Через 10 лет после окончания ВОВ стал повышаться уровень жизни советских людей, появилась потребность в недорогом малолитражном автомобиле. После внеочередного съезда партии, конструкторы начали выпускать свои прототипы - НАМИ-050 «Белка» , НАМИ-031 , НАМИ-059 и другие. Однако данные проекты были забракованы, и правительство решило, что не стоит тянуть с разработкой собственной модели, а возьмем ка мы, как уж повелось, готовый автомобиль у итальянцев и на его базе построим собственный.
Итальянский Fiat 600 к тому времени уже 4 года был в серийном производстве и был настолько приспособлен к серийному производству, что уже через год, в 1960 году, с конвейера сошли первые «Запорожцы» .
Изначально ЗАЗ-965 планировалось выпускать на заводе «МЗМА» . Ведь еще в 1957 году на базе того же итальянского Fiat «МЗМА» выпустил свой опытный образец Москвич-444,однако после съезда партии, всю техническую документацию передали заводу «Коммунар» (в 1961 году был переименован в Запорожский автомобильный завод «ЗАЗ»), в то время выпускающий комбайны и трактора.
Не смотря на то, что данный автомобиль разрабатывался как народный, таковым стать ему было не суждено, связано это было с его стоимостью, которая была значительно выше автомобилей такого класса, даже дороже своего итальянского прототипа и малым объемом производства. В октябре 1962 года автомобиль ЗАЗ-965 с производства сняли, точнее, модернизировали и теперь он стал именоваться как ЗАЗ-965А, который выпускали до 1969 года, даже не смотря на то, что в 1966 году уже выпускали ЗАЗ-966.
Дизайн и конструкция
Несмотря на внешнее сходство с итальянским Фиатом, у ЗАЗ-965 были и свои отличительные особенности. Например, двери были навешены на задних петлях и открывались против движения. Подфарники располагались на крыльях на уровне капота. Так же было дополнительное прямоугольное зарешеченное отверстие над номерным знаком на капоте, служившее для вывода воздуха, который охлаждал двигатель и некоторые другие изменения.
V-образный двигатель ЗАЗ-965 был установлен в задней части автомобиля, его прототипом был двигатель BMW, для десантного вездехода. Этот 4-цилиндровый двигатель, с воздушным охлаждением получивший название МеМЗ-965 изначально разрабатывался для армейской амфибии ТПК, имел объемом 746см 3 и мощность 23 лошадиные силы. Диаметр цилиндров составлял 66 мм, а ход поршня - 54,5 мм.
Так как двигатель располагался сзади, его охлаждение происходило при помощи вытяжного вентилятора, который засасывал поступающий снаружи через «жабры» воздух сквозь оребрение цилиндров и выбрасывал его назад через решётку в крышке багажника. Эта самая решетка являлась еще одной отличительно особенностью «Запорожца», по сравнению с ФИАТом. Размеры двигателя были больше чем у Fiat 600, что привело к появлению горба в задней части автомобиля. Именно из-за этого горба Запорожец получил прозвище «Горбатый». От транспортера амфибии ТПК так же позаимствовали коробку передач, главную передачу и заднюю подвеску.
Кроме того, впервые же годы эксплуатации были выявлены значительные недостатки. Багажный отсек был достаточно таки мал, уровень шума оставлял желать лучшего, двигатель в летнее время постоянно перегревался, а зимой не хотел запускаться. Про место в салоне и говорить не стоит, как в скворечнике. Ресурс двигателя так же был недолговечен из-за напряженного температурного режима. Бензиновый отопитель салона, из-за отсутствия жидкостного охлаждения был не то что не надежный, а даже пожароопасный.
Модернизированная в октябре 1962 года версия автомобиля стала именоваться ЗАЗ-965А. Автомобиль получил обновленный двигатель объемом 877см 3 , диаметр цилиндра вырос до 72 мм, а мощность до 27 лошадиных сил. Изменилась ситуация с его перегревом, для этого были внесены изменения в кузов автомобиля. Воздухоприемные накладки на задних крыльях приняли новую форму, и вместо двух рядов узких полос, стали выдвинуты наружу и имели один ряд широких прорезей. Это увеличило поток воздуха, поступающий в моторный отсек. Передние габаритные огни были перенесены с верхней части крыльев под фары.
Модификации
- - Модификация 965-го с 1962 года. С измененным двигателем и некоторых частей кузова;
- - Выпускался для инвалидов потерявших одну или обе ноги. Управление было как ручным, так и стандартными педалями, аля подходит всем!;
- - Модифицированный ЗАЗ-965А для инвалидов;
- - Модификация для инвалидов, потерявшим одну руку или одну ногу;
- - Модификация с правым рулевым колесом, для службы, занимавшейся выемкой писем из почтовых ящиков.
