Сколько кинематографисты готовы платить сценаристам за свежие идеи? Сколько зарабатывают писатели? Стефании Мейер, $21 млн.

Здравствуйте, Даниил.

Я хочу снять короткометражный фильм по рассказу, написанному в 1959 году американским писателем (автор жив по сей день). С указанием автора и названия литературного источника, разумеется.

Поскольку, в соответствии с ч.1 ст. 229, отсутствие прямого запрет правообладателя на использование его произведения не считается согласием с его стороны, то без документального подтверждения Вашего права на экранизацию данного литературного произведения и переработку его в литературный сценарий, у Вас нет законных оснований снимать (ни короткометражный, ни полнометражный, ни, даже, ролик) по рассказу, написанному тем или иным автором.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Проект является некоммерческим, целью является демонстрация на youtube (без извлечения прибыли) и участие в фестивалях.

В соответствии со ст. 1270 Г, цель извлечение прибыли не играет определяющего значении при использовании авторского произведения.

Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:

<....> перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации , аранжировки, инсценировки и тому подобного).

Демонстрация такого произведения на yotube и на фестивалях будет результатом использования авторского произведения путем его переработки, т.е. такая деятельность не законна.

Является ли данный процесс незаконным?

Да, без соответствующего письменного разрешения правообладателя исключительного авторского права на указанное произведение, указанный Вами процесс является незаконным.

Какие последствия возможны?

гражданско-правовая ответственность - ст.ст. 12, 1252, 1301 ГК РФ

административная ответственность - ст.ст. 7.12 (речь идет только о целях извлечение дохода либо об изобретении), 14.33 КоАП РФ (речь идёт о недобросовестной конкуренции с незаконным использованием авторского права).

уголовная ответственность- ст.146 УК РФ (речь идёт о плагиате - присвоении авторства).

В Вашем случае, нужно опасаться гражданско-правовой ответственности.

ст. 12 Способы защиты гражданских прав; ст. 1252 ГК РФ Защита исключительных прав.

Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления требования:

1)о признании права - к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;

2)о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, - к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним;

3)о возмещении убытков - к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб;

4)об изъятии материального носителя в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи - к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;

5)о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя - к нарушителю исключительного права.

ст. 1301 ГК РФ. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение

В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей , определяемом по усмотрению суда;

в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Может ли российское издательство (которое выпустило данную книгу в России на русском языке) выдать мне соответствующее разрешение?

Да, если российское издательство наделено соответствующим правом: экранизировать указанное произведение, в том числе, с привлечением третьих лиц, что представляется весьма сомнительным. Ответ, скорее нет, нежели да. В любом случае, за соответствующим разъяснением, нужно обратиться в российское издательство.

Для ознакомления прилагаю форму типового авторского договора о передачи права на экранизацию литературного произведения.

В 2013 году поставлено два окололитературных рекорда. Начальный тираж нового романа японского писателя Харуки МУРАКАМИ «Бесцветный Цукуру Тадзаки и его годы паломничества» составил 1 млн. экз., а гонорар писателя без учета процентов с продаж - $5 млн. Никому не известная 15-летняя пакистанка Малала ЮСУФЗАИ получит $3 млн. за книжицу мемуаров о том, как ее школьный автобус обстреляли талибы и как трудно получить образование в странах третьего мира. Рассказать, сколько зарабатывают литераторы в России, мы попросили нашего штатного автора, писателя Владимира КАЗАКОВА.

История русского гонорара непроста. Само это слово в переводе с латинского означает «честь», отсюда же слово «гонор». Для любопытных скажу, что «гонорея» не из той оперы, тут не латинские, а греческие корни.
Итак, в Риме писать за вознаграждение могли только иностранцы и рабы. Настоящему римлянину брать деньги за оды, вирши и прочие трагедии было западло. Поэтому придумывали символические ценные призы - перстенек или чашу какую золотую. Также считалось неприличным и в России среди дворян - а литература преимущественно была дворянской - брать деньги за сочинительство.
Но все меняет Александр Пушкин. Он впервые делает писательство профессией. Плюнув на туманные понятия о дворянском достоинстве, он стал продавать свои стихи. Нам часто рассказывают, что Пушкин был бедным поэтом, весь в долгах. Это верно только отчасти.
Александр Сергеевич очень много тратил, проматывал, проигрывал в карты целые состояния. Много пожирала жена Наталья Николаевна с балами и приемами. Но современники писали, что любимым занятием поэта было спьяну швырять золотые монеты с Аничкова моста и наблюдать, как они переливаются в воде на солнце. Отчего такие излишества?

Жалованье Пушкина в 1831 году в Коллегии иностранных дел, куда он, впрочем, не особо и ходил, было 5 тыс. руб. в год. Это очень большие деньги. Имение Михайловское и 200 крестьянских душ, принадлежавших поэту, давали еще 3 тыс. руб. годового дохода.
А вот некоторые цифры из его гонораров:
1824 год - выход в свет первого издания «Бахчисарайского фонтана», 1200 экземпляров, гонорар - 3 тыс. руб.;
1825 год - выход книги «Стихотворения Александра Пушкина», 1200 экземпляров, гонорар - 8040 руб.;
1827 год - напечатаны «Братья-разбойники», гонорар - 1500 руб.;
1828 год - выход второго издания «Руслана и Людмилы», гонорар - 7 тыс. руб.
В 1824 году за «Евгения Онегина» он вообще получил астрономические по тем временам 12 тыс. руб.
Это далеко не все гонорары поэта. Для сравнения: шикарный обед в ресторане, включающий осетрину и икру, стоил не дороже рубля. А умелый молодой кузнец с женой и двумя детьми на вывоз стоили не больше 500 руб.

