Анализ литературных источников по техническому обслуживанию и ремонту. Диплом организация зоны ТО и ТР грузовых автомобилей Hyundai в СТО ООО Практик А Технология и организация работ ТО и ТР грузовых автомобилей

Под технологическим процессом производства понимается последовательность технических воздействий на автомобиль в АП. Схема технологического процесса на проектируемом АТП представлена на рисунке (3.1)

КПП- контрольно-пропускной пункт; ЕО- ежедневное обслуживание; ТО- техническое обслуживание; ТР- текущий ремонт; Д-1,2- общая и углубленная

диагностика.

Рисунок 3.1 - Схема технологического процесса технического

обслуживания и ремонта в АТП

На КПП осуществляется инвентарный и технический прием автомобилей с линии и оформляется принятая на АП документация. Затем автомобили в зоне ЕО проходят уборочно-моечные работы. Далее все исправные автомобили направляются в зону хранения, а нуждающиеся в ТО и ремонте в соответствующие производственные зоны.

После выполнения ТО и ремонта автомобили также направляются в зону хранения. Если количество автомобилей, возвращающихся с линии в единицу времени, больше пропускной способности зоны ЕО, то часть автомобилей после КПП поступает не в зону ЕО, а в зону хранения или ожидания ТО и ремонта. Эти автомобили проходят ЕО позже, когда зона ЕО не загружена.

Для автомобилей, ожидающих ТО и ТР существуют посты ожидания в соответствующих зона.

Часть автобусов после ЕО перед обслуживанием и ремонтом подвергаются диагностированию, а затем они поступают на посты обслуживания и ремонта (рисунок 3.1). Выпуск автомобилей на линию осуществляется из зоны хранения через КПП.

При ТР автомобиля проводятся разборочно-сборочные, слесарные, сварочные, регулировочные, крепежные и другие работы, а также замена отдельных деталей, узлов, механизмов, приборов и агрегатов. При ТР агрегата проводятся те же работы, но с заменой отдельных деталей, достигших предельно-допустимого состояния кроме базовых, в целях сокращения простоя автомобилей текущий ремонт автомобилей на АТП выполняется преимущественно агрегатным методом из оборотного фонда.

Работы по ремонту агрегатов выполняются в агрегатном отделении.

Электротехнические работы выполняются как на постах ТО и ТР, так и в электротехническом отделении.

Аккумуляторные работы заключаются в подзарядке, зарядке и ремонте аккумуляторных батарей и выполняются они в аккумуляторном отделении.

Работы по ремонту топливной аппаратуры выполняются как на постах ТО и ТР, так и в отделении по ремонту приборов системы питания.

Шиномонтажные и шиноремонтные работы включают демонтаж и монтаж шин, ремонт дисков колес и камер, балансировка колес.

Работы по изготовлению крепежных деталей, механическая обработка деталей после наплавки, расточка тормозных барабанов, фрезерование поврежденных поверхностей и др. выполняются в слесарно-механическом отделении.



Арматурные, обойные, жестяницкие работы связаны технологически и выполняются в соответствующих отделениях.

Обслуживание и ремонт технологического оборудования, зданий и сооружений на АТП осуществляет отдел главного механика (ОГМ).

Для хранения запасных частей, деталей, эксплуатационных материалов, агрегатов и т.д. существуют соответствующие складские помещения. Для хранения запасных частей и агрегатов из оборотного фонда существует промежуточный склад.

Обоснование, расчет и описание планировочных решений

Генеральный план автомобильного предприятия

Предварительно для построения генерального плана потребная площадь участка определяется как

где - площадь застройки производственно-складскими зданиями, м 2 ;

Площадь застройки вспомогательными зданиями, м 2 ;

Площадь открытых площадок для хранения ПС, м 2 ;

Площадь автозаправочного пункта, м 2 ;

Кз- плотность застройки территории, %.

Кз принимается в соответствии со СНиП II-89-80, указывается в таблице 3.1.

Принимаем для застройки участка под АТП - блокированный тип застройки.

Все основные производственные помещения будем располагать в одном здании. Так как на планируемом АТП постов обслуживания более 10, то в соответствии со СНиП-II-93-74 можно проектировать для мойки автомобилей отдельное здание. Значит, для проведения ЕО необходимо отдельное здание.

Для производственных зданий принимаем одноэтажную схему застройки.

Все производственные и вспомогательные зоны и здания на генеральном плане располагаются в соответствии с функциональной схемой и схемой технологического процесса ТО и ТР.



На территории АТП движение транспортных средств осуществляется по принципу одностороннего кольцевого движения. При этом исключается возможность встречи потоков и их пересечения.

Так как в АТП предусматривается хранение транспортных средств на открытых площадках, то территория предприятия должна иметь ограждения высотой 1,6м.

Для въезда и выезда автомобилей принимаем один пост КПП. Кроме того, необходимо предусмотреть одни запасные ворота.

Так как на территории АТП будет осуществляться одностороннее движение- принимаем ширину проездов не менее 3 метров.

Минимальное расстояние от края проездов до наружной стены здания принимаем 3 м при отсутствии въезда автомобилей в здание и 8 м на тех участках, где необходим въезд в здание погрузчиков и автомобилей. Так как ширина зданий на территории АТП менее 100 м, то необходимо обеспечить подъезд к ним пожарных автомобилей минимум с двух сторон.

Расстояние между площадками для открытого хранения автомобилей и зданий и сооружениями принимаются в соответствии со СНиП-II-60-75

(таблица 3,3).

Административно-бытовой корпус проектируем как отдельное здание. Соединенное с производственным корпусом отапливаемым коридором. Вход в него осуществляется с территории АТП. Рядом с административно-бытовым корпусом вне территории предприятия проектируем открытую площадку для стоянки транспортных средств, принадлежащих работникам предприятия. Площадь одного места 25м 2 , стоянка состоит из 35 автомобиле мест, площадь стоянки составит 875 м 2

Для очистки сточных вод перед поступлением их в наружную канализационную сеть или для повторного использования предусматривается очистная установка «Кристалл». Также предусматривают резервуары для сбора дождевой воды.

Самотечный трубопровод для отвода сточных вод от постов мойки автомобилей располагаем с уклоном не менее 0.03.

Расстановку автомобилей в зоне хранения будем осуществлять по схеме 4 рисунок 3.3 .

Ширину проездов на открытых площадках хранения автомобилей определяем с помощью шаблонов с учетом условий: автомобили устанавливают на места хранения передним ходом при установке автомобилей на места хранения передним ходом допускается их поворот в проезде с однократным включением заднего хода; расстояние между движущимися автомобилями и стоящими, а так же автомобилем и зданиям и сооружениями должно быть не менее внешней защитной зоны. Ширина защитных зон при хранении автомобилей на открытых площадках оговорена СНиП-01-80 (табл.3.5).

На территории АТП предусматриваются благоустроенные площадки для отдыха. Размеры площадок определяются из расчета не менее 1 м2 на одного работающего в наиболее многочисленной смене, т.е. не менее 80 м2. Однако из-за ненадобности в качестве зоны отдыха принимаем площадку с беседками в зеленой зоне АТП.

На территории предприятия предусматривается озеленение общей площадью примерно 15% от площади предприятия, т.е. примерно 12600 м2.

Площадь застройки определяется как суммарная площадь зданий и сооружений в плане, навесов, открытых площадок для хранения автомобилей, складов, резервных участков. В площадь застройки не включается площадь автомобильных дорог, тротуаров, отмосток, зеленых насаждений, площадок для отдыха, открытых стоянок автомобилей индивидуального пользования.

Плотность застройки территории предприятия определяется как отношение площади застройки к площади участка (в %).

Коэффициент использования территории определяется как отношение площади, занятой зданиями, сооружениями, дорогами, тротуарами, отмостками, площадками для отдыха, открытыми площадками, озеленением к площади участка предприятия.

Объемно-планировочное решение зданий АТП

Конструированные схемы и размеры зданий с прямоугольной системой модульных координат установлены ГОСТ 23837-79 “Здания промышленных предприятий. Габаритные схемы” и ГОСТ 23838-79 “Здания промышленных предприятий. Параметры”.

Определяется суммарная площадь помещений, которые будут размещаться в главном производственном корпусе. Ориентировочно суммарная площадь главного производственного корпуса определяется по формуле:

где , , – соответственно суммарные площади производственных зон, отделений и складских помещений, которые будут размещены в корпусе, м 2 ;

Коэффициент, учитывающий площади здания для проходов и проездов,

При этом учитывается следующее: зона ЕО, диагностическое отделение, малярное отделение будут располагаться в отдельных зданиях; административно-бытовые помещения будут размещаться в отдельном административно-бытовом корпусе, соединенном с производственным корпусом закрытым переходом. Тогда:

Теперь выберем сетку колонн. Шаг колонн для всего здания должен быть постоянен. Принимаем шаг равным 12 м. Длина здания L=84 м. Пролет принимаем переменным: 36-36-36-24-24-36-36-36 м.

