Как сделать спортивный руль своими руками. Перетяжка руля кожей, изменение эргономики руля

Такой руль будет только у вас! Если намерения по изменению руля скромны, и вы просто хотите перешить руль кожей, привести его в порядок, например, после выстрела подушки или сделать его более хватким и нанести на него утолщения и шишечки – то тут все просто. Мастера воспользуются специальным полиуретановым материалом и выточат желаемую форму под пальцы клиента, обтянут руль новой кожей, заменят подушку, в общем приведут ваш руль в порядок. Если же планы грандиозны, и хочется кардинальных изменений, то руль изготовят специально под вас. Форма рулевого колеса макетируется при помощи архитектурного пластилина. Далее с этой формы снимается матрица из стекловолокна. Новая форма создается из жидкого полиуретана. При таких глобальных переделках можно смело менять и сам каркас руля – при необходимости его можно будет усечь снизу. Когда руль готов, остается лишь перетянуть его желаемым материалом – натуральной кожей, экокожей, кожей наппа или алькантарой. И это – еще одна возможность сделать интерьер своего автомобиля совершенно уникальным – ведь текстура и цвет кожи зависят только от клиента. Перед оплеткой, по желанию, можно оснастить руль подогревом. В условиях сурового российского климата эта функция точно не будет лишней.

Мы профессионалы и будьте уверены мы сделаем для вас лучшее предложение по изменению геометрии рулевого колеса. Наши мастера имеют огромный опыт в перетяжке руля и изменении его анатомии многих марок автомобилей, таких как: Toyota, Mercedes-Benz, BMW. Помимо опыта этот процесс требует внимания к деталям, педантичности и аккуратности, и наши мастера всеми этими качествами обладают. После изменения анатомии руля на его поверхности не останется никаких пузырей, складок и морщин. Форма рулевого колеса будет максимально аккуратной и выверенной.

  • большой опыт в перетяжке рулей и изменении анатомии
  • отсутствие пузырей, складок и морщин
  • максимально аккуратная и выверенная форма рулевого колеса

Если вы хотите по-настоящему прочувствовать дорогу и заново открыть для себя свой автомобиль, то измените анатомию руля. Достаточно будет изменить толщину рулевого колеса, и ощущения от дороги станут совсем иными. Руль же, выполненный на заказ от и до - станет настоящим функциональным и удобным произведением искусства. К тому же, изменение анатомии – это удачная возможность совместить приятное с полезным: можно будет не только оснастить руль подогревом, но и добавить красок в интерьер салона.

Руль должен быть удобным

Штатные рули, которыми оснащаются автомобили на заводах далеки от идеала. Но потенциальный автовладелец, выбирая автомобиль, задумывается об этом в последнюю очередь. В конце концов руль всегда можно заменить. Но есть вариант получше – его можно усовершенствовать и после доработки он будет гораздо лучше заводских вариантов. Анатомический руль, который вы получите после переделки будет хватким, удобным и отзывчивым, а вы совсем по-новому ощутите и прочувствуете дорогу под колесами. Ведь иногда достаточно заменить одну деталь, чтобы полностью изменить ощущения.

Правильный руль не бывает круглым. А еще он не бывает тонким. И уж тем более без деревянных или карбоновых накладок и анатомических шишек обтянутых перфорированной кожей. Так считают многие владельцы тюнингованных автомобилей. А от себя добавлю, что хорошему рулю полезно иметь сертифицированную конструкцию с аэрбэгом. А значит, правильный руль можно получить путем тюнинга заводского руля.

Разные специалисты практикуют различные способы изготовления вставок и анатомии на руле. Я предлагаю использовать матричную технологию по пластилиновой модели. Преимущество пластилина в оперативности поиска формы модели. Преимущество матрицы в возможности повторного использования при изготовлении такого же руля или фрагментов корок для рулей других размеров.

Средняя часть руля не требует вмешательства тюнингера- аэрбэг должен исправно работать. Модернизации, может быть, подвергнут только обод и частично спицы.

01. Дизайн обода можно попытаться просто скопировать с уже существующего руля, но можно пофантазировать с формой самому. Самый простой способ представить себе желанную баранку это подрисовать свои контуры на изображении руля- донора. Но, на мой взгляд, не стоит надолго задерживаться на бумаге, потому что требования эргономики и конструкция руля могут разрушить ваши безудержные фантазии.

02. Особенно приятно улучшать дорогой руль престижного автомобиля, хотя пробовать свои силы стоит на чем-нибудь попроще.

03. Большинство рулей современных автомобилей обтянутые кожей, которую я снимаю в первую очередь. Под кожей открывается мягкая резиновая оболочка обода.

04. Если мы задумали изменить внешний контур руля, то нам придется срезать лишнюю резину с каркаса обода. Но не стоит увлекаться очисткой каркаса от резины, лучше оставить ее в местах где она не мешает изменению формы.

05. А теперь, в свободной манере пробуем поискать правильные пропорции и удобные для руки конфигурации формы на руле из пластилина. Сравним полученный из пластилина эргономичный слепок руки с первоначальным рисунком руля. Переносим характерные шишки, вмятины и разъемы с рисунка на пластилин и снова "прокачиваем” удобство руля по руке.

06. Приблизительно слепленную форму руля начинаем детально прорабатывать с одной из сторон. При этом вечный спор, что главнее пластилин или шпаклевка я разрешаю в пользу шпаклевки. Это значит, что я не стану полировать пластилин до зеркального блеска для съема почти чистовой матрицы, а доработаю оставленные на пластилине неровности на уже готовом руле шпаклевкой. Но на пластилине нам необходимо обозначить линиями щели для заделки кожи,а заостренными ребрами переломы пластики формы. С законченного пластилина одной половины руля снимаем шаблоны из плотного картона.

07. Переносим контуры, линии щелей и ребра формы через шаблоны на пластилин другой стороны руля. Боковую толщину баранки можно контролировать штангенциркулем, сравнивая соответствующие места справа и слева.

08. И вот форма простроена, но не торопитесь выбрасывать шаблоны контуров. С их помощью нам нужно изготовить опалубку для формования фланцев разъема полуформ матрицы.

Как любой замкнутый объем, цельный руль можно получить склеивая между собой верхнюю и нижнюю корочки формы. Для изготовления этих половинок из стеклопластика мы должны сначала изготовить матрицу- слепок с пластилиновой модели. Разъем по фланцам поделит матрицу руля на две отдельные половины, в которых несложно изготовить верхнюю и нижнюю корки самих деталей руля.

09. Опалубка фланцев должна быть установлена строго в плоскости самого широкого продольного сечения руля. Картонную пластину опалубки я обычно фиксирую кусочками пластилина с обратной стороны.

