Удорожание топлива. Россиянам грозит резкое подорожание бензина

Не верю. Никогда еще государство (не только наше) не проявляло себя эффективным управленцем - за исключением тех функций, которые являются прерогативой именно государства (охрана границ, поддержание общественного порядка, освоение космоса и т. д.).

По двум очевидным причинам: цéны на мировом рынке значительно выше, чем у нас, а в цене литра бензина гораздо больше налогов, нежели затрат на его производство.

Нефтедобывающим компаниям (они же перерабатывающие) выгоднее гнать топливо на экспорт. Государству - тоже! При продаже тонны нефти в России казна в виде акцизов получает около 16 долларов, а при продаже той же тонны на экспорт - уже 31 доллар. В случае с бензином эта разница еще выше.

Если ограничить цену на бензин, очень скоро мы столкнемся с его дефицитом. Нечто подобное мы уже видели на примере ряда лекарственных препаратов, цéны на которые тоже взяты под госрегулирование: эти лекарства просто стали исчезать с прилавков, поскольку производителям оказалось невыгодно их выпускать.

В цену бензина зашито несколько налогов, включая НДС, акциз, налог на добычу полезных ископаемых и другие. Если в 2014 году, по данным Российского топливного союза, в цене литра АИ‑92 налоги и акцизы составляли около 62%, то в мае 2018 года этот показатель вырос до 70%, и в результате розничные сети по продаже автомобильного топлива стали - именно это отражает наша инфографика. (В США доля налогов в цене бензина не превышает 12%.) Государство не откажется от столь надежного механизма пополнения бюджета. С 1 января 2019 года планируется новое повышение акцизов, которое приведет к подорожанию бензина еще на 5–10%.

Бензин может быть дорогим или дешевым - отнюдь не его цена определяет благосостояние людей и возможность вести прибыльный бизнес. Например, в нефтедобывающей Норвегии «девяносто пятый» бензин продается, в пересчете на наши деньги, по цене 120 рублей за литр - почти втрое дороже, чем у нас.

Не тратить меньше надо, а больше зарабатывать. По оценке агентства Bloomberg, норвежец тратит на галлон (3,79 л) бензина около 3,5% своего дневного заработка, американец - примерно столько же, а россиянин - 9,2%. По дешевизне топлива мы находимся на десятом месте в мире (Норвегия - на 60‑м, США - на 19‑м), а по покупательной способности в пересчете на тот же галлон бензина - лишь на 34‑м месте (Норвегия - на 11‑м, США - на 10‑м).

Законопроект не пройдет. Поскольку бензин будет лишь дорожать год от года, перед многими автомобилистами встает вопрос: с учетом мощностных параметров и расхода топлива? Журнал «За рулем» дает ответ: Кирилл Милешкин провел масштабные исследования, включая замеры на динамометрическом стенде, результаты - в сентябрьском выпуске. Читайте - и не переплачивайте!

О возможности резкого роста цен на бензин в 2019 году администрацию президента предупредил Евгений Аркуша – представитель владельцев независимых АЗС, занимающий должность президента РТС (российского топливного союза), направив 16 августа письмо Кириллу Молодцову.

Причины роста цен

Уже в начале 2019 г. может повториться весенний бензиновый коллапс, который вынудил в 2018 г. правительство предпринимать экстренные меры по «ручному» регулированию рынка.

Принятые решения и искусственное сдерживание цен правительством привели к ситуации, когда поставлять топливо на экспорт стало выгоднее, чем на внутренний рынок.

Резкий скачок экспортного паритета, а также падение курса национальной валюты стало причиной того, что розничные цены на бензин стали на порядок выше оптовых.

Справка! Экспортный паритет – это разница между конечной экспортной стоимостью топлива и надбавками: экспортной пошлиной, затратами на транспортировку.

На фоне такого дисбаланса и искусственного удерживания стоимости владельцы заправок понесли существенные убытки. Только за май, по данным Независимого топливного союза, в который входят трейдеры и собственники АЗС, убытки составили 12 млрд руб.