Колонны принимают следующих размеров: 600х400 мм. У наружных стен через каждые 6м необходимо установить промежуточные (технологические) колоны.

Толщина стен: наружных –380мм, внутренних 120мм; ширина окон – 2000.

Компоновка помещений в здании выполняется в соответствии с технологическим процессом, производственными связями между зонами, отделениями и складами, строительными, санитарно-гигиеническими и противопожарными требованиями.

Посты зон ТО имеют естественное освещение. В зоне ТО размещены 9 рабочих и 3 поста ожидания. Все они универсальные, канавные, оснащенные канавными подъемниками. В зоне ТР находится 5 канавных постов и три специализированных поста. В дополнение к имеющемуся оборудованию имеются две кран-балки.

В целях лучшего использования дневного света все производственные участки размещаем по периметру здания,т.е. вдоль наружных стен.

Участки, обслуживающие зону ТО: электротехнический, топливной аппаратуры, аккумуляторный, шиномонтажный размещены вблизи этой зоны.

Участки, обслуживающие зону ТР: слесарно-механический, агрегатный и др. размещены вблизи этой зоны.

Сварочный, шинный участки проектируем с вводом автомобиля снаружи здания

Склады запасных частей и агрегатов располагаются вблизи зоны ТР.

Склад лакокрасочных материалов располагается рядом с краско-приготовительной комнатой в малярном отделении.

Аккумуляторное отделение проектируем из 2-х помещений – помещение для помещения для приготовления электролита и зарядная.

Склад масел располагается в подвальном помещении под насосной и распределительным устройством вблизи зоны ТО.

Склад шин располагается по соседству с шиномонтажным отделением, которое находится в одном помещении с вулканизацией.

Склады запасных частей, деталей, агрегатов и узлов, а также агрегатное отделение оснащены кран-балками. В средней части находится ЦУП и комната отдыха. У центрального въезда имеется санузел.

Канавные посты в зонах ТО и ТР соединены между собой подземной траншеей 1 м. Вход в канавы осуществляется по лестницам. Через канавы положены переходные мостики шириной не менее 0.8м.

Планировочный чертеж главного производственного корпуса АТП, выполненный в масштабе 1:400 показан на листе №2.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Расчет годовых объемов работ, числа рабочих и числа постов станции технического обслуживания. Распределение годовых объемов работ по видам и месту выполнения. Определение общего количества постов и автомобиле мест. Определение состава площадей.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2012

    Расчёт мощности станции технического обслуживания автомобилей. Распределение годовых объемов работ по видам и месту выполнения. Расчет численности работников, числа рабочих постов и числа автомобиле-мест ожидания и хранения. Состав и площадь помещений.

    контрольная работа , добавлен 16.02.2012

    Расчет годовых объемов работ на станции обслуживания автомобилей, их распределение по видам и месту выполнения. Калькуляция количества рабочих, числа постов и автомобиле-мест ожидания и хранения. Определение площадей и потребности в оборудовании.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2011

    Распределение объемов работ технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей по видам и месту выполнения. Формирование производственных зон, участков и рабочих постов. Расчет числа автомобиле-мест ожидания и хранения. Технология работ участка.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2014

    Распределение годовых объемов работ по видам и месту выполнения. Определение общего количества постов и автомобиле-мест проектируемой СТОА. Состав и площади помещений. Результаты подбора основного технологического оборудования для малярного участка.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2015

    Определение годового объема работ в сервисном центре. Сегментация рынка. Трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта легковых автомобилей. Распределение годовых объемов работ по видам и месту выполнения. Расчет штатного числа рабочих.

    контрольная работа , добавлен 13.04.2014

    Технологический расчет станции технического обслуживания по кузовному ремонту легковых автомобилей на 3 рабочих поста. Система организации автосервиса. Распределение годовых объемов работ по видам и месту выполнения. Оборудование и численность работников.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2013

Любое транспортное средство нуждается в регулярном проведении технического обслуживания – комплекса мероприятий, направленных на поддержание работоспособности и эксплуатационных характеристик всех узлов и агрегатов ТС. Регулярное техническое обслуживание очень важно для грузовых автомобилей, так как они постоянно подвергаются серьезным нагрузкам, и если вовремя не произвести обслуживание, то ресурс грузовика резко сократится. Так что ТО – это важное мероприятие, которое влияет на эффективность применения автомобиля, затраты на его эксплуатацию и ремонт.

ТО грузовых автомобилей отличается от обслуживания других типов транспортных средств, оно имеет свои особенности, о которых должен знать каждый владелец грузовика. Причем здесь не имеет значение марка, модель и производитель автомобиля – в ТО одинаково нуждаются и отечественные, и зарубежные грузовики всех классов. Поэтому здесь мы посмотрим на то, как проводится техническое обслуживание грузовиков без привязки к их типам, маркам и моделям.

Стандарты и требования по проведению ТО грузовых автомобилей

Мало кто из автовладельцев знает, что периодичность регламентного технического обслуживания и ряд других аспектов ТО автомобилей – это не прихоть автопроизводителей и дилеров, а мера, регламентированная государственным стандартом. В частности, в России сегодня действует стандарт ГОСТ 21624-81 «Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий», который среди прочего устанавливает сроки проведения ТО, а также прописывает ряд требований к конструкции автомобилей и проведению их технического обслуживания.

Однако никто не мешает производителям автомобилей устанавливать свои сроки и требования по ТО, но, как показывает практика, стандарт хорошо отражает действительное положение дел и устанавливаемые им сроки регламентного ТО и требованиям вполне соответствуют срокам и требованиям автопроизводителей.

Периодичность планового технического обслуживания

Стандарт ГОСТ 21624-81 устанавливает три вида технического обслуживания транспортных средств:

Ежедневное обслуживание (ЕО);

Первое ТО (ТО-1);

Второе ТО (ТО-2).

Также стандарт устанавливает и периодичность регламентного технического обслуживания (или межсервисный интервал), она измеряется в километрах пробега транспортного средства. Если говорить конкретно о грузовых автомобилях, то периодичность различных видов ТО следующая:

ЕО – каждый день (раз в сутки);

ТО-1 – не менее 4000 км;

ТО-2 – не менее 16 000 км.

Сразу нужно отметить, что стандарт не определяет периодичность обслуживания, которое должно проводиться в период обкатки автомобиля – здесь за все отвечает производитель. Однако для грузовых автомобилей обкатка длится в среднем 1000 км, причем многие производители при достижении такого пробега рекомендуют произвести замену моторного, а иногда и трансмиссионного масла. Ряд производителей рекомендует выполнять первое ТО только при пробеге 4000 км, однако так поступать рекомендуется только тем водителям, которые полностью соблюдали рекомендации по обкатке автомобиля, в противном случае ресурс двигателя и трансмиссии резко сократится, что чревато серьезными затратами в будущем. Так что для большей надежности и безопасности лучше произвести некоторые работы по обслуживанию при пробеге в 1000 – 1500 км.

Также стандартом не устанавливается и еще один вид ТО, которое по факту присутствует в России – сезонное техническое обслуживание (или СТО). Оно проводится раз в полгода весной и осенью, и необходимо для подготовки автомобиля к предстоящим сезонным изменениям климатических условий.

Однако из любого правила есть исключения. Например, многие актуальные модели европейских и американских грузовых автомобилей, в том числе и Iveco, обладают увеличенным межсервисным интервалом, который может достигать 40 – 60 тысяч км. Речь идет о ТО-2, при котором производится замена моторного масла и другие мероприятия. И сразу нужно заметить, что это не идет вразрез с требованиями стандарта, так как в нем указан минимальный пробег между ТО-2, а про максимальный ничего не сказано.

Хотя и это – не предел. Многие грузовики и магистральные тягачи имеют межсервисный интервал 80 – 100 тысяч км, однако здесь есть одно «но» - такой интервал установлен только для автомобилей, эксплуатируемых в Европе, для России это совершенно неприемлемо. В нашей стране грузовики сталкиваются с рядом негативных факторов, которые приводят к увеличенному износу двигателя и других агрегатов – низкокачественное топливо, плохое состояние дорог, наконец, некачественный сервис и т.д. И если для того же Iveco Eurocargo или Trakker руководствоваться европейскими нормами на периодичность обслуживания, то грузовик просто не «доживет» до следующего ТО, а если и «доживет», то потребует больших затрат на ремонт.

