Что может быть модель образец масштаб. Они как настоящие! Как выбирать, где покупать и как хранить коллекционные масштабные модели


Как и собирался, делаю обзор набора по клиперу "Катти Сарк" в масштабе 1:150.
Набор выбирал долго, рассмотрел разные варианты, в том числе и обзор на сайте (респект Автору). Решил взять масштаб больше 350-го, думаю интереснее возиться в деталях.

Обзор модели корабля-ловушки HUNTER Q-SHIP


Q-ship (судно со скрытым вооружением, судно-ловушка) появилось между первой и второй Мировыми войнами как ассиметричный ответ на действия немецких подводных лодок. Английское Адмиралтейство подало идею, которая показалась сумасшедшей, но которая доказала свою эффективность. Она заключалась в том, чтобы вооружить торговые суда, которые казались для немецких подлодок лёгкой добычей. Волки в овечьей шкуре, маленькие суда с бесстрашием львов, такими были Q-ships, различного типа и тоннажа, замаскированные под обычные потрёпанные торговые корабли.

Обзор модели яхты "ENDEAVOUR"


Представляю вам обзор яхты "ENDEAVOUR" от Amati в масштабе 1:80.
В коробке, средних размеров из хорошего картона, лежат пакет с документацией (инструкция по сборке на итальянском, комментарии к инструкции от "Верфь На Столе" на русском, три распечатки расположения деталей на листах заготовок, два чертежа в масштабе 1:1 и распечатка парусов на ткани).

Обзор модели Американской шхуны "HANNAH" в бутылке


Когда генерал Джордж Вашингтон принял командование американской армией, у них не было кораблей, чтобы бороться против сильного английского флота. В 1775 году Джордж Вашингтон купил шхуну "Hannah", которая стала первым кораблем американского флота.

Обзор модели "DANA FISHINGBOAT"


Представляю вниманию уважаемых коллег обзор модели рыболовного судна «Dana» от компании Billing Boats в масштабе 1:60. Модели этой фирмы отличаются от большинства других производителей тем, что в них активно используются пластиковые детали, в то время как многие считают использование пластика в деревянных моделях дурным тоном. Лично для меня их модели кажутся эдаким переходным звеном от пластиковых моделей кораблей, к чисто деревянным, что и повлияло на меня при покупке этого набора.

Обзор модели "WASA"


Спустя 3 месяца поисков и ожидания получил этот набор. Он снят с производства в 2013 году и больше его выпуск не планируется. Поэтому можно назвать его практически антиквариатом.

Обзор модели Yacht D"Oro"Yacht D"Oro"


Здравствуйте уважаемые коллеги. Представляю обзор модели голландской яхты D"Oro.
Масштаб: 1/72.

Обзор модели "ДРАККАР"


Добрый день! Коллеги предлагаю вашему вниманию обзор пластиковой модели драккара от английского производителя EMHAR.
Масштаб: 1/72.

Обзор модели "LE SOLEIL ROYAL"


Здравствуйте друзья и коллеги!
Представляю Вам модель парусного корабля «Le Soleil Royal», «Король-солнце» известной французской компании Heller. Линкор 1692 года постройки был флагманским кораблём Людовика XIV. Как признаётся сам Heller, то эта модель лучшая за всю историю компании.
Немного о наборе. Масштаб 1:100. Размеры готовой модели 77 см в длину, 76,5 см в высоту.

Обзор модели "SINAGOT"


Коллеги предлагаю вашему вниманию обзор пластиковой модели рыбацкой лодки SINAGOT от известного французского производителя Heller.
В красочно оформленной картонной коробке размером 350×185×45 размещены три литника с 32-мя деталями, две вакушки с тремя парусами, инструкция и декаль.

Обзор модели "THONIER ARMOR"


Коллеги предлагаю вашему вниманию обзор пластиковой модели двухмачтового иола для ловли белого тунца.
Данный кит относится к линейке перевыпущенных знаменитым французским производителем фирмой Heller наборов, производство которых было ранее прекращено. Охарактеризовать данную серию можно одной фразой: «Отменное качество в красивой упаковке».

Обзор модели "NAO DE MATARO"


Всемирно известная Нао Матаро была названа в честь города (город Mataró, в Каталонии). По разным данным ещё этот корабль называется "Каталонское судно".

Обзор модели "ЯХТА CORSAIR"


Приветствую всех. Сегодня хочу вас познакомить с малоизвестным и довольно редким набором от французской фирмы Heller в масштабе 1/150 – яхтой Корсар.
В свете того, что сейчас Heller перевыпустил линейку своих старых моделей мы можем приобрести эти, не побоюсь сказать, прекрасные киты, пропавшие с прилавков магазинов 15-20 лет назад.

Обзор модели "CONQISTADOR"


Все вы прекрасно знаете набор Санты от Heller в масштабе 1/90. А знаете, какой набор послужил донором для Санты?
Представляю вашему вниманию один из самых редких наборов от Heller Conquistador в масштабе 1:90.

Обзор модели "LE SAINT LOUIS"


Здравствуйте господа!
Представляю Вашему вниманию набор для сборки французского галеона "Le Saint Louis" ("Сент Луис"). Производитель известная французская компания Heller.

Обзор модели "LA BELLE POULE"


"La Belle Poule": 60-ти пушечный фрегат 1-ого ранга, класса Surveillante.(в серии построено 9 кораблей). Данный класс фрегатов был разработан с оглядкой на американскую USS "Constitution".
Модель разработана компанией Heller совместно с IMAI в конце 1970-ых годов. В продажу поступила лишь первая, небольшая, серия. Набор был выпущен слишком поспешно и считается не очень удачным.


Обзор модели ШЕБЕКА


Предлагаю Вашему вниманию обзор очередного кита от IMAI «Chebec» ().
Такие корабли были популярны на просторах Средиземного моря примерно с середины XVIII века. С небольшой осадкой, хорошо вооружённые, оснащённые латинскими парусами, позволявшими ходить под любыми ветрами, они были любимы не только алжирскими пиратами, но и военными флотами приморских стран. Многие европейские страны, включая Францию, Испанию и Англию включали шебеки в состав своего флота.

Обзор модели MAYFLOWER


Наборы для постройки английского торгового судна Mayflower данной фирмы очень редкий и является фактически раритетным.
Кит упакован в классическую для IMAI картонную коробку с цветным боксартом.

Набор для постройки модели СУДНА ВИКИНГОВ в...
банке из-под кофе


На днях в мои руки попал довольно необычный набор для постройки модели судна викингов. Инструкция и все надписи на упаковке выполнены на японском языке, поэтому прочитать что-либо я не смог. Но, судя по всему, набор предназначен для самых маленьких моделистов.