Тенденция роста экспортного паритета, несмотря на предпринятые правительством налоговые маневры, сохраняется. Предпосылками для его увеличения в 2019 г. являются:

  • увеличение налоговой нагрузки, которая ляжет на субъекты топливного рынка;
  • рост цен на нефть в мире;
  • ослабление российского рубля, вероятность чего увеличивается на фоне введения .

Также на бензиновом рынке может отразиться остановка ряда НПЗ осенью для проведения плановых ремонтных работ и ослабление или полное прекращение административного «искусственного» регулирования стоимости бензина, что связывают с окончанием выборной компании.

Но одномоментный скачек цен на бензин в начале 2019 г. может произойти прежде всего на фоне увеличения налоговой нагрузки:

  1. Увеличения акцизов с 1 января 2019 г.

Примечание! На бензин 5-го класса акциз будет увеличен до 12 314 руб. за тонну, то есть рост составит 4 101 руб.

Какие меры предприняты

О несовершенстве параметров налогового маневра, предпринятого для урегулирования цен на топливо на внутреннем рынке, также сообщает Дмитрий Махонин, занимающий должность начальника управления регулирования ТЭК ФАС. Однако работы по регулированию не прекращаются.

Так, за первые 5 месяцев 2018 г. рост составил 7,7%, только в июне стоимость бензина выросла на 2–3 руб., что вынудило правительство предпринимать экстренные меры.

Рост цен на топливо на порядок выше фактической инфляции вынудил правительство предпринимать экстренные меры:

  1. С 1 июня было отменено плановое повышение акцизов.
  2. Удержать розничные цены согласились и крупнейшие поставщики для стабилизации оптового рынка, что было подтверждено на совещании 30 мая у Дмитрия Козака – вице-премьера.

Кстати, повышение акцизов на бензин в начале 2018 г. спровоцировало волну слухов об , что в итоге оказалось фейком.

Также президентом РФ Путиным В.В. было принято решение о повышении вывозных тарифов. 19 июля было подписано постановление, на основании которого разрешается повышать стоимость нефтепродуктов, которые отправляются на экспорт, до 90%.

Отрегулированы параметры налогового маневра, касающегося нефтяной отрасли, в котором предусмотрено:

  1. Обнуление на протяжении 6 лет пошлин на нефтепродукты и нефть.
  2. Повышение до 2024 г. пропорционально налогу на добычу полезных ископаемых.

В результате нефтеперерабатывающие предприятия лишатся бюджетной дотации, которая образуется искусственно за счет разницы пошлины на экспорт нефтепродуктов и нефти.

Для поддержки нефтеперерабатывающих компаний предусмотрено введение с 1 января 2019 г. надбавок и обратного акциза, которые будут получать прежде всего НПЗ. Так, запланировано в 2019 г. покрыть 60% экспортной премии, в дальнейшем дотация составит ее половину.

На сколько вырастут цены на бензин

Однако, по мнению экспертов, «ручное» регулирование рынка не спасет от бензинового коллапса.

Как показывают статистические данные, на протяжении всего лета наблюдалось снижение цен на бензин. Но на фоне нестабильности рубля, что связано с , только за неделю с 10 по 17 августа стоимость бензина взлетела на 7%. На скачке также сказался повышенный спрос, связанный с предстоящими ремонтами НПЗ, а также рост экспортного паритета. После стабилизации рынка стоимость бензина начала незначительно снижаться с 20 августа.

Но предпосылки для увеличения цен сохранились. Только рост акцизов и НДС может привести к резкому скачку стоимости на топливо на 10%, то есть цены на бензин в начале года могут вырасти на 4,4 руб. за литр в рознице.

Но если не будут предприняты дополнительные меры по балансировке внутреннего и экспортного рынка, увеличение стоимости может начаться еще раньше – осенью 2018 г. По худшим прогнозам, цены вырастут уже к концу года, а общее повышение может достигнуть в среднем 7 руб.

Для предотвращения бензинового коллапса необходимо вмешательство на правительственном уровне. Спасение Евгений Аркушин видит в:

  • балансировке внешнего и внутреннего рынка.
  • увеличении объемов продаж нефтепродуктов;
  • либерализации цен на бензин;
  • снижении налоговой нагрузки, в том числе акцизов.