10. Работа со стеклопластиком, и в частности контактное формование пропитанного полиэфирной смолой стекловолокна представляет практически безграничные возможности для изготовления объемных форм. Материал в жидком состоянии свободно обволакивает поверхности любой кривизны и конфигурации. А затвердевший композит может полноценно использоваться по назначению. При формовании черновых матриц я обычно не использую гелькоуты (специальная густая смола для рабочей поверхности) и дорогие матричные смолы. Но, признаюсь, что иногда "злоупотребляю” загустителем- аэросилом (стеклянная пудра). Моя сравнительно густая смола хорошо забивает неровности модели и заполняет острые углы на форме. Но на качество формовки влияет и армирующий материал. Первые пару слоев, особенно на сложной поверхности, я застилаю стекломатом марки 150 или 300. Не советую накладывать сразу много слоев- это неизбежно приведет к деформациям стеклопластика. Уже спустя час или полтора смола становится твердой, но процесс полимеризации еще продолжается.

11. А пока первая формовка будет полимеризоваться, я переворачиваю руль и убираю картонную опалубку. Для того, чтобы смола не приклеилась к опалубке я предварительно намазал ее разделяющим составом на основе воска (тефлоновая авто полироль).

12. Когда под рукой нет разделителя, а время не терпит, я заклеиваю поверхность контакта малярным скотчем. Он легко снимается с отвердевшей полиэфирки. Так и в этот раз я закрыл фланец.

13.Нижняя сторона модели также накрывается одним слоем стеклопластика. После того, как смола "встала”, то есть сначала из жидкого перешла в желеобразное, а затем и твердое состояние, я снова переворачиваю руль. На лицевую сторону модели накладываю слой толстого стекломата марки 600, предварительно зачистив предыдущий слой пластика наждачной бумагой. Так, попеременно накладывая слои, наращиваю толщину корки матрицы до 2-2,5 мм (что соответствует 1 слою стекломата марки 300 и 2 слоя марки 600).

14. Полностью склеенная матрица выдерживается примерно в течении суток, хотя в условиях постоянной спешки вечером заформованная матрица уже наутро идет в работу.

15. Податливый и мягкий в жидком состоянии стеклопластик, затвердев проявляет свое коварство. Глядя на его леденцовую поверхность хочется провести по нему рукой. Но невидимые, торчащие стеклянные иглы могут сильно поранить руку. Поэтому в первую очередь я слегка зачищаю поверхность матрицы наждачной бумагой. Лохматую, колючую кромку матрицы надо подрезать, оставляя фланец шириной 25-30 мм. На расстоянии 10 мм от края модели необходимо просверлить во фланцах монтажные отверстия под саморезы. В таком виде матрица готова к съему.

16. Лезвием ножа или тонкой стальной линейкой разъединяем фланцы по всему контуру. Затем расширяем образовавшуюся щель между фланцами и разнимаем полуформы матрицы. Тонкий слой пластилина модели во время съема матрицы разрушается, частично оставаясь в полуформах.

17. Остатки пластилина легко удаляются из матрицы. Затем внутреннюю поверхность можно протереть керосином. Контуры фланцев я зачищаю наждачной бумагой. На рабочей поверхности очищенной матрицы хорошо заметны дефекты недоработок пластилиновой модели, которые я исправляю той же наждачной бумагой.

Даже по этой черновой матрице можно изготовить несколько десятков рулей. Только кто же вам даст столько одинаковых рулей для тюнинга? А вот эксклюзивные работы с пластилином и стеклопластиком пользуются большим спросом.

Часть вторая:

Черновая матрица, сделанная с использованием обычной полиэфирной смолы (в отличие от чистовой из матричной смолы) имеет значительные усадки и утяжки, приводящие к искажению первоначальной формы. Причем, чем меньше и сложнее деталь, тем заметнее деформации. Особенно сильные уводы происходят в углах, как в нашем случае по всей дуге сечения полуформы. Так, что в самих деталях руля к моменту их полной полимеризации накапливаются видимые несовпадения одной полуформы относительно другой по контуру. Но, на то она и черновая матрица, чтобы только помочь нам перевести пластилиновую идею в стеклопластиковую заготовку будущей формы, или послужить временной (недорогой) оснасткой для изучения спроса на новое изделие.

01. Прежде чем начать изготовление половинок руля, я готовлю под оклейку сам руль. Постепенно срезая лишнюю резину с обода и спиц, вкладываю руль в полуформы матрицы. При этом стараюсь оставлять как можно меньше пространства между ободом и поверхностью матрицы для склейки.

02. Выклеить корки руля можно за один заход, сразу проложив два слоя стекломата марки 300. Главное, постараться формовать "сухо”, т.е. убирать лишнюю смолу отжатой кистью. Перед клейкой рабочая поверхность матрицы должна быть покрыта разделителем.

03.Деталь толщиной в два слоя тонкого стекломата получается хрупкой, поэтому вынимать ее из матрицы надо с осторожностью. Я нажимаю на торчащие по краям матрицы кромки стеклопластика навстречу друг другу и аккуратно вытягиваю корку.

04.Неровные кромки вынутых деталей надо подрезать по отпечатку, оставленному на детали краями матрицы. Для обрезки можно использовать электроинструмент, а можно отпилить полотном ножовки по металлу.

05. Обработанные корки я примеряю к рулю, одновременно подрезая, если это необходимо, резину руля. Для лучшего прилегания деталей, внутреннюю поверхность стеклопластика стоит зачистить грубой наждачной бумагой, убирая торчащие иглы стекловолокна и наплывы смолы.

06. Постепенно дорабатывая кромки деталей и обод, я подгоняю половинки друг к другу на руле. Хорошо совмещенные и свободно сидящие на руле корочки готовы к склейке.

07. Склеить полуформы можно двумя способами. Обычно, склеиваемые детали вставляются в матрицу, которая в собранном состоянии совмещает их и прижимает к ободу. Но я решил собрать руль без использования матрицы. Мне хотелось проконтролировать точность совмещения деталей и качество заполнения склеивающим материалом всего пространства внутри руля и на швах. В качестве склейки я использую смесь из полиэфирной смолы, аэросила (стеклянная пудра) и стекловолокна. Получается каша похожая на стеклонаполненную шпаклевку, только время отвердения у нее значительно больше. Этим составом я заполняю половинки руля и сдавливаю их на ободе. Лишнюю кашу, выдавленную из швов, удаляю и фиксирую полуформы малярным скотчем. Сильно деформированные места корок корректирую при помощи струбцин.

08. Нагрев детали указывает на интенсивно протекающую реакцию полимеризации. Через полтора- два часа после начала склеивания я снимаю скотч и убираю остатки смолы. После этого поверхность руля можно обрабатывать.

09.На любой детали вынутой из матрицы остаются следы разделительного слоя. Поэтому первым делом я очищаю наждачной бумагой весь стеклопластик от остатков разделителя.

10. Традиционно, тюнингованный руль облицовывают углетканью (карбоном), шпоном дерева и натуральной кожей. Твердые материалы с лакированной поверхностью располагают на верхнем и нижнем секторах обода, а боковые со спицами фрагменты руля обтягивают кожей. Так мы и планировали вначале сделать на нашем руле. Но после того как подержали в руках уже почти готовую баранку нам стало ясно, что экстремальный дизайн формы требует необычной отделки. И было принято решение все сделать наоборот, т. е. сверху и снизу кожа, с боков- шпон.

11. Для большего комфорта под кожу можно наклеивать тонкий слой пористой резины (что сильно увеличивает стоимость работ). Приблизительный кусок чуть большего размера, чем необходимо приклеиваем на стеклопластиковый обод руля.