Достоевский пересчитал деньги Тургенева

Федор Михайлович Достоевский в деле освоения гонораров пошел дальше. Он умудрялся получать довольно приличные суммы за еще ненаписанные романы. В 1869 году из Флоренции в письме к публицистуНиколаю Страхову он, между прочим, сообщает: «...Вот что я принужден ответить: так как я всегда нуждаюсь в деньгах чрезвычайно и живу одной только работой, то всегда почти принужден был, всю жизнь, везде, где ни работал, брать деньги вперед. Правда, и везде мне давали. Я выехал скоро два года назад из России, уже будучи должен Каткову 3 тыс. руб., и не по старому расчету с «Преступлением и наказанием», а по новому. С той поры я забрал еще у Каткова до 3500 руб. «Русский Вестник» будет присылать мне деньги и в этом году, хотя я и остался там несколько должен.
Чтобы сесть мне за роман и написать его, надо полгода сроку. Чтобы писать его полгода, нужно быть в это время обеспеченным... Ты пишешь мне беспрерывно такие известия, что Иван Гончаров, например, взял 7 тыс. руб. за свой роман, а Тургеневу за его «Дворянское гнездо» сам Катков давал 4 тыс. руб., т. е. по 400 руб. за лист. (Литературный лист - это примерно 24 машинописных страницы. - В. К.) Друг мой! Я очень хорошо знаю, что я пишу хуже Тургенева, но ведь не слишком же хуже, и наконец я надеюсь написать совсем не хуже. За что же я-то с моими нуждами беру только 100 руб., а Тургенев, у которого 2 тыс. душ, по 400 руб. От бедности я принужден торопиться и писать для денег, следовательно, непременно портить».
В те годы самыми высокооплачиваемыми писателями были Гончаров и Тургенев. Но, в принципе, и Достоевский получал вполне прилично. Мог позволить себе колесить по всей Европе, играть в казино и вообще предаваться всяческим излишествам.

Горький заработал на виллу в Италии

Конец XIX века ознаменован взлетом оплаты писательского труда. Лев Толстой получает 1 тыс. руб. за лист, Николай Лесков и Антон Чехов - по 500. Начинающий «певец революции» Максим Горький - 150 руб, больше, чем Достоевский!
Предреволюционное время - это просто фантастика для литературных доходов. Горький получает 1200 руб. за лист, Чехов - 1 тыс., Куприн - 800 руб., Бунин - 600 руб. То есть опять берем среднюю книгу того времени в 10 листов, умножаем на чеховские 1 тыс. рублей и получаем три года проживания в роскошном отеле типа «Метрополь». Это за одну книгу. А они старались издаваться каждый год и даже чаще. Чехов, например, вовремя сообразил и уступил петербургскому книгоиздателю Адольфу Марксуправа на все свои прежние творения за 75 тыс. руб. И успешно содержал многочисленную семью, особняк на Садовом кольце, усадьбу Мелихово, дом в Ялте.
Прозаик Федор Сологуб не из лидеров тогдашнего рейтинга, но ценимый и качественный поэт и прозаик, автор знаменитого романа «Мелкий бес», платил за квартиру в Гродненском переулке в Петербурге 135 руб. в месяц. Жилище писателя выглядело престижно: дорогая мебель в стиле модерн, пальмы...
Леонид Андреев построил прекрасный особняк в престижном пригороде Петербурга, на Черной речке. Строительство, включая внутреннюю отделку, обошлось в 38 тыс. руб. Андреев получал рубль за строчку.
За рубль можно было купить целого гуся, за 50 коп. - пару цыплят. Месячная зарплата чиновника средней руки составляла 100 руб.
Горький арендует роскошнейшую виллу в Италии, на острове Капри, и содержит многочисленных родственников, любовниц и просто прихлебателей.

Маяковский стал официальным миллионером

В советское время писатели тоже не скучали. В 20-е годы самыми высокооплачиваемыми литераторами были Владимир Маяковский иСергей Есенин. Маяковский считался официальным миллионером. Он выписывал из-за границы автомобили престижных марок, много путешествовал, содержал семейство Бриков.
В более поздние советские времена выдача гонораров в связи с образованием Союза писателей СССР упорядочилась. Надо сказать, что союз, помимо твердых расценок, давал еще массу преимуществ, которых не было при царском режиме. Льготы по квартплате, получение квартиры вне очереди, повышенная пенсия, возможность отдыхать и творить бесплатно в многочисленных домах творчества, разбросанных в лучших курортных местах СССР. Возможность за символическую цену приобрести дачу в писательских поселках вроде Переделкино или Комарово. Государство стимулировало интеллектуальный, писательский труд.

Маститые литераторы, иногда довольно посредственные, получали порой фантастические деньги. Например, известен случай, как забытый сейчасписатель Анатолий Софронов, главный редактор журнала «Огонек», член ЦК КПСС и лауреат трех орденов Ленина, получил за собрание сочинений в 6 томах, выпущенное к 70-летию, более 200 тыс. руб. Трехкомнатную кооперативную квартиру в престижном районе можно было купить тысяч за 15.
Но и для рядовых писателей были гарантированы твердые, очень хорошие заработки. Например, за стихи и пьесы платили два рубля за строку. Плюс авторские, доплата за тираж и т.д. За одну книгу писатель гарантированно получал несколько годовых зарплат обычного советского человека. Кстати, если писатель сочинил книгу по-русски и ее перевели на один из языков народов СССР, то автору было положено дополнительно 60 процентов от гонорара, выплаченного за первое издание. Если книгу переводили на иностранный язык, то автору оригинала полагались 30 процентов от первого гонорара.
У меня один приятель был мордвином, он писал по-русски стихи, его издавали, потом он сам себя переводил на мордовский, его опять издавали, так он и жил.

