Парный согласный звук на конце слова примеры. С парными согласными мы дружны

Тема урока: «Парные согласные звуки в конце слова».

Система Л. В. Занкова.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Форма организации учебной работы: фронтальная индивидуальная, парная

Время реализации урока : 40 мин.
Цель методическая: ознакомить с особенностями проверочных и проверяемых слов и формировать умение сопоставлять произношение и написание слов.

Цель: Расширение понятийной базы, формирование умения самостоятельно строить и применять новое знание

Планируемые результаты:

предметные:

сформировано умение писать парные звонкие и глухие согласные в конце слова

личностные:

    проявляет познавательную инициативу в оказании помощи соученикам (соседу по парте)

    понимает причины успеха в учебной деятельности

Универсальные учебные действия:

регулятивные

    определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

    выполняет задание по алгоритму;

    делает самооценку деятельности на уроке

познавательные

    формулирует правило на основе выделения существенных признаков

    проводит сравнение, классификацию, выбирая верное решение

    составляет алгоритм под руководством учителя;

коммуникативные

    слушает и понимает речь других;

    договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с соседом по парте.

Задачи учителя: формировать новые способы действий, обучать работе по алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Основное содержание темы, понятия и термины. Парные звонкие и глухие согласные звуки, проверочное и проверяемое слово

Образовательные ресурсы:

    Учебник А.В.Полякова. Русский язык с.77-78.

    Наглядный материал, листы с заданием для парной работы «Вставь букву», индивидуальные рабочие листы с заданием для учащихся.

    ЭОР, компьютер, мультимедийный проектор.

Межпредметные связи : литературное чтение – чтение пословиц, русский язык – правописание парных звонких и глухих согласных букв.


Демонстрационный материал : интерактивная доска, учебник русского языка, карточки для индивидуальной, парной работы, картинки (облачко и солнышко) для рефлексии

I этап. Мотивация к деятельности

1.Организационный

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень

На уроке не зевать

А работать и писать.

Давайте улыбнемся друг другу, поделимся своей радостью с окружающими.

Начинаем наш урок.

2.Чистописание

Ребята посмотрите на карту, это не простая карта. На ней изображена страна букв, а каких букв, кто догадался?

Слайд 1.

Что вы можете об этих буквах? Как они различаются - по звонкости и глухости. Назовите звонкие звуки, глухие. Слайд 2.

Давайте запишем в тетрадь эти буквы: девочки звонкие, а мальчики – глухих: б в г д з ж п ф к т с ш

III . Постановка учебной задачи.

1. Проблемная ситуация

Я загадаю вам загадки, а вы попробуете их отгадать

Сам алый, сахарный; кафтан зеленый, бархатный.

/ Арбу…/

Весь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук,

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне все стук да стук

/ Гвоз…ь/

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы.

/ Гри…/

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

/ Поез../

Зимой в поле лежал,

А весной в реку убежал.

/ Сне../

Слайд 3.

(Арбуз, гвоздь, гриб, поезд, снег.)

Молодцы!

/Ситуация затруднения/

Чем эти слова похожи? На конце парный согласный звук

Какие звуки на конце мы услышали, а кто догадается, какие буквы мы напишем

Сможете объяснить, почему именно эту букву вставили в слово?

Прослушав стихотворение, вы определите тему урока

В нашем русском языке

Ходят пары "налегке".

Часто "хитрые подружки"

Подменить хотят друг дружку.

Как узнать писать какую -

Эту букву иль другую.

Предстоит сегодня вам

Всё расставить по местам.

Сформулируйте тему

Чему будем учиться на уроке? (Правильно писать слова с парными согласными на конце слова)

Физминутка.

II этап. Построение проекта выхода из затруднения.

1-Работа в учебнике с.77 упр1. . Слайд 4. 5.

Посмотрите внимательно на слова, что заметили?

Сравним произношение согласных звуков и букв.

Как произносятся согласные на конце?

Согласные на конце слов произносятся глухо.

Можно ли им доверять?

Проверим, совпали ли наши выводы. Откройте учебник на странице 78.

Давайте определим, какие шаги нам нужно выполнить, чтобы не допустить ошибки в данных словах.

Ознакомление со способом проверки парных согласных на конце слова

Что нужно знать, для того чтобы правильно написать слово? (Правило написания слова).

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Зуб - на зубы, лёд- на льды-

Буде шь грамотным и ты.

2. Ребята, а давайте проверим. Поиграем в игру. Я кидаю мяч, говорю слово. Вы ловите мяч, говорите проверочное слово и какой звук на конце.

