Знаки царской власти у египетских богов. Древний Египет: символы и их значение

Известно, что древние египтяне пользовались словесно-слоговым письмом. Знаки древнеегипетского письма получили названия «иероглифы», то есть буквально в переводе с греческого ‘священные высеченные знаки’. Один иероглиф мог передавать отдельный слог или целое слово. Причем слоговой знак обычно обозначал конкретный согласный в сочетании с любым гласным или без него. Огласовка многих древнеегипетских слов неизвестна; ученые пользуются в этих случаях так называемым условным чтением, добавляя в слоги гласный [е]. Ниже приводятся древнеегипетские имена в иероглифической записи с их условным чтением и принятыми русскими соответствиями.

Имена богов:

Титулы фараонов:

Имена царей и фараонов:

Задание 1. Прочтите имя фараона:

Задание 2. Запишите имя фараона Менхепер-Ра.

Примечания.
1. В транскрипции обозначает один придыхательный звук.
2. Иногда в именах могли обозначаться и гласные знаками близких по звучанию согласных
3. Знаки упорядочивались так, чтобы запись выглядела красиво: не обязательно друг за другом, мелкие знаки могли выписываться под другими, как бы заполняя вместе невидимый квадрат.

Подсказка 1

7) Теперь можем записать имя Менхепер-Ра, используя знаки в картуше в следующем порядке: /rā-m-n-kheper/, то есть диск - шахматная доска - волна - жук, что дает в транскрипции .

8) Но тогда верно ли мы прочли имя фараона в первом задании? Ведь имя бога выносится на первое место только в записи, а в произношении присутствует в конце. А в начале данной записи стоит имя Амон (даже без Ра). Если прочесть в инвертированном порядке, получается /t-u-t-ānkh-imen/, что уже позволяет узнать имя фараона .

Знак анх (анкх) представляет собой оберег, изображая пояс, завязанный узлом; его вариантом предположительно является и картуш, заключающий имена фараонов.
Действительно, фараон Эхнатон как раз и известен как учредитель культа единого бога Атона-Ра, чье имя и включено в состав его собственного имени (прежнее его имя Аменхотеп IV; Эхнатон буквально "дух, угодный Атону’). Этот культ сменил предшествующий культ многих богов, возглавляемых верховным богом Амоном-Ра, другим воплощением Ра. Вернул культ Амона-Ра фараон Тутанхамон.

Послесловие

Для словесно-слогового письма, каким пользовались древние египтяне, характерно разнообразие способов передачи звучания. Один иероглиф мог передать целое слово с его привычным звучанием и смыслом, а мог передать лишь набор звуков по принципу ребуса (в слоговом чтении). Слоговыми знаки названы условно: ведь они, будучи производными от иероглифов, могли соответствовать не одному слогу, а двум или даже трем - в соответствии с тем словом, которое обозначал иероглиф. Причем гласные внутри слогов могли меняться или вовсе отсутствовать. Таким образом, в системе фонетических знаков были знаки односложные, двусложные и трехсложные; односложных было немного - около трех десятков; иногда их еще называют «древнеегипетским алфавитом».

Таким образом, для передачи звукового облика имен писец имел выбор: он мог использовать полностью разложенное написание односложными знаками или же предпочесть более компактную запись, включающую дву- или трехсложные знаки. Например, слог в составе имени бога Хепри заключен в чтении знака «жук» , а в имени фараона Эхнатона передается расчерченным диском. Выбор мог подчеркивать и смысл имени: жук-скарабей считался одним из воплощений бога Ра (можно вспомнить, как он блестит на солнце). В задаче звук имеет и другие графические воплощения: в знаках (‘жизнь’) и (‘корона’), причем сами знаки в составе титулов «дающий жизнь» и «владелец корон» имеют словесный характер.

В задаче представлены как будто бы два способа передачи звука [u]: знаком цыпленка в имени Тутанхамон и тремя чертами в слове ‘корон’ - . Очевидно, знак цыпленка используется как слоговой, а три черты - скорее всего, как смысловой, передающий множественность. Этот знак выступает, таким образом, как своего рода детерминатив множественного числа, не имеющий собственного чтения, но подсказывающий чтение основного знака.