Видео автомобиля
Технические характеристики
Компоновка | Заднемоторная, заднеприводная |
Колесная формула | 4x2 |
Количество мест | 4 |
Габариты, мм | |
Длина | 3330 |
Ширина | 1395 |
Высота | 1450 |
Колесная база | 2023 |
Клиренс | 175 |
Колея, мм | |
Передняя | 1144 |
Задняя | 1160 |
Масса, кг | |
Снаряженная | 665 |
Полная | 965 |
Грузоподъемность, кг | 300 |
Двигатель | |
Модель | МеМЗ-965, МеМЗ-966 |
Тип | Бензиновый |
Количество цилиндров | 4 |
Объем, см 3 | 746, 887 |
Мощность, л.с. | 23, 27 |
Коробка передач | Механическая, 4-ступенчатая |
Максимальная скорость, км/ч | 90, 100 |
Расход топлива, л/100км | |
Смешанный | 6.5, 5.5 |
Объем топливного бака, л | 30 |
МеМЗ-966 | |
---|---|
Производитель: | МеМЗ |
Марка: | МеМЗ-966 |
Тип: | Бензиновый |
Объём : | 887 см 3 |
Максимальная мощность: | 27 л.с. , при 4 000 об/мин |
Конфигурация: | |
Цилиндров : | 4 |
Клапанов: | 8 |
Макс. скорость: | 100 км/час |
Расход топлива при смешанном цикле: | 5,5 л/100 км |
Cтепень сжатия : | 6,5 |
Система питания: | карбюратор К-125 - однокамерный с падающим потоком и горизонтальным подводом воздуха |
Охлаждение: | воздушное |
Клапанной механизм: | OHV |
Материал блока цилиндров : | чугун |
Материал ГБЦ (англ.) русск. : | алюминий |
Тактность (число тактов): | 4 |
Порядок работы цилиндров: | 1-3-4-2 |
Рекомендованное топливо: | А-76 |
механическая
Характеристики
Массово-габаритные
Ширина: | 1 395 мм |
Динамические
ЗАЗ-965 - советский малолитражный автомобиль, выпускавшийся с по 1963 год .
ЗАЗ-965А - модификация с двигателем мощностью 27 л.с., выпускавшаяся с ноября по 1969 год .
Изучение опыта мирового автомобилестроения уже на тот момент позволяло прийти ко вполне однозначному выводу: микролитражка не может быть просто уменьшенной копией своих «больших собратьев». Необходимо напомнить, что в то время большинство автомобилей имели двигатель спереди и задний ведущий мост - так называемая «классическая компоновка». Однако для машины размером с будущий «Запорожец» она была явно нерациональна, так как ограничивала полезное пространство салона, увеличивала габаритную высоту, себестоимость и массу автомобиля из-за наличия проходящего под полом кузова карданного вала. Все попытки выпуска автомобилей «классической» компоновки в «особо малом» классе неизбежно заканчивались появлением на свет высоких, тяжёлых, маловместительных и довольно неуклюжих внешне конструкций. Избавиться от этих недостатков можно было, сблокировав двигатель и трансмиссию в единый агрегат и разместив его непосредственно у ведущих колёс - передних либо задних.
Между тем, советские конструкторы подошли к конструкции итальянского прототипа вполне творчески. Кузов, сохранив похожую на «Фиат» силовую структуру, в частности - низко расположенную между широко разнесёнными коробами панель пола, что увеличивало вместимость автомобиля при сохранении приемлемой высоты, - получил более современную внешнюю форму, став из двухобъёмного фастбэка с выштамповками на боковине, имитирующими отдельные крылья, трёхобъёмным двухдверным седаном с плоской боковиной, чётко выделенным объёмом багажника и большим задним стеклом, унифицированным с лобовым (см. также внешнее сравнение автомобилей). Двери при этом остались навешенными на задние петли , что обеспечивало более удобную посадку в салон, но снижало безопасность. Зато стёкла дверей из раздвижных стали более удобными опускными, появились «форточки». В ходовой части была применена более совершенная передняя подвеска на двух поперечных торсионах (так называемая система Порше , такая же использовалась на первых одноимённых спорткарах и Фольксвагене-«Жуке ») - вместо «фиатовской» на поперечной рессоре, а также рассчитанные на дороги худшего качества увеличенные 13-дюймовые колёса, что потребовало увеличить колёсные ниши и изменить компоновку автомобиля в целом. Двигатель и трансмиссия были полностью отечественной разработки.
Изначально предусматривалась комплектация автомобиля двигателем мотоциклетного типа МД-65. Но он оказался малоподходящим для автомобиля, и в условиях работы с перегрузкой имел мизерный ресурс - не более 30 тыс. км до капремонта . Позднее в НАМИ были созданы два опытных образца силовых агрегатов, это должны были быть оппозитные двигатели по схеме Citroën 2CV . Как временное решение, на прототип «444-БКР» (1958) устанавливался двигатель от BMW 600 - также оппозитный, но двухцилиндровый .
Этими разработками заинтересовались и проектировщики армейского амфибийного транспортёра ТПК , как раз нуждавшиеся в двигателе такого типа и ранее столь же безуспешно экспериментировавшие (НАМИ 049, 1958 г.) с ирбитским МД-65. Дальнейшие работы велись уже с учётом их предложений.
В конце концов, пришли к компромиссному варианту - ЗАЗ и военную амфибию унифицировали по силовому агрегату, который имел рабочий объём изначально 746, позднее 877 кубов (с возможностью дальнейшего наращивания) и отличался в военной (МеМЗ-967) и гражданской (МеМЗ-965) версиях лишь отдельными деталями.