(плуг, мороз, нос, флаг, стог, лимонад, шоколад, год, столб, глаз, голос, флаг, гриб, рукав, шкаф)

3. Закрепление изученного материала Слайд 9

Работа с предложением

Начался сильный дож…ь. Вставить букву

В слове дождь надо писать на конце парную согласную д, потому что…

/Работа ведется в парах, дети объясняют друг другу, какая буква пишется на конце слова/

6. Работа с деформированными пословицами

Где снег, там и след.

Был бы пирог, будет и едок.

Кто ленив, тот и сонлив.

III этап. Диагностика качества учебно-познавательной деятельности.

Сейчас я снова вам раздам слова-отгадки, с которых мы начали урок, и вы еще раз попробуете вставить пропущенные парные согласные буквы.

Арбуз, гвоздь, гриб, поезд, снег

Взаимопроверка

- Теперь вы сможете объяснить, почему именно эти буквы вы вставили в слова?/ Да, потому что теперь мы знаем правила написания парных согласных на конце слов/

IV этап. Рефлексия

Какая была цель урока? /Научиться различать звонкие и глухие парные согласные звуки, правильно обозначать их буквами на письме, подбирать проверочные слова./

Достигли мы ее? /Мы узнали правило, а работа показала, что мы научились его применять/

Если вы уходите с урока с хорошим настроением поднимите солнышко. Если настроение не очень, то облачко.

Данный материал будет посвящен парным согласным и тому, в каких случаях какую из них необходимо использовать. Обучая ребенка правилам русского языка, не забывайте, что самая легкая форма обучения - это игра. Играя, можно добиться быстрых результатов, малышу будет намного проще и интересней изучать новый для него материал.

Звуки и буквы

В русском языке, как и в любом другом, есть буквы и звуки. Буквы - это особые знаки, которые используют в языке для передачи звуков. Звуки образуются в слова. Буквы пишем и видим, а звуки слышим и произносим. В дальнейшем, чтобы различать буквы и звуки, последние (при графическом изображении) будем заключать в квадратные скобки.

Звуки и их особенности

Теперь поговорим о звуках. В русском языке есть согласные и гласные. Первые из них противоположны вторым. При одновременном сочетании согласных и гласных звуков образуются слова. Первые делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие. Есть такие согласные, у которых есть пара, а есть и такие, у которых пары нет. Далее будут показаны различные примеры слов, в которых можно встретить парные согласные.

Демонстрация этих примеров будет сведена к пониманию того, что при их написании и произношении есть различие в восприятии звуков. Итак, чтобы это было наглядно и интересно, вспомним последовательность букв в русском алфавите, расположим первые шесть согласных букв алфавита не по порядку в столбик.

  • Б - [Б] - [П];
  • Г - [Г] - [К];
  • В - [В] - [Ф];
  • Ж - [Ж] - [Ш];
  • З - [З] - [С];
  • Д - [Д] - [Т].

Напротив каждой буквы в квадратных скобках изображен звук буквы. Все эти согласные звуки - звонкие, и у каждого из них есть пара. Второй столбик в данном примере - это парные глухие согласные. Основная проблема в данном случае - определение того, какую букву необходимо писать в слове. А вот образовавшаяся пара букв - это и есть парные согласные звуки. Именно данной тематике, как было отмечено ранее, и будет посвящен данный материал.

Примеры

Приведем примеры слов с парными согласными. Чтобы было интересней, отгадайте загадки, обратите внимание на слова-отгадки, итак:

  1. Сидит девица в темнице, а ее длинная зеленая коса - на улице (ответ - морковь).
  2. Шел долговяз, в землю увяз (ответ - дождь).
  3. В лесу я родилась, а на воде - живу (ответ - лодка).

Итак, получаем такие слова: морковь, лодка, дождь. Общее между ними то, что при произношении данных слов мы слышим один звук, а пишем совсем другую букву. Подобные слова с парными согласными достаточно часто встречаются как в нашей речи, так и при написании текстов. Сейчас мы сможем пронаблюдать оглушение парных согласных как в конце, так и в середине слова.

Правило

В первом случае рассмотрим некоторые слова в конце с парными согласными. Например, произнесем слово «дуб», мы слышим в конце слова звук [п]. Для того, чтобы не совершить ошибку при написании слова, необходимо произнести проверочное слово, для этого нужно после согласной поставить гласную (также можно в некоторых случаях и согласную) или поставить слово во множественное число: дубы. Теперь отчетливо слышим звук [Б]. Или же подобрать однокоренное слово в уменьшительно-ласкательной форме.

Существует еще один способ проверки правописания в этом случае: подставьте мысленно слово «нет». И вот, получаем проверочные слова: флаг - нет флага, клюв - нет клюва, мороз - нет мороза. Иногда приведенные ранее примеры называют парно согласные слова.