Здесь уместен вопрос, с какой же периодичностью лучше всего проводить техническое обслуживание автомобиля? Все зависит от возраста автомобиля и некоторых других факторов. Если грузовик новый и еще находится на гарантии, то сервис нужно посещать в сроки, установленные дилером. Для старых автомобилей межсервисный интервал выбирают сами владельцы, но и в этом случае стоит придерживаться либо сроков дилера, либо рекомендаций производителя, либо указанного выше стандарта.

Примерный состав работ при ЕО, ТО-1, ТО-2 и СТО

Итак, что входит в состав работ по техническому обслуживанию? Все зависит от пробега, то есть – от вида ТО.

Ежедневное обслуживание. При ЕО проводится осмотр автомобиля на предмет целостности отдельных механизмов и на наличие поломок, проверяется работоспособность тормозной системы, осветительных приборов и других механизмов, измеряется давление в шинах, а также осуществляется мойка автомобиля и его заправка (при необходимости). То есть, ЕО направлено на то, чтобы автомобиль без каких-либо проблем вышел в рейс и выполнил поставленные задачи.

Первое ТО. При ТО-1 проводится проверка уровня всех технических жидкостей (масел, охлаждающей жидкости и т.д.), а также регулировка различных механизмов – рулевого управления, привода сцепления, свободного хода педали тормоза и других. Наконец, при ТО-1 осуществляется смазка требующих того узлов, агрегатов и механизмов. Смазочные работы проводятся согласно карте, которая должна иметься в автомобиле или в сервисе официального дилера.

Второе ТО . При ТО-2 проводятся те же работы, что и при ТО-1, а также и ряд иных мероприятий. В первую очередь – замена моторного масла. Нередко именно во время ТО-2 производится разборка и ремонт некоторых узлов, которые при ТО-1 просто подвергались регулировкам и смазке. Обычно указанный для данного конкретного автомобиля межсервисный интервал соответствует времени между проведением ТО-2.

Сезонное ТО. Мероприятия по СТО зависят от времени его проведения. Так, осенью во время СТО необходимо подготовить автомобиль к эксплуатации в холодное время года (то есть, при отрицательных температурах воздуха). Для этого в систему охлаждения заливается антифриз (хотя в большинстве современных автомобилей вода уже практически не используется), в бачок омывателя – незамерзающая жидкость, а в двигатель – масло пониженной вязкости (хотя это требуется далеко не всегда). Также обязательно проверяется и при необходимости корректируется плотность электролита аккумуляторов. Наконец, осенью необходимо слить конденсат из ресиверов пневмосистемы и заменить осушители (в дальнейшем, при наступлении мороза, слив конденсата рекомендуется проводить не реже раза в неделю). Весной объем работ по техническому обслуживанию меньше, так как к эксплуатации в теплое время года грузовики приспособлены гораздо лучше, чем в холодное.

Таким образом, в течение года владелец грузового автомобиля проводит несколько различных видов ТО. Как показывает практика, среднегодовой пробег грузовиков в России колеблется от 40 000 км (при умеренной эксплуатации) до 250 000 км (при активной эксплуатации без простоев), а в среднем годовой пробег составляет порядка 100 000 км. Значит, в среднем грузовик два, а иногда и три раза за год проходит ТО-2, что требует соответствующих затрат. Однако избежать этого нельзя – без обслуживания автомобиль быстро выработает ресурс и потребует еще более крупных расходов.

При регулярном техническом обслуживании параметры технического состояния автомобиля поддерживаются в заданных пределах. Однако вследствие изнашивания деталей, поломок и других причин ресурс автомобиля, его агрегатов или механизмов расходуется, и наступает такой момент, когда автомобиль уже не может нормально эксплуатироваться. Иными словами, наступает такое его предельное состояние, которое не может быть устранено профилактическими методами технического обслуживания, а требует восстановления устраненной работоспособности - ремонта.

Основным назначением технического ремонта являются устранение возникших в автомобиле, его агрегатах неисправностей или отказов и восстановление их работоспособности.

При техническом ремонте выполняются следующие виды работ:

разборочно-сборочные;

слесарно-механические;

медницкие;

сварочно-жестяницкие;

электротехнические;

шиноремонтные;

регулировочные и некоторые другие виды.

Работы по ремонту автомобиля трудоемки и требуют порой значительных денежных затрат. Для их проведения иногда необходимы частичная или полная разборка изделия для Установления или замены деталей, применение сложного Точного, сварочного, окрасочного и иного оборудования.

К основным базовым деталям и агрегатам относят блок цилиндров двигателя, коробку передач, ведущий мост, рулевой механизм, балку переднего моста или поперечину независимой подвески, корпус кузова. При техническом ремонте демонтажно-монтажные и восстановительные работы могут проводиться как по автомобилю в целом, так и по его отдельным агрегатам, системам и узлам. Наряду с этим при техническом ремонте производят восстановление, замену и устранение различных повреждений деталей, деформаций и перекосов кузова и его деталей, пайку, расточку, окраску, противокоррозийную защиту, замену стекол, арматуры и др.

Технический ремонт может быть текущим и капитальным.

При текущем ремонте устраняют возникающие отказы и неисправности, способствуют выполнению установленных норм пробега до капитального ремонта при минимальных простоях. Необходимость такого ремонта устанавливают при контрольных осмотрах, которые выполняют во время проведения всех видов технического обслуживания, а также по заявкам водителя или владельца автомобиля. Производят текущий ремонт на станциях технического обслуживания, в автомастерских, автотранспортных подразделениях, автокомбинатах, заменяя у восстанавливаемых агрегатов поршневые кольца, вкладыши подшипников коленчатого вала, подшипники ступиц колес, рессоры и рессорные пальцы, шаровые пальцы рулевого привода, выполняют притирку клапанов, пайку радиатора и др.


Капитальный ремонт предназначен для восстановления работоспособности автомобилей и их агрегатов с целью обеспечения установленного межремонтного пробега при условии проведения регулярного технического осмотра, текущего ремонта и правильной эксплуатации. Нормы межремонтных пробегов капитально отремонтированных агрегатов, как правило, назначают из расчета не менее 80% нормы пробега для новых агрегатов и автомобилей. Техническое состояние и комплектность автомобиля и его агрегатов должны соответствовать единым техническим условиям на сдачу и выдачу из капитального ремонта.

Капитальный ремонт автомобилей должен выполняться специализированных автопредприятиях с полной разборкой на агрегаты, а агрегатов на детали. Необходимость капитального ремонта определяет специальная комиссия, которую назначает руководитель автопредприятия.

В капитальный ремонт не принимают агрегаты, если при их диагностировании или осмотре оказалось, что при оформлении нарушены правила сдачи в ремонт и если дефекты базовых деталей не поддаются восстановлению. Направляют в капитальный ремонт агрегаты в случае необходимости ремонта базовой детали, ухудшения технического состояния агрегата из-за износа большинства деталей и тогда, когда для ремонта базовой детали необходима полная разборка агрегата.

При капитальном ремонте агрегат полностью разбирают, выявляют неисправности, восстанавливают нужные детали, узлы или заменяют их, после чего агрегат собирают, производят регулировку и испытывают.

Для определения технического состояния автомобиля и объема ремонтных работ применяют различные средства диагностирования. Если при диагностировании определить техническое состояние или неисправность узлов и агрегатов не представляется возможным, их снимают с автомобиля и разбирают для определения объема работ. Результаты проверки заносят в карту контрольно-диагностического осмотра автомобиля.

Ремонтируют автомобили индивидуальным или агрегатным способом.

Индивидуальный способ ремонта предусматривает демонтаж поврежденных агрегатов, их восстановление, ремонт и установку на автомобиль. При этом способе ремонта простой автомобиля может быть значительным.

Агрегатный способ ремонта значительно сокращает время простоя, так как в этом случае ремонт выполняют заменяя неисправные агрегаты и узлы на исправные. Агрегатным способом, как правило, ремонтируют на специализированных предприятиях и в мастерских, что повышает эффективность ремонта.

4.2 Вредные факторы

ЕСТЕСТВЕННОЕ И ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

Свет является естественным условием жизни человека, необходимым для

сохранения здоровья и высокой производительности труда, и основанным на

работе зрительного анализатора, самого тонкого и универсального органа

Свет представляет собой видимые глазом электромагнитные волны

оптического диапазона длиной 380-760 нм, воспринимаемые сетчатой оболочкой

зрительного анализатора.

В производственных помещениях используется 3 вида освещения:

естественное (источником его является солнце), искусственное (когда

используются только искусственные источники света); совмещенное или

смешанное (характеризуется одновременным сочетанием естественного и

искусственного освещения).

