Дмитрий ЖуковСтой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей. Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей Волков стой кто ведет

Название книги Жукова «Стой, кто ведет?» расшифровано в подзаголовке — «Биология поведения человека и других зверей». «И других зверей», это очень важно, — основной посыл автора — наше поведение описывается теми же законами, что и поведение всех других животных. Он иллюстрирует это многочисленными примерами из животного мира.

Автор отсылает читателя к принципу «бритвы Оккама», согласно которому для объяснения поведения человека следует использовать те же понятия, что и для объяснения поведения животных. Только когда этого окажется недостаточно, можно вводить новые понятия.

Но разве неясно, кто «ведет человека»? Конечно, мозг, который управляет всем и у человека достиг небывалых высот развития! Автор, конечно, не опровергает это утверждение, но и не останавливается на нем. Механизмы работы мозга, обучение и память — эти феномены остаются за пределами двухтомника. Хотя и того, что в нем отражено, вполне могло было хватить на несколько популярных книжек. Автор поворачивает привычные вещи неожиданными сторонами, где-то озадачивает, где-то провоцирует, где-то с ним хочется поспорить. В общем, не скучно!

Первый том посвящен той стороне регуляции поведения человека, которая, как правило, остается в тени центральной нервной системы. Это гуморальная регуляция , то есть такая, которая происходит посредством веществ с током крови.

Основной класс этих регуляторных веществ — гормоны. Так что можно сказать, что книга — это гимн его величеству гормону.

Хотя надо заметить, что мозг тоже принимает в этом участие, так как под управлением гипоталамуса в гипофизе , который является частью мозга, образуются тропные гормоны , запускающие синтез разнообразных гормонов в железах внутренней секреции.

Разбирая разные школы исследования поведения — бихевиоризм , условно-рефлекторное учение Павлова, этологию, — Жуков доказывает, что в поведении человека врожденные потребности играют не меньшую роль, чем в поведении животных. Читатель получает обширную информацию об устройстве и работе гипоталамо-гипофизарной системы , которая рулит всеми гормонами. А также о классификации и биологической роли всех основных гормонов и принципах гормональной регуляции. То есть в этой части книга воспринимается почти как учебник, который к тому же не скучно читать. Хотя иногда наталкиваешься на несколько странные утверждения вроде того, что глюкоза — это психотропное вещество, а асимметрия головного мозга формируется в результате организующего влияния половых гормонов.

Читая про гормональную регуляцию углеводного обмена, мы узнаем, почему, если надо на короткое время побороть голод, помогут 30 приседаний. Почему не стоит давать уставшему и замершему человеку рюмку водки, а лучше дать ему сладкого чая.

Жуков делится с читателем неожиданным взглядом на хрестоматийные понятия. Например, трудно себе представить, какую биологическую основу можно усмотреть в библейских семи смертных грехах.

Однако автор доказывает, что все эти грехи «являются гипертрофированным проявлением таких форм поведения, которые, будучи умеренными, помогают нам успешно жить и приспосабливаться к постоянно меняющемуся миру».

Они основаны на нормальных мотивациях, только чрезмерны. Еда — это необходимость, чревоугодие — грех; секс — необходимость, любострастие — грех; то же касается сребролюбия, тщеславия, гордыни, уныния и т.д. Все эти качества в малых дозах повышают приспособленность человека, в высоких дозах — снижают.

Поведение Жуков определяет как двигательную активность, направленную на удовлетворение потребностей, витальных, социальных и идеальных. С витальными (еда, секс, безопасность) все ясно. Социальными потребностями можно объяснить как подчинение собаки своему хозяину, так и объединение людей в социальных сетях, стремление человека сделать карьеру и т.д. Идеальные потребности присущи только человеку. В этом контексте примечательно данное автором определение главной функции религии: перенос ответственности человека за свою жизнь на внешние обстоятельства (наверняка большинству это определение не понравится, но с точки зрения физиолога и материалиста оно так и есть).

Самая большая часть первого тома посвящена стрессу , и неудивительно, так как стресс — это основной предмет профессионального интереса Жукова. Поскольку все знают, что это такое, но никто не может точно определить, интересно данное автором определение: «Стресс — это неспецифическая системная приспособительная реакция организма на новизну, т.е. отклонение условий существования от привычных». С этих позиций (реакция на новизну) рассматриваются разные виды стресса. Тут также можно узнать массу интересных вещей. Например, почему «моржи», приучая свой организм к переохлаждению, тем самым ослабляют иммунную систему и нередко умирают от воспаления легких.