12. Резина плотно обтягивает обод. В местах кожаных вставок под ладони тоже наклеиваются пятна резины, вырезанные по одному шаблону. Все фрагменты резины выравниваются наждачной бумагой, а дефекты заделываются смешанной с клеем резиновой крошкой. Контуры подрезаются по шаблонам.


13. Когда мы планируем отделку руля, необходимо задать правильное соотношение размеров обода на стыках разных материалов. Так, например, толщина шпона с лаком (до 2 мм) равна толщине кожи с клеем. Это значит, что обод нашего руля должен иметь одинаковое сечение на стыках. А наклеенная под кожу резина образовала ступеньку высотой 2 мм на ободе. Поэтому придется выравнивать обод на стыках шпаклевкой. Для того, чтобы не испортить шпаклевкой края резиновых наклеек, их надо замаскировать малярным скотчем. С этой же целью я приклеиваю по контуру резины тонкую пластилиновую полоску, которая станет щелью для заделки кожи.


14. "Волосатая” шпаклевка- незаменимый материал в работе макетчика. Эта шпаклевка изготовлена на основе полиэфирной смолы и хорошо сращивается с нашим полиэфирным стеклопластиком. Я знаю также, что многие мастера делают тюнинг руля целиком из шпаклевки. Постепенно накладывая и ошкуривая шпаклевку, рулю придается нужная форма.

15. На окончательно простроенной поверхности руля я размечаю линии щелей для заделки кожи. Пропилы на ободе удобнее всего делать полотном ножовки по металлу. Глубина щели должна быть не менее 3-4 мм, а ширина до 2 мм. Пропилы, сделанные полотном, выравниваю наждачной бумагой. Щели вставок под ладони были намечены пластилиновыми полосками. После удаления пластилина канавки выравниваются шпаклевкой и наждачной бумагой. Очень удобно прокладывать щели "бор машинкой”.

16. Последний штрих- установка и подгонка крышки аэрбэга. Главное, правильно рассчитать зазоры. Дело в том, что подвижная крышка не должна тереться о края спиц. К тому же, надо оставить место для толщины кожи или алькантары, которой будет обтягиваться крышка аэрбэга.

Для точности подгонки, я вставляю кусочки кожи в зазор и "прокачиваю” нужное место. Для подгонки зазоров используются все те же средства- шпаклевка и наждачная бумага. Законченный стеклопластик я обливаю грунтовкой, чтобы проявилась форма целиком, ведь на пятнистой от шпаклевки поверхности трудно разглядеть дефекты.

На этом работа макетчика заканчивается, и изделие отправляется к другим специалистам. Сначала, один мастер наклеит шпон и покроет его лаком, затем другой мастер обтянет кожей. От квалификации отделочников будет зависеть конечный результат, но основу- саму форму с ее эргономикой, пластикой, пропорциями закладывает мастер макетирования. Вот почему базовой специализацией в изготовлении нестандартных изделий всегда было макетное производство.

Количество 1-ая:

Верный руль не посещает законченным. А еще он не посещает высоким. И уж тем паче без древесных либо карбоновых накладок и анатомических шишек обтянутых перфорированной шкурой. Так считают почти все обладатели тюнингованных каров. А от себя добавлю, что отличному рулю полезно обладать сертифицированную агрегат с аэрбэгом. А следовательно, верный руль можнож приобрести методом тюнинга промышленного руля.

Различные профессионалы практикуют разнообразные методы производства вставок и анатомии на руле. Я предлагаю употреблять матричную технологию по пластилиновой модели. Превосходство пластилина в оперативности поиска формы модели. Превосходство матрицы в потенциала повторного употребления при изготовлении того же руля либо фрагментов корок для рулей вторых размахов.

Средняя количество руля не вызывает вмешательства тюнингера- аэрбэг соответствен исправно функционировать. Модернизации быть может подвергнут только лишь обод и отчасти спицы.

01. Дизайн ободка можнож попробовать нетрудно скопировать с теснее живущего руля, но можнож пофантазировать с формой самому. Самый обычный метод представить для себя желанную баранку это подрисовать близкие очертания на изображении руля- донора. Но, на мой взор, не быть достойным навечно задерживаться на бумаге, так как заявки эргономики и установка руля могут повредить ваши безудержные фантазии.

02. Необыкновенно приятно облагораживать дорогой руль престижного кара, желая пробовать близкие множества быть достойным на чем-нибудь попроще.

03. Большая часть рулей идущих в ногу со временем каров обтянуты шкурой, тот или иной я снимаю в основную очередь. Под шкурой раскрывается мягенькая резиновая оболочка ободка.

04. Ежели мы задумали поменять показной линия руля, то нам приведется срезать излишнюю резину с каркаса ободка. Но не быть достойным увлекаться чисткой каркаса от резины, превосходнее бросить ее в площадях где она не мешает изменению формы.

05. А сейчас, в легкой манере пробуем поискать правильные пропорции и комфортные для руки конфигурации формы на руле из пластилина. Сравним заработанный из пластилина эргономичный слепок руки с начальным рисунком руля. Выдерживаем отличительные шишки, вмятины и разъемы с рисунка на пластилин и наново "прокачиваем” удобство руля по руке.

06. Предположительно слепленную форму руля начинаем детально прорабатывать с одной из стран. При всем этом постоянный спор, что основнее пластилин либо шпаклевка я разрешаю в прок шпаклевки. Это следовательно, что я не стану полировать пластилин до зеркального блеска для съема практически чистовой матрицы, а доработаю оставленные на пластилине выпуклости на теснее готовом руле шпаклевкой. Но на пластилине нам надо обозначить чертами щели для заделки кожи,а заостренными ребрами переломы пластики формы. С оконченного пластилина одной половины руля снимаем шаблоны из частого картона.

07. Выдерживаем очертания, полосы щелей и ребра формы спустя шаблоны на пластилин второй сторонки руля. Боковую толщину баранки можнож контролировать штангенциркулем, сопоставляя подходящие площади справа и слева.

08. И вот форма простроена, но не спешите выкидывать шаблоны линий. С их подмогой нам необходимо сделать опалубку для формования фланцев разъема полуформ матрицы.

Как хоть какой замкнутый размер, целостный руль можнож приобрести склеивая меж собой верхнюю и нижнюю корочки формы. Для производства этих половинок из стеклопластика мы соответственны вначале сделать матрицу- слепок с пластилиновой модели. Разъем по фланцам поделит матрицу руля на две отдельные половины, в тот или другой нетрудно сделать верхнюю и нижнюю корки самих компонентов руля.

09. Опалубка фланцев соответственна иметься определена жестко в плоскости самого обширного продольного разделения руля. Картонную пластинку опалубки я обыкновенно закрепляю кусками пластилина с обратной сторонки.