При этом, на ТПК двигатель должен был располагаться спереди маховиком назад, а у ЗАЗ’а - сзади маховиком вперёд. Так как соображения армейского заказчика оказались весомее, двигатель был в целом рассчитан именно на переднее расположение в герметичном объеме мотоотсека амфибии, без охлаждения встречным потоком воздуха, поэтому и комплектовался вытяжным вентилятором. Нагнетающий вентилятор был установлен позднее, что, по замыслу разработчиков, должно было улучшить охлаждение двигателя, расположенного сзади. Но проблемы с перегревом силового агрегата были в какой-то степени свойственны всем «Запорожцам» вплоть до ЗАЗ-968М, у которого система охлаждения была полностью переработана (впрочем, в значительной степени в этом были повинны сами владельцы автомобилей - «Запорожцы» нередко эксплуатировались с перегрузкой, а регулярной очисткой рёбер охлаждения цилиндров, что было залогом хорошего теплообмена с охлаждающим воздухом, пренебрегали). Шумность мотора военными также не нормировалась и, по сравнению с остальными советскими автомобилями, имевшими двигатели водяного охлаждения, была неудовлетворительна.
Позднее модификация того же двигателя и трансмиссии амфибии использовалась также на гражданских вариантах ТПК, ЛуАЗ-969 , которые часто ошибочно описывают как «выполненные на базе „Запорожца“».
Цена
На момент своего появления в 1960 году «Запорожец» стоил 18 000 дореформенных рублей (1 800 руб. после реформы). По легенде, цена определялась как совокупная стоимость 1 000 бутылок водки (по 1,80 руб.). Со средней заработной платой в СССР начала 1960-х годов эта величина соотносилась примерно как 20:1, то есть, «Запорожец» можно было купить примерно за 20 средних размеров заработной платы по стране.
Современная стоимость ЗАЗ-965 на вторичном рынке очень сильно разнится в зависимости от сохранности автомобиля и продавца, составляя от нескольких тысяч рублей до нескольких тысяч долларов.
Модификации
Конструкция
Салон ЗАЗ-965
Машина приводилась в движение мотором воздушного охлаждения редкой конфигурации с рабочим объёмом 746 см³ (модель МеМЗ-965) воздушного охлаждения с распредвалом в развале блока между головками цилиндров . Расположение - за задней осью. Частично использовался алюминиевый сплав , картер был из магниевого сплава. Мощность - 23 л.с.
Оригинальной особенностью автомобиля было консольное вывешивание силового агрегата за три точки на картере трансмиссии - двигатель же сам по себе никаких опор или точек крепления к кузову не имел.
На модели ЗАЗ-965А в 1962-1965 гг устанавливался двигатель МеМЗ-966, с увеличенным рабочим объёмом до 887 см³, развивавший 27 л.с., а в 1966-1969 гг - МеМЗ-966А с тем же рабочим объёмом, но уже в 30 л.с.
Базовая модель изготавливалась в период с по 1964 годы , а модернизированный ЗАЗ-965А - с 1962 по 1969. На начало продаж цена для населения составляла 18000 рублей в старом масштабе цен (до деноминации 1:10, проведенной в 1961 году).
Так как предполагалось, что советским автовладельцам придется обслуживать автомобиль самостоятельно, воздушное охлаждение оценивалось положительно и виделось весьма практичным в суровых зимних условиях (при низких температурах нет риска замерзания охлаждающей жидкости на стоянке). Кроме того, малая масса силового агрегата, его простота и разборная конструкция (съёмные цилиндры) позволяла отремонтировать автомобиль практически «в чистом поле».
Тем не менее, в целом и общем двигатель оказался одним из главных недостатков автомобиля: его ресурс был сравнительно невелик из-за напряжённого температурного режима, тонкие стенки блока, воздушное охлаждение и короткий глушитель вели к значительно повышенному уровню шумности, а вызванный к жизни отсутствием жидкостной системы охлаждения отдельный бензиновый отопитель отличался невысокой надёжностью, при нерегулярном обслуживании - даже пожароопасностью (недостатки, характерные и для многих других автомобилей с похожими техническими решениями).
1965 ЗАЗ 965 “Запорожец”
ЗАЗ-965 «Запорожец» - советский микролитражный автомобиль, выпускавшийся с 1960 по 1963 год.
ЗАЗ-965А «Запорожец» - модификация с двигателем мощностью 27 л.с., выпускавшаяся с ноября 1962 по 1969 год.
Всего было выпущено 322 166 автомобилей всех модификаций.
ЦЕНА
На момент своего появления в 1960 году «Запорожец» стоил 18 000 дореформенных рублей - впрочем, реально в том году была выпущена лишь небольшая партия автомобилей, в основном разошедшихся по заводам-смежникам ЗАЗа, первые же товарные автомобили пошли в продажу уже после денежной реформы, по цене 1 800 руб. По легенде, цена определялась как совокупная стоимость 1 000 бутылок водки (по 1,80 руб.).
Со средней заработной платой в СССР начала 1960-х годов эта величина соотносилась примерно как 20:1, то есть, «Запорожец» можно было купить примерно за 20 средних размеров заработной платы по стране.
Современная стоимость ЗАЗ-965 на вторичном рынке очень сильно разнится в зависимости от продавца и сохранности автомобиля, составляя от нескольких тысяч рублей до нескольких тысяч долларов.