И совсем неожиданное: почему научные статьи не должны быть написаны лексически богатым языком, метафоры в них вредят, а повторения слов облегчают понимание.

Очень важные разновидности — контролируемый и неконтролируемый стресс, ибо, если животное или человек может избежать воздействия, это идет ему скорее во благо, а если не может, то развивается состояние под названием «выученная беспомощность». И, как следствие, депрессия, нарушение поведения и сна, язва желудка и пр. И это относится в равной степени что к крысе, которую подвергают неизбежным ударам электрического тока, что к человеку, изо дня в день вынужденному подвергаться унижению со стороны начальника, например.

Депрессия — тяжелое состояние. Но, как узнает читатель, и депрессия может быть чем-то полезной.

Точнее, субдепрессивные состояния, которые, оказывается, способствуют продуктивной интеллектуальной деятельности (пример — пушкинская болдинская осень).

В состоянии эйфории продуктивно работать головой невозможно, утверждает автор. А вот бананы от депрессии не помогут, ну а если и помогут, то серотонин тут ни при чем, он попросту не дойдет до мозга.

В последней главе первого тома автор вводит важную классификацию людей (как и животных) на два типа — А и Б. К типу А относятся люди, для которых характерны такие черты, как агрессивность, амбициозность, социальная активность. К типу Б — неагрессивные, неамбициозные и не склонные к общественной активности люди. Пример типа А — Д"Артатьян, Ноздрев из «Мертвых душ», пример типа Б — царевич Алексей, сын Петра I. Кажется, что с точки зрения приспособленности абсолютное преимущество — у людей типа А. Однако при изменениях условий среды, где надо проявить не напор, а гибкость, преимущество получают индивидуумы типа Б. Свою мысль автор доказывает примерами из классической русской литературы и жизни котов на даче.

Уже во втором томе, посвященном социальному поведению, рассматривает эти два типа в контексте доминантности-субординантности. И вот что выясняется. Верхний слой общества — доминанты — у крыс, собак, обезьян и людей состоит из представителей типа А. Но из них же состоит и низший слой общества — слой субординантов. Представители типа Б формируют промежуточный слой — субдоминантов, в мире животных они называются бета-особями. Их роль другая и вовсе не последняя.

В то время как А (альфа-самцы) одерживают победы в схватках за самок и ресурсы, бета-особи более склонны к исследованию среды, более пластичны, и именно они обычно находят неожиданное решение возникающей задачи.

В общем, быть бетой вовсе не зазорно: как правило, они более умные. Все это относится и к человеку.

Переходя к отношениям полов, Жуков подробно разбирает две биологические стратегии размножения — R -стратегию (много потомков, о которых можно не заботиться) и К-стратегию (малое число потомков, о которых необходимо заботиться). R-стратегия предусматривает полигамию, К-стратегия — моногамию. Вызывает некие сомнения возможность перенесения этих двух стратегий на человека. По сравнению с мечущими икру рыбами и мышами, рождающими по 10-15 детенышей, у человека малое количество детей, которые просто не выживут без родительской заботы, поэтому логично, что все представители рода человеческого исповедуют К-стратегию. Да и моногамия (в целом) у человека как вида возникла еще в далекие времена.

Интереснее другое: автор переносит R- и К-стратегии из области размножения в область социальных контактов. И здесь уже можно свободно поспекулировать, потому что среди людей есть как те, кто завязывает знакомства быстро, легко и много и так же легко с ними расстается, и те, кто имеет немного друзей на всю жизнь. Это R- и К-стратегии, и, кстати, они коррелируют с уровнем гормона окситоцина , который называют гормоном любви.

А знаете, почему в Древней Руси девицам было разрешено ходить с непокрытой головой, а замужние женщины должны были покрывать голову платком?

Всему виной феромоны, запах которых концентрируется в волосах. Девушки должны привлекать женихов (только не в церкви), а взрослые женщины — скрывать свой запах от посторонних.

