 50-х принято решение на базе ЛИМЗ создать завод автобусов ЛИАЗ. Предприятие располагалось около столицы, а квалификация работников позволяла наладить выпуск сложной техники.

В 1958 году начата реконструкция завода под производство городских пассажирских автобусов ЗИЛ-158. «Первенец» сошел с конвейера 10 января 1959 года. Эта модель выпускалась по 1970 год включительно. За 11 лет на ЛИАЗе изготовлено 62 290 машин.

От копирования к собственным разработкам

ЛИАЗ развивался стремительно. Если в 1959 году заводчане изготовили 213 единиц автотранспорта, то в 1963 году было собрано 5419 автобусов. К концу 60-х производительность составляла более 7000 транспортных средств.

Однако коллектив замахнулся на большее - создать собственную модель, превосходящую по характеристикам надежный, но устаревший ЗИЛ. Наработав определенный опыт, инженеры и конструкторы разработали улучшенную версию большого вместительного городского автобуса ЛИАЗ-677. Опытный образец был выпущен в 1962 году, после серии испытаний и доработок в 1967 году была выпущена первая партия.

Модель получилась на редкость удачной. В 1972 году на осенней Лейпцигской ярмарке она была удостоена Золотой медали, став примером для других предприятий социалистического блока. Она выпускалась в разнообразных вариантах и модификациях до середины 90-х годов: экскурсионной, городской, пригородной, в северном исполнении, с газобаллонным оборудованием, в специсполнении (передвижная телевизионная станция). К концу 1994 года было изготовлено 194 356 единиц.

Таким образом, ЛИАЗ-677 стал одной из самых массовых моделей в стране и широко использовался как на территории СССР, так и за его пределами. За трудовые достижения коллектив в 1976 году получил заслуженную награду - Орден Трудового Красного Знамени.

Развитие

Выпустив отличный продукт, почивать на лаврах заводчане не собирались. В начале 80-х была разработана новая модель - ЛИАЗ-5256. Однако для ее производства необходимо было провести техническое переоснащение завода ЛИАЗ. Реконструкция была начата в 1985 и длилась до 1991 года.

Первоначально 5256-я модель собиралась в опытном цеху малыми партиями. В 1985 году было изготовлено 14 машин. За это время выявлены основные недостатки и устранены до выхода модели в крупносерийное производство. В марте 1991 года ЛИАЗ-5256 поступил на обновленный главный конвейер, став основной моделью предприятия.

Трудные времена

Удивительно, что даже в драматичные годы ВОВ предприятие лишь на несколько месяцев приостанавливало свою работу. Но в конце XX века, в эпоху технического прогресса и невероятных возможностей, завод ЛИАЗ оказался на грани пропасти. После развала СССР были нарушены связи с поставщиками комплектующих и заказчиками готовой продукции в лице муниципалитетов. Новой власти было не до автобусов. Усугубил ситуацию пожар на участке по производству моторов КАМАЗ, и силовые агрегаты перестали поступать в Ликино. В 1997 году ЛИАЗ признан банкротом, введено внешнее управление.

К счастью, в 2000 году шефство над производством взял автохолдинг «Руспромавто», а пятью годами позже предприятие вошло в группу компаний «ГАЗ». Это позволило восстановить и модернизировать технологическое оборудование. А заодно и приступить к выпуску современных экономичных и экологичных автобусов нового поколения.

Продукция

На сегодняшний день ЛиАЗ производит 20 ведущих моделей и порядка 60-ти модификаций. В 2012 году выпущен первый электробус ЛИАЗ-6274 как альтернатива автобусам большого класса с бензиновыми, дизельными и газовыми двигателями. Машина разработана на базе низкопольного автобуса ЛИАЗ-5292, работает от литий-ионных аккумуляторов и предназначена для городских перевозок. Несколько лет на базе ЛИАЗов выпускались троллейбусы. Сегодня предприятие готово производить их под заказ.

2013 год стал годом новинок:

  • Совместно с партнерами изготовлен низкопольный автобус европейского уровня ЛИАЗ-529230. Кстати, 30 машин этой серии были задействованы для обслуживания Сочинских Олимпийских Игр в 2014 году.
  • Создана первая пригородная низкопольная машина с двигателем MAN.
  • Впервые на низкопольном автобусе ЛИАЗ-529260 установлен российский двигатель ЯМЗ.
  • Разработан новый дизайн и интерьер автобуса будущего. Среди усовершенствований - новые передние и задние маски, панорамное остекление, светодиодные фары, аэродинамические зеркала, изогнутые, эргономичные поручни, впервые в России применена технология наливных полов.