МОДИФИКАЦИИ
- 965/965А - стандартная модификация
- 965Э/965АЭ «Ялта» - экспортная модификация, отличалась боковыми наклонными молдингами, улучшенной отделкой салона, усиленной шумоизоляцией, а также пепельницей и наружным зеркалом заднего вида с левой стороны. Также на автомобили 965Э/965АЭ «Ялта» дилеры самостоятельно устанавливали радиоприёмник. Импорт осуществлялся через финскую компанию Konela (под названием «Jalta») и бельгийскую Scaldia (под названием «Yalta»).
- 965Б/965АБ - модификация, предназначенная для инвалидов, с поврежденными ногами и здоровыми руками.
- 965Р/965АР - модификация, предназначенная для инвалидов, имеющих одну здоровую руку и одну здоровую ногу.
- 965С/965АС - почтовый фургон, для сбора писем с правым расположением руля. Автомобиль имел видоизменённые воздухозаборники системы охлаждения. Задние боковые стекла были заменены металлическими филёнками.
- Пикап для внутризаводского использования, не имел собственного индекса. Изготавливались из бракованных кузовов серийных машин.
ЗАЗ-965 В НАРОДЕ
Раннюю версию ЗАЗ-965 можно видеть в кинофильме «Королева бензоколонки».
Также автомобиль фигурирует в мультфильме «Зима в Простоквашино» -
…и «Запорожец» старый купили, разваленный…
«ЗАЗ-965» мельком показывается в советском мультфильме «Ну, погоди!» в пятом выпуске, когда Волк пытается заставить Зайца выйти из телефонной будки. Когда он закуривает много сигарет, его начинает качать и он выходит на дорогу, где его чуть не сбивает зелёный Запорожец. Похожий на ЗАЗ-965 автомобиль можно увидеть и в 20-й серии «Ну, погоди!»
«ЗАЗ-965» также снимался в фильмах «Три плюс два» (1962), «Пока гром не грянет» (1967), «Однажды двадцать лет спустя», «Сыщик» (1979), «Ларец Марии Медичи» (1980), «Золотой глаз» (1995), «Патриотическая комедия» (1992), «ЛОпуХИ. Эпизод 1» (2009); грузинских короткометражках «Субботний вечер» (1975) и «Три рубля» (1976). Экспортную версию ЗАЗ-965АЭ можно увидеть в фильме «Акселератка» (1987), а самодельный кабриолет на базе ЗАЗ-965 - в фильме «Будьте моим мужем» (1981). В серии «По-взрослому» мультсериала «Барбоскины» масштабная модель «ЗАЗ-965» с кузовом кабриолет присутствует в качестве машинки Дружка.
Также ЗАЗ-965 является одним из героев клипа на песню «Эй, парень» Криса Кельми и группы «Рок-ателье».
- Народные прозвища: «Жужик», «Запор», «ЗАЗик», «Малыш» и др. Но не смотря на насмешки и анекдотичность, автомобиль был народным любимцем, вплоть до 80-х годов прошлого века, при этом и в XXI веке встречаются любители этой модели.
- Жалюзи воздухозаборники, так называемые «Жабры», имеют ещё одно название, которое имеет интересную историю. В процессе разработки, среди главных проблем автомобиля, являлся перегрев мотора. Решение нашёл один конструкторов завода «Коммунар» (ЗАЗ), по фамилии Вассерман. После испытаний, идея была одобрена и после, за этой деталью, закрепилось прозвище «тёрка Вассермана».
- Поскольку благодаря конструкции автомобиль отличался высокой проходимостью, в народе шутили: «Где иномарка тормознёт, „запор“ на пузе проползёт!».
- Среди модификаций «жужика» была и модель для инвалидов с одной рукой и одной ногой ЗАЗ-965АР. Главной особенностью было автоматическое электромагнитное сцепление - для управления автомобилем использовались только две педали и рычаг переключения передач. Впоследствии оно было признано недостаточно надёжным - ферромагнитный порошок со временем терял свои свойства, кроме того из-за повышенного момента инерции якоря не обеспечивалось быстрое переключение передач, необходимое для интенсивного разгона автомобиля, а синхронизаторы коробки передач существенно перегружались и сильнее изнашивались. Поэтому со временем (уже на моделях на базе ЗАЗ-968) вместо него внедрили сцепление с вакуумным приводом.
- ЗАЗ-965 стал последним советским автомобилем с тумблерным переключателем сигналов поворота (на самом деле ранние ЗАЗ-966 тоже имели тумблер поворотников в середине панели приборов) и с дверями, открывающимся против движения автомобиля.
Москвич-400(401)
- легковой заднеприводный автомобиль, выпускался заводом МЗМА
(Московском заводе
малолитражных автомобилей - так в 1945 - 1968 гг. назывался АЗЛК)…
Читать полностью
ЗАЗ-965
ЗАЗ-965/ЗАЗ-965А
. Фотографии характеристики.
1960-1963 гг.
История ЗАЗ а уходит корнями в 1863 год, когда в Александровске (так до 1922 года назывался славный советский город Запорожье, известный также как место локации масштабного ДнепроГЭСа) Абрагам Кооп (голландец) открыл завод по выпуску сельскохозяйственных машин. В 1908 году произошло открытие Мелитопольского моторного завода (ныне подразделение ЗАЗ) для выпуска двигателей внутреннего сгорания, с этой даты и начинается фактическая история компании ЗАЗ.