Но будут ли предприняты меры по урегулированию цен на бензиновом внутреннем рынке, неизвестно – запрос РБК по поводу обращения Аркушина к Молодцову, по состоянию на 22 августа 2018 г., остался без ответа и комментариев.

Бензин быстро дорожает. Сейчас литр 95-го стоит 43 рубля 38 копеек, это средняя цена по стране. А в середине марта он стоил в среднем 41 рубль 20 копеек. Уже заговорили, что к осени бензин будет стоить чуть ли не 50 рублей. Вряд ли…

Вот как дорожал бензин с 2010 года, практически по линейке. Чуть быстрее, чуть медленнее. Иногда даже дешевел. Но в целом тенденция была очень устойчивой. На этом рынке принципиально ничего не изменилось. Говорят, цены на нефть на мировом рынке растут, поэтому и бензин дорожает.

Но бывали времена, когда нефть стоила 30 долларов за баррель, бывали - когда 130, а тенденция оставалась вот такой. Цена 95-го - плюс два-три рубля за год.

«Ой, какой-то кошмар, 42 рубля 70 копеек дизель», - ужасается водитель. А бензин еще сильнее кусается. 92-й больше 40 рублей. В глазах каждого водителя немой вопрос: а что дальше?

«На пять рублей почти! Ну, на четыре, ладно. За неделю!» - переживает таксист.

Конечно, не за неделю, - топливо стало дорожать с начала мая, но от этого не легче. Даже не таксистам.

Каждый раз, приезжая на заправку, не перестаешь удивляться - куда стремятся цены? 95-й уже 44,85 - почти 45 рублей. Как говорят экономисты, психологическая отметка. И ведь вроде все как обычно - и пистолет такой же, и даже пахнет так же, - почему же он так дорожает? Но вот если бы у жадности был запах, мы бы, конечно, почувствовали разницу.

Впрочем, это тот уникальный случай, когда жадность не порок. Рынок диктует свое. Жадничать вынуждены все - государство, когда повышает акцизы на топливо, потому что нужно наполнять бюджет и, конечно, производители и продавцы бензина и солярки, ведь бизнес в убыток не бизнес. Потребителей, это, конечно, не утешает, и потому все шишки летят в сторону владельцев заправок.

«Есть негатив определенный, который действительно определяется скоростью изменения ценников на АЗС. Но мы только действуем в тех условиях, которые существуют в государстве», - отмечает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.

Главное условие - ценообразование. В стоимости литра бензина нефть занимает лишь от 6% до 8%. Потом переработка, транспортировка и расходы розничной сети - порядка 25%. На прибыль остается куда меньше 10, потому что примерно 60% - это налоги и акцизы. Вместе с ними меняются и цифры на заправках.

Но это лишь один из факторов нынешнего подорожания. И ответ на вечный вопрос «Кто виноват?» все-таки существует.

«Очень простой ответ - международная интеграция. За последние 20-25 лет весь мир, это не только наша специфика, стал гораздо более сильно связан друг с другом, то есть с одной стороны, мы получили доступ к огромному набору товаров со всего мира, но с другой стороны, стоимость многих услуг потихоньку подтягивается к стоимости, характерной для всего мира, а во всем мире за редким исключением стран типа Венесуэлы, Саудовской Аравии, топливо стоит достаточно дорого», - поясняет доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов.

И продолжает дорожать. В Европе вслед за ростом мировых цен на нефть - там зависимость куда сильнее, чем у нас - подорожали бензин и солярка. И вот она, международная интеграция в полный рост - у российских производителей возникло логичное желание побольше продать там.

«Каждый, кто хочет заработать, он все будет делать для того, чтобы действительно заработать, Если там за один и тот же товар дают дороже, имеется в виду за рубежом или продать тонну нефти или корзину нефтепродуктов, которые можно туда, пользуются спросом там, естественно, этот товар идет туда, где за него больше платят», - рассказывает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.