Египетский писец выбирал наиболее подходящий вариант записи, ориентируясь на возможности материала. И главное - в соответствии с принципом египетского письма, которое должно было говорить не только сердцу (оно считалось вместилищем ума, а не чувств), но и глазу.

Согласно записям Платона, древние египетские жрецы указывали, что священный род фараонов происходит из Атлантиды.

Первые египетские фараоны в Додинастический (конец V тыс. - ок. 3100 до н. э.) и Раннединастический период (3120 по 2649 годы до н. э.) истории Древнего Египта, вплоть до 4 династии фараоны известны только под единственным Хоровым именем, так как фараон считался земным воплощением небесного бога Гора-Хоруса , символом которого был сокол. Хор - бог неба, царственности и солнца. Хорус от ведического: Харшу - hṛṣu – Агни, огонь; солнце; . По ранним египетским мифам Сокол приносил с неба сому - священный напиток богов.

В конце Древнего царства имя фараона связывается с мифом об боге Осирисе. Слово фараон (англ. Pharaoh ; греч. Φαραώ; слав. Перун, от «Пъро» - «потомок Солнца» .)


Фараоны Древнего Египта вели свою родословную от богов, инцест рассматривался, как приемлемая мера для сохранения святости царского рода. Родословная Тутанхамона довольно сложна, в его семье были кровосмесительные браки.

Тутанхамон родился в 1341 году до нашей эры и умер в 1323 до н.э. в возрасте 19 лет.
Его отцом был Аменхотеп IV, который провозгласил в Египте единобожие, единым богом – Солнце, а себя – его сыном, и взял себе имя Эхнатон -«сын Солнца» (годы правления: 1351 и 1334 до н.э.).

Как показал генетический анализ останков мумии Тутанхамона (мумия KV35YL), его матерью была сестра Эхнатона. Тутанхамон родился слабым ребёнком, так как его родители были братом и сестрой.

Мачехой Тутанхамона была белокожая . В 1348 до н.э. у Нефертити и Эхнатона родилась дочь Анхесенамон - сводная сестра Тутанхамона. В возрасте десяти лет Тутанхамона женился на ней, своей сводной сестре.

Имя Тутанхамон (Tutenkh-, -amen, -amon) , по-египетски: twt-nḫ-ı͗mn; принадлежал к 18-й династии египетских царей, правящих с 1333 г. до н.э. -. 1324 г. до н.э. Этот период египетской истории называют «Новое царство».
Тутанхамон означает «живой образ Амона» . Тутанхатон (Tutankhaten), означает «живой образ Атона» - бога Солнца.

Исследователям удалось выявить ряд мумий из родословной Тутанхамона. Результаты исследований основаны на компьютерной томографии и двух летних исследованиях ДНК 16 мумий, включая Тутанхамона.
Фараон Аменхотеп III (мумия KV35EL), возможно, был дедом Тутанхамона.
Фараон Эхнатон (мумия KV55) отец Тутанхамона.

Тейе — жена фараона Аменхотепа III, мать Эхнатона и бабушка Тутанхамона.

Мумия KV35YL - мать Тутанхамона, хотя её личность до сих пор окутана тайной, анализ ДНК показывает, что она была дочерью Аменхотепа III и Теии, а также она была родной сестрой своего мужа Эхнатона, правившего древним Египтом в 1351-1334 годах до н.э.

Тейе (Teje) — жена фараона Аменхотепа III, Мать Эхнатона, бабушка Тутанхамона

После смерти отца Эхнатона, Тутанхамон стал фараоном в возрасте 10 лет в 1333 г. до н.э. , и правил в течение всего девяти лет вплоть до своей смерти.
В возрасте 12 лет Тутанхамон женился на своей сводной сестре Анхесенамон -дочери Эхнатона и Нефертити, но у пары не было выживших детей.