10. Служба со стеклопластиком, и в частности контактное формование пропитанного полиэфирной смолой стекловолокна доставляет фактически бескрайние потенциала для производства больших форм. Вещество в водянистом состоянии легко оплетает поверхности хоть какой кривизны и конфигурации. А затвердевший композит может всеполноценно применяться по рекомендации. При формовании черновых матриц я обыкновенно не употребляю гелькоуты (особая густая смола для рабочей поверхности) и дорогие матричные смолы. Но, сознаюсь, что время от времени "злоупотребляю” загустителем- аэросилом (стеклянная пудра). Моя сравнимо густая смола ладно забивает выпуклости модели и наполняет острые углы на форме. Но на качество формовки влияет и армирующий вещество. Основные пару покровов, необыкновенно на трудной поверхности, я застилаю стекломатом марки 150 либо 300. Не рекомендую прикладывать немедля максимум покровов- это безизбежно приведет к деформациям стеклопластика. Теснее спустя час либо полтора смола останавливается жесткой, но процесс полимеризации еще длится.

11. А пока 1-ая формовка будет полимеризоваться, я перекладываю руль и убираю картонную опалубку. Для того, чтоб смола не приклеилась к опалубке я предварительно намазал ее делящим составом на основанию воска (тефлоновая авто плироль).

12. Иногда под рукою нет разделителя, а пора не терпит, я заклеиваю поверхность контакта малярным скотчем. Он бегло снимается с отвердевшей полиэфирки. Так и в этот разов я закрыл фланец.

13.Нижняя страна модели также накрывается один-одинешенек покровом стеклопластика. Затем того, как смола "встала”, другими словами вначале из водянистого перебежала в желеобразное, а потом и жесткое состояние, я наново перекладываю руль. На внешнюю страну модели прикладываю покров густого стекломата марки 600, предварительно зачистив предшествующий покров пластмассы наждачкой. Так, попеременно прикладывая круги наращиваю толщину корки матрицы до 2-2,5 мм (что подходит 1 покрову стекломата марки 300 и 2 оболочки марки 600).

14. Без остатка склеенная матрица выдерживается ориентировочно в движении суток, желая в критериях неизменной спешки вечерком заформованная матрица теснее наутро следует в службу.

15. Податливый и мягенький в водянистом состоянии стеклопластик затвердев проявляет близкое коварство. Смотря на его леденцовую поверхность охото провести по нему рукою. Но невидимые, торчащие стеклянные иглы могут сильно ранить руку. Оттого в основную очередь я слегка зачищаю поверхность матрицы наждачкой. Пушистую, колющуюся кромку матрицы надобно надрезать, забывая фланец шириной 25-30 мм. На расстоянии 10 мм от кромки модели надо просверлить во фланцах монтажные отверстия под шурупы. В этаком облике матрица готова к съему.

16. Лезвием ножика либо мелкой металлической линейкой разделяем фланцы по цельному очертанию. Потом расширяем образовавшуюся щель меж фланцами и разнимаем полуформы матрицы. Узкий покров пластилина модели во пора съема матрицы разрушается, отчасти оставаясь в полуформах.

17. Остатки пластилина бегло удаляются из матрицы. Потом внутреннюю поверхность можнож протереть керосином. Очертания фланцев я зачищаю наждачкой. На рабочей поверхности чистой матрицы ладно приметны недостатки недоработок пластилиновой модели, тот или иной я поправляю той же наждачкой.

Даже по данной нам черновой матрице можнож сделать немножко 10-ов рулей. Только лишь кто же для вас предоставит столько схожих рулей для тюнинга? А вот эксклюзивные службы с пластилином и стеклопластиком пользуются большущим спросом.

Количество 2-ая:

Черновая матрица, изготовленная с употреблением средней полиэфирной смолы (в отличие от чистовой из матричной смолы) обладает веские усадки и утяжки, приводящие к искажению начальной формы. При этом, чем младше и труднее компонент, тем заметнее деформации. Необыкновенно мощные уводы происходят в углах, как в нашем случае по цельной дуге разделения полуформы. Так, что в самих элементах руля к фактору их полной полимеризации скапливаются видимые несовпадения одной полуформы условно второй по очертанию. Но, на то она и черновая матрица, чтоб только лишь сориентировать нам перевести пластилиновую идею в стеклопластиковую заготовку водящейся формы, либо послужить временной (дешевый) оснасткой для исследования спроса на новое изделие.

01. До того как начать изготовка половинок руля, я готовлю под оклейку сам руль. Равномерно срезая излишнюю резину с ободка и спиц вкладываю руль в полуформы матрицы. При всем этом стараюсь забывать как можнож младше места меж ободком и поверхностью матрицы для клейки.

02. Выклеить корки руля можнож за один-одинехонек заход, немедля проложив два оболочки стекломата марки 300. Генеральное, попытаться формовать "сухо”, т.е. убирать излишнюю смолу отжатой кистью. Перед склейкой рабочая поверхность матрицы соответственна иметься компенсирована разделителем.

03.Компонент шириной в два оболочки высокого стекломата достается хрупкой, оттого вынимать ее из матрицы надобно с осмотрительностью. Я давлю на торчащие по бокам матрицы кромки стеклопластика навстречу друг дружке и аккуратненько вытягиваю корку.

04.Неровные кромки вынутых компонентов надобно надрезать по отпечатку, оставленному на элемента кромками матрицы. Для отрезки можнож употреблять электроинструмент, а можнож отпилить полотном ножовки по сплаву.

05. Обработанные корки я примеряю к рулю сразу подрезая, ежели это надо, резину руля. Для превосходнейшего прилегания компонентов, внутреннюю поверхность стеклопластика быть достойным зачистить грубой наждачкой, убирая торчащие иглы стекловолокна и наплывы смолы.

06. Равномерно дорабатывая кромки компонентов и обод, я подгоняю половинки приятель к товарищу на руле. Ладно совмещенные и легко сидящие на руле корочки готовы к клейке.

07. Склеить полуформы можнож 2-мя методами. Обыкновенно, склеиваемые элемента вставляются в матрицу, тот или другой в собранном состоянии совмещает их и придавливает к ободку. Но я решил смонтировать руль без употребления матрицы. Мне хотелось проконтролировать точность совмещения компонентов и качество наполнения склеивающим мат-лом в итоге места снутри руля и на швах. В качестве клейки я употребляю консистенция из полиэфирной смолы, аэросила (стеклянная пудра) и стекловолокна. Достается каша схожая на стеклонаполненную шпаклевку, только лишь пора отвердения у нее важно главным образом. Сиим составом я наполняю половинки руля и сдавливаю их на ободке. Излишнюю кашу, выдавленную из швов устраняю и закрепляю полуформы малярным скотчем. Сильно деформированные площади корок корректирую с помощью струбцин.

08. Нагрев элемента показывает на интенсивно протекающую реакцию полимеризации. Спустя полтора- два часа затем начала склеивания я снимаю скотч и убираю остатки смолы. После чего поверхность руля можнож обрабатывать.

09.На хоть какой элемента вынутой из матрицы остаются следы разделительного оболочки. Оттого сперва я очищаю наждачкой цельный стеклопластик от остатков разделителя.

10. Обычно, тюнингованный руль облицовывают углетканью (карбоном), шпоном дерева и естественной шкурой. Твердые субстанции с лакированной поверхностью располагают на верхнем и нижнем секторах ободка, а боковые со спицами фрагменты руля обтягивают шкурой. Так мы и планировали сначала сделать на нашем руле. Но затем того как подержали в руках теснее практически готовую баранку нам стало светло, что экстремальный дизайн формы вызывает необыкновенной отделки. И имелось принято заключение все сделать напротив, т. е. сверху и снизу шкура, с боков- шпон.