Еще примеры

Приведём еще примеры слов. Произнесем слово «зуб», в конце слова слышим звук [п]. Теперь воспользуемся известным нам правилом: поставим слово во множественное число, получим ответ на наш вопрос - «зубы», теперь поставим гласную после согласной буквы и получим такой результат: «зубок», поставим согласную - «зубной». И, наконец, мысленно вставим слово «нет» - «нет зуба».

«Поезд» - «поезда». Слышим «Т» - пишем «Д».

«Таз» - «тазы, тазик». Слышим «С» - пишем «З».

Еще приведём несколько примеров, но в этом случае рассмотрим слова в середине с такими буквами:

«Глазки» - «глаза, глазок, глазной».

«Тропка» - «тропа, тропинка, тропиночка».

Приведем ряд слов в качестве примеров по пройденному материалу.

  1. Мама купила мне красную юбку (проверочное слово - юбочка).
  2. Холод был невыносим ранним утром (проверочное слово - холодок).
  3. Зимой во дворе ребята играли в снежки (проверочное слово - снежок).
  4. Кружка молока стояла на столе (проверочное слово - кружечка).
  5. Мы посетили выставку экзотических животных (проверочное слово - выставить).
  6. В ящике стола я нашел ржавый гвоздь (проверочное слово - гвозди).
  7. Сад цветет весной (проверочное слово - сады).
  8. После драки под глазом у Тараса появился синяк (проверочное слово - синяки).
  9. В гостях мы ели вкусный салат из огурцов (проверочное слово - салаты).
  10. Белый голубь сегодня утром сел на моё окно (проверочное слово - голуби).

Сказка напоследок - для закрепления материала

Чтобы закрепить ранее изложенный материал, послушаем сказку «О парных согласных». Жили-были парные согласные в «Букваре» у одного школьника: б - п, г - к, в - ф, ж -ш, д - т, з - с. Жили хорошо, дружно, но вот характер у каждого звука был совершенно разный: звонкие согласные были голосистыми да веселыми, а глухие согласные были, наоборот, ворчливые да сердитые.

Звонкие согласные и глухие согласные любили спорить между собой: кто же из них стоит в данном слове. «Б» и «П» спорили, кто же из них должен стоять в конце слова «стол(б) (п)». В свою очередь, «В» и «Ф» тоже спорили - кто будет в слове «тра(в) (ф) кА».

Шел мимо Малыш Крепыш, услышал спор и решил помирить буквы между собой. И сказал он: « В этих словах нужно в конце поставить гласную, или после согласного звука поставьте гласный в середине слова, гласная буква вам подскажет, кто из вас будет стоять в этом слове».

Помирились парные согласные, поблагодарили Малыша да спросили о том, как зовут его. «А зовут меня Малыш Крепыш!» - ответил он. «Ж» и «Ш» заволновались, кто из них будет стоять в конце имени малыша. А малыш и говорит: «Есть еще два способа узнать, какая буква будет стоять: добавь мысленно слово «нет» - и ты получишь ответ. Назови ласково меня - не ошибешься никогда!».

На этом уроке мы узнаем, что парная согласная в корне слова (в середине и в конце слова) требует проверки. Научимся проверять парные согласные в корне при помощи гласной буквы. Выполним много занимательных заданий.

Оглушение парных согласных на конце и в середине слова

Мы уже знаем, что в русском языке есть парные согласные:

Б-П, Д-Т, Г-К, З-С, В-Ф, Ж-Ш.

Рис. 1. Парные согласные ()

Понаблюдаем за тем, что происходит с парными согласными на конце и в середине слова.

Назовём предметы. Выделим последние звуки.

Поезд

Таз . Слышим звук С - пишем букву З.

Проверим, как звучит парный согласный в середине слова перед глухими согласными.

Лод ка . Слышим звук Т - пишем букву Д.

Лож ка . Слышим звук Ш - пишем букву Ж.

Делаем вывод: звонкие парные на конце слова и в середине перед глухими согласными оглушаются, значит, написание парных согласных надо проверять.

Три способа проверки парных согласных

Это орфограмма встречается в корне слова, поэтому получила название «Правописание парных согласных в корне слова». А какие слова будут проверочными?

Рассмотрим примеры.

Первый способ проверки правописания парных согласных: изменить форму слова, чтобы после парного согласного появилась гласная.

Например: груз - грузы, сугроб - сугробы, плод - плоды.

Второй способ: мысленно подставить слово «нет».

Например: флаг - нет флага, мороз - нет мороза, клюв - нет клюва.

Третий способ: подобрать однокоренное слово так, чтобы после парного согласного шла гласная.

Например: ножка - ноженька, лапка - лапочка, травка - травушка.

Рис. 6. Слова с парными согласными ()

Самые опасные.

Парный в слове проверяй,

Рядом гласный подставляй.