Совмещенное освещение применяется в том случае, когда только

естественное освещение не может обеспечить необходимые условия для

выполнения производственных операций.

Действующими строительными нормами и правилами предусмотрены две

системы искусственного освещения: система общего освещения и

комбинированного освещения.

Естественное освещение создается природными источниками света прямыми

солидными лучами и диффузным светом небосвода (от солнечных лучей,

рассеянных атмосферой). Естественное освещение является биологически

наиболее ценным видом освещения, к которому максимально приспособлен глаз

человека.

В производственных помещениях используются следующие виды естественного

освещения: боковое - через светопроемы (окна) в наружных стенах; верхнее -

через световые фонари в перекрытиях; комбинированное - через световые

фонари и окна.

В зданиях с недостаточным естественным освещением применяют совмещенное

освещение - сочетание естественного и искусственного света. Искусственное

освещение в системе совмещенного может функционировать постоянно (в зонах с

недостаточным естественным освещением) или включаться с наступлением

Искусственное освещение на промышленных предприятиях осуществляется

лампами накаливания и газоразрядными лампами, которые являются источниками

искусственного света.

В производственных помещениях применяются общее и местное освещение.

Общее - для освещения всего помещения, местное (в системе комбинированного)

Для увеличения освещения только рабочих поверхностей или отдельных частей

оборудования.

Применение не только местного освещения не допускается.

С точки зрения гигиены труда основной светотехнической характеристикой

является освещенность (Е), которая представляет собой распределение

светового потока (Ф) на поверхности площадью (S) и может быть выражена

формулой Е = Ф/S.

Световой поток (Ф) - мощность лучистой энергии, оцениваемая по

производимому ею зрительному ощущению. Измеряется в люменах (лм).

В физиологии зрительного восприятия важное значение придается не

падающему потоку, а уровню яркости освещаемых производственных и других

объектов, которая отражается от освещаемой поверхности в направлении глаза.

Зрительное восприятие определяется не освещенностью, а яркостью, под

которой понимают характеристику светящихся тел, равную отношению силы света

в каком-либо направлении к площади проекции светящейся поверхности на

плоскость, перпендикулярную к этому направлению. Яркость измеряется в

нитах (нт). Яркость освещенных поверхностей зависит от их световых свойств,

степени освещенности и угла, под которым поверхность рассматривается.

Сила света - световой поток, распространяющийся внутри телесного угла,

равного 1 стерадианту. Единица силы света - кандела (кд).

Световой поток, падающий на поверхность, частично отражается,

поглощается или пропускается сквозь освещаемое тело. Поэтому световые

свойства освещаемой поверхности характеризуются также следующими

коэффициентами:

коэффициент отражения - отношение отраженного телом светового потока к

падающему;

коэффициент пропускания - отношение светового потока, прошедшего через

среду, к падающему;

коэффициент поглощения - отношение поглощенного телом светового потока

к падающему.

Необходимые уровни освещенности нормируются в соответствии со СНиП 23-

05-95 "Естественное и искусственное освещение" в зависимости от точности

выполняемых производственных операций, световых свойств рабочей поверхности

и рассматриваемой детали, системы освещения".

К гигиеническим требованиям, отражающим качество производственного

освещения, относятся:

равномерное распределение яркостей в поле зрения и ограничение теней;

ограничение прямой и отраженной блесткости;

ограничение или устранение колебаний светового потока.

Равномерное распределение яркости в поле зрения имеет важное значение

для поддержания работоспособности человека. Если в поле зрения постоянно

находятся поверхности, значительно отличающиеся по яркости (освещенности),

то при переводе взгляда с ярко- на слабоосвещенную поверхность глаз

вынужден переадаптироваться. Частая переадаптация ведет к развитию

утомления зрения и затрудняет выполнение производственных операций.

Степень неравномерности определяется коэффициентом неравномерности -

отношением максимальной освещенности к минимальной. Чем выше точность

работ, тем меньше должен быть коэффициент неравномерности.

Чрезмерная слепящая яркость (блесткость) - свойство светящихся

поверхностей с повышенной яркостью нарушать условия комфортного зрения,

ухудшать контрастную чувствительность или оказывать одновременно оба эти

действия.

Светильники - источники света, заключенные в арматуру, - предназначены

для правильного распределения светового потока и защиты глаз от чрезмерной

яркости источника света. Арматура защищает источник света от механических

повреждений, а также дыма, пыли, копоти, влаги, обеспечивает крепление и

подключение к источнику питания.

По светораспределению светильники подразделяются на светильники

прямого, рассеянного и отраженного света. Светильники прямого света более

80% светового потока направляют в нижнюю полусферу за счет внутренней

отражающей эмалевой поверхности. Светильники рассеянного света излучают

световой поток в обе полусферы: одни - 40-60% светового потока вниз, другие

60-80% вверх. Светильники отраженного света более 80% светового потока

направляют вверх на потолок, а отражаемый от него свет направляется вниз в

рабочую зону.

Для защиты глаз от блесткости светящейся поверхности ламп служит

защитный угол светильника -угол, образованный горизонталью

от поверхности лампы (края светящейся нити) и линией, проходящей через

край арматуры.

Светильники для люминисцентных ламп в основном имеют прямое све-

тораспределение. Мерой защиты от прямой блесткости служат защитный угол,

экранирующие решетки, рассеиватели из прозрачной пластмассы или стекла.

С помощью соответствующего размещения светильников в объеме рабочего

помещения создается система освещения. Общее освещение может быть

равномерным или локализованным. Общее размещение светильников (в

прямоугольном или шахматном порядке) для создания рациональной освещенности

производят при выполнении однотипных работ по всему помещению, при большой

плотности рабочих мест (сборочные цеха при отсутствии конвейера,

деревоотделочные и др.) Общее локализованное освещение предусматривается

для обеспечения на ряде рабочих мест освещенности в заданной плоскости

(термическая печь, кузнечный молот и др.), когда около каждого из них

устанавливается дополнительный светильник (например, кососвет), а также при

выполнении на участках цеха различных по характеру работ или при наличии

затеняющего оборудования.

Местное освещение предназначено для освещения рабочей поверхности и

может быть стационарным и переносным, для него чаще применяются лампы

накаливания, так как люминисцентные лампы могут вызвать стробоскопический

Аварийное освещение устраивается в производственных помещениях и на

открытой территории для временного продолжения работ в случае аварийного

отключения рабочего освещения (общей сети). Оно должно обеспечивать не

менее 5% освещенности от нормируемой при системе общего освещения.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ВИБРАЦИЯ

Длительное воздействие вибрации высоких уровней на организм человека

приводит к развитию преждевременного утомления, снижению производительности

труда, росту заболеваемости и нередко к возникновению профессиональной

патологии - вибрационной болезни.

Вибрация - это механическое колебательное движение системы с упругими

Вибрацию по способу передачи на человека (в зависимости от характера

контакта с источниками вибрации) условно подразделяют на:

местную (локальную), передающуюся на руки работающего, и общую,

передающуюся через опорные поверхности на тело человека в положении сидя

(ягодицы) или стоя (подошвы ног). Общая вибрация в практике гигиенического

нормирования обозначается как вибрация рабочих мест. В производственных

условиях нередко имеет место сочетанное действие местной и общей вибрации.

Производственная вибрация по своим физическим характеристикам имеет

довольно сложную классификацию.

По характеру спектра вибрация подразделяется на узкополосную и

широкополосную; по частотному составу - на низкочастотную с преобладанием

максимальных уровней в октавных полосах 8 и 16 Гц, среднечастотную - 31,5 и

63 Гц, высокочастотную - 125, 250, 500, 1000 Гц - для локальной вибрации;

для вибрации рабочих мест - соответственно 1 и 4 Гц, 8 и 16 Гц, 31,5 и

По временным характеристикам рассматривают вибрацию: постоянную, для

которой величина виброскорости изменяется не более чем в 2 раза (на 6 дБ)

за время наблюдения не менее 1 мин; непостоянную, для которой величина

виброскорости изменяется не менее чем в 2 раза (на 6 дБ) за время

наблюдения не менее 1 мин.

Непостоянная вибрация в свою очередь подразделяется на колеблющуюся во

времени, для которой уровень виброскорости непрерывно изменяется во

времени; прерывистую, когда контакт оператора с вибрацией в процессе работы

прерывается, причем длительность интервалов, в течение которых имеет место

контакт, составляет более 1 с; импульсную, состоящую из одного или

нескольких вибрационных воздействий (например, ударов), каждый

длительностью менее 1 с при частоте их следования менее 5, 6 Гц.

Производственными источниками локальной вибрации являются ручные

механизированные машины ударного, ударно-вращательного и вращательного

действия с пневматическим или электрическим приводом.