С 1923 года завод «Коммунар» (старое название ЗАЗа) выпускал комбайны и сельхозтехнику. Легковые автомобили на заводе «Коммунар» начали производить только в 1960 году (ЗАЗ 965). В 1961 году «Коммунар» был переименован в ЗАЗ, поэтому иногда официально история компании ЗАЗ считается с этого времени.
фотография ЗАЗ-965
ЗАЗ 965 «Запорожец»(1960-1963 гг.)
«Мыльница», «Горбун», «Фафик» - как только не прозывают маленького юркого «Запорожца» ЗАЗ-965 . Многие из нас именно с него начинали свою «авто» биографию. Далеко не все, однако, знают, сколь пестрой была история этого первого среди «Запорожцев».
Интерес к микролитражным, как их тогда называли, машинам возник и рос лавинообразно в середине 50-х годов, В разных странах на свет появились многочисленные образцы - от примитивного суррогата автомобиля до уменьшенной копии традиционной малолитражки. Работа над такими конструкциями была развернута и у нас в СССР. Толчком послужило то обстоятельство, что с 1956 года МЗМА прекратил производство малогабаритного (длина 3855 мм), легкого (840 кг), четырехместного «Москвича-401» и перешел на более вместительный, комфортабельный и дорогой «Москвича-402». А спрос на компактную, легкую и простую машину не исчез.
Наши заводы и НИИ в 1955-1960 годах спроектировали, построили и испытали немало опытных образцов микролитражек и мотоколясок. Вот лишь некоторые из них: «Белка» ИМЗ-А50 , НАМИ-048, НАМИ-031, ГАЗ-18 , НАМИ-059, МВТУ. Все эти конструкции позволили более четко определить требования к машинам сверхмалого класса.
фотография ИМЗ-НАМИ-А50 "Белка"
фотография НАМИ-031
фотография ГАЗ-18
Как раз в те годы было принято решение реконструировать комбайновый завод «Коммунар» в Запорожье и завод легких дизелей в Мелитополе, с тем чтобы с 1960 года развернуть производство микролитражных автомобилей. Проектирование, постройку и доводку прототипов новой машины поручили провести коллективу Московского завода малолитражных автомобилей - МЗМА (ныне АЗЛК). Разработка их началась осенью 1956 года. За образец взяли FIAT-600 , наиболее удачный автомобиль этого класса. Немаловажным обстоятельством, предопределившим выбор, послужил тот факт, что данная машина была новейшей (ее выпуск начался в 1955 году) и что она наилучшим образом отвечала условиям массового производства.
Москвич-444 1957 г.
фотография Москвич-444
Первый опытный образец машины - ей дали индекс «444» - был готов всего через год, в октябре 1957 года. В ее внешнем виде и конструкции узлов чувствовалось влияние ФИАТ-600 , но тем не менее даже на этой стадии наметились существенные различия.
Для малогабаритной машины решающим фактором всегда является диаметр колес. Учитывая дорожные условия нашей страны, конструкторы увеличили посадочный размер для шины с 12 до 13 дюймов. Этот шаг потребовал существенных изменений в кинематике подвески колес, заставил увеличить объемы колесных ниш и внести коррективы в общую компоновку. Другое важное отличие - на машине стоял не четырехцилиндровый двигатель водяного охлаждения, как на ФИАТе, а двухцилиндровый оппозитный МД-65 Ирбитского мотоциклетного завода, имевший воздушное охлаждение . Двигатель имел недостаток, и весьма существенный, с компоновочной точки зрения, был очень развитый картер - его глубина (расстояние от оси коленчатого вала до днища масляного поддона) составляла 184 мм. Поэтому для получения приемлемой величины клиренса у ступиц задних колес «Москвича-444» пришлось установить колесные редукторы, подобные тем, что применяются сегодня на ЛуАЗ-969М .
фотография Москвич-444
Кроме того, первый образец 1957 года - назовем его условно «444-57» - отличался от итальянской машины, помимо перечисленного, формой задней части кузова, иным оформлением передка, усиленной коробкой передач. Треугольная эмблема спереди, выпуклая стреловидная подштамповка на двери, декоративная «гребенка» перед проемом заднего колеса (мотив, заимствованный от «Москвича-402») и четыре круглых воздухозаборника на заднем крыле, напоминавшие миниатюрные каски пожарников, - таковы были прочие отличительные детали кузова. Кстати, уже на этой стадии машина имела взаимозаменяемые лобовое и заднее стекла - ценная особенность для массовой модели. На следующий год МЗМА построил новые образцы (назовем их «444-58») с измененными элементами оформления: переднее крыло с более высокой верхней частью, иная форма облицовки. Один из них, окрашенный в цвет слоновой кости, с крышей морковного цвета, экспонировался зимой 1958/59 года на ВДНХ СССР . У этой машины, на эмблеме которой вместо «444» стояло «650», еще сохранились от первого образца передняя подвеска на поперечной рессоре и сдвигающиеся (неподъемные) стекла в дверях.