Еще писатели делали из книг сценарии. Средний сценарий стоил 5 тыс. руб. - это цена «Жигулей», престижной тогда машины. А еще они писали пьесы по своим произведениям.
Лидером здесь был Владимир Войнович, создававший в 70-х годах тупейшие повести о настоящих советских прорабах на стройках социализма и удачно перерабатывавший их в пьесы.
- Пока спектакли шли, - вспоминал писатель, - гонорары мои росли в арифметической прогрессии. Один месяц - 600 руб., другой - 800, третий - тысяча. Когда месячный гонорар достиг 1200 руб., бухгалтерша, выписывая мне денежный ордер, пришла в нервное возбуждение и закричала своим сотрудницам: «Посмотрите на живого миллионера!»
То есть весьма посредственный писатель Войнович, штампующий муторные пьесы о рабочих буднях, получал ежемесячно только на театральных постановках годовую зарплату обычного человека. Быть писателем в СССР было престижно, да и просто очень хорошо.

Джоан Роулинг переплюнули

Рухнул СССР. Пришли другие времена. 99 процентов писателей впали в нищету. Но один процент стал получать еще большие гонорары. Конечно, они несопоставимы с гонорарами писателей на Западе, где доходы верхушки приравниваются к гонорарам звезд эстрады и шоу-бизнеса. Например, доходДжоан Роулинг превысил $1 млрд. Конечно, в основном это деньги за экранизацию ее «Гарри Поттера», но и миллионные тиражи саги приносят ей немалый доход. Всего вышло около 500 млн. экз. книг о волшебнике. Но в лидерах современного западного рейтинга не она. Журнал «Форбс» опубликовал заработок самых успешных писателей за прошедший год.
1. Джеймс Паттерсон - $84 млн. Автор многочисленных триллеров и детективов больше всего известен благодаря серии книг об американском психологе Алексе Кроссе.
2. Даниэла Стил - $35 млн. Суммарный тираж ее женских романов превышает 800 млн. экз., благодаря чему Стил заняла восьмое место в списке самых продаваемых авторов всех времен и народов.
3. Стивен Кинг - $28 млн. Непревзойденный мастер ужасов за свою долгую творческую жизнь успел поработать во многих жанрах, включая мистику, фантастику, фэнтези, саспенс, драму.
4. Джэнет Иванович - $22 млн. Прославилась благодаря серии авантюрных детективов о приключениях Стефании Плам, которая после потери работы в магазине женского белья решила заняться ловлей преступников.
5. Стефания Мейер - $21 млн. Американская домохозяйка и мать троих детей написала серию романов о вампирах - «Сумерки».
6. Рик Риордан - $21 млн. Автор мистических детективов о частном сыщике и профессоре английской средневековой литературы Трезе Наварре.
7. Дин Кунц - $19 млн. Учитель английского языка из штата Пенсильвания считается одним из мастеров остросюжетных триллеров и ужастиков.
8. Джон Гришэм - $18 млн. Мастер «юридических» драм и триллеров, многие из которых были экранизиро-ваны.
9. Джеф Кинни - $17 млн. Разработчик онлайн-игр и мультипликатор снискал писательскую славу благодаря детской серии «Дневник слабака».
10. Николас Спаркс - $16 млн. Из-под его пера вышли 16 романов, основная тематика которых - личные трагедии, удивительные судьбы, верность и любовь.

Большинство этих граждан, за исключением Кинга, Стил, Гришэма и немного Мейер, нашим людям неизвестны. А что же отечественные литераторы?
Найти информацию крайне сложно. А проверить ее достоверность - еще сложнее. Потому что тиражи книг в одном случае искусственно занижаются, чтобы не платить налоги, а в других - завышаются до небес, чтобы подчеркнуть значимость и популярность автора.
В среднем автор получает 10 - 15 процентов от отпускной цены издательства от проданных книг. Это так называемое роялти. Кстати, отпускная цена издательства составляет в среднем меньше 100 руб. за книгу. Остальное - накрутки распространителей и магазинов. Плюс фиксированная сумма за передачу прав.
Издав в «тучные» годы российской экономики, в 2007-м и в 2008-м, две книги, я получил за первую 150 тыс., за вторую - 300 тыс. руб. Плюс 300 тыс. - за третью, которую издательство так и не выпустило. Это очень много, потому что я не Дарья Донцова. Роялти я не получал, а проверить, сколько книжек было издано и сколько продано, практически невозможно. Это самая большая тайна любого издательства. (Кстати, объем книжного рынка России сейчас колеблется от $2,5 до 3,5 млрд. ежегодно. Это фантастическая сумма, сопоставимая с выручкой от торговли оружием.) Увы, сейчас таких гонораров, которые платили мне, уже нет.
Это все, конечно, не касается наших условных «звезд пера». По слухам, на книгах Дарья Донцова зарабатывает около $150 тыс. в месяц. Думаю, столько же получают Виктор Пелевин, Борис Акунин и чуть меньше - Дмитрий Быков. В эту сумму входят гонорары за новые книги, переиздания, роялти, экранизации, выступления.
В пик популярности Бориса Акунина, в 2005 году, журнал «Форбс» опубликовал данные о его доходах: с 1 июля 2004 года по 30 июня 2005 года он заработал чуть более $2 млн.
Короче, если подняться в топы, жить можно. Другое дело, что в отличие от дореволюционных лидеров продаж современные литераторы занимают почетное писательское место не совсем заслуженно. Но это совсем другая история.