А ещё, чтобы проверить парный согласный, надо изменить слово так, чтобы после проверяемого согласного звука слышался звонкий согласный звук Н.

Например: рыбка - рыбный, книжка - книжный .

Закрепление знаний на практике

А теперь закрепим полученные знания, выполнив задания.

Вставим пропущенные буквы, назовём проверочное слово.

Юбка, дудка, блузка, холод, выставка, глазки, снежки, грязь, коровка, кружка, звонок, морж.

Проверим, что получилось: юбка - юбочка, дудка - дудочка, блузка - блузочка, холод - холодный, выставка - выставить, глазки - глаза, снежки - снежный, грязь - грязный, коровка - коровушка, кружка - кружечка, звонок - звонки, морж - моржи.

Выделим корень в родственных словах, вставим парную согласную.

Тра…ка - тра…а, тра…ушка, тра…инка.

Ду…ки - ду…ок, ду…очек, ду…овый.

Моро… - моро…ы, моро…ный, моро…ить.

Трав ка - трав а, трав ушка, трав инка - корень трав . Вставили букву В.

Дуб ки - дуб ок, дуб очек, дуб овый - корень дуб . Вставили букву Б.

Мороз - мороз ы, мороз ный, мороз ить - корень мороз . Вставили букву З.

Назовём предметы. В каких словах написание расходится с произношением? Подберите к ним проверочные слова. Выделим корни.

Хлеб, гвоздь, шапка, торт, голубь.

Проверим. Произношение расходится с написанием у слов:

Хлеб, гвоздь, голубь.

Проверочные слова:

Хлеб - хлеб а, хлеб ушек, хлеб ный. Корень хлеб .

Гвозд ь - гвозд и, гвозд ик. Корень гвозд ь.

Голуб ь - голуб и, голуб ок, голуб иный. Корень голуб ь.

Впишем подходящие по смыслу слова с парной согласной на конце. Все слова начинаются с буквы С.

…… цветёт весной.

Мама сделала …… из огурцов.

Зимой идёт……

…… намело во время пурги.

После драки под глазом……

…… сена убрали в поле.

Проверим, что получилось (один из вариантов).

Сад цветёт весной.

Мама сделала салат из огурцов.

Зимой идёт снег .

Сугроб намело во время пурги.

После драки под глазом синяк .

Стог сена убрали в поле.

На следующем уроке мы узнаем правила написания слов с разделительным мягким знаком и закрепим эти знания на практике, выполнив множество интересных заданий.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
  1. Kuznetzova.siteedit.ru ().
  2. School.xvatit.com ().
  3. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 165 С. 109, упр. 167, 168 С. 111.
  • Вставь необходимый согласный на месте пропуска в словах.

Рис. 7. Задание на правописание парных согласных в корне слова ()

  • * Используя полученные на уроке знания, разгадай ребусы, объясни правописание слов-ответов.

Тема. "Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов".

Цели. Закрепление знаний о способах проверки слов с согласными в конце, овладение учащимися последовательностью действий при обозначении согласных звуков буквами.

Оборудование. Учебник "Русский язык, 2-й класс" (авт. Т.Г. Рамзаева), кодоскоп, проигрыватель, грамзапись сказки К.Чуковского "Доктор Айболит", таблицы к уроку, макет книги.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Послушайте одну удивительную историю.

Однажды не поладили буквы – гласные и согласные – и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить и не смогли. Заскучали согласные и вдруг... Показалось им, что кто-то рыдает... Прислушались.
– А-а-а! О-о-о! – плакали гласные.
И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но получилось лишь невнятное бормотание): "П-р-н".
И услышали радостное (но тоже непонятное): "А-ы-е".
И решили тогда буквы: надо заключить мир и жить в словах вместе.

Учитель вешает на доску макет книги.

– Соединив гласные и согласные с обеих страниц книги, вы можете назвать тему урока.

Дети выполняют задание.
– Что у вас получилось?

Дети. Парные звонкие и глухие согласные.

III. Чистописание

У. Сегодня на уроке нашим помощником будет вот эта волшебная книга. Откроем ее первую страничку.

– Ярко светит солнышко, и под его лучами проснулись цветы на лесной полянке. И лишь один цветок не смог раскрыть свои лепестки, потому что его заколдовала злая волшебница. Помочь ему можете вы, ребята. Для этого надо вспомнить и назвать все парные звонкие и глухие согласные, красиво записать их.

Дети записывают в тетрадях пары согласных по глухости /звонкости.

– Молодцы! Вот и распустился наш цветок.

Проверьте, правильно ли вы записали пары согласных. Почему мы обращаем внимание на правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов?