А здесь, на внутреннем рынке, возникает угроза дефицита топлива, которая накладывается на сезонный спрос - посевные работы и в поле, и на дачных огородах. Плюс летняя профилактика на нефтеперерабатывающих заводах. В итоге цены ползут вверх.

Впрочем, тут за желающими заработать за счет дополнительного экспорта зорко следит Федеральная антимонопольная служба.

«С 1 июня ожидается повышение пошлины и на нефть, и на нефтепродукты, соответственно, снижается привлекательность экспорта и создается стимул для того, чтобы топливо поставлялось на внутренний рынок», - говорит заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.

Карающая рука ФАС без сомнения дотянется и до тех, кто попытается создать искусственный дефицит, но здесь не стремятся всех наказать - наоборот, ищут баланс интересов.

«Мы говорим о необходимости дальнейшего совершенствования налоговой системы, сейчас речь идет о целесообразности некоторого снижения акцизов на нефтепродукты и введения механизма гибкого установления акцизов. И вот такой механизм - мы сейчас такие консультации ведем с Минфином - мы надеемся, что он поможет сделать ситуацию на рынке более устойчивой», - поясняет заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.

Но ведь бензин уже подорожал, а всем известно, что за ним обычно тянется и все остальное - ведь, скажем, продукты в магазины нужно привезти, потратив на топливо больше. Впрочем, экономисты говорят: в этот раз все сложнее. И как ни удивительно, на пользу потребителям, которые традиционно оказываются крайними.

«Мы находимся в достаточно уникальной для российской экономики ситуации, когда мы имеем низкие процентные ставки, наверное, рекордно низкие за всю постсоветскую историю, и имеем рекордно низкую инфляцию. Это связано в том числе с тем, что у нас вступили в действие ограничения по платежеспособному спросу, то есть попытка предприятий поднять цену приводит к тому, что у них падают продажи. Это вынуждает применять экономию на всех этапах, и поэтому ждать сильного роста инфляции за счет стоимости топлива не приходится», - говорит доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов.

Но это если не произойдет чего-то из ряда вон выходящего, вроде резкого роста тех же нефтяных котировок. А поскольку политика всегда рядом с нефтью - рынок, по словам экспертов - тревожно реагирует на любые заявления. Взять хотя бы решение Соединенных Штатов разорвать ядерную сделку с Ираном.

«Сейчас достаточно сильно накалена обстановка в отношении Ирана. А Иран, это понятно, что один из ключевых поставщиков нефти на мировой рынок. Понятно, что если там пойдут санкции, усиление какой-то неблагоприятной ситуации, то возможно сокращение поставок. Уже в ближайшее время его, в общем-то, ожидают. Естественно, это все подогревает спекулянтов, инвесторов к тому, чтобы разгонять цены вверх. И цены, в том числе на этом геополитическом факторе, сейчас подогреваются, идут вверх», - поясняет директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин.

Ключевое слово - спекулянты. Торгующие в буквальном смысле воздухом - или нефтяными фьючерсами. То есть контрактами на нефть, которую еще не добыли. Ее вообще столько не добывают. Но система существует так давно, что с ней уже смирились. Клиентам заправок, кажется, тоже ничего другого не остается.

Меры внедряют в правительстве. Речь идет о корректировке параметров так называемого «налогового маневра» для нефтяных компаний, которые должны позволить им получать больше льгот в 2019 г. и за счет этого не повышать цены.

Соответствующий законопроект по поручению премьера Дмитрия Медведева совместно разработали в нескольких министерствах, включая Минфин и Минэнерго. Как стало известно сайт от источников в ведомствах, документ внесли на рассмотрение в правительство — его утверждение станет чистой формальностью. Но это не значит, что останутся прежними.

Сырье — в Россию, цены ниже

Участники отрасли ждали подобного решения с момента фиксации правительством цен на бензин и на майском уровне после более 10-процентного роста за месяц. Этому решению предшествовали многочисленные жалобы автомобилистов, которые поступили президенту Владимиру Путину во время очередной «Прямой линии». Было очевидно, что заморозка цен не будет длиться вечно и одними субсидиями нефтеперерабатывающей отрасли, на что только в 2017 г. был выделен 1 трлн рублей, проблему решить невозможно. Логичным решением и стало выполнение «налогового маневра».