Продолжая читать о мужчинах и женщинах, мы узнаем, что женский мозг работает в целом эффективнее, чем мужской, в частности, потому, что в нем больше синапсов (необычное утверждение, надо бы проверить его у специалистов-нейрофизиологов). Но зато мужской мозг лучше справляется со стрессовыми ситуациями. Мужчины склонны к анализу предметов, женщины — к синтезу, мужчины ригидны, женщины пластичны.

Женщинам свойственно накопление ресурсов, и это относится как к накоплению жировой массы, так и к накоплению запасов для выращивания детей.

А еще женщинам нельзя отказывать, они это воспринимают как оскорбление (мужчинам — можно). Женщины не признают своих ошибок и органически не могут извиняться (надо это взять на заметку!). Женщины не воспринимают шуток над собой и не могут себе позволить оказаться смешными (так как это снижает ее приспособленность, доступ к ресурсам). Интересно, что бы на это утверждение мужчины-физиолога сказали психологи?

Концовка книги содержит нечто интересное — «домашнее задание» в области интерпретации человеческого поведения. 33 вопроса, на которые предлагается ответить читателю. Например, 8) что общего между поведением женщины, расчесывающей волосы, и мужчины, почесывающего лысину? 21) справедливы ли следующие утверждения: Г. Не бывает некрасивых женщин, бывает мало водки; К. Главное украшение девушки — скромность; 27) Каковы гуморальные механизмы второго дыхания у спортсменов? 29) Почему контрацептивы могут обострять ПМС? Правильные ответы прилагаются.

Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей: в 2 т. / Дмитрий Жуков. — М.: Альпина нон-фикшн, 2014. — 428 с. и 374 с. ISBN 978-5-91671-272-8

Человек существо социальное. Многие его поступки зависят от поведения массы, ведь страх остаться одному, отделиться от толпы, часто способен сыграть злую шутку с индивидуумом. Поведение человека предсказуемо для людей, знакомых с механизмами действия психических и физиологических процессов организма. Если разобраться в этих тонкостях, то любые решения и поступки становятся прогнозируемыми. Хотите знать, как в следующую минуту поступит Ваш оппонент?

Настало время обратиться к царице гуманитарных наук. Биология знает, как и почему люди проявляют себя по-особенному в конкретных ситуациях. Эта книга готова раскрыть все секреты психологии поведения видов. Нет, скучно не будет уж точно. Научная подоплека в сочетании с яркой авторской манерой Дмитрия Жукова создали удивительное пособие «Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей», рассказывающее живым языком о физиологических и психологических механизмах, влияющих на человеческие поступки.

О чем эта книга?

Поведение человека закономерно. Вы наверняка заметили, что большинство поступков, совершенных Вами и Вашими сородичами, совершаются спонтанно, интуитивно. На самом деле все это не случайность, а лишь хорошо продуманные в закромах организма поведенческие реакции, возникающие на гормональном уровне.

В книге «Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей» Дмитрий Жуков доказывает, что подобно животным, человеческим организмом движут закономерные врожденные и приобретенные процессы. Господин Жуков в своем пособии отводит особое место главам о страхе, депрессии, поведении родителей, межличностных взаимоотношениях, половым различиям и сексуальным отклонениям.

Благодаря идеально соблюденному балансу между научной и повествовательной основой, книга читается легко, а идеи, помещенные в ней не кажутся топорными. Увлекательный экскурс в мир нейронов и гормонов обещает удивить и пополнить запас эрудиции.

Чему учит эта книга?

Книга имеет ценность не просто как краткий экскурс по закромам организма человека. Это подлинное содержательное научное исследование, которое создано с целью помочь людям познать себя. Проведенные параллели с миром животных и практические советы по воспитанию своих домашних любимцев делают повествование еще красочней и интересней.

Прочитав эту книгу, Вы научитесь понимать почему в определенный момент своей жизни поступили именно так, а значит сможете корректировать собственное поведение, не говоря уже о том, что Жуков дает шанс научиться предсказывать поведение Ваших друзей и врагов.

Для кого эта книга?