Если вы заинтересовались тем, сколько зарабатывают писатели в России, то следует для начала понять и принять несколько вещей. Сверхприбыль писательское дело приносит не каждому. Да и талант писателя хоть что-то, но значит. Читайте обо всем и сразу — что такое писательский бизнес, сколько зарабатывают писатели-новички, как написать свою книгу и самые популярные темы для заработка на писательском деле.

Во-первых, человек не разбогатеет после издания первой книги. Даже после преодоления долгого пути написания книги, её редактирования, поиска издания и подписания договора, вы, как начинающий писатель, сможете рассчитывать лишь на небольшой тираж, а, следовательно, и гонорар. Более того, нередко приходиться собственноручно оплачивать выпуск своего произведения.

Во-вторых, поймите, что пройдут годы, прежде чем своим талантом и упорным трудом вы сможете достичь определенного уровня славы и успеха. В России проживает больше 144 миллионов человек. Из них около 20-30 людей могут похвастаться существенными доходами от написания книг. Дарья Донцова, например, за каждую изданную книгу может рассчитывать примерно на 7 000 000 рублей , если не учитывать деньги, полученные от переиздания. Борис Акунин в такой ситуации получает более 1 000 000 рублей . Гонораром в 800 000 рублей может похвастаться Александра Маринина.

Писатель может разбогатеть и стать известным на всю страну, нельзя этого исключать. Однако, сравнивая приведенные цифры, можно говорить скорее об исключениях из правила, верно?

Как зарабатывают писатели

Для начала необходимо разобраться с основными понятиями заработка писателя. Молодой автор, заключающий договор с издательством, сталкивается с двумя основными понятиями:

1) роялти – определенная денежная сумма, которую получает писатель от каждого проданного экземпляра его книги. Можно рассчитывать на 3%-25%. Это зависит от того, насколько писатель успешен и уважаем. Чаще всего роялти составляет 5%-10%.

2) гонорар – та денежная сумма, которую писатель получает сразу после сдачи книги в печать. Первое произведение может принести автору около 5000-20000 рублей.

Зачастую новичок довольствуется либо тем, либо тем. Зависит это от условий договора. Не нужно рассчитывать на то, что сможете получить и гонорар, и роялти одновременно, потому что издательство на это не пойдет.

Существует такое явление, как продажа прав на перевод и издание книги за границу. Выручка в данном случае может варьироваться от 1000 долларов до 3000 долларов в среднем.

Поймите, что первые 5 книг не смогут обеспечить ваше существование (за редким исключением). Именно поэтому большая часть современных российских писателей имеют постоянную работу в другой сфере жизнедеятельности, однако они не бросают свое хобби. Только те, у кого за плечами имеется более 20 изданных произведений, могут рассчитывать на неплохой доход. Их гонорары достигают 50 000-150 000 рублей за книгу.

Средний заработок новичка в мире писательства

Итак, как писателю заработать свои первые деньги? После того как произведение было написано и отредактировано, необходимо найти издательство, которое согласиться отдать его в печать. Часто начинающие авторы обращаются сразу в несколько организаций, чтобы не терять драгоценного времени.

Если ваш труд оценили по достоинству, а одно из издательств согласно на публикацию, то между вами заключается договор, в котором описана сумма гонорара или роялти. Ранее упоминалось, что на начальном этапе не стоит рассчитывать на баснословные деньги.

Рассмотрим возможность получения роялти на конкретном примере. Для начала нужно понять, что такое отпускная цена. Это та сумма, за которую книги продает само издательство. Стоит отметить, что на прилавках магазинов произведения появляются в 3-4 раза дороже. Роялти же получают от отпускной цены, а не от итоговой. Новички могут рассчитывать лишь на небольшой тираж, так как издательство должно увидеть, пользуется ли книга спросом. В лучшем случае можно рассчитывать на 3000 экземпляров. Несложно посчитать итоговый доход автора. Пусть отпускная цена книги будет равна 100 рублям. При 5% роялти и тираже в 3000 экземпляров писатель получит 15000 рублей .

Переиздание книг

Порой книги становятся настолько популярными, что появляется необходимость повторного ее издания. Для автора такая ситуация достаточно выгодна. Дело в том, что отчисления писателю несколько уменьшаются, но при этом он освобождается от какой-либо работы, ведь произведение уже написано. Все хлопоты берет на себя издательство. Роялти варьируется в пределах 3%-15%.

Книгу можно издать повторно в другом издательстве через несколько лет, если договор составлен правильно. Для автора это может принести более выгодные условия сотрудничества, в том числе более высокий доход.

Как было сказано ранее, человек, издавший около 20 произведений, может рассчитывать на приличный заработок. Однако большинство российских писателей зарабатывают себе на жизнь не изданием собственных книг. Хотя и писательским делом, но без привлечения издательств. Как это делается? Ищите ссылки в конце статьи.

Рейтинг наиболее популярных жанров художественной литературы в России

Главный вопрос у некоторых писателей-новичков — какую тему выбрать, чтобы книга стала популярной? Правильный ответ — руководствуйтесь своими знаниями. Однако, если этого не произошло, можно изучить пять популярных книжных жанров, гарантирующих высокий шанс на хорошую продажу книги.

1) Почетное первое место занимает женский детектив . Стоит отметить, что именно женскую аудиторию можно считать наиболее активной в сфере покупок книг любой тематики. Как и авторов. Так сложилось, что сегодня наиболее популярные авторы книг — женщины.

2) Боевик . Однако речь идет не о зарубежном боевике, а именно о российском. Такая фора может заключаться в том, что зарубежная литература переводится на русский язык достаточно долго. И не всегда перевод можно считать удачным, то есть, при переводе может потеряться важная игра слов или смысл всего произведения.