Обзор модели "GOLDEN HIND" в бутылке


Обзор еще одного набора для постройки модели корабля в бутылке фирмы IMAI (Япония) - на этот раз "Золотая Лань" ("Golden Hind").
Масштаб модели, заявленный производителем - 1:450. Размеры модели: длина - 76 мм, ширина - 30 мм, высота - 67 мм.

Обзор модели "CUTTY SARK" в бутылке


Обзор еще одного набора для постройки модели корабля в бутылке фирмы IMAI (Япония) - на этот раз знаменитый клипер "Катти Сарк" ("Cutty Sark").
Масштаб модели, заявленный производителем, 1:750. Размеры модели: длина - 112 мм, ширина - 32 мм, высота - 64 мм.

Обзор модели "SANTA MARIA" в бутылке


Обзор еще одного набора для постройки модели корабля в бутылке фирмы IMAI (Япония) - на этот раз "Санта Мария" ("Santa Maria").
Масштаб модели, заявленный производителем - 1:450. Размеры модели: длина – 75 мм, ширина – 38 мм, высота – 69 мм.

Обзор модели "SIR WINSTON CHURCHILL" в бутылке


Возможно, кому-то будет интересен обзор набора для постройки модели корабля в бутылке шхуны "Sir Winston Churchill" фирмы IMAI (Япония).
Масштаб модели, заявленный производителем, 1:500. Размеры модели: длина – 88 мм, ширина – 27 мм, высота – 80 мм.

Обзор модели "THERMOPYLAE" в бутылке


Обзор еще одного набора для постройки модели корабля в бутылке фирмы IMAI (Япония) - на этот раз "Фермопилы" / "Thermopylae".
Этот набор выпущен довольно давно и, как мне кажется, в настоящее время уже не производится.


Здравствуйте господа!
Представляю Вам обзор приобретённой мной модели американского фрегата USS "Constitution". Производитель - японская компания IMAI. Заявленный масштаб 1/120.

Обзор модели "SANTA MARIA"


Немного о наборе. Качество деталей - отличное. Хорошо проработана имитация древесины, стыкуемость деталей на высоте. Хотя набору не один десяток лет, набор отличный.

Обзор модели "CATALAN SHIP"


Всемирно известная Нао Матаро (Nao Mataro) была названа в честь города (город Mataró, в Каталонии). По разным данным еще этот корабль называется Каталонское судно.
Эти суда появились примерно в 1400 году и использовались для торговли в прибрежных водах Испании. Такие корабли во множестве бороздили просторы Средиземного моря в XV веке, экспортируя каталонский текстиль.

Обзор модели "CUTTY SARK"


Здравствуйте господа! Выставляю на обзор очередную приобретённую мной модель.
Это всем известный клипер "Катти Сарк". Производитель - японская компания Имай.

Обзор модели "NAPOLEON"


Здравствуйте господа! В одной из сказок наткнулся на ссылочку интернет-магазина. И мне так понравилась одна модель, что я решил её срочно приобрести. И вот она у меня. Хочу немного похвалиться.
Итак: парусно-винтовой линкор "Наполеон" 1850 года постройки.

Обзор модели прогулочной яхты "GRETEL" (XVIII века)


Один только вид красочной добротной картонной коробки размером 485×250×65 мм заставляет пускать слюни в предвкушении ожидаемого чуда. Я так бы и уснул, наверное, под ёлкой, если бы жена не проявила настойчивость, выковыривая меня оттуда.
На коробке изображена собранная модель, приведены данные о масштабе и размерах модели, на торцах крупные планы яхты. Под крышкой в папочке из плотной бумаги 3 листа формата А2 с чертежами по сборке, брошюра - каталог за 2006-07 г.г. от производителя и инструкция на русском языке без изысков на 2-х страницах. Чертежи оставляют приятное впечатление не только качеством бумаги, но и своей подробностью и наглядностью. Приведены не только этапы сборки, но подробно дана проводка такелажа и даже показаны способы вязания узлов.

Обзор модели шхуны "MARSEILLE"


Построенная в 1764 году, шхуна Marseille служила во французском флоте как учебное судно для канониров. В дополнение к 24-м трехфунтовым орудиям, она имела два специальных шестифунтовых орудия на лафетах, которые могли поворачиваться на 180 градусов.
Хорошая, плотная и красочная коробка, Но, по-моему, слишком большая для такого набора, содержимое внутри может растрясти.

Обзор модели "USS CONSTITUTION"


USS Constitution ("Конститьюшн"), Old Ironsides ("Железнобокий старина") – старейший парусный корабль в мире из находящихся на плаву. Всё ещё числится в боевом составе американского флота.
Известен как "Old Ironsides" ("Железнобокий старина"). Это прозвище было дано кораблю после того, как во время Англо-американской войны 1812-1814 гг. Было отмечено, что ядра британского корабля HMS Guerriere отскакивали от его бортов, которые были сделаны из виргинского дуба.

Обзор модели "NINA"


Об историческом прототипе судна писать смысла нет, оно слишком известно.
"Мамоли" предлагает серию "мини" из трех парусников Колумба, заявляя при этом 106-й масштаб. Длина - 235 мм, высота - 268 мм.

Обзор модели "SANTA MARIA"


Приветствую всех.
Санта-Мария - флагманский корабль, на котором Христофор Колумб в 1492 году открыл Америку. Это была трёхмачтовая каракка типа "Нао" длиной не более 25 метров и вместимостью до 40 человек. Владельцем и капитаном каракки был баск Хуан де ла Коса, известный испанский путешественник и картограф. Санта-Мария была однопалубным трёхмачтовым кораблём с прямым парусным вооружением. Она двигалась медленнее других судов Колумба, но отличалась надежностью во время штормов.

Обзор модели балтиморской клипер-шхуны АЛЬБАТРОС


Балтиморские клипер-шхуны появились в городе Балтиморе в начале 19 века и представляли переходное звено между полноценным клипером и классической шхуной и бригантиной. Американские кораблестроители предложили новую концепцию судна. Во главу угла была поставлена скорость. Это достигалось за счет соотношения длины и ширины судна. Европейцы придерживались соотношения 1:3, 1:4. Американские кораблестроители выбрали схему 1:5, 1:6. Но за скорость тоже пришлось заплатить: уменьшилась грузоподъёмность судна.

Обзор модели Фелюга "SAN JUAN" ("EL GLORIOSO")


Краткое описание:
Фелюга - маленькое деревянной судно с сильно наклоненными мачтами и большим латинским парусом, закрепленным на состоящей из двух частей длинной рее. Они были легкими и маневренными, могли брать на борт до 10 пассажиров, причем команда состояла из двух или трех человек. Фелюги еще можно встретить на Красном море, восточном Средиземноморье и на Ниле. В Америке флот из фелюг, построенных итальянскими иммигрантами, заполнял доки Сан-Франциско до 1884 года.