11. Для большего удобства под шкуру можнож наклеивать узкий покров пористой резины (что сильно наращивает стоимость занятий). Примерный кус чуток большего масштаба чем надо приклеиваем на стеклопластиковый обод руля.

12. Резина непроницаемо обтягивает обод. В площадях кожаных вставок под ладошки тоже наклеиваются пятнышка резины, вырезанные по один-одинешенек шаблону. Все фрагменты резины выравниваются наждачкой, а недостатки заделываются перемешанной с клеем резиновой крошкой. Очертания подрезаются по шаблонам.

13. Иногда мы планируем отделку руля, надо задать правильное соотношение размахов ободка на стыках различных веществ. Так, к примеру, толщина шпона с лаком (до 2 мм) равноправна толщине кожи с клеем. Это следовательно, что обод нашего руля обязан иметь однообразное разделение на стыках. А наклеенная под шкуру резина образовала ступень вышиной 2 мм на ободке. Оттого приведется выпрямлять обод на стыках шпаклевкой. Для того, чтоб не попортить шпаклевкой кромки резиновых наклеек, их надобно замаскировать малярным скотчем. С данной нам же целью я приклеиваю по очертанию резины высокую пластилиновую полоску, тот или другой станет щелью для заделки кожи.

14. "Волосатая” шпаклевка- неподменный вещество в занятию макетчика. Эта шпаклевка сделана на основанию полиэфирной смолы и ладно сращивается с нашим полиэфирным стеклопластиком. Я знаю также, что почти все профессионалы сооружают тюнинг руля полностью из шпаклевки. Равномерно прикладывая и сошкуривая шпаклевку, рулю придается подходящая форма.

15. На совсем простроенной поверхности руля я размечаю полосы щелей для заделки кожи. Пропилы на ободке удобнее в итоге сооружать полотном ножовки по сплаву. Глубина щели соответственна иметься более 3-4 мм, а ширина до 2 мм. Пропилы, изготовленные полотном выпрямляю наждачкой. Щели вставок под ладошки имелись намечены пластилиновыми полосами. Затем удаления пластилина канавки выравниваются шпаклевкой и наждачкой. Чрезвычайно комфортно прокладывать щели "бор машинкой”.

16. Крайний штришок- конструкция и подгонка крышки аэрбэга. Генеральное, верно рассчитать зазоры. Тяжба в том, что подвижная крышка не соответственна тереться о кромки спиц. К тому же, надобно бросить площадь для толщины кожи либо алькантары, тот или другой будет обтягиваться крышка аэрбэга. Для точности подгонки, я вделываю куски кожи в зазор и "прокачиваю” необходимое площадь. Для подгонки зазоров употребляются все те же средства- шпаклевка и наждачка. Оконченный стеклопластик я обливаю грунтовкой, чтоб проявилась форма полностью, ведь на пятнистой от шпаклевки поверхности тяжело рассмотреть недостатки.

На этом служба макетчика кончается и изделие отчаливает к вторым профессионалам. Вначале, один-одинехонек мастер наклеит шпон и возместит его лаком, потом второй мастер обтянет шкурой. От квалификации отделочников будет зависеть окончательный итог, но базу- саму форму с ее эргономикой, пластикой, пропорциями закладывает мастер макетирования. Вот зачем базисной квалификацией в изготовлении необычных изделий постоянно имелось макетное создание.

Приветствую всех! Попался ко мне в руки вазовский руль, и я решил сделать его анатомическим, чтобы в руках был удобен. И вот какой тюнинг руля получился…

Стандартная баранка

Подрезаю руль снизу.

Далее накидываю пластелин и придаю будущую форму.

смоделировав одну сторону, перехожу ко второй. Главное тут выдержать симетрию. Для этого делаю макеты из плотного картона.

Опять накидываю пластелин и моделирую нижнюю часть.

В итоге вот такой руль получился, весь процесс не фотографировал, потому что далее была работа со смолой, руки были вымозаны. В кратце опишу процес. После того как подготовили руль, проверили симетрию, начинаем готовить руль к нанесению смолы. Т.е. руль будет поделен на две половинки, верхнюю и нижнюю, разделении делаю плотным картоном.

После чего наношу на руль разделительный воск и поверх наношу стекломат. кладу три слоя 300-го мата. После того как все высохнет, разделяю две половинки. После чего срезаю с руля немного резины и готовлю наполнитель для руля.

Развожу смолу, добавляю аэросил и волокна стекломата. Получившуюся кашу накладываю в получившиеся половинки, далее вставляю туда руль и прижимаю. Жду пока высохнет, потом разделяю. Далее обрабатываю нождачной крупной. После наношу матовую краску, чтобы увидеть мелкие неровности.


Вот такой руль получился, осталось обшить. Всем спасибо и удачи на дорогах!

Перетяжка руля кожей, изменение эргономики руля

Хочешь респектабельный европейский внедорожник? Садись в Land Rover…только не за руль. Форма заводской баранки Range Rover Sport, Land Rover Sport, Freelander, Discovery 3 такая же брутальная, как его кузов. Но эргономику рулевого колеса можно изменить тюнингом. Показываю один из способов «настроить» руль под руки хозяина.

Мастера подгоняют форму обода руля и делают тюнинг Ленд Ровер Спорт, Дискавери 3, Фрилендер, Рендж Ровер Спорт тюнинг, под руки любых размеров и пропорций. В местах постоянного захвата добавляют шишки под ладони и протачивают вмятины под большие пальцы. Для тех, кто любит потолще – наращивают толщину обода. Подогнанный по руке руль называют анатомическим. Эксклюзивные рули украшают деревянными вставками, обклеивают карбоном, красят и заливают лаком. При этом отделка может сильно менять конструкцию обода и спиц.

Тюнинг руля можно построить разными способами, как говориться: кто на что учился. Обычно, мастер-обтяжчик наклеивает на обод тюнинга руля Range Rover Sport, Land Rover Sport, Freelander, Discovery 3 тюнинг, листовую пористую резину и вырезает из нее нужную форму. На мой взгляд, это похоже на работу скульптора с деревом или камнем, когда нет права на ошибку. Сразу не попал в форму – переделывай или уменьшай в объеме. Не попал в симметрию – и так сойдет, или подтачивай большую форму по меньшей – опять уменьшай… Не говорю уже про нюансы, например, стык резины с жесткой вставкой под шпон или лак. Основной аргумент сторонников резиновой технологии в якобы мягкой поверхности обода руля тюнинга Ленд Ровер Фрилендер, Спорт, Дискавери 3, Рендж Ровер Спорт тюнинг. Но кто держал тюнингованный резиновый руль, знает, что он далеко не такой мягкий как заводской. Из мягкой резины невозможно выточить четкую форму и под натянутой кожей она будет сминаться. Поэтому резиновый анатомический руль – твердый.

Еще один способ, это стеклонаполненная шпаклевка. Набирать из шпаклевки форму руля тоже не просто. Да и в прочности такой конструкции я сильно сомневаюсь.