Д. Парные звонкие и глухие согласные в конце слов пишутся не так, как слышатся, то есть правописание не соответствует произношению.
– Например: флаг – на конце слова слышится звук [к].
– Изменяем слово – флаги . Перед гласной и ясно слышится звук [г], поэтому в слове флаг писать нужно букву г .

У. Как проверить написание слов с глухими и звонкими согласными в корне?

Д. Надо изменить слово так, чтобы после интересующей нас согласной стояла гласная.

IV. Закрепление пройденного материала

У. А сейчас мы с вами побываем в сказке.

Учитель включает грамзапись сказки К.Чуковского "Доктор Айболит". Звучит небольшой отрывок.

– Что это за сказка? Кто ее написал?

Дети отвечают.

– Давайте представим, что заболел доктор Айболит. Что будет?

Выслушиваются ответы ребят.

– Все зверята со всех концов света поспешили на помощь доктору. Вот он лежит в постели, больной, но счастливый, потому что не оставили его зверята в беде. Назовите тех, кто пришел на помощь доктору. (На рисунке, который показывает учитель, изображены звери : медвежонок, слоненок, жираф, заяц, ежик, кит, лев, уж и крокодил. Они принесли Айболиту гостинцы : медведь – бочонок меда, слоненок – конфету и плитку шоколада, заяц – морковку, ежик – яблоко, кит – ящик лимонада, жираф – аптечку. )

Д. Медведь, лев, крокодил, заяц, слон, еж, жираф, кит, уж.

У. Из всех названных зверей вам нужно записать лишь тех, названия которых имеют на конце звонкую или глухую согласные, и доказать правильность написания, подобрав проверочные слова.

Два ученика выполняют работу на индивидуальных досках.

На индивидуальных досках:

– Назовите из записанных слов словарное слово.

Д. Медведь.

У. Что можно сказать об особенности звукового состава этого слова?

Д. В нем семь букв, шесть звуков.

У. Ребята, задайте вопросы ученику по пройденной теме "Состав слова".

–Назовите среди записанных слов слова, в которых есть знакомая вам орфограмма.

Д. Ужи, ежи, жирафы.

У. Ребята, задайте вопросы по теме "Состав слова".

Дети задают 2–3 вопроса, учитель ставит отметку.

– Итак, какие слова требуют проверки?

Д. Слова с парными согласными в конце слова.

У. Какие слова являются проверочными?

Д. Слова, в которых согласный звук стоит перед гласным.

У. Посмотрите еще раз на рисунок. Чем лечат звери доктора? Что они ему принесли?

Д. Бочку меда .

– Ящик лимонада .

– Плитку шоколада .

У. Как вы думаете, подчеркнутые слова имеют отношение к теме нашего урока?

Д. Да. Если мы поставим их в единственное число, на конце слов будут парные согласные.

V. Физкультминутка

Проводится под стихотворение, которое читает учитель.

У. Есть на свете братики – ровно шесть.
И сестренки тоже есть – ровно шесть.
Парные согласные всем нужны,
С парными согласными мы дружны.

С б и п всегда вместе,
С в и ф идем в лесок,
С г и к поем мы песни,
С д и т учим урок,
С з и с играем в мяч,
С ж и ш решим задачу.
С ними в дружбе будем мы всегда,
С ними нас не разлучить никогда.

VI. Закрепление пройденного материала (продолжение)

У. Предлагаю вам задание, которое называется "Помогите разобраться". Много зверят пришли лечить любимого доктора, а вот верблюжонок не смог прийти. И вы знаете почему? Он получил телеграмму от слоненка, как нужно пройти на полянку к доктору, но ничего не понял. Давайте поможем ему разобраться. Текст телеграммы у вас на парте. Прочитайте его.

У каждого ученика отпечатанный текст телеграммы.

– Как вы думаете, какие слова вызвали недоумение у верблюда?

Д. Лук, прут, плод, кос.

У. Почему?

Дети отвечают.

– Запишите текст телеграммы в тетрадь правильно.

Дети записывают текст.

– Давайте проверим, как вы справились с заданием.

Учитель через кодоскоп проектирует текст на экран. Ученики проверяют выполнение задания.

– Перейдем к следующей страничке книги. Она называется "Волшебная яблоня".

Учитель переворачивает страницу макета книги.

– На этой яблоне, кроме обычных яблок, выросли еще двенадцать необычных. Они крупнее остальных, и на них написаны парные согласные. Сорвать яблочко может тот, кто приведет примеры слов с данными парными согласными на конце и подберет к ним проверочные слова.

Дети выполняют задание.

– Перед вами последняя страничка волшебной книги, которая называется "Узелок на память".

Учитель переворачивает последнюю страницу макета книги и читает стихотворение.