3) Историко-приключенческая классика . Данный жанр вышел на почетное третье место сравнительно недавно. Но, он быстро завоевал свою популярность. Это заслуга многих факторов, включая возрастающий интерес к историческим сериалам на телевидении, например, Великолепный Век или Аббатство Даунтон. Это, кстати, используют многие начинающие писатели. Пишут свои произведения по близкой тематике, тем самым получают гарантированный начальный интерес к книге.

… или «Писатели XXI века. Жестоко. Цинично. Без купюр»

Предупреждение!

- Если вы считаете, что бумажная книга не умерла, и ещё долгие годы будет успешно противостоять по популярности электронной товарке, то дальше можете не читать. Эта статья не для вас.
- Если вы думаете, что электронная книга не имеет права называться «книгой», а её автор - «писателем» - не читайте, возвращайтесь на свой уютненький форум союза писателей или в сообщество вечных МТА. Эта статья не для вас.
- Если вы не хотите признавать, что в условиях современной реальности писатель вынужден брать на себя обязанности не только автора, но и pr -менеджера/издателя/промоутера/литератур ного агента/и т.д. - не читайте дальше.

Всем остальным - добро пожаловать!

В данной статье собран и систематизирован опыт продвижения и продаж русскоязычных авторов в России и за рубежом за последние пять лет.

Необходимая вводная
Эта статья предназначена в первую очередь для писателей-фантастов и авторов пишущих n on-fiction. Но она будет полезна любому человеку, решившему связать свою жизнь с литературой и желающему получать не только моральное, но и финансовое удовлетворение. Если вы считаете, что эти аспекты в принципе не совместимы, то какого черта вы полезли под кат?

Несколько фактов:
- в 2015 году, количество российских писателей (не только пишущих в жанре фантастика, а вообще) чей тираж превысил отметку в 100 000 экземпляров, сократилось до полутора десятков человек.
- количество официально скачанных электронных книг в жанре фантастика в России за период с 01.01.15-01.09.15 ровняется количеству проданных бумажных экземпляров этого же жанра.
- российские издательства, в том числе топовые, сокращают гонорарные вознаграждения не только начинающим, но и маститым авторам. Давняя шутка о том, что писатели будут отдавать свои тексты для публикации бесплатно - уже не шутка. Средний гонорар за книгу в 2015 году сейчас составлял 20-25 тысяч рублей (а сейчас ещё меньше - 12-20 тысяч рублей). Но в последнее время участились случаи, когда самые маститые издательства предлагают авторам опубликовать их на безгонорарной основе;
- из писательской профессии ушли две трети прежних авторов, так как нынешние гонорары просто не могли обеспечить их и их семьи. Частично эти потери заполнили молодые авторы, готовые работать «за еду», но и их публикуют все реже и все меньшими тиражами.

И в тоже время:
- в 2015 году число авторов, продающих книги по подписке и получающих на этом более пятидесяти тысяч рублей, перевалило за отметку в двести человек;
- число русскоязычных авторов, чей ежемесячный доход с электронных продаж составляет от десяти до пятидесяти тысяч рублей, в 2015 году по разным данным составляет от 500 до 1000 человек (для сравнения - в 2014 году их было меньше двух десятков авторов);
- число русскоязычных авторов, продающихся на сайте Amazon . com самостоятельно (без посредничества издателей), за прошедший год выросло с 15 до 67 человек;
- в 2015 году утроилось число книг изданных с помощью краудфандинга;
- в этом же году более сотни авторов издают книги самостоятельно, собирая средства на публикацию и реализуя тираж с помощью своих сайтов и групп в социальных сетях .

Какие из всего этого можно сделать выводы?
1) Начинающему автору (особенно если он пишет произведения таких жанров как фантастика, детектив, любовный (эротический) роман или n on-fiction) гораздо выгодней изначально раскручиваться в интернете, набирая армию преданных читателей. Пиратство уже давно не является проблемой, так как появились эффективные способы минимизировать урон от нелегального распространения текстов, и ежедневно растет число интернет-пользователей, готовых платить за использование легального контента.
2) Писателям, получавшим в последние двадцать лет славу, известность, бумажные тиражи и солидные гонорары от издательств, стоит задуматься над тем, что рынок бумажной книги уже не просто в затяжное пике, а рухнул. Кризис, приход которого мы боялись последние пять - уже случился. В 2016 году количество авторов, серий и суммы от гонораров за издание бумажных книг сократиться на пятьдесят-семьдесят процентов. И ещё вчера стоило начинать готовить пути отхода.
3) Интернет не убивает писательскую профессию. Он дает ей невероятные возможности, которые у литературы не было в прошлом. Он открыл прямой путь от автора к читателю, не важно в каких городах и странах они живут и какое расстояние их разделяет. На данный момент, из 7 миллиардов жителей планеты Земля, интернетом пользуется почти половина - 3,3 миллиарда. Стоит задуматься, не правда ли?

Итак, вводная часть закончена. И, если вы согласны с моими выводами, то перейдем к практической части.