Прикладное значение книга имеет для студентов биологов, психологов, социологов, которым предстоит изучать психологию личности, а под руководством Дмитрия Жукова этот процесс покажется простым и забавным. Пособие пригодно не только для профильного использования. Люди, далекие от изучения вышеперечисленных наук, также сочтут книгу нужной для повседневности

Редакторы П. Суворова, Е. Дружкова

Рецензенты Камышев Н.Г., д.б.н., зав. лаб. сравнительной генетики поведения Института физиологии им. И.П. Павлова РАН, Марков А.Г., профессор, д.б.н., зав. каф. физиологии человека и животных биологического факультета СПбГУ

Руководитель проекта А. Половникова

Корректоры Е. Сметанникова, М. Миловидова

Компьютерная верстка М. Поташкин, А. Фоминов

Дизайн обложки Ю. Буга

Рисунки крыс Д. Жуков

© Жуков Д.А., 2013

© ООО «Альпина нон-фикшн», 2014

© Электронное издание. ООО «ЛитРес »

Жуков Д.А.

Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей: в 2 т. / Дмитрий Жуков. – М.: Альпина нон-фикшн, 2014.

ISBN 978-5-9614-3295-4

Все права защищены. Никакая часть электронного экземпляра этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Зло и несчастья происходят с человеком из-за отсутствия необходимого знания.

Демокрит

Гормоны – это часть механизмов, которые называют гуморальными. «Гумор» означает «жидкость». «Гуморальные механизмы» – те, которые связаны с веществами, растворенными в жидкостях организма. Главная его жидкость – кровь, а главные гуморальные факторы – гормоны.

В нашем организме, как и в организме всех многоклеточных животных, существуют две системы регуляции функций, в том числе и поведения. Одна – нервная, другая – гуморальная. Все знают, что центральная нервная система – главная в нашем организме. Благодаря ей животные и человек (который с биологической точки зрения тоже относится к животным) двигаются, чувствуют, постукивают хвостом, поют, переживают, принимают решения, раскаиваются в своем выборе, укладываются спать и делают все прочее, что относится к области психики и поведения.

Роль гуморальной системы в регуляции поведения скромнее, это роль второго плана. Но сюжет жизни человека построен так, что главный герой – нервная система – не смог бы играть в одиночку. А в некоторых случаях, например при стрессе, гуморальная система выходит на передний план.

Взгляды на роль гуморальных факторов в поведении человека менялись в истории почти полярно. Античное естествознание все физиологические процессы связывало с течением жидкостей в живых существах . Считалось, что различные по качеству жидкости распространялись по организму через систему пор, которые тоже обладали различными свойствами. Взаимодействие жидкостей с порами (в которых легко увидеть современные внутриклеточные рецепторы) обеспечивало все многообразие функций и состояний души. Рационализм эпохи Просвещения предпочел идею управления по неким каналам, отодвинув на задний план представления об «истечениях», от которых сильно попахивало идеализмом из-за слабости тогдашних методов химического анализа. Идея направленной передачи управляющих сигналов в организме стала стремительно развиваться после того, как было обнаружено, что электричеством можно воздействовать на передачу сигнала по нервному волокну и вызывать сокращения мышц.

С тех пор принцип нервизма как методологии науки о душе неуклонно креп. Его расцвет приходится на середину ХХ в. В это время общим местом стало утверждение о том, что только нервная система осуществляет взаимодействие организма с внешней средой, т. е. регулирует все психические процессы и поведение. Полагали, что гуморальная система участвует лишь в регуляции висцеральных функций (работе тех органов, которые размещены в груди и животе). При этом считалось, что в регуляции и этих функций ведущая роль принадлежит нервной системе.

Несмотря на то что основным методом лечения всех болезней, в том числе и психических, оставалась медикаментозная терапия, т. е. коррекция гуморальных механизмов, в естествознании обсуждались исключительно нервные механизмы. Обычными были рассуждения, подобные следующему: «То, что гормон ХХХ влияет на поведение, ни о чем не говорит, а то, что этот гормон изменяет электрическую активность мозга, – очень интересно!» Соответственно, посвященные эндокринологии (науки о гормонах) разделы учебников физиологии иллюстрировались неаппетитными рисунками, изображавшими врожденные уродства и больных тяжелыми расстройствами обмена веществ. Это, конечно, не способствовало популярности гуморальных факторов.