Обзор модели HMS BAUNTY


Хочу представить для вас обзор, одного из самых красивых (по моему скромному мнению) вооружённых судов торгового флота Его Величества H.M.S «Bounty»,от фирмы Revell в масштабе 1:110.
Как написано на бокс-арте готовая модель имеет следующие габариты: длина - 37,2 см; высота 29,1 см.

Обзор модели ГАНЗЕЙСКОГО КОГГА


За что люблю модели старинных судов - так это за то, что спор о «формах» корпуса, окраске, и т.п. бессмысленен по той причине, что реальных чертежей не сохранилось. Это даёт моделисту простор для фантазии.
Модель от Звезды заинтересовала давно, но как то руки до её приобретения не доходили... Помог случай. Пребывая в стольном городе Киеве по старой памяти поехал в магазин... Именно там я и увидел когг от Revell. Устоять не смог... Не смог по той простой причине, что Ревелловского вообще никогда не встречал.

Обзор модели Pilgrim Ship MAYFLOWER


Представляю Вашему вниманию модель галеона Mayflower от Revell в масштабе 1:83.
Мейфлауэр (англ. Mayflower, что дословно переводится как «майский цветок», так называют в Англии боярышник) - английский галеон, на котором англичане, основавшие одно из первых британских поселений в Северной Америке, в 1620 году пересекли Атлантический океан.
Модель в красочной достаточно прочной коробке, внутри два пакета.

Обзор модели "PEDRO NUNES"


Доброго времени всем. Хочу представить вашему вниманию небольшой обзор этого специфического, на любителя (фаната) клиперов, кита.
Кажется, в свободной продаже сейчас их нет, но при желании можно, наверное, купить с рук. Про цену на сегодняшний день сказать ничего не могу.

Обзор модели "USS CONSTITUTION"


Здравствуйте уважаемые коллеги.
Представлям вашему вниманию первый совместный обзор модели корабля от Revell USS Constitution.

Обзор модели "USS BON HOMME RICHARD"


Набор, хотя и имеет достаточно большой масштаб, но количеством деталей не балует. Это даёт большой простор для доработки кита. Качество отливки деталей хорошее, облоя мало, следы толкателей слабые. Так что работать напильником придётся не очень много...

Обзор модели "WASA"


Всем, здравствуйте!
Вот не смог пройти мимо. Поехал за краской, ну и приобрел довесок.
Модель выполнена в масштабе 1/150

Обзор модели ботика Петра I "ФОРТУНА"


Предлагаю вашему вниманию обзор набора для картонного моделирования «Ботик Петра I «Фортуна» 1689», производитель Shipworks , изготовитель издательство ООО «Грин Эко», автор модели и дизайна набора Плаксин В.В.
Данный набор интересен, прежде всего, тем, что на рынке картонных моделей появился первый отечественный производитель, и он ориентирован на историю российского флота. Автор абсолютно точно передает конструкцию бота.

Обзор модели тендера "ПОСПЕШНЫЙ"


Представляю вашему вниманию ещё один обзор набора для моделирования из картона от отечественного производителя.
Тендер «Поспешный» - это небольшой 12 пушечный парусник, был посыльным и разведывательным кораблём на Черноморском флоте. Первым командиром на тендер был назначен лейтенант Бутаков Григорий Иванович, будущий адмирал, герой Севастопольской обороны и основоположник тактики парового броненосного флота. Тендер «Поспешный» был заложен в Николаевском адмиралтействе 18 марта 1844 года мастером А.С. Акимовым. По завершению строительства 9 сентября 1845 года вошел в состав Черноморского Флота. При оставлении Севастополя русскими войсками, «Поспешный» был затоплен в бухте Севастополя 27 августа 1855 года.

Обзор модели брига "ОЛИМП"


Приветствую, вас коллеги. Сегодня представляю вам обзор модели от Российской фирмы ShipWorks Брига Олимп в масштабе 1:96.
Набор содержит картонные детали, предварительно вырезанные лазером, выкройки, шаблоны и инструкции для постройки модели-копии русского парусного корабля конца XIX века - брига "Олимп" в масштабе 1:96.
Все мы неоднократно видели этот набор на полках модельных магазинов, и не раз задавались вопросом: Но, что же лежит внутри???

Обзор деревянной модели "Higaki Кaisen" (XVII-XIX в.в.)

Обзор модели "Hacchoro"


Hacchoro - традиционное японское парусное судно, которое появилось в эпоху Эдо (древнее название Токио) (1603-1868 г.г.). Возникновение данного типа судов связано с Иэясу Токугавой (1543-1616 г.г.) - принцем Минамото, дипломатом и военачальником, основателем династии сёгунов Токугава, завершившим создание централизованного феодального государства в Японии.
В живую кораблик совсем не большой, всего чуть более 42 футов или 13 метров в длину, но так как модель выполнена в масштабе 1:24, то она получается приличных размеров: длина - 592 мм, высота - 500 мм, ширина (с вёслами) - 320 мм.

Обзор модели "SANTA MARIA"


Предлагаю Вашему вниманию обзор модели корабля Санта-Мария.
Упаковка типичная для Звезды: толстый картон с полноцветной печатью. На лицевой стороне картинка с кораблём в море и логотипами фирмы.

Обзор модели "КОРАБЛЯ КРЕСТОНОСЦЕВ XII-XIV в.в."

Обзор модели "РИМСКОЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ ТРИРЕМЫ"


Корабельной темой в моделизме я не занимаюсь (за редчайшими исключениями), однако поскольку на работе мне в руки попал комплект, то предлагаю свой «беглый» вариант, покуда не появился таковой от знатоков корабельного моделизма.
Коробка внушительных размеров, прочная, красиво оформленная. Хотя, если приглядеться внимательно, можно обнаружить, что на живописной миниатюре изображен не совсем тот корабль, который в итоге можно собрать из предоставленных деталей (местá гребцов на картине открытые, например).

Обзор модели российского четырёхмачтового барка "КРУЗЕНШТЕРН"


Приветствую, коллеги.
Первое что поражает - размер коробки. Ничего такого у меня ещё в руках не бывало. Габариты коробки: длина - 62 см, высота - 47 см, ширина - 9 см. Коробка очень прочная, имеется удобная ручка для переноски.

Обзор модели "ЧЁРНАЯ ЖЕМЧУЖИНА" в масштабе 1:350


Приветствую, коллеги.
Хочу показать вам содержимое недавно вышедшей у Звезды коробочки с моделью корабля капитана Джека Воробья "Чёрная Жемчужина".

Обзор модели "СРЕДНЕВЕКОВОЙ ШЛЮПКИ"


Представляю вашему вниманию обзор маленькой, но многообещающей модели.
Такие спасательные шлюпки размешались на кораблях крестоносцев, коггах и других средневековых кораблях. Предназначались, в основном, для доставки грузов и людей, как с борта корабля на берег, так и наоборот. В случае кораблекрушения в этих шлюпках команда покидала корабль и старалась доплыть до ближайшего берега.