Тутанхамон был одним из последних царей Египта 18-й династии и правил в критический период истории, после смерти отца Эхнатона египетские жрецы и священники вернули свои полномочия и, отвергая монотеизм (единобожие) вернули культ многобожия, поклонения нескольким божествам древнего Египта.

Открытие могилы Тутанхамона в 1922 году принадлежит британскому археологу Говарду Картеру. В гробнице Тутанхамона было найдено более 5000 уникальных экспонатов.

В 2009 и 2010 году в Цюрихе в центре ДНК-генеалогии (iGENEA) швейцарские учёные генетики провели расширенные исследования ДНК мумии Тутанхамона и других членов его семьи. В феврале 2010 года результаты исследований Y-ДНК были опубликованы лишь частично, информация о результатах Y-ДНК была закрытой.

Оказалось, что Y-ДНК мумии Тутанхамона, его отца Эхнатона и его деда Аменхотепа III принадлежат к Y- хромосомной гаплогруппе R1b1a2, широко распространённой в Италии, на Пиренейском полуострове и западной Англии и Ирландии.

До 70% испанских и британских мужчин принадлежат к той же Y- хромосомной гаплогруппе R1b1a2, что египетский фараон Тутанхамон. Около 60% французских мужчин принадлежат к гаплогруппе R1b1a2.
Около 50% мужского населения в странах Западной Европы принадлежат к гаплогруппе R1b1a2. Это указывает на то, что они имеют общего предка.

Согласно результатам исследования швейцарского центра ДНК-генеалогии (iGENEA) среди живущих в Египте современных египтян гаплогруппа R1b1a2 составляет менее 1%. Очень немногие современные египтяне связаны с древними фараонами.

Директор Центра iGENEA Роман Шольц заявил, что фараон Тутанхамон и члены царской семьи, правившие Египтом более 3000 лет назад, принадлежали к генетической гаплогруппе R1b1a2, распространённой среди современных европейцев, и не существующей ныне среди современных египтян.

Фараон Тутанхамон принадлежит гаплогруппе R1b1a2, как и более чем 50% всех мужчин в Западной Европе , а это означает, что Тутанхамон был «белым» -«Caucasian», то есть человеком европейского вида, а не «кавказцем», как переводят некоторые умники.


Древние египтяне использовали для бальзамирования различные синтетические смолы, от которых мумии чернели. Это создавало ложное впечатление, что древние египтяне были африканцами. В самом деле, белокожие фараоны считались высшей кастой господствующей над темнокожим египетским населением, состоящим из разных племён. Вероятно, белая кожа фараонов также сыграло свою роль в их обожествлении 3000 лет назад. Чем светлее цвет кожи, тем выше статус человека в обществе.


Исследователи iGENEA считают, что общий предок людей, носителей генетической гаплогруппы R1b1a2, жил на Кавказе примерно 9500 лет назад. Гаплогруппа R1b1a2 происходит от гаплогруппы R1b и R1a , представители которой из Причерноморья и Кавказа пришли в Африку (Египет) через Малую Азию во времена неолита (Neolitic population). Гаплогруппа R1a - это Прото-Индоевропейцы и… и легендарные Арии, согласно ДНК их современных потомков.

Самые ранние миграции людей с гаплогруппой R1b1a2, возникшей в регионе Чёрного моря около 9500 лет назад, расселились по всей Европе с распространением сельского хозяйства в 7000 до н.э.


В Египте найдена новая гробница, высеченная в пустынных скалах близ египетского города Фивы, датированная примерно 1290 г. до н.э. — временем после царствования Тутанхамона. В гробнице захоронены принцессы, правящих династий, включая дочерей фараона Тутмоса IV. В этой же гробнице захоронен начальник полиции и его жены , что свидетельствует о высоком статусе этой государственной должности, обеспечивающей спокойствие и порядок в египетском обществе. Не смотря на то, что «гробница принцесс» была разграблена в древние времена, археологам удалось раскопать помещения, где не побывали грабители, и найти уникальные изделия из слоновой кости, ритуальные сосуды и украшения, дающие возможность увидеть богатство и великолепие фараонов Египта.