Что делать?
1. Понять и принять тот факт, что ваше произведение в интернете - это как бумажный экземпляр на полке книжного магазина. Только магазин этот находится не в каком-то городе, и доступ туда имеют все пользователи интернета. И ассортимент в нем составляет несколько миллионов наименований. Соответственно, для того чтобы вашу книгу заметили среди сотен тысяч других, нужно привлечь к ней внимание. К самой книге, к своему творчеству и к своей персоне. И чем раньше вы начнете это делать, тем лучше. Ибо, как точно заметил один мой знакомый, мы живем в эпоху вторых девяностых. И если раньше делили деньги, территории и власть, то сейчас мы наблюдаем, как делят интернет. А его возможности гораздо обширней и многообещающие, нежели любая страна на нашей планете. И тот, кто раньше включится в игру, то раньше пожнет плоды своих трудов. Важно осознавать: эта работа сейчас на перспективу . Далеко не у всех получится прямо сейчас получать по 1, 5, 10 000 рублей в день за свои писательские труды (хотя кто-то получает уже сейчас). Для этого потребуется время и силы.
2. Обозначить свое присутствие в интернете. Как сказал в свое время Дмитрий Глуховский: "Если бы я не выложил книгу в интернете, она никогда не стала бы такой популярной ". Авторский сайт это хорошо, но при условии, что у вас уже есть огромная читательская интернет-аудитория. В противном случае вам на помощь придут социальные сети и тематические группы. Но тут следует быть аккуратным и выбирать с умом. Не стоит тратить свои силы на сообщества графоманов и вечных МТА, такие как:
а) абсолютно все сообщества писателей в ЖЖ, вКонтакте, в фейсбуке и т.д.;
б) жанровые форумы;
в) сайты с низкой посещаемостью;
г) Проза.ру и ей подобные.
На этих ресурсах вы не найдете своих читателей, а лишь искупаетесь в яде и отчаянье упомянутых товарищей. Нет, там есть талантливые авторы и хорошие люди. Но повторюсь ещё раз, время проведенное на этих ресурсах вы, по сути, спустите в унитаз.
3. Ч итательскую аудиторию хорошо набирать на следующих ресурсах:
а) СамИздате - там много читателей и топовых авторов часто замечают издательства, но есть минус - там не позволяют указывать ссылки на покупку ваших книг;
б) Фан-бук - сайт полезен именно писателям-фантастам - посещаемость у него меньше, зато это любители фантастики, плюс там проводятся конкурсы с публикациями в топовых отечественных издательствах, плюс шанс попасть на глаза издателям невероятно высок;
в) Призрачные Миры - если вы пишите романтическое фэнтази, фэнтази и эротику то на этом ресурсе вы сможете найти своего читателя и продать свои тексты.
г) ЛитЭра - полезен не только писателям-фантастам, но и авторам других жанров. Здесь тоже проводятся конкурсы с публикациями в издательствах, но ещё есть возможность продавать свои тексты.
4. Еще несколько дельных советов по завоеванию и работе с аудиторией вы найдете в статье моего коллеги Дмитрия Руса. Рекомендую к прочтению: раз и два .

Итак, у вас появилась своя аудитория, что дальше?
Публикуйте тексты. Помните, что даже если вы состоявшимся в прошлом автор, современная аудитория в интернете вас может попросту и не знать. Для этого рекомендую опубликовать один-два романа (главное, чтобы права на них принадлежали только вам и желательно, чтобы это были первые романы больших циклов). Помните, теперь на обслуживание своего текста теперь вы будете вынуждены тратить практически столько же времени (если не больше), сколько и на него написание. К сожалению, это вынужденная мера. Да, не всякий автор личность публичная, а писатели зачастую вовсе не социальные (я, например). Не у каждого есть навыки и умения менеджера интернет-проектов и pr -агента. Без этого сейчас, увы, добиться успеха сложно. Конечно, если вам позволяют средства, вы можете найти специалиста. Но а) где его достать, б) не факт, что он будет справляться со своими обязанностями.

Есть читательское признание, но хочется финансовой отдачи?

В принципе, если вас интересует лишь удовлетворение творческих амбиций, и литература для вас всего лишь хобби, то дальше вы можете не читать. Дальше речь пойдет про деньги.
1. Первый приток денежных средств от благодарных читателей вы можете получить ещё на стадии написании романа. Этот метод называется «книга по подписке». Что это и с чем её едят? На эту тему рекомендую прочесть моего коллеги Василия Маханенко, одного из пионеров данного метода. И если раньше авторы собирали деньги самостоятельно, то сейчас есть целые сайты, предоставляющие автору специальный инструментарий: Книгоман , Z elluloza , и упомянутые выше Призрачные Миры и ЛитЭра. Поговорим о них на примере последнего. Андрей Левицкий, ещё один мой коллега фантаст, делится опытом, мыслями и советами по использованию данного сервиса . Но если говорить без обиняков, Андрей не самый популярный автор на данном ресурсе. Возьмем для примера авторесу, прячущуюся под псевдонимом Франциска Вудворт - только за первые дни у ней несколько сотен платных подписчиков.

/Лирическое отступление
Почему вам могут отказать в размещении ваших тестов?
Все просто - очень слабый уровень ваших произведений. Простите, но никому не хочется дискредитировать свой ресурс продажей графоманских романов и творчеством МТА. Можно ли за это назвать владельцев сайтов мудаками? Конечно можно! Докажите им, что они были неправы! Самостоятельно раскрутитесь в сети Интернет и порвите все рейтинги, соберите вокруг себя преданную армию читателей, готовую платить вам звонкой электронной монетой за все ваши работы. А эти мудаки пусть локти кусают.
Так им и надо! /