– Я знаком с одним моржом.
Ест он кашу, пьет боржом,
Очень любит эскимо,
Вместе ходим мы в кино.
Он среди моржей один
Не видал огромных льдин,
Не видал он даже моря.
Этот морж – Морковин Боря,
Он спортсмен, приятель мой,
Он купается зимой.
О ком идет речь в стихотворении?

Д. О мальчике.

Д. Моржом.

У. Кто такой морж?

Дети отвечают. Учитель записывает на доске объяснение смысла слова.

Морж – северное животное.

Морж – человек, который не боится холода, закален, купается зимой.

– Что вы можете сказать об этом слове?

Д. Оно многозначно.

У. Правильно. А почему я выбрала для сегодняшнего урока именно его?

Д. На конце слова морж парная согласная ж , которую надо проверять словом моржи .

У. Молодцы! Доктор Айболит и все зверята очень любят отгадывать загадки, но вот одну никак не могут отгадать.

Шел, шел без дорог.
Где шел, там и лег.
До весны пролежал,
А потом убежал.
О чем речь?

Д. О снеге.

У. На какую орфограмму это слово?

Д. Снег – парная согласная на конце.

У. Подберите признаки, характеризующие этот предмет.

Д. Он белый, пушистый, мокрый, мягкий, сверкающий...

У. Подберите слова, обозначающие действие предмета.

Д. Снег летит, сверкает, идет, падает, хрустит...

У. Составьте предложение о снеге, используя подобранные действия и признаки, запишите его в тетрадь.

Несколько предложений прочитывается вслух. Слабым ученикам раздаются карточки со словами, из которых нужно составить предложения.

VII. Итог урока

У. Чему вы учились сегодня на уроке?

Д. Правильно писать слова с парными согласными на конце слова.

У. Что для этого надо знать?

Д. Парную согласную надо проверять. Для этого изменяем слово так, чтобы после согласной стояла гласная.

У. Зная все это, вы легко справитесь с последним заданием. Каждому ряду я раздаю перфокарты со словами, в которых пропущены парные звонкие и глухие согласные на конце. Вы должны вставить букву в окошко и передать перфокарту соседу. Выигрывает ряд, справившийся с заданием быстрее.

Подводится итог игры.

VIII. Домашнее задание

Упражнение 167.

Дополнительный материал

Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждет он и вздыхает:
Слова не хватает!

Чтобы снова в добрый путь
Стих потек, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко.

– Я, не хвастаясь, скажу:
Всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые –
С морщинками, со складками,

Уходят очень милые,
Веселые и гладкие!
Значит, я надежный друг,
Электрический... (утюг ).

Вот так чудо! Он со вкусом
Может кушать пыль и мусор!
И жужжит, как сотня ос,
Работяга... (пылесос ).

Говорю я брату: – Ох!
С неба сыплется горох!
– Вот чудак, – смеется брат, –
Твой горох – ведь это... (град ).

Этот зверь тебе знаком –
Ест мышей, пьет молоко.
Но на кошку не похож,
Весь в колючках длинных... (еж ).

Он ходит голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он... (жираф ).

То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (тетрад ь )

Класс: 2

Цель: создание алгоритма подбора проверочных слов с парными согласными в корне слова.

  1. Формировать умение подбирать проверочные слова с парными согласными в корне слова, сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.
  2. Развивать логическое мышление через приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения на этапах подготовки и усвоения нового материала, при работе в группах, в работе с деформированным текстом.
  3. Продолжать развивать орфографическую зоркость, применяя методику В.В. Лайло.
  4. Способствовать развитию письменной речи, обогащению словарного запаса учащихся.
  5. Способствовать развитию творческого мышления и воображения.
  6. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
  7. Развивать коммуникативные навыки через организацию работы в группах.
  8. Способствовать воспитанию у учащихся интереса к изучаемому предмету.

Оборудование:

Сигнальные карточки;

Учебник“Русский язык” для 2 класса четырехлетней начальной школы, 2 часть, Т. Г. Рамзаева, Москва, “Дрофа”, 2009 год;

Тетрадь;

Индивидуальные карточки, опоры;

Кораблики у каждого учащегося с разноцветными парусами (красные – 1 уровень, синие – 2 уровень, зеленые – 3 уровень).

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок русского языка. Посмотрите, какая сегодня хорошая погода, как нам улыбается солнышко. Давайте и мы улыбнемся друг другу, и тихо сядем.

Запишите число и классная работа.

II. Подготовка к усвоению нового материала.

1. - Посмотрите на доску.

Назовите буквы, которые вы заметили.

(Т, Д, В, Г, К, Ж, Ш, З, Б)

Что вы можете сказать об этих буквах? (Эти буквы обозначают согласные звуки)

2. - На какие две группы можно разделить эти звуки? (Звонкие и глухие)

Записываю названные буквы на доску:

Давайте заполним пропуски.