Изначально, как уточнил в беседе с сайт руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов, маневр предполагал обнуление экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты к 2024 г., а также увеличение налога на добычу полезных ископаемых и одновременный . Но на фоне продолжающих расти цен на топливо в правительстве решили пойти на уступки, а также снизить зависимость бюджета от внешней конъюнктуры.

Согласно тексту документа, нововведение предполагает снижение базовых цен на моторное топливо с 56 тыс. руб. за тонну до 50, 4 тыс. руб. за тонну за бензин, а также с 50 тыс. руб. за тонну до 45 тыс. руб. за тонну для дизельного топлива. Чтобы получить субсидии, компании не должны допускать ситуации, в которой оптовая цена отклонялась бы от «базовых значений» более чем на 10%.

Чтобы подавляющее количество российского сырья не уходило на экспорт, документ предполагает, что не менее 17,5% ото всей добытой нефти производители должны направлять исключительно на российские нефтеперерабатывающие заводы. Отдельно в правительстве решили поддерживать Дальневосточный федеральный округ — для недопущения ухудшения нефтепродуктообеспечения региона был разработан свой компенсационный механизм.

По мнению Баженова, маневр проводится лишь в интересах бюджета и предусматривает «не самые удачные рычаги подкрутки экономики сектора — демпфирующие механизмы». Что касается розничного сектора, то заметного положительного влияния на него ждать не стоит, уверен представитель Независимого топливного союза.

«Демпферы вводятся, чтобы не уничтожить рентабельность нефтепереработки вследствие повышения акциза, — объяснил эксперт. — По задумке авторов они позволят одновременно наполнить бюджет за счет акцизов, а за счет субсидий и компенсаций обеспечит НПЗ возможность заработка. При этом о влиянии на розничный сектор не думали. Поэтому текущие параметры маневра никакого положительного воздействия на независимый сектор топливной розницы не окажут. Маржинальность по-прежнему будет околонулевой, независимые игроки по-прежнему будут терпеть убытки и уходить с рынка. А при сокращении предложения товара его цена неизбежно растет».

Почему топливо все равно подорожает

Опрошенные эксперты считают, что предпосылок для дальнейшего роста цен на топливо более чем достаточно. В их числе повышение акциза, рост ставки НДС, а также постепенный переход на зимнее дизельное топливо, которое стоит дороже.

Такого мнения, в частности, придерживаются в Независимом топливном союзе, где обратили внимание на то, что «дизель» уже начал дорожать. «Зимнее дизельное топливо продается на оптовой бирже по 46,7 рублей/литр, АИ-92 — 41,7 рублей/литр, а АИ-95 — 45,5 рублей/литр, — рассказал представитель союза. — Розничные цены и оптовые находятся примерно на одном и том же уровне. При этом ряд торговых сетей уже повысил цены на дизельное топливо до 50 рублей/литр (например, ПТК и Shell). Если цены не повышать, независимые игроки будут нести убыток и уходить с рынка. Соответственно, начнется сжатие предложение, что в свою очередь еще сильнее подтолкнет цены вверх. Налоговым маневром эту проблему не решить. Поэтому мы ожидаем еще одного скачка цен к концу года. Скорее всего, он будет меньше, чем майский, но плюс 2-3 рубля — вполне реалистичный сценарий».

В первую очередь подорожание коснется именно дизельного топлива, считает президент Нефтяного клуба Олег Ашихмин. «Уже сейчас есть проблемы с летним дизельным топливом, а с октября вся страна начнет переходить на зимнее дизельное топливо, которое на бирже стоит на 5 тыс. рублей за тонну дороже. То есть независимые заправки уже сейчас работают в минус, а зимой будут терять еще больше, если не поднимут цены. Чтобы этого не допустить, нужно наполнить рынок нефтепродуктами. Но нефтяным компаниям до сих пор не выгодно поставлять их на внутренний рынок — на экспорте они могут заработать гораздо больше. Снижению цен на оптовом рынке помогло бы сохранение акцизных сборов на текущей отметке. Так, нефтяным компаниям хотят компенсировать их затраты, но зачем, если можно просто не поднимать акцизы», — объяснил эксперт.