Сближение эндокринологии с наукой о поведении началось после открытия голландского ученого Дэвида де Вида. В 1960-х гг. он показал, что на память влияют гормоны, секретируемые задним гипофизом, который является частью головного мозга. Так из нейроэндокринологии, т. е. науки о секреторной активности нервных элементов, возникла психонейроэндокринология – наука о влиянии на психику гормонов нервной ткани. А теперь есть и наука психоэндокринология – о влиянии любых гормонов на психику и поведение.

Современные взгляды на роль гуморальных механизмов в регуляции психических процессов соответствуют мнению академика Леона Абгаровича Орбели, который неоднократно подчеркивал, что нервная регуляция и гуморальная регуляция – это две стороны одной системы нейрогуморальной регуляции функций организма. Неоспоримы слова И. М. Сеченова: «Мозг есть орган души». Иначе говоря, головной мозг является структурой, которая играет ведущую роль в организации поведения и психических процессов. Но мозг – не только система нервных элементов, соединенных подобно элементам компьютера. Эта система, в отличие от электронных приборов, погружена в емкость, заполненную циркулирующей жидкостью. При этом бóльшая часть биологически активных веществ, регулирующих поведение, синтезируется не в мозге, а поступает в него извне.

Д.А. Жуков

В книге описаны системные механизмы поведения. Выявление механизмов – важнейшая задача исследователя любой функции организма. Рассматривать механизмы можно и нужно на нескольких уровнях: уровне целого организма, отдельного органа, ткани, клетки, на молекулярном уровне и молекулярно-генетическом. В случае такой сложной функции, как поведение, особую важность имеют системные механизмы. Разработка системных механизмов означает поиск ответов на такие вопросы, как: на основе чего формируется поведение? Какие блоки можно выделить в поведенческом акте? Как соотносятся между собой и как регулируются отдельные этапы поведенческого акта? Ответы на эти вопросы и рассматриваются в этой книге, в которой почти нет описаний процессов на клеточном и молекулярном уровнях. Механизмы поведения рассматриваются здесь на системном уровне, в традициях таких ученых, как Николас Тинберген, Конрад Лоренц, Павел Васильевич Симонов.

Н. Тинберген сформулировал в свое время четыре задачи исследователя поведения. Одна из них – выявление адаптивного смысла конкретной поведенческой формы. Это значит, что необходимо понять, какие преимущества дает данная форма поведения ее обладателю. Этот вопрос важен не только с чисто академической точки зрения. Сугубо практическое его значение состоит в оценке разных вариантов поведения как нормы или же – как патологии. Поэтому в данной книге большое место уделено рассмотрению адаптивного (приспособительного) значения поведения при стрессе, при тревожных и депрессивных состояниях. Анализируется адаптивный смысл различных психологических типов, различных типов поведения при социальных контактах, различий в поведении мужских и женских особей.

С точки зрения биологии, человек является одним из представителей животного царства, а значит, в его организме происходят процессы, сходные с теми, которые свойственны животным. Книгу Дмитрия Жукова «Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей» будет полезно прочитать не только тем, кто по долгу профессии занимается изучением поведения биологических особей, но и тем, кто хочет лучше узнать себя и научиться понимать поведение людей и животных. Эта книга является результатом серьёзного исследования, которое охватывает множество процессов, происходящих в живых организмах, как самых общих, так и тех, которые происходят в каждой клетке организма.

В книге доступно и местами с юмором изложены сложные темы, но автор смог представить информацию так, что она легко усваивается. Здесь рассмотрено, как человек ведёт себя во время стресса, как гормоны и половые различия влияют на поведение и психику, как человек питается, почему иногда испытывает влечение к существам своего пола, как объясняется его поведение в качестве родителя.

Автор этой книги говорит о том, что поведение человека основано не только на биологических механизмах, но и на гормональных. Так, например, изначально большое внимание уделялось нервной системе, но постепенно всё более подробно изучается влияние гормонов на поведение человека.

В книге проводятся параллели между поведением человека и животного, даны советы, как воспитывать своих питомцев. Книга поможет лучше узнать себя и понять, почему мы поступаем так или иначе. Хотя часто наши поступки кажутся спонтанными, автор объясняет, что же происходит на самом деле в такие моменты. Есть определённые закономерности, узнать которые будет очень интересно. Возможно, через некоторое время можно будет научиться понимать, что сделает ваш знакомый в следующий момент.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей" Жуков Дмитрий Александрович бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.