На барельефе, найденной в Фиванской «гробнице принцесс» изображены принцессы Египта, совершающие священные ритуалы очищения перед фараоном Аменхотепом III в честь его юбилея. Барельеф датируется примерно 1390-1352 до н.э.

Придёт время и фараоны оживут. Как и хотели

Йоханнес Краузе (Johannes Krause), палеогенетик из университета Тюбингена сообщил в журнале Nature Communications, что из 151 одной мумии, с которыми работали немецкие исследователи, геном трёх мумий удалось восстановить полностью, так как их ДНК хорошо сохранилась . Дожили до наших дней, как выразился учёный. Сохранилась, несмотря на жаркий египетский климат, высокую влажность в местах погребения и химические вещества, использованные для бальзамирования.

Полное восстановление генома трёх мумий сулит - пусть в отдаленной перспективе — восстановление и их владельцев путём клонирования. Это вполне устроит древних египтян, которые рассчитывали как-нибудь и когда-нибудь восстать из мертвых, ради этого их и мумифицировали! Они словно предвидели , что останки плоти и костей пригодятся.

Кадр из х/ф "Фараон" (1966г. Режиссёр Ежи Кавалерович)

Многие фараоны эпохи Древнего царства изображены в схенти, парике и сандалиях из тросника или босыми. Первые отступления от общепринятого схенти появились именно в костюме фораона. Это были как бы вторые передники из плиссированной ткани, надетые сверх обычной набедерной повязки.



Знаками царского могущества фараона были золотая подвязанная борода, корона и посох. В эпоху архаики, до объединения Верхнего и Нижнего Египта (ок. 3200 г. до н.э.), властитель каждого из них имел свою корону. Согласно списку фараонов Манефона – 2900 г. до р. х. Верхним Египтом правил фараон Мен , возможно тот же самый, которого в др. источниках называют Нармером . Мен с большим войском двинулся на север и захватил дельту Нила. Так образовалось единое египетское царство, простиравшееся с севера на юг примерно на 1000 км, от Средиземного моря до первых нильских порогов. Объединение Египта фараоном Меном считается началом египетской истории, однако до окончания эпохи Древнего царства существовало деление царства на две территории, а фараон именовался правителем Верхнего и Нижнего Египта (Учёные предлагают этот период называть Ранним царством ). Корона Верхнего Египта – белая , в виде кегли, корона Нижнего Египта – цилиндрическая красная , с высоким закруглённым выступом сзади. После объединения, с начала эпохи Древнего царства, венец фараонов являл собой соединение двух этих форм: одна была вставлена в другую, цвета сохранены. Сдвоенную корона символизируовала важный этап в истории страны. Называлась она – пшент (па-схемти) . Атеф - белая корона с двумя окрашенными в красный цвет перьями страуса по бокам, которую носил древнеегипетский бог Осирис. Между двумя страусиными перьями (они символизировали две истины – жизнь и смерть) расположена похожая на вытянутую луковицу белая поверхность короны. Перья страуса пышные у основания, сверху образуют небольшой завиток. Те же самые перья (только по одному) носила богиня мудрости Маат. Корона атеф на голове у Осириса, является своего рода символом управления загробным миром. Перья олицетворяют истину, справедливость и баланс. По внешнему виду корона атеф похожа на корону хеджет , которую носили фараоны Верхнего Египта. Отличие двух корон в том, что на короне хеджет не было перьев по бокам. В Новом царстве возникли и несколько модернизированные типы царских головных уборов. В случае исполнения жреческих обязанностей фараон надевал металлический шлем небесно-голубого цвета(хепреш ) . Хемхемет (также известна как «тройная корона атеф») - ритуальная древнеегипетская корона. Хемхемет состоит из трёх корон атеф, каждая из которых раскрашена разноцветными полосами жёлтого, синего, зелёного и красного цвета; с обеих сторон хемхемет увенчана страусиными перьями; также корона может быть украшена солнечными дисками Ра; в основании короны разветвляются два закрученных по спирали бараньих рога; иногда, особенно в тех случаях когда подобные короны носили фараоны, с рогов хемхемет могли свисать большие уреи. В зависимости от контекста, бараньи рога являлись символом бога солнца Амона, создателя всего живого Хнума и лунного бога Яха.Подобную корону иногда надевали поверх Немеса. Название короны можно перевести как «вопль» или «военный клич».