Обзор модели "АНГЛИЙСКИЙ СРЕДНЕВЕКОВЫЙ КОРАБЛЬ "ТОМАС"


Представляю вам обзор английского средневекового корабля "Томас".
В крупной красочной коробке из жесткого картона находится 7 литников светло-коричневого цвета, 1 литник из белого пластика, подставка, декаль, бумажный флаг и два мотка ниток.

в зависимости от назначения модели судна корпус модели может быть цельным - монолитным, сделанным из дерева, кости, пластмассы, или полым; в этом случае к перечисленным ранее материалам прибавляется жесть, латунь, фанера, картон, бумага.

При изготовлении корпусов моделей судов применяются самые раз-" нообразные конструкции и технологические приемы. Эти способы не похожи один на другой, но все они преследуют одну цель - получить корпус, в точности соответствующий теоретическому чертежу модели судна. Поэтому каким бы методом ни руководствовался судомоделист, каким бы материалом он ни пользовался, прежде всего ему нужно иметь теоретический чертеж и, пользуясь очертаниями шпангоутов или ватерлинии, делать шаблоны.

МОНОЛИТНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

Корпуса, сделанные из цельного материала, - будь то дерево, кость, пластмасса или какой-либо другой.материал, - чаще всего применяются для настольных, демонстрационных, исторических моделей.

Постройка корпуса модели начинается с обработки досок и склейки их, если корпус деревянный. Иногда для корпуса подыскивают кусок пласт,массы или кости соответствующего размера. Последовательность изготовления монолитного корпуса показана на рисунке 94. Обработав брус в форме параллелепипеда с припуском против наибольших габаритных размеров корпуса модели, необходимо произвести разметку. Приступая к разметке, моделист должен иметь перед собой точный теоретический чертеж модели. Сначала нужно провести рейсмусом или острым шилом диаметральную линию на палубе, в носовой части, по днищу и в кормовой части. Риски должны быть глубокими и точными. Потом проводятся линии шпангоутов по палубе и боку, очерчивается палуба, наносится форштевень, корма и линия борта. Разметка бруса - весьма ответственный мо.мент в работе судомоделиста, и здесь нужно помнить хорошую русскую пословицу: «семь раз отмерь, а один - отрежь». Небольшая ошибка может привести к порче заготовки, вся ранее выполненная работа пропадет даром.

Следующим этапом при изготовлении корпуса является опиловка бруса. Прежде всего обрезают нос и корму, затем опиливают по контуру ватерлинии и снимают часть палубы, если корпус делается с полубаком.

Когда корпус грубо обработан, приступают к приданию ему формы в соответствий с очертаниями шпангоутов. Шаблоны шпангоутов следует вырезать либо из фанеры, либо из плотного картона. Грубая обработка бруса вначале может быть произведена с помощью топора, затем следует воспользоваться стамесками, отделочным рубанком, напильни-камп, шкуркой. При обработке корпуса контролируйте свою работу шаблонами шпангоутов.

ПОЛЫЕ КОНСТРУКЦИИ

Как показывает опыт, судомоделисты редко прибегают к изготовлению цельных, монолитных корпусов. Даже при установке на модели резинового двигателя необходимо в корпусе иметь свободное пространство для расположения крючков, резинового жгута, гребного вала. Поэтому моделисты строят главным образом полые корпуса. Существует очень много способов постройки корпусов, в книге описаны толыю наиболее распространенные.

^ Корпус из папье-маше

Правильно, грамотно построить корпус модели судна не очень просто. Поэтому руководители кружков могут на первых порах рекомендовать начинающим моделистам постройку корпусов из папье-маше. Прежде всего нужно сделать болванку. Она может быть изготовлена из дерева так, как описано выше.

Можно применить другой способ (рис. 95). По теоретическомучертежу или виду сбсжу нужно вырезать из 3-5-1миллиметровой фанеры диаметральную плоскость и шпангоуты; в шпаїнгоутах и диаметральной плоскости выпилить пазы. Собрав эту незамысловатую конструкцию, необходимо заполнить простраінство между шпангоутами каким-либо пластическим материалом. Для этой цели подойдет парафин. Сделав точно по размера.м собранного фанерного каркаса ящичек или картонную коробку, опустите в него каркас и залейте расплавленным парафином. Если парафина достать нельзя, пользуйтесь пластилином, глиной, алебастром. Когда материал затвердеет, обработайте наружную поверхность болванки. Сделать это нетрудно, так как шпангоуты, которые должны быть выпилены очень точно, будут контролировать правильность формы корпуса. После того как болванка корпуса готова, приступают к оклейке ее бумагой. Оклеивать корпус лучше всего непроклеенной, газетной бумагой. Бумагу не следует резать ножницами, лучше інарвать руками, в этом


случае кромка не имеет резкой грани и при «аклейке слои хорошо схватываются. Приготовленную бумагу заливают на несколько минут теплой водой. Болванку корпуса модели смазывают вазелином, маслом или каким-нибудь другим жиром и начинают оклеивать полосками бумаги. Для склеивания бумаги применяют клейстер из картофельной муки или декстриновый клей. Первые два слоя бумаги выкладывают без клея, последующие - на клею. Кусочки бумаги нужно накладывать очень плотно друг на друга, без пробелов, чтобы края соседних слоев покрывались новым кусочком бумаги. Накладываемые слои бумаги должны образовать гладкую поверхность без выпуклостей и впадин. Для небольших корпусов достаточно 10 слоев бумаги, это примерно 1,5-3 мм; для крупных корпусов следует увеличить толщину обшивки до 4 мм.

Оклеив болванку корпуса 3- 4 слоями, нужно дать бумаге просохнуть в течение 10-12 часов, затем положить еще 3-4 слоя и вновь высушить.

Корпус модели из папье-маше можно сделать и другим способом: из дерева изготовляют болванку и по габаритным размерам, с небольшим припуском, делают ящик из 5-миллиметровой фанеры (рис. 96). В ящик наливают разведенный гипс или алебастр. Затем, обильно смазав болванку вазелином или таво-

Рис. 96. Корпус из папье-маше (2-й вариант):

/ - опускание болванки в жидкий гипс или парафин: 2 - гипсовая форма; 3 - укладка листов бумаги; 4- готовый корпус в сечении; 5-фанер ная шпангоутная рамка в корпусе из папье-маше.

том, опускают ее в гипс и дают гипсу застынуть. Когда болванку вынут из гипса, образуется форма. Теперь остается выложить форму несколькими слоями бумаги так, как было указано выше. При этом способе изготовления корпуса наружная поверхность, прилегающая непосредственно к гипсовой форме, получается очень гладкой.

Долбленый корпус

Болванка для долбленого корпуса модели судна делается тем же способом, что и при изготовлении корпуса из папье-маше. Готовую болванку устанавливают на верстаке и приступают к выдалбливанию ее


Рис. 97. Изготовление долбленого корпуса модели судна (1-й вариант):

/ - сверловка коловоротом; 2 - долбление стамеской; з - разметка под сверловку по теоретическимшпангоутам; 4 - сечение по шпангоуту.