Налоговый маневр позволит сдержать цены лишь отчасти, прогнозирует управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Он убежден, что цена литра 95-го бензина к концу года вырастет до 47,5 рублей, а во втором квартале 2019 г. преодолеет отметку 50 рублей за литр.

«Повышение все равно происходит, потому что рынком бензина управляют крупные НПЗ, которые могут повышать цены одновременно, не сговариваясь: они привыкли так делать годами, — заявил сайт Жарский. — Налоговый маневр в его текущей редакции будет выгоден компаниям с высокой глубиной переработки, и безразличен для компаний с низкой глубиной переработки нефти. Поэтому, теоретически, он будет стимулировать инвестиции в нефтепереработку — но это очень долгий тренд, на десятилетия. Более эффективной, нежели налоговый маневр, могла бы быть целевая активность ФАС в этом вопросе».

Реализация налогового маневра может привести к реализации двух возможных сценариев, считает эксперт УК «СОЛИД Менеджмент» Сергей Звенигородский. Первый — рост внутренних розничных цен на топливо до европейского уровня, то есть до 65-75 рублей за литр в течение полутора-двух лет по завершении налогового маневра. Второй — корректировка текущей теоретической модели и «возвращение на рынок твердой, но щедрой руки государства».

«В любом случае нас ожидает рост цен, все зависит от того, насколько стремительным и сильным он будет. Скорее всего, к началу следующего года заморозке цен придет конец, и цена за литр АИ-95 поползет вверх, до 48-49 рублей ко второму кварталу», — предположил эксперт.

В ФАС на запрос сайт относительно влияния принятых мер на розничные цены на топливо к моменту выхода публикации не ответили.

Из чего складывается цена бензина?

Д ля начала стоит разобраться, из каких слагаемых складывается текущая цена бензина, которую мы видим на заправках. Как ни странно, цена собственно нефти в ней занимает совсем небольшую долю – около 10%, и еще примерно столько же стоит заложить на ее переработку. Примерно 15-20% цены бензин набирает «по пути в бак» – это транспортировка, а также расходы и наценки оптовых и розничных продавцов. А вот оставшиеся 60-65% можно поделить между налоговыми сборами, взимаемыми на разных этапах.

Первый – НДПИ, налог на добычу полезных ископаемых, который с 2017 года установлен в размере 919 рублей за тонну. Второй – НДС, который пока составляет 18%, но уже скоро может увеличиться до 20%. Ну а третий – это акциз на моторное топливо, доля которого в итоговой цене составляет около 30%. Рост цен с начала года оказался таким резким, что правительство даже отказалось от его запланированного повышения на 600-700 рублей за тонну, и даже наоборот, инициировало введение временной «льготы», снизив акциз на бензин и дизель на 3 000 и 2 000 рублей соответственно. В результате акциз на тонну бензина стал равен 8 213 рублям, а дизельного топлива – 5 665 рублям.

Почему бензин не подешевел после снижения акцизов?

Однако ожидаемого эффекта от «аварийного» снижения акцизов добиться не удалось. Вводя льготные ставки, в правительстве предполагали, что не просто затормозят рост цен, но и снизят отпускную розничную цену: на бензин – на 2,2 рубля, а на дизель – на 1,7 рубля.

В реальности же столь ощутимого удешевления автовладельцы так и не увидели – и это, очевидно, объясняется тем, что оптовые цены на моторное топливо выросли с начала года куда сильнее, чем розничные. По оценкам поставщиков, прирост составил около 30%, в то время как ценник на АЗС, как мы помним, прибавил «всего» 10%. Таким образом, получив послабление, участники рынка резко снизили темпы роста розничных цен, но не опустили их, тем самым компенсировав недополученную прибыль.

Однако даже в таких условиях независимые АЗС продолжают подавать сигналы SOS, причем уже не первый год – о том, что прибыль упала практически до нуля, они говорили и в 2017.