Роскошь, которую позволяла себе знать – ничто по сравнению с пышностью, которой окружали себя царственные особы. Фараон считался сыном самого бога солнца Ра, его особа обожествлялась. На божественное происхождение и неограниченную власть указывала особая символика - обруч со змеёй-уреусом, укус которой приводил к неизбежной смерти. Золотая змея-уреус обвивала царственный лоб так, что голова страшной змеи находилась в центре. Изображениями змеи и коршуна украшались не только головная повязка фараона, но и корона, пояс и шлем. Все атрибуты власти обильно украшались золотом, цветной эмалью и драгоценными камнями.


Вторым по значению головным убором фараона был большой платок из ткани в полоску. Он служил защитой от солнца и пыли, назывался «клафт-ушерби» - атрибут культа бога Амона - и также относился к древним символам царской власти. Клафт состоял из большого куска полосатой ткани, ленты и диадемы с «уреем» - скульптурное изображение кобры, хранительницы власти на земле и небе. Поперечную сторону ткани накладывали на лоб горизонтально, укрепляя лентой, сверху надевали диадему со скульптурным изображением раздувшей капюшон змеи. Материю, свисающую сзади, на спине, собирали и туго обвивали шнуром, создавая подобие косы. Боковые части клафта округляли, чтобы спереди на плечах прямые куски ткани подали чётко прямо. Кроме того, фараон охотно надевал, особенно во время военных действий, изысканный и простой синий шлем с уреями и с двумя лентами на затылке – хепреш. Немес – специальный царский платок, был достаточно велик, чтобы срыть небольшой круглый парик. Он сооружался из ткани, опоясывал лоб, спускался с двух сторон лица на грудь и образовывал сзади остроугольный карман. Немес, как правило, был белого цвета с красными полосами. Его готовили зарание. Он закреплялся на голове золотой лентой, что было просто необходимо, когда фараон возлагал поверх «немеса» двойную корону, корону Юга или корону Севера. Кроме того, на немес устанавливали два пера либо корону «атеф»: колпак Верхнего Египта с двумя высокими перьями, помещёнными на рога барана, между которыми сверкал золотой диск, обрамлённый двумя уреями, увенчанными такими же золотыми дисками.


К числу ранговых знаков, используемых в официальном костюме представителей верхушки власти относился также полосатый воротник-ожерелье , скроенный по кругу – солярный знак. Знаковую роль выполняли также цвета полос : жёлтый - у светских сановников, синий - у жрецов, красный - у военачальников. Голубые (широкие и узкие попеременно) полосы по жёлтому фону на клафте и воротнике были привилегией фараона. Помимо урея – главного символа царской власти, фараону принадлежали трёххвостая плеть и скипетр с загнутой крючком верхней частью. Скипетр тоже было несколько: простой посох – символ земледелия и скотоводства, жезл в рост человека, который внизу оканчивался двузубцем, а на верху был украшен остроконечным изображением головы шакала. Не мене важным ранговым знаком у фараона во время всех торжественных церемоний была накладная искусственная борода – символ владения землёй. Бороды, как и парики, делались из разных материалов, в том числе из золота. Они имели различну форму: вытянутые в виде заплетённой косички с завитым кончиком; удлинённые, совершенно плоские и гладкие; завитые маленькими локонами поперечными рядами; в виде небольшого кубика или лопатки. Бороду также украшали маленьким уреем. Крепилась она обычно двумя подвязками.