(рис. 97). Для облегчения и ускорения работы рекомендуется воспользоваться коловоротом с перкой и сделать ряд отверстий. Пользуясь теоретическим чертежом, можно ограничиться сверлением только по шпангоутам. Выбирать дерево изнутри корпуса следует с помощью долота и полукруглой стамески.

Есть и еще один способ изготовления долбленого корпуса модели судна (рис. 98). Брус, из которого будет делаться корпус, должен состоять из двух половинок, склеенных по диаметральной плоскости, междуполовинками нужно проложить лист бумаги. Разметку и первоначальную опилов]<у корпуса производят обычным способом. Затем нужно разъединить половинки и сделать пропилы ножовкой с внутренней стороны. Лишний материал выбирается с помощью стамески - сначала плоской, а потом полукруглой. Когда половинки корпуса обработаны, их склеивают. Через один шпангоут в корпус нужно врезать бимсы, на них будет крепиться палуба.

Изготовление долб.пеных корпусов несложно, но довольно трудоемко, корпуса получаются тяжеловатыми, однако точность изготовления мол<ет быть очень высокой. Дерево хорошо поддается обработке и отделке.

Слоеные корпуса

Юным кораблестроителям можно предложить и такой вариант изготовления корпуса модели (рис. 99). Взяв несколько досок, предвари-


Рш. 99. Изготовление слоеного корпуса модели судна:

/ - выпиливание контура ватерлинии и внутренней части; 2 - выпиленная ватерлиния; 3 - (;;сленвание ватерлиний; 4, 5, 6 - сечение склеенной болванки; Т - готовая болванка.


Рис. 100. Схема изготовления композитного корпуса модели судна (1-й и 2-й варианты):

/ - изготовление днища из доски; 2 - крепление фанерных шпангоутов и привальных брусьев; 3 - сечение композитного корпуса; обшивка тонкой фанерой; 5-установка носовой и кормовой оконечностей, шпангоута и стрингеров; 6 ~~ обшивка корпуса тонкой фанерой.

тельно их остругивают и подготавливают для склейки. Затем с теоретического чертежа на доски переносятся от 3 до 5 ватерлиний, в зависимости от толщины досок. Намечается также, сколько нужно удалить дерева изнутри. После этого вьгкружной ножовкой сначала выпиливается внутренний контур, а затем наружный по ватерлинии, обязательнос припуском 2-3 мм. Когда все доски выпилены, они склеиваются и сжимаются струбцинками. Необходимо дать доскам хоропіо высохнуть и лишь после этого приступить к обработке дерева. Обработка производится обычными столярными инструментами: стамесками, рубанками, рашпилем, напильниками, циклей.

Композитные корпуса

Основание - нижняя часть корпуса - делается из доски в точном соответствии с теоретическим чертежом, затем из фанеры выпиливаются шпангоуты, ставятся привальные брусья и к ним «пришивается» - прибивается на клею - тонкая авиационная фанера толщиною 0,5-1,0 мм. Оконечности - нос и корма - делаются из цельных кусков дерева.

Этот іметод постройки корпусов (рис. 100) получил у судомоделистов довольно широкое распространение, особенно при постройке моделей, имеющих угловатые обводы шпангоутов, - быстроходные, глиссирующие катера и подобные типы судов. Для полных моделей с значительной цилиндрической вставкой этот метод также может быть рекомендован.

Наборные корпуса

Наиболее распространенным и рациональным способом изготовления корпусов для моделей судов следует считать широко применяемый судомоделистами наборный способ. Способы постройки наборных корпусов показаны на рисунках 101, 102. Технология постройки корпуса по этому способу в некоторой степени походит на существующие методы постройки настоящих судов. Работа начинается с выпиливания шпангоутов и изготовления колобашек - носовой и кормовой оконечностей. Затем набор устанавливается на размеченном бруске - своеобразном стапеле, месте, где будет собираться корпус модели судна. Установив оконечности и шпангоуты, нужно связать их килевой балкой - кильсоном - и бортовыми брусьями - палубными стрингерами. Затем начинают прибивать заранее заготовленные рейки толщиною 3-4 мм. Под шляпки гвоздей нужно подложить кусочки картона или фанеры. Это необходимо для того, чтобы при вытаскивании гвоздей не повредить корпус модели. Сборка всех деталей осуществляется на клею. Когда клей хорошенько высохнет и прихватит рейки к шпангоутам, гвозди вытаскиваются клещами. При постройке наборных корпусов вместо реек можно применять в качестве обшивки тонкую авиационную фанеру, шпон. В этом случае рекомендуется, помимо привального бруса, установить один или два бортовых стрингера.

Для обшивки можно применить и тонкий картон или плотную чертежную бумагу. Для некоторых корпусов быстроходных глиссирующих катеров можно применить обтяжку корпуса материей на водоупорном клее типа «АК-20».



Описание способов постройки корпусов для моделей судов было бы неполным, если бы мы не рассказали об изготовлении металлических корпусов.

Металлические корпуса

Изготовление жестяных корпусов напоминает постройку настоящих кораблей; если иметь в виду, что толщина обшивки на небольших современных судах составляет 6-8-10 мм, то на модели, уменьшенной в 100 раз по сравнению с настоящим судном, обшивка по толщине должна быть равней 0,06-0,1 мм. Такую жесть трудно найти, поэтому приходится ограничиваться имеющейся жестью от консервных банок; она вполне пригодна для изготовления металлического корпуса. Начинать работу следует с изготовления по теоретическому чертежу болванки корпуса модели из дерева. Рекомендуется взять твердую породу - дуб, клен, ясень, бук, в крайнем случае березу. На болванке нужно разметить теоретические шпангоуты и прорезать пазы, куда затем будут вставляться шпангоуты. Заготовка шпангоутов очень проста. На жести чертилкой проводится риска на расстоянии 5 мм от края листа, затем еще через 5 мм следующая риска, и через 10 мм новая; по этой риске производят сгиб жести и полученную полоску отрезают. Затем, зажав попоску в тиски по отмеченную риску, нужно расправить согнутые края шпангоута-полки молотком так, как показано на рисунке 103. Заготовка шпангоута закладывается в прорезь на болванке, и с помощью киянки заготовке придается форма шпангоута. Шпангоут закрепляется скобкой, сделанной из гвоздя. Для того чтобы шпангоут не выступал на болванке, рекомендуется на ней сделать вырез на толщину жести; это обеспечит плавность обводов корпуса. Укрепив таким способом шпангоуты, нужно заготовить выкройки обшивки из бумаги и по ним вырезать части обшивки из жести. Длина каждого листа жести для обшивки должна быть такой, чтобы на днище листы правого борта на 1-2 мм перекрывали листы левого борта, а по высоте листы должны доходить до кромки палубы. Лист обшивки нужно обколотить по болванке, придав ему форму корпуса модели на данном участке, и закрепить тонкими обойными гвоздиками. После закрепления всех листов обшивки можно приступить к припаиванию листов, предварительно удалив гвозди, которыми прикреплен лист обшивки к шпангоутам. Если стык двух секций будет не очень точным, это не беда: прибавьте немного олова и заполните расстояние между двумя соседними листами. А если одна секция накрывает другую, подрежьте ту, которая еще не припаяна. Не рекомендуется паять носовую и кормовую оконечности, так как в этом случае затрудняется снятие корпуса с болванки. Для усиления носовой оконечности целесообразно впаять форштевень - металлическую пластинку толщиною 1-1,5 мм. Внутри корпуса, когда он будет снят с болванки, нужно впаять несколько бимсов - поперечных связей такого же профиля, что и шпангоуты. Листы палубного