Остается классический дизайнерский способ тюнинга руля и проработки формы из пластилина и изготовление обода из стеклопластика.

01. Каркас обода руля Range Rover Sport, Land Rover Sport, Freelander, Discovery 3, отлит вместе со ступицей из алюминиевого сплава. Снаружи каркас, как обычно, залит резиной и обшит кожей. Как я уже говорил, держать в руке эту баранку неудобно – спицы толстые и угловатые. Пальцы упираются в спицы с обратной стороны – не понимаю, как этим рулить?

02. Начинаю препарировать с отделения кожаной оплетки от резинового обода. Содрать кожу с руля дело нехитрое, клей держит ее только на спицах. Напомню, для чего мне голый руль: поверх резины я собираюсь слепить анатомическую форму из пластилина. Но не всю кожу нужно снимать, например, на верхнем секторе обода. Это делается в том случае, если обод вам кажется тонковатым. В матрице диаметр обода с кожей будет базовым диаметром. После обтяжки, толщина руля тюнинга Рендж Ровер Спорт, Ленд Ровер Дискавери 3, Фрилендер, Спорт тюнинг, увеличится на толщину кожи, то есть на 3 мм.

03. Есть одно тонкое место на руле, где резину обязательно нужно снимать до самого обода. Это внутренний угол на верхней спице. Грубой наждачной бумагой спиливаю резину до металла под вмятину для большого пальца. На самом деле, таких мест может быть несколько в зависимости от дизайнерских фантазий и эргономических предпочтений. Например, немного выровнять форму нижнего сектора обода или выбрать ямки для пальцев с обратной стороны руля.

04. Но безудержный полет фантазии в эксклюзивном рулестроении не приветствуется. Серьезные люди, управляющие автомобилями Range Rover Sport, Land Rover Sport, Freelander, Discovery 3, предпочитают консервативный стиль уже ставшего классикой анатомического тюнинга руля. И мы не будем гнаться за оригинальностью ради «креативной» пластики, просто сделаем удобно и солидно. С такой установкой я наношу первые мазки пластилина на спицу руля.

05. Полагаясь на свой вкус, опыт и большое количество усвоенной информации, вылепливаю правую половину баранки. Пластилин дает большую свободу проектировщику в поиске пластики формы. Особенно не заменим в моделировании эргономических элементов мелкой пластики, соразмерных с кистью руки. Руль для тюнинга Рендж Ровер Спорт, Ленд Ровер Фрилендер, Спорт, Дискавери 3 – идеальный объект пластических экспериментов.

06. Правую сторону тюнинга руля, после тестирования разными руками моих товарищей удалось привести к оптимальному размеру и форме. На левой стороне я тоже искал поверхности и обводы, но теперь ее придется подгонять по форме правой.

07. Строим симметрию с помощью бумажных шаблонов. Вернее бумажно-скотчевых. На внутренней поверхности выбранного участка эталонной формы приклеиваю кусочки пластилина. Они станут опорой для шаблона.

08. Для шаблона подойдет любая бумага, например миллиметровка. Вырезаю приблизительный по форме кусок и укладываю на кусочки пластилина. В местах, где бумага не касается поверхности обода руля или спиц, подклеиваю обрывки бумажного малярного скотча. Так набирается весь контур шаблона. Края шаблона, которые граничат с краями спиц, отмечаю вырезами.

09. Переворачиваю шаблон и приставляю к левой стороне руля, совмещая с краями спиц слева. Лишний пластилин соскребаю, а щели между шаблоном и ободом руля подлепливаю.

10. Еще один «миллиметровый» шаблон поработает с передней острой гранью плавного «защипа». Ориентирую его по верхним границам спиц. Нижний край шаблона легко огибает цилиндрическую форму руля и копирует линию выступа сбоку.

11. Левая грань «защипа» не сразу поддается правке. Несколько раз прикладываю шаблон и постепенно подвожу пропорции и конфигурацию линии к контуру миллиметровки.

12. Шаблон шаблоном, а симметрию руля тюнинга Range Rover Sport, Land Rover Sport, Freelander, Discovery 3 тюнинга, лучше еще проверить и «на глаз». Поворачиваю руль к свету, чтобы поймать глубокие тени на рельефе руля и стараюсь сравнить линии, выступы и впадины. Говорят, что форму полезно перевернуть «вверх ногами», чтобы оценит «свежим взглядом». В таком положении действительно проявляются все ошибки.

13. Я сразу заметил явный промах – верхний выступ на правой стороне казался выше левого. Быстро делаю скотчевый шаблон с опорой на край спицы. Технология та же, что и с миллиметровкой, только кладется он фигурно, не в одной плоскости.

14. Проверка шаблоном показала целых 5 миллиметров разницы.

15. Пластилином долепливаю недостающий объем и корректирую пластику выступа. Теперь явных ошибок не остается, а мелкие «шероховатости» уйдут после доводки формы в стеклопластике.

16. «На одном дыхании», пока в духовке остался теплый пластилин, я решил слепить опалубку для формования матрицы руля тюнинга Рендж Ровер Спорт, Ленд Ровер Фрилендер, Спорт, Дискавери 3 тюнинга. Получилось что-то вроде грубой глиняной тарелки. Экспромт – великая сила. Такую конструкцию я ваял впервые… Кусками пластилина выложил поверхность свободной формы от обода до основания руля.

17. Внешний фланец по периметру руля тоже леплю из пластилина – разминаю, плющу его руками и приклеиваю к ободу.

Ну и скульптура получилась! И что самое главное – быстро. На изготовление опалубки из другого материала уйдет гораздо больше времени и нервов.

Формовку матрицы оставляю на следующий день и процесс изготовления матрицы и самой детали покажу в следующей части истории про тюнинг Range Rover Sport, Land Rover Sport, Freelander, Discovery 3 тюнинг руля.

В первой части нашей технологии я начал лепить из пластилина удобную форму спортивного руля на основании руля Рендж Ровер Спорт, Ленд Ровер Фрилендер, Дискавери 3, Спорт. Изготовление пластилиновой мастер модели – эталона формы, важный этап поиска пластики и подготовки к съему стеклопластиковой матрицы.

Навыки работы с пластилином оттачиваются годами, но когда он начинает поддаваться – получаешь свободу творчества. Правда, фантазировать приходится в границах возможностей технологии стеклопластика, удобства обтяжки кожаного руля и в рамках здравого инженерного смысла.

Без преувеличения можно сказать, что самый красивый тюнинг делается из стекловолокна. Так почему бы не применить стеклопластик для тюнинга руля Рендж Ровер Спорт, Ленд Ровер Фрилендер, Спорт, Дискавери 3? Тем более, что это не первый мой опыт в автомобильной практике – хозяева BMW, MB и Porshe уже давно рулят…

Но, вернемся к нашим баранкам. Стеклопластик в тюнинге спортивного кожаного руля применяется не только как материал из которого делается сам руль – из него изготавливается форма для «отливки» руля – матрица. Уже в пластилине я заложил форму обода и спиц под две полуформы матрицы. Примерно посередине обода задал наибольшую ширину для монтажа фланца разъема. Тарелку и внешнюю пластину опалубки тоже слепил из пластилина.