Одеяния царских особ отличалось от одежды знати дороговизной материала и тончайшей выделкой. Основной частью одеяния фараона, как и у всех египтян, была набедренная повязка, но царская делалась гофрированной. Она придерживалась широким поясом с металлической пряжкой, с превосходно исполненными иероглифами в царском картуше спереди и бычьим хвостом сзади. Иногда к поясу повязывали передник в форме трапеции. Этот передник был полностью из драгоценного металла или из нитей бус, натянутых на рамку. С обех сторон передник украшали уреи, увенчанные солнечными дисками. Завершают это убранство драгоценности и украшения. Фараон носил самые различные ожерелья. Чаще всего они представляли собой нанизанные золотые пластинки, шарики и бусины с плоской застёжкой сзади. Классическое ожерелье состояло из целого ряда бус и весили несколько килограммов, но перечень необходимых украшений на этом не заканчивался. На шею, на двойной цепи, надевали нагрудное украшение в форме фасада храма и не менее трёх пар браслетов: одну на предплечье, вторую – на запястья, третью – на щиколотки. Иногда поверх всех этих украшений фараон надевал длинную прозрачную тунику с короткими рукавами и таким же прозрачным поясом, завязанным спереди.





Фараон и его жена носили сандалии с позолоченными и золотыми украшениями. Носок таких сандалий заворачивался кверху. Сами сандалии крепили к ноге длинными пёстрыми ремешками, обматывая их вокруг ноги до самого колена. На подошвах изображали бытовые и военные сцены. На официальных приёмах нельзя было появляться не обутым. Но поскольку это был знак привилегированного положения, их очень берегли. Даже фараоны ходили босиком в сопровождении слуги, который нёс сандалии. Вообще, Египет единственная цивилизация Древнего Востока, о которой мы знаем достаточно много. В силу своей закрытости от соседних государств, за три тысячелетия своего существования, был создан разнообразный мир правил, традиций и предпочтений. Особо жёсткими правилами этикета был связан фараон. Ни он, ни его подданные не могли ни на йоту отойти от раз и навсегда определённой роли в общем «государственном спектакле». Сакральный смысл лежал во всех словах и поступках фараона – живого бога, от которого зависло благополучие «земли Кемет». Даже в семейном кругу фараон носил парик и особые атрибуты власти, которые вместе с положенными браслетами и ожерельями весили несколько килограммов.


Жена фараона, как и все женщины носила калазирис. Его могли дополнять роскошный пояс или туникообразное платье, или плащ из прозрачной ткани. Непременными ранговыми знаками царицы были урей и головной убор в форме ястреба – символ богини Исиды, который своими крыльями укрывал её головку, а в когтях держал перстень с печатью. Вторым ранговым головным убором царицы была разукрашенная шапочка с небольшим, похожим на колпачёк, выступом, к которому крепили цветок лотоса. Царице полагался скипетр в виде цветка лотоса.



Предметы окружающие фараона и его семью имели, как правило, символическое значение, что обуславливало их форму и украшение. Царский трон – наиважнейшая принадлежность власти, сохранил с древнейших времён простую форму равностороннего куба, но пышностью своего убранства превосходил всю остальную утварь. Сам стул был обит золотыми листами, сидение расписано разноцветной финифтью, на котором лежала богато вышитая подушка. Тронное кресло украшалось иероглифическими надписями, объясняющими божественное происхождение фараона. Царский трон стоял на роскошно отделанном широком возвышении. Над ним возвышался плоский балдахин, который поддерживали четыре колоны, капители которых изображали священный цветок лотос. Всё убранство трона должно было символизировать могущество фараона.
Не менее роскошно украшались тронные носилки , в которых восседал фараон во время торжественных процессий. Носилки несли знатнейшие сановники государства. Сделанные из золота, они были украшены символической фигурой ястреба – эмблемы мудрости, сфинкса с двойной короной – эмблемой владычества над обоими мирами, льва – эмблемы мужества и силы, уреями и т.д. Над сидением устанавливали опахало, которое заменяло балдахин.