Инструменты ударного действия основаны на принципе вибрации. К ним

относятся клепальные, рубильные, отбойные молотки, пневмотрамбовки.

К машинам ударно-вращательного действия относятся пневматические и

электрические перфораторы. Применяются в горнодобывающей промышленности,

преимущественно при буровзрывном способе добычи.

К ручным механизированным машинам вращательного действия относятся

шлифовальные, сверлильные машины, электро- и бензомоторные пилы.

Локальная вибрация также имеет место при точильных, наждачных,

шлифовальных, полировальных работах, выполняемых на стационарных станках с

ручной подачей изделий; при работе ручными инструментами без двигателей,

например, рихтовочные работы.

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими параметры

производственных вибраций, являются:

Санитарные нормы и правила при работе с машинами и оборудованием,создающими локальную вибрацию, передающуюся на руки работающих"

и "Санитарные нормы вибрации рабочих мест" № 3044-84.

В настоящее время около 40 государственных стандартов регламентируют

технические требования к вибрационным машинам и оборудованию, системам

виброзащиты, методам измерения и оценки параметров вибрации и другие

Наиболее действенным средством защиты человека от вибрации является

устранение непосредственно его контакта с вибрирующим оборудованием.

Осуществляется это путем применения дистанционного управления, промышленных

роботов, автоматизации и замены технологических операций.

Снижение неблагоприятного действия вибрации ручных механизированных

инструментов на оператора достигается путем технических решений:

уменьшением интенсивности вибрации непосредственно в источнике (за счет

конструктивных усовершенствований);

средствами внешней виброзащиты, которые представляют собой

упругодемпфирующие материалы и устройства, размещенные между источником

вибрации и руками человека-оператора.

В комплексе мероприятий важная роль отводится разработке и внедрению

научно обоснованных режимов труда и отдыха. Например, суммарное время

контакта с вибрацией не должно превышать 2/3 продолжительности рабочей

активного отдыха, проведения физиопрофилактических процедур,

производственной гимнастики по специальному комплексу.

В целях профилактики неблагоприятного воздействия локальной и общей

вибрации работающие должны использовать средства индивидуальной защиты:

рукавицы или перчатки (ГОСТ 12.4.002-74. "Средства индивидуальной защиты

рук от вибрации. Общие требования"); спецобувь (ГОСТ 12.4.024-76. "Обувь

специальная виброзащитная").

На предприятиях с участием санэпиднадзора медицинских учреждений, служб

охраны труда должен быть разработан конкретный комплекс медико-

биологических профилактических мероприятий с учетом характера

воздействующей вибрации и сопутствующих факторов производственной среды.

6. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ, ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ И МАГНИТНЫЕ ПОЛЯ. СТАТИЧЕСКОЕ

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

Опасное воздействие на работающих могут оказывать электромагнитные поля

радиочастот (60 кГц-300 ГГц) и электрические поля промышленной частоты (50

Источником электрических полей промышленной частоты являются

токоведущие части действующих электроустановок (линии электропередач,

индукторы, конденсаторы термических установок, фидерные линии, генераторы,

трансформаторы, электромагниты, соленоиды, импульсные установки

полупериодного или конденсаторного типа, литые и металлокерамические

магниты и др.). Длительное воздействие электрического поля на организм

человека может вызвать нарушение функционального состояния нервной и

сердечно-сосудистой систем. Это выражается в повышенной утомляемости,

снижении качества выполнения рабочих операций, болях в области сердца,

изменении кровяного давления и пульса.

Основными видами средств коллективной защиты от воздействия

электрического поля токов промышленной частоты являются экранирующие

устройства - составная часть электрической установки, предназначенная для

защиты персонала в открытых распределительных устройствах и на воздушных

линиях электропередач.

Экранирующее устройство необходимо при осмотре оборудования и при

оперативном переключении, наблюдении за производством работ. Конструктивно

экранирующие устройства оформляются в виде козырьков, навесов или

перегородок из металлических канатов, прутков, сеток.

Переносные экраны также используются при работах по обслуживанию

электроустановок в виде съемных козырьков, навесов, перегородок, палаток и

Экранирующие устройства должны иметь антикоррозионное покрытие и

заземлены.

Источником электромагнитных полей радиочастот являются:

в диапазоне 60 кГц - 3 МГц - неэкранированные элементы оборудования для

индукционной обработки металла(закалка, отжиг, плавка, пайка, сварка и

т.д.) и других материалов, а также оборудования и приборов, применяемых в

радиосвязи и радиовещании;

в диапазоне 3 МГц - 300 МГц -неэкранированные элементы оборудования и

приборов, применяемых в радиосвязи, радиовещании, телевидении, медицине, а

также оборудования для нагрева диэлектриков (сварка пластикатов, нагрев

пластмасс, склейка деревянных изделий и др.);

в диапазоне 300 МГц - 300 ГГц -неэкранированные элементы оборудования и

приборов, применяемых в радиолокации, радиоастрономии, радиоспектроскопии,

физиотерапии и т.п.

Длительное воздействие радиоволн на различные системы организма

человека по последствиям имеют многообразные проявления.

Наиболее характерными при воздействии радиоволн всех диапазонов

являются отклонения от нормального состояния центральной нервной системы и

сердечно-сосудистой системы человека. Субъективными ощущениями облучаемого

персонала являются жалобы на частую головную боль, сонливость или общую

бессонницу, утомляемость, слабость, повышенную потливость, снижение памяти,

рассеянность, головокружение, потемнение в глазах, беспричинное чувство

тревоги, страха и др.

Для обеспечения безопасности работ с источниками электромагнитных волн

производится систематический контроль фактических нормируемых параметров на

рабочих местах и в местах возможного нахождения персонала. Контроль

осуществляется измерением напряженности электрического и магнитного поля, а

также измерением плотности потока энергии по утвержденным методикам

Министерства здравоохранения.

Защита персонала от воздействия радиоволн применяется при всех видах

работ, если условия работы не удовлетворяют требованиям норм. Эта защита

осуществляется следующими способами и средствами:

согласованных нагрузок и поглотителей мощности, снижающих напряженность

и плотность поля потока энергии электромагнитных волн;

экранированием рабочего места и источника излучения;

рациональным размещением оборудования в рабочем помещении;

подбором рациональных режимов работы оборудования и режима труда

персонала;

применением средств предупредительной защиты.

Наиболее эффективно использование согласованных нагрузок и поглотителей

мощности (эквивалентов антенн) при изготовлении, настройке и проверке

отдельных блоков и комплексов аппаратуры.

Эффективным средством защиты от воздействия электромагнитных излучений

является экранирование источников излучения и рабочего места с помощью

экранов, поглощающих или отражающих электромагнитную энергию. Выбор конст-

рукции экранов зависит от характера технологического процесса, мощности

источника, диапазона волн.

излучений (утечки из цепей в линиях передачи СВЧ-волн, из катодных выводов

магнетронов и других), а также в тех случаях, когда электромагнитная

энергия не является помехой для работы генераторной установки или

радиолокационной станции. В остальных случаях, как правило, применяются

поглощающие экраны.

Для изготовления отражающих экранов используются материалы с высокой

электропроводностью, например металлы (в виде сплошных стенок) или

хлопчатобумажные ткани с металлической основой. Сплошные металлические

экраны наиболее эффективны и уже при толщине 0,01 мм обеспечивают

ослабление электромагнитного поля примерно на 50 дБ (в 100 000 раз).

Для изготовления поглощающих экранов применяются материалы с плохой

электропроводностью. Поглощающие экраны изготавливаются в виде прессованных

листов резины специального состава с коническими сплошными или полыми

шипами, а также в виде пластин из пористой резины, наполненной карбонильным

железом, с впрессованной металлической сеткой. Эти материалы приклеиваются

на каркас или на поверхность излучающего оборудования.

Важное профилактическое мероприятие по защите от электромагнитного

облучения - это выполнение требований для размещения оборудования и для

создания помещений, в которых находятся источники электромагнитного

излучения.

Защита персонала от переоблучения может быть достигнута за счет

размещения генераторов ВЧ, УВЧ и СВЧ, а также радиопередатчиков в

специально предназначенных помещениях.

Экраны источников излучения и рабочих мест блокируются с отключающими

устройствами, что позволяет исключить работу излучающего оборудования при

открытом экране.

Допустимые уровни воздействия на работников и требования к проведению

контроля на рабочих местах для электрических полей промышленной частоты

изложены в ГОСТ 12.1.002-84, а для электромагнитных полей радиочастот - в

ГОСТ 12.1.006-84.

На предприятиях широко используют и получают в больших количествах

вещества и материалы, обладающие диэлектрическими свойствами, что

способствует возникновению зарядов статического электричества.