настила следует стыковать на бимсах. В оконечностях палубные листы должны иметь загнутые кромки, которые заходят на борта с наружной стороны.

Корпус модели судна, сделанный из жести, может быть очень точным по форме, и он больше, чем какой-либо другой, приближается к корпусам настоящих судов.

Испытание корпуса модели судна

Когда корпус модели готов, его следует испытать на водонепроницаемость, осадку, остойчивость. Для этой цели строится так называемый опытовый бассейн. Лучше всего бассейн строить из кровельного железа (рис. 104). Сделанный из него ящик размерами 3 000Х700Х


Рис. 104. Бассейн из кровельного железа для испытания моделей.


Рис. 105. Бассейн из фанеры для проведения соревнований малых моделей судов.

X 500 мм заключают в станок, связанный из досок толщиною не менее 50 мм. Ножки должны иметь сечение не менее 60X60 мм. Высота бассейна примерно 750 мм. Водонепроницаемость обеспечивается шпаклевкой всех соединений и тщательной окраской бассейна изнутри и снаружи. Для спуска воды предусматривается кусок водопроводной трубы с краном. К трубе присоединяется резиновый шланг. Наполнение бассейна производится из водопровода. Не забудьте на выходном отверстии поставить сетку, чтобы исключить засорение сливной трубы.

На рисунке 105 изображен внешний вид бассейна и его основные ■размеры. Размеры бассейна могут быть изменены в зависимости от величины комнаты, где он разместится, а также имеющихся в наличии листов кровельного железа. Идея постройки бассейна из фанеры предложена куйбышевскими судомоделистами *. Упрощенный бассейн представляет собой плоский лоток длиной около 6 тысяч мм, шириной 1 тысяча мм и высотой 350 мм. Для изготовления бассейна необходимо 4 листа 3-миллиметровой фанеры и 4 доски толщиной 25-30 мм, длиною 6 500 мм.

Собрав бассейн, тщательно прошпаклюйте все пазы и места соединений. Снаружи и изнутри покройте бассейн горячей олифой, дайте просохнуть, затем покрасьте два-три раза масляной краской. На стенках бассейна с внутренней стороны нанесите отметки через 250 мм, отступя от передней стенки на 1 тысячу мм.

Бассейн при заполнении до уровня в 250 мм вмещает немного более тонны воды. Спуск воды производится через отверстие с резиновой трубкой, сделанное в задней стенке бассейна. Когда бассейн заполнен водой, отверстие закрыто изнутри пробкой.

В таком бассейне проводились соревнования малых моделей судов с резиновыми двигателями. Временный бассейн может быть сооружен из брезента. Делается ящик из досок по размерам брезента или станок. Брезент укладывается внутрь ящика, края прикрепляются рейкой с гвоздями к стенкам, после чего наливается вода. В таком временном бассейне долго воду держать не следует. Выпуск воды осуществляется с помощью резиновой трубки.

* И. Аристов, Комнатные соревнования по морскому моделизму. Журнал «Военные знания» № 1, 1954, стр. 20.


С развитием индустрии производства масштабных моделей сложились некоторые общепринятые стандарты масштабов для каждого вида моделей. В этой статье мы постараемся подробно рассказать Вам о шкале масштабов, используемых в стендовом моделизме.

Начнем с небольшого экскурса в историю происхождения «дюймовых» масштабов. В Англии, примерно с XVII века, при подготовке к постройке новых кораблей изначально делалась очень точная модель корпуса корабля. В дальнейшем эта модель использовалась как плаз и генеральный чертёж при строительстве настоящего корабля. С неё снимались все модели, по ней приблизительно определялась даже водоизмещение корабля. При этом модель для удобства перевода размеров изначально строилась по правилу «фут за дюйм», «два фута за дюйм» или в других кратных масштабах. Многие из этих моделей сохранились до наших дней. Поскольку в футе 12 дюймов (1 дюйм =2,54 см), получались соответственно масштабы 1:12, 1:24 и кратные им. Отсюда пошла «дюймовая» традиция соотношения масштабов: 1:6, 1:12, 1:18, 1:24, 1:32, 1:48, 1:72, 1:96, 1:144.

А теперь рассмотрим подробно масштабы, которые используют компании-производители для различных типов моделей.

Авиация
Наиболее широко известный и одновременно наиболее распространенный в мире масштаб 1:72.
В масштабе 1:144 на Западе обычно выпускаются модели тяжелых многомоторных самолетов, например, дальних бомбардировщиков периода второй мировой войны или современных пассажирских. Исключение составляет фирма REVELL, которая изготавливает в этом масштабе и истребители.


В последнее время получает все большее распространение масштаб 1:48. В этом масштабе выпускают модели самолетов такие известные фирмы, как AIRFIX, HASEGAWA, ITALERI, MONOGRAM и другие. Значительно реже встречается масштаб 1:32. Иногда можно встретить и совсем «нестандартные» масштабы, такие как 1:20, 1:28, 1:40, 1:96, 1: 100. Но авиамоделей в этих масштабах — единицы.

Бронетехника и артиллерия
Что касается моделей бронетанковой техники, то самые массовые масштабы — это 1:35 и 1:76. В них выпускается абсолютное большинство моделей. Куда реже встречаются 1:48 и 1:25. У ряда западных фирм в последнее время наметилась тенденция к производству моделей бронетанковой техники и в масштабе 1:72. В самом мелком для бронетанковой техники масштабе 1:87 работает всего несколько фирм, хотя заметим, что среди них такие известные фирмы, как ROSO и TRIDENT.

Автомобили
Спектр «автомобильных» масштабов значительно больше: 1:12, 1:18, 1:20, 1:24, 1:25, 1:32, 1:87. Необходимо отметить, что речь здесь идет о масштабах сборных моделей автомобилей (кроме 1:87). Известный у нас масштаб 1:43 — коллекционный; в этом масштабе сборные модели-копии практически не выпускаются. Число масштабов для моделей мотоциклов ограничено двумя: 1:8 и 1:12.