2. Когда текст нового романа закончен, заканчивается и платная подписка. Теперь вам нужно решить:
а) продавать его в электронном виде?
- на авторском сайте (как делают, Буксмаркет , КсинКсии и другие). На них больше вариантов для продвижения внутри сайта, но маленькая посещаемость. Туда покупателей нужно вести самостоятельно.
б) продать в издательство для публикации на бумаге?
Тут все просто и понятно. Классический способ, рассказывать о котором сейчас я не буду.
в) издать его на бумаге самостоятельно и реализовывать с помощью интернета?
- заказать и оплатить тираж в типографии. Этот способ подходит тем авторам, уровень доверия к которым от читательской аудитории позволяет собрать на одних только предварительных заказах сумму, необходимую для изготовления тиража от трех до десяти тысяч экземпляров. В качестве примера приведу писателя Александра Бирюкова, всего за год сумевшего добиться подобных результатов. Свой опыт общения с издателями он оформил в .
- издавать и реализовывать книгу методом POD («Печать по требованию», «Print on demand»). Во многом этот способ похож на первый, только экземпляры допечатываются по мере необходимости и себестоимость их получается больше.
- краудфандинг. Про этот метод издания книг я говорил много и часто. Так что не стану повторяться, а просто укажу ссылки: , .
- отдельно упомяну о новом ресурсе, занимающегося подобными вопросами, о котором я ещё не рассказывал - Ridero . Вот что

Интересный материал о том, сколько зарабатывают современные российские писатели. На эту тему рассуждают Захар Прилепин, Герман Садулаев и другие литераторы.

Борис Акунин. Фото: Телеканал 24_DOC

Почему питерские литераторы зарабатывают меньше кассиров
Стихи и романы они пишут в свободное от основной работы время

Владимир Маяковский разъезжал по Москве на первой в СССР иномарке. Сергей Есенин был владельцем кафе и двух кинотеатров. Современные писатели и поэты о таком и мечтать не могут. Многие авторы за одну книгу (а ее можно писать несколько лет) получают около 30 тысяч рублей. «МК» в Питере» выяснил, почему сегодня так дешево ценится литературный талант.

Дарья Донцова. Фото: www.hozvo.ru

Поэтам хватает только на туалетную бумагу

— Я вообще никогда не пытался прожить на литературу, — говорит писатель Герман Садулаев (его романы входили в шорт-листы крупнейших литературных премий «Русский Букер», «Национальный бестселлер» и «Большая книга»). — Слава богу, у меня есть небольшой юридический бизнес. Да и почти все современные писатели вынуждены где-то работать. Потому что литература не кормит.

И правда, писатель Валерий Айрапетян — врач. Андрей Аствацатуров (его романы входили в шорт-листы премии им. Довлатова, «Новая словесность», «Национальный бестселлер») преподает в питерском госуниверситете. Андрей Геласимов (победитель премий «Студенческий Букер» и «Национальный бестселлер») — сценарист. Свои романы они пишут в «свободное от работы время» — ночью, в выходные, в отпуске. А иначе не выжить.

— Предположим, книга вышла тиражом 3 тысячи экземпляров, — говорит Герман Садулаев. — Многие писатели получают примерно по 10 рублей с каждого проданного экземпляра. То есть это 30 тысяч. Правда, если роман хорошо распродавался, то издательство выпустит новый тираж, предположим, уже в 5 тысяч экземпляров. И когда продадут и его, то литератор получит еще 50 тысяч рублей. Но такое редко случается.

Для сравнения, кассирша в супермаркете в год зарабатывает примерно 300 тысяч рублей. А писатель, не очень известный широкому кругу читателей, но талантливый и обвешанный книжными премиями, в лучшем случае — 80 тысяч.

Еще хуже обстоят дела у современных поэтов. Их заработки возмутили бы и гастарбайтера-дворника.

Герман Садулаев. Фото: volternews.ru

— Денег хватает на зубную щетку, туалетную бумагу, кофе и сигареты, — говорит питерский поэт Иван Пинженин. — Поэтому я работаю репетитором немецкого языка и веду праздники. Любые. Свадьбы, дни рождения, детские утренники. Стихи пишу по ночам.

В отличие от писателей, чьи книги еще худо-бедно печатают, на поэтов в издательствах смотрят как на городских сумасшедших. В большинстве случаев печатать их сборники там согласны только в том случае, если поэт сам за это заплатит.

— У меня есть сборник стихов. Но деньги на то, чтобы его напечатать, мне почему-то выделил московский фонд «Экономика и развитие». Понятия не имею, почему они обратили на меня внимание, — говорит Иван Пинженин. — В итоге я выпустил 700 экземпляров, а вырученные с продажи деньги потратил на новый тираж своего сборника. Он, кстати, почти разошелся. Вообще я из-за всего этого стараюсь не расстраиваться. Всегда вспоминаю Александра Блока: первый тираж его поэмы «Двенадцать» был всего 1700 экземпляров, и он тоже долго не мог разойтись...

Чтобы хоть кто-то услышал его стихи, Иван Пинженин гастролирует по клубам. Чаще всего провинциальным. Там он читает свою поэзию, а затем за символические 100 рублей продает собственные книги, которые везет с собой из Питера в большом чемодане. От клуба же получает «зарплату» — как правило, 60 процентов выручки от входных билетов. Только вот на поэтические вечера много людей не ходит. Если соберется 50 человек — уже хорошо. Но Ивану еще повезло, он все-таки более-менее известен, пусть и в Интернете. А вот о существовании большинства питерских поэтов вообще никто не подозревает, кроме их самих. Само собой, выступать в клуб их никто не пустит.

По словам самих литераторов, прожить на доходы от книг в России могут только коммерческие авторы, которые «специализируются» на фантастике, любовных романах и детективах. В их числе, например, Дарья Донцова или Борис Акунин. В спину им дышат Виктор Пелевин или Владимир Сорокин. Но повторить их опыт пока никто не может. Даже Захар Прилепин, хотя его последний роман «Обитель» стал самой читаемой книгой в стране по итогам прошедшего лета.