Причина проста: независимые компании, не производящие топливо, а занимающиеся его оптовыми закупками для розничной перепродажи, напрямую зависят от отпускных цен. В свою очередь, крупные «вертикально интегрированные» компании, имеющие собственное производство, немного более свободны в своих действиях, и в результате ценник на их АЗС с учетом клиентских бонусных карт и программ лояльности оказывается на рубль-два ниже, чем у независимых перепродавцов. Но с учетом того, что вторые обеспечивают около 60% имеющегося предложения на рынке, их роль недооценивать нельзя – и именно независимые предприниматели находятся в числе тех, кто обещает нам «монополизацию и бензин по 100» в случае своей рыночной кончины.

Но негативный сценарий с катастрофическим ростом цен звучит из уст не только владельцев частных АЗС, но и от крупных игроков нефтяного рынка. В чем же дело, и насколько вероятен такой сценарий?

Почему нам обещают рост цен?

Если в недавнем прошлом рост стоимости бензина можно было объяснить банальным повышением акцизов (за последние пять лет акциз на солярку вырос на 74%, а на бензин – более чем вдвое) вкупе с колебаниями курса рубля и цены на нефть, то в обозримом будущем изменятся принципиальные механизмы ценообразования для моторного топлива. Речь идет о так называемом налоговом маневре, который должен увеличить «прозрачность» финансово-нефтяных потоков для государства, при этом позволяя гибко регулировать распределение сырья между внутренним рынком и экспортом.

Как работает система сейчас?

Чтобы объяснить суть налогового маневра, стоит сначала вкратце описать действующую схему. Сейчас нефтедобывающие компании платят налог дважды: сначала по фиксированной ставке за каждую тонну в виде НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых), а потом в виде экспортной пошлины, которая в случае с нефтью составляет 30%.

Внутренний же рынок при этом получает «столько, сколько надо, чтобы держаться на плаву»: экспорт остается более выгодным. Причем экспорт не только нефти, но и готового моторного топлива: его экспортная цена за тонну на 5-9 тысяч рублей превышает стоимость для внутреннего рынка, что, разумеется, тоже не идет на пользу последнему. Так, ФАС неоднократно отмечала, что цены на российских АЗС росли из-за снижения поставок топлива – нефтяники же от этих обвинений ожидаемо открещивались.

Что такое налоговый маневр?

Суть налогового маневра состоит в том, чтобы в период с 2019 по 2024 годы ступенчато отменить экспортные пошлины на нефть, параллельно повышая НДПИ. Это позволит государству получать единый налог со всей добываемой нефти, а не только с экспортируемой, а также «управлять потоками», субсидируя нефтяникам то, что отправляется на внутренний рынок. Сама эта идея, в общем-то, не нова: экспортные пошлины снизили еще в 2015 году, вместе с соответствующим увеличением НДПИ. Однако в ближайшие 5 лет процесс должен достигнуть своего логического финала.

Инструментом управления распределением потоков бензина в новых условиях должен будет стать «плавающий акциз». Он призван компенсировать нефтяникам разницу между стоимостью топлива при продаже на внутреннем рынке и на экспорт: сейчас экспортные цены значительно (примерно на 8 тысяч рублей на тонну) превышают внутренние. Однако пока предложенный Министерством финансов вариант учитывает максимальную разницу между ними на уровне в 3 тысячи рублей, предлагая компенсировать при этом до половины разницы в стоимости – то есть, не более 1,5 тысяч рублей. И в случае, если текущая дельта между внешним и внутренним ценниками сохранится на столь же высоком уровне, стимула оставлять бензин в стране у нефтедобывающих компаний не появится.

А что будет с акцизами?

Еще один "повышающий" фактор, который стоит учитывать – это акцизы на моторное топливо, которые, в отличие от экспортных пошлин, никуда не исчезнут. Более того, стоит помнить, что упомянутые выше «льготы» в виде снижения акцизов были введены в качестве экстренного «тормоза» для роста розничных цен, но только на полгода, до конца 2018-го. Окончательного решения, по сообщениям издания «Коммерсант», в Минфине еще не приняли, но предварительный план предполагает дальнейший рост акцизов – причем не относительно нынешней «льготной» ставки, а относительно той, что была до снижения.