01. Для облегчения себе жизни после формовки матрицы по пластилину я заранее накрываю его малярным скотчем. Скотч, к тому же, намазываю разделителем. Содрать скотч со стеклопластика легче и быстрее, чем вычистить и протереть прилипший к матрице пластилин. Но приходится мириться с чисткой матрицы в тех местах, где пластилин остается открытым. Каким бы тонким не казался скотч, а ломать его толщиной форму самой модели не будем.

Клеить стеклопластик дело нехитрое, но требует некоторых знаний и навыков. Перед нами сравнительно небольшая мастер модель тюнинга спортивного руля для Рендж Ровер Спорт, Ленд Ровер Фрилендер, Спорт, Дискавери 3 с глубоким рельефом и острыми гранями. Есть еще одна тонкость – опалубка фланцев примыкает к модели под прямым углом. Стекломат 300, который я использую на первый слой, хорошо принимает форму модели, но для идеальной укладки лучше немного загустить смолу. Добавляю в смолу для формовки аэросил и отдельно развожу густую кашу.

02. Процесс формования в моем исполнении выглядит так: сначала я прокладываю по всем острым углам кашу из смолы и аэросила. Причем, не только во внутренние углы, но и на внешние накладываю кашу горкой. Затем, намазываю всю «тарелку» опалубки загущенной смолой и приминаю к ней кистью стекломат. 300. Одновременно стекловолокно смачиваю. Если время не терпит, то на черновую матрицу такой маленькой детали сразу накладываю до трех слоев стекломата 300. Фланцы дополнительно усиливаю полоской того же мата.

03. Формовать стеклопластик я стараюсь в конце рабочего дня и оставляю его полимеризовываться до утра. Затвердевшую корку пластика можно освободить от пластилина и скотча. Главное, не вырвать модель спортивного руля Рендж Ровер Спорт, Ленд Ровер Фрилендер, Спорт, Дискавери 3 тюнинг из матрицы.

04. Заднюю половину матрицы готовлю к формованию так же, как лицевую. Только роль пластилиновой опалубки исполнит поверхность уже готовой полуформы матрицы. Стеклопластик трижды намазываю разделителем, давая просохнуть каждому слою. На маскировочном скотче продавливаю точки монтажа матрицы на руле.

05. «Клейка» нижней половинки матрицы спортивного кожаного руля Рендж Ровер Спорт, Ленд Ровер Фрилендер, Спорт, Дискавери 3 тоже не обходится без аэросила. Загущенная смола не дает стекловолокнам пружинить и распрямляться – значит, пузырей будет меньше. Заформовываю 3 слоя трехсотого стекломата с усилением фланцев дополнительной полоской.

06. Съем матрицы с модели приносит мне немало переживаний. Иногда мешают залипы и замки. Приходится применять грубую силу, от чего можно частично повредить матрицу. В любом случае, начинаем с отделения фланцев полуформ матрицы. Ножом или стальной линейкой провожу между верхней и нижней корками, слегка их раздвигая.

07. В щель между полуформами я вставляю деревянные клинышки по всему периметру. Рано или поздно одна из половин отойдет от модели. Вторую корку тоже отрываю от руля. Сама пластилиновая модель тюнинга спортивного руля разрушается, частично оставаясь на матрице. Прилипшие к матрице кусочки пластилина соскребаю и протираю тряпкой, смоченной уайтспиритом.

08. Черновая матрица готова к формованию спортивного руля. Руль Рендж Ровер Спорт, Ленд Ровер Фрилендер, Спорт, Дискавери 3 тоже надо подготовить к размещению в матрице. Для этого частично срезаю резиновую оплетку с обода и спиц. Сильно увлекаться не стоит – пусть больший объем резины останется на руле. Всю резину срезаем только в тех местах, где планируем обклеить руль шпоном.

09. На правильно обрезанном руле полуформы матрицы должны плотно сойтись. По всему периметру фланцев я просверливаю отверстия для саморезов. Саморезы стянут корки матрицы и зафиксируют руль в правильном положении.

10. Волнительный момент оклейки руля в матрице настал. Счет пойдет на секунды. Начинаю с формовки в матрице лицевой стороны руля. Два слоя стекломата 300 обеспечат достаточную жесткость обода, не превращая его при этом в стальную трубу. Поверх стекломата накладываю в полуформу матрицы горку полиэфирной каши. Вставленный в матрицу руль должен выдавить лишний материал. Обмазываем излишками каши заднюю сторону руля и заворачиваем на нее края стекломата. На матрицу задней половины руля можно наклеить всего один слой мата 300.

11. Пока смола не «встала», нужно успеть сложить полуформы матрицы спортивного кожаного руля Рендж Ровер Спорт, Ленд Ровер Фрилендер, Спорт, Дискавери 3 и скрутить их саморезами. Продавить руль в средней части должны болты, стягивающие между собой руль и обе половины матрицы. Вот когда можно удовлетворенно вздохнуть. Но рано радоваться – посмотрим, много ли будет пузырей в стеклопластике.

12. Раскрываю матрицу… На первый взгляд, обод и спицы на лицевой стороне хорошо продавились – явных пузырей не видно.

13. Выбиваю руль из задней полуформы матрицы. На всех контурах обода и спиц нарос облой из стеклокаши и мата – значит, материала положил достаточно.

14. Облой опиливаю полотном ножовки по металлу и правлю контуры наждачной бумагой. Поверхность всего руля тоже выравниваю наждачкой и снимаю остатки разделительного слоя.

15. На пыльном руле невозможно разглядеть всех раковин и сколов. На этот случай удобно иметь под рукой сжатый воздух и продувочный пистолет. По количеству пятен шпаклевки видно, сколько дефектов я обнаружил после очистки воздухом.

16. Шпаклевка нарушила грани и размыла рисунок рельефа на лицевой стороне спортивного руля Рендж Ровер Спорт, Ленд Ровер Фрилендер, Спорт, Дискавери 3. С помощью бумажных шаблонов и наждачной бумаги я восстанавливаю симметрию. Карандашные линии на пятнистой поверхности проявляют пластику граней.

17. Перед обтяжкой руля кожей полезно провести контрольную сборку на автомобиле, чтобы окончательно удостовериться в правильности формы и равномерности зазоров. А заодно, еще раз пощупать и оценить удобство хвата. Стеклопластиковый анатомический руль, это вам не серийный полуфабрикат – так бы и держал, не выпуская из рук!

А что еще будет, когда поверхность стеклопластика обтянется натуральной автомобильной кожей – кожаный руль. Как это делается смотрите в заключительной части изготовления спортивного руля Рендж Ровер Спорт, Ленд Ровер Фрилендер, Спорт, Дискавери 3:

Мне самому давно хотелось попробовать заняться перетяжкой руля кожей, но сразу освоить все виды тюнинга невозможно. Поэтому изучаю как делают обтяжку руля кожей опытные мастера. Прошу знакомого специалиста обшить руль кожей.