Статическое электричество образуется в результате трения

(соприкосновения или разделения) двух диэлектриков друг о друга или

диэлектриков о металлы. При этом на трущихся веществах могут накапливаться

электрические заряды, которые легко стекают в землю, если тело является

проводником электричества и оно заземлено. На диэлектриках электрические

заряды удерживаются продолжительное время, в следствие чего они получили

название статического электричества.

Процесс возникновения и накопления электрических зарядов в веществах

называют электризацией.

Явление статической электризации наблюдается в следующих основных

в потоке и при разбрызгивании жидкостей;

в струе газа или пара;

при соприкосновении и последующем удалении двух твердых разнородных тел

(контактная электризация).

Разряд статического электричества возникает тогда, когда напряженность

электростатического поля над поверхностью диэлектрика или проводника,

обусловленная накоплением на них зарядов, достигает критической (пробивной)

величины. Для воздуха пробивное напряжение составляет 30 кБ/см.

У людей, работающих в зоне воздействия электростатического поля,

встречаются разнообразные жалобы: на раздражительность, головную боль,

нарушение сна, снижение аппетита и др.

Допустимые уровни напряженности электростатических полей установлены

ГОСТ 12.1.045-84 "Электростатические поля. Допустимые уровни на рабочих

местах и требования к проведению Контроля" и Санитарно-гигиеническими

нормами допустимой напряженности электростатического поля (№ 1757-77).

Эти нормативные правовые акты распространяются на электростатические

поля, создаваемые при эксплуатации электроустановок высокого напряжения

постоянного тока и электризации диэлектрических материалов, и устанавливают

допустимые уровни напряженности электростатических полей на рабочих местах

персонала, а также общие требования к проведению контроля и средствам

Допустимые уровни напряженности электростатических полей

устанавливаются в зависимости от времени пребывания на рабочих местах.

Предельно допустимый уровень напряженности электростатических полей

устанавливается равным 60 кВ/м в течение 1 ч.

При напряженности электростатических полей менее 20 кВ/м время

пребывания в электростатических полях не регламентируется.

В диапазоне напряженности от 20 до 60 кВ/м допустимое время пребывания

персонала в электростатическом поле без средств защиты зависит от

конкретного уровня напряженности на рабочем месте.

Меры защиты от статического электричества направлены на предупреждение

возникновения и накопления зарядов статического электричества, создание

условий рассеивания зарядов и устранение опасности их вредного воздействия.

К основным мерам защиты относят:

предотвращение накопления зарядов на электропроводящих частях

оборудования, что достигается заземлением оборудования и коммуникаций, на

которых могут появиться заряды (аппараты, резервуары, трубопроводы,

транспортеры, сливоналивные устройства, эстакады и т.п.); уменьшение

электрического сопротивления перерабатываемых веществ; снижение

интенсивности зарядов статического электричества. Достигается

соответствующим подбором скорости движения веществ, исключением

разбрызгивания, дробления и распыления веществ, отводом электростатического

заряда, подбором поверхностей трения, очисткой горючих газов и жидкостей от

примесей;

отвод зарядов статического электричества, накапливающихся на людях.

Позволяет исключить опасность электрических разрядов, которые могут вызвать

воспламенение и взрыв взрыво- и пожароопасных смесей, а также вредное

воздействие статического электричества на человека. Основными мерами защиты

являются: устройство электропроводящих полов или заземленных зон, помостов

и рабочих площадок, заземление ручек дверей, поручней лестниц, рукояток

приборов, машин и аппаратов; обеспечение работающих токопроводящей обувью,

антистатическими халатами.

ВРЕДНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА

Под вредным понимается вещество, которое при контакте с организмом

человека вызывает производственные травмы, профессиональные заболевания или

отклонения в состоянии здоровья. Классификация вредных веществ и общие

требования безопасности введены ГОСТ 12.1.007-76.

Степень и характер вызываемых веществом нарушений нормальной работы

организма зависит от пути попадания в организм, дозы, времени воздействия,

концентрации вещества, его растворимости, состояния воспринимающей ткани и

организма в целом, атмосферного давления, температуры и других

характеристик окружающей среды.

Следствием действия вредных веществ на организм могут быть

анатомические повреждения, постоянные или временные расстройства и

комбинированные последствия. Многие сильно действующие вредные вещества

вызывают в организме расстройство нормальной физиологической деятельности

без заметных анатомических повреждений, воздействий на работу нервной и

сердечно-сосудистой систем, на общий обмен веществ и т.п.

Вредные вещества попадают е организм через органы дыхания, желудочно-

кишечный тракт и через кожный покров. Наиболее вероятно проникновение в

организм веществ в виде газа, пара и пыли через органы дыхания (около 95 %

всех отравлений).

Выделение вредных веществ в воздушную среду возможно при проведении

технологических процессов и производстве работ, связанных с применением,

хранением, транспортированием химически> веществ и материалов, их добычею и

изготовлением.

Пыль является наиболее распространенным неблагоприятным фактором

производственной среды, Многочисленные технологические процессы и операции

в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве сопровождаются

образованием и выделением пыли, ее воздействию могут подвергаться большие

контингенты работающих.

Основой проведения мероприятий по борьбе с вредными веществами является

гигиеническое нормирование.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе

рабочей зоны установлены ГОСТ 12.1.005-88.

4.3 Организация рабочих мест?????

4.4 Требования техники безопасности на участке

Предлагаемые инструкции по Технике Безопасности охватывают практически все виды деятельности в автосервисе и включают в себя:
ИОТ для административно-управленческого персонала;

ИОТ для аккумуляторщика;

ИОТ для газосварщика;

ИОТ для слесаря по ремонту автомобилей;

ИОТ для слесаря по ремонту топливной аппаратуры;

ИОТ для слесаря-ремонтника;

ИОТ для электросварщика ручной сварки;

ИОТ по оказанию доврачебной помощи;

ИОТ при вывешивании автомобиля и работе под ним;

ИОТ при выполнении шиноремонтных работ;

Форма журнала регистрации вводного инструктажа;

Форма журнала учета инструкций по охране труда.

Инструкции составлены и оформлены по всем правилам и требованиям со стороны контролирующих органов на основе соответствующей регламентирующей документации. На основании этой же документации сделаны и образцы форм журналов для регистрации вводного инструктажа и учета инструкций по охране труда, в которых представлены обложки и шапки таблиц по форме и в последовательности, согласно действующему законодательству.
Рассмотрим требования безопасности перед началом работы.
По приходу автомехаников на работу они должны переодеться в рабочую спецодежду, состоящую из: обуви, рабочего комбинезона, рубашки, шапки, куртки. При себе имеется также средства индивидуальной защиты: перчатки, защитные очки. Комплектация спецодежды может изменяться в зависимости от выполняемых видов работ. Одежда должна быть застегнута на все пуговицы и заправлена, брюки должны быть поверх обуви, застегнуты обшлаги рукавов, убраны волосы под плотно облегающий головной убор.

Перед работой рабочий проверяет, чтобы инструмент и приспособления были исправны, не изношены и отвечали безопасным условиям труда:

Деревянные рукоятки инструментов должны быть гладко обработаны, на их поверхности недолжно быть выбоин, сколов и других дефектов, инструмент должен быть правильно насажен и прочно закреплен.

Ударные инструменты (зубила, бородки) не должны иметь трещин, заусениц, наклепы, затылочная их часть должна быть гладкой, не иметь трещин, заусениц и сколов.

Концы ручных инструментов, служащих для заводки в отверстия при монтаже (ломики для сборки и т.д.), не должны быть сбитыми.

Съемники должны иметь исправные лапки, винты, тяги и упоры.

Требования безопасности во время работы

Во время работы рабочий постоянно следите за исправностью оборудования и не оставляйте его без присмотра. При уходе с рабочего места оборудование останавливается и обесточивается.

Работа выполняется при наличии и исправности ограждений, блокировочных и других устройств, обеспечивающих безопасность труда, и при достаточной освещенности рабочего места.

Нельзя прикасаться к находящимся в движении механизмам и вращающихся частей машин, а также находящимся под напряжением токоведущим частям оборудования, предварительно не обесточив опасный объект.

Посторонние предметы и инструмент располагаются на расстоянии от движущихся механизмов.

При пуске машины, агрегата, станка рабочий должен лично убедитесь в отсутствии работников в зоне работы машины.