При этом сценарии в 2019 году акциз на бензин составит 12,3 тысячи рублей за тонну, а на дизельное топливо – 8,5 тысяч, и учитывая, что акцизы фактически напрямую включены в стоимость бензина, простое сравнение этих показателей с нынешними, составляющими 8,2 и 5,3 тысячи соответственно, не сулит ничего кроме очередного повышения отпускной цены на АЗС, причем сразу на пару-тройку рублей. В правительстве, впрочем, считают иначе, планируя принудить нефтяников сохранить цены практически неизменными и грозя повышением экспортных пошлин до 90% в случае неповиновения. Да, тех самых пошлин, которые к 2024 году уже решено обнулить. Таким образом, в условиях подобных «качелей», когда свои доходы должны будут урезать либо нефтяные компании, либо государство, задача «консервации» розничных цен на моторное топливо видится практически нерешаемой.

Что говорят о новой схеме нефтяники?

Нерешаемой без снижения акцизов задачу по сдерживанию розничных ценников считают и нефтяники – в частности, руководство «Газпром нефти». Генеральный директор компании Александр Дюков возлагает задачу сдерживания цен на государство, считая, что никакого дефицита топлива на внутреннем рынке нет, а цены на него нужно снижать, уменьшая акцизные сборы – еще ниже той «льготной» отметки, что установлена сейчас.

С ним согласны и владельцы независимых АЗС, которые в стремлении выжить озвучивают необходимость в крайних мерах: полной либерализации цен на бензин или отмены акцизов на топливо. По их мнению, только это позволит им сохранить прибыльность и тем самым избежать ситуации из их любимой «страшилки» – монополизации рынка крупными игроками с последующим безальтернативным ростом цен.

Ну а еще один прогноз, озвученный Александром Дюковым – выравнивание цен на топливо на российском и «экспортном» рынке в случае, если государство сохранит курс на завершение налогового маневра с отменой экспортных пошлин и соответствующим повышением НДПИ. По его мнению, в таких условиях «защитить» внутренний рынок не получится никак, поскольку цена нефти «для своих» и «для других» уравняется, а следом за ней поползут вверх и цены на моторное топливо, которые вырастут как минимум в полтора раза, а то и уравняются с европейскими.

Есть ли идеи, как удержать цены?

Одна из последних инициатив, с которой, к слову, выступили сами нефтяники, перекликается с тем, за что сейчас борется государство в лице ФАС - с насыщением внутреннего рынка топливом. Суть предложения в том, чтобы установить для нефтяных компаний определенный процент от общего объема произведенного топлива, который они должны направить на внутренний рынок. Это должно решить две задачи: исключить дефицит топлива, а вместе с этим и сдержать рост цен на него. Правда, эта мера сама по себе не решает вопроса с потенциальным подорожанием топлива из-за роста НДПИ и выравнивания экспортных и “внутренних” цен на нефть.

Так чего же все-таки ждать?

Если опираться на более-менее определенные факты о ближайшем будущем, нам определенно стоит ожидать дальнейшего роста цен на бензин и дизтопливо. О ста рублях за литр, и даже о полуторакратном подорожании говорить явно преждевременно, но в случае сохранения планов по повышению государственных акцизов и начала внедрения налогового маневра по текущей «математически невыгодной» схеме, пару-тройку, а то и пяток рублей бензин наберет легко и быстро. А вот дальнейший рост, очевидно, будет ограничен двумя факторами: стремлением государства сохранить приемлемые цены, не вызывающие волнений среди населения (что подтверждается экстренным снижением акцизов в этом году) и борьбой между нефтедобывающими компаниями и государством за сохранение максимально возможной для себя прибыльности этого сегмента. И если ими не будет найден абсолютный компромисс, мы, вполне вероятно, вновь увидим медленные, но неприятные числовые рекорды на автозаправках.

Каков ваш прогноз по цене бензина на 2019 год?