В предыдущих статьях я показал, как леплю и клею болванку анатомического руля из стеклопластика. Но это еще пол дела. Если вы держали в руках хороший анатомический руль, наверняка обратили внимание на внешнее оформление. Кажется, что для украшения баранки применяются все доступные технологии и отделочные материалы. Самый практичный и эстетически безупречный вариант – обтянуть руль кожей, а точнее, комбинацией гладкой и перфорированной кожи.

Руль самая близкая и, наверное, самая любимая для водителя деталь в салоне автомобиля. А, как известно, сколько людей, столько разных мнений и вкусов. В этом смысле отношение к отделке руля не исключение – одному подавай полированное дерево, инкрустацию или стразы, а другому – сдержанную, но престижную дорогую черную кожу.

Перетяжка руля кожей - самый популярный способ тюнинга руля. Часто просят поменять старую, потертую оплетку и, конечно, изменение формы руля требует новой отделки. Специалисты по перетяжке салонов предлагают обшить руль дорогой автомобильной кожей – всегда можно подобрать материал по фактуре и цвету похожий на обивку салона (торпедо). Я несу руль знакомому мастеру.

01. Обтяжка руля кожей всегда начинается с планирования расходов материала. Но прежде, необходимо определиться с разбивкой руля на фрагменты – кожаный чехол оплетки кроится и сшивается из нескольких частей. В местах стыка лоскутов, на руле должны быть пропилы шириной в две толщины кожи. Мы решили разбить обод руля на четыре участка. На ровных, верхнем и нижнем секторах ляжет тесненная кожа, а на боковых – перфорированная. Я пропилил щели в стеклопластике и передал руль мастеру-оклейщику. Она померила длину и ширину всех участков руля, выкроила и вырезала прямоугольные пластины кожи. Куски кожи должны быть немного больше расчетного размера, чтобы можно было при обтяжке тянуть за края.

02. Когда обод оборачивается, края кожи на внутренней стороне сводятся встык. Линия стыка должна проходить посередине обода. Мастер размечает маркером линию стыка кожи, прикладывая линейку и проверяя опытным глазом.

03. При перетяжке руля кожей особое внимание нужно уделить разметке в районе больших пальцев. Стык кожи должен уходить как можно дальше от середины обода под спицы руля. Еще один важный момент – насечки на линии разметки. Они нужны для правильного расположения фрагментов кожи на руле. Во время кроя, на кожу наносят такие же насечки для совмещения с насечками на руле.

04. Обтяжка руля кожей это значит обшивка руля кожей и оклейка. Но сначала это выкраивание материала по поверхности руля. Разные мастера по-разному снимают выкройки, но самый верный способ – кроить самим материалом, которым хочешь обтянуть руль кожей. В стаканчике налит клей Kleiberit c114/5. На столе раскладывается заготовка первой детали и намазывается клеем. Кисть для нанесения клея должна быть жесткой: подойдет не широкий малярный флейц (плоская кисть) с натуральной щетиной. Клей равномерно втирается по всей поверхности кожи, без луж и загустевших катышков. Стараемся не проводить много раз по одному месту. Намазанный клеем лоскут кожи оставляем немного подсохнуть. Работать с кожей начнем, когда клей перестанет липнуть к рукам.

05. Пытаться приклеить на сырой клей кусок кожи к детали неблагодарное занятие! Обе поверхности должны быть почти сухими, по крайней мере, на ощупь – это главная тайна перетяжки руля кожей. Правда, есть еще одна страшная тайна, приходящая с опытом и мастерством – как на ощупь определить, когда клей уже подсох, но еще не пересох? С этими мыслями я смотрел, как мастер намазала внешнюю сторону обода руля клеем и приложила к нему кожу. Затем, направила струю горячего воздуха из фена на место контакта кожи с ободом. Фен в руке оклейщика такой же привычный инструмент, как кисть или ножницы. Горячий воздух размягчает и одновременно сушит клей, сращивая две намазанные клеем детали.

06. Простая обтяжка руля кожей, как на обычных (не анатомических) рулях, на анатомии не пройдет. Кожа должна быть приклеена по всей поверхности обода и спиц. Поэтому мастер намазывает обод небольшими участками и постепенно передвигается от внешнего края обода к спицам.

07. В процессе перетяжки руля кожей фен все время участвует в работе. Разогревая место контакта, мастер растягивает кожу, равномерно распределяя ее по рельефу обода. Пальцами и кожаным валиком придавливает кожу к рулю.

08, 09. Сначала, кожа наклеивается на одну половину руля до разметки на внутренней стороне обода. По линии разметки край кожаного лоскута подрезается ножницами и помечается вертикальными насечками, как на руле. Те же операции, начиная от наклейки и заканчивая обрезкой и разметкой, проводим со второй половиной этого куска кожи.

10. Так выглядит процесс кройки заготовок кожаного чехла для обтяжки руля кожей. Каждый сектор обода со спицами вырезается по месту и размечается контрольными точками по контрольным точкам разметки руля. Готовые «шкурки» заготовок обдираются с руля для сборки в общий чехол.

11. Наш оклейщик, превращается в швею. Отдельные куски кожи она сшивает в кольцо, ориентируясь по линиям разметки. Края кожи на стыках остаются с изнанки – для них я и делал выборки-щели на ободе руля. И теперь уже общий край подрезается на расстоянии 4 – 5мм от соединяющей их строчки, чтобы поместиться в щели на руле.

12. Возможно, самая ответственная работа перетяжки руля кожей – проложить строчку по контуру кожаной ленты чехла. Стежки должны пройти строго на одинаковом расстоянии от края и совпадать на противоположных сторонах заготовки. Для этой работы используются очень прочные нитки №20. Иногда для украшения руля кожу прошивают нитками контрастного цвета, но мы делаем строгий классический вариант с ниткой в цвет кожи.

13. Лента чехла плотно облегает руль. Нужно сориентировать кожу, чтобы стыки совпали со щелями на ободе. Края чехла должны стыковаться на линии разметки.

14. Мастер намазывает обод клеем и начинает заводить стык на чехле в щель на руле.

15. Одновременно, она приминает кожу по рельефу обода и спиц. Край кожи не везде сразу точно ложится по линии разметки – приходится осторожно подтягивать его круглогубцами. Теперь становится ясно, почему этот процесс называется обтяжкой руля кожей.

16. И вот, кожа уложена по всему контуру руля, а кромки сошлись на линии разметки. Понятно, что оставить руль в таком виде нельзя – края кожи обязательно разойдутся в процессе его использования. Края чехла нужно сшить такой же ниткой, что и строчки на коже. Превратить технологическую необходимость в украшение помогает виртуозная работа мастера. Равномерно стянутые строчки с одинаковым шагом нитки создают красивый, декоративный рисунок на внутренней стороне обода.

17. Свободные края кожи на спицах подворачиваются, подклеиваются и лишняя кожа обрезается. Концы стягивающей нитки «на всякий случай» изнутри приклеиваются к спицам – чтобы не распустились.

Обтянуть руль кожей может не каждый мастер, а только тот, что имеет большой опыт перетяжки руля кожей. Для обтяжки руля кожей подходят не всякие материалы, а только специальные. Мастер должен уметь выбрать пластичную кожу для обтяжки руля и иметь набор специальных инструментов. А лучше, если этот мастер специализируется только на перетяжке руля кожей.