3. – А сейчас красиво напишем данные пары букв, но прежде подготовим пальчики к работе.

(Дети поочередно соединяют мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д. до больших пальцев под счет:

Один, два, три, четыре, пять!
Вышли пальцы погулять!)

Чтобы парные согласные не разбежались мы свяжем их веревочкой. Прописываем в воздухе за учителем. Теперь самостоятельно записываем в тетрадь.

Дети записывают с доски:

Придумайте слова, в которых буква из этих пар стоит в корне, в конце или в середине слова (голубь, холод, ягодка).

III. Постановка темы и задач урока.

Подумайте, какая сегодня тема урока? (Парные согласные в корне слова)

Записываю тему на доске.

Сегодня мы будем учиться правильно писать парную согласную в корне слова, подбирать проверочные слова.

IV. Усвоение нового материала.

1. Наблюдение над языковым материалом.

Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да)

Я буду загадывать загадки, а вы должны их отгадать. Отгадки я запишу на доске.

1. Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице (морковь).

2. В лесу родилась
На воде живу (лодка).

3. Шел долговяз,
В землю увяз (дождь).

4. Показался желтый бок
Только я не колобок,
Не из мягкого я теста,
Покати – не тронусь с места.
Приросла к земле я крепко,
Назови меня. Я … (репка).

На доске:

морков ь лод ка дожд ь реп ка
ф т т б

Посмотрите что у меня получилось. Какие буквы мне записать?

А вы хотите научиться правильно записывать согласные в словах? (Да)

Объединитесь в группы и попробуйте вывести правило (алгоритм) правописания слов с парными согласными в корне. Можно дать подсказку:

Изменить слово;

Подобрать однокоренное слово.

Работа группы обсуждается коллективно:

  1. Изменить слово – поставить его во множественное число, чтобы после согласного стоял гласный звук (дождь – дожди).
  2. Изменить слово – добавить слово “нет” (дождь – нет дождя).
  3. Подобрать однокоренное слово (уменьшительно-ласкательное) – (дождь – дождик).

Молодцы! Вы нашли много способов подбора проверочных слов. Давайте запомним стихотворение, которое объединяет все способы:

Все напишем правильно
И запомним правило:
Парный в слове проверяй
Рядом гласный подставляй.

3. Работа над определением.

Сравните слова записанные на доске:

морко…ь – морко…ный

В каком слове вы не сомневаетесь в написании парной согласной? (Морковный)

Почему? (Звучит четко)

Что заставляет этот звук звучать четко, ведь гласного рядом нет? (Согласный звук “н”)

Сделайте вывод четвертого способа проверки написания парных согласных в корне слова. (Подобрать проверочное слово, чтобы после парного согласного стоял звук “н”.)

Алгоритм подбора проверочных слов с парными согласными:

  1. Изменить слово – поставить его во множественное число, чтобы после согласного стоял гласный звук.
  2. Изменить слово – добавить слово “нет”.
  3. Подобрать однокоренное слово (уменьшительно-ласкательное).
  4. Изменить слово – подобрать однокоренное слово,в котором после этого согласного стоит согласный звук [н].

Молодцы ребята! Сравните наши выводы с выводами в учебнике на странице 60.

Приведите свои примеры. Остальные дети внимательно слушают и сигнальными карточками показывают свое отношение.

А сейчас ребята, мы с вами послушаем сказку, которую покажут нам ваши товарищи. Инсценирование сказки. “Сказка о парных согласных”.

Сказка о парных согласных

Жили- были в Стране Русского языка парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с. Жили они дружно, но вот характер у них был разный: звонкие согласные были веселыми, голосистыми, а вот глухие – немножко сердитыми.Чуть что – сразу начинают шипеть, свистеть, ворчать. И звонкие, и глухие согласные были ужасными спорщиками. Очень часто не могли решить, кому из двух согласных встать в слово. Так и получилось, когда парные согласные отправились на прогулку. Бегут они по дорожке, а там телеграфный столб стоит, только одной буквы в этом слове не хватает. Столб просит: “Помогите мне!”. Буквы Б и П начали громко спорить о том, кому быть в этом слове.

СТОЛ(Б)?(П)?

Рядом был фруктовый сад. Последней буквы в этом слове тоже нет. Взялись помогать саду буквы Д и Т , но заспорили – кто лучше с этой работой справится.

Неподалеку строился дом. К дому вела дорожка. Решили взяться за дело буквы Ж и Ш, но тоже не могут договориться: кто из них будет стоять в этом слове.