Морской флот
Наиболее распространенные «корабельные» масштабы — 1:1200, 1:700, 1:600, 1:400, 1:350. Впрочем, что касается кораблей, то говорить здесь о какой-то системе труднее всего. Очень многое зависит от размеров корабля-прототипа и от самой фирмы-производителя. Так, например, фирма REVELL выпускает эскадру Колумба в масштабе 1:90, клипер «Катти Сарк» — 1:96, «H.M.S. Bounty» - 1:110, немецкую подводную лодку периода второй мировой войны — 1:144, а советский авианосец «Варяг» в масштабе 1:720. Французская же фирма HELLER выпускает тот же «Катти Сарк» в масштабе 1:130. Поэтому подобрать или уловить какой-то наиболее общепринятый масштаб здесь крайне сложно.

Модели железных дорог
Самая интересная история с масштабами разыгралась в моделях железных дорог. До создания международной федерации любителей железных дорог (а это произошло в 50-х годах ХХ века) множество разнообразных фирм выпускали железные дороги в самых разнообразных масштабах, что составляло для коллекционеров известные проблемы. После введения стандартов за основной масштаб приняли 1:45, назвали его «0» (ноль).


При этом англичанине при той же ширине колеи считают модели масштаба «0» масштабом 1:43,5. В норме NEM 010 об этом написано так: "ширина колеи 32 мм, масштаб 1:45, модельный метр 22,2 мм». При этом дано примечание: «Во Франции и Великобритании до сих пор применяется масштаб 1:43.5. Модельный метр в этом случае равен 23.0 мм». (Колея та же - 32 мм). Отсюда, кстати, и пошел широко известный для моделей автомобилей масштаб 1:43.

Есть масштабы и по крупнее - 1:22 (I) ширина колеи 45 мм, 1:27 (II) - ширина колеи 57 мм, в настоящий момент не применяется, 1:22,6 (III) - ширина колеи 63,5 мм. Наиболее распространённым стал масштаб «половина нуля», «Н0», «HALF Null» (англ.), «Halb Null» (нем.), масштаб Н0 составляет величину 1:87.

Следующие железнодорожные масштабы ничего общего не имеют с предыдущими. В конечном итоге линейка железнодорожных масштабов выглядят так: 1:32, 1:45, 1:87, 1:120, 1:160, 1:220. Как устаревший, но допускаемый иногда используется масштаб 1:64. При этом ширина колеи всегда пересчитывается из расчета уменьшения не российского стандарта (1520 мм), а западноевропейского (1435 мм), даже для моделей советской техники. Если будете строить модель советского бронепоезда, имейте это в виду. В целом стандарты железнодорожного моделизма отличаются наибольшей проработанностью и точностью. В них стандартизовано почти всё: сечение рельса для каждого масштаба, устройство опорных устройств тележек, ширина колеи и т.д.


О моделизме и применяемых в моделизме масштабах.

Человечество всегда видело в своих кораблях, повозках и зданиях нечто большее, чем просто утилитарные сооружения. Их любили, оберегали, украшали резьбой и золотили. Люди делали скульптуры своих кораблей, рисовали в храмах и давали им ласковые имена. И, конечно, люди всегда делали модели своей техники. Из золота и серебра, дерева и глины, точные копии и игрушки, для ритуальных надобностей и в качестве пепельниц - вариантов столько же много, сколько и народов. Одна из самых древних известных нам моделей египетского корабля, например, датируется 4-м тысячелетием до н.э. и сделана из серебра. Надо сказать, что очень хорошо сделана, с вёслами и подробностями.

При моделировании техники и зданий модели обычно делаются уменьшенными в определённом соотношении, впрочем, и из этого правила есть исключения. Для музеев или любителей иногда создаются недействующие макеты полного размера, иногда строятся действующие модели по новым технологиям, существуют даже летающие самолёты - копии исторической техники (они называются «реплики»).

В промышленности при изготовлении чертежей и промышленных моделей приняты следующие масштабы: 1:2, 1:4 (его стараются не использовать), 1:5, 1:10, 1:20, 1:25, 1:50, 1:100, 1:200, 1:300, 1:400, 1:500, 1:1000. В Европе довольно часто применяется масштаб 1:2,5 (2/5). Однако, это чертежные масштабы, которые с моделизмом не имеют почти ничего общего.

В моделизме существуют несколько традиций масштабов, одна из них идёт от десятичной системы, другая происходит от дюймовой традиции. Кроме того, в железнодорожном моделизме приняты в качестве стандарта свои, достаточно произвольные размеры, которые не совпадают с другими направлениями моделизма.

Интересно происхождение дюймовых масштабов. В своё время, примерно с XVII века, в Англии при постройке новых кораблей был принят следующий порядок: поначалу очень опытным мастером, сведущем во всех нюансах устройства и постройки кораблей, делалась очень точная модель корпуса корабля. В дальнейшем эта модель использовалась как плаз и генеральный чертёж при строительстве настоящего корабля. С неё снимались все модели, по ней приблизительно определялась даже водоизмещение корабля! Такой порядок позволял ещё на этапе проектирования добиться высокого качества поверхностей, избежать «угловатостей», которые неизбежно возникали при проектировании по чертежам, а также проработать все вопросы компоновки и сборки корабля. При этом модель для удобства перевода размеров изначально строилась по правилу «фут за дюйм», «два фута за дюйм» или в других кратных масштабах. Многие из этих моделей сохранились до наших дней. Поскольку в футе 12 дюймов (1 дюйм =2,54см), получались соответственно масштабы 1:12, 1:24 и кратные им. Отсюда пошла «дюймовая» традиция масштабов: 1:6, 1:12, 1:18, 1:24, 1:32, 1:48, 1:72, 1:96, 1:144.

Масштабы для моделей кораблей.

Для выхода на официальные соревнования по судомоделизму вам нужно будет выполнить модель в одном из стандартных масштабов системы НАВИГА: 1:10, 1:15, 1:20, 1:25, 1:50, 1:75, 1:100, 1:150, 1:200, 1:250, 1:400, 1:500, 1:1000, 1:12500. Этот стандарт принят в России и ряде стран Европы. При этом как в пластике, так и в бумаге выпускается достаточно много моделей, выполненных в масштабе 1:96. Очень точные и красивые модели парусников из бумаги в этом масштабе выпускает фирма «Shipyard».
Новые судомодели из бумаги, пожалуй, лучше разрабатывать в масштабах 1:50 и 1:100 для парусников (в зависимости от размера), 1:200 для небольших боевых и гражданских кораблей, 1:400 для крупных кораблей. Применяется также масштаб 1:500, но намного реже, масштабы 1:400 и 1:200 для стендовых моделей крупных кораблей стали фактически стандартом. Кроме, того существует достаточно много моделей из пластика в масштабах 1:350 и1:300, но их, пожалуй, следует считать нестандартными.