— У меня четверо детей, и прокормить их только за счет литературы я не могу, — говорит Захар Прилепин. — Поэтому половина всех моих доходов связана все-таки не с литературой, а скорее, с медиасферой. В принципе, со всех сторон ко мне текут небольшие «денежные» ручейки. Можно публиковать свои статьи в журналах, писать сценарии. Если твои книги переводят на иностранные языки, то ты и за это можешь что-то получить. У меня это все есть, но для этого мне пришлось очень долго зарабатывать себе имя, работать на него. К тому же есть еще и литературные премии, победители которых получают очень существенные вознаграждения: один-три миллиона рублей. То есть каждый год порядка 20 писателей выигрывают эти деньги. Существует, конечно, мнение, что в литературных премиях есть своя мафия, которая якобы распределяет призовые деньги только между своими, пилит их ручной пилой. Все это сказки для бедных. На кону стоят не такие уж большие деньги, чтобы пускаться ради них на такие «приключения». Все честно, и никакие знакомства в Министерстве культуры тебе не помогут выиграть, предположим, «Русский Букер».

Эдуард Лимонов и Захар Прилепин

Есть и еще одна статья доходов. Того писателя, чьи книги раскупают в магазинах влет, может «перекупить» другое издательство. Примерно как футболиста. В этом случае издательство приобретает на определенный срок (как правило, 3-5 лет) права на все уже напечатанные книги и парочку еще не написанных. Поэтому сумма, которую переводят литератору на счет, становится очень внушительной. Допустим, только одна книга может стоит 300-500 тысяч рублей... Но такая удача улыбается лишь единицам.

— Для многих остальных литераторов писательские доходы стремятся к минимуму, к нулю, — признается Захар Прилепин. — А тут еще эта идиотская либеральная идея, что писатель вообще не должен получать деньги за свою профессию. Мол, в проклятом СССР государство платило литераторам 2 тысячи рублей за поэтическую книжку, и это было ужасно, это тоталитаризм! Лучше как сейчас — когда писатели ничего вообще не получают и тихо где-то в безвестности подыхают. Писатели во времена СССР получали бесконечное количество удовольствий и благ от советской власти. Исаак Бабель, например, общался с чекистами, считался у них своим человеком, был на дне рождения у Ежова. А имажинисты — Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич — имели кафе, два кинотеатра. Их кафе было освобождено от налогов. И, кстати, это было единственное заведение в Москве, которое могло работать до 2 часов ночи. Все остальные закрывались в 10 часов вечера. Эти поэты садились на поезд и ехали по своим собственным маршрутам на гастроли по стране. А Маяковский разъезжал на первой в СССР иномарке... Конечно, жизнь того же Есенина, безусловно, нельзя было назвать прекрасной. Но он зарабатывал! Он признавался, что получает рубль за строку. Так же как, кстати, и Анна Ахматова. Для сравнения, зарплата секретарши в то время была около 15 рублей, а квалифицированного работника — 25. Но лучше всего жилось литераторам в позднем СССР. Три хорошие журнальные публикации — и ты можешь купить автомобиль.

Литературный оборвыш

Государственная поддержка литературы, которая была в СССР, до сих пор существует во многих европейских странах.

— Например, в Эстонии государство за свой счет издает книги малоизвестных писателей или поэтов. Пусть даже крошечным тиражом в 100 экземпляров, — говорит Герман Садулаев. — Но зато их литераторы нормально работают, развивают эстонский язык, культуру. Похожая ситуация в Норвегии. Когда там поняли, что их собственная литература медленно умирает, они выделили огромное количество грантов для литераторов, которые пишут свои произведения на норвежском языке и переводят чужие. В итоге на весь мир прогремел, например, автор детективов Несбе. Для сравнения, у нас есть великий и всеми признанный писатель Юрий Мамлеев, который очень много сделал для современной русской литературы. Но его книги издаются крошечными тиражами, потому что эта литература очень сложна. И он буквально бедствует! Недавно ему нужна была какая-то помощь на лечение. И мы всем миром собирали ему деньги. Но такого быть не должно! И мы, наконец, обязаны понять, что культуру необходимо поддерживать, она сама себя никогда окупить не сможет. В конце концов это важно для самосознания нации, для ее гордости. Иначе скоро у нас не останется ничего своего...

Юрий Мамлеев. Фото: mag.afisha.ru

Кроме грантов и стипендий для заслуженных писателей (их имена должно определить экспертное сообщество), писатели предлагают хоть как-то поддержать книжные магазины.

— Например, им нужно снижать арендную плату, — считает писатель Андрей Аствацатуров. — Сейчас же получается, что люди, открывшие винный и книжный магазины, платят государству одинаковую сумму. Это неправильно.

Не исключено, что, если государство хоть как-то обратит внимание на литературу, у нас наконец появятся большие писатели. Пока же новых имен нет...

— Я знаю много людей, которые написали одну-две книги и ушли из литературы, — рассказывает писатель, директор Агентства журналистских расследований Андрей Константинов. — Они говорили: все, я больше не буду морочиться, потому что труда много, а в материальном плане получаешь, как говорится, шиш да лука мешок. И эти люди уже не вырастают в больших писателей, хотя могли бы. Они скукоживаются и уходят из этой профессии. А многие из тех, кому идти уже некуда, люмпенизируются. Смотришь иногда на известного писателя, а он одет как оборвыш последний, и нет вокруг него облака благополучия. В свое время похожая ситуация была в системе образования. Когда случился кризис, первыми оборвышами стали профессора, доценты, преподаватели вузов. И многие молодые на них смотрели так: ну, чему ты можешь меня научить в своих стоптанных ботинках, ты ж неудачник, а я не хочу повторить твою судьбу! К слову, нашу систему образования мы в итоге потеряли. Главное, чтобы этого же не случилось и с литературой.

Текст: Екатерина Дементьева