Двигатель ЗАЗ-965
фотография Двигатель МД-65
Двигатель МД-65 , созданный на базе мотоциклетного, оказался, как выявили испытания, непригодным для автомобиля. На мотоцикле с коляской, который весит 320 кг, этот мотор работал в более благоприятных (по нагрузке) условиях, чем на микролитражке, вдвое более тяжелой. Кроме того, МД-65 на стенде развивал мощность только 17,5 л. с. Отсюда плохая динамика машины: вялый разгон и недобор максимальной скорости (80 км/ч вместо проектных 95 км/ч). Мотор был очень шумным, плохо охлаждался. Но главный недостаток заключался в том, что двигатель был недолговечным: срок его службы до капитального ремонта едва мог составлять 30 тыс. км.
По этим причинам сначала на МЗМА в 1957 году, а потом и в НАМИ началось проектирование нового, специального двигателя. Созданные на МЗМА две конструкции двухцилиндрового оппозитного двигателя типа «ситроен 2ЛС» с воздушным охлаждением и рабочим объемом 748 см 3 во второй половине 1958 года только еще проходили стендовые испытания. В качестве временной меры на усовершенствованный вариант, получивший обозначение «444-БКР» (то есть, без колесного редуктора), поставили двигатель БМВ-600 - тоже от микролитражного автомобиля, Этот мотор имел значительно более мелкий картер, подобно проектировавшимся моторам МЗМА и НАМИ. Отказ от редукторов позволил уменьшить неподрессоренные массы на 6 кг. Одновременно автомобиль получил переднюю подвеску на продольных балансирных рычагах и пластинчатых торсионах и боковые воздухозаборники в виде вытянутой решетки.
В 1959 году увидели свет новые прототипы будущего «Запорожца». Тогда же конструкторское бюро МЗМА с помощью прибывшей в конце 1958 года бригады инженеров ЗАЗ приступило к выпуску чертежей для подготовки производства. В апреле 1959 года вся техническая документация на модель 965 была передана в Запорожье. Опытные образцы 1959 года в отличие от ФИАТ-600 имели уже не сдвигающиеся стекла дверей, а опускные, как на большинстве автомобилей. Исчезли стреловидная выдавка на крыле и «гребенка». Задние фонари снабдили катафотами не в средней, а в нижней части. Подфарники установили в отдельных корпусах на крыльях. Позже были изготовлены образцы с измененными передними крыльями и выштамповками на передней панели. У этих машин подфарники остались на передних крыльях, но на передней панели появилась эмблема ЗАЗ и надпись «Запорожец» прямоугольными буквами.
В июне 1959 года в НАМИ были готовы два первых четырехцилиндровых двигателя ЗАЗ-965 . Один (965Г ) имел горизонтальное оппозитное расположение цилиндров и рабочий обьем 752 см 3 , другой (965В ) - V-образное и рабочий объем 746 см 3 . По мощностным показателям обе конструкции были равноценны, но двигатель 965В обладал целым рядом преимуществ перед 965Г, был оригинальным и современным по конструктивному решению. Его и приняли для серийного изготовления. В 1960 году на ЗАЗе шла подготовка к производству новой машины. Первую партию завод собрал 22 ноября и до конца года выпустил около полутора тысяч «Запорожцев». Так начал свою жизнь первый советский микролитражный автомобиль ЗАЗ-965. Правильнее было бы назвать его малогабаритным (4 места, длина 3330 мм), если учитывать современную терминологию. Наряду с базовой моделью завод строил модификацию 965С для перевозки почты (с правым расположением руля, металлическими панелями вместо задних окон и ящиком для писем на месте заднего сиденья); а также ЗАЗ 965Б с ручным управлением для инвалидов.
фотография ЗАЗ-965
фотография ЗАЗ-965
фотография ЗАЗ-965
С октября 1962 года по май 1969-го с конвейера сходил модернизированный «Запорожец» ЗАЗ-965А с более мощным 27-сильным двигателем, рабочий объем которого увеличили до 887 см 3 . Его отличали также рулевое колесо с утепленной ступицей, подфарники, смонтированные в крыльях (а не на них), декоративный молдинг вдоль боковины кузова, измененный заводской знак (вместо звездочки - прямоугольник), декоративная решетка на панели передка.
фотография салона ЗАЗ-965
«Запорожец-965» с самого начала был хорошо принят потребителем. Справедливости ради следует отметить, что (особенно на машинах первого выпуске) нередко торсионы передней подвески теряли упругость, а в жаркую погоду двигатель перегревался. Но, несмотря на эти «детские болезни», микролитражка сразу же показала себя с наилучшей стороны в сельской местности, районах с плохими дорогами. Хорошей проходимостью ЗАЗ-965 обязан гладкому днищу, независимой подвеске всех колес, достаточней загрузке (60% общей массы) ведущих колес. В особо тяжелых случаях, когда автомобиль оказывался не в состоянии сам выбраться из грязи, его экипаж при известном старании всегда мог высвободить из плена весящую лишь 665 кг машину. Горожане быстро оценили в «Запорожце» его маневренность, хорошую экономичность, высокую прочность кузова. Последнему качеству способствовало наличие только двух дверей, проемы которых не так ослабляли боковину, как на машинах с четырехдверными кузовами. И конечно, двигатель с отдельными цилиндрами, сравнительно легкий и простой в демонтаже, всегда удавалось быстро и без труда снять, отремонтировать своими силами «на кухне» и без больших потерь времени поставить на место. Девять лет выпускалась эта машина. И сегодня она еще часто встречается на дорогах, а многие ее владельцы считают свой ЗАЗ-965 знаменитым автомобилем.