В случае плохого самочувствия рабочий прекращает работу, приводит рабочее место в безопасное состояние, обращается к главному механику, который решает тяжесть последствия и решает отпустить домой, продолжить работу через некоторое время после приёма лекарства, либо отвести в больницу. Если главного механика нет на месте, то обязательно назначается лицо заменяющее его.Требования безопасности в аварийных ситуациях.При замеченных неисправностях производственного оборудования и инструмента, а также, если при прикосновении к машине, станку, агрегату ощущается действие электрического тока, либо имеет место сильный электроприборов, электродвигателей, электроаппаратуры, появление искрения или обрыв проводов и т. д. немедленно предупреждаются рабочие об опасности, и ставится в известность главного механика.
При необходимости организуется эвакуация людей из опасной зоны.
При несчастных случаях с людьми, каждый из рабочих может оказать доврачебную помощь, т.к. всё необходимое есть в аптечке, при этом немедленно поставив в известность главного механика, и сохраняет обстановку, при которой произошел несчастный случай, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих и не нарушает технического процесса до прибытия лиц, расследование причин несчастного случая.
При поражении электрическим током как можно быстрее освободите пострадавшего от действия тока, так как продолжительность его действия определяется тяжестью травмирования. Для этого в автомастерской находится рубильник для быстрого обесточивания помещения.

Требование безопасности по окончанию работы.

По окончанию смены приводится в порядок рабочее место (очищается от пыли и грязи оборудование, инструмент, собирается и выносится в отведенное место мусор и отходы, собирается и складывается в установленное место инструмент, приспособление и необработанные детали).

Устанавливаются ограждения и знаки безопасности у открытых проемов, отверстий и люков.
Обесточивается оборудование, выключается вентиляция и местное освещение.

Рабочий снимает спецодежду и другие средства индивидуальной защиты, убирает их в шкаф закрытого типа, если спецодежда требует стирки или ремонта необходимо сказать главному механику, он выдаст другую, а грязная одежда отправится в химчистку. Выполняются правила личной гигиены.
Пожарная безопасность

Каждому работнику при первом и последующих инструктажах объясняется место нахождения пожарного щита, чем и как необходимо тушить тот или иной очаг возгорания, чтобы это было безопасно для самого рабочего.

Рабочим запрещается загромождать проходы и доступ к противопожарному оборудованию это является строгим нарушение правил по пожарной безопасности.

Пролитые на землю топливо и смазочные материалы засыпаются песком. Пропитанный нефтепродуктами песок должен быть немедленно убран и вывезен в место, согласованное с санэпидстанцией.

Использованный обтирочный материал убирается в специальный металлический ларь с крышкой.

Запрещено хранение на рабочем месте легковоспламеняющихся предметов и горючих жидкостей, кислот и щелочи в количествах, превышающих сменную потребность в готовом к употреблению виде.

В автомастерской в качестве противопожарной сигнализации применяют дымоуловители с плавким элементом, которые оповещают о пожаре с помощью сирены.

Рабочий, допустивший нарушения требований инструкций по охране труда, может быть привлечен к дисциплинарной ответственности согласно правилам внутреннего распорядка, а если эти нарушения связаны с причинением материального ущерба автомастерской, рабочий несет и материальную ответственность в установленном порядке

Технология и организация работ ТО и ТР грузовых автомобилей

Основой организации работ на АТП является Положение о техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей. Данное положение обязательно для всех АТП производящих ТО и ремонт этих автомобилей.

Техническое обслуживание автомобилей представляет собой комплекс работ, направленных на предупреждение отказов и неисправностей, поддержание автомобилей в исправном состоянии и обеспечение надежной, безопасной и экологичной их эксплуатации. Техническое обслуживание включает следующие виды работ: контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, электротехнические, работы по системе питания, заправочные, смазочные и другие.

По периодичности, перечню и трудоемкости выполнения работы по ТО грузовых автомобилей подразделяются на следующие виды: ежедневное техническое обслуживание (ЕО); периодическое техническое обслуживание (ТО), сезонное обслуживание (СО).

ЕО включает УМР, заправочные работы и контроль, направленный на каждодневное обеспечение безопасности и поддержание надлежащего внешнего вида автомобиля.

ТО предусматривает выполнение определенного объема, работ через установленный эксплуатационный пробег автомобиля. В соответствии с нормативами ТО грузовых автомобилей по периодичности ЕО один раз в сутки, ТО-1 через 4000 км, ТО-2 через 16000 км пробега.

СО предусматривает выполнение ТО и дополнительных операций по подготовке автомобиля к зимней или летней эксплуатации согласно рекомендациям заводов-изготовителей.

Ремонтом называется комплекс работ по устранению возникших неисправностей и восстановление работоспособности автомобиля в целом или агрегата. Ремонт автомобиля осуществляется по необходимости и включает контрольно-диагностические, разборочно-сборочные, слесарные, механические, топливно-экономические, электротехнические работы. Для качественного выполнения ТО и ТР СТО оснащается необходимыми постами, устройствами, приборами, приспособлениями, инструментом и оснасткой, технической документацией.

Основная часть работ по ТО и ТР выполняется на постах и вспомогательных постах производственного корпуса в зоне ТО и ТР автомобилей. Кроме того работы по обслуживанию и ремонту приборов системы питания и электрооборудования выполняются на специализированных участках. Аккумуляторные работы проводятся на электротехническом участке и частично по ремонту оборудования.

Анализ литературных источников по техническому обслуживанию и ремонту

При обслуживании автомобилей на АТП особое внимание уделяют неисправностям, которые могут повлиять на безопасность движения. При этом обязательно устраняют выявленные неисправности и ослабление крепления следующих деталей, узлов, агрегатов и систем:

при регулировочных работах накладок колодок и тормозных барабанов, педали тормоза, стояночной тормозной системы, рулевого управления, подшипников колес;

при контрольно-диагностических и крепежных работах сошки и маятникового рычага рулевого управления, рулевого привода, рулевых тяг на шаровых пальцах и шаровых пальцев в гнездах, шаровых опор, шкворней, поворотного кулака, дисков колес, карданной передачи или приводов, рессор и пружин, амортизаторов, рычагов подвески, трубопроводов, шлангов гидравлического тормозного привода, главного тормозного привода, регулятора давления тормозного привода, двигателя, разделителя, стекол, стеклоомывателя, стеклоочистителя, зеркал заднего вида, устройства обдува и обогрева ветрового стекла, системы вентиляции и отопления;

при обслуживании систем питания и электрооборудования системы питания и выпуска газов, фар, передних и задних Фонарей, переключателей света, световозвращателей, звукового сигнала, электропроводки, аварийной сигнализации, сигнала торможения.

ТО-1 проводится через указанную выше периодичность, но не менее 2-х раз в год для выполнения следующих работ:

контрольно-диагностических - проверка действия рабочей тормозной системы на одновременное срабатывание и эффективность торможения, действия стояночной тормозной системы, тормозного привода, проверка соединений в рулевом приводе, состояния шин, приборов освещения и сигнализации;

осмотровых - осмотр и проверка кузова, стекол, номерных знаков, действия дверных механизмов, стеклоочистителей, проверка зеркал заднего вида, герметичности соединений систем смазочной, охлаждения и гидравлического привода включения сцепления, резиновых защитных чехлов на приводах и шарниров рулевых тяг, величины свободного хода педали сцепления и тормоза, натяжение ремня вентилятора, уровней тормозной жидкости в бачках главного тормозного цилиндра и привода выключения сцепления, пружин и рычага в передней подвеске, штанг и стоек стабилизатора поперечной устойчивости;

крепежных - крепление двигателя к кузову, коробки передач и удлинителя, картера рулевого механизма и рулевой сошки, рулевого колеса и рулевых тяг, поворотных рычагов, соединительных фланцев карданного вала, дисков колес, приборов, трубопроводов и шлангов смазочной системы и системы охлаждения, тормозных механизмов и гидравлического привода выключения сцепления, приемной трубы глушителя;

регулировочных - регулировка свободного хода педали сцепления и тормоза, действия рабочей и стояночной тормозных систем, свободного хода рулевого колеса и зазора в соединениях рулевого привода, натяжение ремня вентилятора и генератора; доведение до нормы давления воздуха в шинах и уровней тормозной жидкости в питательных бачках главного тормозного цилиндра и привода выключения сцепления.

При ТО-1 также очищают от грязи и проверяют приборы системы питания и герметичность их соединений; проверяют действие привода, полноту закрывания и открывания дроссельной и воздушной заслонок, регулируют работу карбюратора на режимах малой частоты вращения коленчатого вала двигателя. В системе электрооборудования очищают аккумуляторную батарею и её вентиляционные отверстия от грязи; проверяют крепление, надежность контакта наконечников проводов с клеммами и уровень электролита в каждой из банок аккумулятора; очищают приборы электрооборудования от пыли и грязи; проверяют изоляцию электрооборудования, крепление генератора, стартера и реле-регулятора, проверяют крепление стартера, катушки зажигания.