В 2014 году создана новая модификация автобуса большого класса ЛИАЗ-529260 длиной 10,5 м. Годом позже свет увидела перспективная 9,5-метровая модель среднего класса. Гордостью заводчан стали комфортабельные ультрасовременные туристические и междугородные автобусы серии «Круиз» и «Вояж». Согласно корпоративной политике компании, в будущем новые модели будут выпускаться под единым брендом «ГАЗ», независимо от места производства, будь то в Ликино, Павлове, либо Кургане.

Завод ЛИАЗ: отзывы

Если судить об отзывах работников, предприятие является желанным местом работы. После вхождения в ГК «ГАЗ» и последовавшей модернизации условия для осуществления трудовой деятельности заметно улучшились. Выросли зарплаты, всем сотрудникам предоставляется весомый соцпакет.

Довольны деятельностью завода и партнеры: будь то поставщики комплектующих, или заказчики. ЛИАЗ вовремя расплачивается по контрактам, не допуская задолженностей. А его продукция отвечает высочайшим нормам качества, удобства и экономичности. Кстати, все ныне выпускаемые автобусы оснащаются моторами экологических классов Евро-4, Евро-5, а некоторые модификации - перспективного стандарта Евро-6.

Где находится завод ЛИАЗ?

Производственные мощности предприятия располагаются в крупном на востоке Московской области. Административно относится к Орехово-Зуевскому муниципальному району. Завод является градообразующим.

Адрес завода ЛИАЗ: 142600, РФ, город Ликино-Дулево, улица Калинина, 1.

В 30-х годах ХХ века в г. Ликино-Дулёво был построен завод, выпускавший древеснослоистые пластики, из которых строились самолёты, вырезались вкладыши для подшипников, подкладки под рельсы метро и мн. пр. В конце войны завод преобразовали в машиностроительный для ремонта дизелей, изготовления передвижных электростанций, мотовозов. В 1958 году завод стал автобусным. Выпускалась модель «ЗИЛ-158», но уже в 1962 году появился первый «ЛиАЗ-677», впоследствии ставший легендой автопрома: собрано около 200 тысяч машин, это самая массовая модель автобуса большого класса в мире.
читать полностью →
В трудные 1990-е годы производст во остановилось, люди не получали зарплаты, в прессе уже сообщалось, что ЛиАЗа больше нет. Сохранение основных мощностей и возрождение завода – подвиг трудового коллектива. Ныне ЛиАЗ – снова флагман отрасли, он, наряду с ещё 17-ю предприятиями в России и за рубежом, входит в «Группу ГАЗ», являющуюся крупнейшим в стране производителем коммерческого автотранспорта и принявшую стратегию развития на период до 2012 года, цель которой – предоставление потребителям комплексных решений транспортных проблем. На ЛиАЗе занято 3200 человек, с конвейера сходит за год около 3000 автобусов, планируется в ближайшие четыре года поднять выпуск до 4300. Создаваемые на заводе новые модели, начиная с 2002 года, неизменно удостаиваются высших наград Московской международной автовыставки.

ЛиАЗ предлагает потребителям всевозможные автобусы большого и особо большого класса: городские и пригородные, туристические, одинарные и сочленённые, газовые, школьные, северные, инвалидные. Наибольшим спросом пользуются низкопольные модели 5292 и 6213. Все кузова подвергаются химической обработке в восьми огромных ваннах, что позволяет давать гарантию против коррозии на 12 лет. Подобную технологию для автобусов имеют ещё только три фирмы в Европе. По желанию заказчиков ставятся отечественные или импортные двигатели Камского и Ярославского автозаводов, или импортные Caterpillar, Cummins, MAN, разные коробки передач, и вообще покупатель вправе выбрать любые опции, от основных узлов до окраски автобуса. Выполняются даже заявки на машины, каких завод раньше не делал, – так, школьный автобус в северном варианте сконструирован и партия выпущена менее чем за два месяца! В конце 2007 года освоено производство троллейбусов. В 2008 году изготовлен образец автобуса с гибридным силовым агрегатом (два двигателя – дизельный и электрический).

В миллионах исчисляются средства, выделяемые на социальную поддержку персонала и на дальнейшее улучшение санитарно-бытовых условий. Работники награждаются по итогам трудового соревнования, существуют выплаты к юбилейным датам, к отпуску, предприятие частично берёт на себя расходы по перевозке работников от места жительства на завод и обратно. Организован летний отдых лиазовцев на побережье Чёрного моря, а также их детей в оздоровительных лагерях. Так выполняется основополагающий принцип производственной системы Ликинского автобусного завода: «Люди – самый ценный актив предприятия».