ЗАЗ-965АБ (1963-1969 гг.) и 965АР (1966-1972 гг.)
Органы управления ЗАЗ-965
ЗАЗ-965АБ
выпускался на базе основной модели ЗАЗ-965, выпуск был начат с 1962-го года. Данная модификация
предназначалась для управления инвалидами, которые в результате травм потеряли одну или обе свои ног. Ручное управление
сцеплением и тормозами у этой модификации были выполнены таким образом, что в механизме привода автомобиля были сохранены
обычные педали тормоза и сцепления. Данные ножные органы управления сцеплением и тормозами были сохранены для того, чтобы
дать возможность управлять автомобилем водителям, которые не имеют травм ног.
Рычаг привода гидравлического тормоза располагался справа от рулевого колеса и был укреплен на оси,
которая проходила через туннель на полу кузова. Привод гидравлического тормоза производится методом перемещения рычага вперед,
который соединен шарнирно с педалью и толкателем тормоза, а интенсивность торможения зависит от изменения усилия прикладываемого
к рукоятке этого рычага. Фиксатора у рычага нет. А вот управление сцеплением
происходит при помощи двух рычагов, которые
расположены по обе стороны у рулевого колеса. На концах стержней рычагов установлены пластмассовые рукоятки. Привод механизма
сцепления производится рычагами, которые соединены через толкатель на педаль сцепления и промежуточную штангу шарнирно.
СМЗ-мотоколяски
Производство СМЗ-СЗД началось в июле 1970 года и продолжалось более четверти века. Последняя мотоколяска сошла с конвейера Серпуховского автомобильного завода (СеАЗ)…
..
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ ЗАЗ-965А и ЗАЗ-965АБ
Общие данные
Вес автомобиля (без полезной на- |
610 кг (+18 кг) |
Вес снаряженного автомобиля: |
|
с полной нагрузкой |
|
Распределение веса снаряженного |
|
на переднюю ось |
|
на заднюю ось |
|
Габаритные размеры (номинальные): |
|
высота (без нагрузки) |
|
База (расстояние между осями) |
|
Колея передних колес (по грунту) |
|
Колея задних колес (при полной |
|
Дорожный просвет (под кронштей- |
|
Наименьший радиус поворота (по |
|
Углы свеса (с полной нагрузкой): |
|
Наибольшая скорость на горизон- |
|
Применяемое топливо |
Бензин автомобильный А-72 или А-76 |
Контрольный расход бензина на 100 км пробега летом для исправного,
про-
шедшего обкатку автомобиля, с полной нагрузкой, при постоянной
скорости -
35-40 км/час на 4-й передаче на горизонтальном и ровном шоссе - 5,
5 л.
Примечание. Контрольный расход бензина является показателем,
определяющим исправность автомобиля, и эксплуатационным
расходом
топлива служить не может.
Норму эксплуатационного расхода топлива завод не устанавливает.
Двигатель
Тип двигателя |
Бензиновый, четырехтактный, карбю- |
Число и расположение цилиндров |
4. V -образное, угол развала цилиндров |
Диаметр цилиндра |
|
Ход поршня |
|
Рабочий объем цилиндров |
887 см3 |
Степень сжатия (номинальная) |
|
Мощность максимальная, (при |
|
Крутящий момент, максимальный |
|
Порядок работы цилиндров |
|
Удельный расход топлива, мини- |
275 г/э л. с. час |
Цилиндры |
Чугунные, с ребрами охлаждения, раз- |
Картер коленчатого вала |
Туннельного типа из магниевого сплава |
Головки цилиндров |
Из алюминиевого сплава, съемные, |
Из алюминиевого сплава, имеют два |
|
Коленчатый вал |
Из магниевого чугуна, литой, трехопорный |
Коренные подшипники |
Три, из алюминиевого сплава |
Верхние, расположены наклонно в го- |
|
Шатунные подшипники |
Тонкостенные, из стальной ленты, за- |
Фазы газораспределения |
Впускные клапаны: открытие 10° до |
Газопровод впускной |
Общий на четыре цилиндра |
Система смазки |
Комбинированная: под давлением и |
Очистка масла |
Центрифугой на коленчатом валу |
Шестеренчатый, привод от коленча- |
|
Охлаждение двигателя |
Воздушное, принудительное |
Вентилятор |
Осевой, расположен на валу якоря |
Охлаждение масла |
Воздушно-масляным радиатором |
Карбюратор |
Вертикальный, с падающим потоком |
Комбинированный инерционно-масля- |
|
Бензиновый насос |
Диафрагменный, имеет рычаг для руч- |
Вентиляция картера |
Открытая |
Силовая передача
Сцепление |
Однодисковое, сухое. Наружный диа- |
Коробка передач |
Трехходовая, четырехступенчатая. |
Передаточные числа |
Первая передача - 3, 73: 1 вторая передача - 2, 29: 1 |
Главная передача |
Пара конических шестерен со спираль- |
Дифференциал |
Конический, с двумя сателлитами |
Полностью разгруженного типа |
|
Передача толкающих усилий |
Рычагами задней подвески |