ТО-2 рекомендуется проводить с периодичностью, указанной выше но не менее 1-го раза в год. Перед выполнением ТО-2 или в процессе его целесообразно проводить углубленное диагностирование всех основных агрегатов, узлов и систем автомобиля для установления их технического состояния, определения характера неисправностей, их причин, а также возможности дальнейшей эксплуатации данного агрегата, узла и системы.

При этом устанавливают следующее:

двигатель - наличие стуков в шатунных подшипниках и газораспределительном механизме, клапанах, зубчатых колесах, развиваемую мощность, неисправность системы зажигания в целом и отдельных её элементов;

система питания двигателя

подтекание топлива в соединениях трубопроводов, в плоскостях разъёма, повышенные расход топлива и содержание СО в отработавших газах для прохождения технического осмотра в Госавтоинспекции, состояние деталей цилиндро-поршневой группы, системы газораспределения, прокладки головки цилиндров;

смазочная система двигателя - подтекание масла в местах соединений и разъёма (сальники коленчатого вала, картер двигателя, крышка распределительного механизма и другие), давление в системе смазки и правильность показания приборов, установленных на автомобиле;

система охлаждения двигателя - подтекание охлаждающей жидкости в соединениях и местах разъёма, узлах системы (радиатор, водяной насос и других), перегрев охлаждающей жидкости при работе двигателя под нагрузкой;

сцепление - пробуксовывание под нагрузкой, рывки во время включения передач, наличие стуков и шумов при работе и переключении передач, неисправность привода сцепления;

коробка передач - наличия стуков и шумов в рабочем состоянии, самопроизвольное выключение под нагрузкой, наличие течи масла в местах разъёма деталей коробки передач, величину зазора при переключении передач;

задний мост - наличие стуков и шумов в рабочем состоянии, наличие течи масла в местах разъёма деталей заднего моста, величину суммарного зазора в главной передаче и дифференциале;

карданный вал и промежуточная опора - зазоры в карданных сочленениях, шлицевых соединениях и в промежуточной опоре карданного вала;

рулевое управление - усилие, необходимое для вращения рулевого колеса, зазор вала рулевой сошки во втулках, надежность крепления пружин и рычагов передней подвески, а также штанг и стоек стабилизатора поперечной устойчивости;

рессоры и элементы подвески - наличие поломок листов или пружин, зазоры в соединениях рессорного пальца с втулкой рессоры и с проушиной кронштейнов подвески, параллельность переднего и заднего мостов и их расположение относительно кузова автомобиля;

элементы кузова - наличие вмятин, трещин, поломок, нарушение окраски автомобиля, правильность работы омывателя ветрового стекла, системы отопления кузова и вентилятора обдува ветрового стекла, состояние замков и петель капота, крышки багажника и дверей.

закрепление радиатора, головки блока цилиндров и стоек коромысел, крышек кожуха головки блока цилиндров, впускного и выпускного трубопроводов, крышки блока распределительных зубчатых колес, корпусов Фильтров очистки масла, поддона масляного картера двигателя, картера сцепления, амортизаторов, топливного бака, глушителя, крышки редуктора заднего моста, стремянки, пальцев рессор, замков и ручек дверей;

В системе питания проверяют герметичность топливного бака и соединений трубопроводов, крепление карбюратора и устраняют выявленные неисправности. Снимают карбюратор и топливный насос, разбирают их, очищают и проверяют на специальных приборах состояние деталей. После сборки проверяют топливный насос на специальном приборе.

Проверяют правильность работы омывателя ветрового стекла, системы отопления кузова и вентилятора обдува ветрового стекла, состояние замков и петель капота, крышки багажника и дверей.

Кроме того, необходимо проверить и отрегулировать углы установки управляемых колес, эффективность действия и одновременность срабатывания тормозных механизмов, балансировку колес, работу системы зажигания автомобиля, зазор между контактами прерывателя, установку и действие фар, направление светового потока, состояние всего тормозного привода, состояние радиатора, резиновых подушек, подвески двигателя.

При ТО-2 кроме объема работ по ТО-1 выполняют ряд дополнительных операций:

закрепление радиатора, головки блока цилиндров и стоек коромысел, крышек кожуха головки блока цилиндров, впускного и выпускного трубопроводов, крышки блока распределительных зубчатых колес, корпусов фильтров очистки масла, поддона масляного картера двигателя, картера сцепления, амортизаторов, топливного бака, глушителя, крышки редуктора заднего моста, стремянки, пальцев рессор, замков и ручек дверей;

подтяжку гаек крепления Фланца к ведущей шестерне главной передачи заднего моста и шарнирных пальцев крепления проушин амортизатора;

регулировку усилия поворота рулевого колеса, тепловых зазоров клапанов, натяжение цепи привода механизма газораспределения двигателя, зазора между тормозными колодками и дисками колес, зазора в подшипниках ступиц передних колес.

В системе питания проверяют герметичность топливного бака и соединений трубопроводов, крепление карбюратора и устраняют выявленные неисправности. Снимают карбюратор и топливный насос, разбирают их,

очищают и проверяют на специальных приборах состояние деталей. После сборки проверяют топливный насос на специальном приборе. Проверяют также легкость пуска и работу двигателя.

При обслуживании системы электрооборудования производят следующее: снимают батарею с автомобиля и проверяют степень заряда, проверяют состояние щеток и коллекторов генератора и стартера, работу реле-регулятора; регулируют натяжение пружин якорей; снимают свечи зажигания и проверяют их состояние, очищают от нагара и регулируют зазоры между электродами; снимают прерыватель-распределитель зажигания и очищают его наружную поверхность от грязи и масла, проверяют состояние контактов и регулируют зазоры между ними, смазывают вал прерывателя-распределителя; проверяют состояние проводов низкого и высокого напряжения и регулируют действие приборов освещения и сигнализации.

ТО-1, ТО-2 и СО выполняется в зоне ТО и ТР на тупиковых постах, оборудованных подъемниками.

При ТР выполняют разборочно-сборочные операции, электротехнические, слесарно-механические.

Разборочно-сборочные работы включают снятие отдельных панелей или частей кузова, механизмов, стекол и других съемных деталей. Частичную разборку кузова для ремонта его деталей осуществляют в объеме, необходимом для обеспечения качественного выполнения всех ремонтных операций. Для сборки кузовов после ремонта, в том числе установки узлов и деталей на кузов, применяют различные приспособления и наборы инструментов.

Электротехнический цех предназначен для обслуживания приборов электрооборудования автомобиля, неисправность которых не может быть устранена при ТО непосредственно на автомобиле, а также для обслуживания карбюраторов, топливных насосов, отстойников, топливных и воздушных фильтров, топливопроводов и других приборов системы питания автомобилей, снятых с них на постах ТО и ТР.

Топливная аппаратура, требующая углубленной проверки, регулировки или ремонта, поступает в цех и с поста диагностирования. Приборы, детали и узлы системы питания, поступившие на участок, очищают от загрязнений, проверяют и ремонтируют на специализированном оборудовании. После этого отремонтированные карбюратор, топливный насос и другие детали испытывают на специализированных стендах. После испытания все приборы и детали системы питания устанавливают на автомобиль.

Затем осуществляют окончательную проверку качества ремонта и регулировку карбюратора на динамометрическом стенде для достижения минимальной токсичности отработавших газов и максимальной экономичности.

При ТР электрооборудования выполняют разборку приборов и агрегатов на отдельные узлы и детали, контроль и выявление дефектов узлов и деталей, замену мелких негодных деталей, зачистку и проточку коллектора, восстановление повреждений изоляции соединительных проводов и выводов катушек, напайку наконечников проводов, сборку прибора и агрегата, испытание на специализированном стенде.

Обоснование дипломного проекта

Исходя из анализа производственной деятельности и литературных источников на предприятии имеются резервы по улучшению технологии ТО и ТР.

На основании нормативных требований по ТО и ТР, а также состояния организации работ для их реализации необходимо решить следующие задачи:

Произвести расчет производственной программы;

Произвести расчет годового объема работ;

Определить количество постов (рабочих и вспомогательных, автомобиле мест ожидания и хранения);

Определить количество рабочих на станции;

Выбрать методы организации ТО и ТР;

Подобрать перечень необходимого технологического оборудования;

Определить площади производственных складских, вспомогательных помещений;

Рассмотреть вопросы, состояния охраны труда на производстве; предложить организационно - технологические мероприятия, направленные на снижение и предотвращение несчастных случаев. Дать расчет освещения и вентиляции. Рассмотреть экологическую безопасность проекта;

Оценить технико-экономическую эффективность проекта АТП.