Модели автомобилей и боевой техники.

Для моделей автомобилей и танков используются следующие масштабы: 1:5, 1:6, 1:8, 1:10, 1:12 (очень редко), 1:14 (очень редко), 1:15, 1:16, 1:18, 1:20 (очень редко), 1:24 (английская традиция,), 1:25 (для официальных соревнований в спортивном моделизме, например, трассовом), 1:30 (очень редко), 1:32, 1:35, 1:43, 1:100.

В масштабе 1:24 существует много сборных моделей автомобилей из пластика и металла. В масштабе 1:35 также выпускается довольно много пластиковых моделей танков и автомобилей, масштаб 1:43 широко известен по игрушкам и коллекционным моделям. В этом масштабе иногда делают модели автобусов и другой крупной автотехники из бумаги.

Большинство моделей автомобилей из бумаги выполнено в масштабе 1:25. Новые модели легковых автомобилей лучше разрабатывать в масштабе 1:18 или крупнее, масштабы 1:24, 1:25 всё-таки маловаты для бумаги, детали получаются слишком мелкими, в этих масштабах трудно передавать скругления, которых на любом автомобиле очень много. В крайнем случае, потом разработку можно уменьшить.

Модели железных дорог.

Самая весёлая история с масштабами разыгралась в моделях железных дорог. До создания международной федерации любителей железных дорог (а это произошло в 50-х годах ХХ века) множество разнообразных фирм выпускали железные дороги в самых разнообразных масштабах, что составляло для коллекционеров известные проблемы. После введения стандартов за основной масштаб приняли 1:45, назвали его «0» (ноль).

При этом англичанине при той же ширине колеи считают модели масштаба «0» масштабом 1:43,5. В норме NEM 010 об этом написано так: "ширина колеи 32мм, масштаб 1:45, модельный метр 22,2мм». При этом дано примечание: «*) Во Франции и Великобритании до сих пор применяется масштаб 1:43.5. Модельный метр в этом случае равен 23.0 мм». (Колея та же - 32мм). Отсюда, кстати, и пошел широко известный для моделей автомобилей масштаб 1:43.

Есть и масштабы крупнее - 1:32 (I) ширина колеи 45мм, 1:27 (II) – ширина колеи 57мм, в настоящий момент не применяется, 1:22,6 (III) – ширина колеи 63,5мм. Наиболее распространённым стал масштаб «половина нуля», «Н0», «HALF Null» (англ.), «Halb Null» (нем.), масштаб Н0 составляет величину 1:87. Следующие железнодорожные масштабы ничего общего не имеют с предыдущими. В конечном итоге линейка железнодорожных масштабов выглядят так: 1:32, 1:45, 1:87, 1:120, 1:160, 1:220. Как устаревший, но допускаемый иногда используется масштаб 1:64. При этом ширина колеи всегда пересчитывается из расчета уменьшения не российского стандарта (1520мм), а западноевропейского (1435мм), даже для моделей советской техники. Если будете строить модель советского бронепоезда, имейте это в виду. В целом стандарты железнодорожного моделизма отличаются наибольшей проработанностью и точностью. В них стандартизовано почти всё: сечение рельса для каждого масштаба, устройство опорных устройств тележек, ширина колеи и т.д. Если решитесь делать модели железнодорожной техники, разыщите эти стандарты.

Макеты зданий.

Строя модели зданий, вам придётся решить, какой традиции вам больше хочется следовать. Очень распространены модели зданий в железнодорожных масштабах. Причина очевидна: они хорошо подходят для построения макетов местности рядом с дорогой. Но используются также и масштабы, приведенные выше для судов (десятичная традиция). Какие из них распространённее, тяжело сказать. Если вы планируете ставить рядом модели автомобилей, то вам вообще лучше взять автомобильные масштабы. Если вы думаете сделать кукольный домик - игрушку, то вам лучше следовать стандартам для фигурок людей (они приведены ниже).

Модели фэнтезийных персонажей, солдатики, куклы.

Для солдатиков достаточно трудно указать точный масштаб, поскольку для них стандартизуется, как правило, не масштаб, а высота фигурки. Известны следующие типоразмеры для оловянных солдатиков: 50-60мм (1:30-1:32), 30-32мм (1:50-1:60, так называемая «нюрнбергская» традиция). В японской традиции существует довольно много макетов персонажей из бумаги в масштабе 1:8, существуют так называемые фигурки – гасяпоны высотой 10-12 см, их масштаб – примерно 1:20-1:25. Известная Барби выполнена ростом около 280мм, что примерно соответствует масштабу 1:6,3. Существует также довольно много неплохих игровых фигурок - кукол от «Киндер-сюрприза», они выполнены размером около 40мм, что примерно соответствует масштабу 1:45. Если вы думаете создать игрушку для своего ребёнка, домик или машину, можете использовать этот типоразмер - этих фигурок очень много и играть с ними очень удобно. Используется также масштаб 1:72, в этом масштабе выпускается большое количество наборов солдатиков для сборки.

Модели самолётов.

Для летающих моделей самолётов, с которыми можно выступать в спортивном моделизме, используются десятичные масштабы, указанные выше, но каких-либо строгих правил на этот счёт нам обнаружить не удалось даже на сайте федерации авиамодельного спорта. Для летающих моделей - копий ограничивается, как правило, не масштаб, а вес и площадь несущей поверхности.

Для стендовых моделей-копий самолётов используются масштабы 1:24, 1:32, 1:33, 1:48, 1:50, 1:72, 1:100, 1:144, 1:150. В масштабе 1:72 выпускается очень большое количество пластиковых наборов для сборки и готовых моделей, это, пожалуй, самый распространённый и самый известный масштаб. Довольно много моделей из пластика выпускается в масштабе 1:48. Иногда появляются в продаже наборы для сборки в масштабе 1:32, но они очень дорогие и очень редкие. Существует много моделей гражданских самолётов из пластика в масштабах 1:100 и 1:144, при этом последний постепенно становится более распространённым. В масштабе 1:150 известно совсем немного моделей крупных гражданских самолётов из бумаги и пластика, можно сказать, что это устаревший и недействительный масштаб. Масштаб 1:50 одно время применялся довольно широко для моделей как истребителей, так и гражданских самолётов, но на сегодня, можно считать, он полностью вытеснен масштабами 1:48 и 1:72.

При этом для моделей самолётов из бумаги стандартным и общепринятым стал масштаб 1:33 как примерно одна треть от сотого – то есть этот масштаб имеет метрические корни. Новые разработки стендовых моделей из бумаги было бы мудрым выполнять в масштабах 1:24, 1:33, 1:48, 1:72, 1:144. Впрочем, если вы собираете модели гражданских самолётов из пластика в масштабе 1:100 (их довольно много), вам может пригодиться и этот масштаб.