ДОРО(Ж)?(Ш)?КА

Тем временем З и С отыскали на грядке спелый арбуз, но никак не поделят его. Каждому хочется встать в это вкусное слово. В и Ф никак не разделят травку, которую накосили. Буквы Г и К разворошили целый стог сена, тоже никак не договорятся, кому из них быть в этом слове.

АРБУ(З)?(С)? ТРА(В)?(Ф)?КА СТО(Г)?(К)?

Шел мимо дед Буквоед, услышал шум, крики, споры и решил навести порядок. Позвал он на помощь гласные буквы и сказал: “В этих словах в конце поставьте гласную букву, или после согласного поставьте гласную букву в середине слова, она и укажет, кто из вас будет стоять в этом слове.

Так и сделали: столбы – столб, сады – сад, дорожка – дороженька, арбуз – арбузы, травка – трава, стога – стог.

Все встало на свои места. С тех пор парные согласные всегда зовут на помощь гласные, чтобы проверить написание слов.

V. Физкультминутка.

Буратино шел – шел

Белый гриб нашел.

Раз – грибок,

Два – грибок,

Три – грибок,

Положи их в кузовок.

Назовите слово из физкультминутки с парной согласной. (Гриб, а еще мы услышали проверочное слово – грибок)

Молодцы!

VI. Закрепление изученного.

1. Сейчас я буду диктовать предложения, а вы записывайте в тетрадь только слова с парными согласными, вместе с проверочными словами, используя разные способы подбора.

Выпал первый пушистый снег.
У кошки зоркие глаза и острые зубки.

Какие слова вы записали? (Снег – снега, кошки – кошечка, глазки – глазик, зубки – зубов)

Ребята, я еще раз прочитаю первое предложение, а вы назовите главные члены предложения.

2. Словарная работа.

Отгадайте загадку:

Дуйся, не дуйся.

Через голову суйся.

Попляши день-деньской

И пойдешь на покой (кофта).

Подберите проверочное слово к слову кофта. (К этому слову нельзя подобрать проверочное слово. Это слово – словарное)

Как мы помогаем памяти запомнить в словах именно эти буквы? (Мы используем “усиление”, “уярчение” буквы в слове)

Давайте попробуем в слове кофта “усилить” букву “ф”. Какие у вас предложения?

(- Я предлагаю “усилить” букву путем написания орфограммы по аналогии с внешним видом.)

КО ТА

Молодец!

(- А я думаю так. Кофту надевают на фигуру, поэтому я предлагаю усилить орфограмму с помощью слова “фигура”.

(Есть еще один вариант “усиления” буквы. Кофты бывают разных фасонов)

Молодцы! А сейчас запишите слово в словарик и на месте запоминаемой орфограммы нарисуйте предмет.

Придумайте предложение со словарным словом.

3. Физкультминутка на зрение по методике Базарнова.

4. Дифференцированная работа.

Задание для каждого уровня записано на карточках. Для ребят, у которых на парте лежат кораблики с красными парусами, выполняют задание № 1.

Задание № 1. Расположите предложения так, чтобы получилось стихотворение. Найти слова с парными согласными и написать проверочные тремя способами.

Не набрать мне столько за год
В лес ходила я с Мариной
Набрала подружка ягод
За черникой и малиной.

Для ребят, у которых на парте лежат кораблики с синими парусами, выполняют задание № 2.

Задание № 2. Выписать слова с парными согласными, подобрать проверочные тремя способами.

В ле… ходила я с Мариной,
За черникой и малиной.
Набрала подру…ка яго…

Для ребят, у которых на парте лежат кораблики с зелеными парусами, выполняют задание № 3.

Задание № 3. Выписать слова с парными согласными, подобрать проверочные любым способом.

В ле… ходила я с Мариной,
За черникой и малиной.
Набрала подру…ка яго…
Не набрать мне столько за го…

Какие слова с парными согласными вы выписали? (Лес, подружка, ягод, год)

Какое стихотворение получилось в первом задании? Прочитайте.

Можно ли это назвать стихотворением? Почему? (Дети называют признаки стихотворения: рифма и т.д.)

Ребята, давайте вспомним, как правильно подобрать проверочное слово (ответы детей).

Хорошо! Давайте проверим ваше задание. Если не согласны с ответами друг друга, сигнальте.

Учащиеся 3 группы называют проверочные слова, их дополняют учащиеся 2 и 1 групп.

VII. Подведение итогов.

Что узнали нового?

Что вам было интересно?

На каком этапе вам было трудно?

Что бы вы рассказали родителям об уроке?

Что бы вы изменили в уроке?

Обозначьте свое отношение к работе на наших традиционных палочках успеха.

VIII. Домашнее задание.

1 группа. Упражнение 322.

2 группа. Упражнение 322 (по заданию, дополнительно придумать с проверяемыми словами словосочетания)

3 группы. Упражнение 321.