Ходовая часть
Низкого давления, бескамерные, раз- |
|
Ступицы передних колес |
Литые из ковкого чугуна вместе с тор- |
Подвеска передних колес |
Независимая, торсионная, работает |
Подвеска задних колес |
Независимая; пружинная, работает |
Амортизаторы |
Гидравлические, поршневые, двусто- |
Рулевое управление
Колодочные на четыре колеса |
|
Приводы тормозов |
1. Ножной - гидравлические, действует |
Электрооборудование
Система проводки |
Однопроводная, «минус» соединен с |
Номинальное напряжение |
|
Генератор |
Типа Г -501, переменного тока, трехфаз- |
Выпрямитель |
Типа В-310, селеновый, для генера- |
Реле-регулятор |
Типа РР-310, состоит из вибрационно- |
Реле блокировки |
Типа РБ-1, состоит из электромагнит- |
Типа 6-СТ-42, емкостью 42 а ч |
|
Катушка зажигания |
|
Распределитель зажигания |
Типа Р-114 с центробежным и вакуумным регуляторами
опережения зажига- |
Свечи зажигания |
Типа А6УС с резьбой СП-М14Х 1, 25 мм |
Датчик указателя температуры масла |
Типа ТМ-101 |
Датчик аварийного давления масла |
Типа ММ- 102, отрегулирован на дав- |
Типа СТ351Б, последовательного воз- |
|
Тип ФГ-110, с двухнитевой лампой |
|
Подфарники |
Типа ПФ-215, с двухнитевыми лампа- |
Задние фонари |
Типа ФП-225 - левый, ФП-225-Б - |
Фонарь номерного знака |
Имеет одну лампочку в 3 св. |
Центральный переключатель света |
Типа П-38, имеет три положения ру- |
Ножной переключатель света для |
Типа П-39 (переключает дальний- |
Ручной переключатель света для |
Типа П46-Б2 |
Подкапотная лампа |
Типа ПД1-М с лампой в 6 св. |
Тепловой предохранитель |
Биметаллический ПР-2Б, в цени осве- |
Плавкие предохранители |
Типа ПР-103. В цепях: сигнала, при- |
Щиток приборов КП-211А содержит: |
|
Фонарь контрольной лампы аварийного давления масла |
Типа ПД20-В с лампой в 1 св. |
Стеклоочиститель |
Типа СЛ-210, электрический с двумя |
Типа ПК-110, один, с лампой 3 св., с выключателем |
|
Включатель стоп-сигнала |
Типа ВК-12, включает стоп-сигнал при |
Звуковой сигнал |
Типа С-44, электромагнитный, вибра- |
Контрольная спираль накала свечи |
Накаляется при включении отопителя |
Фонарь контрольной лампы отопи- |
Типа ПД-20Б, загорается в момент на- |
Включатель отопителя |
Типа П-300, имеет три положения |
Штепсельная розетка |
|
Прерыватель указателей поворотов |
Типа РС-57Б, расположен слева под |
Замок зажигания и включатель |
Типа ВК21-Д, расположен на панели |
Датчик указателя уровня бензина |
Типа БМ-110А |
Переключатели (для указателя по- |
Типа П-17А |
Гибкий вал привода спидометра |
Типа ГВ-120, длина вала 2530 мм |
Тип кузова |
Закрытый, двухдверный, цельнометал- |
Оборудование кузова |
Багажник в передней части, зеркало |
Передние - мягкие, из губчатой рези- |
|
Вентиляция кузова |
Местная, бессквозняковая, осуще- |
Отопление кузова |
Осуществляется независимым отопи- |
Оборудование
Заправочные емкости и нормы
Бензиновый бак |
|
Система смазки двигателя |
2, 8 л (2, 5 кг) |
Воздушный фильтр |
|
Картер коробки передач и главной |
1, 5 л (1, 3 кг) |
Картер рулевого механизма |
|
Ступица передних колес |
100 г (каждая) |
Система гидравлического привода |
|
Передние амортизаторы |
185 см3 (каждая) |
Задние амортизаторы |
145 см3 (каждая) |
Регулировочные данные
Зазор между стержнем клапана и |
Для впускных - 0, 08 мм |
Давление масла (для контроля, ре- |
Не менее 1, 2 кг/см2 при 3000 об/
мин |
Нормальная температура масла |
80- 1 00°С |
Прогиб ремня вентилятора |
|
Зазор между контактами прерыва- |
0, 35-0, 45 мм |
Расстояние от плоскости разъема |
|
Зазор между электродами свечей |
|
Свободный ход педали сцепления |
|
Свободный ход педали тормоза |
3 - 6 мм (регулировке не подлежит) |
Давление воздуха в шинах: |
|
передних колес |
1, 3 кг/см2- 1, 5 кг/см2 |
задних колес |
1, 7 кг/ см2- 1, 9 кг /см1 |
Схождение задних колес (при пер- |
Проверка оптическим прибором типа |
колеса к уровню пола) |
от -10" до +35" |
Проверка натянутой нитью |
|
Правое колесо. Левое колесо |
|
от 2 до 6 мм от 0 до 6 мм |
|
Схождение передних колес (при |
При измерении линейкой между ши- |
Расположение номеров двигателя, шасси и кузова
Номер двигателя выбивается на правой стороне картера рядом с местом
крепления бензонасоса.
Номер шасси и кузова выбивается на полке панели передка.
Заводские номера двигателя, шасси (номер шасси является номером
авто-
мобиля) и кузова выбиты также на заводской табличке, расположенной в
мо-
торном отсеке.